Человек и общество конспект огэ
Обновлено: 05.07.2024
Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.
Ключевые слова: мировоззрение, виды и формы мировоззрения, обыденное мировоззрение, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, менталитет.
Ключевые слова: познание, агностицизм, скептицизм, гностицизм, эмпиризм, рационализм, эмпирический и теоретический уровни познания, формы познания, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, знание.
Ключевые слова: истина, относительная и абсолютная истина, объективная и субъективная истина, критерии истины, практика, заблуждение, ложь.
Ключевые слова: мышление, деятельность, структура деятельности, виды деятельности, творческая деятельность.
Ключевые слова: потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.
Ключевые слова: свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.
Ключевые слова: общество, социум, признаки общества, сферы жизни общества.
Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.
Ключевые слова: культура, функции культуры, формы культуры, субкультура, контркультура, традиции и новаторство.
Ключевые слова: наука, функции науки, парадигма, гипотеза, закономерность, научный закон, теория, уровни познания, методы познания.
Ключевые слова: образование, функции образования, структура образования в России, тенденции развития образования.
Ключевые слова: религия, функции религии, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, политеизм, монотеизм, церковь.
Ключевые слова: искусство, функции искусства.
Ключевые слова: мораль, табу, обычай, традиция, принципы морали, право, функции морали, нравственность, "золотое правило нравственности", гуманизм.
Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.
Ключевые слова: реформа, революция, типология обществ, традиционное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества, модернизация.
Ключевые слова: глобальные проблемы, экологическая, демографическая проблемы, проблемы угрозы войны, эпидемий и пандемий, проблема "Север - юг".
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение.
Сфера духовной культуры
Экономика
3.14.Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Социальная сфера
Сфера политики и социального управления
Право
Внимание!
Все статьи по Конституции даны в двух вариантах: до и после поправок 2020 года.
В тех статьях, в которых ссылки на статьи с поправками нет, дан материал до 2020, новый материал — в стадии подготовки. Следите за публикациями.
6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации
6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей
6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания
6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию
1. Человек и общество
2. Сфера духовной жизни
3. Экономика
4. Социальная сфера
5. Политика
6. Право
Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.
Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Личная неприкосновенность — это первая предпосылка (условие) свободы.
Свобода | |||
естественное право человека | высшая ценность человеческой жизни | идеал (основная идея) либералов | одна из основных составляющих мирового стандарта демократии |
Стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувств. | |||
Объект свободы является критерием социального прогресса. |
Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Условия существования свободы:
- Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за свой выбор.
- Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Тема 3. Равенство
Социальное равенство — это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.
Равноправие — это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.
Убеждение | |
Убеждение - вера | Убеждение - знание |
Пример: убеждение Джордано Бруно | Пример: убеждения Галилео Галилея |
Вера — особый вид убеждения. Верить можно не только в Бога. Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой. Окончательно заменить веру знанием невозможно. | Знание – это объективная истина для субъекта познания. Знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации. |
Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развиваться по его предположению. | Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. |
Убеждения:
— Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний;
— Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен;
— Выступает регулятором сознания и поведения личности;
— Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.
— Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.
Убеждения – это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.
Мораль
Мораль — особая форма общественного сознания, совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости.
Категории морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.
Задачи морали | ||
Оценка явлений, событий, действительности, поступков людей. | Регулирование общественных отношений | Воспитание подрастающего поколения |
Определение, что хорошо и что плохо, что добро и зло, а также сущности идеалов и ценностей; умение правильно оценивать общественное мнение | Направление деятельности человека, общества на гуманные цели, на изменение человека и мира в соответствии с законами добра, справедливости | Воздействие на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, гуманистического мировозрения. |
Мораль – это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.
Нравственность – это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий.
Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.
Различия морали и права | |
Нормы морали | Нормы права |
Появилась задолго до возникновения государства | Сформировались и развивались вместе с государством |
Регулируют все стороны человеческой жизни | Регулирует наиболее важную, жизнеобеспечивающую сферу общественных отношений |
Формируется людьми и выражают мнение общества | Устанавливаются и фиксируются государством и выражают волю государства |
Существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч | Формируются в письменном виде в источниках права: в нормативно-правовых актах, нормативных договорах и т.д. |
Носят оценочный субъективный характер, распространяются на определённые группы людей | Имеют конкретную формулировку, формально определены, обязательны для исполнения всеми гражданами государства |
Предъявляют требования к поступкам, мыслям и чувствам | Регулирует только поступки, действия людей |
Поддерживаются силой общественного мнения | Обеспечиваются силой государственного принуждения |
Общие признаки морали и права
- Регулируют общественные отношения (поведение людей);
- Способствуют стабильности общества;
- Являются элементами культуры народа.
Образование
Образование — целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Цель — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения её культурного достояния.
- формирование профессиональной структуры общества, воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
- переподготовка и повышение квалификации кадров;
- повышение производительности труда, создании новых технологий
- социализация и воспитание личности;
- социальный лифт, способствующий вертикальной социальной мобильности человека в обществе
- обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту,
- участие в производстве новых знаний;
- формирование и развитие способностей личности к творческой деятельности
- выполнение социального и государственного заказа для подготовки к жизни подрастающих поколений, осуществление образовательной функции в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,
- формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества
Формы образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.
Принципы развития современного образования
- гуманизация образования - большое внимание общества к личности, её психологии, интересам; сосредоточие усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями, создание доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- гуманитаризация образования – усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека;
- интернационализация образования – создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения в разных странах, усиление академической мобильности обучающихся и преподавателей;
- профилизация образования – ранняя профессиональная ориентация, вjзможность углубленного изучения отдельных предметов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
- информатизация образования – использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов;
- непрерывность образования – образование в течении всей жизни человека, что связано с развитием научно-технического прогресса, с необходимостью постоянно обновлять свои знания, чтобы быть активным членом общества и конкурентоспособным специалистом.
Система образования РФ включает в себя образовательные ступени:
Дошкольное образование — ясли, детский сад;
Общее образование включает в себя три ступени:
- Начальное общее образование (1–4 классы), основное общее образование (5–9 классы), среднее общее полное образование (10–11 классы).
- Главная цель общего образования — передача минимума общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;
Профессиональное образование имеет следующие ступени:
- Начальное (Профессиональные училища, лицеи), среднее (техникумы, колледжи), высшее (институты, университеты, академии), послевузовское профессиональное образование.
- Цель профессионального образования — формирование специалистов в определенной области профессиональной деятельности;
Дополнительное образование
- Служит для развития творческого, спортивного потенциала личности, способствует повышению квалификации кадров. (Музыкальные школы, спортивные школы, дома детского творчества и т. д.)
Религия
Религия – особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религия – древнейшая форма культуры.
Элементы религии | ||
Мировоззрение, основанное на вере в Бога | Культ – вид религиозной деятельности, религиозное поклонение сверхъестественным силам; обрядность. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж. | Религиозная организация, в основе которой лежит вероучение, определяющее религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. |
Причины возникновения религии:
- Бессилие и страх человека перед силами природы.
- Отсутствие знаний для объяснения явлений природы.
- Попытка человека повлиять на природу, других людей.
Ранние формы религиозных верований:
Магия — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определённой разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир.
Фетишизм – вера в наличие сверхъестественных свойств у неодушевлённых предметов (амулеты, талисманы, знаки Зодиака).
Тотемизм – вера в существование родства между животным или растением и человеческим родом. Тотемному животному не поклонялись, но на него запрещалось охотиться, его мясо не употребляли в пищу, его считали прародителем, помогающим своим потомкам.
Анимизм – вера в духов и души, существующие в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озёр или камня, дерева и т.д.)
В период формирования наций появились национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм у евреев, синтаизм у японцев, индуизм у индийцев.
Возникновение многонациональных империй в результате завоеваний способствовало появлению мировых религий: буддизма, христианства (католицизм, православие, протестантизм); ислама.
Мировые религии
БУДДИЗМ | |
Время и место возникновения и распространение | Бенарес, п-в Индостан, 6-5 вв. до н. э. Распространение: Бирма, Китай, Вьетнам, Корея, Япония. Религиозная община - сангха |
Имя пророка, название священной книги | Будда (просветлённый) Типитака |
Основные идеи религии | 1. Жизнь – это страдания, причиной их являются страсти и желания людей. Чтобы избавиться от страданий, нужно отказаться от желаний. 2. Идея переселения душ. 3. Нужно стремиться к нирване. |
ХРИСТИАНСТВО | |
Время и место возникновения и распространение | Палестина, 1 в. н. э. Распространение по всему миру. Религиозная организация – церковь: православие, католицизм, протестантизм |
Имя пророка, название священной книги | Иисус Христос (мессия, помазанник) Библия |
Основные идеи религии | 1. Идея монотеизма – Бог един, выступает в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. 2. Идея мессианства: Христос послан Богом для спасения людей. 3. Идея конца света – гибель мира в результате божественного вмешательства. |
ИСЛАМ | |
Время и место возникновения и распространение | Хиджаз, Арабский халифат, 7 в. н. э. Распространение: Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, Северный Кавказ, Закавказье. Религиозная община – умма. |
Имя пророка, название священной книги | Мухаммед (Магомет) Коран |
Основные идеи религии | 1. Строгий монотеизм. Есть один Бог – Аллах – всезнающий и всемогущий. Он сотворил мир и управляет им. 2. Мухаммед – его посланник. 3. Каждому Аллах приготовил свою судьбу, от верующего требуется покорность и смирение воле Аллаха. 4. Перед Аллахом все равны: и бедные, и богатые. 5. Не проводит национальных различий, выделяет три статуса человека: правоверный, покровительствуемый, язычник. 6. Идея конца света и наступления Судного дня. |
Функции религии в жизни современного общества:
— мировоззренческая: создает религиозную картину мира;
— компенсаторная: восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей;
— религиозного утешения: страдания, дорога в рай;
— нормативная: регулирует поведение людей, устанавливая заповеди, предписания, обязательные для верующих;
— способствует развитию культуры общества: письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;
— объединяет общество или какие-то большие социальные группы;
— является способом освящения и укрепления власти.
Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания. Это значит, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.
В Российской Федерации церковь отделена от государства. Это значит:
1. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
2. Родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, но с учётом права ребенка на свободу совести и вероисповедания.
3. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и местного самоуправления.
4. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону.
5. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях.
В свою очередь религиозные объединения :
1. Не вмешиваются в дела государства;
2. Не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления;
3. Не участвуют в деятельности политических партий, и политических движений;
4. Не оказывают им материальную или иную помощь.
Атеизм – система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, сверхъестественных сил.
Свободомыслие – это право человека свободно и критически рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей.
Читайте также: