Буква щ звук щ презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

Данный материал предназначен для использования на уроках обучения грамоте (чтение) в начальных классах. Он будет полезен учителям и студентам педагогических учебных организаций при подготовке к урокам обучения грамоте (чтение).

Тип урока: комбинированный.
Цель: ознакомление с новыми звуком [щ’], обозначение их на письме буквами Щ, щ.
Задачи:
- образовательная: познакомить учащихся с звуком [щ’] и обозначением его на письме - буквы Щ, щ;
- развивающая: развивать фонетический слух и связную речь;
- воспитательная: воспитывать любовь к чтению.

Планируемые результаты:
- личностные: формировать навык самостоятельного чтения;
- регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- познавательные: учиться читать и записывать информацию, используя новый звук [щ’] и буквы Щ, щ;
- коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке с одноклассниками и учителем; отвечать на вопросы учителя.

Оборудование: для учителя: ноутбук, проектор, экран, учебник, диск – приложение к учебнику, наглядный материал: схемы слов, лента букв; для учащихся: учебник, тетрадь в крупную клетку, синяя ручка, простой карандаш, цветные карандаши: синий, зеленый, красный.

2. Актуализация опорных знаний
Прочитайте пословицу:
Поспешишь – людей насмешишь.
Какой смысл в пословицы?
Какие пословицы вы запомнили?
Когда мы употребляем пословицы в речи?
Допиши первую часть крылатого выражения.

_______________________, как белка в колесе.(Крутится, как белка в колесе).
Карточки для чтения
Для читающих целыми словами.
Увидела рыжая белка, как пожелтели на деревьях листья, и забеспокоилась. Вот и осень в лес пришла! Пополняет белка свои кладовые новыми желудями, орехами, грибами да ягодами.
Для тех, кто читает по слогам.
У-ви-де-ла ры-жа-я бел-ка, как по-жел-те-ли на де-ревь-ях листь-я, и за-бес-по-ко-и-лась. Вот и о-сень в лес при-шла! По-пол-ня-ет бел-ка сво-и кла-до-вы-е но-вы-ми же-лу-дя-ми, о-ре-ха-ми, гри-ба-ми да я-го-да-ми.

6. Подведение итогов урока
Даем полную характеристику звуку [щ’]. (Звук [щ’] согласный, мягкий).
Звуки [щ’] на письме обозначаются буквой Щ, щ.
Где расположена (на верхней или нижней строке) буква Щ, щ в ленте букв?
Какая она звонкая или глухая?
Есть ли пара у буквы Щ, щ?
Урок окончен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Конспект урока

по обучению грамоте

Подготовила

учитель начальных классов

Шаранова Н. В.

Цель: познакомить с новым звуком [щ`] и буквой Щ щ, с правилами написания слогов с буквой щ.

- продолжить формировать навык чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;

- развивать мышление, память;

- воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формирование УУД.

Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, формулировать и удерживать учебную задачу

Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные: строить понятные высказывания, работать в паре и в группе.

Оборудование: презентация, карточки для составления звуковых схем (или цветные карандаши), карточки с текстом, конверты со словами для составления предложений.

Организационный момент.

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли в порядке:

Учебник, карандаши, тетрадка?

С усердием трудитесь!

Формулирование учениками темы и целей урока.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.

Ученики видят 4 картинки с изображением щетки, шапки, щепки, шишка. Слайд 2.

Учитель. Назовите слова, обозначающие то, что здесь изображено.

Ученики называют слова.

Учитель. Найдите общее во всех этих словах.

Ученики. Все слова состоят из двух слогов, ударение падает на первый слог.

Учитель. Разделите эти слова на две группы (если дети затрудняются, можно озвучить признак для классификации: в зависимости от того, какой звук слышится в словах).

Ученики. 1 группа: шапка, шишка (первый звук [ш])

2 группа: щепки, щетка (первый звук [щ`])

Учитель. Сформулируйте тему нашего урока. С каким звуком и буквой мы будем знакомиться?

мы уже знакомы. Слайд 3.

Учитель. Сформулируйте цели урока.

Ученики формулируют цели, опираясь на первые слова, записанные на слайде презентации (или на доске).

Познакомиться со звуком [щ`] и буквой, которая его обозначает.

Учиться отличать звук [щ`] от других звуков.

Учиться читать слова с новой буквой.

Новая тема (фонетическая работа, знакомство с новой буквой, чтение слогов).

Учитель. Произнесите и послушайте звук [щ`]. Дайте ему характеристику.

Ученики. Звук [щ`] – согласный (когда произносим, образуется преграда: зубы соединяются), глухой, мягкий.

Учитель: Есть ли у него твердая пара.

Ученики. Нет. Когда произносим звук [ш], органы речи работают так же, но для его обозначения есть другая буква.

Учитель. Отгадайте загадку. Слайд 4.

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…

Ученики. Щука.

Учитель. Что вы знаете об этой рыбе?

Ученики. Живет в реках, питается маленькими рыбками…

Ученики составляют схему, одна пара – у доски. После самостоятельного составления идет проверка и комментарии.

Учитель. На письме звук [щ`] обозначается буквой щ (уточняется правильное название буквы).

Учитель. На что похожа буква щ?

Ученики дают ответы.

Учитель показывает слоги, ученики читают:

Учитель. Как вы думаете, почему последние два слога выделены?

Учитель. Написание каких еще буквосочетаний мы запоминали?

Ученики. Ча, чу, жи, ши. Слайд 7.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе – раз, это – брасс,

Одной, другой – это кроль.

Поплывем как дельфин.

Качаясь на волне,

Плывем на спине.

Вышли на берег крутой,

Отряхнулись – и домой.

Закрепление

Ученики читают слова по слогам (с разметкой)

пища щурить

Учитель. Почему именно так разделены слова на столбики?

Работа по развитию речи.

Ученики. Чаща.

Учитель. Подумайте, какой лес называется чащей?

Ученик. Густой, частый лес.

Учитель. Почему художник использовал темные краски?

Ученики. Солнечным лучам трудно проникнуть сквозь густую листву.

Ученики. Деревья растут не близко друг к другу, есть широкие тропинки, больше света.

Учитель. Это и есть роща – небольшой лес.

Ученики проговаривают составленные предложения.

Пауза. Слайд 9.

Закройте глаза и представьте теплый день в роще. Звучит пение соловья.

Учитель обращает внимание, что дети услышали пение соловья – одну из лучших певчих птиц. (Можно проанализировать его пение). Слайд 10.

Работа с текстом.

У каждого ученика карточка с текстом.

Шумят березы. Это роща. Там свищут соловьи. Высоко стучат дятлы. Даша и Ваня увидели душистые ландыши. Щенок Дружок бегал за бабочками.

а)Первый раз читает учитель.

Учитель. О чем этот рассказ?

Ученики. Этот рассказ о том, как дети гуляли в роще, о том, что они там видели.

б) Словарная работа

Ученики читают слова из текста по слогам (слова даются с разметкой):

в) Самостоятельное чтение текста

г) Чтение текста по предложениям.

е) Анализ текста.

- Как зовут детей, щенка?

- Пение каких птиц услышали дети?

- Какие цветы увидели дети?

- Какое время года описывается? Почему вы так решили?

Учитель . Найдите слова из текста с буквосочетаниями, написание которых надо запомнить.

Ученики. Роща, свищут, стучат, душистые, ландыши.

Учитель . Найдите слово из текста, которое соответствует схеме. Слайд 11.

Ученики. Щенок.

Работа с деформированными предложениями (работа в группах).

Учитель. У кого дома есть щенок или взрослая собака? Кто хотел бы завести четвероногого друга?

Учитель. Собака – не только друг, с которым можно поиграть, за ней необходимо правильно ухаживать, заботиться. Будем работать в группе. Каждая группа получит конверт со словами. Из этих слов надо составить предложение – правило ухода за собакой.

Ученики в группах работают со словами, составляя правила.

1 группа . После мойте лапы. собаке прогулки каждой

2 группа. шампунем. надо в месяц раз Купать специальным собаку

3 группа. чистите Обязательно ушки любимцу. вашему

4 группа . расчёсывайте Специальной шерсть щёткой собаки.

5 группа. Учите и выполнению правилам собаку поведения правилам команд.

6 группа. подальше Устройте для сна от сквозняков. место собаки

Ученики зачитывают получившиеся правила. Если необходимо, даются комментарии.

- С какой новой буквой и звуком мы познакомились?

- Дайте характеристику звуку [щ`].

- С какими новыми словами познакомились?

Рефлексия. Слайд 12.

- Кто знал ответы почти на все вопросы, задания не вызывали затруднений, выберите первый смайлик.

- У кого некоторые задания вызывали трудности, некоторые вопросы казались сложными, выберите второй смайлик.

- Кому сложно было выполнять почти все задания, кто не знал, как отвечать на многие вопросы, выберите третий смайлик.

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.pptx

Урок обучения грамоте Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1877 «.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок обучения грамоте Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1877 «.


Звук [щ`], буква Щ щ. Цели Познакомиться со звуком [щ`] и буквой Щщ. Учиться.

Звук [щ`], буква Щ щ. Цели Познакомиться со звуком [щ`] и буквой Щщ. Учиться отличать звук [щ`] от других звуков. Учиться читать слоги и слова с новой буквой.

Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Кон.

Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Конечно, это…

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ И В ГРУППЕ Работать должны все. Один говорит, другие сл.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ И В ГРУППЕ Работать должны все. Один говорит, другие слушают. Несогласие высказывать вежливо. Если не понял, переспроси.

 Щ щ ще щё щи ща щу

Щ щ ще щё щи ща щу

жи ши ча чу ща щу

жи ши ча чу ща щу

И. Шишкин чаща роща

И. Шишкин чаща роща





Краткое описание документа:

"Описание материала:

Урок составлен с учетом требований ФГОС. В основе урока – системно-деятельностный подход.

Ученики на протяжении всего урока думают, размышляют, анализируют информацию, делают выводы. Используется групповая работа и работа в парах. Наряду с современным подходом к построению урока можно увидеть и традиционные методы и виды работ. Например, работа со звуком, работа с текстом.

Конспект урока можно использовать при работе с различными УМК, т. к. материал урока не привязан к материалам конкретного учебника. Презентация к уроку достаточно проста (как по содержанию, так и по оформлению). В неё включен только необходимый наглядный материал.

Слова дети могут читать с доски или по напечатанным карточкам.

"Выдержка из материала:

Учитель. Написание каких еще буквосочетаний мы запоминали?

Ученики. Ча, чу, жи, ши. Слайд 7.

Ученики читают слова по слогам (с разметкой)роща щукачаща угощупища щурить

Учитель. Почему именно так разделены слова на столбики?

Учитель. Подумайте, какой лес называется чащей?У

Закройте глаза и представьте теплый день в роще. Звучит пение соловья. Учитель обращает внимание, что дети услышали пение соловья – одну из луч-ших певчих птиц. (Можно проанализировать его пение). Слайд 10.Работа с текстом.

У каждого ученика карточка с текстом.В роще.Шумят березы. Это роща. Там свищут соловьи. Высоко стучат дятлы. Даша и Ваня увидели душистые ландыши. Щенок Дружок бегал за бабочками.а)Первый раз читает учитель.Учитель. О чем этот рассказ?Ученики. Этот рассказ о том, как дети гуляли в роще, о том, что они там видели.б)

Словарная работа

Ученики читают слова из текста по слогам (слова даются с разметкой):берёзыландышидушистыебабочкисоловьисвищутв) Самостоятельное чтение текстаг) Чтение текста по предложениям.е) Анализ текста.- Как зовут детей, щенка?- Пение каких птиц услышали дети?-

Какие цветы увидели дети?- Какое время года описывается? Почему вы так решили?ПовторениеУчитель. Найдите слова из текста с буквосочетаниями, написание которых надо запомнить.Ученики. Роща, свищут, стучат, душистые, ландыши.Учитель. Найдите слово из текста, которое соответствует схеме. Слайд 11.

Ученики. Щенок.Работа с деформированными предложениями (работа в группах).Учитель. У кого дома есть щенок или взрослая собака? Кто хотел бы завести четвероногого друга?Ответы детей.

Учитель. Собака – не только друг, с которым можно поиграть, за ней необходимо правильно ухаживать, заботиться. Будем работать в группе. Каждая группа получит конверт со словами. Из этих слов надо составить предложение – правило ухода за собакой.

Ученики в группах работают со словами, составляя правила.

  • 1 группа. После мойте лапы. собаке прогулки каждой
  • 2 группа. шампунем. надо в месяц раз Купать специальным собаку
  • 3 группа. чистите Обязательно ушки любимцу. вашему
  • 4 группа. расчёсывайте Специальной шерсть щёткой собаки.
  • 5 группа. Учите и выполнению правилам собаку поведения правилам команд.
  • 6 группа. подальше Устройте для сна от сквозняков. место собаки

Ученики зачитывают получившиеся правила. Если необходимо, даются комментарии.Итог.- С какой новой буквой и звуком мы познакомились?-

Дайте характеристику звуку [щ].- С какими новыми словами познакомились?Рефлексия. Слайд 12.- Кто знал ответы почти на все вопросы, задания не вызывали затруднений, выберите первый смайлик.- У кого некоторые задания вызывали трудности, некоторые вопросы казались сложными, выберите второй смайлик.

- Кому сложно было выполнять почти все задания, кто не знал, как отвечать на многие вопросы, выберите третий смайлик.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Подарите улыбку друг другу! Подарите улыбку гостям! И скорее за работу, Приниматься надо нам! Подарите улыбку друг другу! Подарите улыбку гостям! И скорее за работу, Приниматься надо нам! В мире много интересного, Нам пока что неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!

Звук щ и буква, которая его обозначает На уроке мы должны

Назови слова с новым звуком.

Прибежали в гости гласные

Сочетанья ЧУ и ЩУ Пишем только с буквой У ЧА и ЩА, ЧА и ЩА Пишем только с буквой А

Из какой сказки? Щуку я тащу, тащу, Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.

Какие мечты Емели сбылись?

Продолжите фразы: -сегодня на уроке я узнал … -я научился … -я удивился … -мне запомнилось . ***у меня получилось . ***хотелось бы . ***я попробую . Спасибо за работу!

Нажмите, чтобы узнать подробности

ияПервый урок изучения букв Щ,щ звука [щ,] строится по принципам системно-деятельностного подхода, с приемами смыслового чтения. Используется работа в парах.

Учитель Юрьева С. Б.

Урок обучения грамоте.

Тема: Звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

Тип урока: Изучение нового материала.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления обучающихся с согласными звуком [щ'], буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме.

Предметные: составлять звуковую схему слова, обозначать новый звук буквой на письме, различать новый звук в речи, учиться работать с текстами, выделять главную мысль текста.

Личностные: выстраивать добрые отношения в коллективе, проявлять интерес к работе, осваивать правила поведения на уроке.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: формулируют вместе с учителем учебную задачу и планируют ее выполнение.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, полученную из материалов текста, объяснять лексическое значение слов.

Коммуникативные: уметь вести диалог, учитывая мнение другого, договариваться и приходить к общему мнению, доказательно формулировать собственное мнение.

1.Организационный момент.

Касаются пальцами рук друг друга и произносят слова:

Желаю успеха большого всегда и везде – Здравствуй!

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

2. Мотивация. Актуализация знаний.

- Какое сейчас время года?

- Какой праздник зимой вам больше нравится, почему? (Новый год)

- Всегда ли ваши желания исполняются?

Все ждут, что произойдёт какое – то волшебство. Давайте ещё помечтаем, ведь говорят - мечты сбываются. ( Закроем глаза)

- Чувствую, что мечты наши очень разные, а чьи – то превратились в слова.

Чудесно, чудно, чудно, загадочно, отлично, необычно.

- Можно ли объединить эти слова в группы?

Загадочно – необычно – чудесно

- Какое имеет значение? (глупо)

Русский народ всегда был мечтателем. Это отражено в наших сказках. Подумайте, предложите версии: что сбылось в мечтах русского народа?

Работа в парах.

Карточки с заданием.

Что есть в современном мире, напоминающее эти предметы?

- А что нужно, чтобы исполнялись наши мечты в жизни?

- Предположите, что сейчас их заменяет. Версии выслушиваются, если не угаданы, решают вернуться к этому в конце урока.

- А кто или что ещё могло бы быть на картинке?

- Емеля, прорубь (слайд).

- Почему именно этот герой сегодня на уроке?

3. Постановка темы урока.

Ребята говорят, что сегодня будут изучать новую букву Щ.

Составим план нашей работы:

Выделить новый звук.

Дать характеристику звуку.

Узнать букву, которой он обозначается.

Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

4 Выделение нового звука.

- Что произошло с Емелей?

Какую рыбу он поймал? (щуку)

План работы повторяют:

Определить количество звуков в слова.

Какие из них согласный (твёрдый или мягкий) и гласный звук.

Количества слогов в слове.

- Можно ли в русском языке назвать слова, где звук Щ `– твёрдый?

Работа в парах. Два ученика (читающие) пытаются найти такие слова в словаре.

- Какой можно сделать вывод?

- [ щ`]-согласный, глухой, шипящий, мягкий.

5. Физминутка:

[Ш ]– три притопа [ Щ` ]–три хлопка

Щётка, шапка, щека, ушица, шли, ищет, лещ, шутник, щучка, щи.

- Какие слова могли встретиться в сказке?

6. Представление буквы.

Чистить зубы по утрам (слайд)

Хватать, глотать умеют щуки–

Другой не нужно им науки (слайд)

Обучающиеся предлагают свои ассоциации по представлению буквы.

7.Закрепление. Тренировка в чтении.

Учебник стр. 97 Чтение слов. Читают правило.

Чтение слогов на слайде.

Читают текст (отрывок из сказки) на слайде.

- Какое техническое изобретение может соответствовать ведрам, которые сами идут от проруби? (водопровод)

Работа в парах.

- Что чудного в этой стране?

Называют многозначные слова:

8. Рефлексия:

- Вспомните, какая тема урока у нас была. Посмотрите на план работы. Всё ли сделали, что запланировали?

Чтобы исполнялись наши мечты…

Читайте также: