Частица конспект 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

Частица — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая при­да­ет смыс­ло­вые оттен­ки сло­вам и пред­ло­же­ни­ям, а так­же упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния форм слов.

Определим, что такое части­ца как часть речи в рус­ском язы­ке. Выясним, что выра­жа­ет части­ца, для чего исполь­зу­ет­ся в речи, каки­ми обла­да­ет признаками.

Частица — это служебная часть речи

По сво­им зна­че­ни­ям, грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам и син­так­си­че­ской функ­ции в пред­ло­же­нии сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на груп­пы, лексико-семантические раз­ря­ды, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи. Слова само­сто­я­тель­ных частей речи име­ют опре­де­лен­ное зна­че­ние (назы­ва­ют пред­мет, при­знак, дей­ствие и пр.), высту­па­ют в роли глав­ных или вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, могут пояс­нять­ся дру­ги­ми частя­ми речи (весе­лый маль­чик, очень весе­лый маль­чик).

Служебные части речи, напро­тив, не обо­зна­ча­ют явле­ний дей­стви­тель­но­сти и их при­зна­ки, а толь­ко выпол­ня­ют опре­де­лен­ную функ­цию в сло­во­со­че­та­нии и предложении.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют три слу­жеб­ные части речи:

Служебные сло­ва не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, но могут вхо­дить в их состав. Их при­зна­ком явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мость. К слу­жеб­ным частям речи нель­зя задать вопрос.

Части́ца — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая вно­сит раз­лич­ные оттен­ки зна­че­ния, эмо­ци­о­наль­ные оттен­ки в пред­ло­же­нии или слу­жит для обра­зо­ва­ния форм слова.

Отличия частиц от других частей речи

Чем же отли­ча­ет­ся части­ца как слу­жеб­ная часть речи от пред­ло­га и сою­за? У каж­дой слу­жеб­ной части речи суще­ству­ет своя функ­ция в связ­ной речи.

Предлог выра­жа­ет отно­ше­ния меж­ду само­сто­я­тель­ны­ми сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии (пой­ду в сад, обой­дем­ся без него).

Союз — это сред­ство свя­зи меж­ду отдель­ны­ми сло­ва­ми (одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния) и частя­ми слож­ных предложений.

А части­ца как слу­жеб­ная часть речи вно­сит раз­лич­ные смыс­ло­вые оттен­ки в выска­зы­ва­ние, слу­жит для пере­да­чи субъ­ек­тив­но­го отно­ше­ния гово­ря­ще­го к тому, о чем идет речь. Чтобы убе­дить­ся в этом, выра­зи­тель­но про­чтем неболь­шой текст:

В без­лун­ную ночь посмот­рим на небо. Как мно­го звезд на чер­ном бар­хат­ном поло­ге! Разве звез­дам не тес­но там? Вот стре­ми­тель­но летит звез­доч­ка вниз. Куда же она упа­дёт? Неужели сго­рит, не доле­тев до Земли? Звезд ста­ло мень­ше. Надо бы их пересчитать.

Отличия частиц

Частицы — это спе­ци­аль­ные сред­ства речи для пере­да­чи раз­лич­ных чувств в выска­зы­ва­нии. Но кро­ме этой функ­ции неко­то­рые части­цы помо­га­ют созда­вать грам­ма­ти­че­ские фор­мы слов (отве­тил бы мне) и даже обра­зу­ют новые сло­ва (что-то, куда-либо).

Частица — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая при­да­ет допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые и эмо­ци­о­наль­ные оттен­ки отдель­ным сло­вам и пред­ло­же­ни­ям и слу­жит для обра­зо­ва­ния слов и форм слов.

Разряды частиц

В свя­зи со зна­че­ни­ем и функ­ци­ей в пред­ло­же­нии части­цы делят на три группы:

Она хоте­ла бы напить­ся коло­дез­ной воды.

Кто не зна­ет Юрия Гагарина?

Формообразующие части­цы пусть, пус­кай, да, давай, давай­те, бы (б) упо­треб­ля­ют­ся при обра­зо­ва­нии форм пове­ли­тель­но­го и услов­но­го накло­не­ния глагола.

Пусть уйдут навсе­гда враж­да и ненависть!

Хотелось бы услы­шать ваше мнение.

Словообразовательные части­цы -то, -либо, -нибудь, кое- обра­зу­ют неопре­де­лен­ные место­име­ния и наре­чия от слов этих же частей речи:

  • что → что-то;
  • кто → кто-либо;
  • поче­му → почему-то;
  • когда → когда-нибудь;
  • куда → куда-либо;
  • кто → кое-кто.
  • прав­да → неправ­да (ложь)
  • лег­кий → нелег­кий труд (тяже­лый)
  • гром­ко → негром­ко (тихо) петь.

Смысловые части­цы созда­ют допол­ни­тель­ные оттен­ки зна­че­ний у отдель­ных слов и у все­го пред­ло­же­ния цели­ком. Они могут выра­жать вос­хи­ще­ние, удив­ле­ние, сомне­ние, уточ­не­ние, отри­ца­ние и пр. эмо­ции говорящего.

Сравним:

Разве ты уже про­чи­тал эту кни­гу? (удив­ле­ние)

Вряд ли ты уже про­чи­тал эту кни­гу (сомне­ние).

Ты не про­чи­тал эту кни­гу (отри­ца­ние).

Признаки частицы

Как и дру­гие слу­жеб­ные части речи, пред­лог и союз, части­цы не изменяются.

По соста­ву они могут быть

1. про­сты­ми, состо­я­щи­ми из одно­го слова:

2. состав­ны­ми, скла­ды­ва­ю­щи­ми­ся из несколь­ких слов:

По про­ис­хож­де­нию различают

1. непро­из­вод­ные частицы:

2. про­из­вод­ные от слов дру­гих частей речи:

  • место­име­ний — это, всё, что за;
  • гла­го­лов — быва­ло, пусть, пус­кай, давай, давайте;
  • наре­чий — еще, как, про­сто, уже;
  • сою­зов — и, да.

Морфологический разбор частицы

III . Разряд по значению

Примеры

На горе сто­ит церк­вуш­ка, и как раз вни­зу бьет родник.

Как раз — это части­ца, неиз­ме­ня­е­мая, уточняющая.

Нас этим фоку­сом вряд ли удивишь.

Вряд ли — части­ца, неиз­ме­ня­е­мая, выра­жа­ю­щая сомнение.

Стало так страш­но, что про­сто серд­це замерло.

Просто — части­ца, неиз­ме­ня­е­мая, усилительная.

Видеоурок

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 19.02.2016 г.

Предмет : русский язык

Актуализация прошлых понятия о функциях частицы как служебной части речи .

Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Подготовка к ЕНТ

Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.

Развивать познавательный интерес.

Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

Формировать умение существлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Развивать умение публично выступать.

Повторение, закрепление, обобщение

Методы и приёмы

Приемы критического мышления, беседа, рассказ,

наблюдение, исследование, анализ текста

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи

Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.

Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу

Учащиеся проводят личностную рефлексию

Раздаточные листы с текстами, маркеры, плакаты, оценочные листы, смайлики

Оборудование

Организационный момент

Я желаю счастья вам,

Счастья от полученных сегодня знаний.

Пусть оно заходит в класс,

Пусть оно порадует всех нас.

Когда вы будете счастливы сами –

Поделитесь счастьем с друзьями.

Пусть потом вас согревает дружбы взгляд,

И за ваши знания каждый будет рад!

Разделение уч-ся на группы

Ознакомить с правилами проведения урока и оценивания

Уч-ся желают друг другу пожелание; делятся на группы

Этапы урока

1.На какие группы делятся все части речи?

2.Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

3.С какими служебными частями речи мы уже познакомились?

4.Какова роль предлога в предложении?

5.Для чего служит союз?

6.С какими частицами вы уже знакомы?

ІІ.Проверка домашнего задания

Уч-ся достают билеты , отвечают ,если не ответят , отвечают уя-ся с группы или из другой группы

1.Служебная часть речи.

3. Не имеет грамматического значения

4. Не изменяется

5.Не является членом предложения.

Уч-ся читают свои предложения? Выделяют служебные части речи? Называя их

І. Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

Родной – ч ужой

неряшливый – а ккуратный

горький с ладкий

светлый – т емный

ложный – и стинный

разбитый – ц елый

пассивный - а ктивный

Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика

ІІ.Раздаются листы с текстом – правилом

Текст для чтения “Частица”[1].

• – противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;

1. В предложениях Сегодня к нам приедут артисты? и Разве сегодня к нам приедут артисты? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд артистов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве.

2.Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня артисты. Пусть мальчики встретят артистов у ворот школы. Кто из нас самый отважный?

3.Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

4.Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые. 5.Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.

6.К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

Частица Бы(Б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

7.Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

8.Вопрос: ли, разве, неужели .

9.Восклицание: что за, как.

10.Указание: вот (а вот), вон (а вон).

11.Сомнение: вряд ли, едва ли .

12.Уточнение: именно, как раз.

Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти.

13.Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.

14.Смягчение требования : -ка.

(1) – текст составлен по материалам кн.: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М., 2002.–221с. .

hello_html_m483fd3e3.jpg

ІҮ.Работа с текстом:

"Моя будущая профессия".

В детстве все мечтают стать летчиками, космонавтами, пожарниками, врачами, учителями и. библиотекарями.

А сейчас непростой выбор в профессии, довольно, прост в рейтинге популярных профессий экономистов, юристов, психологов, певцов и певиц.

И все-таки каждый школьник рано или поздно задумается : "Какая моя будущая профессия", а общество поможет сделать ему вывод, а если еще лучше, поможет сделать шаг в жизнь.

Будущая профессия должна приносить радость. Чтобы, отправляясь на работу, не испытывать чувство тягости, нужно любить то дело, которым выпало заниматься. В XXI веке очень популярны профессии, связанные с экономикой, юриспруденцией, общественно-политической деятельностью. Однако не стоит ломать себя и стремиться стать банкиром или судьей, если в душе горит желание мчатся по бескрайним просторам нашей страны в кабине машиниста поезда.

Нередко случается так, что профессия сама выбирает человека. Как правило, это связано с раскрытием таланта. Художники, писатели, музыканты, актеры составляют творческую элиту по велению сердца. Ведь нельзя научить создавать шедевры – они рождаются сами собой, а человек лишь придает им нужную форму.

1. Формировани е понятия о фу нкциях частиц ы как служебной части речи .

2. Формировани е и развитие поз навательных, иссле довательских

1. Показать отлич ие частицы от д ругих слу жебных частей реч и и её

3. Формировать м отивацию иссле довательской и тв орческой

4. Формировать у мение су ществлять учебные действи я в соответст вии с

поставленной з адачей и определять наиболее эффе ктивные способ ы

5. Развивать у мение проводить позн авательну ю и личностную

6. Развивать у мение слу шать собеседника и вести диалог; готовность

признавать возм ожность существован ия различных т очек зрения и

права каждого иметь свою; излагать св ое мнение и ар гументировать

1. Учащиеся знают фу нкции част ицы как слу жебной части речи

2. Учащиеся выб ирают наиболе е эффективные сп особы решения проблемы,

3. Учащиеся осу ществляют коммуникатив ные действи я – участвую т в

коллективном о бсуждении пр облемы, излагают свое мнение,

4. Учащиеся ис пользуют приобретенн ые знания в тво рческой ра боте.

5. Учащиеся совме стно с учителем п роводят исследов ательскую работу

Учитель: Ребята, начиная урок, ул ыбнемся друг дру гу, нашим гостям и

2. Для того, чтобы определи ть тему сегодняш него урока, мы проведем с

вами лексическую работу. К д анным словам под обрать антонимы и

Прочи та йте све рху – вниз первые буквы второго столбика

Записали тему урока « Час тица как служебная час т ь ре чи.

На какие вопросы вы хотели бы п олучить ответы п ри изучении темы

- Выполняет ли она синтаксическу ю роль в предложении ?

- На прошлых уроках вы пол учили уже знания о служебных час тях речи,

в том числе в ознакомительном п лане и о частице. Что вы уже зн аете об

А) Прочитай те статью учебника, при меняя прием инсерта. М ожете

• - противоречит мо им представл ениям, вызывает сомнения;

Скажите, возникл и ли у вас вопросы? А есть ли в материале § новая для вас

- вносят различные оттенки значен ия и служат для образования форм с лова.

Для того ч тобы понять, какое зн ачение имеют ч астицы в наш ей речи,

- Кристина расскаже т вам историю, которая произошла в конце

В канцелярии Пр еображенского по лка молодой писарь вто ропях

допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин,

Приказ этот был подписан императором Павлом. Так по явился в

Преображенск ом полку новый офицер. Командир полка не осмелилс я

доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И

пришлось ему делать вид, что тако й подпору чик служит в полку.

В последствии с этим несуществу ющим подпоручиком Киже происходят

забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят н а

фрейлине он дослу жился до генерал ьского чи на. Когда же Павел хотел

вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то

придворные, утаившие истину от императора поспеш или сд елать т ак, что

- Как же такая история могла произойт и? Пред лагаю вам провести

- Сравните 2 п редложения. В чем ме жду ними р азница?

(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное

существитель ное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому бо льшому

Это случилось дав но, а внаше врем я нужны ли частиц ы в нашей ре чи?

Или может они вообще н е нужны и не важны? А для доказательства этой

гепотизы я пре длагаю провести иссле довательску ю работу.

Прочитайте текст и определите стиль текста. Как ег о можно озаглавить ?

Попробуйте исключить выделенн ые слова и з текста. Что изменилось?

Вот сп орый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именн о

по высоте этог о звона догадываешься, набирает ли дождь с илу или стихает.

Раскройте скобки и объясните дефисное или раздельное написание частиц. Выпишите частицы с теми словами, к которым они относятся.

1. (Да) здравствует наша Родина! 2. (Уж) постоим мы головою за Родину свою (Л.). 3. (Лишь) страну мою, Россию, беззаветно я любил (Л. Ошанин). 4. Москва! Так (вот) ты какая! (Баб.). 5. О Волга! Колыбель моя! Любил (ли) кто тебя, как я? (Н.). 6. Но (даже) на краю небес все тот же был зубчатый лес! (Л.). 7. (Вон) одна звездочка, вон другая, вон третья! (Гонч.). 8. Хоть (бы) листик на дереве шелохнулся (Писем.). 9. (Кое) где вдали желтеет поспевающая рожь. (Т.). 10. Донял (таки) медведь Елеску (М.С.).11. Днем зверь лежит где (нибудь) в чаще. (Арс). 12. А видел (ли) слона? Каков собой на взгляд? (Кр.). 13. Возьми (ка) у меня щенка любого от Жучки (Кр.), 14. Конь (же) лихой не имеет цены, он и от вихря в степи (не) отстанет (Л.). 15. (Не) нагнать тебе бешеной тройки (Н.).

Объясните выбор частицы НЕ или НИ.

1. Кого ни спрашивали о Журавлеве, все отзывались о нем хорошо. 2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра. 3. Где я только не бывал! 4. Где я не бывал, так это в Австралии. 5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме. 6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал. 7. Куда ни взглянешь, везде вода. 8. Дождь не прекращался ни на минуту. 9. Нельзя не удивляться вашему поведению.10. На небе ни звездочки. 11. Не могу не возразить вам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в.


Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской).


Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич.


Повторение изученного по частицам (Всякая всячина о частицах)

Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы по теме урока, сказки, стихи о частицах, тесты, работа с текстами, викторина - всё это есть в конспекте урока.


Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.

Читайте также: