Биология 5 класс клеточное строение организмов конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах.

  • личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении с учащимися и учителем в процессе образовательной деятельности;
  • метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности;
  • коммуникативные: умение работать в группе;
  • регулятивные: умение высказывать предположение и его доказывать;
  • познавательные: выбирать основания для сравнения, построения логической цепочки
  • предметные: выявления отличительных признаков грибов, сравнение биологических объектов, умение делать выводы.

Вид урока: обобщающий урок

Оснащенность урока: таблицы “Растительная клетка”, “Митоз”, конверты с заданиями, микроскопы, чашки Петри с кусочками репчатого лука, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, стаканы с водой, салфетки. Задания в конвертах.

Используемые на уроке ЭФУ: электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения В.В.Пасечник Издательство “Дрофа”.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, проектор, экран. ноутбук учителя, ноутбуки для учащихся (20 шт). Наушники (для работы со звуковыми источниками информации). Мультимедиа презентация.

Кабинет подготовлен для работы обучающихся в трех группах. Распределение по группам происходит независимо. Жетоны трех цветов по количеству обучающихся. Обучающиеся вытаскивают жетон определенного цвета и объединяются по цвету, формируя три группы.

Организационный этап. Приветствие.

Постановка проблемы. Слайд №1

У: Разгадав головоломку, вы узнаете тему урока.

КО П ПР О НЗ В ВЛ Т БС О ИК Р ЛА Е ЮД Н ГХ И ТН Е

О: Повторение. (Ключ: нужно читать каждую третью букву.)

У: Клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или объединение какого-то количества клеток. Слайд №2

?: Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы.

О: Питание, дыхание, выделение, рост и развитие, обмен веществ и энергии и др.

У: Клетка фактически является самовоспроизводящейся химической системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. способна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве “пищи” и выводить наружу накопившиеся “отходы”. Клетки способны размножаться при помощи деления.

?: Поставьте цель урока

О: Повторить, закрепить знания, полученные при изучении темы: “Клеточное строение организмов”.

У: Какие вопросы мы должны повторить?

О: Строение клетки, процессы жизнедеятельности в клетке.

Основной этап. Обобщение и систематизация.

У: Вы поделены на три группы. Выберите капитана в своей группе. Приглашаются капитаны для получения конвертов с заданиями. Подготовка длится в течение 7 минут.

  • I группа “Строение растительной клетки”. Пользуясь информацией электронного учебника и используя интерактивный режим составить “портрет клетки” (интерактивный контент стр. 36; рис. 20 “Строение растительной клетки”).

1. Систематизируйте знания о строении и функции органоидов для этого наведите мышкой на курсор на название каждого из элементов ее строения и кликните мышкой.
2. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Слайд №3

  • II группа “Устройство микроскопа и правила работы с ним” (интерактивный контент стр. 32-33; рис. 17 “Световой микроскоп”).

1. Перетяните с помощью мыши названия элементов строения светового микроскопа.
2. Перетяните с помощью мыши увеличение, которое дает соответствующая комбинация “Объектив – окуляр”. Слайд №4

  • III группа “Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток” (интерактивный контент стр. 44; рис. 24 “Взаимодействие соседних клеток”).

1. Используя интерактивный режим, обобщите знания о значении движения цитоплазмы в клетке.
2. Используя интерактивный режим, обобщите знания о делении клетки. Слайд №5

Каждая группа, выполняя задание, использует разные источники информации: электронное приложение к учебнику, текст и рисунки учебника, презентация к уроку. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц и слайдов); практические (поиск информации из разных источников, мини-проект); дедуктивные (анализ, обобщение). Учащиеся по окончании работы представляют результаты работы группы.

Задания повышенной трудности

Вставь пропущенные термины:

. – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной . На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из . .Живое содержимое клетки представлено . бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные . Важнейшим органоидом клетки является . . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько . . В растительной клетке имеется три вида . . . имеют зеленую окраску, . красную, а . – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются . .

Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной оболочкой. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из клетчатки. Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды. Важнейшим органоидом клетки является ядро. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько ядрышек. В растительной клетке имеется три вида пластид. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты красную, а лейкопласты – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются (вакуоли).

Остальные обучающиеся рисуют общую схему строения клетки, обозначив все ее части, пользуясь цветными карандашами.

У: К сожалению клетки, как и все живое, гибнут. Наши тела тоже состоят из клеток. Особенно разрушительно действуют на клетки организма курение табака и употребление алкоголя.

Табачный дым содержит ядовитые вещества, например никотин, бензопирен, которые губят клетки и способствуют развитию злокачественных опухолей.

Мы повторили сегодня с вами особенности строения и жизнедеятельность растительной клетки. Какой же вывод можно сделать в конце нашего урока? Слайд №6

О: Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов. Несмотря на великое разнообразие растительных и животных клеток все клетки имеют одинаковые части клеточную оболочку, цитоплазму и ядро. Во всех клетках протекают сходные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ. Слайд №7

Раздел ОГЭ: 2.1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. …
Раздел ЕГЭ: 2.1. … Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Клеточная теория утверждает, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка — это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами — способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению.

Клетки всех организмов обладают сходными чертами строения. Однако клетки отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки. Мышечные клетки обладают сократимостью, а нервные клетки проводят нервные импульсы. Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки. Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму. Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира, является доказательством родства живой природы.

Клеточный состав и строение клеток разных живых организмов

Живые и неживые тела построены из атомов, образующих молекулы определённых веществ. В состав тел неживой природы входит более 100 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Практически все они встречаются и в живых организмах, но в различных количествах и соотношениях. Тем не менее биологическая роль многих элементов пока ещё не установлена.

Живая природа отличается от неживой прежде всего по составляющим их веществам. Так, например, живые организмы состоят в основном из воды, а их функции и процессы жизнедеятельности определяются органическими соединениями (химическими веществами, основой которых является цепочка из атомов углерода). Важнейшие из последних у живых организмов — белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты . Каждый из этих типов соединений выполняет множество функций.

Наследственная информация хранится и реализуется благодаря нуклеиновым кислотам. Например, белки, липиды и углеводы являются строительными материалами клеточных структур, играют роль запасных веществ. Большинство химических реакций в клетках осуществляется прежде всего под контролем и с участием белков-ферментов. Этот класс веществ выполняет также и защитные функции.

Разнообразие эукариотических клеток

В составе различных организмов обнаруживаются одни и те же органические вещества. Практически во всех клетках можно обнаружить глюкозу, основа оболочек любых клеток построена из фосфолипидов, белки всех живых существ построены только из 20 типов аминокислот, а нуклеиновые кислоты — из 4 типов нуклеотидов и т. п. АТФ — нуклеотид, который благодаря сложному строению и наличию специфических связей выполняет в клетках всех живых организмов роль накопителя энергии. Такая общность состава является доказательством общности происхождения всех живых организмов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по биологии в 5 классе: Обобщение и систематизация знаний

Цель урока: - обобщить и закрепить знания о строении клетки; - развитие у учащихся образную память, логическое мышление - продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки самоконтроля.

Определение цели своего обучения

Установление причинно-следственных связей строения организмов, их свойств, процессов жизнедеятельности и единства происхождения

Коммуникативные:

Умение работать индивидуально

Отстаивать мнение и позицию

Личностные:

Формирование целостного мировоззрения

Регулятивные:

Оценка учащимися качества и уровня усвоения материала

Умение корректировать свои действия Планируемые результаты:

Предметные: у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки

Метапредметные: учащиеся учатся применять знания при решении практических задач Личностные: учащиеся учатся организовывать свою работу, выполнять задания, формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живого

Ресурсы: учебник по биологии 5-6 класс, Л.Н. Сухоруковой, плакаты: строение растительной, животной, бактериальной, грибной клеток; строение вирусов.

Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала.

Деятельность учащихся: Подготовка тетрадей, принадлежностей. Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Учитель: Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Напоминает о правилах проведения урока.

. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Что можно сказать о плакатах, которые перед вами?(лишний – вирусы: неклеточная форма)

2.Основная часть.

2.4. Размножение - это воспроизведение себе подобных (+)

1.5. Грибные клетки имеют пластиды(-)

2.6. Отличительная черта растительных клеток –наличие пластид(+)

1.7. Все клетки живых организмов имеют ядро (-)

2.8. Ядро содержит одно или несколько ядрышек (+)

1.9. Все клетки живых организмов имеют пластиды (-)

2.10. Хромосомы находятся в ядре (+) 1.11. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов (+)

2.12.Амеба это клетка(+)

1.13.У хлореллы хлоропласт называется хроматофором(+)

2.14.Движение амебы происходит при помощи ресничек(-)

Второй тур. 1 команда

Выберите один правильный ответ.

1.Клетка – это: A. Мельчайшая частица всего живого ; Б. Мельчайшая частица живого растения ; B. Часть растения ; Г. Искусственно созданная единица для удобства изучения человеком растительного мира.

2.Тубус – это: A. Увеличительный прибор ; Б. Часть микроскопа, к которой крепится штатив ; B. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр ; Г. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр и объектив

3. Зеленую окраску листьев определяют: А. Хлоропласты ; Б. Хромопласты ; В. Лейкопласты ; Г.Клеточный сок

4. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:

A. Движению цитоплазмы; Б. Свободному перемещению; B. Движению пластид; Г. Движению межклеточного вещества

5. Межклеточное вещество: A. Заполняет межклетники ; Б. Находится между клеточными оболочками соседних клеток; B. Заполняет поры клеточных оболочек

6. Хромосомы находятся в: А. Цитоплазме; Б. Ядре ; В. Вакуолях ; Г. Хлоропластах

7. Установите последовательность приготовления препарата :

A. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести 1–2 капли воды на предметное стекло

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей

8. Найдите соответствие . Подберите к терминам, обозначенным цифрами, соответствующие пары, обозначенные буквами.

I. Оболочка; II. Целлюлоза; III. Цитоплазма; IV. Ядро; V. Вакуоль; VI. Пигменты; VII. Пластиды

A. Прочность; B. Бесцветное вязкое вещество; Г. Ядрышко; Д. Красящее вещество; Е. Клеточный сок; Ж. Хлоропласты

9. Вставьте пропущенное слово .

Живые клетки питаются, растут, размножаются и …..

10. Укажите названия увеличительных приборов и их частей (1-5). Какое увеличение дает каждый из увеличительных приборов?


11. Восстановите порядок этапов деления растительной клетки. Какова роль деления клетки в жизни растений?

2 команда .

А . Выберите один правильный ответ .

1. Лупа – это: A. Часть микроскопа ; Б. Самый простой увеличительный прибор ; B. Главная часть предметного столика ; Г. Простой увеличительный прибор, при помощи которого можно рассмотреть внешний вид клетки

2. Существование клеток впервые обнаружил: A. Роберт Гук ; Б. Антони ван Левенгук ; B. Томас Мор ; Г. Чарлз Дарвин

3. Хлорофилл содержится в: А. Хлоропластах ; Б. Цитоплазме ; В. Клеточном соке ; Г. Вакуоле

4. Межклетники образуются в результате: A. Разрушения клеточных оболочек ; Б. Разрушения межклеточного вещества ; B. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток друг от друга;

Г. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток и разрушения в этих местах межклеточного вещества

5. Наследственная информация о строении и жизнедеятельности клетки хранится в: А. Хромосомах ; Б. Хлоропластах ; В. Ядре ; Г. Ядрышке

6. Молодые клетки в отличие от старых: A. Не способны делиться ; Б. Содержат одну большую вакуоль ; B. Содержат много мелких вакуолей ; Г. больше по размеру

7. Установите последовательность приготовления препарата :

A. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести 1–2 капли воды на предметное стекло

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей

8. Найдите соответствие . Подберите к терминам, обозначенным цифрами, соответствующие пары, обозначенные буквами.

I. Оболочка ; II. Целлюлоза ; III. Цитоплазма ; IV. Ядро ; V. Вакуоль ; VI. Пигменты ; VII. Пластиды.

А. Прочность ; Б. Пора ; B. Бесцветное вязкое вещество; Г. Ядрышко ; Д. Красящее вещество; Е. Клеточный сок ; Ж. Хлоропласты

9. Вставьте пропущенное слово .

Живые клетки питаются, растут, размножаются и …..

10. Укажите названия увеличительных приборов и их частей(1-5). Какое увеличение дает каждый из увеличительных приборов?


11. Восстановите порядок этапов деления растительной клетки. Какова роль деления клетки в жизни растений?

Третий тур. 1 команда.

Каждая клетка имеет плотную прозрачную (оболочку). Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество –( цитоплазма), которая медленно движется. Внутри клетки находится небольшое плотное тельце –( ядро), в котором можно различить( хромосомы). С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение, в нем находится (ядрышко).

Список слов: 1.ядро,2.хлоропласт,3.цитоплазма,4.оболочка,5.вакуоль,6.ядрышко,7.хромосомы.

2команда .

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (вакуоли), которые заполнены (клеточным соком). В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (пластиды). Они могут быть разных цветов. Зел е ные – (хлоропласты), участвуют в процессе (фотосинтеза); оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям и (плодам). Список слов:1.ядро,2.хлоропласт,3.клеточныйсок,4.оболочка,5.вакуоль, 6.фотосинтез,7.пластид

Клеточная мембрана – тончайшая плёнка, которая отграничивает содержимое клетки от внешней среды.

Цитоплазма – это полужидкое содержимое клетки, её внутренняя среда.

Генетический аппарат – это клеточная структура, обеспечивающая способность клетки к самовоспроизведению и передачу наследственной (генетической) информации потомству.

Ядро – это важнейшая часть клетки, которая содержит генетическую информацию (молекулы ДНК), контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению и передаче наследственной информации.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат. Клеточная мембрана ограничивает внутреннее содержимое клетки, защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определённую форму клеток, обеспечивает обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.

Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие. Генетический аппарат контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению.

Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Клетки растений содержат в цитоплазме пластиды (например, хлорофилл). Клетки бактерий, грибов и растений кроме мембраны имеют, как правило, ещё и клеточную стенку (оболочку). Она является наружным скелетом клетки и определяет её форму. В клетках растений, животных и грибов генетических аппарат окружён мембраной и называется ядром. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом (хромосомы). В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и ядерное вещество расположено непосредственно в цитоплазме.

Несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходных набор органоидов, не существует принципиальных отличий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Подчеркивания элементов;

Текст вопроса: Подчеркните правильный ответ.
Мужская половая клетка называется:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов" 5 класс ФГОС. Урок -путешествие по пройденным страничкам учебной книги. В ходе повторения учащиеся заполняют рабочий лист-опору, который поможет систематизировать изученный материал и выполнить контрольный тест по данной теме.

Урок - путешествие в МИР КЛЕТКИ

5 класс ФГОС

г. Сергиев Посад, Московская область.

- обобщить и закрепить знания о строении клетки;

- развитие у учащихся образную память, логическое мышление

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки самоконтроля.

определение цели своего обучения

установление причинно-следственных связей строения организмов, их свойств, процессов жизнедеятельности и единства происхождения

рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических и теоретических задач

умение формулировать выводы

Коммуникативные:

умение работать индивидуально

отстаивать мнение и позицию

Личностные:

формирование целостного мировоззрения

Регулятивные:

оценка учащимися качества и уровня усвоения материала

умение корректировать свои действия относительно заданного эталона

Планируемые результаты:

Предметные: у учащихся формируются первоначальные представления о

Личностные: учащиеся учатся организовывать свою работу, выполнять индивидуальные задания, формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живого

Урок обобщения и систематизации знаний.

I. Организационно – мотивационный этап:

Учитель. Добрый день, ребята!

Давайте сядем удобно посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Учитель. Сказка о житие – бытие растительной клетки

Загляните на часок в нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут органоиды живут.

Там такое происходит - цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье в клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук, удивился б Роберт Гук.

В клетку пища проникает очень даже непростая,

Днем и ночью круглый год поступает кислород.

Должен пищу он окислить, а из клетки – углекислый.

Часть веществ построит клетку - так растет листок иль ветка.

Часть – отложится в запас.

Что не нужно, в тот же час - удаляется из клетки.

Коли пища поступает, клетка быстро подрастает.

Наступает миг деленья, это не одно мгновенье.

Длится рост и размножение столько, сколь живет растение.

Мы вам сказку рассказали, что о клетке вы узнали?

Сегодня наш урок необыкновенный.

Мы совершим путешествие по пройденным страничкам нашей учебной книги, т.е. вернемся к первым параграфам. Возьмите в руки учебник биологии и откройте его на странице 16

Мы не просто перелистаем страницы учебника, мы вспомним и закрепим все, что узнали о строении живых организмов, совершим путешествие в мир клетки.

Подведем итоги нашей работы, обобщим материал темы, кратко вспомнить историю развития клетки и повторим строение органоидов клетки.

Ребята! Вспомните все, что я сказала, подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы).

Запишем тему урока в рабочий лист

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы).

Цель нашего урока следующая: знать строение клетки.

II. Актуализация пройденного материала.

1 Повторение и закрепление знаний

Повторение начинаем с вопросов (устные ответы учеников, после каждого ответа листаем учебник и делаем записи в рабочий лист, который лежит у каждого ученика на парте)

Какие царства живых организмов вы знаете? (Бактерии, грибы, растения, животные).

Какое строение имеет любой живой организм? (Клеточное).

Как называется наука, изучающая клетку. (Цитология).

С помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов? (С помощью увеличительных приборов). Стр. 30

Как устроен микроскоп? Как узнать, какое увеличение дает микроскоп? Стр. 31

Первые микроскопы были похожи на современные?

Какое строение имеет клетка? Назовите органоиды клетки?

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая покрывает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Ребята! В рабочих листах, подпишите части клетки. (Приложение 1).

- какую функцию выполняет оболочка клетки?

- зачем в клетке нужна цитоплазма?

- какой органоид клетки принимает участие в деление?

- где находится клеточный сок в клетке и что в нем содержится?

- какие органоиды мы с вами не назвали?

Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

(Питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление, размножение). Учитель: эти свойства есть и клетки!

Учитель. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

Какие вещества входят в состав клеток?

(Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников, они делятся на органические и неорганические).

Как делится клетка? Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм.

Что называют тканью? Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции, называют тканью.

Какие виды тканей известны у растений? Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани? Особенности строения клеток разных тканей связаны с выполняемой ими функцией.

Физкультминутка 3 минуты

III. Исполнительско – исследовательский этап.

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – усвоили ли вы этот материал, о котором говорили сегодня на уроке.

Выполните контрольный тест устно. (Если останется время на уроке)

Контроль знаний, тест №1

Какие утверждения верны. (да +; нет -)

1. Все живые организмы состоят из клеток? (+)

2. Расти могут только растения? (-)

3. Размножение — это воспроизведение себе подобных? (+)

4. Растения и грибы относятся к одному царству? (-)

5. Ядро содержит одно или несколько ядрышек? (+)

6. Все клетки живых организмов имеют пластиды? (-)

7. Хромосомы находятся в ядре? (+)

8. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов? (+)

- Взаимоконтроль - попарно под диктовку учитель.

Контроль знаний, тест № 2 . (Приложение)

IV. Подведение работы на уроке.

Учитель: Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:

- за работу на уроке;

- за тестирование и работу по карточкам.

V. Домашнее задание.

Технологическая карта урока «Урок - путешествие в МИР КЛЕТКИ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

I.Организационно – мотивационный этап

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск формулирования темы урока через решение проблемного вопроса.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса – слайд

№1 – 5 презентации

Чему будет посвящена наша тема урока? Слайды

№6 – 7 презентации

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Читайте также: