Чертежный шрифт 8 класс черчение конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

ТИП урока : Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

ФОРМА урока : комбинированный урок с использованием презентации

СОДЕРЖАНИЕ: Шрифты, правила подготовки и работы карандашом.

Чертежный шрифт : размер, ширина букв, расстояние между буквами, словами, строками.

Специальные умения и способы деятельности: Ознакомление с параметрами чертежного шрифта, конструкцией прописных и строчных букв. Знать единую систему конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ).

Общеучебные умения и способы деятельности: Уметь выполнять чертёжный шрифт

ВИД контрольно-оценочной деятельности: текущий.

ФОРМА контрольно-оценочной деятельности: УО.

Цель урока : Изучение конструкции прописных и строчных букв и цифр и примера выполнения надписей

Образовательная. Дать обучающимся основные понятия о шрифтах чертежных, правилах их выполнения. Научиться выполнять начертания букв и цифр на чертежах.

Развивающая. Развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес.

Воспитательная. Способствовать формированию навыков самостоятельной работы при выполнении графических работ.

План урока.

1. Актуализация опорных знаний. Правила оформления чертежей.

2. Вступительное слово учителя.

3.1. Чертежный шрифт.

3.2. Параметры чертежного шрифта.

3.3. Правила написания чертежного шрифта.

4. Первичное усвоение и применение новых знаний.

5. Практическая работа. Оформление основной надписи.

6. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.

Ход урока.

1. Актуализация опорных знаний. Правила оформления чертежей.

В. - Для чего установлены единые правила выполнения и оформления чертежей? Какими государственными документами они определяются?

О. - Стандарты ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности и производства.

Государственные стандарты (сокращенно ГОСТ) обязательны для всех предприятий и организаций.

2. Вступительное слово учителя.

Чертежи, схемы и другие конструкторские документы содержат необходимые надписи: названия изделий, размеры, данные о материале, обработке поверхностей детали, технические требования, характеристики и другие надписи. Типы и размеры шрифта, русский, латинский и греческий алфавит, арабские и римские цифры, знаки, правила написания дробей, показателей степени, индексов и предельных отклонений установлены ГОСТ 2.304-81. Он определяет в миллиметрах высоту и ширину букв и цифр, толщину линий обводки, расстояние между буквами, словами и основаниями строк.

В. – В каком году разработан стандарт чертежного шрифта?

3.1. Чертежный шрифт.

Графическая форма изображения букв, цифр и условных знаков, которые используются при выполнении чертежей, называется - Шрифтом (запись в тетради) Т

Шрифт может быть с наклоном (около 75°) и без наклона.

Стандарт устанавливает десять размеров шрифта : 1,8; 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.

За размер шрифта принимается величина, определяющая высоту прописной (заглавной) буквы в миллиметрах и обозначается буквой h. Толщину линии шрифта - d определяют в зависимости от высоты шрифта (0, 1 h). Ширина прописных букв – g.

В школьной практике используются размеры букв и цифр:

• прописных - 5; 7; 10.

• строчных - 3,5; 5; 7.

При написании букв пользуйтесь таблицами, в которых даны расчеты параметров шрифта.

3.2. Параметры чертежного шрифта.

3.3. Правила написания чертежного шрифта.

При написании чертежного шрифта следует усвоить следующие правила:

1. Все надписи на чертеже должны быть выполнены от руки.

2. Высота букв, цифр и знаков на чертежах должна быть не менее 3,5 мм.

3. Начертание букв выполняйте по частям. Движение руки при выполнении прямолинейных элементов букв осуществляется сверху вниз или слева направо, а закругленных — движением вниз и влево или вниз и вправо. Стрелка указывает направление движения рук.

4. Одинаковые элементы различных букв, цифр, знаков следует выполнять одним и тем же приемом, что способствует выработке автоматизма при их написании.

5. Выдерживайте заданный наклон шрифта с помощью направляющих штрихов.

6. Строго соблюдайте конструкцию каждой буквы и соотношение высоты и ширины буквы, используя таблицу рис. 25 на стр. 23 учебника.

7. Старайтесь выдерживать такое расстояние между буквами, чтобы зрительно оно казалось одинаковым.

8. Четкость, ясность и удобство чтения чертежа зависят от качества его выполнения и правильного выбора размеров шрифта.

9. Все надписи на чертеже должны быть аккуратными.

4. Первичное усвоение и применение новых знаний. Подготовка к практической работе.

Чтобы научиться красиво писать чертежным шрифтом, можно вначале для каждой буквы начертить сетку. После овладения навыками написания букв и цифр можно проводить только верхнюю и нижнюю линии строки.

Контуры букв намечают тонкими линиями. Убедившись, что буквы написаны правильно, их обводят мягким карандашом.

Правильно подготовленный к работе карандаш показан на рисунке. Его сначала очиняют острым ножом или в специальной точилке. После очинки карандаша стержень затачивают (заостряют) с помощью шлифовальной шкурки: твердый - на конус, а мягкий - в виде лопаточки.

В. - По каким условным обозначениям различают мягкость и твердость карандашей? (Материал ИЗО).

О. – В соответствии с выбранным размером шрифта (d).

5. Практическая работа. Оформление основной надписи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на

Тип урока: урок освоения нового знания.

Образовательная. Дать обучающимся основные понятия о шрифтах чертежных, правилах их выполнения. Ознакомить с конструкцией (начертанием), размерами и правилами выполнения букв, цифр и основных знаков (диаметра, радиуса, квадрата и номера) чертежного шрифта. Научиться выполнять начертания букв и цифр на чертежах.

Развивающая . Способствовать дальнейшему развитию графической

культуры обучающихся и навыков работы чертежными инструментами в процессе выполнения вспомогательной сетки для написания букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес.

Воспитательная . Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Способствовать формированию навыков самостоятельной работы при выполнении графических работ через убедительную формулировку мотивации их учебно-познавательной деятельности на уроке и проведение инструктажа в конце урока по доделыванию классной работы дома.

Форма работы : фронтальная, индивидуальная.

Оборудование :

для учителя: конспект, наглядные пособия, чертёжные инструменты, раздаточный материал - заготовки для индивидуальной работы во время урока.

для учащихся: учебник (Черчение: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2014 - 221, [3] с.: ил.); ученическая тетрадь; чертежный лист бумаги формата А4, оформленный в горизонтальном положении (основная надпись расположена в правом нижнем углу рамки вдоль длинной стороны листа); два угольника 45 о , 45 о , 90 о и 30 о , 60 о , 90 о ; транспортир; карандаши; точилка; наждачная бумага; ластик.

Планируемые результаты :

Обучающийся должен з нать :

чертежные шрифты, их размеры, конструкцию

(начертание) букв, цифр и знаков.

Уметь:

отличать прописные буквы от строчных букв чертежного шрифта;

определять размеры прописных и строчных букв, цифр и знаков

чертежного шрифта с использованием учебника;

выполнять прописные и строчные буквы в алфавитном порядке,

цифры и знаки чертежного шрифта с построением вспомогательной сетки;

заполнять основную надпись чертежа чертёжным шрифтом ;

выполнять надписи и наносить размеры на чертежах и других графических документах чертёжным шрифтом типа Б с наклоном.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

уметь определять цель и задачи учебной деятельности;

планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;

сравнивать на основе выделенных критериев.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;

обобщать информацию, представленную в различной форме;

осуществлять анализ объекта и делать выводы по результатам полученной информации;

строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

высказывать свою точку зрения и аргументировать её,

планировать учебное сотрудничество.

формирование целенаправленной познавательной деятельности;

развитие самостоятельности в учебной деятельности;

умение выступать с презентацией результатов работы;

принимать участие в обсуждении результатов выполнения работы.

Организационная часть – 2 мин

Проверка домашнего задания – 3 мин.

Теоретическая часть : - 12 мин.

постановка учебной задачи

Практическая часть : - 20 мин

Начертание букв чертежных шрифтов. Работа выполняется на листах-шаблонах.

Закрепление : - 3 мин.

анализ выполненной работы, исправление ошибок.

Подведение итогов урока : 3 мин

Домашнее задание - 2 мин

Организационная часть .

Проверка наличия обучающихся

Проверка готовности обучающихся к уроку

Проверка ранее изученного материала

Учитель просит учащихся достать форматы, на которых они дома должны были вычертить рамку, графы основной надписи по рис.18,19 со стр. 16,17 учебника и провести различные линии, как показано на рис.24. Учитель проверяет наличие выполненного домашнего задания у каждого учащегося. Фронтально проводится краткий анализ домашнего задания.

Этот этап урока должен проходить в быстром темпе, т.к. учащиеся за урок должны успеть освоить весь запланированный объём учебного материала.

Теоретическая часть.

Шрифтом называется графическая форма изображения букв, цифр и условных знаков, которые используются при выполнении чертежей и других технических документов.

Стандарт устанавливает десять размеров шрифта: 1,8; 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.

За размер шрифта принимается величина, определяющая высоту прописной (заглавной) буквы и цифр в миллиметрах и обозначается буквой h .

Эта высота измеряется по направлению, перпендикулярному к основанию строки.

Устанавливаются следующие типы шрифта:

- Тип А без наклона ( d = 1/14 h ), где d – толщина линий шрифта;

- Тип А с наклоном около 75° ( d =1/14 h );

- Тип Б без наклона ( d =1/10 h );

- Тип Б с наклоном около 75° ( d =1/10 h );

Шрифт типа Б с наклоном в учебной практике является более предпочтительным. Его рассмотрим более подробно.

Толщина линии шрифта ( d ) равна 0,1 h и одинакова для прописных и строчных букв. Высота большинства строчных букв ( с ) равна 0,7 h , что примерно соответствует размеру ( h ) ближайшего наименьшего номера шрифта. Например, для шрифта № 10 высота строчной буквы будет равна 7 мм, а для размера № 7 — 5 мм. Расстояние между буквами в слове -0,2 h . Между буквами, соседние линии которых не параллельны между собой, расстояние следует сокращать на половину. Пример: ГА, АТ.

При написании букв пользуйтесь таблицей, в которой даны расчеты параметров шрифта.

Оборудование: чертежные инструменты, тетрадь, учебник, плакаты.

I . Организация учащихся на уроке.

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности к уроку, заполнение журнала.

III . Работа по теме урока:

Эволюция письменности.



Появление иероглифического письма;
Первые книги были глиняные, писали текст деревянной палочкой- клином (клинопись);

Появление буквенно-звукового письма, алфавита. Изобретение алфавита (16 в. до н. э.) – прорыв в культуре человечества. Место открытия – Синайский полуостров, население – семиты.

Славянская азбука – кириллица была разработана на основе греческого письма, дополненного знаками Кириллом и Мифодием.

В Европе книгопечатание было изобретено в XV в.

В 1454 г. Иоганн Гутенберг первую книгу Библию напечатал механическим способом (нем. г. Майне)

История развития шрифта в каждой стране, у каждого народа, в разные периоды богата и разнообразна.

В 13 в. в Европе – готическое письмо

В 15 в. в эпоху Возрождения – гуманистическое письмо

В 15 в. на Руси – скоропись

В 17 в. –каллиграфический шрифт

При Петре1 упрощена трудная славянская вязь, появился гражданский шрифт

Виды шрифтов: типографские, архитектурные, чертежные и др.

Гарнитура – это набор художественных решений, отличающих данный шрифт от других.

Шрифты отличаются по: контрастности, пропорциональности, насыщенности, наклону.

Классификация шрифта: тип антиквы, брусковые, рубленые, свободные.


ШРИФТ ЧЕРТЕЖНЫЙ ГОСТ 2.304 -81

Требования: должны быстро выполняться, легко читаться и давать хороший отпечаток при размножении чертежей.

Шрифт – это рисунок, начертание букв какого-либо алфавита, цифр и знаков.

Стандарт устанавливает и определяет высоту и ширину букв и цифр, толщину линий обводки, расстояние между буквами, словами, строками.

ГОСТ устанавливает номера чертежных шрифтов: 1,8; 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.

На формате А4 рекомендованы: 2,5; 3,5; 5; 7; 10.

Существует два типа шрифта: тип А и тип Б, тип Б с наклоном 75 ° , размер шрифта определяется высотой h в мм, расстояние между буквами в словах 2 мм

между словами 6 мм, высота букв и цифр чертежного шрифта – 3,5 мм, буквы и цифры пишут карандашом ТМ.


По конструкции прописные и строчные буквы чертежного шрифта делятся на группы.

По пропорциям делятся на две группы: широкие и узкие

широкие имеют ширину равную высоте

узкие – ширину равную высоте предыдущего размера шрифта



Сейчас популярны компьютерные шрифты – фонты. Несмотря на новейшие технологии, чтобы понять красоту различных шрифтов, дать им эстетическую оценку и сделать грамотный выбор того или иного вида шрифта надо знать начала шрифтовой грамоты и уметь своей рукой выполнить хотя бы одну шрифтовую работу.

Этот небольшой сегодня с вами проведенный урок – лишь малая часть введения в древнейшую культуру письменности мировой цивилизации и элемент общей культуры человека.

IV . Подведение итогов урока. Домашнее задание: § 2, п. 2.4.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБПОУ Педагогический колледж имени Калугина

урока по черчению

Выполнили: Мошечкова В

г. Оренбург 2019

Объяснительно- иллюстративный, индивидуальный, фронтальный

Предметные: узнают о чертежном шрифте, научатся его применять на практике

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу , научатся анализировать и сравнивать

Личностные: воспитают аккуратность и точность при оформлении чертежей

Методы и формы обучения

Объяснительно- иллюстративный, индивидуальный, фронтальный

Компьютер, проектор, экран

Объяснение новой темы

Обучающие и развивающие компоненты.

- Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку.

культуры труда (подготовка рабочего места).

Активно участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников

- Ребята, возьмите рабочую тетрадь вашего соседа по парте. И скажите есть ли отличие в подчерке от вашего?

Так ли просто прочесть написанное? У всех получилось?

-Нет? А как думаете почему?

(Потому что у нас у всех разный подчерк)

-А как же тогда мастера при выполнении деталей разбирают почерк инженера-конструктора?

(Может быть нужен специальный шрифт)

-А что мы должны знать о чертёжном шрифте, чтобы уметь использовать его при выполнение чертежей?

(нужно знать правила его написания)

-Верно, нам необходимо знать как выглядит шрифт, особенности написания каждой буквы и цифры, так же их размер (высоту и ширину символов).

Давайте же попробуем вместе с этим разобраться.

Объяснение нового материала

-Посмотрите на слайд, на нём представлены различные шрифты:

-Ребята, как вы считаете какой шрифт из представленных будет характерен для черчения? (определяем подходящий шрифт)

-А почему вы думаете, что именно он подходит?

(его удобнее всего понять и прочесть)

Требования, предъявляемые к надписям, перечислены ГОСТом.

Начертания прямые, понятные, так как из всех классов они удобны для чтения и зрительного восприятия.

-Ребята, а вы заметили, как изображены буквы чертёжного шрифта?

(под наклоном) учитель обращает внимание, на наклон букв

-Верно, шрифт может быть как с наклоном (около 75°), так и без наклона.

Я наглядно показывает пример на доске и объясняю, учащиесяй12ц слушают, смотрят и записывают в тетради :

-Рекомендуется писать нижние части Д, Ц и Щ, а верх Й с учётом расстояний между строчками.

Перечень других обозначений для прописных элементов: Толщина (d) равна 0,1h. Ширина (g) может бывать двух значений: 6d или 0,6h. Для Ю, Ы, Ц, Х, М, Д, А d равно 0,7. Образцы букв чертежного шрифта со значением 0,8d: Ъ, Ш. Для С, З и Г характерно 0,5d.

-Отличается ли написание строчных букв от написание прописных? (Да, отличается)

-Так вот у строчных символов русского алфавита длина равняется 0,7h.

-Если используется 10 тип шрифта, тогда нужно правильно писать строчные буквы (высота 7 мм). Нижние и верхние части символов имеют размер 3d. Их ширина обозначается g. Величина равняется 5d. Из таблицы букв с размерами для чертежного шрифта под исключение попадают з, с

hello_html_m32b9f88c.jpg

Познавательные: умение анализировать и определять особенности чертёжного шрифта

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы учителя

- Мы с вами ознакомились с правилами выполнения чертежного

-Сейчас мы можем приступить к практической работе, я буду чертить на доске и объяснять, то что делаю, вы внимательно слушаете и повторяете за мной на своих листках.

-Для удобства написания букв чертежного шрифта необходимо выстроить вспомогательную сетку, которую выполняют следующим образом. Проводят нижнюю и верхнюю линии строки, расстояние между которыми равно высоте прописной буквы. Откладываем на нижней линии строки ширину букв и расстояние между ними. Используя углы 45° и 30° угольников, строят наклон букв в строке, равный 75°.

Учитель предлагает учащимся прибегать к изображению букв на слайде в качестве примера. Также на слайде показана последовательность начертания каждой буквы.

Работа будет вестись фронтально у доски.

-Ребята, будьте внимательны, следите за тем, что я вам показываю.

Мы будем писать слова ШРИФТ, БУКВА, ЧЕРЧЕНИЕ

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА РАБОТ

1. Соблюдение правил выполнения чертежного шрифта: соотношение длины ширины и высоты буквы и наклон

3. Правильное начертание букв

5. Компоновка слова на формате

hello_html_292222ef.jpg

Познавательные: осуществляют поиск существенной информации из рассказа учителя.

Предметные: научатся написанию чертёжного шрифта

Выполняют практическую работу вместе с учителем.

Проведение краткого опроса по пройденной теме для закрепления знаний.

1.Что такое чертёжный шрифт?

2.Как обозначается номер шрифта?

3.Чему равна ширина прописных букв?

4.Какими государственными документами устанавливается шрифт? (ГОСТом)

Проведение анализа работ. Оговорить часто допускаемые ошибки и показать наиболее удавшиеся работы.

-Прописи доделать , следующий урок начнём с проверки задания и умения писать буквы и цифры.

Читайте также: