Блюда из теста конспект

Обновлено: 20.07.2024

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Образовательная.

Развивающая.

Продолжать развивать мышление учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать); развивать умения учебного труда (запоминать, работать в нужном темпе); развивать самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.

Воспитательная.

Воспитывать познавательный интерес к предмету, умение работать индивидуально и в группе, самостоятельно распределять обязанности, сообща решать поставленную задачу, дисциплинированность, культуру общения, уверенность в своих силах.

Оборудование: карточки -задания , презентация.

Организация начала урока.

Подготовка учащихся к активной учебно-игровой деятельности (мотивация).

А сделаем мы это в форме игры – соревнования между командами (учащиеся заранее разбиваются на 2-4 команды).

Игра - соревнование.

игра проходит в виде соревнования между командами;

конкурсные задания оцениваются в баллах;

команда-победитель определяется по наибольшему количеству баллов.

правильность и полнота выполнения;

выполнение задания за отведенное время.

дополнительный ответ (3 балла);

ответ раньше времени (2 балла).

пользование тетрадью (2 балла);

помощь учителя (2 балла);

громкое обсуждение (2 балла).

На доске оформляется следующая таблица:

Участникам игры представляют членов жюри (ими могут быть классный руководитель, студенты-практиканты и т.д.).

Вниманию учащихся предлагаются задания. Содержащие описание признаков продуктов, имеющих отношение к тесту (Приложение1). Нужно догадаться, о чем идет речь. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Команды представляют заранее подготовленные и красиво оформленные рецепты любимой домашней выпечки. Рецепт нужно прокомментировать: название, набор продуктов, технология приготовления выпечки. Команда соперников может задавать возникшие вопросы.

Командам выдаются кроссворды (Приложение 2). Побеждает та команда, которая быстрее и правильней отгадает кроссворд. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. На конкурс отводится определенное время.

Капитанам предлагается по очереди называть блюда и изделия из теста. За каждый правильный ответ можно получить 0,5 балла.

Командам предлагается составить кроссворд из слов, имеющих отношение к технологии приготовления блюд и изделий из теста, к оборудованию кухни.

Это может быть кроссворд, чайнворд, сканворд. Учитывается его оригинальность, точность формулировок для поиска нужного слова, аккуратность оформления. На конкурс отводится определенное время.

Учащиеся слушают предложенный учителем текст (Приложение 3). Они должны догадаться, о чем идет речь. За каждое задание 1 балл присуждается той команде, которая быстрее даст правильный ответ.

Задание 8. Командам предлагается назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются продукты питания (Приложение 4).

В конце занятия перед подведением итогов демонстрируется презентация белорусской кухни для продолжения знакомства учащихся с блюдами национальной кухни.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

По мере прохождения конкурсов жюри выявляет победителей, выставляя полученные баллы в сводную таблицу, комментирует ответы участников игры.

Это ценный продукт питания, он особенно необходим детям.

Его могут использовать для приготовления всех видов блюд: как первых, так и вторы, не исключая третьего, и, конечно же, десерта.

Это скоропортящийся продукт, превращающийся в другие не менее полезные продукты.

Бывает парное, сухое, сгущенное, пастеризованное.

Это продукт животного происхождения, имеющий высокую питательную ценность.

Может и разбиться
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться

Это разновидность микроорганизмов (семейство грибов-сахаромицетов)

Они бывают прессованные, свежие и сухие.

Они способствуют возникновению спиртового брожения, разлагаясь на углекислый газ и алкоголь.

Порошкообразный продукт, полученный при измельчении зерен злаковых культур.

Доброкачественность этого продукта можно определить органолептически, то есть при помощи наших органов чувств.

В состав этого продукта входят белки, которые, набухая в воде, образуют клейковину.

Это основной компонент любого теста.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тесто пышной консистенции, светлого кремового оттенка. Хорошо выпеченное изделие из этого теста имеет тонкую гладкую (местами бугорчатую) верхнюю корочку золотисто-желтого цвета. Структура: мякина пышная, пористая, эластичная. Это тесто самое легкое и пышное.

Из этого теста изготавливают торты, пирожные.

Это тесто однородное, без комков, пластичное. Выпеченный полуфабрикат мягкий, пористый, пышный, рассыпчатый, должен иметь поверхность светло-коричневого цвета с золотистым оттенком.

Из этого теста выпекают печенье, торты, пирожные.

По консистенции это густое тесто, одно из самых жирных видов теста. Изделия из него получаются рыхлыми, слоистыми, рассыпчатыми, при выпечке хорошо поднимаются.

Из этого теста готовят пирожные, торты, пирожки.

Это однородное, пластичное тесто, без комков. Изделия из него получаются светло-коричневого цвета, они как бы воздушные, легкие. Мякиш отсутствует, вместо него имеется воздушное пространство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ознакомить учащихся с инструментами, приспособлениями и продуктами для приготовления теста, с разновидностями теста, ассортиментом блюд, приготовленных из теста. Учить готовить кулинарные блюда из теста. Расширять кругозор учащихся. Развивать логическое и творческое мышление, фантазию. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, прививать умение работать в команде, уважение к людям рабочих профессий.

Тип урока6 комбинированный

Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала.

А) Продукты для приготовления теста:

- Мука – питательный порошкообразный продукт получается путём размола зерен пшеницы, ржи, кукурузы, друг их зерновых культур. Область применения очень разнообразна: мука служит основой теста, из которого выпекают хлебобулочные изделия, мучные кулинарные и мучные кондитерские изделия, из неё приготавливают такие блюда, как пельмени, блины, оладьи. Из муки вырабатывают многочисленные макаронные изделия, она незаменима в подливах и соусах, в ней панируют творожные и другие полуфабрикаты перед тепловой обработкой. Мукомольная промышленность выпускает муку нескольких сортов ( сорт определяется видом помола и наличием посторонних примесей, чем меньше частицы зерна и полнее удалены отруби, тем выше сорт муки).

- Крахмал – получают из картофеля, кукурузы, пшеницы и риса. Имеет белый цвет, при соединении с горячей водой образует клейстер, изделия с добавлением крахмала меньше крошатся, лучше поднимаются.

- Сахар – придаёт мучным изделиям привлекательный вид и хороший вкус, излишний сахар в тесте делает его тяжелым, тесто плохо поднимается, расплывается при выпечке, хранят сахар в сухом месте.

- Соль – н7еобходимая добавка к большинству изделий, в том числе кондитерским, помогает подчеркнуть сладкий вкус изделия.

- Молоко, молочные продукты, вода – основа для приготовления дрожжевого и блинного теста.

- Разрыхлители – дрожжи, питьевая сода, взбитые яичные белки, крахмал, пекарский порошок , переслаивание жиром, тесто увеличивается в объёме.

- Жиры – сливочное масло, спрэд, маргарин, подсолнечное масло, улучшают вкусовые качества теста, придают тесту пластичность, слоистость, а готовым изделиям особый аромат, способствуют долгому сохранению изделий в свежем виде.

- Яйца – используют целиком или отдельно белки от желтков только свежие.

- По способу разрыхления - дрожжевое ( кислое), бездрожжевое (пресное),

Дрожжевое тесто готовят двумя способами – опарным ( вначале замешивается жидкое тесто из муки, воды, дрожжей и сахара, после его выбраживания добавляются остальные ингредиенты) и безопарным ( все компоненты замешиваются одновременно).

- Бездрожжеваое тесто бывает:

Сдобное, слоеное, заварное. бисквитное, песочное, тесто для вареников, лапши, пельменей, хвороста.

,В) Инвентарь и приспособления для приготовления изделий из теста:

Миксер, мерная кружка, металлические выемки для печенья, металлические формочки, пластиковая и металлическая тесторезки, кондитерский шприц, кондитерский мешочек с насадками, формы, противни и листы.

- Работа с учебником стр. 251, 252.

- Вводный инструктаж: повторение правил охраны труда, санитарии и гигиены, проверка наличия продуктов в соответствии с технологической картой.

- Текущий инструктаж: самостоятельная работа учащихся с соблюдением технологии приготовления блюда, охраны труда и личной гигиены.

- Заключительный инструктаж: оформление готового блюда, подача его к столу, дегустация.

6. Итог урока. Выводы учащихся относительно качества блюда и соблюдения технологии и охраны труда, выставление оценок.

7. Домашнее задание: изучить параграф 48 « Технология 7 кл « Глозман, стр. 253 № 2 письменно.

Инвентарь и посуда: миска, сито .ложка, нож, доска для разделки теста, противень.

Норма продуктов, г.: мука – 1000, сахар – 20, яйца – 120 ( 3 шт.), соль – 10, маргарин или масло – 200, вода – 300, сода – 10, сыр – 300.

Алгоритм пригот овления:

- Пригот овить пресное тесто: в воде растворить соль, добавить 150 г растопленного масла, яйца, смешанные с сахаром, муку. Быстро замесить тесто и положить его в холодильник на 30…40 мин.

- Раскатать очень тонкие лепешки и слегка подсушить их в жарочном шкафу. Затем половину общего лепешек положить на противень, посыпать тертым сыром, накрыть остальными лепешками, полить растопленным маслом и запечь в жарочном шкафу. Подать на стол на общем блюде.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Ознакомить учащихся с составом пресного теста и способами его приготовления. Научить приготовлению лапшового теста и изготовлению из него хвороста. Научить замешивать пресное тесто и изготавливать из него пельмени.

Задачи урока:

  • - образовательная: сформировать у учащихся знания о ценности муки в рационе питания, её значении для питания человека, ознакомить с классификацией теста.
  • - воспитательная: воспитание аккуратности, опрятности в работе, воспитывать культуру труда.
  • -развивающая: сформировать знания, а также умения готовить блюда из пресного теста, научить соблюдать технику безопасности на уроках, развивать внимательность в работе.

Методы: метод проблемного изложения, частичного поиска.

Приемы: практическая работа, коллективная бригадная работа.

Ход урока

I. Организационный момент. (3мин) Проверка готовности к уроку.

1.Знакомство учащихся с блюдами из теста, их видами, технологией приготовления, условиями хранения.

2.Научить готовить хворост.

III. Актуализация опорных знаний. (5мин)

IV. Изучение нового материала. (10 мин)

Из муки (ржаной, пшеничной, просяной, гречишной, овсяной, гороховой, кукурузной) приготовить можно далеко не один хлеб. Блюда из муки можно варить в кипятке и на пару, жарить на сковороде и во фритюре, их можно еще и печь. А сейчас мы поговорим о разнообразии видов теста: пресное, заварное, сдобное, с использованием соды как разрыхлителя, песочное. Здесь и знаменитые украинские вареники и галушки, русские пельмени и блины, грузинские хинкали и хачапури, японская темпура, узбекская чучвара, чешские кнедлики, итальянские равиоли и. многое, многое другое.

Классификация теста.Все виды теста можно разделить на две группы: тесто дрожжевое и бездрожевое. К бездрожжевым видам теста относятся сдобное пресное, бисквитное, заварное, слоеное и песочное. Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечке горячий воздух легче проникал в изделие. Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями. Для дрожжевого теста разрыхлитель — дрожжи.

Куличенко Елена Вадимовна,

учитель технологии высшей категории,

МОУ СОШ №16, г. Кропоткин

Кавказского района Краснодарского края

Седьмой класс.

Тема раздела: Кулинария.

Класс – 7, программа В. Д. Симоненко.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Ознакомить учащихся с составом пресного теста и способами его приготовления. Научить приготовлению лапшового теста и изготовлению из него хвороста. Научить замешивать пресное тесто и изготавливать из него пельмени.

Задачи урока:

- образовательная: сформировать у учащихся знания о ценности муки в рационе питания, её значении для питания человека, ознакомить с классификацией теста.

- воспитательная: воспитание аккуратности, опрятности в работе, воспитывать культуру труда.

-развивающая: сформировать знания, а также умения готовить блюда из пресного теста, научить соблюдать технику безопасности на уроках, развивать внимательность в работе.

Методы: метод проблемного изложения, частичного поиска.

Приемы: практическая работа, коллективная бригадная работа.

Место проведения I урока – кухня. II урока – кабинет технологии.

I . Организационный момент. (3мин) Проверка готовности к уроку.

1.Знакомство учащихся с блюдами из теста, их видами, технологией приготовления, условиями хранения.

2.Научить готовить хворост.

III . Актуализация опорных знаний. (5мин)

1.Какие пищевые вещества, входящие в состав мяса, особенно ценны для питания и почему?

2.Как определить доброкачественность мяса?

3.Какие блюда можно приготовить из жаренного мяса?

4.Какие жаренные мясные блюда можно приготовить из полуфабрикатов мяса?

6. Какие правила безопасности надо соблюдать при первичной обработке мяса? тепловой обработки блюд?

IV . Изучение нового материала. (10 мин)

Скажите, что входит в меню ужина?

(Как правило- это закуска, второе горячее блюдо, горячий напиток, хлеб, десерт).

Обилие мучных изделий характерно для большинства национальных кухонь.

Из муки (ржаной, пшеничной, просяной, гречишной, овсяной, гороховой, кукурузной) приготовить можно далеко не один хлеб. Блюда из муки можно варить в кипятке и на пару, жарить на сковороде и во фритюре, их можно еще и печь. А сейчас мы поговорим о разнообразии видов теста: пресное, заварное, сдобное, с использованием соды как разрыхлителя, песочное. Здесь и знаменитые украинские вареники и галушки, русские пельмени и блины, грузинские хинкали и хачапури, японская темпура, узбекская чучвара, чешские кнедлики, итальянские равиоли и. многое, многое другое.

Тесто – вязкая масса различной густоты, получаемая из муки, смешанной с жидкостью (водой, молоком и т.д.)

В се виды теста можно разделить на две группы: тесто дрожжевое и бездрожевое. К бездрожжевым видам теста относятся сдобное пресное, бисквитное, заварное, слоеное и песочное. Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечке горячий воздух легче проникал в изделие. Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями. Для дрожжевого теста разрыхлитель — дрожжи. При приготовлении изделий из бездрожжевого теста применяют химические разрыхлители и механические приемы разрыхления. К химическим разрыхлителям относятся питьевая вода и углекислый аммоний. Эти вещества при выпечке изделий разлагаются с выделением углекислого газа, который и придает изделиям пористую структуру. К механическим приемам разрыхления теста относятся раскатка (при изготовлении слоеного теста) и взбивание (при изготовлении бисквита). Кроме того, вещества, содержащиеся в яйцах и молоке, действуют на тесто так же, как и механические приемы разрыхления, т. е. придают ему пористость.

Отгадаем блюдо - из пресного теста, которое можно приготовить и на ужин, и на свадьбу, и на юбилей. Какие блюда будем готовить на уроке?

Бригада №2

Пресное тесто. Пресное (бездрожжевое) тесто готовят следующим образом. В посуду всыпают муку, добавляют яйца, растертые с сахаром, растопленное масло, сметану, затем вливают воду или молоко. После этого тесто быстро замешивают. Тесто, которое замешивается слишком долго, становится тягучим, его трудно раскатывать. Изделия из такого теста получаются недостаточно рассыпчатыми. После замешивания пресное тесто ставят в холодное место на 30-40 минут. Охлажденное тесто легче раскатывать и оно не прилипает к доске или столу. Пресное тесто можно готовить с добавлением химических разрыхлителей – например, соды, аммония. При реакции с кислотами или при высокой температуре (во время выпечки) они выделяют углекислый газ, который разрыхляет тесто. Лучше использовать аммоний, так как сода слегка окрашивает изделия в желтый цвет и придает им специфический привкус. Тесто изготовляется из муки с добавлением молока, воды, сахара, масла, яиц, некоторых других продуктов.

Пресное сдобное тесто. Пресным сдобным тестом называют тесто, готовящееся на сметане, простокваше, молоке или воде с добавлением небольшого количества масла и сахара, иногда химических разрыхлителей и яиц. По консистенции пресное сдобное тесто напоминает песочное. Оно используется для изготовления пирогов и пирожков. Для приготовления сдобного пресного теста на 1 кг муки берут 2 стакана молока или сливок, 1 столовую ложку масла, 1 яйцо, 2 чайные ложки соли. Если тесто приготовляют без молока и сливок, то на 1 кг муки добавляют 500 г сметаны или 30 г масла, 1 чайную ложку соли. В тесто можно класть различный жир – топленое или сливочное масло, маргарин, раскаленное и охлажденное хлопковое масло или баранье сало. Если тесто делают только на одних яйцах, то на 1 кг муки следует брать 6-7 яиц, 2 чайные ложки соли. Приготовление теста для каждого отдельного случая предусматривается, как правило, рецептурой.

Приготовление лапшового теста и изделий из него. Па занятии в 6-м классе учащиеся приобрели навыки в замешивании жидкого теста на блины и оладьи. Они вспоминают о порядке его приготовления. Затем педагог говорит, что лапшовое тесто приготавливают таким же способом, но в него в зависимости от рецептуры добавляют яйцо, соль, сахар, сметану и в отдельных случаях вместо воды молоко. Из такого теста делают лапшу, пельмени, вареники и хворост.

Лапшовое тесто очень тонко раскатывают в пласт и затем формуют изделия: для лапши режут полоски шириной примерно в 4 см и, сложив несколько полосок вместе, нарезают тонкой соломкой, для хвороста пласт теста режут на кружочки (с помощью выемки) и полоски, которым придают форму розочек и различных переплетений; для пельменей и вареников пласт теста режут на квадратики или выемкой вырезают кружочки. Для пельменей и вареников используют и другой способ: жгут теста режут на кусочки и каждый раскатывают в тонкий кружок. Педагог демонстрирует плакат с изображением хвороста различной формы — розочки, бантики, переплетенные полоски и др. (рис. 1).


Рис. 1. Хворост.

Перечислим инструменты, приспособления и оборудование для приготовления теста

Блюда из пресного теста с целью увеличить кругозор учащихся и : Приготовление ушек. Яблоки в тесте. Пирожки с сосисками и овощами. Треугольники с мясом и фруктами. Круассаны.

Техника безопасности при кулинарных работах.

Повторение правил техники безопасности.

1. При пользовании электрической плиткой

Перед включением проверьте исправность шнура питания. Устанавливайте

плитку на огнеупорную подставку (кирпич, асбест и т. п.). Не пользуйтесь плиткой с открытой спиралью.

2. При включении плитки штепсельную вилку вводите в гнезда штепсельной розетки до отказа. Не допускайте выключения вилки дерганием за шнур.

3. Для приготовления пищи на электроплитке пользуйтесь только эмалированной посудой.

При пользовании режущими инструментами

1. Соблюдайте максимальную осторожность. Передавайте ножи только ручкой вперед.

2. Продукты нарезайте на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания.

Пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа.

3. Соблюдайте осторожность при работе с ручными терками. Плотно удерживайте обрабатываемые продукты (фрукты, овощи и т. д.), не обрабатывайте слишком маленькие части.

При работе с горячими жидкостями (вода, жир и др.)

1. Следите, чтобы при кипении содержимое посуды не выливалось через край. При сильном кипении сокращайте огонь или выключайте плиту.

2. Крышки горячей посуды берите полотенцем и открывайте от себя.

3. Сковородку ставьте и снимайте сковородником с деревянной ручкой.

Интересные рецепты блюд из пресного теста.

V . Практическая работа.

Педагог дает задание замесить тесто бригадам (инструкционная карта № 1,2).

Начинают замешивать 2 — 3 человека, а потом все упражняются в вымешивании теста, закрепляя полученные навыки. Процесс этот трудоемкий и долгий, тесто необходимо вымесить до гладкости, поэтому поупражняться успевают все. Готовое тесто нарезают на куски по количеству учащихся.

Учащиеся раскатывают скалкой на разделочной доске тесто в тонкий пласт и нарезают в виде полосок и кружочков, придавая изделиям нужную форму.

Начиная тепловую обработку изделий, педагог напоминает учащимся о правилах техники безопасности, не отходит от плиты, пока жарится хворост, и не оставляет без внимания учащихся, так как хворост жарят в кастрюле с большим количеством жира. Жарят по очереди все ученицы, при этом учатся своевременно переворачивать изделия и по цвету определять их готовность.

Учащиеся всегда с восторгом встречают удивительное превращение кусочков теста после жарения в красивые, причудливой формы изделия.

Готовый хворост посыпают сахарной пудрой, укладывают на блюдо или в вазу и подают на стол, предварительно сервированный дежурными. Рекомендуется также подать чай.

IV. Физ. минутка – 2 мин.

просмотр необычных блюд из теста

Практическая работа «Приготовление хвороста и пельменей (вареников).

Работаем по инструкционным картам. Учащиеся выполняют практическую работу в группах-бригадах, согласно полученным технологическим картам, по учетной ведомости.

Что является самым сложным в процессе производства изделий из
бездрожжевого теста?

Изделия из сдобного теста очень популярны. Мучные кондитерские изделия имеют очень хороший вкус и высокую энергетическую ценность.
Вы узнаете, что входит в состав мучных кондитерских изделий.
Познакомитесь с особенностями приготовления разных видов теста.
Научитесь готовить кондитерские изделия из слоёного, песочного и бисквитного теста.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: