Бумажная история конспект урока по технологии 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели и задачи: 1. Дать сведения о бумаге и ее свойствах; учить изготавливать аппликацию из бумаги;
2. Развивать навыки работы с шаблонами, ножницами; расширять кругозор, словарный запас;
3. Воспитывать мотивацию к учению, аккуратность, стремление создавать своими руками красивые вещи.
4. Знакомство с правилами личной гигиены и безопасностью труда при работе с бумагой и клеем, с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации, организацией рабочего места.

Ход урока.
1.Орг.момент.
-Здравствуйте ребята.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
-Проверьте предметы необходимые для урока: салфетка, клей, цветная бумага, ножницы, карандаш, ластик, линейка.

Слайд №4, №5 -показ готовых работ аппликаций из кругов.

III.Основная часть
1. Вводная беседа
Отгадайте загадку:
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому, что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Но заснята на кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
И зовется…(Чебурашка) (слайд №6)

2. Анализ изделия:
-Из каких фигур выполнен Чебурашка?
-Сколько понадобится кругов?
-Круги одинаковые или разные?
-Как получили ручки и ножки? (сложим круг пополам и разрежем)
-При помощи чего соединили детали? (клей)

3. Техника безопасности (слайд №7)
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт (ножницы)
-Какие правила знаете при работе с ножницами? (ответы детей) –слайд №8

Отгадайте ребус (слайд №9) КЛЕЙ
-Вспомните правила работы с клеем (слайд №10)

IV. Практическая работа по плану (слайд №11)
1. Подготовка деталей. Вырезаем шаблон.
2. Накладываем шаблон на цветную бумагу. Обводим по шаблону
3. Вырезание деталей.
4. Сборка
5. Наклеивание деталей на лицевую сторону по образцу.
6. Минутка для творчества

- По ходу выполнения работы обращайтесь к образцу.
Контролируйте себя: правильно ли я выполняю работу?

V. Самостоятельная работа
Оказание детям индивидуальной помощи.

6. Подведение итога урока
- Какую аппликацию делали на уроке?
-Из каких геометрических фигур она состоит?
-У всех ли получилась аппликация?

Выставка готовых работ. Каждый защищает свою работу.

Изготовление слоника (на 2 уроке)

Отгадайте загадку:
Он огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом–носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких
И на острове Цейлон.
Угадали? Это (Слон)-слайд №12

-Из каких геометрических фигур выполнено изделие?
-Сколько кругов понадобится для слоника? (7 кругов)
-Какие они по размерам? (1большой-туловище, 2-средних-голова и ухо, 4 маленьких-ноги и хобот.)
-Как выполнены ноги и хобот? (круг свернуть и разрезать пополам)
-При помощи чего соединены детали?
-Что приклеим в первую очередь? Потом?

Практическая работа по плану (слайд №11)
1. Подготовка деталей. Вырезаем шаблон.
2. Накладываем шаблон на цветную бумагу. Обводим по шаблону
3. Вырезание деталей.
4. Сборка
5. Наклеивание деталей на лицевую сторону по образцу.
6. Минутка для творчества

- По ходу выполнения работы обращайтесь к образцу.
Контролируйте себя: правильно ли я выполняю работу?

Самостоятельная работа
Оказание детям индивидуальной помощи.

Подведение итога урока
- Какую аппликацию делали на уроке?
-Из каких геометрических фигур она состоит?
-У всех ли получилась аппликация?

Предлагаемый материал внеклассного занятия по технологии содержит очень обширный материал, позволяющий максимально раскрыть тему младшим школьникам. Занятие формирует у детей познаваетльные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Дети практически изучают процесс получения бумаги в бытовых условиях. Предлагаемые материалы помогут в подготовке запоминающегося и интересного занятия.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_poyavlenie_buiagi.docx 23.47 КБ
prakticheskaya_rabota_kak_sdelat_bumagu_doma.docx 84.94 КБ
shema_1_poluchenie_bumagi.docx 105.73 КБ
1 Презентация "Что было до бумаги" 2.1 МБ
2 Презентация "Как родилась бумага" 2.52 МБ
3 Презентация "Значение дерева в жизни человека" 1017.2 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по технологии в 1 классе .

Тема: Появление бумаги. Сколько у бумаги родственников.

  • Формировать познавательные универсальные учебные действия : познакомить детей с историей происхождения бумаги; познакомить детей с видами бумаги; обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Развивать коммуникативные универсальные учебные действия: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • Формировать личностные универсальные учебные действия : у чить умению бережно и экономно использовать материал; формировать экологическое сознание, формировать основные принципы и правила отношения к природе: бережное отношение к деревьям, экономное отношение к бумаге.

Для практической работы по получению бумаги в домашних условиях: 2 стакана измельченной бумаги и 4 стакана воды, блендер с емкостью, ёмкость большого размера, решётка для просушки полученной бумаги.

Загадка о лесах.

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой?

- Кто скажет, какое отношение лес имеет к материалу, о котором сегодня пойдет у нас речь на внеклассном занятии – бумаге?

II. Постановка познавательной задачи.

Создание эвристической беседы.

- Что бы мы делали, если б не было на свете бумаги? (Всевозможные ответы детей: Исчезнут все книги из всех библиотек, ученикам не на чем будет писать, они не смогут самостоятельно получать знания из учебников, люди из дальних стран не смогут получать информацию в виде письма, квартиры станут голыми и неуютными без обоев и картин, негде было бы писать, не было бы газет, не стало бы денег, мы бы писали на ткани, а когда-то писали на бересте, на глиняных табличках.)

- Совершенно верно. Раньше, давным-давно, люди писали и на бересте, и на глиняных дощечках, на тонких шкурах – пергаменте, на тростнике, даже на золотых табличках. Да и деньгами, средством расчета, служили и овцы, и ценные шкурки зверей…

- Бумага (от итал. bambagia - хлопок) - материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист.

III. Как родилась бумага?

- А где появилась первая бумага? Как хранили секрет ее изготовления?

- Скажите, кто слышал, как изготавливают бумагу сейчас?

… В лесу звенят электропилы. С шумом падают на землю старые мохнатые ели. Трактор подтаскивает бревна к реке. И вот уже тяжелые плоты плывут к бумажной фабрике. И достается же здесь стволам! С них сдирают кору, разрезают на короткие кругляки-балансы, рубят их в мелкую щепу, размалывают в рыхлую волокнистую массу, варят в кислотах, добавляют клей и белую глину – каолин.

И вот, наконец, жидкая кашица, в которую превратились еловые бревна, попадает в огромный цех. Если стать в одном его конце, люди на другом покажутся совсем маленькими, такой он длинный. И во всю его стометровую длину – одна машина. Эта машина и превращает кашицу в бумажный лист.

Сначала нужно избавиться от воды. И бумажная масса ровным тонким слоем движется по бронзовой сетке, сквозь которую стекает вода. Потом воду выжимают огромные чугунные валы – прессы. Остальную воду отбирают горячие сушильные барабаны, которые, как утюги, проглаживают бумажный лист. Этот лист еще очень некрасив. Лишь после полировочных валов бумага получается гладкой и блестящей. Можно сматывать ее в рулоны и отправлять, куда нужно.

Ветер дует нам в лицо.

Ветер тише, тише, тише –

Деревцо всё выше, выше.

V. Практическая работа по получению бумаги в домашних условиях.

- А вы знаете, что бумагу можно получить в домашних условиях? Вам интересно, как это сделать?

- Подобным образом получают бумагу из макулатуры. А кто знает, что такое МАКУЛАТУРА? Для чего люди собирают и сдают макулатуру? Что из нее можно получить?

VI. Сколько у бумаги родственников?

- Книги и тетради изготовлены с добавлением клея. Их поверхность гладкая и блестящая. А если клей не добавлять, то получится туалетная бумага или бумажная салфетка. В магазине вам завернут покупки в плотную оберточную бумагу и завяжут бумажной веревкой – шпагатом. А чем оклеены стены вашей комнаты? Красивыми бумажными обоями. А под обоями сухая штукатурка, которая сделана из гипса и толстой бумаги – картона. Если обработать бумагу разными веществами, из нее можно сделать стаканчики, пакеты для молока и даже изоляцию для электропроводов.(Демонстрация образцов изделий из бумаги).

VII. Бережное и рациональное использование бумаги.

- Мы настолько привыкли к тому, что у нас есть бумага, что просто не замечаем, как часто мы ею пользуемся. Что является сырьем для получения бумаги? (Древесина хвойных и лиственных пород деревьев, старая использованная бумага).

- Как вы думаете, а если каждый день люди будут выпиливать леса, к чему это может привести? (Лесов не станет, не из чего будет получать бумагу).

- Что можем сделать мы с вами для сохранения лесов? (сажать деревья, беречь леса, собирать макулатуру.)

Выразительное чтение стихотворения учащимися

Д. Кайгородов

Земли, нашей матушки,

Листом кудрявым, ты

Кроешь нас в непогодь,

Греешь в морозный день,

Кормишь в бескормицу.

Всякий, конечно, согласится, что дерево — одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Чего-чего только не дает оно нам, людям!

Бревна и доски для постройки наших жилищ, дрова для их отопления — дает нам дерево. Столы, за которыми мы работаем, едим, стулья и скамейки, на которых сидим, кровать, на которой спим,— все это из дерева. Из дерева же делаются лодки и корабли, в которых плаваем по воде, — словом, всюду и везде, большая часть из самых необходимых для человека предметов сделана из дерева. Из дерева же получаем смолу, древесный уксус и древесный спирт. В последние годы редкая книга и газета не печатается на такой бумаге, в которой не было бы дерева.

А кора дерева. Древесной корой кожевники обрабатывают (дубят) ежегодно миллионы кож; из древесной же коры гонят деготь. Одно из самых употребительных лекарств, которым лечатся от лихорадки, получается также из древесной коры (хинного дерева). Ветви и листья дерева также употребляются на многие надобности человека. Так, например, они часто служат подстилкой для скота в стойлах. Из ветвей же вяжут веники и метлы. В бескормицу листьями кормят домашний скот.

А древесные плоды! Вспомним только о разных сортах яблок, груш, слив и вишен; о различных орехах: лесных, кедровых, грецких и других. Ведь все это вырастает на деревьях — все это дает нам дерево!

А, наконец, само живое дерево, в его красивом зеленом убранстве, широко раскинувшее свои красивые ветви и укрывающее нас от зноя и непогоды.

И стоит оно, — питаясь от матери-земли и умываясь Божьей росой, — стоит красивое, спокойное, величавое, вынося бури и непогоды, и одаряя нас своими незаменимыми, разнообразными дарами.

- Перечислите все, чем полезно дерево.

- Перечислите все предметы, которые сделаны из дерева. Перечислите все, что делают из коры, ветвей и листьев дерева.

- Как вы думаете, может ли человек обойтись без дерева?

- Какую роль дерево играет в вашей жизни.

- Как сэкономить бумагу? (Бережно использовать тетради, собирать использованную бумагу и сдавать макулатуру). Правильно. Люди научились перерабатывать использованную бумагу и получать из нее новую.

Цель: научить конструировать игрушки из бумажных сердец.
Задачи:
- Совершенствовать навыки в вырезании по контуру из бумаги;
- Развивать мелкую моторику руки и образное мышление;
- Привить учащимся собранность и внимательность во время урока, уважение друг к другу, ответственность за качественное выполнение работы.

Оборудование: образец готового изделия, клей, ножницы, цветы для украшения из бумаги, цветной картон или цветная бумага, фломастеры, ножницы с зигзагом, трафареты (половинки сердечек разного размера) или шаблоны.
Мультимедийное оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Тип урока: комбинированный – объяснение нового материала и практическая работа;
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:
- нормирование времени при работе;
- проведение физкультминутки.

I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Мордочка усатая
Шубка полосатая,
Часто умывается,
а с водой не знается. (Кошка)
Вопрос. Какие слова вам помогли отгадать загадку?
Ответ. Мордочка усатая, часто умывается.
Правильно, кошки часто умываются.
Вопрос. А кто мне скажет, кошка - это какое животное? Домашнее или дикое?
Ответ. Домашнее животное.
Вопрос. Почему?
Ответ. Живет дома, человек за ним ухаживает.
Правильно, кошка-это домашнее животное.
Вопрос: Травоядное, млекопитающее или хищное животное?
Ответ. Млекопитающее и хищное.

II. Актуализация знаний.
Кошка – это обыкновенное домашнее животное, но с необыкновенными качествами. О некоторых из них я расскажу.
По размеру кошка небольшая. Её тело покрыто шерстью – мягкой и пушистой, и служит кошке шубкой. Хвост у кошки длинный, ушки маленькие.
Своими лапками кошка может передвигаться практически бесшумно. В этом ей помогают мягкие подушечки на лапках. Но если кошка выпускает свои коготки – царапки – берегись мыши. Кошки помогают нам, они ловят крыс и мышей, которые разносят различные болезни. Кошка – хищник. Она любит мясо, рыбу, ловит мелких грызунов и птиц.
- У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, которые производят мыши. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча.
- У кошки очень хорошее зрение, у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят в одном направлении. Кошка правильно определяет расстояние до предмета.
Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря им кошка ощущает малейшие колебания воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы.
- Кошки очень чистоплотны, любят, чтобы шерсть была чистой и блестела. Потому они часто умываются, но не водой, кошки не любят воду. Они вылизывают шерсть своим языком.
- Кошка хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит.
- Люди, которые любят кошек, не задумываются о том, какую пользу приносят кошки человеку. Они просто любят это красивое, грациозное животное. - Кошки артисты, они поддаются дрессировке и выступают в цирке.

III. Практическая работа и текущий инструктаж
Педагог показывает готовую поделку
– Ребята посмотрите на поделку и скажите мне, что потребуется для того чтобы изготовить кошку.
(Ребята отвечают – понадобится цветная бумага, клей, ножницы).
– А какие инструменты во время работы нам пригодятся?
(Ребята отвечают – ножницы)
– Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:
1. Передавать кольцами вперёд
2. Не держать ножницы остриём вверх
3. Резать материал на виду.
– А с помощью чего мы будем соединять детали?
(Ребята – с помощью клея)
– Давайте вспомним правила ТБ с клеем:
1. Наносим клей в ограниченных количествах, на середину детали и размазываем по краям кисточкой, тряпочкой подтираем.
2. Не оставляй клей открытым, всегда плотно закрывай колпачком.
– И ещё нужно соблюдать общие правила.
1. Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.
2. Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.
3. После работы убирай всё на место.

– Прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнемся.
IV. Физкультминутка
Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!
- Ну, что приступим к работе.
Педагог раздаёт конверты с шаблонами и рассказывает алгоритм выполнения.
1.
1. Берем картон любого цвета, карандаш и трафарет. Переворачиваем картон серой стороной и обводим трафарет (половинку сердечка), переворачиваем трафарет и обводим с другой стороны – получилось целое сердечко. Вырезаем сердечко – это будет основа для кошки.
2. Затем берем трафарет среднего размера и бумагу любого цвета и делаем тоже самое с трафаретом среднего размера.
3. Потом берем маленький трафарет, и выполняем все также. Затем сложим бумагу вдвое – и вырежем два одинаковых маленьких сердечка. Это ушки.
4. Вырезаем заранее напечатанный шаблон мордочки.
5. Большое сердечко сгибаем напополам (это будет тельце кошки) и отгибаем верхние дуги (это будут лапки). Приклеиваем "лапки" к подставочке - другому сердечку. К туловищу приклеиваем мордочку
6. Затем берем два маленьких сердечка,– это будут ушки, и приклеиваем их к мордочке.
7. Берем ножницы – зигзаг (можно и простые) и вырезаем полоску – хвостик для кошки. Приклеиваем хвостик и слегка подкручиваем его, придавая естественную позу.
Работаем по алгоритму. Ребята, не забывайте соблюдать правила ТБ.
V. Подведение итогов.
Уборка рабочего места (Учащиеся убирают своё рабочее место)
Демонстрационный стол, на столе поделки ребят
Вот и все! Наши кошечки готовы..
Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими получились наши работы?
(Ребята отвечают – красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.)
Какие качества вам потребовались?
(отвечают – трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество.)
– Вот и подошёл наш урок к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке?
– Что интересного вы узнали?
(Ответы детей).
Готовая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

самостоятельно определять необходимость выполнения заданий;

определять правильность выполнения заданий.

ориентироваться в учебнике, определять область своего незнания, планировать свою работу по изучению нового;

извлекать информацию, представленную в форме текста, иллюстрации и т.д.;

анализировать, делать выводы.

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи;

сотрудничать с учителем и одноклассниками.

развить и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук, внимание, воображение, мышление;

воспитать трудолюбие и аккуратность в работе.

Здравствуйте ребята, садитесь!

Меня зовут Виктория Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок труда.

Сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимаем и смотрим на меня, ушки внимательно слушают.

Здороваются, садятся на места.

-Рассмотрите картинки, что их отличает?

-Что помогает сохранять книги красивыми, чистыми и не мятыми?

-Так давайте же научимся делать закладку, а потом вы потом сможете сами сделать закладки для всех своих книг.

-Первые - аккуратные, вторые - мятые и испорченные

Анализ конструкции образца

Ребята, посмотрите на образец закладки:

Из какого материала выполнена работа?

Из скольких деталей она состоит?

Как получена работа, каким способом?

Что нам понадобятся при выполнении этого изделия?

Отвечают на вопросы:

Из картона и цветной бумаги

2 шаблона, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Постановка дидактических задач

Ребята, на прошлом уроке вы учились работать с пластилином, а сегодня как вы догадались, мы будем работать с картоном, бумагой, клеем и ножницами.

Будем склеивать, размечать, вырезать.

-Ниток, ткани, пряжи, бисера…

Подготовка рабочего места

Хорошо, проверьте свои рабочие места, посмотрите, у всех ли на парте лежит: ножницы, тряпочка, цветная бумага и картон, клей ПВА.

Проверяют рабочие места

А сейчас давайте встанем и маленько разомнемся, выполним физминутку. Смотрите на экран и повторяйте движения.

Анализ технологической последовательности изготовления изделия и практическая работа.

Приступим к изготовлению нашего изделия, для того чтобы его сделать нам необходимо будет выполнить следующие пункты:

1. Обведи и вырежи из большого шаблона основную деталь из цветного картона.

Разметка выполняется только с изнаночной стороны, тонкими линиями.

Для экономии бумаги разметка выполняется от края с угла.

2. Обведи маленький шаблон и вырежи несколько квадратов из цветной бумаги.

Правила безопасной работы с ножницами

Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

Перед работой проверь исправность инструментов.

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Следи за движением лезвий во время работы.

Ножницы клади кольцами к себе.

Подавай ножницы кольцами вперед.

Не оставляй ножницы открытыми.

Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

3. Разрежьте один из квадратов по диагонали на треугольники.

4. Прилепите глаза к голове совы. Сделайте клюв из пластилина или двух косточек хурмы и тоже прилепите его к голове совы.

5. Разложите бумажные маленькие детали на картонной основе.

6. Промажьте маленькие детали клеем, приложите их к картонному основанию и протрите тряпочкой.

Правила работы с клеем:

Работай на подкладном листе.

Сначала намазывай деталь клеем от середины к краям.

Затем промазывай деталь по краям.

Склеенные детали прогладь тряпочкой.

Клади кисть на место.

После работы вымой и высуши кисть.

По окончании работы хорошо вымой руки с мылом.

Прерывание практической работы и уборка рабочего места

Итак, ребята, заканчиваем нашу работу, и начнем прибирать свои рабочие места.

Работа с бумагой. Закладка из бумаги 1 класс

Первые в истории книжные закладки появились около 700 лет назад. Они выполнялись из дорогих материалов – кожи и велюра, различных тканей и плотной бумаги. Предлагаемая на этой странице методическая разработка по технологии поможет учителю начальных классов научить детей самостоятельному их изготовлению с использованием аппликации.

Вошедший в набор конспект даст указания к проведению тематического занятия, а дополняющая его слайдовая презентация предложит наглядную информацию по плану:

- Общие особенности и свойства бумаги как материала,

- Путешествие в прошлое книжной закладки,

- Возможные материалы и виды оформления закладок,

- Перечень принадлежностей для практической работы,

- Правила работы с бумагой и готовым шаблоном,

- Выбор узора из геометрических элементов с примерами,

- Подведение итогов урока.

В ходе работы на уроке учащиеся смогут развить творческое мышление и мелкую моторику пальцев, внимательность и аккуратность, научатся составлять орнамент, работать с бумагой и клеем.

Пособие может использоваться также для организации кружкового занятия или прикладной деятельности в рамках летних оздоровительных лагерей.

Читайте также: