Безличные глаголы 6 класс конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока

Подготовила: Бабушкина В.А.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Абатская СОШ №1

с. Абатское, 2018

Тема урока: Безличные глаголы

Цель урока:

Познакомить учащихся с понятием “безличный глагол”.

Познакомить с лексическими группами безличных глаголов.

Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.

Развивающие:

Формировать умение отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.

Развивать умение оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

Развивать культуру речи учащихся, культуру ответа.

Развивать творческое воображение учащихся.

Тип урока : урок изучения нового материала, урок- исследование.

Формы работы: учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная, фронтальная.

Методы: аналитико-синтетический, частично-поисковый, эвристический.

Технологии: ИКТ, групповая технология, уровневая дифференциация, здоровьесберегающая.

Оборудование : мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор, карточки для самостоятельной работы.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.Организационный момент.

1.1. Приветствие:

- Здравствуйте, ребята. Я вижу на ваших лицах улыбки, и меня это радует. Значит у вас хорошее настроение, с которым вы пришли в школу учиться. Уверена, что оно поможет вам в нашей совместной работе на уроке. Желаю вам успешной и плодотворной деятельности. Ребята, вы готовы работать сегодня со мной и получать новые знания? Всё необходимое лежит у вас на партах? Хорошо, присаживайтесь, пожалуйста.

1.3. Постановка учебной проблемы. Мотивация на урок.

– Уверена, вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. На его удивительную силу обращали внимание учёные, лингвисты, писатели. Напомните, пожалуйста, со словами какой части речи вы знакомились на предыдущих уроках? (Глагол) Хорошо, а что же такое глагол?

(Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?).

А знаете ли вы, слова какой части речи (после имён существительных) занимают второе место по употреблению в нашей речи? (глагол).

Хорошо, молодцы.

Как называется начальная форма глагола? (инфинитив).

А помните ли вы, какого вида бывают глаголы? (несовершенного и совершенного).

Как называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога? (переходные).

В русском языке существуют три наклонения, помните ли вы. Какие? (условное, повелительное, изъявительное) .

Но мы ещё не все вспомнили морфологические признаки глагола, верно? Что мы ещё не сказали?

(как изменяется глагол – глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем – по числам и родам (в единственном числе).

Молодцы. Мы проговорили все морфологические признаки самостоятельной части речи глагол. Вижу, что вы знаете теоретический материал. Итак, глагол – это самостоятельная часть речи, которая обо значает действие предмета или лица и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

- Верно. Глаголы всегда обозначают какое-то действие, связанное с кем-то или с чем-то, кто это действие производит. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано только число, классная работа и не записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).

- Да. Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются - пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Запишите в рабочих тетрадях число, классная работа и оставьте строчку для темы, которую запишем позднее.

Работа в парах

- На ваших столах лежит дидактический материал. Обратите внимание на листы зелёного цвета. Посмотрели? Вам необходимо распределить предложения на две группы. По каким же критериям вы будете распределять эти предложения?

Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит. Мы выходим из дома. Нам легко дышится. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. Пахнет хвоей. Стоит тишина.

( Доп. задание ученикам, которые справились с заданием, а остальные ещё нет: попробуй придумать свои предложения по примеру предложений на карточке)

- Итак, ребята, на какие группы разделили предложения? Своё мнение обоснуйте.

(В ходе обсуждения выделяются две группы: 1- с обоими главными членами предложения; 2 - с одним главным членом).

- Работаем со 2 группой предложений, где один главный член: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Нам легко дышится. Пахнет хвоей.

-Что общего у этих предложений ? (они - односоставные, главный член предложения один, это сказуемое).

- А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях или нам и без подлежащего всё понятно? (Его нет и не нужно).

- А что вообще обозначает подлежащее в предложении? (действующее лицо или предмет.)

- Есть ли в этих предложениях действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы без чего? (Без лица ) Значит, имя у них …и в ам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные - ). Ученик выходит к доске записывает слово безличные

(Безличные глаголы).

- Правильно. А можем мы сформулировать тему урока? ( Да – безличные глаголы). Конечно, Запишите её в тетрадь. Слайд 2

-Ребята, в начале урока я спросила у вас, готовы ли вы учиться и получать новые знания? Вы сказали, что готовы. А чему мы сегодня на уроке будем учиться? (Формулировка учащимися целей и задач урока: 1-узнать, какие глаголы называются безличными 2 - выяснить их значение; 3-определить формы безличных глаголов и уметь отличать от личных.

- Верно. Вы правы. Я согласна с вами (Цели на розовых листочках на доске на магнитах)

3. Изучение нового учебного материала.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

-Есть ли в этом отрывке предложение с безличным глаголом? Запишите его ( Повеяло ). и подчеркните как член предложения.
-Почему вы так решили? (действие совершается само по себе, без лица, подлежащего нет)
- Молодцы, а это ни что иное как определение безличных глаголов, давайте проверим свои предположения с материалом учебника, откройте страницу. 131., и сравним определение, которые мы сформулировали с определением в учебнике. Ксюша прочитай.

Какую задачу урока мы с вами уже решили? (мы узнали, что такое безличные глаголы)

- Хорошо. Вы наверно заметили, что у каждого из вас лежат полупустые памятки? Как вы думаете, зачем они нужны? (ребята предполагают, что, скорее всего, они в них будут записывать полученные знания о безличных глаголах, затем эта памятка пополнит их языковой портфель).

- Конечно. Что мы уже можем записать в этих карточках? (тему и что такое безличные глаголы). Записывают.

б). – Чтобы узнать в каких формах могут употребляться безличные глаголы, обратимся к предложениям, записанным на доске? ( на доске предложения) . Спишите предложения, у глаголов определите время, лицо и число. Обсудите с соседом по парте, какой вывод можно сделать, выполняя это задание) (кто первый из учеников справился, идёт к доске).
Уже вечереет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Скоро будет смеркаться раньше – буд. вр., 3 л., ед. ч.
На той стороне подмыло берег – прош. вр., ср. р., ед. ч.

Какой можем сделать вывод?

Ребята приходят к выводу: Безличные глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени употребляются только в 3 лице, единственном числе, а в прошедшем времени в форме среднего рода, единственного числа.

- Выполняя это задание, мы решили ещё одну задачу урока, какую? ( определили формы безличных глаголов).

-Молодцы. Вывод запишите на свои карточки в виде таблицы: (она есть в ваших карточках, дополните её полученными знаниями.

3 лицо- он, она, оно- чаще всего употребляется с местоимением ОНО

- Если есть безличные глаголы, то есть и личные .

Какие глаголы мы называем личными? (к которым можем подставить личное местоимение)

Проведём сравнительный анализ предложений Слайд 4 .
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.

Ребёнок не спит. Ему не спится.
- Что же мы можем сказать выполняя сравнительный анализ предложений? (Нашли ещё один признак – поставить подлежащее в предложение с безличным глаголом невозможно. Можно сделать следующий вывод: Безличные глаголы образуются от личных глаголов).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: встаньте, пожалуйста, из-за парт. Вы меня внимательно слушайте, я буду произносить слова, если я произнесла правильно, поднимаете обе руки вверх, если нет – только одну – ж А люзи, тОрты, алф А вит, свёкл А , киломЕтр, ц Е мент, щавЕль, звонИшь, нач А л (можно ещё другие слова).

Хорошо, не все сразу отвечали, были сомнения, значит нужно повторить орфоэпические нормы.

г) Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на эти предложения, подумайте и скажите , к каким явлениям жизни относятся безличные глаголы - сказуемые. (ответы учеников)

*безличные глаголы могут обозначать явления природы (смер­кается, светало, морозит);

*внутреннее состояние человека или животных (нездоровится, не спится, знобило, легко дышится);

Хорошо из упражнения 560 на странице 142-ой ребята 1 варианта выпишут 2 примера, когда глаголы обозначают явления природы, а ребята 2 варианта – 2 примера состояние человека.

(кто уже первый сделал – задание объяснить орфограммы в упражнении – графически.

* ука­зывать на случайность, внезапность поступка, порой в ущерб себе (осенило, угораздило);

*безличные глаголы могут определять меру или необходимость чего-либо (хватит, недостаёт);

- Не забывайте пополнять новыми сведениями информационные карты.

- Какую учебную задачу мы ещё решили? ( выяснили значение безличных глаголов)

- Что касается синтаксической роли безличных глаголов, то, я думаю, вы уже сами можете мне дать ответ. (в предложении являются сказуемыми без подлежащего)

- Докажите свой вывод, сделав синтаксический разбор предложения. (один ученик у доски комментирует, остальные в тетради)

Задание 2: Синтаксический разбор предложения.

Предл. Прил. Сущ. Глаг. Нар.

На морском берегу дышится легко . (Повеств., невоскл., простое, односостав. распр., не осложнено).

4. Закрепление изученного материала.

- Хорошо, молодцы. Ваш тематический портфель пополнился ещё одной информационной картой.

Каждая работа когда-то заканчивается, вот и наша подходит к концу, но мы не заканчиваем разговор о безличных глаголах. Я предлагаю вам д/з на выбор. Информация о домашнем задании. Слайд 7.

1- параграф 95, упражнение 573.

2 – записать 3 предложения с безличными глаголами из произведения, которое читаете.

Рефлексия. Итог урока.

1. Что же нового вы сегодня узнали?
2. Какие глаголы называются безличными?
3. Что обычно обозначают эти глаголы?

4. Убедились ли вы в том, что справедливы слова Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?

5. А где нам пригодятся знания о безличных глаголах в жизни? (при написании сочинений, при общении, при подготовке к экзаменам.)

Безличные глаголы – это глаголы, называющие действие без действующего лица.

Его лихорадит от ужаса.

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

Дополнительная литература:

1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку.6 класс. – М.:ВАКО, 2017. – 416 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Обычно действие, которое обозначает глагол, связано с кем-то или чем-то. Например:

А как же быть с предложениями, где лицо, которое совершает, действие, не указано?

Хочется на природу.

Мы видим, что в русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица (предмета). Это безличные глаголы.

Светает, подморозило, не спится, легко дышится, лихорадит, нездоровится, не достаёт.

Они могут входить в состав фразеологизмов (пришло в голову).

В предложении с безличными глаголами нет подлежащего.

Необходимо запомнить, формы безличных глаголов:

могут иметь форму третьего лица единственного числа настоящего и будущего времени (за окном светает);

могут иметь форму среднего рода единственного числа прошедшего времени (подморозило; все дорожки замело).

Довольно часто безличные глаголы образуются от личных с помощью суффикса -ся. Сравним предложения:

Ребёнок не спит. Ему не спится.

В первом предложении глагол личный, здесь есть подлежащее, лицо, производящее это действие.Во втором предложении глагол безличный, но он образован от личного с помощью суффикса -ся.

Запомните, что в значении безличных могут употребляться и личные глаголы.

Дерево темнеет вдали.

Темнеет – личный глагол.

А вот в предложении:

В лесу быстро темнеет.

Темнеет – личный глагол в значении безличного.

Рассмотрим предложения с личными и безличными глаголами.

Пахнет сиренью весенний сад. Пахнет сиренью.

Вдали что-то темнеет. Зимой рано темнеет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

научиться отличать безличные глаголы от других глаголов.

отработать навыки проведения УИ

1. Организационный момент и вступительное слово учителя.

И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. А для того, чтобы работа была успешной, нужно поставить цель и задачи исследования.

Предметом исследования на уроке является глагол

Как назвать глаголы, при которых нет действующего лица?

Объектом исследования будут безличные глаголы

Цель: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности

Зачачи …. На слайде

Первая задача: Мы должны узнать, что такое безличные глаголы и установить значения безличных глаголов.

Анализируются предложения: Сегодня морозит. Смеркалось. В лесу легко дышится. На улице светает. Мне нездоровится.

Найдите глаголы в предложении

Определите каким членом предложения является глагол

Какой вывод можно сделать из этой работы? Вывод: в этих предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого

Есть ли при сказуемых действующее лицо? Нет, при сказуемых в этих предложениях действующего лица нет. Попробуйте подставить подлежащее – действующее лицо

А это значит, что сказуемые в этих предложениях выражены …безличными глаголами.

Установите значение глаголов

Вывод: Безличные глаголы обозначают действие, происходящее само по себе, явления природы

и состояние человека (морозит, светает, нездоровится).

Вторая задача: выяснить, в какой форме употребляются безличные глаголы;

определите время, лицо, число, род безличных глаголов;

попробуйте подобрать другие формы.

Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.

Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов с безличными.

Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет
Ребёнок не спит. Ему не спится.

сравните предложения (найдите главные члены предложения);

установите значение (семантику) представленных в слайде 7 глаголов;

определите форму данных глаголов;

Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.

Индивидуальное исследование.

Обучающиеся самостоятельно работают с карточками (7 вариантов), в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция. Приведем пример карточки для самостоятельной работы.

Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).

Результаты фиксируются и представляются классу.

Найдите предложения с безличными глаголами

Больше ходите пешком.

Что глядите на меня, темно-голубые?

За окном светало.

Выезжать будем засветло.

Подморозило, и ехать стало легче.

Как только рассветет, мы двинемся в путь.

Подведение итогов работы.

Устанавливать значения безличных глаголов

Определять формы безличных глаголов.

Отличать безличные глаголы от личных. (Сопоставляли, сравнивали)

Определять синтаксическую роль безличных глаголов в предложении.

Домашнее задание:

Рассказывать о безличных глаголах

Попробовать сочинить стихотворение по теме урока или подобрать тексты стихотворений, где есть безличные глаголы.

Карточка для самостоятельной работы №1

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось.

Инструкция для выполнения работы.

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

Подчеркните главные члены предложения.

3.Найдите личные глаголы.

4.Найдите безличные глаголы.

5.Укажите форму употребления глагола.

6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Карточка для самостоятельной работы №2

Не остывшая от зною

Ночь июльская блистала.

И над тусклою землёю

Небо, полное грозою,

Всё в зарницах трепетало.

Инструкция для выполнения работы.

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

Подчеркните главные члены предложения.

Найдите личные глаголы.

Найдите безличные глаголы.

Укажите форму употребления глагола.

Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Карточка для самостоятельной работы №3

Люблю я этот час, когда со всех сторон

Ко мне идут густые тени,

И веет свежестью, и воздух напоен

Дыханьем дремлющих растений.

Инструкция для выполнения работы.

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

Подчеркните главные члены предложения.

Найдите личные глаголы.

Найдите безличные глаголы.

Укажите форму употребления глагола.

Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Карточка для самостоятельной работы № 4

Смеркает день. В бору темнеет.

Пожар зари над ним краснеет.

Во влажной почве лист сухой

Без звука тонет под водой.

Инструкция для выполнения работы.

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

Подчеркните главные члены предложения.

Найдите личные глаголы.

Найдите безличные глаголы.

Укажите форму употребления глагола.

Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Карточка для самостоятельной работы № 5

С зари кукушка за рекою

Кукует звучно вдалеке,

И в молодом березняке

Грибами пахнет и листвою.

Инструкция для выполнения работы.

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

Подчеркните главные члены предложения.

Найдите личные глаголы.

Найдите безличные глаголы.

Укажите форму употребления глагола.

Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Карточка для самостоятельной работы № 6

За рекой луга зазеленели,

Веет легкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.

Инструкция для выполнения работы.

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

Подчеркните главные члены предложения.

Найдите личные глаголы.

Найдите безличные глаголы.

Укажите форму употребления глагола.

Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Карточка для самостоятельной работы № 7

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Инструкция для выполнения работы.

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

Подчеркните главные члены предложения.

Найдите личные глаголы.

Найдите безличные глаголы.

Укажите форму употребления глагола.

Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ Цель: Задачи: Предмет: План: 1. 2. Вывод:

Вечерело. Смеркалось. Море штормило. Всем не спалось. Как назвать глаголы при которых нет действующего лица?

Вечерело. Смеркалось.

Море штормило.

Всем не спалось.

Как назвать глаголы при которых нет действующего лица?

Безличные глаголы

Безличные глаголы

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ Цель: Задачи: Предмет: Объект: План: 1. 2. Вывод: узнать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности

узнать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности

Зачем нам это нужно знать?

Чтобы правильно употреблять безличные глаголы в устной и письменной речи, быть грамотными, образованными, а значит, успешными в жизни

Задача 1 Мы должны узнать, что такое безличные глаголы и установить значения безличных глаголов Метод: анализ значения глаголов в предложении Сегодня морозит. Смеркалось. В лесу легко дышится. На улице светает. Мне нездоровится.

Задача 1 Мы должны узнать, что такое безличные глаголы и установить значения безличных глаголов

Метод: анализ значения глаголов в предложении

В лесу легко дышится.

На улице светает.

Вывод: в этих предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого

Вывод: действующее лицо подставить невозможно

Безличный глагол – это такой глагол,

который обозначает действие, происходящее само по себе, без действующего лица

3. Установите значение глаголов

Состояние природы Состояние человека Морозит Дышится Светает Нездоровится

Состояние природы

Состояние человека

Задача 1: Узнать значения безличных глаголов Безличные глаголы это – глаголы, при которых нет и не может быть действующего лица ( вечереет ). Безличные глаголы обозначают действие, происходящее само по себе, явления природы и состояние человека ( морозит, светает, нездоровится ).

Задача 1: Узнать значения безличных глаголов

Безличные глаголы это –

глаголы, при которых нет и не может быть

действующего лица ( вечереет ).

Безличные глаголы обозначают действие, происходящее само по себе, явления природы

и состояние человека ( морозит, светает, нездоровится ).

Задача 2: выяснить, в какой форме употребляются безличные глаголы определите время, лицо, число, род безличных глаголов; попробуйте подобрать другие формы. Сегодня морозит. Смеркалось. В лесу легко дышится. На улице светает. Мне нездоровится. 3л, н.в., ед.ч.

Задача 2: выяснить, в какой форме употребляются безличные глаголы

  • определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
  • попробуйте подобрать другие формы.

В лесу легко дышится.

На улице светает.

Формы безличных глаголов Морозит – подморозило смеркается – смеркалось Нездоровится – нездоровилось Настоящее время, Прошедшее время, 3 лицо, ед. число средн. род, ед. число

Формы безличных глаголов

Настоящее время, Прошедшее время,

3 лицо, ед. число средн. род, ед. число

Задача 2: выяснить, в какой форме употребляются безличные глаголы Вывод: безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.

Задача 2: выяснить, в какой форме употребляются безличные глаголы

Вывод: безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.

Признаки безличных глаголов

Признаки безличных глаголов

Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.

Ребёнок не спит. Ему не спится.

  • сравните предложения (найдите главные члены предложения);
  • установите значение (семантику) глаголов;
  • определите форму данных глаголов;

Вывод: в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.

Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают : явления природы: Светает; Дождит; Смеркается; физическое и психическое состояние человека: Нездоровится; Лихорадит; Мечтается; Не верится; состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни; чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой; долженствование: Не надо ссориться; бытие, существование: Не было времени.

Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают :

  • явления природы: Светает; Дождит; Смеркается;
  • физическое и психическое состояние человека: Нездоровится; Лихорадит; Мечтается; Не верится;
  • состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни;
  • чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой;
  • долженствование: Не надо ссориться;
  • бытие, существование: Не было времени.

Найдите предложения с безличными глаголами Больше ходите пешком. Что глядите на меня, темно-голубые? За окном светало. Выезжать будем засветло. Подморозило, и ехать стало легче. Как только рассветет, мы двинемся в путь.

Найдите предложения с безличными глаголами

Больше ходите пешком.

Что глядите на меня, темно-голубые?

За окном светало.

Выезжать будем засветло.

Подморозило, и ехать стало легче.

Как только рассветет, мы двинемся в путь.

1. Сначала найти в предложении … .

2. В предложении может быть только … . Попытайся подставить … . Если это невозможно по смыслу, то … .

3. Затем надо определить … глагола. Необходимо помнить, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени и в форме ед. ч. прошедшего времени среднего рода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: Создание условий для решения учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

- образовательные: ознакомить учащихся с понятием безличного глагола, морфологическими, словообразовательными, синтаксическими особенностями безличного глагола, сформировать умение находить безличные глаголы, использовать их в речи;

- развивающие: развивать коммуникативную компетенцию, информационную компетенцию, рефлексивную компетенцию, творческие способности, личностно-смысловое отношение к учебному процессу, развитие речи; развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, общеучебные навыки (работа с книгой, самоконтроль, самооценка учебной деятельности, умение применять и намечать задачи деятельности, планировать свою деятельность);

- воспитательные: воспитание эстетического восприятия – нравственной активности (любви к родному языку, краю), самостоятельности через организацию разных видов деятельности.

Планируемые результаты и уровень усвоения (в соответствии с ФГОС):

Предметные: Распознают безличные глаголы; приводят соответствующие примеры

Метапредметные:

Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Методы: частично-поисковый, творческий, ИКТ.

Ресурсы: учебник, электронный учебник, дидактический материал.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Проверка домашнего задания (проверка теории)

Стадия вызова.

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? … (глагол)

2. Какая группа слов (после имён существительных) занимает второе место? … (глагол).

3. Как называется начальная форма глагола? . (инфинитив).

4. Какого вида бывают глаголы? … (несовершенного и совершенного)

5. Как называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога? … (переходные).

6. Какие три наклонения есть в русском языке? … (условное, повелительное, изъявительное).

(Взаимопроверка).

Задание №2. На доске записаны слова: время, род, падеж, число, вид, возвратность, наклонение, склонение, переходность, спряжение, разряд по значению. Задание: Выберите глагольные категории, укажите, какие из них постоянные, какие непостоянные.

ΙΙΙ. Орфографическая минутка.

Цель: повторить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Один учащийся работает у доски (пишет маркером), остальные - в тетрадях.

Стро…ли, рассвета…т, слыш…л, увид…т, вечере…т, смерка…тся.

(Строили (несов.в., ΙΙ спр., прош.вр.), рассветает (несов.в., Ι спр., наст. вр.), слышал (несов.в., ΙΙ спр., прош.вр.), увидит (сов.в, ΙΙ спр., будущ.вр.), вечереет (несов.в., Ι спр., наст. вр.), смеркается (несов.в., Ι спр., наст. вр.)).

Вопрос учащемуся, работавшему у доски: "Над какими орфограммами вы работали?"

(Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов.)

ΙV. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (тема урока, цели урока)

Стадия осмысления.

Введение нового материала (у каждого учащегося - тексты в распечатанном виде для работы).

Учитель: Перед вами текст ("Родимая степь" по Михаилу Александровичу Шолохову).

Учитель: Предположите, о чём данный текст.

Учащиеся (обращают внимание на название, фамилию автора): О степи.

Учитель: Как, по-вашему, автор относится к степи?

Учащиеся: С любовью, уважением: называет её "родимая".

Учитель: Какой предстаёт перед нами степь в этом тексте?

Учащиеся: Красивой, нарядной, живой.

Учитель: Докажите это. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор изображает степь как живое существо.

Учащиеся: Ласковая земля, нарядная степь, степь дышит:

Учитель: Найдите в этом тексте глаголы, которые были использованы в орфографической минутке.

Учащиеся: Рассветает, вечереет, смеркается.

Учитель: (Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) Как вы думаете, изменяются ли они по лицам?

Учащиеся: высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие - что не изменяются, приводят свои примеры. Испытывают удивление.

Учитель: (Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло?

Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия).

Учитель (организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ?

Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения.

Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении?

Учащиеся: Действующее лицо или предмет.

Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях?

Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе.

Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам?

Учащиеся: Не могут.

Подготовленный ученик.

Историческая справка: в древности люди верили в существование сверхъестественных сил. И когда они говорили: лихорадит, знобит, светает, морозит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди боялись называть. Поэтому при подобных глаголах подлежащее не употреблялось (Мурашова Анжела).


Учитель: Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица? Вам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные - ).

Учащиеся: Безличные. (Запись слова на доске одним из учащихся.)

Учитель: Что означает приставка без-?

Учащиеся: Отсутствие чего-либо, в данном случае - отсутствие лица.

Толковый словарь Ожегова


БЕЗЛИЧНЫЙ, -ая, -ое. В грамматике: не допускающий употребления подлежащего. Б. глагол. Безличное предложение (Швецов Дима).

Учитель: Предположите, какова будет сегодня тема урока?

Учащиеся: Безличные глаголы. (Запись на доске и в тетрадях).


V. Целеполагание.

Учитель: Как вы считаете, каковы цели урока?

Учащиеся: Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи.

Учитель: Верно. Вы правы.


Учитель: А как можно изобразить безличный глагол? (Как правило, большинство учащихся предлагает овал лица человека без глаз, рта и т.д., но могут быть и другие варианты).

Учитель: Итак, с работой справились, молодцы. Для вас я подготовила рисунки, далеко их не убираем, они нам ещё потребуются. Как вы думаете, для чего Вам понадобятся знания по изучаемой теме?

VΙ. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Продолжим наши исследования. Разноуровневые задания.

- первый вариант работает по учебнику теории под ред. Бабайцевой (5-9 класс) – стр.127 (составление опорной схемы).

- второй вариант – синтаксический разбор предложения.

Предл. Прил. Сущ. Глаг. Нар.

На морском берегу дышится легко. (Повеств., невоскл., простое, распр., не осложнено).

Сопоставительный анализ текстов.

* Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к Белому морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет. Постепенно свежеет.

* Вот и море. Вода кажется прохладной. Но как хочется выкупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится! Какой чудесный вечер!

* Вечереет. Я не могу сидеть дома и отправляюсь к Белому морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет. Постепенно появляется свежесть.

* Вот и море. Вода кажется прохладной. Но как я хочу выкупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко я дышу! Какой чудесный вечер!

- Сравните тексты. Что их объединяет? В чем различие? (разные формы глагола).

- В каком из текстов нельзя установить действующее лицо? Названо ли лицо, которое выполняет его?

Задание: Внимательно рассмотрите таблицу, в которой содержится новая информация. Ваша цель - извлечь эту информацию из таблицы.

Читайте также: