Что мы знаем о речи ее стилях и типах 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Личностные: формирование сознания того, что знание языка- показатель важнейшей культуры человека.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Наглядно-демонстрационный материал

Записи на доске

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап.

Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность, собирает тетради с домашней работой

Слушают учителя, готовятся к работе

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

- Какие были затруднения при выполнении ДЗ?

Рассказывают о выполнении домашней работы, затруднениях, задают вопросы. Рассказывают правила.

Отвечают на вопросы учителя,

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике и тетради, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вспомните, что такое язык.

- Каковы его основные функции?

- Чем речь отличается от языка?

Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок

Самоконтроль, прогнозирование результатов.

4) Актуализация знаний

- Какие виды речи вы знаете?

Упр. 12, 13 письменно по заданию.

Отвечают на вопросы.

Формулируют выводы, правила, определения понятий.

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Физкультминутка

Выполняют за одноклассником (учителем)

Личностные – забота о здоровье

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с этикетными словами: записать 5 слов в тетрадь.

Чтение и проговаривание правила о стилях и типах речи

Читают теоретический материал, задания упражнений, выполняют задания и проверяют себя.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод о том, как применили знания и умения в новой ситуации

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

построение логической цепи рассуждения.

планирование учебного сотрудничества.

анализ, сравнение, синтез.

6) Обобщение и систематизация знаний

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют определения, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Упр. 18 письменно – СР с последующей проверкой

Систематизируют материалы наблюдений, выполняют самоконтроль (взаимоконтроль), делают выводы по выполненным заданиям

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, самоконтроль (взаимоконтроль).

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 2 выучить правила, упр. 22 (4) списать, 1 предложение разобрать по членам

Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы

Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- В чем возникли затруднения?

- Над чем нужно поработать дома?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.

Образовательная: совершенствовать знания детей о типах речи, определять тему и главную мысль текста, развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Развивающая: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к языку.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Технологическая карта урока русского языка

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

- Запишите число, классная работа.

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Подготовка к повторению, пройденного материала.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

1. Проверка домашнего задания.

Прочитать текст, назвать тему, основная мысль, придумать заголовок, выделить абзацы, средства связи.

- Обратите внимание на слова, на что они вас наталкивают?

Подведение к озвучиванию темы урока.

Один ученик у доски.

- Урок развития речи.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

2. Постановка учебной задачи.

- Какие из перечисленных понятий мы с вами повторили?

- Что такое текст?

- Основная мысль -.это…

- Заголовок может выражать… или…

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение:

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока:

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- повторение в 6 классе по программе М.М.Разумовской. Отработка понятия " речевая ситуация".

Урок 2. Что мы знаем о речи, её стилях и типах. 6 кл.

Цель : повторить изученное в 5-м классе : речевая ситуация, типы и стили речи; отработать навыки составления диалога в зависимости от речевой ситуации.

Организационный момент.( Приветствие, готовность к уроку, запись числа) ( слайд 1)

Актуализация знаний.

III. Работа по теме урока.

Прочитайте эпиграф. Объясните, как вы понимаете это высказывание. Запишите. ( слайд 2)

Какая бывает речь? ( устная и письменная) Каким видом речи пользоваться, на ваш взгляд, проще? Почему? ( слайд 3)

Чем монологическая речь отличается от диалогической?

А есть ещё речь полилогическая. Как вы думаете, что это за речь? (одна из форм языкового общения людей, когда в разговоре участвуют трое и более собеседников; коллективная форма общения.)

Упр.11. Какую речь имел в виду художник?

- Спишите, закончив фразу.

- Какие орфограммы необходимо подчеркнуть? ( усТная, писЬмеННая)

Упр.13 (1) диалог - форма устной речи, разговор двух лиц;

(слайд4) 2) монолог – речь ( развёрнутое высказывание) одного человека.

Наши высказывания зависят от речевой ситуации ( слайд 5).Вспомните, что мы называем речевой ситуацией.( стр.8)

- Прочитайте в паре диалог.

- Выпишите слова вежливости.

- определите стиль речи. Аргументируйте ( речевая ситуация)

IV. Первичное закрепление.

- Прочитайте задание. Какой стиль речи будете использовать? Обратите внимание на обязательное условие.

2. Упр.17 ( определение речевой ситуации) Упр.18 ( стилистический анализ текста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

4) нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

«Речь — удивительно сильное средство,

Георг Гегель

Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.

Сегодня на уроке мы с вами закрепим умение определять стиль речи текста, повторим изученное.

3. Словарная разминка “Узнай слово”.
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово. (Фронтальный опрос).

Разговор двух или более лиц (диалог).

Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).

Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение).

Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).

На прошлых занятиях мы знакомились с понятием текста и типами речи. Давайте вспомним изученное.

Что такое текст?

Каковы признаки текста?

Какие виды связи предложений в тексте знаете? Приведите примеры?

Какие типы речи вам знакомы? В чем их особенность?

Творческая работа – создание текста

Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете. Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении

Проверка ДЗ (записка родителям)

1 ЗАДАНИЕ НА ЛИСТЕ

Задание 1. Найдите верное соответствие из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся в левом. Все характеристики перемешаны.

А. Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника.

Б. Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств.

В. Сфера употребления – стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя.

1-Б, 2-В, 3-Д, 4-Г, 5-А

Стиль логичный, объективный, в нём – прямое слов значенье.

Применяем эффективно в описании явленья.

Образности в стиле нет, тропы – не в участии.

В центре не один предмет, а общее понятие.

Можем мы всегда узнать стиль сухой, немного скучный.

Амнезия – потеря памяти

Инсульт – кровоизлияние, удар

Гипертония – повышение давления

Кардиалгия – боль в сердце

Отит – воспаление уха

Сепсис – заражение крови

ЗАДАНИЕ НА ЛИСТЕ

2. Определите верно стиль речи у данных отрывков.

НАУЧНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Береза
Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)
Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.

(Большой энциклопедический словарь.)

2.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
С. Есенин.

Продрогшая а…ея смотрит серо,

Ее р…сницы - мокрые листы –

Др…жат. Все пот…ряло веру В тепло.

Глаза домов пусты. С. Кобозева

Найдите языковые средства, которые создают художественный образ непогоды.

Как передана стремительность дождя, динамика движения?

Стр. 188 упр. 255 (устно) тропы

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

ЗАДАНИЕ 3 Определите тип и стиль речи следующего текста.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)

Жанры стиля? Реклама белого халата.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Какие клише вы услышали в тексте стихотворения?

от Иванова Николая

из группы СД16-2

Обращаюсь к вам в надежде на то, что вы будете снисходительны ко мне и позволите мне чуть-чуть пораньше (чем мои одногруппники) сдать сессию. Очень мне нужно вылечить одно пренеприятное заболевание, которое не даёт мне покоя вот уже целый месяц.

Заранее благодарю вас. Николай

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

2. Xo‑xo! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14. У вас вся спина белая. (Шутка.)

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)

Из какого произведения отрывок?

О чем говорит словарный запас героини?

Показателем чего является словарный запас?

Что можно сказать о словах, используемых в речи героини? (междометия)

Тест (10 вопросов по 0,5 балла за ответ)

Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9класса, учится в школе №154 с 1 класса.

Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень классный попутчик.

Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Берегите землю!

Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями.

Текст 6. Довожу до Вашего сведения, что студентами групп СД16 был проведен субботник

Текст 7. Говорить я могу хоть до завтра, а примись писать, бог знает что выходит.

Текст 8. Глицерин – это органическое соединение, трехатомный спирт алимфатического ряда.

Текст 9. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

Текст 10. Твердое тело, состоящее из монокристаллов, называют поликристаллическим.

Читайте также: