Чертеж детали сборочный чертеж 6 класс технология конспект

Обновлено: 05.07.2024

Работу по подготовке к изготовлению различных изделий начинают с выполнения чертежей, эскизов и технических рисунков, которые являются графической документацией.

Чертеж представляет собой условное изображение изделия, выполненное с помощью чертежных инструментов. Он является основным графическим документом, прочитав который можно узнать: из какого материала изготовлено изделие, какие у него размеры, форма и другое.

Часто чертеж изделия приходится выполнять в уменьшенном или увеличенном виде. Масштаб — отношение размеров изображения изделия к его действительным размерам. Установлены строго определенные масштабы, например для уменьшения —1: 2; 1: 2,5; 1:4 и др., для увеличения — 2:1; 2,5:1; 4:1 и др.

На чертежах масштабы записывают условно: М 1:2 , М 4:1 и т.п.

Если изображение выполнено в натуральную величину, то масштаб обозначают так: М 1:1.

Эскиз это условное изображение изделия, выполненое от руки, но с выдержанными на глаз пропорциями между частями.

Эскиз делают в том случае , если нужно быстро перенести на

бумагу замысел нового изделия. Эскизы лучше всего выполнять на бумаге в клетку.

Технический рисунок представляет собой наглядное изображение изделия, в котором видны сразу три стороны.

По техническому рисунку легко представить себе форму изделия.

На чертеже, эскизе, техническом рисунке обязательно проставляют размеры, необходимые для изготовления детали.

Надписи на графических документах выполняют чертежным шрифтом.

Графическая документация, по которой организуется выпуск деталей и изделий на производстве, получила название технологической , так как определяет весь процесс изготовления изделий. Она входит в состав технической документации, по которой организовано все производство в целом.

Правила оформления чертежа, эскиза и технического рисунка

2.Посередине листа бумаги тонкими линиями нанести очертания предмета.

3.Провести выносные линии.

4.Провести размерные линии параллельно контуру детали на расстоянии 6- 10 мм.

5.Размерная линия должна быть ограничена с двух сторонстрелками. Стрелки остриями должны касаться выносных линий.

6.Размерное число ставится над серединой размерной линии.

7.Обвести контур детали толстой линией.

8.Заполнить угловой штамп (основная надпись).

Читать эскиз или чертеж можно в такой последовательности.

Сначала найти название детали и выяснить из какого материала ее нужно изготовить. Затем рассмотреть изображение детали, представить ее форму, выяснить габаритные размеры. После этого найти на изображении все элементы детали, представить их форму и размеры. Изучить технические требования, указанные на чертеже.

Сборочный чертёж

Сборку изделия, состоящего из нескольких деталей, производят по сборочному чертежу. Сборочный чертеж содержит такое количество видов изделия, по которому можно понять его конструкцию. На нем проставляют размеры, позволяющие контролировать процесс сборки.

Сборочный чертеж: A – вид спереди; B – вид сверху; C – вид слева

В правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись. В ней указывают название изделия,масштаб и другие данные, относящиеся к изделию в целом. В учебных чертежах над основной надписью располагают таблицу – спецификацию, содержащую основные данные о входящих в изделие деталях. Около изображения каждой детали наносят номер позиции, присвоенный данной детали в спецификации. Номера позиций располагают на полках, от которых проводят наклонные линии — выноски, заканчивающиеся точками на изображении.

Сборочный чертеж читают в следующей последовательности. Сначала по основной надписи узнают названиесборочной единицы, масштаб. Затем знакомятся с назначением и принципом действия изделия (по пояснительной записке, техническим условиям). Следующий этап — изучение изображений

(вид спереди и другие виды). Затем изучают содержание спецификации, определяют название каждой детали и материал, из которого их предстоит изготовить. Находят детали на всех видах чертежа, по изображениям определяют форму и конструкцию каждой детали. Заключительный этап — определение способов соединения деталей и порядка сборки.

2. способствовать формированию и развитие познавательного интереса к предмету.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практическая работа;

Тип урока: открытия новых знаний

Личностные : формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, формирование и развитие интереса к предмету, осознание необходимости изучения окружающего мира .

Регулятивные : осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе обучения, умение управлять своей познавательной деятельностью .

Познавательные : выполнение эскизов и чертежей

Коммуникативные : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Форма работы учащихся : групповая

Техническое оборудование : учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал

Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.

Регулятивные: планирование занятия

Коммуникативные : взаимное сотрудничество учителя и учащихся на уроке.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Демонстрация плаката со сборочным чертежом изделия. Назвать все линии, построенные на чертеже, назвать все изображения, рассказать о правилах их построения, рассказать о различных формах деталей, изготавливаемых из древесины, привести примеры предметов имеющих эти формы. Определить цели и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя. Формируют цель и задачи урока. Составляют план достижения цели урока, определяют алгоритм своих действий по достижению цели урока

Регулятивные : целеполагание и планирование деятельности Познавательные : умение работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации

Проанализировать имеющиеся знания и умения по теме

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов,

Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и учащихся

Первичное усвоение новых знаний учащимися

Участвуют в беседе; делают записи у доски и в тетради

Регулятивные: умение планировать этапы работы Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного Коммуникативные : участвовать в диалоге

Первичная проверка понимания

Задать общие вопросы по теме урока:

-для чего используются чертежи деталей и сборочные чертежи;

-как правильно оформить сборочный чертеж и чертеж детали

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, приводят примеры.

Регулятивные : анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы;

Дать инструкции по выполнению практического задания по чтению сборочного чертежа.

Выполнение практического задания в тетради

Познавательные : умение выбирать наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы, включающие технологическую терминологию.

Информация о домашнем задании.

1. Ответить на вопросы в конце параграфа №4 (с.16-22)

2. Построение сборочного чертежа детали в тетради по образцу

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные: осознание важности обучения предмету и систематического выполнения домашнего задания.

Организация рефлексии учебной деятельности на уроке. Постановка вопросов:

Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили на уроке?

Где можно применить полученные знания В практической деятельности? Для чего необходимо знать данный материал? Какие затруднения у вас возникли?

Подведение итогов совместной и индивидуальной работы, выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими на уроке работу, делают выводы.

Личностные: осознание важности обучения предмету Регулятивные: планирование дальнейшей деятельности; Познавательные: умение структурировать знания; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Презентация составлена для учащихся 9 классов при изучении темы "Сборочные чертежи". В презентации представлено несколько сборочных чертежей для устного чтения сборочных чертежей, а так же о.


Технологическая карта урока. 5 класс. Тема:Линии чертежа. Чтение чертежа. Модель парусника. Практическая работа по изготовлению парусника.

Данный урок в образовательной программе по тудовому обучению в 5 классе входит в раздел "Работа с бумагой и картоном. Моделирование". Целью урока является формирование у обучающихся пр.

Методическая разработка урока "Снятие мерок для построения чертежа фартука", 5 класс, технологическая карта урока с применением технологии критического мышления.

Технологическая карта "Технология ручной обработки древесины".


В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а та.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков № 5-6 по технологии 6 кл. Тема "Чертеж детали. Сборочный чертеж.

Практическая работа "Чтение сборочного чертежа"

Конспект урока № 5-6

ТЕМА: Чертеж детали. Сборочный чертеж.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с правилами оформления сборочных чертежей. 2. Научить выполнять чертежи деталей и сборочные чертежи. 3.Развивать пространственное воображение учащихся. 4.Воспитывать аккуратность при составлении графической документации.

Тип урока: комбинированный

Оформление доски: тема урока, новые слова (призматическая, цилиндрическая, коническая, сборочный чертеж,

спецификация).

Дата проведения: 1 четверть.

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

I этап: Организационный.

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

II этап: Проверка домашнее задания

1.Устный ответ по карточке.

1.Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

- Какие пороки встречаются у древесины?

2.Для этого вспомни:

что такое пороки древесины;

как влияют пороки на качество изделий;

где возможно использование древесины с пороками.

2.Работа с классом.

Определение пороков древесины по описанию:

1. Разрыв древесины вдоль годовых слоев и сердцевины (трещина).

2. Местное искривление годичных слоев, вызванное влиянием сучков и проростей (завиток).

3. Заполненные смолой впадины в годовых слоях древесины (смоляные кармашки).

4. Разрушающее влияние грибов (гниль).

5. Винтообразное расположение волокон в древесине ствола (косослой).

6. Разрушение древесины личинками и жуками (червоточина).

1.Что такое порок древесины?

а) отклонение от нормы в строении, внешнем виде и наличие повреждений;

б) изменения формы;

в) естественное строение.

2.Как называются механические повреждения древесины при заготовке, транспортировке и обработке?

а) трещины; б) сучки; в) дефекты; г) свилеватость.

3.Какие пороки древесины особенно распространены?

а) повреждения при заготовке; б) сучки, трещины; в) грибковые поражения.

4.Какие пороки влияют на качество изделий из древесины?

а) снижают качество изделий; б) не влияют на качество изделий; в) улучшают качество изделий.

5.Из-за чего образуются трещины?

а) большой влажности древесины; в) сильных морозов;

б) неправильной транспортировки; г) вследствие нарушения обработки.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества.

Профессии в деревообрабатывающем производстве.

Один ученик готовит ответ.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания тестов.

Слушают выступления

III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Мы вспомнили свойства древесины, рассмотрели виды пороков. Все эти сведения нужны при выборе материала для изделия. Но для того, чтобы изготовить какую-либо деталь, необходим чертеж. С правилами выполнения чертежей мы познакомились в прошлом году. В 6 классе изделия будут сложнее, из нескольких деталей.

Запись в тетради даты и темы урока.

IV этап: Изучение нового материала

1.Беседа с классом.

1. Вспомните, что относится к графическим изображениям (Чертеж, эскиз, технический рисунок).

2. Что называется чертежом? (Чертеж – это условное изображение предмета, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов).

3. Какие виды линий применяются для выполнения изображений? (Сплошная толстая, сплошная тонкая, штриховая, штрихпунктирная, штрихпунктирная с двумя точками, сплошная волнистая).

4. Для чего применяется масштаб? (При невозможности изобразить деталь на листе из-за её больших или слишком маленьких размеров применяются соответственно её уменьшение или увеличение).

5.Какие виды масштабов существуют? (Масштаб уменьшения 1:2, 1:4 и т.д. Масштаб увеличения 2:1, 4:1 и т.д. Натуральная величина 1:1).

6.Какие виды применяются при выполнении чертежей? (Главный вид, под ним располагается вид сверху, а справа от главного вида – вид слева).

2.Самостоятельная работа с текстом учебника.

3.Проверка записей в тетради.

1. Особенности выполнения чертежей деталей цилиндрической и конической формы.

Детали цилиндрической и конической формы относятся к телам вращения, так как имеют ось вращения. Для выполнения чертежа таких деталей чаще необходим только главный вид. Применяется условное обозначение диаметра – Ø.

2. Особенности выполнения чертежей детали призматической формы.

Для выявления формы детали необходимо несколько видов. Главный вид должен давать наиболее полное представление о детали. Основные размеры наносятся на главном виде, а недостающие – на других видах.

4.Рассказ учителя о сборочном чертеже.

5.Выполнение упражнения.

Задание: Вычертить в тетради основную надпись и спецификацию сборочного чертежа.



Оформление спецификации и основной надписи по примеру учебника и для любого изделия.

Учащиеся должны самостоятельно заполнить спецификацию и основную надпись. Изделие не должно быть очень сложным и содержать много деталей. Оно должно быть знакомо ученикам. Необходимо заострить внимание на том, что основная надпись и спецификация заполняется карандашом печатными буквами.

Отвечают на поставленные вопросы.

Читают параграф и делают записи.

Выполняют упражнение и взаимопроверяют

V этап: Практическая работа

Практическая работа № 3.

1.Вводный инструктаж:

Чтение сборочного чертежа.

Прочесть сборочный чертеж – это значит выяснить назначение данного изделия, устройство и принцип его работы, представить форму и размеры изделия в целом и каждой детали в отдельности, разобраться во взаимном расположении деталей и способах их соединения между собой и т.д. Чтение сборочных чертежей рекомендуется проводить в определенной последовательности, внимательно разбираясь в каждом этапе:

1.Ознакомление с содержанием основной надписи, помещенной в правом нижнем углу чертежа. Установление по надписи наименования изделия, масштаба.

2.Ознакомление с назначением и принципом работы изображенного изделия.

3.Изучение изображения на сборочном чертеже, т.е. расположения вида спереди (главного вида) и других видов.

4.Ознакомление с содержанием спецификации данного изделия, установление наименования каждой детали и материала, из которого её изготовляют.

5.Установление характера соединения отдельных деталей (подвижное, неподвижное, разъемное, неразъемное).

6.Определение подвижных поверхностей деталей, подлежащих смазке и приемов смазки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи урока: научить читать простейшие сборочные чертежи.

Систематизировать знания учащихся о графических изображениях.

Воспитывать внимание и аккуратность при выполнении графических работ. Развивать пространственное мышление и воображение.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы обучения: устный опрос, беседа, показ приёмов, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа.

Наглядные пособия: электронная презентация, чертежи.

Ход урока

Вопросы (из пройденного материала):

Что такое эскиз?

Что такое чертеж?

Что такое технический рисунок?

Для чего нужен чертеж детали в двух и более видах?

Сколько видов нужно изобразить на чертеже, чтобы показать деталь цилиндрической формы?

Многие из этих изделий изготавливают и применяют в школьных мастерских. Работу по изготовлению изделий начинают с выполнения эскизов, технических рисунков и чертежей.

Многие изделия из древесины состоят из соединённых между собой нескольких деталей и представляют сборочную единицу, например, киянка, стульчик, столик, полка. Изделие, состоящее из нескольких деталей, изображают на сборочном чертеже.

Соединяемые детали скрепляют неподвижно или подвижно.

Неподвижно крепят деревянные детали с помощью гвоздей, шурупов, шипов, клея.

Подвижно соединенные детали – это значит детали скрепленные шарнирами.

Подвижное соединение частей механизма, деталей, обеспечивающее их вращение вокруг общей оси или общей точки.

В качестве примера рассмотрим сборочный чертёж изделия – угольника (на доске).

Угольник состоит из линейки 1 и основания 2, неподвижно склеенных между собой клеем 3 точно под углом 900. Основание угольника 2 имеет на торце паз, в который вставляется и вклеивается линейка 1.

На сборочном чертеже изображают только те виды, по которым можно определить конструкцию изделия. Для сборочного чертежа угольника достаточно будет двух видов.

В правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись. В ней указывают название изделия или сборочной единицы и масштаб изображения.

Над основной надписью размещают таблицу. В ней перечисляют все детали изделия, указывают наименование, количество и материал деталей.

При чтении сборочного чертежа сначала изучают содержание основной надписи, название изделия и масштаб изображения. Затем изучают назначение и принцип действия изделия.

По спецификации (по информации в таблице) определяют названия деталей и материалы, из которых они изготовлены, находят их на всех видах сборочного чертежа и уясняют форму и конструкцию (устройство) изделия. Наконец, определяют способы соединения деталей и последовательность их сборки.

Графическое изображение изделий из древесины

1. Выполните сборочный чертёж киянки.

2. Прочитайте сборочный чертёж. Уясните назначение всех деталей и способы соединения их между собой.

IV. Итоговая часть.

1. Вопросы по теме урока.

1) Какие размеры проставляют на чертеже детали призматической формы?

2) Какие размеры проставляют на чертеже детали цилиндрической или конической формы?

3) Какие чертежи называют сборочными?

4) Что изображают на сборочном чертеже?

5) Что содержит спецификация?

2. Домашнее задание: принести на урок эскиз трехмерного изображения помещения, цветные карандаши, материалы для изготовления макета и оформления интерьера.

3. Выставление оценок по выполненным работам.

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ














1. Вопросы по теме урока. 1) Какие размеры проставляют на чертеже детали призматической формы? 2) Какие размеры проставляют на чертеже детали цилиндрической или конической формы? 3) Какие чертежи называют сборочными? 4) Что изображают на сборочном чертеже? 5) Что содержит спецификация?

1. Вопросы по теме урока.

1) Какие размеры проставляют на чертеже детали призматической формы?

2) Какие размеры проставляют на чертеже детали цилиндрической или конической формы?

Читайте также: