Чтение как вид деятельности конспект

Обновлено: 07.07.2024

Речевая деятельность, а, следовательно, и чтение имеет определенную структуру, предметное содержание, речевые механизмы. В структуре речевой деятельности выделяется три уровня.

Первый – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. У младшего школьника такие мотивы – желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень – ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события.

Третий уровень – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям. Результатом работы с текстом становится его понимание.

Итак, предмет речевой деятельности – мысль, а результат – ее понимание. Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения :

1. Изучающее чтение предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.

2. Поисковое чтение предполагает найти ответ на какой-либо вопрос.

Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в основной школе. В начальной школе ученики осваивают чтение изучающее, хотя необходимо дать представление и о других видах чтения.

В реальной коммуникации чтение выполняет две функции: получение информации, заключенной в тексте (чтение про себя, и передача извлеченной из текста информации слушающим (чтение вслух).

Первая функция чтения соотносится с аудированием, вторая - с говорением.

Чтение как средство обучения используется для установления звуко-буквенных соотношений, создания комплекса зрительных, речедвигательных и слуховых образов лингвистических знаков разных уровней, закрепления введенного языкового материала, стабилизации и совершенствования произносительных навыков, осмысленного членения речевого потока и интонирования его, обогащения лексического запаса и упрочения грамматических навыков, развития языковой и смысловой догадки, а также чутья языка, формирования языкового сознания (понимания того, как функционирует в речи языковой материал, выработки техники громкого и тихого чтения, совершенствования навыков и умений выражения мыслей в устной и письменной форме.

Важно сформировать изучающее чтение в двух формах – вслух и молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия.

Кроме того, данный вид чтения позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса.

Чтение про себя – это чтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шевеления губами не является чтением про себя. Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.

Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения : на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.

Овладение основами техники чтения молча должно происходить параллельно с обучением чтению вслух. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого (молча).

В целом, стоит отметить, что чтение как самостоятельный вид речевой деятельности менее трудный для овладения вне языковой среды, чем, например, аудирование или говорение. Этот факт зачастую ускользает от внимания обучающих, которые неправомерно переносят центр тяжести на обучение говорению.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Фототчёт о работе ГПД в начальной школе

Фототчёт о работе ГПД в начальной школе Требования к календарно- тематическому плану работы воспитателя ГПД. •Анализ работы ГПД за прошедший год. •Краткая характеристика группы.

Игры на переменах в начальной школе Перемена ждёт - нас играть зовёт!После урока детям обязательно надо отдохнуть и подвигаться. Как интересно провести это время? Конечно,.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чтение как вид речевой деятельности.

Чтение как учебное умение.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение — это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в процесс чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность — эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений). Поэтому так важно с детских лет привить ребенку любовь к чтению, интерес к книге и показать ее роль в жизни человека, вооружить учащегося умением читать — соответствующим уровнем технических навыков, осмысленным чтением вслух и молча и умением работать с разными ви­дами текстов и детской книгой.

Чтение принадлежит к одной из высших интеллектуальных функций человека. Сформированное чтение как действие входит в состав его познавательной деятельности. Сущностью процесса является смысловой анализ знакового материала, цель которого — восприятие и осмысление содержащейся в тексте информации. Поэтому чтение рас­ сматривается многими психолингвистами как вид инфор­мационно-поисковой и познавательной деятельности.

Известные психолингвисты А.А.Леонтьев, И.А. Зимняя, психологи А.Н.Соклов, Н. И. Жинкин рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности наряду со слушанием, говорением и письмом. Являясь деятельностью, чтение имеет основные структурные элементы,
взаимосвязанные между собой: мотивационно-побуждающую, процессуально - операционную и контрольно-оценочную фазы.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать. т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения — возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются, и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.

Таким образом, движущей силой чтения является мотивационно - побудительная потребность. Далее наступает более сложная фаза – ориентировочно - исследовательская. Она связана с ориентировкой в тексте и предполагает аналитико-синтетическую работу (ориентация в теме текста, общем содержании, наметка планирования своей работы).

Следующий, более высокий уровень деятельности — исполнительский. Он требует определенных знаний способов деятельности — тех последовательных приемов, которые помогут сформировать определенное умение, достигнуть цели чтения.

Чтение как деятельность должно включать самоконтроль и оценку, поэтому процесс обучения чтению требует от читателя проверки своих результатов, т. е. соответствия учебных действий основной учебной задаче (например, проверки точности соответствия плану, выбора того или иного отрывка текста на определенную тему и т. д.).

Одна из важнейших задач начальной школы — сформировать умение читать не только как предметную речевую деятельность (на уроках родного языка — чтения), но и как межпредметное учебное умение, которое будет полноценно функционировать и при обучении математике, природоведению, усвоению грамматических правил и упражнений и т. д.

Для чтения как межпредметного умения необходим не только определенный уровень технических навыков, формируемых на уроках чтения, но и специально организованная работа над пониманием учебных текстов, помещенных в учебниках начальной школы.

Знание типов этих текстов, особенностей их структур является основой для разработки способов действия с каждым из них и определения обобщенного действия с любым учебным текстом.

Для реализации чтения как межпредметного умения должна быть

прочная база — определенный уровень предметных умений: сформированность чтения вслух и молча, понимание содержания текста и его смысла (подтекста). А далее полученные умения закрепляются при чтении других учебных текстов, расширяется диапазон способов действия, обогащаются уровни понимания, совершенствуется техника чтения молча. Таким образом, межпредметные умения должны формироваться во взаимосвязи с предметными, на их основе.

Чтение как один из видов речевой деятельности не формируется изолированно от других ее видов. Наиболее тесно чтение связано со слушанием. Ученик легче понимает слышимое чтение. Поэтому в обучение, начиная с первого года, должно вводиться слушание различных текстов. Оно должно сочетаться с самостоятельным чтением. Ребенок должен уметь слышать народную, поэтическую речь, различать деловую и художественную речь на слух, ориентироваться в теме и содержании прослушанного текста, выражать свои суждения о прослушанных событиях, фактах, явлениях.

Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.

Объектом чтения ребенка является письменная речь — печатное слово, предложение, текст. Поэтому ученик должен различать эти единицы при чтении и уметь читать не только отдельные предложения, но и связный текст, имеющий свои отличительные особенности — связность, смысловое единство, основную проблему, определенную структуру. Опора чтения на разные виды речевой деятельности расширяет возможности чтения и создает условия для воспитания культуры речи и чтения в их взаимосвязи.

Ребенку надо произвести перефразировку текста или эквивалентную замену одних слов другими, близкими его опыту.

Процесс же осознания художественного текста связан в первую очередь с образным мышлением, с процессами воображения, развитием эмоциональной сферы читателя. Содержание не переливается, не переходит в голову читателя, а воспроизводится, воссоздается им по ориентирам, данным в произведении. Конечный результат чтения определяется умственной и духовной деятельностью читателя, его творчеством.

Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:

фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;

слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;

зависимость от жизненного опыта;

связь с практической деятельностью ребенка;

ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;

превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;

недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;

преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

Итак, в исследованиях психологов наметились важнейшие условия функционирования чтения как межпредметного умения:

опора на принцип взаимосвязи обучения чтению и как предметному, и как межпредметному умению;

взаимосвязь обучения чтению и другим видам речевой деятельности (устной и письменной речи, слушанию);

реализация всех компонентов учебной деятельности во

взаимосвязи в процессе обучения чтению;

развитие у учащихся личностного восприятия и

ориентация в обучении на разные уровни понимания текста;

использование для чтения текстов различных видов;

учет познавательных возможностей и особенностей познавательной деятельности младшего школьника, начавшего обучение чтению с более раннего возраста (с шести лет);

использование дифференцированного подхода к содержанию,

методам и средствам обучения чтению;

постоянное обращение к чтению, к книгам;

перевод аналитико-синтетического чтения в синтетическое, автоматическое.

Таковы особенности чтения школьников 6-9 лет. Какими же особенностями характеризуется читатель 10-11 лет?

Наивно-глобальный подход к миру и литературе сменяется наивно-реалистическим. Десятилетний школьник проявляет интерес к герою, сопоставляет его с собой, интерес вызывают события, их необычность. Его интересуют мотивы поступков героев, сам герой, его характеристика. Восприятие становится более совершенным, осознаются все сюжетные линии, его интересуют динамичные сюжеты. Появляются другие читательские интересы: ослабевает интерес к сказкам, более привлекают реальные события. И хотя хочется читать большие произведения, технические возможности читателя невелики. Многие ученики еще медленно читают молча, не владеют гибкостью чтения, читают слогами и недостаточно выразительно трудные тексты.

Всему этому нужно учиться и учить. Только сформированный навык чтения может стать средством обучения и развития личности. Важнейшими движущими силами развития ребенка являются главные потребности: общение, познание и практические действия.

Чтение — именно такая деятельность, которая способна развить учащихся. Если оно правильно организовано и ребенок умеет читать, чтение является средством познания, обучения, развития и воспитания личностных качеств ребенка, его мировоззрения.

Младший школьник как квалифицированный читатель

Мир маленького ребенка – это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. И хотя 6–7-летний ребенок, конечно, уже умеет логически мыслить, но пока логическое мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, уступая мышлению образному. Это связано с тем, что у ребенка изначально преобладает первая сигнальная система, то есть он оперирует зрительными, слуховыми, двигательными и другими конкретными образами и представлениями. Слова и связанные с ним понятия относятся ко второй сигнальной системе, понятийное освоение мира требует умения логически мыслить, абстрагировать и обобщать. Логико-понятийное мышление оперирует отдельными признаками предметов и явлений или их совокупностями так, как если бы они сами по себе существовали в действительности. Логическая мысль строго контролируется сознанием. Логическое мышление ведет от образа в отвлеченный анализ. Образовательный процесс приводит к расширению объема мышления, а значит, и к отрыву мышления от восприятия. Освоение грамотности, чтение дают ребенку возможность постигать мир не только с помощью чувств, но и с помощью невещественных словесных образов. Таким образом, чтение становится новым источником мыслей ребенка, а, следовательно, развивается его словесное мышление.

В момент достижения единого представления о явлении в целом, в том числе и о словесном произведении, наблюдается согласование всех трех базовых сторон психики: эмоциональной, образно-чувственной и логически-понятийной. Это переживается как вдохновение, откровение, прозрение. Читая литературу систематически, ребенок не только усваивает ее содержание, но и постепенно приучает себя к тем или иным внутренним состояниям. Он отделяет чувственное восприятие от мысли и усиливает его и, наоборот, отрывает мысль от образов и чувств, подвергая ее анализу.

Восприятие художественного произведения младшими школьниками может происходить на разных уровнях, но в целом его можно определить как наивно-реалистическое , когда специфика литературы как искусства не осознаётся читателем , а именно:

– художественный образ отождествляется с реальной фигурой,

– вымысел, если он и замечается читателем, противопоставляется правде,

– литературное произведение воспринимается как описание реальных жизненных фактов.

Общепринятая точка зрения на наивный реализм глубоко и обоснованно описана Н.Д.Молдавской, М.Г. Качуриным.

У эмпирического знания есть своя сфера компетентности, которая выражается в категориях – количество , качество , свойство . Но ведь и образное обобщение формируется в конкретно-чувственной форме, в форме единичного. Может показаться, что только на уровне эмпирического мышления и возможно постижение тайн художественной условности. Но кажущаяся доступность, мнимая лёгкость узнавания в художественных формах непосредственной жизни способствует укреплению наивно-реалистического восприятия искусства. Ведь единичное в искусстве выражает общее, художественный образ даёт человеку возможность чувственно воспринимать сущность явления.

К обобщению в художественном образе младшие школьники подходят со свойственными возрасту умственными операциями эмпирического обобщения, поэтому глубинные связи литературного образа остаются для них не раскрытыми. Таким образом, возникает широкий разрыв между средствами художественного обобщения в литературном произведении и возможностями его восприятия и осмысления на уровне эмпирического мышления.

Наивный реализм в области эмоций характеризуется активностью сопереживания, прямой формой выражения чувств. Эмоциональная оценка произведения исходит из его темы, событийного содержания. Поэтическое и живое отношение к содержанию произведения свойственно для периода наивного реализма и в сфере понятийного мышления. При наивном реализме школьники обладают цельностью восприятия смысла произведения, улавливают при чтении лейтмотив авторской мысли. В их объяснении поступков героев, причин событий соседствуют прямолинейно связанные частные и общие мотивы. В этот период заметна трудность фиксирования и выражения читательских образов из-за отсутствия жизненного опыта и скованности речи. Разворачивание образов тормозит динамизм психики. Но основной характеристикой читательского восприятия младших школьников является игнорирование автора как творца произведения.

Учёные – методисты Светловская Н.Н., Джежелей и др. доказывают, что квалифицированным является чтение, при котором ребёнок задумывается над текстом или книгой до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения.

Работа с текстом до чтения.

1. Дети читают фамилию автора и название произведения или раздела, затем рассматривают предшествующую тексту иллюстрацию и читают группу ключевых слов на доске или в тетради по чтению. На основании всего этого они высказывают предположения о содержании, героях, событиях произведения, которое им предстоит прочитать.

После этого можно обратиться к шрифтовым выделениям в тексте, рассмотреть другие иллюстрации, если они есть, обратить внимание на структуру текста (сколько в нем частей, глав; сколько строф в стихотворении) и уточнить первоначальные предположения.

2. Учитель формулирует цель чте ния: прочитаем, проверим свои предположения.

Работа с текстом во время чте­ния.

Первичное чтение текста (само­стоятельное чтение детьми про себя, чтение учителя, комбинированное чтение).

Предпочтительным в данной техно­логии является первичное самостоя­тельное чтение детей про себя, особен­но это касается стихотворных текстов. Однако в 1-м классе не менее важно научить детей слушать и слышать чтение учителя. Именно поэтому в по­урочном планировании указано, какие произведения мы рекомендуем для чтения-слушания (учитель читает, дети слушают, следя по учебнику).

Выявление первичного восприя­тия (вопросы, возвращающие детей к высказанным ранее предположениям и выявляющие их эмоциональную реакцию на прочитанное).

Перечитывание текста (дети читают вслух) с элементами анализа.

Таким образом, прочитывается каж­дая смысловая часть и к ней ставится обобщающий вопрос.

Важно не подменять перечитыва­ние беседой, во время которой детям задается большое количество вопро­сов по содержанию. В первую очередь вопросы учителя должны:

усиливать эмоциональное воздей­ствие текста;

углублять понимание прочитан­ного;

- обращать внимание первокласс­ников на некоторые особенности язы­ка, авторского стиля.

Обобщающая беседа.
На этом этапе возможна работа над выразительностью чтения, наблюдения над построением текста, размыш­ления о герое и его характере.

Работа с текстом после чтения.

1. Смысловые вопросы по всему тексту, в том числе проблемные. Один-два (не более) смысловых вопро­са должны помочь детям:

- выявить главное в прочитанном:

- установить связь между прочи­танным произведением и собственным жизненным опытом, представлением о чем-либо.

. Короткий рассказ учителя о пи­сателе (один-два ярких эпизода из би­ографии писателя), истории создания произведения.

. Работа с заглавием, его осмысле­ние.

. Работа с иллюстрациями (соот­несение их с текстом, со своим видени­ем, представлением и пр.).

Итоговое задание (в том числе творческого характера). Уже в 1-мклассе оно может быть дифференци­рованным и углублять эмоциональное
проживание прочитанного, его осмыс­ление.

Бунеева Е.В. Еще раз о работе с текстом на уроках чтения/Е.В.Бунеева// Начальная школа.- 1999. - № 10. - С. 18 - 27.

Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи/Н.И.Жинкин//Вопросы языкознания. — 2001. — № 6. — С. 26—38.

Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс/ C .В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова. – М.: ВАКО, 2009. – 288с.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1999.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – М.: 2000. 384 с.

Риторика: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

5.1. Чтение как вид речевой деятельности

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятель­ности, в основе которых лежит восприятие высказывания в процессе общения. Чтение связано с восприятием письменно­го текста, переводом буквенного кода в звуковой либо во внеш­ней (громкое чтение, чтение вслух), либо во внутренней (чте­ние про себя) речи.

Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения опреде­ленной коммуникативной задачи: распознавание и воспроиз­ведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Сле­довательно, с помощью чтения человек реализует возможнос­ти так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствует о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопро­вождающих его осознание.

Умение читать, таким образом, предполагает овладение тех­никой чтения, т. е. правильным озвучиванием текста, записан­ного в определенной графической системе, и умением осмыс­лить, интерпретировать, понять прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются: высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автома­тизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гиб­кость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависи­мости от речевой ситуации.

Как и любой другой вид речевой деятельности, чтение свя­зано с решением определенной коммуникативной задачи.

Под коммуникативной задачей в данном случае следует по­нимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. Следовательно, речь идет о функциях чтения, в основе выделения которых лежит соответствующая целевая установка. Как правило, выделяются три функции чтения: по­знавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная.

Познавательная функция (читаю, чтобы знать) реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.

Регулятивная функция (читаю, чтобы уметь) связана с практической деятельностью человека, она реализуется в про­цессе познания сути какого-либо действия, сути какой-либо работы: Как испечь пирог? Как починить утюг? Как опреде­лить спряжение глагола? Как сделать фонетический разбор? Другими словами, регулятивная функция чтения направлена на развитие, усовершенствование практического жизненного опыта человека.

Так как в процессе чтения решаются различные коммуни­кативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Следо­вательно, процесс чтения протекает по-разному в зависимости от той задачи, которая возникает у человека, когда он работает с письменным текстом (статьей, книгой, письмом и т. п.).

Ознакомительное чтение предполагает беглое просматрива­ние, фрагментарное, избирательное прочитывание текста (кни­ги, статьи, газеты, журнала и т. п.), чтобы выявить в самом об­щем виде его характер: о чем в нем говорится, кому он адресован, насколько полно в нем, судя по оглавлению, аннотации и дру­гим признакам, освещена та или иная проблема. …

Ознакомительное чтение может стать первой стадией глу­бокого, вдумчивого изучения какого-либо текста, требующего полного охвата его содержания, полного его осмысления. В этом случае используется изучающее чтение. Изучающее чте­ние, как правило, предполагает воспроизведение прочитанно-

го в определенном объеме, что обусловлено такими причина­ми, как необходимость на основе прочитанного объяснить суть пиления школьникам или студентам, принять участие в науч­ной дискуссии, на основе прочитанного определить перспек­тиву собственных научных изысканий и т. п.

Каждый из названных видов чтения требует использования специфических приемов осмысления, запоминания и воспро­изведения прочитанного. Об этих приемах будет сказано в сле­дующем параграфе. А сейчас назовем механизмы речи, обеспе­чивающие умение читать, т. е. воспринимать и понимать содержание письменного текста. В процессе чтения происхо­дит смысловая обработка информации: ее выделение, органи­зация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка.

Представляется, что эти мысли о сути чтения полезно про­анализировать в профессиональной деятельности прежде все­го учителю, успех работы которого во многом зависит от уме­ния читать.

5.2. Приемы смысловой обработки текста в процессе реализации различных видов чтения

Разные виды чтения требуют использования специфичес­ких приемов работы с читаемым текстом. Назовем наиболее важные и значимые для каждого вида чтения.

Ознакомительное чтение, как уже было сказано, предназна­чено для получения самого общего представления об опреде­ленном тексте. Именно поэтому оно начинается с изучения внешних данных книги. Этот процесс предполагает:

— осмысление названия (заголовка), эпиграфа (если он есть);

— определение автора текста: знаком или нет; хорошо ли зна­ком; по каким работам вызывали интерес его труды в прошлом;

— знакомство с выходными данными: когда написан текст; где издан;

— чтение аннотации, что позволяет определить, чему по­священа публикация, для кого предназначена и т. п.;

— просматривание рисунков, иллюстраций, схем и других внетекстовых компонентов.

Знакомство с внешними данными книги и их анализ осно­ваны на действии механизма антиципации (прогнозирования). Это означает, что читатель начинает активно мыслить еще до чтения текста, и чем активнее процесс предугадывания, тем эффективнее будет результат чтения.

В самом тексте также имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чем в нем говорится. Это ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соот­носить их с предварительными предположениями о характере информации — первый шаг к постижению содержания текста.

На этапе первоначального знакомства с текстом важно про­анализировать его структуру, понять, из каких частей он состо­ит, сколько этих частей и т. п.

Даже если текст небольшой (статья, заметка, параграф школьного учебника), в нем тоже — с помощью абзацев — вы­деляются смысловые части. Начальные фразы абзацев несут информацию о содержании текста, об этапах его развития, пос­ледовательности изложения. Они помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача; разъясняется ли ранее не описанное свойство явления, факта, события; подводятся ли итоги и т. п.

Таким образом, ознакомительное чтение основано на ис­пользовании особых приемов, активизирующих мыслительную деятельность читателя, которая обеспечивается механизмом антиципации.

Активная мыслительная работа при изучающем чтении на­чинается фактически перед чтением. На этом этапе использу­ются уже названные приемы ознакомительного чтения, направ­ленные на прогнозирование читателем содержания, структуры, темы и даже смысла текста.

Во время чтения активная мыслительная работа проявляет­ся в следующем:

— в умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

— в умении задумываться над тем, как ответить на возник­шие вопросы, или в умении искать в тексте ответы на них;

— в умении выделять (подчеркивать, отмечать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

Таким образом, совершенно очевидно, что осознание тек­ста начинается с постановки предварительных вопросов перед его чтением и продолжается в процессе постановки новых воп­росов, возникающих по ходу чтения. Эти вопросы обеспечива­ют поиск главного, существенного, направляют и организуют этот поиск, в результате чего обнаруживаются те элементы тек­ста, которые раскрывают его содержание. В ходе осознания и систематизации главного, существенного читающий так или иначе отмечает то, что необходимо выписать, выделить, обо­значить. Таким образом, активизируется действие механизмов памяти, компрессии (сжатия) текста.

В процессе чтения используются и другие приемы осозна­ния и запоминания прочитанного. Назовем в качестве примера один из них — представление содержания текста в виде схемы, таблицы, рисунка. Использование такого приема позволяет чи­тающему не только увидеть в тексте главное, существенное, но и осознать взаимосвязь между фактами и явлениями, система­тизировать информацию, определить ее теоретическую и прак­тическую значимость.

Активная мыслительная работа продолжается и после чте­ния. На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:

— сформулировать основную мысль прочитанного;

— выделить основную информацию;

— обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой час­ти) прочитанного текста;

— выбрать (отобрать) и переработать нужную информацию для выполнения конкретного задания, выходящего за рамки чтения текста.

И, наконец, отметим, что изучающее чтение часто бывает связано с запоминанием текста. Чтобы оно не было механичес-

ким, нужно стремиться к тому, чтобы выразить основное содержание текста не только в виде пересказа, но и в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Нужно научиться переформулировать правила и определения, содержащиеся в тексте, делать выводы и обобщения не только по тексту, но и самостоятельно, мысленно изменяя ситуацию общения. Все эти умения обеспечиваются, как правило, механизмом эквивалентных замен.

& Хрестоматия

Технология научно-учебной работы : Учебно-методическое пособие. Ч.1, с.90-91.

II. Если Вы конспектируете письменный текст, то целесо­образен следующий порядок действий:

1. Прочитайте текст, определяя в процессе чтения ту ин­формацию, которая представляется значимой, новой для кон­спектирующего, предварительно планируется для последующих записей (в собственной книге можно карандашом отмечать необ­ходимые части текста).

2. Определите цель составления конспекта, его назначение (для усвоения новой информации / ее длительного хранения); ад­ресат (для себя / для другого).

3. Исходя из целей (см. п. 2), определите вид конспекта (плановый, текстуальный, свободный) и приемы конспектирова­ния: будете ли Вы составлять предварительно план и тезисы, де­лать свои комментарии; будете ли Вы использовать цифровую и буквенную рубрикацию (1.1. 1.2. 1.1; 1.2: а); б); в). 1.3. ПЛ. II.2. и т.д.), которая облегчает процесс конспектирования и последую­щее восприятие конспекта, если исходный текст представляет со­бой систему подчиненных друг другу тем, подтем.

4. Оформите заголовочную часть конспекта: автор работы, ее название, выходные данные.

5. Определите, какую информацию Вы исключите при кон­спектировании исходного текста.

6. Определите, какую информацию Вы сожмете, обобщив несколько предложений, абзацев, глав.

7. Если Вы готовите плановый конспект, то:

• составьте первоначальный план в соответствии со струк­турой первоисточника, отражая его микротемы в каждом пункте плана (проще всего использовать вопросную форму плана);

• если для Вас не важна структура первоисточника, то по­сле составления хронологического плана определите, какие мик­ротемы не значимы для Вашего конспекта, исключите эти пунк­ты;

• для схематического планового конспекта получившиеся пункты плана расположите в логической последовательности то­го значимого материала, который Вы будете конспектировать;

• напротив пунктов плана запишите в свободной или ци­татной форме их конкретизацию из исходного текста (если план вопросный, то формулировки конспекта будут ответами на эти вопросы).

Если Вы работаете над текстуальным конспектом, то:

• определите те цитаты, которые необходимо выписать;

• выписывая текстовые фрагменты, сразу помечайте в кон­спекте страницы, откуда взяли цитаты.

Если Вы работаете над смешанным конспектом, то:

• выписывая цитату из текста, оформляйте ее в кавычках, указывая страницы;

• переформулируя цитату или фрагмент текста, проверяйте адекватность своего изложения, чтобы не исказить мысль перво­источника;

• между цитатами включайте связки, которые позволят увидеть логику исходного текста, сделают Ваш конспект связным текстом.

8. Если при составлении свободного, смешанного или тек­стуального конспекта Вы не использовали рубрикацию, то на по­лях можно записать микротемы, которые раскрываются в каждой части Вашего конспекта, тогда Вы быстро найдете необходимую информацию, не перечитывая его полностью.

Для последующей работы с конспектом и лучшего осозна­ния законспектированной информации на полях целесообразно фиксировать свои замечания, относящиеся к содержанию перво­источника.

Понятие и техника чтения как специфические формы языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одной из основных форм опосредованной коммуникации. Его типы и формы, основные правила, существующие ошибки и пути их профилактики.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.02.2017
Размер файла 22,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Чтение как вид речевой деятельности

Введение

Чтение - это вид речевой деятельности. Оно обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир, тем самым чтение занимает значительное место в жизни человека. Чем больше мы читаем, тем больше расширяем запас слов, эрудицию, укрепляем навыки письма и способность правильно говорить. Поэтому так важно с детских лет привить любовь к чтению, интерес к книге и показать ее роль в жизни человека, вооружить учащегося умением читать - соответствующим уровнем технических навыков, осмысленным чтением вслух и молча и умением работать с разными видами текстов и детской книгой.

Данная тема актуальна в наши дни, потому что чтение принадлежит к одной из высших интеллектуальных функций человека. Сформированное чтение как действие входит в состав его познавательной деятельности. Сущностью процесса является смысловой анализ знакового материала, цель которого - восприятие и осмысление содержащейся в тексте информации. Но люди современного общества перестают много читать, в этом заключается проблематика нашего общества.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы познакомится с видами чтения, научится правильно и эффективно читать, а также узнать об ошибках, которые могут возникнуть во время чтения.

1. Чтение как вид речевой деятельности

Чтение - специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации. Также это не одностороннее воздействие произведений на читателя.

Чтение является одним из основных видов речевой деятельности. Это форма реализации речевой деятельности играет огромную роль в сохранении и передаче социального опыта человека; велика ее роль в познавательной деятельности, в обучении и воспитании ребенка, подроста, в формировании его личности, в образовании человека зрелого возраста. Чтение как речевая деятельность стимулирует общую интеллектуальную деятельность человека, оказывает благотворное влияние на формирование его мировоззрения, на его социальное поведение в общественную деятельность.

- звено звуко-буквенного анализа,

- звено удерживания, сохранения получаемой информации (в памяти),

- смысловые догадки, возникающие на основе этой информации,

- сличение, контроль (соотнесение возникающих гипотез с данным материалом).

Речевая деятельность, а следовательно, и чтение имеет поределенную структуру, предметное содержание, речевые механизмы. В структуре речевой деятельности выделяется 3 уровня:

Первый - мотивационное звено, наличие мотивов и целей действия.

Второй уровень - ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речи деятельности. В чтение этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозирование содержания.

Третий уровень - исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, использую различный действия. Результатом работы с текстом становится его понимание.

2. Виды чтения

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

К функциям чтения относят:

· познавательную, которая реализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать);

· регулятивную, которая направлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь);

· ценностноориентационную, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобы наслаждаться).

3. Правила эффективного чтения

Книги это самый доступный источник знаний и полезной информации, однако, это не значит что их чтение простое занятие. Необходимо знать, как правильно читать книги.

Одним из правил эффективного чтения является правильный выбор книги. Во-первых, выберите несколько авторов, зарекомендовавших себя, имеющих репутацию, авторитет и практический опыт в изучении и использовании необходимых для вас знаний. Ознакомьтесь с их биографиями, посетите социальные сервисы для любителей чтения, изучите отзывы читателей и критиков. Особое внимание обратите на содержание и описание книги (оно может быть указанно как на обложке, так и на развороте), узнайте, подходит ли она вам и есть ли в ней информация, которая вам нужна.

Одно из главных правил чтения книг - выбор книги удовлетворяющей ваши потребности и соответствующей постановке целей.

Во-вторых, в процессе чтения полезно подчеркивать, выделять, комментировать и выписывать самые существенные и значимые части текста. Когда выделяете важную информацию, лучше усваивается и запоминается материал. Конечно же, метод активного чтения не относится к чтению художественной литературы, которую вы читаете, чтобы просто отдохнуть. Активное чтение больше подходит для специальной и профессиональной литературы.

Как правило, при чтении книг, можно использовать составление интеллект-карт. Они помогут структурировать информацию, которую нужно четко уяснить и надолго запомнить.

· Получите общее представление о книге и проведите анализ ее структуры;

· Читая книгу, ищите общий язык с автором и глубоко вникайте в суть текста;

· После прочтения сформируйте собственное критическое мнение о книге.

Правильное чтение книг, предполагает умеренность - чтобы было ясно, что вы не просто реагируете на цитаты и мысли других, но и производите что-то свое.

Также, если встречаются неизвестные выражения, фразы или слова, следует узнавать их смысл и толкование. Смотрите на ссылки и примечания, обычно там находится интересная, и самое главное полезная информация.

Основные приемы динамического чтения

· Отработка навыка мгновенного выделения главной мысли текста, отсекания бесполезной информации и чтения эффективной и полезной информации.

· Устранение, регрессии, остановок, возвратных движений глаз. При классическом способе чтения распространены возвраты к предыдущим словам, что существенно замедляет скорость чтение и снижает понимания прочитанного текста.

· Подавление внутренней артикуляции - выработка другой стратегии чтения: вижу слово - вижу образ текста - понимаю смысл. Средний читатель имеет навыки подобного чтения.

4. Ошибки при чтении

Техника чтения слова содержит 4 основных элемента: знание направления чтения (слева направо); знание всех слогов слияния, присущих языку, и умение их произносить; умение разбивать любое слово на отдельные буквы и слоги слияния. Незнание любого элемента техники чтения слова приводит к ошибкам, из-за которых можно испытывать серьезные трудности. В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения.

Выделяют несколько видов ошибок чтения:

1) Замены близких по конфигурации букв

2) Трудности различия буквенных внаков

3) Побуквенное чтение

4) Искажение (перестановки, вставки, пропуски)

6) Ошибки при чтении по догадке

7) Трудности понимания прочитанного

8) Медленный темп чтения

9) Трудности воспроизведения текст

10) Регрессия, т.е. озвращения назад с целью уточнения ранее воспринятого слова

11) Наряду с положительным значением использование смысловой догадки часто приводит к заменам слов, пропускам, перестановкам букв в слове, т.е. наблюдается субъективное привнесение смысла в процессе чтения. Это происходит в том случае, когда смысловая догадка недостаточно контролируется зрительным восприятием читаемого.

Заключение

чтение коммуникация речевой

Подведя итог данной работы, можно сказать, что чтение играет важную роль в жизни каждого человека. В результате чтение превращается в сложное речевое умение, заключающееся в поступательном решении смысловых задач, которые в своей совокупности обогащают теоретический и практический опыт индивида. Выяснилось, что оно зависит от технической и смысловой стороны. Не делая ошибок в этих аспектах, можно прекрасно владеть чтением, что будет способствовать развитию личности и увеличить кругозор.

Список использованной литературы

Подобные документы

Теория красноречия, ораторы Древней Греции и Древнего Рима. Модель речевой коммуникации, способы или виды чтения. Язык как важнейшее средство человеческого общения, соотношение языка и речи. Разновидности национального языка. Виды и техника слушания.

курс лекций [55,9 K], добавлен 13.10.2010

Сущность специфика речевой коммуникации, ее виды и формы. Барьеры речевой коммуникации. Коммуникативные неудачи, причины их возникновения. Язык, как объективная основа речевой коммуникации. Типы языковой личностт как субъектов и объектов коммуникации.

реферат [36,6 K], добавлен 27.04.2008

Основные сведения о фонетическом строе английского языка, правилах чтения букв и буквосочетаний в различных позициях и английской интонации. Совершенствование и закрепление навыков речевой деятельности и чтения с помощью тренировочных упражнений.

методичка [208,7 K], добавлен 21.12.2011

Факторы речевой организации текста. Характеристика текста как особой речевой единицы. Основные типы текстов. Построение текстов различных стилей. Особенности построения текстов в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 22.05.2015

Происхождение русского языка. Фонетические и грамматические нормы, дикция и выразительное чтение в культуре речевого общения. Фунционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) в речевой коммуникации. Культура делового письма.

курс лекций [71,6 K], добавлен 04.05.2009

Культура и структура делового общения: общая характеристика и отличительные черты. Спор, дискуссия, полемика, дебаты и прения как специфические жанры деловой коммуникации. Психологические типы участников обсуждений и элементы ситуационного контакта.

курсовая работа [41,8 K], добавлен 09.06.2011

Анализ учебно-методического комплекса "Happy English 2". Наиболее распространенные виды чтения: с общим охватом содержания, с детальным пониманием прочитанного, поисковое чтение. Требования к текстам. Основные техники чтения. Упражнения для обучения.

Читайте также: