Человек есть тайна преступление и наказание конспект

Обновлено: 07.07.2024

2 "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком" Ф.М. Достоевский

3 Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в которой воплотились черты высшего и полного развития человека. Ф.М. был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.

8 Сикстинская Мадонна самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех картин. Гениальный творческий замысел раскрывает глубокую веру в прекрасного человека. Мадонна идет по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; глаза ребенка глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. В расширенных глазах Мадонны можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Весь ее облик, с одной стороны – строгий и торжественный, с другой – мягкий и женственный, бесконечно трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности.

9 Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию теорию Бога.

10 Замечает ли Раскольников разницу между своим преступлением и преступлением Сони?

11 Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: Мы вместе прокляты, вместе и пойдем, - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она- через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь прийти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым. На это могла пойти только она, вечная Сонечка, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по- достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все.

13 Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущностью

14 Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был. Ей чуждо само понятие необыкновенный человек, так же как неприемлема возможность преступить закон Божий. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. Убивать? Убивать-то право имеете? - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом.

Достоевский пытается предупредить нас об опасности раскольниковской теории, говорит, что она может оправдать насилие и море крови, окажись в руках фанатика, одержимого не только идеей, но и властью над судьбами людей.

Романы Достоевского не только отражают, но и опережают проблемы, современные автору. Писатель исследует конфликты, которые стали частью общественной жизни страны в XX веке. Автор показывает, как теория воспламеняется в душе человека, порабощает его волю и разум, делает его бездушным исполнителем.

В статье "Забитые люди" Н. А. Добролюбов писал: "В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным самостоятельным человеком самим по себе".

Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" — это книга о жизни обездоленных, это боль писателя за поруганную честь "маленького" человека. Перед читателем разворачиваются картины страданий "маленьких" людей. Их жизнь протекает в грязных каморках, на бульваре.

Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных. Трактирная и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина, которая бросается в канал. А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у Раскольникова. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет человеческая душа. "Бедная девочка. Очнется, поплачет, потом мать узнает. Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит. А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка туда да сюда. Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пошаливают), ну а там. а там опять больница. вино. кабаки. и еще больница. года через два-три — калека, итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с. "

И гневом дышат его слова, когда он с возмущением говорит, что существующая жизнь оправдывает подобное сознательное унижение человека: "Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год. " В этот процент и попали Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова.

Типичный приют столичной бедноты — жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире — это потрясающая исповедь "погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств". Это вопль о помощи. Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения. "Нас обкрадывал да в кабак носил", — говорит Катерина Ивановна.

Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. "Милостивый государь, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же — никогда и никто". Мармеладов — человек, которому "некуда идти". Отчаянием человека-одиночки звучит его жалоба: Ведь надобно же

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Например, в романе «Преступление и наказание" студент Раскольников - сложный и противоречивый человек.

После совершения преступления герой начинает страдать. Раскольников был уверен, что не будет испытывать угрызения совести, так как следовал своим убеждениям. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Однако начал испытывать тоску, одиночество, отвращение к себе, не мог смотреть в глаза мамы и сестры. Автор показал перелом в сознании героя. Теперь Раскольников не мог жить по-старому. Он понял, что совершил ужасный непоправимый поступок.

Соня Мармеладова призывает его к мукам ради воскрешения души и спасения. Добро и милосердие Сони противопоставлены жестокой теории Раскольникова. Соня нарушила нравственные законы, как и Раскольников. Однако он отнял жизнь у другого человека, а она пожертвовала собой ради семьи.Соня призывает Родиона к раскаянию, она готова помочь ему вынести все страдания.

Для Родиона муки совести страшнее каторги. Попав на каторгу, Раскольников не сразу раскаялся в убийстве, он раскаялся лишь в своей слабости. Спустя несколько месяцев, благодаря девушке, в душе героя произошел переворот. Родион начинает менять свое мировоззрение.

В христианстве он находит утешение и смирение. Душа его начинает возрождаться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: ТАЙНА ТВОРЧЕСТВА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
(обобщающий урок по творчеству Ф.М. Достоевского, 10 класс)

Формировать у учащихся понятия эпохи, в которой жил и создавал свои произведения Ф.М. Достоевский.

Учить учащихся видеть особенности литературного творчества Достоевского. Проверить знание биографии, творческой деятельности писателя.

Воспитывать у учащихся интерес к деятельности Достоевского, заинтересовать, облегчить процесс чтения.

Методы: беседа, рассказ.
Оборудование: иллюстрации художников-современников Достоевского, портрет Достоевского, д/ф, г/з, иллюстрации, карта-схема, карточки, вырезки из газеты, посвященные творчеству Достоевского, подборка газетного материала.

Слово учителя :

Главная страсть Достоевского – это Россия

hello_html_md12a06b.jpg

Сколь ни горестно это сознавать, следует сказать: нынешняя Россия, несмотря на все наши ритуальные заклинания, всё больше удаляется от Достоевского (как и он удаляется от неё).


Слово учителя: (кадр д/ф Игоря Валгина)

Имя великого писателя Федора Михайловича Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы.
Поисками ответа на "жгучие вопросы жизни" пронизаны все его произведения. В них звучат раздумья писателя о социальной несправедливости, о судьбах России и русского народа, делались попытки разрешить проблемы времени.
Его произведения оказали не только огромное влияние на мировую литературу, но и оставили глубокий след в духовном развитии человечества. Достоевский постоянно обращался к фактам современной ему действительности. Внимательно изучал каждодневную жизнь, материалы газетной хроники, отталкивался от реальных фактов окружающей действительности. Достоевский настойчиво искал выход на кричащих противоречий современной действительности, мечтал приблизить человечество к гармонии и счастью.
На доске :

Да, "Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру" - М. Горький

Достоевский - писатель во многих отношениях необычный и своеобразный. Он умел увлечь читателя, захватить его, сделать свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров, острых психологических столкновений.

Поражает предельная искренность писателя, его честность, умение с потрясающей силой и глубиной раскрыть самые сокровенные тайники человеческого сознания, выразить любовь к человеку и веру в него. Читая Достоевского, обогащаешь себя, становишься на ступеньку выше и еще более приближаешься к писателю.

Давайте сегодня на уроке и мы постараемся еще на один шаг приблизиться к разгадкам тайн творчества Достоевского и доказать следующие слова:

"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь

разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;

я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".

(Из письма к брату в 1833 году)

"Если даже у тебя семь пядей во лбу, обязательно найдется кто-то осьми прядей".

"Мир спасет красота".

"Он весь - дитя добра и света, он весь свободы торжество".

Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?

Какой путь изменения предлагает Достоевский?

Работу организуем следующим образом: класс поделен на три группы. 2 группы возглавляют лидеры, 3-я группа единомышленники, получают индивидуальные задания. Независимые эксперты (судьи, комиссия) оценивают ответы по 5-ти бальной системе. В конце выставляется зачет.
Кадр д/ф - видеовопрос: 1821 год - о чем говорит эта дата? (30 октября 1821 г. в семье лекаря на Божедомке родился Ф.М. Достоевский). Ответившая группа первой начинает отвечать.

III. Как назывался кружок, который наследовал декабристские идеи? В честь кого назывался? Какое отношение имел к Достоевскому? (Петрашевцы; Петрашевский-сверстник Достоевского. "Общество молодых людей в Петербурге")

IV. Как называется произведение, в котором Достоевский поведал, что это была за жизнь? Когда написано? ("Записки из "Мертвого дома", 1859-1861 гг) Кем была дана высокая оценка этому произведению? (Лениным. Мертвый дом, в котором жил народ)

IV. "Я был виновен, я осознаю это вполне; я был уличен в намерении (но не более) действовать против правительства. Я знаю, что был осужден за мечты, за теории". Кому принадлежат эти слова? Как связаны с его именем города Омск, Тобольск? (Достоевский был на каторге в 1856 году. После каторги писал генералу Гиотлебену)

V. Член прокурорского надзора Впангель стал советником Достоевского во всех действиях, помогая ему, поддерживал. О каком этапе жизни идет речь? (В Семипалатинске, рядовой Достоевский)

V. Кому из друзей обращены над могилою слова: "Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незакрывшаяся рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает" (речь над могилой Некрасова)

VI. Какие герои из творчества Достоевского с задатками человеколюбцев и сострадальцев? (Соня, дополнит, образ Алеша "Братья Карамазовы", Лев Николаевич Мышкин "Идиот")

VI. "Главная мысль романа изобразить прекрасного человека" - писал Достоевский, - труднее этого ничего нет, а особенно теперь". О каком романе идет речь? ("Идиот", главный герой князь Мышкин)

VII. "Подросток", "Отцы и дети", "Брак". Все ли произведения, замыслы здесь уместны? Кто автор? (Достоевский)

VII. Какой единоличный журнал мечтал создать Достоевский "нечто вроде газеты". Печатать в нем свои дневники, записки? ("Записная книга")

VIII. Попытайтесь вспомнить в каком произведении Достоевский пытается анализировать духовное состояние общества, высказывает свои мысли о Пушкине, Лермонтове, Некрасове, Толстом и их героях? ("Дневник писателя")

VIII. Кому и когда посвящена речь Достоевского, в которой он провозглашает идеал всемирного, всечеловеческого братства людей через сострадание к смирению гордости человека, но призыв позже в 80-е годы был отвергнут? (Пушкину, 1881 год)

XI. Какой год можно считать годом Достоевского по решению Юнеско? В честь какого юбилея Достоевского? (1981 год - 100 лет со дня смерти писателя)

XI. Достоевский за границей. Что вы знаете об этом периоде? (В 1862 году выехал за границу, побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, встречался с Герценом, сатирически изображал жизнь Франции времен Наполеона. 1867-1871 г. скрывался от кредиторов, уезжает с женой за границу, расплатившись с долгами в 1871 году возвращается в Петербург)

X. Творческое задание для обеих групп: Представьте, пожалуйста, что идет заседаний в редакции. Какое бы произведение Достоевского вы бы включили в серию "Классики-современники" в план этого года? (Называют произведения, доказывают почему)

Достоевский прошел трудный путь, сомневаясь, но любовь к жизни и к человеку взяло вверх. К добру, правде он стремился постоянно, даже обращаясь к теме маленького человека.

XII. Звучит г/з. Задание: Кому принадлежит этот монолог? (Мармеладов о нищете в разговоре с Раскольниковым) роман "Преступление и наказание".

Итак, переходим к роману "Преступление и наказание" - роману, который открывает период великих романов в творчестве Достоевского.

Достоевский подобно Моцарту из пушкинской трагедии "Моцарт и Сальери", абсолютно убежден, что гений и злодейство две вещи несовместимые. Гениальность не дает право на злодейство. Нарушение этих истин имеет трагическое значение судьбы. Психологический диалог Раскольниковым и Порфирием Петровичем основан на данной мысли.

V. "Я буду счастлив тогда, когда живущие вокруг меня будут счастливы". Так говорили и поступали герои Чернышевского. Есть ли близкие к этой мысли действия и поступки в романе "Преступление и наказание" Достоевского? Докажите мысль автора, что его героев "воскресила любовь". (В эпилоге "Сердце отданного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого)

VI. Каким предстает перед нами Петербург Достоевского? (Карта путешествия.)

VI. Кто из героев назвал Петербург "городом полусумасшедших"? (Свидригайлов)

Задание: "Мой литературный герой" (по описанию внешности отгадайте героя)

I. Кто из героев романа была штабс-офицерской дочерью, воспитывалась в благородном губернском двор. институте и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе. Получила Золотую медаль и Похвальный лист? (Екатерина Ивановна)

II. О ком идет речь? "он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русый, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной даже и придирчивый человек, посовестился бы к людям выходить в таких лохмотьях.". "Шляпа была высокая, круглая, цилиндрическая, циммермановская, но вся уже изношенная, вся в дырах и пятнах". (Родион Романович Раскольников)

II. Кто из героев все проиграл и его могли бы посадить в тюрьму за 70 тыс. долга? Сам о себе говорит так": Да, я человек развратный и праздный". (Свидригайлов Аркадий Иванович)

III. "Советник служил в 2-х местах, имел свой капитал, стремился открыть в Петербурге публично-адвокатскую контору, жиниться удачно". (Петр Петрович Лушин)

III. "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно направленное, какое-то востренькое с маленьким вострым носом и подбородком, но за то глаза были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось добрым". (Соня Мармеладова)

IV. "Одет он был по-домашнему, в халат, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет 35, росту пониже среднего, без усов, гладко выбрит и без бакенбард, с брюшком. " (Георгий Петрович)

IV. "Богата, как джин, злая и капризная. Сделала завещание в м-ский монастырь". (Алена Ивановна)

Для обеих групп: Литературная мозаика (задание в конвертах, отвечают по одному человеку, составляют мозаику, получают высказывания героев)

Давайте же попытаемся сделать вывод, исходя из нашего проблемного вопроса: "Человек есть тайна. "

Итак, Достоевский никогда не принимал окружающую его жизнь и никогда примирялся с ней. "Лик мира сего, - писал он, - мне самому даже очень не нравится". Поэтому все творчество писателя понизано острой болью и состраданием ко всем обиженным и обездоленным.

Читателей равнодушных не может быть, так как герои пробуждают чувства самого решительного протеста против бесчеловечности условий жизни в буржуазном обществе.
Достоевский считал, что молодому читателю нужны именно такие трудные книги.

Человек живет тогда, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нем проявляется естественное желание гармоничного спокойствия, а в красоте есть и гармония и спокойствие. Следуя мучительным путем познания зла, писатель тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании красотой и любовью.

Идеалы действенной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своего значения.
Немудрено, что традиции Достоевского живо восприняты современной советской литературой.
Достоевский и его герои, мне кажется, то и делают, что проверяют, есть ли правда на земле и мир человеческих состраданий.

Немецкий философ Кант : "Не заслуженное зло, которое ты причиняешь другому, ты причинишь и себе. " Зло, причиняемое другому человеку, всегда оборачивается в него, убивая часть души его. Зло, что существует пагубно было в то время и теперь то же. Голос Достоевского продолжает и сегодня предупреждать: преступление - это гибель души, полное его одиночество, отчуждение от всей его красоты.

Читайте также: