Буквы и ы после приставок 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

М/п: воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в кластер, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Образовательные: находить слова с орфограммой­ буквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.

Воспитательные: развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.

Материально-техническое обеспечение : мультимедийное оборудование, раздаточный материал для учащихся.

Технологии: технология развития критического мышления; здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Формы обучения: индивидуальная, групповая (работа в парах), фронтальная.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

6 класс "Буквы и-ы после приставок"

- формировать навыки обоснованного выбора гласных и-ы в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения.

Планируемые результаты:

- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Регулятивные:

Определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные:

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Форма проведения: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, презентация, экран, карточки с заданиями, рабочая тетрадь на печатной основе, карта достижений и лист рефлексии

1.Приветствие.

2.Проверка домашнего задания.

3.Актуализация знаний. Мотивация.

Расположиться на поляне, заря, загар, ровесник, пловец,соприкасаться с действительностью,горение свечи, блистать в обществе, непромокаемый плащ, растение,отпереть дверь, собирательный образ, стереть пятно, утирать нос, творить добро, поклониться,произвести сложение,предположить, выращенный в саду, сгоревший дом, благотворительный,обмакнуть в чай,загорелый человек

4.Целеполагание.

То, что мы сейчас повторили, давно нам известно. Задача нашего урока – открыть новые знания. То, что мы вспомнили, они вам пригодятся. Итак, в добрый путь!

Что общего в этих словах? Выделите в них корни.

От какого слова они произошли? Производить словообразовательный разбор.

раз + играть = разыграть за + играть = заиграть

Запишите слово играть с другими приставками

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

Какая проблема возникла?

(Почему написание корней стало разным?)

Исходя из этой проблемы, определите цель нашего исследования.

(Почему после одних приставок слово играть меняет первую букву корня -ыгр-, а после других остается неизменным –игр-?

Что влияет на превращение гласных и на ы в корне после приставок?

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно быть настоящими исследователями. Вот мы и станем ими.

5. Этап открытия новых теоретических знаний и способа их практического применения.

Исследование языкового материала.

Составим план исследования.

1. Определите объект исследования (слова с приставками)

поискать – разыскать, подыскать неизвестный - безызвестный

2. Предмет исследования? (буквы и-ы после приставок)

3. Выделите в словах корни и приставки.

4.Распределите приставки в 2 столбика:

1) в первый столбик выпишите те приставки, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй – какие корни остались без изменения.

ПРИСТАВКИ РАЗ - ПО - ПОД - НЕ - БЕЗ - ДО - ПРЕД -

5. Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

6. Какой вывод можно сделать?

(Все приставки в первом столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).

- Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы.

Приставки: ПО -,РАЗ -/РОЗ-, БЕЗ -,ПРЕД -,ВЗ -, ДО -, С -, СВЕРХ -,МЕЖ -,КОНТР -,ДЕЗ -

Слова на И: ИДЕЙНЫЙ, ИГРА, ИСКАТЬ, ИДУЩИЙ, ИНСТИТУТСКИЙ, ИГРАТЬ, ИЗВЕСТНЫЙ, ИТОЖИТЬ, ИМЕННОЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ, ИСКУСНЫЙ, ИСК, ИНФЕКЦИЯ.

Примеры: поиграть, поискать и пр.

1. У вас на партах находится раздаточный материал с заданием в форме таблицы. В первой колонке представлены приставки, во второй - слова на И.

Поработаем сначала только с приставками

1.Соедините из первой части приставки и слова, которые могут сочетаться. В пустую колонку запишите 2-3 слова с различными приставками. Выделите в них приставки. Докажите, что все приставки на согласные действительно меняют гласную И в корне на букву Ы.

2.Проверим полученные слова с приставками из первой части

Открыта лишь первая часть. Остальные закрыты.)

Приставки: ПО-РАЗ-/ РОЗ-БЕЗ-ПРЕД-ВЗ-ДО-С-

Слова на И: ИДЕЙНЫЙ,ИГРА,ИСКАТЬ,ИДУЩИЙ,ИНСТИТУТСКИЙ,ИГРАТЬ,ИЗВЕСТНЫЙ,

Примеры: ПОИСКАТЬ, РАЗЫСКАТЬ, РОЗЫСК, БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ,ПРЕДЫДУЩИЙ

Какие результаты получили Вы в ходе исследования? Каково главное условие для чудесного превращения и написания Ы после приставки?

(Приставка должна оканчиваться на согласный).

Подтверждаются ли наши предположения? (Да).

- Попробуем вместе сформулировать целостное научное определение по данной орфограмме.

(После приставки на согласный пишется буква Ы, если корень слова начинается на И).

- Ваше исследование позволило нам сформулировать правило написания Ы и И в корне после приставок.

Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Совершим следующий шаг нашего исследования, выясним, какие приставки не подчиняются правилам?

Возьмём русские приставки СВЕРХ- и МЕЖ-. С какими словами в таблице они лучше всего совмещаются? Запишите их.

-Работает ли наше правило?

(Нет. Слова с приставками СВЕРХ-, МЕЖ- относятся к исключениям).

Подведем итог второй части нашего исследования.

-Значит, как должно звучать наше правило?

(После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ-).

В таблице на слайде у нас остались ещё две приставки: КОНТР- и ДЕЗ-.

-Встречались ли вам они? ( Это иноязычные приставки).

Вот что сказано о них в словаре иностранных слов:

КОНТР- контр. контра. [лат. contraпротив]- приставка, которая содержит противоположное значение того, что выражено во второй части слова: КОНТРИГРА, КОНТРАТАКА)

ДЕЗ-. [фр. dcs. от. раз. ] - приставка, обозначающая уничтожение, удаление чего-л., напр.: дезинфекция.

-Способны ли иностранные приставки КОНТР- и ДЕЗ- изменять букву И в корне на Ы?

Запишите слова:КОНТРИГРА, ДЕЗИНФЕКЦИЯ

- Какую букву написали после приставки? (И)

Почему? (Потому что приставка - иноязычная).

(В словах с иноязычными приставками на согласную буква И в корне слова не меняется).

Значит, слова с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключениями из правил.

Проверим полученные слова.

Примеры: ПОИСКАТЬ,РАЗЫСКАТЬ.РОЗЫСК,БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ,ПРЕДЫДУЩИЙ,ВЗЫСКАТЬ, ДОИСТОРИЧЕСКИЙ,СЫСКАТЬ

СВЕРХ- МЕЖ- /СВЕРХИДЕЙНЫЙ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ/

КОНТР- ДЕЗ- /КОНТРИГРА, ДЕЗИНФЕКЦИЯ/

6.Теперь ответим на главный вопрос:

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок? (Влияют приставки).

Итак, какие 2 условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы?

(Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

( После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).

- Как будет звучать наше правило?

После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ- и иноязычных приставок КОНТР-, ДЕЗ- и др.

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И на Ы в корне слова? (Да).

Работа с учебником. Чтение орфограммы.

-Проверьте свои предположения по учебнику. §42, стр.119.

-Ребята, наши исследования совпадают с материалом статьи учебника? Авторы учебника так же думают, как мы? Мы благодарны им, что вселили в нас уверенность.

Итак, чудесные превращения разгаданы. Мы с вами исследователи!

7. Этап закрепления новых знаний и отработки способов действия

Решение орфографической задачи: Ы или И?

Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

(корень или приставку)

Раз…гралась вьюга, пред…дущий день, получить вы…грыш, отыскать клад, сверх…нтересный случай, без…мянный палец, об…грать в шахматы, дез…нфекция помещения, с…грать в футбол.

8. Этап рефлексии. Ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. .Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

9. Этап информации о домашнем задании.

1. Упр. 244,245, стр.120 ( ы или и? Письменно объяснить условия употребления этих букв.)

2. Творческое задание. По набору слов: сыщик, разыскать, поиск, розыск и т.д. небольшой рассказ (4 – 5 предложений).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты:

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные:

Регулятивные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

1.Организационный этап.

Приветствие.

Доброе утро, ребята!

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.

2. Актуализация полученных знаний.

Давайте проверим свои знания по теме. Я читаю слова, а вы пишете только буквы: и или е.

Прицепить, премудрый, приморский, привокзальный, приказать, преуменьшить, приземлиться, притих, пригласить.

III. Целеполагание.

Учитель: То, что мы сейчас повторили, давно нам известно. Задача нашего урока – открыть новые знания. Итак, в добрый путь!

разыграть-заиграть

- Что общего в этих словах? Выделите в них корни.

- От какого слова они произошли? Производить словообразовательный разбор.

раз + играть = разыграть

за + играть = заиграть.

- А теперь посмотрите на слово играть с другими приставками.

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

- Какая проблема возникла? (Почему написание корней стало разным?).

− А почему возникла эта проблема? (Мы не знаем, почему вместо буквы И пишется Ы иногда в слове)

− Исходя из возникшей проблемы, сформулируйте цель урока. (Научиться писать буквы Ы, И в словах при сочетании приставки и корня, начинающегося с буквы и).

− Тема урока? Предлагают вариант темы, но обычно неточный.

− Обратите внимание, после какой части слова встречается данная орфограмма. (После приставки.)

− Уточните тему урока. (Правописание букв ы, и в корне после приставок).

− Запишем тему урока в тетрадях.

IV. Изучение нового материала.

Работаем все с теми же словами. Распределите слова в 2 столбика:

1) в первый столбик выпишите слова с приставками, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй – какие корни остались без изменения.

Поиграть, заиграть, доиграть, выиграть – сыграть, подыграть, разыграть,.

- Выделите в словах корни и приставки.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором. Чем они отличаются друг от друга?

- Какой вывод можно сделать? (Все приставки в 1 столбике оканчиваются на гласную, здесь гласная И не изменяется на Ы. Все приставки во 2 столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).

- Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза: Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы, а приставки на гласную сохраняет букву и в корне.

-Так ли это? Проверим Вашу версию. В этом нам поможет правило в учебнике.

2. Чтение правила на стр. 147-148 (до исключений).

- Правильно ли мы сформулировали правило?

- Кому не понятно правило? У кого есть вопросы?

Учитель: Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ (дочитываем правило до конца).

Вывод, слова с приставками сверх-, меж- и с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключениями из правил.

5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте)

Закрепление материала.

Задание: Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Разыгралась вьюга, предыдущий день, назвать всех поименно, отыскать клад, сверхинтересный случай, безымянный палец, поискать в ящике, обыграть в шахматы, дезинфекция помещения, сыграть в футбол.

- У кого возникли вопросы по упражнению?

Творческое задание. По набору слов: сыщик, разыскать, поиск, розыск и т.д. небольшой рассказ. (4 – 5 предложений).

Подведение итогов

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок? (Влияют приставки).

- Итак, какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы? (Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

- А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

(После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).

- А какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать И? (приставка должна оканчиваться на гласную)

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И на Ы в корне слова? (Да).

Ребят, а теперь оцените то, насколько вы поняли эту тему:

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)


Конспект урока по русскому языку в условиях внедрения ФГОС поможет учителю правильно организовать работу во время проведения урока открытия новых знаний. В разработке представлены упражнения, содержащие эталоны проверки по закреплению новой темы.

Содержимое разработки

Тема урока: Буквы ы , и в корне после приставок.

Содержательная : формирование знаний о правописании гласных ы-и после приставок на согласные.

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия : создание алгоритма, наблюдение, анализ.

Планируемые результаты:

Личностные : ученик научится концентрировать внимание для решения различных задач; научится навыкам анализа, конструирования.

Предметные : ученик научится применять правило выбора гласных ы, и после приставок; ученик получит возможность научится находить слова с этой орфограммой в тексте и уметь их объяснять.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: ученик научится ставить новые учебные цели и задачи; планировать достижения целей самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;

Познавательные УУД: ученик научится находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: ученик научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания букв ы, и в корне после приставок, эталоны для самопроверки.

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво. (здороваются)

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда,

Так начнем урок, друзья!

II этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Тогда начинаем. Начнем урок с проверки домашнего задания. Кто выполнил упражнение №67 , проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.

Эталон №1 к упражнению №67.

Разговориться, расспросить; рассчитать, развлечение; бессменный, беззаботный; безутешно, бесспорно; воссоединение, вознаграждение; испариться, издалека; расписание, роспуск; исколесить, ископаемый, исследование, издательство.

Учитель. Поднимите руки, те кто выполнил упражнение №70, сверьте его с эталоном №2 на доске.

Эталон №2 к упражнению № 70.

Безболезненная операция, бесхарактерный человек, бессвязный рассказ, безлюдная улица, бесшовный рукав, рассчитаться с кем-либо, расчетливый хозяин, искусный работник, искусственный шёлк, бесформенная груда,

восстановленный памятник, безвредное средство.

Получившиеся предложения. Василий Степанович был мастером своего дела и искусным работником. Искусственный шелк блестит на солнце и переливается.

Учитель. Кто из вас выполнил упражнение № 67 без ошибок?

Ученик. Я выполнил упражнение №67 без ошибок.

Учитель. А у кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. Я допустил ошибку в слове исследование, пропустил еще одну букву с из-за невнимательности ,но посмотрел на алгоритм и исправил ошибку.

Учитель. Можешь ли объяснить правило для проверки данной ошибки?

Ученик. Да, могу. Приставка на з- пишется перед звонкими согласными, а приставка на с- перед глухими согласными. В слове исследование две буквы с, так как одна с уходит в приставку, а другая в корень.

Учитель. Хорошо, что вы сами нашли и объяснили свои ошибки.

Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения №70? Кто выполнил задание без ошибок? Все ли справились?

Ученик. Я забыл составить предложения с выделенными словами.

Ученик. Я пропустил одну букву с в слове бессвязный.

Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, так как мы пока допускаем ошибки.

Учитель. Какой вывод можно сделать о ваших знаниях, умениях по пройденной теме?

Ученик. Материал усвоен нами на удовлетворительном уровне.

Учитель. У вас партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

Читайте также: