Быт русского народа конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи: Познакомить детей с избой и русским бытом людей. Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог. Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Материал: иллюстрация избы, домашняя утварь: кочерга, ухват, лопата для хлеба, люлька и т. д. Оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения (предметы быта)

сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);

рассматривание предметов быта, макета русской избы;

рассказ, показ, беседа;

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Но, в отличие от елки,

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Всех кормлю с охотою,

- За руки дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь!

(воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа).

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком. Воспитатель угощает детей хлебом и чаем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальность темы очевидна, так как воспитание любви к своей Родине, желание узнать её и готовность к деятельности на благо окружающих людей, как предпосылки к деятельности на благо Родины. Особенно необходимы в наше время, когда в силу изменившейся ситуации социального развития резко увеличилось число детей с агрессивными проявлениями, а стремление к самосовершенствованию и проявлению собственной индивидуальности выражается у многих детей в форме противопоставления себя другим. Нежелание вникнуть в проблему другого человека, неумение понять и принять другое мнение, другую культуру.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Одной из главных задач образовательных учреждений является патриотическое воспитание детей. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социально культурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чём дети не имеют ни малейшего понятия. Следовательно, сама формулировка подразумевает более или менее глубокое знакомство детей с историей быта своего народа.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей является тематическая непосредственно-образовательная деятельность. Важно, чтобы она повышали детскую мыслительную активность. Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Человек привязан к своей родине, и эта связь определяет его мировоззрение. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться, как личность.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование представления об облике русской деревни, обобщения знания детей о предметах старинного быта. Закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном творчестве.

- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.

- Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

- Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

-Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).

-Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.

-Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

-Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

-Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

-Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

-Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.

-Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Учитель в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).

Учитель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.

– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Учитель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Учитель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.

Хорошо прядёшься – весело поёшься.

Учитель: Молодцы ребята! А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.

Учитель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.

Дети садятся на лавки вокруг экрана.

Презентация со слайдами.

По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)

Учитель (после просмотра презентации):

– Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали весёлые песни и частушки.

Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны)

Кто сказал – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?!

Эх, как выйду я плясать,

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Бежит печка со двора,

А за нею – чашки

От грязнули Машки.

Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Учитель: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы! Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Внутри печь да дрова

это русская… (изба).

– Молодцы правильно. А теперь зашли в избу и увидели…

Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней (печь).

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра. (коромысло).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит. (чугунок).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят. (лапти).

Учитель: Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем делать подковы!

Учитель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова.

Учитель: Правильно! А чем она украшена?

Учитель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона.

Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.

Учитель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать (дети рассаживаются за столы, педагог оказывают индивидуальную помощь детям, по ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий).

Учитель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.

Дети дарят подковы.

Учитель: Ну, что, ребята, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

– Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

– Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости !


Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Давно - давно в стране, где мы живём, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сёл. А были одни только поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. В те далёкие времена основным строительным материалом было дерево, а самым распространённым населённым пунктом – деревня. Дерево было самым популярным материалом, потому что его было просто обрабатывать и стоило оно недорого. Из дерева рубили избы и крепости, наводили мосты, ладили сани, и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колёса, резали миски, ложки, детские игрушки.

Содержимое разработки

Знакомство с укладом и бытом людей на Руси.

Воспитатель В.Н. Машнёва.

Цель: Познакомить детей с народным бытом и занятиями людей.

Формировать представление об особенностях жизни русского человека.

Знакомство с лучшими национальными качествами: доброта, трудолюбие, открытость, гостеприимства, хлебосольства.

Учить правильно, называть новые слова.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим.

Воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни других людей.

Развивать речь за счёт слов обозначающих предметы быта.

Развивать разговорную речь.

Обогащение словаря: изба, лежанка, лучина, кувшин.

Оборудование: картинки.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Настрой на работу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко заглянуло к нам в окно… Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение?

Дети: Весёлое, радостное…

Воспитатель: Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми?

Дети: Конечно.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся и вспомним наше стихотворение – приветствие: (психогимнастика)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Дети: Выполняют действия согласно тексту. Затем тихонько садятся за столы.


Воспитатель. Давно - давно в стране, где мы живём, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сёл. А были одни только поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. В те далёкие времена основным строительным материалом было дерево, а самым распространённым населённым пунктом – деревня.
Воспитатель. Почему деревня называется так?
Ответ детей. Потому, что все строения в ней были деревянными.
Воспитатель. Дерево было самым популярным материалом, потому что его было просто обрабатывать и стоило оно недорого. Из дерева рубили избы и крепости, наводили мосты, ладили сани, и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колёса, резали миски, ложки, детские игрушки.

Каждая семья - папа, мама, дети - жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других семей. Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека был дом (изба).


– Так вот, ребята, наши предки много трудились и делали всё своими руками. В старину отчий дом переходил к старшему сыну. Начинали строить дом осенью, после завершения полевых работ. Сначала пускали корову на предполагаемое место для дома и дожидались момента, когда она ляжет, на том месте и ставили дом. Это был дом деревянный, срубленный из брёвен.


Брёвна заготавливали зимой, отбирая здоровые (ровные, не покорёженные), звонко отзывающиеся на удары топора стволы. Рубили их, прося прощения у леса и дерева, за то, что губят по необходимости живыми. Именно рубили, а не пилили: пила лохматит срез дерева, и оно быстро загнивает. Рубленная топором поверхность – гладкая, место сруба не гниёт, в нём не заводятся насекомые. Такое дерево не будет гнить. Сам дом называли рубленым, а стены – срубом. Стволы деревьев зачищали топорами, вырубали по краям углубления и собирали из них стены.

–А теперь ответьте мне на вопросы:
– К какому сыну переходил дом в крестьянской семье? (К старшему)
– Какое животное определяло место для строительства дома? (Корова)
– Каким инструментом пользовались для заготовки? (Топором). Почему?


Воспитатель. На дом брали ель, сосну, кедр, лиственницу. К каким породам относятся такие деревья? (К хвойным породам)
– Почему на сруб дома брали именно деревья хвойных пород?
Ответ детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе. Тема урока: "История в слове: наименование предметов русского быта".

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Цель: формирование представлений об облике русской деревни, о традициях русского народа, о предметах быта.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слово учителя

Человека на протяжении всей его жизни окружают предметы быта. Это одежда, посуда, мебель. Многие предметы ушли из нашей жизни, а некоторые поменяли название. В былые времена люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба.

Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В нем было тепло и уютно. Люди-соседи помогали друг другу, строили избу вместе - из деревянных бревен, топорами. Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными, ничего лишнего. Окна в избе были резными, расписными, служили не только украшением, но и защищали от солнца и ветра. В избе всегда святыми считали три места:

Красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почетное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте.

Печка. Обогревала избу, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее: всех накормит, обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит.

Стол. Это божья ладонь. "Хлеба ни куска, стол-доска", - так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

III. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом учебника. Стр. 36-37. Изба.

Работа с текстом учебника. Стр. 34-35. Каша.

Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась?

Что такое кут? В каком значении употреблено слово хозяйский в словосочетании хозяйский кут?

Каково назначение каждого угла крестьянской избы?

Какие пословицы приводятся в статье? Поясните их смысл.

Подготовьте пересказ данной статьи.

Слово учителя.

В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью и за ним собиралась вся семья. Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа. В Красном углу отводилось место для икон.

Печь это место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. В печи готовили еду. В чугунах специальная, прочная, жаростойкая посуда. Кочерга инструмент для печи, которым сдвигали угли после прогорания поленьев. Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке. Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития. Воду для самовара приносили ведрами, используя коромысло. Ложки раньше были деревянными, а вилок вообще не было. Одним из блюд русской кухни была каша.

В каких значениях употреблялось слово каша нашими предками? Какие из них сохранились в современном русском языке?

Какие пословицы со словом каша приводятся в словарной статье? Понятен ли смысл этих пословиц?

С какой целью толкование значения слова сопровождается в статье пословицами? Как вы думаете, почему так много пословиц со словом каша?

Какие сведения о жизни, быте, обычаях русского народа можно получить, прочитав заметки В. И. Даля к слову каша?

Читайте также: