Чередование звуков в корнях слов которое видно на письме 2 класс пнш конспект

Обновлено: 20.05.2024

Р…ечной, л…сной, г…ристый,
М…рской, р…дной, лесистый
Проверь слова, да не спеши
Красиво, грамотно спиши

Объяснить написания слов с пропущенными буквами. Кто может определить тему нашего сегодняшнего урока? Какую цель поставит каждый из вас для себя на этом уроке? А кто хочет проверить уже полученные знания? Ну, тогда вперёд!

2. Повторение знаний правил по изученным орфограммам.
Прежде чем приступит к заданиям урока, надо очень хорошо знать…. (правила)
Посмотрите в окошко, какое время года у нас сейчас на улице? Осенний ветер принес листочки в наш класс, и они попали в некоторые книги. Ваша задача найти листочек и ответить на вопрос.
- Какие слова называются многозначными?
- Какие слова называются омонимами?
- Какие слова называются синонимами?
- Как проверить безударный гласный в корне слова?

3. Работа в группах (группа сама определяет себе задание)

1 группа: выписать все многозначные слова
2 группа: записать все омонимы
3 группа: выписать родственные слова к слову вода
4 группа: выписать родственные слова к слову водить

4. Работа с текстом в парах
- Ребята 2 класса написали сочинения о своих любимых зимних играх? (читаем)

Ребята любят заниматься спортом. Смелые ребята съезжают с горки на лыжах. Многие ребята катаются на коньках. Весело ребятам на горке!

- А вы, ребята, какие любите зимние забавы?
- Но, для всех главное – здоровье! Зимние забавы укрепляют здоровье, делают вас ловкими, сильными и выносливыми. В тексте сочинения допущена речевая ошибка. Подумайте, какая? Прочитайте его в парах шепотом, выскажите свое мнение.
- Кто готов, поднимите соединенные руки вверх.

3 ряд
св..тлячок
п..тёрка
скр..пач
с..довник
л..сник
сн..говик
д..ма
в..да

6. Самостоятельная работа по карточкам.
--Учащимся предлагаются разноуровневые задания:

1-высокий уровень (красные карточки).
Задание: выписать слова с орфограммами в корне,проверить.
Всю ночь мороз весне назло
Из лужи выдувал стекло.
А утром солнце припекло
И стало так светло.
Вдруг ярко вспыхнуло стекло,
Сломалось и стекло.

2-средний уровень (зелёные карточки).
Задание: вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.
1) уд. вительно (______) 2) Ле .ко и радос . но играет в сер . це кровь,
скр . пучий (_______) Желания кипят – я снова счас . лив, моло . ….
м . стерить (_______)

3-низкий уровень (синие карточки).
Задание: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть проверочное слово.
уд . вительно (дева, диво), скр . пучий (скрепка, скрип)
Ле .ко и радос . но играет в сер . це кровь,
Желания кипят – я снова счас . лив, моло . …

7. Работа по учебнику стр. 126-129.
8. Самостоятельная работа в тетради упр. 47, 48

РЕФЛЕКСИЯ.

Наше путешествие подошло к концу.
Мы прошли все его этапы.
-Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?
-Нужны ли вам эти знания?
-Что показалось трудным?
-Хотелось ли вам продолжить путешествие?

Давайте оценим своё участие на уроке.

Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Приложения у проведению урока.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc 862.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс

Н. А. Чураковой 2 класс 1 часть)

Конспект урока составила: учитель начальных классов

Города Торжка Тверской области

Виноградова Лариса Николаевна

Тема: «Чередование звуков в корнях слов,

Тип урока: изучения нового материала

Структура (план) урока :

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка проблемы
  4. Открытие новых знаний
  5. Первичное закрепление
  6. Работа в парах, группах
  7. Итог урока.
  1. Организационный момен т. Визуально проверить подготовка класса и каждого ученика к уроку. (1 – 2 минуты)

II.Постановка цели, актуализация знаний в начале урока

1. Работа с предложением.

Б.жит В аня с к.ровушками на ре чк у.

- Запишите предложение в тетрадь с комментированием. Ученики записывают, поясняя каждую орфограмму.

2. Словарная работа.

III . Актуализация опорных знаний.

1 .Введение в тему урока через проблему.

- Выделите корень. Что заметили в корнях родственных слов?

-В корне родственных слов происходит чередование буквы, которую мы видим.

Ученики делают вывод и объявляют тему урока.

2.Формирование темы урока с помощью учебника.

IV. Изучение нового материала.

На слайде запись слов река – речной

Слова речной, ручной, молочный закрыты. Дети должны устно подобрать родственные слова-названия признаков к словам рука, река, молоко. После этого открыть запись на слайде № 3 и показать, как Миша выделил корни слов в парах.

Сравнить чередующиеся звуки и обсудить название темы урока: почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? Потому что оно обозначается разными буквами.

- А могут ли быть чередования звуков, которое мы не видим на письме?

- Видно ли оно на письме? (Нет! В обоих случаях мы пишем буквы В: удав – удавы, зверолов - звероловы).

- А в случаях река – речной, рука – ручной, молоко - молочный есть чередования звуков? Каких? (Пусть ещё раз произнесут!)

- Обозначено ли оно на письме? (Конечно. Здесь уже используются разные буквы, и мы это видим).

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 103, стр. 140

Начать практически работать с историческими чередованиями, создавая контекстные условия для их узнавания. Выписать только пару слов: У РЕКИ - РЕЧНАЯ. Обратить особое внимание на то, что во второй строчке нет родственных слов, а значит, не может быть и чередования звуков в общем корне слова.

- Подберите к слову РУЧНАЯ однокоренное слово.

- Покажите чередование звуков [ч´] и [к] в корне слов РУЧНАЯ и РУКА .

- Выписать формы слова РУЧЕЙ, которые есть в стихотворении

(У РУЧЬЯ, К РУЧЬЮ, РУЧЕЙ).

- В корне слова могут чередоваться и другие звуки например [х] и [ш].

V. Динамическая пауза.

VI. Закрепление новых знаний.

Упражнение 104, стр. 141

VII. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой

VIII. Творческая работа в группах.

- Каждой группе предлагается деформированный тест и 3 иллюстрации.

- Восстановите текст и выберите иллюстрацию, где изображено то, о чём говорится в тексте.

1 группа - о гербе города Торжка (составила ученица Гусева Настя)

2 группа – о флаге России (составила Писарева Лера)

2 группа – о русской природе (составила Щербакова Настя)

IX. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

Были оценены ответы учащихся.

Оцените свою работу на уроке. Если вам всё удалось – просигнальте зелёным цветом, если вы не очень собой довольны на уроке – красным.

САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Г.ТОРЖКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВИНОГРАДОВОЙ ЛАРИСЫ НИКОЛАЕВНЫ


Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.

В классе 29 человек, на уроке присутствовало только 29. Класс по своему составу и возможностям - полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.

Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла:

-) учащиеся с недостаточной подготовкой к урокам, пропускающим большое количество уроков по состоянию здоровья, учащиеся с особенностями характера: медлительность, рассеянность внимания и т.д. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.

Тема: «Чередование звуков в корнях слов,

Цели урока считаю достигнутыми полностью.

На данном уроке можно выделить этапы урока:

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка проблемы
  4. Открытие новых знаний
  5. Первичное закрепление
  6. Работа в парах, группах
  7. Итог урока.

Во время урока решались следующие задачи:

-) раскрыть понятие: чередование звуков в корнях слов,

которое видно на письме,

-) работать над запоминанием словарных слов,

-) над умением грамотно работать при записи слов и предложений, --) умение последовательно излагать мысли в устной и письменной форме,

На уроке этот аспект был представлен следующим образом:

-) начать практически работать с историческими чередованиями,

создав контекстные условия для их узнавания;

-) продолжение работы над словарными словами

-) расширение кругозора учащихся.

-) развитие сенсорной сферы через ориентацию во времени и умение воспринимать устную речь.

-) развитие эмоциональной сферы в ходе представления результатов самостоятельной деятельности.

-) повышать мотивацию обучения

3. Воспитательные задачи:

-) воспитание письменной культуры.

-) умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.

-) воспитывать чувство патриотизма к родной стране

-) стремление добиваться наилучших результатов.

Под цель и содержание учебного материала была отобрана совокупность методов обучения:

-) методы организации Учебно - познавательной деятельности: словесный, проблемно – диалогический, наглядный, практический, частично – поисковый.

-) методы предъявления учебных требований.

-) методы стимулирования и мотивации.

-) методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.

Формы обучения: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая, работа в парах.

С учетом выше изложенного были избраны следующие технологии:

-) информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация с использованием интерактивного режима),

-) технология уровневой дифференциации достигнута за счет предложенных дополнительных заданий

-) здоровьесберегающая технология (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала). Для проведения физкультминутка подобраны упражнения на улучшение кровообращения головного мозга, формирование осанки и общеукрепляющие упражнения.

Деятельность на уроке мотивирована.
В ходе рефлексии была дана возможность каждому ребёнку оценить полученные знания.


Урок научит детей различать чередование звуков в корнях слов, проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные).

Описание разработки

Цель:

Учить работать с обратным словарём, продолжить знакомство с чередованием звуков в корнях слов, которое видно на письме.

- научить различать чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме;

- научить проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные);

- сформировать умение работать с Обратным словарём;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента);

- осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Технологическая карта урока.

Урок по русскому языку Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме

3. Выявление места и причины затруднения.

- А что такое корень?

- А в наших словах буквы разные.

- Чередованием согласных звуков в корнях слов – это целью нашего урока.

- Корень – это общая часть родственных слов, в которой содержится их общий смысл.

- Узнаем, есть ли чередование звуков в корнях родственных слов.

​- Давайте определит тему урока.

Чередование звуков в корнях слов, которые мы видим на письме.

- Откройте учебник на с.139.

5. Реализация построенного проекта.

Посмотрите на иллюстрацию. Сегодня все герои пришли к нам на урок: Маша, Миша, Асырк, Торк и Анишит Йокоповна.

- Подбери родственные слова – названия признаков к словам – названиям предметов: рука, река, молоко.

- Какие слова мы называем словами – названиями предметов?

- Какие слова мы называем словами – названиями признаков?

Работа в парах. Запись в тетрадь.

- Миша подобрал такие слова:

- Вы согласны с Мишей?

- Посмотри, как Миша выделил корни!

- Ты видишь, какие звуки чередуются в каждой паре слов? Назови их!

- Маша сказала, что в каждой паре слов чередуются звуки. Ты не возражаешь?

-Запишите предложение в тетрадь с комментированием. Ученики записывают, поясняя каждую орфограмму.

2. Словарная работа.

Актуализация опорных знаний.

1.Введение в тему урока через проблему.

- Выделите корень. Что заметили в корнях родственных слов?

-В корне родственных слов происходит чередование буквы, которую мы видим.

Ученики делают вывод и объявляют тему урока.

2.Формирование темы урока с помощью учебника.

Изучение нового материала.

Работа по учебнику и слайд № 2.

На слайде запись слов река – речной

рука – ручной

молоко – молочный

Слова речной, ручной, молочный закрыты. Дети должны устно подобрать родственные слова-названия признаков к словам рука, река, молоко. После этого открыть запись на слайде № 3 и показать, как Миша выделил корни слов в парах.

Сравнить чередующиеся звуки и обсудить название темы урока:почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? Потому что оно обозначается разными буквами.

- А могут ли быть чередования звуков, которое мы не видим на письме?

- Видно ли оно на письме? (Нет! В обоих случаях мы пишем буквы В: удав – удавы, зверолов - звероловы).

- А в случаях река – речной, рука – ручной, молоко - молочный есть чередования звуков? Каких? (Пусть ещё раз произнесут!)

- Обозначено ли оно на письме? (Конечно. Здесь уже используются разные буквы, и мы это видим).

Выполнение упражнений.

Упражнение 107, стр. 143

Нацелено на осознание позиционного и исторического чередований согласных звуков и их различение; на закрепление написания парных согласных в корне слова. Методика работы со словами из обратного словаря та же, что и в предыдущем упр.106.

Выполняя первую часть задания, детям нужно, произнося каждое слово, убедиться в том, что на месте буквы З они слышат [с].

Затем уч-ся дают ответ на вопросы на с.144:

Какое чередование согласных видно на письме: первое или второе.

Какими буквами обозначается на письме это чередование? Запиши несколько примеров.

V . Динамическая пауза.

VI . Закрепление новых знаний.

Упражнение 108, стр. 144

Цель: решение проблемы написания парных согласных на материале слов-омофонов (одинаково звучащих); укрепление представления о родственных словах и о различии между родственными словами и формами одного слова.

Сомнительные согласные на конце слов проверяются так:

Луг-луга (форма этого же слова); лук-луковый (родственные слово).

Написание слова огород* дети группы родственных слов: гуськом-гусята; лук-лучок, правильно подчеркнув корни.

Слово ЛУЧОК-родственник слову ЛУК (на этот вопрос дети отвечают сразу).

Что касается слова ЛУЖАЙКА, то у некоторых детей вызывает определение родственного слова. В качестве подсказки можно использовать такой вариант вопроса:

Цель упражнения 109 – различение родственных слов.

Две группы родственных слов: 1) лучок, луковый, луковица; 2)луговой, лужок, лужайка.

Пусть подчеркнут везде корни и после каждой группы запишут, какие звуки чередуются в корни: 1) [ч] и [к]; 2) [г] и [ж].

Цель упражнения 110. Необходимо устно проговорить все слова, в написании которых можно ошибиться, и дать проверку где это возможно:

на майке (а не на зайке);

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.

Цель урока: знакомство с чередованием звуков в корнях слов, которое видно на письме.

Задачи урока :

- научить различать чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме;

- научить проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные);

- сформировать умение работать с Обратным словарём;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

коммуникативные умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента);

личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока : открытие новых знаний

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

- Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому. (Пауза)

- Внимание мое растет.

- Я, как разведчик, все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно. (Пауза)

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Что в начале урока необходимо сделать, чтобы работа была успешной?

1 . Повторение правил

2. Два ученика работают у доски по карточкам.

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово: уда. , в.лна

- Как мы называем такое чередование звуков?

Образуй родственное слово-название признака от слова снег, река . Выдели в словах корни.

- С какой проблемой вы столкнулись?

- Надо повторить всё , что будет необходимо для открытия нового знания.

Повторяют правила проверки безударных гласных и парных согласных. Выполняют дифференцированные тренировочные задания.

Пары выполняют работу по карточкам.

Выполняют проверку выполненной работы.

Выявляют проблему.

Познавательные:

Логические: анализ объектов с целью выделения

в них существенных признаков.

3.Выявление места и причины затруднения

- Вернитесь к правилу на стр. 91. Прочитайте.

- Корень – это общая часть родственных слов, которая общая по смыслу и, обычно, по написанию?

- А в наших словах буквы разные.

- Узнать, почему такое может быть в русском языке, т.е. открыть новые знания.

Работают по учебнику. Читают правило.

Высказывают предположения.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4.Построение проекта выхода из затруднения

(постановка учебной задачи)

- Определим, какой у нас будет урок?

- Урок открытия новых знаний.

- Объясните, почему?

- Назовите тему урока.

-Чередование звуков в корнях слов, которые мы видим на письме.

- Сформулируйте цель уроурока.

- Составим план работы.

Что будем делать?

Двигательная

Мячики

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

То по кругу побегут,

То присядут, отдохнут,

И давай опять скакать,

Ну, никак их не унять!

Определяют тему урока

Формулируют цель урока

Составляют план урока

Дети имитируют движения мячика.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

5.Реализация построенного проекта

Работа по учебнику стр. 139

- Подбери родственные слова – названия признаков к словам – названиям предметов: рука, река, молоко.

- Какие слова мы называем словами – названиями предметов?

- Какие слова мы называем словами – названиями признаков?

Работа в парах. Запись в тетрадь.

- Миша подобрал такие слова:

- Вы согласны с Мишей?

- Посмотри, как Миша выделил корни!

- Ты видишь, какие звуки чередуются в каждой паре слов? Назови их!

- Маша сказала, что в каждой паре слов чередуются звуки и . Ты не возражаешь?

Читайте также: