Чередование звуков в корнях слов которое видно на письме 2 класс пнш конспект
Обновлено: 20.05.2024
Р…ечной, л…сной, г…ристый,
М…рской, р…дной, лесистый
Проверь слова, да не спеши
Красиво, грамотно спиши
Объяснить написания слов с пропущенными буквами. Кто может определить тему нашего сегодняшнего урока? Какую цель поставит каждый из вас для себя на этом уроке? А кто хочет проверить уже полученные знания? Ну, тогда вперёд!
2. Повторение знаний правил по изученным орфограммам.
Прежде чем приступит к заданиям урока, надо очень хорошо знать…. (правила)
Посмотрите в окошко, какое время года у нас сейчас на улице? Осенний ветер принес листочки в наш класс, и они попали в некоторые книги. Ваша задача найти листочек и ответить на вопрос.
- Какие слова называются многозначными?
- Какие слова называются омонимами?
- Какие слова называются синонимами?
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
3. Работа в группах (группа сама определяет себе задание)
1 группа: выписать все многозначные слова
2 группа: записать все омонимы
3 группа: выписать родственные слова к слову вода
4 группа: выписать родственные слова к слову водить
4. Работа с текстом в парах
- Ребята 2 класса написали сочинения о своих любимых зимних играх? (читаем)
Ребята любят заниматься спортом. Смелые ребята съезжают с горки на лыжах. Многие ребята катаются на коньках. Весело ребятам на горке!
- А вы, ребята, какие любите зимние забавы?
- Но, для всех главное – здоровье! Зимние забавы укрепляют здоровье, делают вас ловкими, сильными и выносливыми. В тексте сочинения допущена речевая ошибка. Подумайте, какая? Прочитайте его в парах шепотом, выскажите свое мнение.
- Кто готов, поднимите соединенные руки вверх.
3 ряд
св..тлячок
п..тёрка
скр..пач
с..довник
л..сник
сн..говик
д..ма
в..да
6. Самостоятельная работа по карточкам.
--Учащимся предлагаются разноуровневые задания:
1-высокий уровень (красные карточки).
Задание: выписать слова с орфограммами в корне,проверить.
Всю ночь мороз весне назло
Из лужи выдувал стекло.
А утром солнце припекло
И стало так светло.
Вдруг ярко вспыхнуло стекло,
Сломалось и стекло.
2-средний уровень (зелёные карточки).
Задание: вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.
1) уд. вительно (______) 2) Ле .ко и радос . но играет в сер . це кровь,
скр . пучий (_______) Желания кипят – я снова счас . лив, моло . ….
м . стерить (_______)
3-низкий уровень (синие карточки).
Задание: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть проверочное слово.
уд . вительно (дева, диво), скр . пучий (скрепка, скрип)
Ле .ко и радос . но играет в сер . це кровь,
Желания кипят – я снова счас . лив, моло . …
7. Работа по учебнику стр. 126-129.
8. Самостоятельная работа в тетради упр. 47, 48
РЕФЛЕКСИЯ.
Наше путешествие подошло к концу.
Мы прошли все его этапы.
-Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?
-Нужны ли вам эти знания?
-Что показалось трудным?
-Хотелось ли вам продолжить путешествие?
Давайте оценим своё участие на уроке.
Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Приложения у проведению урока.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc | 862.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 2 класс
Н. А. Чураковой 2 класс 1 часть)
Конспект урока составила: учитель начальных классов
Города Торжка Тверской области
Виноградова Лариса Николаевна
Тема: «Чередование звуков в корнях слов,
Тип урока: изучения нового материала
Структура (план) урока :
- Орг. момент
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы
- Открытие новых знаний
- Первичное закрепление
- Работа в парах, группах
- Итог урока.
- Организационный момен т. Визуально проверить подготовка класса и каждого ученика к уроку. (1 – 2 минуты)
II.Постановка цели, актуализация знаний в начале урока
1. Работа с предложением.
Б.жит В аня с к.ровушками на ре чк у.
- Запишите предложение в тетрадь с комментированием. Ученики записывают, поясняя каждую орфограмму.
2. Словарная работа.
III . Актуализация опорных знаний.
1 .Введение в тему урока через проблему.
- Выделите корень. Что заметили в корнях родственных слов?
-В корне родственных слов происходит чередование буквы, которую мы видим.
Ученики делают вывод и объявляют тему урока.
2.Формирование темы урока с помощью учебника.
IV. Изучение нового материала.
На слайде запись слов река – речной
Слова речной, ручной, молочный закрыты. Дети должны устно подобрать родственные слова-названия признаков к словам рука, река, молоко. После этого открыть запись на слайде № 3 и показать, как Миша выделил корни слов в парах.
Сравнить чередующиеся звуки и обсудить название темы урока: почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? Потому что оно обозначается разными буквами.
- А могут ли быть чередования звуков, которое мы не видим на письме?
- Видно ли оно на письме? (Нет! В обоих случаях мы пишем буквы В: удав – удавы, зверолов - звероловы).
- А в случаях река – речной, рука – ручной, молоко - молочный есть чередования звуков? Каких? (Пусть ещё раз произнесут!)
- Обозначено ли оно на письме? (Конечно. Здесь уже используются разные буквы, и мы это видим).
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 103, стр. 140
Начать практически работать с историческими чередованиями, создавая контекстные условия для их узнавания. Выписать только пару слов: У РЕКИ - РЕЧНАЯ. Обратить особое внимание на то, что во второй строчке нет родственных слов, а значит, не может быть и чередования звуков в общем корне слова.
- Подберите к слову РУЧНАЯ однокоренное слово.
- Покажите чередование звуков [ч´] и [к] в корне слов РУЧНАЯ и РУКА .
- Выписать формы слова РУЧЕЙ, которые есть в стихотворении
(У РУЧЬЯ, К РУЧЬЮ, РУЧЕЙ).
- В корне слова могут чередоваться и другие звуки например [х] и [ш].
V. Динамическая пауза.
VI. Закрепление новых знаний.
Упражнение 104, стр. 141
VII. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой
VIII. Творческая работа в группах.
- Каждой группе предлагается деформированный тест и 3 иллюстрации.
- Восстановите текст и выберите иллюстрацию, где изображено то, о чём говорится в тексте.
1 группа - о гербе города Торжка (составила ученица Гусева Настя)
2 группа – о флаге России (составила Писарева Лера)
2 группа – о русской природе (составила Щербакова Настя)
IX. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
Были оценены ответы учащихся.
Оцените свою работу на уроке. Если вам всё удалось – просигнальте зелёным цветом, если вы не очень собой довольны на уроке – красным.
САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Г.ТОРЖКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ВИНОГРАДОВОЙ ЛАРИСЫ НИКОЛАЕВНЫ
Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.
В классе 29 человек, на уроке присутствовало только 29. Класс по своему составу и возможностям - полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.
Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла:
-) учащиеся с недостаточной подготовкой к урокам, пропускающим большое количество уроков по состоянию здоровья, учащиеся с особенностями характера: медлительность, рассеянность внимания и т.д. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.
Тема: «Чередование звуков в корнях слов,
Цели урока считаю достигнутыми полностью.
На данном уроке можно выделить этапы урока:
- Орг. момент
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы
- Открытие новых знаний
- Первичное закрепление
- Работа в парах, группах
- Итог урока.
Во время урока решались следующие задачи:
-) раскрыть понятие: чередование звуков в корнях слов,
которое видно на письме,
-) работать над запоминанием словарных слов,
-) над умением грамотно работать при записи слов и предложений, --) умение последовательно излагать мысли в устной и письменной форме,
На уроке этот аспект был представлен следующим образом:
-) начать практически работать с историческими чередованиями,
создав контекстные условия для их узнавания;
-) продолжение работы над словарными словами
-) расширение кругозора учащихся.
-) развитие сенсорной сферы через ориентацию во времени и умение воспринимать устную речь.
-) развитие эмоциональной сферы в ходе представления результатов самостоятельной деятельности.
-) повышать мотивацию обучения
3. Воспитательные задачи:
-) воспитание письменной культуры.
-) умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.
-) воспитывать чувство патриотизма к родной стране
-) стремление добиваться наилучших результатов.
Под цель и содержание учебного материала была отобрана совокупность методов обучения:
-) методы организации Учебно - познавательной деятельности: словесный, проблемно – диалогический, наглядный, практический, частично – поисковый.
-) методы предъявления учебных требований.
-) методы стимулирования и мотивации.
-) методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
Формы обучения: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая, работа в парах.
С учетом выше изложенного были избраны следующие технологии:
-) информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация с использованием интерактивного режима),
-) технология уровневой дифференциации достигнута за счет предложенных дополнительных заданий
-) здоровьесберегающая технология (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала). Для проведения физкультминутка подобраны упражнения на улучшение кровообращения головного мозга, формирование осанки и общеукрепляющие упражнения.
Деятельность на уроке мотивирована.
В ходе рефлексии была дана возможность каждому ребёнку оценить полученные знания.
Урок научит детей различать чередование звуков в корнях слов, проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные).
Описание разработки
Цель:
Учить работать с обратным словарём, продолжить знакомство с чередованием звуков в корнях слов, которое видно на письме.
- научить различать чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме;
- научить проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные);
- сформировать умение работать с Обратным словарём;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента);
- осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Технологическая карта урока.
3. Выявление места и причины затруднения.
- А что такое корень?
- А в наших словах буквы разные.
- Чередованием согласных звуков в корнях слов – это целью нашего урока.
- Корень – это общая часть родственных слов, в которой содержится их общий смысл.
- Узнаем, есть ли чередование звуков в корнях родственных слов.
- Давайте определит тему урока.
Чередование звуков в корнях слов, которые мы видим на письме.
- Откройте учебник на с.139.
5. Реализация построенного проекта.
Посмотрите на иллюстрацию. Сегодня все герои пришли к нам на урок: Маша, Миша, Асырк, Торк и Анишит Йокоповна.
- Подбери родственные слова – названия признаков к словам – названиям предметов: рука, река, молоко.
- Какие слова мы называем словами – названиями предметов?
- Какие слова мы называем словами – названиями признаков?
Работа в парах. Запись в тетрадь.
- Миша подобрал такие слова:
- Вы согласны с Мишей?
- Посмотри, как Миша выделил корни!
- Ты видишь, какие звуки чередуются в каждой паре слов? Назови их!
- Маша сказала, что в каждой паре слов чередуются звуки. Ты не возражаешь?
-Запишите предложение в тетрадь с комментированием. Ученики записывают, поясняя каждую орфограмму.
2. Словарная работа.
Актуализация опорных знаний.
1.Введение в тему урока через проблему.
- Выделите корень. Что заметили в корнях родственных слов?
-В корне родственных слов происходит чередование буквы, которую мы видим.
Ученики делают вывод и объявляют тему урока.
2.Формирование темы урока с помощью учебника.
Изучение нового материала.
Работа по учебнику и слайд № 2.
На слайде запись слов река – речной
рука – ручной
молоко – молочный
Слова речной, ручной, молочный закрыты. Дети должны устно подобрать родственные слова-названия признаков к словам рука, река, молоко. После этого открыть запись на слайде № 3 и показать, как Миша выделил корни слов в парах.
Сравнить чередующиеся звуки и обсудить название темы урока:почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? Потому что оно обозначается разными буквами.
- А могут ли быть чередования звуков, которое мы не видим на письме?
- Видно ли оно на письме? (Нет! В обоих случаях мы пишем буквы В: удав – удавы, зверолов - звероловы).
- А в случаях река – речной, рука – ручной, молоко - молочный есть чередования звуков? Каких? (Пусть ещё раз произнесут!)
- Обозначено ли оно на письме? (Конечно. Здесь уже используются разные буквы, и мы это видим).
Выполнение упражнений.
Упражнение 107, стр. 143
Нацелено на осознание позиционного и исторического чередований согласных звуков и их различение; на закрепление написания парных согласных в корне слова. Методика работы со словами из обратного словаря та же, что и в предыдущем упр.106.
Выполняя первую часть задания, детям нужно, произнося каждое слово, убедиться в том, что на месте буквы З они слышат [с].
Затем уч-ся дают ответ на вопросы на с.144:
Какое чередование согласных видно на письме: первое или второе.
Какими буквами обозначается на письме это чередование? Запиши несколько примеров.
V . Динамическая пауза.
VI . Закрепление новых знаний.
Упражнение 108, стр. 144
Цель: решение проблемы написания парных согласных на материале слов-омофонов (одинаково звучащих); укрепление представления о родственных словах и о различии между родственными словами и формами одного слова.
Сомнительные согласные на конце слов проверяются так:
Луг-луга (форма этого же слова); лук-луковый (родственные слово).
Написание слова огород* дети группы родственных слов: гуськом-гусята; лук-лучок, правильно подчеркнув корни.
Слово ЛУЧОК-родственник слову ЛУК (на этот вопрос дети отвечают сразу).
Что касается слова ЛУЖАЙКА, то у некоторых детей вызывает определение родственного слова. В качестве подсказки можно использовать такой вариант вопроса:
Цель упражнения 109 – различение родственных слов.
Две группы родственных слов: 1) лучок, луковый, луковица; 2)луговой, лужок, лужайка.
Пусть подчеркнут везде корни и после каждой группы запишут, какие звуки чередуются в корни: 1) [ч] и [к]; 2) [г] и [ж].
Цель упражнения 110. Необходимо устно проговорить все слова, в написании которых можно ошибиться, и дать проверку где это возможно:
на майке (а не на зайке);
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.
Цель урока: знакомство с чередованием звуков в корнях слов, которое видно на письме.
Задачи урока :
- научить различать чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме;
- научить проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные);
- сформировать умение работать с Обратным словарём;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента);
личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока : открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
- Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому. (Пауза)
- Внимание мое растет.
- Я, как разведчик, все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно. (Пауза)
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
- Что в начале урока необходимо сделать, чтобы работа была успешной?
1 . Повторение правил
2. Два ученика работают у доски по карточкам.
Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово: уда. , в.лна
- Как мы называем такое чередование звуков?
Образуй родственное слово-название признака от слова снег, река . Выдели в словах корни.
- С какой проблемой вы столкнулись?
- Надо повторить всё , что будет необходимо для открытия нового знания.
Повторяют правила проверки безударных гласных и парных согласных. Выполняют дифференцированные тренировочные задания.
Пары выполняют работу по карточкам.
Выполняют проверку выполненной работы.
Выявляют проблему.
Познавательные:
Логические: анализ объектов с целью выделения
в них существенных признаков.
3.Выявление места и причины затруднения
- Вернитесь к правилу на стр. 91. Прочитайте.
- Корень – это общая часть родственных слов, которая общая по смыслу и, обычно, по написанию?
- А в наших словах буквы разные.
- Узнать, почему такое может быть в русском языке, т.е. открыть новые знания.
Работают по учебнику. Читают правило.
Высказывают предположения.
Познавательные:
Постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
4.Построение проекта выхода из затруднения
(постановка учебной задачи)
- Определим, какой у нас будет урок?
- Урок открытия новых знаний.
- Объясните, почему?
- Назовите тему урока.
-Чередование звуков в корнях слов, которые мы видим на письме.
- Сформулируйте цель уроурока.
- Составим план работы.
Что будем делать?
Двигательная
Мячики
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
То по кругу побегут,
То присядут, отдохнут,
И давай опять скакать,
Ну, никак их не унять!
Определяют тему урока
Формулируют цель урока
Составляют план урока
Дети имитируют движения мячика.
Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
5.Реализация построенного проекта
Работа по учебнику стр. 139
- Подбери родственные слова – названия признаков к словам – названиям предметов: рука, река, молоко.
- Какие слова мы называем словами – названиями предметов?
- Какие слова мы называем словами – названиями признаков?
Работа в парах. Запись в тетрадь.
- Миша подобрал такие слова:
- Вы согласны с Мишей?
- Посмотри, как Миша выделил корни!
- Ты видишь, какие звуки чередуются в каждой паре слов? Назови их!
- Маша сказала, что в каждой паре слов чередуются звуки и . Ты не возражаешь?
Читайте также: