Частица конспект 11 класс
Обновлено: 06.07.2024
Частица — это служебная часть речи, которая придает смысловые оттенки словам и предложениям, а также употребляется для образования форм слов.
Определим, что такое частица как часть речи в русском языке. Выясним, что выражает частица, для чего используется в речи, какими обладает признаками.
Частица — это служебная часть речи
По своим значениям, грамматическим признакам и синтаксической функции в предложении слова русского языка делятся на группы, лексико-семантические разряды, которые называются частями речи.
В русском языке различают самостоятельные и служебные части речи. Слова самостоятельных частей речи имеют определенное значение (называют предмет, признак, действие и пр.), выступают в роли главных или второстепенных членов предложения, могут поясняться другими частями речи (веселый мальчик, очень веселый мальчик).
Служебные части речи, напротив, не обозначают явлений действительности и их признаки, а только выполняют определенную функцию в словосочетании и предложении.
В русском языке выделяют три служебные части речи:
Служебные слова не имеют лексического значения, не являются членами предложения, но могут входить в их состав. Их признаком является неизменяемость. К служебным частям речи нельзя задать вопрос.
Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.
Отличия частиц от других частей речи
Чем же отличается частица как служебная часть речи от предлога и союза? У каждой служебной части речи существует своя функция в связной речи.
Предлог выражает отношения между самостоятельными словами в словосочетании и предложении (пойду в сад, обойдемся без него).
Союз — это средство связи между отдельными словами (однородными членами предложения) и частями сложных предложений.
А частица как служебная часть речи вносит различные смысловые оттенки в высказывание, служит для передачи субъективного отношения говорящего к тому, о чем идет речь. Чтобы убедиться в этом, выразительно прочтем небольшой текст:
В безлунную ночь посмотрим на небо. Как много звезд на черном бархатном пологе! Разве звездам не тесно там? Вот стремительно летит звездочка вниз. Куда же она упадёт? Неужели сгорит, не долетев до Земли? Звезд стало меньше. Надо бы их пересчитать.
Частицы — это специальные средства речи для передачи различных чувств в высказывании. Но кроме этой функции некоторые частицы помогают создавать грамматические формы слов (ответил бы мне) и даже образуют новые слова (что-то, куда-либо).
Частица — это служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки отдельным словам и предложениям и служит для образования слов и форм слов.
Разряды частиц
В связи со значением и функцией в предложении частицы делят на три группы:
Она хотела бы напиться колодезной воды.
Кто не знает Юрия Гагарина?
Формообразующие частицы пусть, пускай, да, давай, давайте, бы (б) употребляются при образовании форм повелительного и условного наклонения глагола.
Пусть уйдут навсегда вражда и ненависть!
Хотелось бы услышать ваше мнение.
Словообразовательные частицы -то, -либо, -нибудь, кое- образуют неопределенные местоимения и наречия от слов этих же частей речи:
- что → что-то;
- кто → кто-либо;
- почему → почему-то;
- когда → когда-нибудь;
- куда → куда-либо;
- кто → кое-кто.
- правда → неправда (ложь)
- легкий → нелегкий труд (тяжелый)
- громко → негромко (тихо) петь.
Смысловые частицы создают дополнительные оттенки значений у отдельных слов и у всего предложения целиком. Они могут выражать восхищение, удивление, сомнение, уточнение, отрицание и пр. эмоции говорящего.
Сравним:
Разве ты уже прочитал эту книгу? (удивление)
Вряд ли ты уже прочитал эту книгу (сомнение).
Ты не прочитал эту книгу (отрицание).
Признаки частицы
Как и другие служебные части речи, предлог и союз, частицы не изменяются.
По составу они могут быть
1. простыми, состоящими из одного слова:
2. составными, складывающимися из нескольких слов:
По происхождению различают
1. непроизводные частицы:
2. производные от слов других частей речи:
- местоимений — это, всё, что за;
- глаголов — бывало, пусть, пускай, давай, давайте;
- наречий — еще, как, просто, уже;
- союзов — и, да.
Морфологический разбор частицы
III . Разряд по значению
Примеры
На горе стоит церквушка, и как раз внизу бьет родник.
Как раз — это частица, неизменяемая, уточняющая.
Нас этим фокусом вряд ли удивишь.
Вряд ли — частица, неизменяемая, выражающая сомнение.
Стало так страшно, что просто сердце замерло.
Просто — частица, неизменяемая, усилительная.
Видеоурок
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата: 19.02.2016 г.
Предмет : русский язык
Актуализация прошлых понятия о функциях частицы как служебной части речи .
Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.
Подготовка к ЕНТ
Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
Развивать познавательный интерес.
Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
Формировать умение существлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.
Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Развивать умение публично выступать.
Повторение, закрепление, обобщение
Методы и приёмы
Приемы критического мышления, беседа, рассказ,
наблюдение, исследование, анализ текста
Формы работы
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.
Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу
Учащиеся проводят личностную рефлексию
Раздаточные листы с текстами, маркеры, плакаты, оценочные листы, смайлики
Оборудование
Организационный момент
Я желаю счастья вам,
Счастья от полученных сегодня знаний.
Пусть оно заходит в класс,
Пусть оно порадует всех нас.
Когда вы будете счастливы сами –
Поделитесь счастьем с друзьями.
Пусть потом вас согревает дружбы взгляд,
И за ваши знания каждый будет рад!
Разделение уч-ся на группы
Ознакомить с правилами проведения урока и оценивания
Уч-ся желают друг другу пожелание; делятся на группы
Этапы урока
1.На какие группы делятся все части речи?
2.Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?
3.С какими служебными частями речи мы уже познакомились?
4.Какова роль предлога в предложении?
5.Для чего служит союз?
6.С какими частицами вы уже знакомы?
ІІ.Проверка домашнего задания
Уч-ся достают билеты , отвечают ,если не ответят , отвечают уя-ся с группы или из другой группы
1.Служебная часть речи.
3. Не имеет грамматического значения
4. Не изменяется
5.Не является членом предложения.
Уч-ся читают свои предложения? Выделяют служебные части речи? Называя их
І. Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.
Родной – ч ужой
неряшливый – а ккуратный
горький – с ладкий
светлый – т емный
ложный – и стинный
разбитый – ц елый
пассивный - а ктивный
Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика
ІІ.Раздаются листы с текстом – правилом
Текст для чтения “Частица”[1].
• – противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;
1. В предложениях Сегодня к нам приедут артисты? и Разве сегодня к нам приедут артисты? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд артистов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве.
2.Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня артисты. Пусть мальчики встретят артистов у ворот школы. Кто из нас самый отважный?
3.Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
4.Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые. 5.Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.
6.К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.
Частица Бы(Б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.
7.Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.
8.Вопрос: ли, разве, неужели .
9.Восклицание: что за, как.
10.Указание: вот (а вот), вон (а вон).
11.Сомнение: вряд ли, едва ли .
12.Уточнение: именно, как раз.
Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти.
13.Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.
14.Смягчение требования : -ка.
(1) – текст составлен по материалам кн.: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М., 2002.–221с. .
ІҮ.Работа с текстом:
"Моя будущая профессия".
В детстве все мечтают стать летчиками, космонавтами, пожарниками, врачами, учителями и. библиотекарями.
А сейчас непростой выбор в профессии, довольно, прост в рейтинге популярных профессий экономистов, юристов, психологов, певцов и певиц.
И все-таки каждый школьник рано или поздно задумается : "Какая моя будущая профессия", а общество поможет сделать ему вывод, а если еще лучше, поможет сделать шаг в жизнь.
Будущая профессия должна приносить радость. Чтобы, отправляясь на работу, не испытывать чувство тягости, нужно любить то дело, которым выпало заниматься. В XXI веке очень популярны профессии, связанные с экономикой, юриспруденцией, общественно-политической деятельностью. Однако не стоит ломать себя и стремиться стать банкиром или судьей, если в душе горит желание мчатся по бескрайним просторам нашей страны в кабине машиниста поезда.
Нередко случается так, что профессия сама выбирает человека. Как правило, это связано с раскрытием таланта. Художники, писатели, музыканты, актеры составляют творческую элиту по велению сердца. Ведь нельзя научить создавать шедевры – они рождаются сами собой, а человек лишь придает им нужную форму.
1. Формировани е понятия о фу нкциях частиц ы как служебной части речи .
2. Формировани е и развитие поз навательных, иссле довательских
1. Показать отлич ие частицы от д ругих слу жебных частей реч и и её
3. Формировать м отивацию иссле довательской и тв орческой
4. Формировать у мение су ществлять учебные действи я в соответст вии с
поставленной з адачей и определять наиболее эффе ктивные способ ы
5. Развивать у мение проводить позн авательну ю и личностную
6. Развивать у мение слу шать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возм ожность существован ия различных т очек зрения и
права каждого иметь свою; излагать св ое мнение и ар гументировать
1. Учащиеся знают фу нкции част ицы как слу жебной части речи
2. Учащиеся выб ирают наиболе е эффективные сп особы решения проблемы,
3. Учащиеся осу ществляют коммуникатив ные действи я – участвую т в
коллективном о бсуждении пр облемы, излагают свое мнение,
4. Учащиеся ис пользуют приобретенн ые знания в тво рческой ра боте.
5. Учащиеся совме стно с учителем п роводят исследов ательскую работу
Учитель: Ребята, начиная урок, ул ыбнемся друг дру гу, нашим гостям и
2. Для того, чтобы определи ть тему сегодняш него урока, мы проведем с
вами лексическую работу. К д анным словам под обрать антонимы и
Прочи та йте све рху – вниз первые буквы второго столбика
Записали тему урока « Час тица как служебная час т ь ре чи.
На какие вопросы вы хотели бы п олучить ответы п ри изучении темы
- Выполняет ли она синтаксическу ю роль в предложении ?
- На прошлых уроках вы пол учили уже знания о служебных час тях речи,
в том числе в ознакомительном п лане и о частице. Что вы уже зн аете об
А) Прочитай те статью учебника, при меняя прием инсерта. М ожете
• - противоречит мо им представл ениям, вызывает сомнения;
Скажите, возникл и ли у вас вопросы? А есть ли в материале § новая для вас
- вносят различные оттенки значен ия и служат для образования форм с лова.
Для того ч тобы понять, какое зн ачение имеют ч астицы в наш ей речи,
- Кристина расскаже т вам историю, которая произошла в конце
В канцелярии Пр еображенского по лка молодой писарь вто ропях
допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин,
Приказ этот был подписан императором Павлом. Так по явился в
Преображенск ом полку новый офицер. Командир полка не осмелилс я
доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И
пришлось ему делать вид, что тако й подпору чик служит в полку.
В последствии с этим несуществу ющим подпоручиком Киже происходят
забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят н а
фрейлине он дослу жился до генерал ьского чи на. Когда же Павел хотел
вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то
придворные, утаившие истину от императора поспеш или сд елать т ак, что
- Как же такая история могла произойт и? Пред лагаю вам провести
- Сравните 2 п редложения. В чем ме жду ними р азница?
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное
существитель ное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому бо льшому
Это случилось дав но, а внаше врем я нужны ли частиц ы в нашей ре чи?
Или может они вообще н е нужны и не важны? А для доказательства этой
гепотизы я пре длагаю провести иссле довательску ю работу.
Прочитайте текст и определите стиль текста. Как ег о можно озаглавить ?
Попробуйте исключить выделенн ые слова и з текста. Что изменилось?
Вот сп орый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именн о
по высоте этог о звона догадываешься, набирает ли дождь с илу или стихает.
Раскройте скобки и объясните дефисное или раздельное написание частиц. Выпишите частицы с теми словами, к которым они относятся.
1. (Да) здравствует наша Родина! 2. (Уж) постоим мы головою за Родину свою (Л.). 3. (Лишь) страну мою, Россию, беззаветно я любил (Л. Ошанин). 4. Москва! Так (вот) ты какая! (Баб.). 5. О Волга! Колыбель моя! Любил (ли) кто тебя, как я? (Н.). 6. Но (даже) на краю небес все тот же был зубчатый лес! (Л.). 7. (Вон) одна звездочка, вон другая, вон третья! (Гонч.). 8. Хоть (бы) листик на дереве шелохнулся (Писем.). 9. (Кое) где вдали желтеет поспевающая рожь. (Т.). 10. Донял (таки) медведь Елеску (М.С.).11. Днем зверь лежит где (нибудь) в чаще. (Арс). 12. А видел (ли) слона? Каков собой на взгляд? (Кр.). 13. Возьми (ка) у меня щенка любого от Жучки (Кр.), 14. Конь (же) лихой не имеет цены, он и от вихря в степи (не) отстанет (Л.). 15. (Не) нагнать тебе бешеной тройки (Н.).
Объясните выбор частицы НЕ или НИ.
1. Кого ни спрашивали о Журавлеве, все отзывались о нем хорошо. 2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра. 3. Где я только не бывал! 4. Где я не бывал, так это в Австралии. 5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме. 6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал. 7. Куда ни взглянешь, везде вода. 8. Дождь не прекращался ни на минуту. 9. Нельзя не удивляться вашему поведению.10. На небе ни звездочки. 11. Не могу не возразить вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 7 класс Частицы. Разряды частиц
Урок для учащихся 7 класса разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в.
Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской).
Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"
Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич.
Повторение изученного по частицам (Всякая всячина о частицах)
Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы по теме урока, сказки, стихи о частицах, тесты, работа с текстами, викторина - всё это есть в конспекте урока.
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.
Читайте также: