Беседа в книжном уголке старшая группа конспект

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Крисько Валерия Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Организация деятельности воспитанников в книжном уголке группы по формированию интереса к художественной литературе в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Организация деятельности воспитанников в книжном уголке груп-

пы по формированию интереса к художественной литературе

в практике работы воспитателя ДОУ

Крисько Валерия Витальевна, воспитатель

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста

в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения

— одна из главных.

Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания

совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной

художественному слову, подготовки к обучению грамоте

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бе -

режного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги.

Основные цели книжного уголка:

развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской ху-

использование инновационных образовательных программ, методик и технологий

воспитания и развития детей в соответствии с их психофизическими особенностя -

создание психически комфортных условий в соответствии с возрастными и инди-

видуальными особенностями детей в группе;

обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспи-

тания и развития детей

развивающей предметно-пространственной среде (далее РППС) в связи с выходом в свет

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Педагогам - практикам даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены

общие закономерности формирования среды, которые необходимо учитывать в своей

группе. Вместе с тем, Стандарт не предъявляет определенных жестких требований к

наличию в группе тех или иных уголков, центров активности, педагог сегодня имеет право

на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Главное, чтобы

ребенку было комфортно и интересно находиться в детском саду. Как известно все дети

дошкольной организации должны быть непохожими друг на друга, должны отражать

интересы детей и педагогов. А для этого РППС необходимо создавать вместе с детьми,

активно включать их в обсуждение и оформление группового пространства.

К устройству уголка предъявляется ряд требований: удобное расположение – спокой -

ное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; хорошая освещенность

в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие све-

тильника вечером), чтобы дети не портили зрение; эстетичность оформления – уголок

книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью.

Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-

Правильно организованная работа в уголке книги способствует развитию речи детей,

воспитанию эстетических и нравственных чувств, формированию интереса к литературе,

стимулированию детского творчества. Создать в группе уголок книги и правильно его

оборудовать — далеко не всё. Необходимо использовать такие методы и приёмы работы,

которые помогут закрепить знания детей о литературе и обогатят их речь:

чтение и рассказывание художественных произведений;

рассматривание иллюстраций, альбомов;

беседы по содержанию прочитанных книг;

литературные викторины, праздники;

индивидуальная работа с детьми по развитию связной речи.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репро -

дукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг,

альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для

теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы. Существуют разные варианты

Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и

связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке

можно подготовить детей к беседе о Новокузнецке, Москве: рассмотреть иллюстрации,

фотографии, изготовить альбом.

Важно, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность выбора книг по интересу, а про -

смотр книги побуждал его к общению со сверстниками, взрослыми.

Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является учет принципов от-

бора литературных произведений для дошкольников:

учет читательских предпочтений дошкольников;

простота и ясность композиции; близость содержания опыту ребенка.

Педагоги осуществляют выбор литературных произведений исходя из разных основа-

жанр (загадка, потешка, закличка, дразнилка, пословица, поговорка, небылица,

повесть, стихотворение, авторская сказка в стихах, басня и пр.);

формальные признаки (верлибр, фигурный стих, стихотворения с ярко выражен-

тематика (о детях, животных, явлениях окружающей действительности, пейзаж -

ная лирика и пр.);

настроение и характер (юмористические, занимательные, повествовательные и

пр.). Это позволит сформировать у детей широту читательских интересов, изби-

рательность, индивидуальность литературных предпочтений.

Главный принцип, по которому организуется уголок книги – удовлетворение разнооб-

разных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя

определить точное время нахождения в уголке каждой отдельной книги. Есть книги,

перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая

в них новые интересные для себя вещи. Такого рода книги могут и должны долго нахо -

диться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утра -

чивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспита -

тель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же

срок пребывания книги в книжном уголке 2 – 2,5 недели.

Уголок книги - содержательное наполнение в разных группах Содержание уголка книги

в разных возрастных группах детского сада должно соответствовать возрасту и уровню

развития детей, удовлетворять их интересы и потребности.

В младших группах воспитатель формирует у детей первый опыт самостоятель-

ного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением,

приучает рассматривать книги и картинки только там. В книжном уголке выставляется,

как правило, немного книг (4 – 5), однако у воспитателя должны быть в запасе дополни-

тельные экземпляры этих же книг, т. к. маленькие дети очень склонны к подражанию, и

если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание по -

мая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию тек -

ста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному твор-

честву. Многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально общаясь с

нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую

творческую радость, которую приносит встреча с искусством. В уголок книги помеща-

ют, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями.

Кроме книг, здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бума-

гу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы

ками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир. До -

школьникам младшего возраста для полного осмысления произведения необходимо на-

глядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот. Поэтому при оформлении

книжного уголка для детей данного возраста особое предпочтение отдается книжкам-

го с рисунками А.Ф. Пахомова. Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту,

подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот

мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями.

Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, куда непосредственно

входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников –

И.Я. Билибина,Ю.А. Васнецова, В.В. Лебедева, В.М. Конашевича, Е.И. Чарушина и

других. Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать

героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже

он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные

подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некото-

рые детали пейзажа и др.).

В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать

книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на

то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, организовыва-

ет починку книг. Содержание книжного уголка и педагогическая работа в нем определя -

ются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам.

Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни,

у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие любят

сказки, кто-то интересуется букварем и азбукой, а многие мальчики подолгу рассматри -

вают книги о приключениях. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес

всех дошкольников к сказкам в уголок книги необходимо поместить 2 – 3 сказочных

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности

ребенка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, обеспечива-

ющие знакомство детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью. Ребенка-

дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголок кни -

ги всегда нужно размещать 2 – 3 книги о жизни природы, о животных, растениях.

Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир

природы, лучше познает его тайны и закономерности.

В книжном уголке определенный период должны находиться издания произведений

или иллюстрации, содержание которых совпадает с тематикой занятий, игр. Их рассмат-

ривание дает ребенку возможность углубить свои первоначальные представления, вни-

мательнее их рассмотреть.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмори -

стических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться,

посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный ком-

форт. Веселые книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, М.М. Зощенко, Н.Н.

Носова, В.Ю. Драгунского, Э.Н. Успенского и многих других писателей с иллюстрация-

ми наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с

ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходи -

мую человеку способность – способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть

смешное в жизни и литературе.

Помимо того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллю-

питатель читает в группе в течение длительного периода времени. Кроме книг, в книж-

ном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания, детские

журналы. Могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы;

книжки- малышки, составленные детьми вместе с воспитателем или с родителями из

отдельных открыток и рисунков о своей семье, природе в разные времена года, труде

взрослых и по другим тематикам.

Воспитатели старших групп устраивают в книжном уголке тематические выставки книг.

Цель таких выставок – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольни-

ков особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную

тему. Это может быть выставка сказок А.С. Пушкина (с иллюстрациями разных худож -

ников), книг Л.Н. Толстого, тематические выставки, посвященные календарным празд -

При организации выставки соблюдаются следующие правила:

тема выставки обязательно должна быть актуальной и интересной для детей;

необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного

оформления, внешнего состояния;

выставка должна быть непродолжительной по времени – не более трех-четырех

дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно сни -

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в выборе книг, уме-

нии с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвен -

ным, корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную, уют-

ную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литератур-

ными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необ -

ходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг.

Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит эмоционально-комфортный

и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о

ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного

и изобразительного искусств. Приобщению детей к богатству литературного наследия

народа, высокохудожественным доступным литературным произведениям будет также

способствовать открытие в учреждении дошкольного образования собственной библио -

теки. Библиотека детского сада представляет собой отдельное помещение, оснащенное

библиотечными стеллажами и каталожными ящиками. Тот же самый уголок книги, но в

больших размерах. Библиотечный фонд представлен детской художественной литерату -

рой (на центральных стеллажах, в зоне доступа дошкольников) и методической литера-

турой по всем образовательным областям учебной программы дошкольного образова-

ния, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носите-

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возрас-

та используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных вы -

ставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с на-

званием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и ко-

нец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются

сказки, загадки, рассказы, стихи. Нужно сказать детям, что книги оформляются разны -

ми художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие

правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтени -

ем веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о

том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют

людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие

книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их лю-

бимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг ка -

кого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

тературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в

нимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (худо-

жественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка

может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабева-

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – ил-

люстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус,

расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развива-

ются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ,

связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей

с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с ма-

нерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произве-

дению. Проводятся викторины, выставки.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные

творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по

народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам

разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной ли-

тературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Для вовлечения родителей в образовательный процесс в уголке книги можно разме-

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий

воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

1.Анохина Т.И. Как организовать современную предметно-развивающую среду. – М.:

Просвещение, 1968. – 464 с.

2. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей пред-

метно- пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО Методическое пособие"

/ Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2015.

3.Зворыгина Е.Н. Педагогические условия формирования сюжетно- ролевой игры–

Пенза, 1995. – 218 с.

4.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Принципы построения, советы, рекомендации: Методическое пособие для педагогов

5. Новоселова А.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по

проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в

детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс,

Технологическая карта организации и проведения работы в книжном уголке.

Проведение тематической беседы про библотеку.

Старший дошкольный возраст

ВложениеРазмер
knizhnyy_ugolok_1.docx 22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации и проведения работы в книжном уголке.

Проведение тематической беседы про библотеку.

Старший дошкольный возраст

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя

- Воспитать потребность общения с книгой

- Продолжить формировать навыки рассматривания книги;

- Сформировать бережное отношение к книге - передавать интонацией голоса персонажей;

- Привлечь в детскую библиотеку новых читателей

- Развивать познавательный интерес к книге

Материалы, игровой центр

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей)

II.Совместная постановка цели

Пословицы и поговорки

Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.
Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных).
Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.
Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.

Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.
Книга твой друг – без неё как без рук.
Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

(управление деятельностью детей)

Правила поведения в библиотеке

Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)
Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.
-Что же такое библиотека? (Ответы детей)

-Кто был в библиотеке?
Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.

Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.
В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.
Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)
Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.
В библиотеке есть два больших зала:
Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.
Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)
Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.
Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)
Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг
Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)
Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)

-Посмотрите ребята, у нас в библиотеке есть сломанные книжки, давайте мы вместе их починим.

Вместе с ребятами чиним книжки.

_Молодцы ребята наши книжки выглядят как новые.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников. Данная статья содержит рекомендации педагогам ДОУ для успешного проведения этических бесед.


Конспект проведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Композитор Эдвард Григ

Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование музыкально-эстетической культуры, формирование представлений детей о творчестве композитора Эдварда Грига, развитие умения .


Цель: расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста и их родителей о семье, родословной, о семейных традициях Задачи:1. формировать семейную принадлежность, патриотические чувств.


Представленная методическая разработка направлена на формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. Цифровой образовательный ресурс обеспечивает не только нагляднос.


Тематическая беседа для детей старшего дошкольного возрастаТема «Кубани верные сыны».



Тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста"Юные герои Великой Отечественной войны"

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о юных героях войны:Сережа Алешков,Саша Чекалин,Марат Казей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста:

Тает снег,
Клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.

Развивать устойчивый интерес к книге у детей старшего дошкольного возраста, к её оформлению, иллюстрациям.

Донести информацию о значении и важности книг

Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.

Закреплять правила культурного обращения с книгами.

Формировать у дошкольников интерес к книгам;

Активизировать внимание родителей к значению и важности роли книг в процессе воспитания детей.

создание условий для формирования у детей интереса к книгам;

воспитание бережного отношения к ним;

формирование потребности в чтении;

развитие коммуникативных умений;

привлечение родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности.

- чтение с детьми сказок;

- разучивание стихов и пословиц о книге;

- рассматривание иллюстраций в книгах.

Воспитатель: Ребята, книга рядом с нами всю жизнь, ведь она — наш помощник, спутник, советчик, верный друг. Еще книга может делать чудеса. А как вы относитесь к книге? Что она для вас?

(Ответы детей: Книга — это учитель, ее надо уважать.

Читая книги, можно много узнать.

Книга — это волшебные ворота в мир будущего .

Книга — это хороший отдых. )

Воспитатель : Ребята, а сейчас:

- Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг! Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются?

(На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги).

Какие книги вы любите больше всего? Какие книги мы с вами читали?

- Из чего состоит книга? ( Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки).

Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой.

- Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, помять и т. д.).

- Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо.

Книга – это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книги. Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы правильно обращаться с книгой?

(дети называют и демонстрируют основные правила )

• Бери книгу только чистыми руками.
• Не перегибайте книгу.
• Не кладите в книгу карандаши и другие предметы, от этого книга рвется.
• Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
• Не читайте книгу во время еды.
• Нельзя писать на книгах.

- Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется.

Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких обложек).

- Ребята, если оставить все книги на столе, то нам будет трудно быстро найти ту, которую захочется почитать. (На полочках в книжном уголке).

Давайте расставим все книги на полки. Все сказки поставим на эту полку. Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений? Верно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники.

(Ставим сборники сказок на одну из полок)

- А на эту полку мы поставим рассказы. Чем же они отличаются от других произведений? (В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Рассказ можно придумать о чём угодно).

- Какие рассказы вы знаете?

- Кто автор этих рассказов?

- А какие произведения будут стоять на третьей полке? Конечно, это сборники стихов.

- Ребята, посмотрите, у нас остались книги-помощники, которые знают ответы на все вопросы. Это справочники, словари, энциклопедии. Мы ещё не раз к ним обратимся.

- Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни, расставили их по местам, вспомнили жанры литературных произведений и закрепили правила пользования книгами.

А сейчас дети подготовительной группы для нас прочитают стихотворение Н.Пикулевой

(В центр группы выходят пять воспитанников подготовительной группы
и по очереди читают строки из стихотворения, посвященного книге.)

1 -й ребенок:
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!

2-й ребенок:
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле.

3-й ребенок:
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!

4-й ребенок:
Не все в этом мире
Легко нам дается,
И все же упорный
И мудрый — добьется
Того, к чему доброе
Сердце стремится.

5-й ребенок:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегченно вздохнет,
Поверив, что мудрое
Время — придет!
И мудрое, новое
Время — придет!
(Н. Пикулева)

Воспитатель: Спасибо, ребятам, а теперь мы с вами выучим стихотворение З. Бычкова про книгу, оно очень коротенькое. Послушайте меня.

- организация выставки книг Е.И. Чарушина в книжном уголке.

Методические приемы:

1. Выставка книг, иллюстрированных Е.И. Чарушиным.

2. Рассказ детей о Чарушине.

4. Рассказ воспитателя о новом хуждожнике-иллюстраторе Ю.А. Васнецова.

6. Сравнивание коня из книги с глиняной дымковской игрушкой.

8. Сравнение иллюстраций Ю.А. Васнецова и Е.И. Чарушина (кошки):

б) очеловечивание животных;

9. Предложить детям принести книжки с иллюстрациями Ю.А. Васнецова.


Ход занятия.

Воспитатель: Дети, хотите посмотреть интересные книги? Подойдите ко мне. Детские книги почти всегда с интересными рисунками. А знаете ли вы, как называют человека, который рисует иллюстрации в детских книгах (художник, художник-иллюстратор).

Воспитатель: Назовите автора-художника этих книг.


Дети: Евгений Иванович Чарушин.


Воспитатель: Что вы знаете о художнике Е.И. Чарушине? (ответы детей).

Воспитатель: Каких зверей любил рисовать Е.И. Чарушин? (Настоящих. Даже сказочные герои у него настоящие звери и зверята).


Воспитатель: Да, Е.И. Чарушин рисовал зверей такими, какие они есть. Художник рисовал их так, что мы видим мягкие ушки, мохнатую шерстку, характер зверей.

Воспитатель: Давайте посмотрим на этих настоящих зверей и расскажем о них (книга «Волчишко). Как нарисовал этих зверей художник Е.И. Чарушин? (Высказывания детей).


Дети: Художник Евгений Иванович Чарушин.

Воспитатель: Да, художник-иллюстратор Е.И. Чарушин.

(Рассматривание иллюстраций в книге. У каждого ребенка по книге). Впечатления, высказывания детей. Предлагаю рассмотреть иллюстрацию, на которой кошка хочет поймать Пудика.

Воспитатель: Что можно сказать о кошке? Нравится она вам? Почему? Какой нарисовал художник кошку? А какой Пудик? Что можно о нем сказать? (Высказывания детей)


Воспитатель: Ребята, всю книгу мы рассмотрели и прочтем вечером, хорошо? А сейчас я хочу познакомить вас еще с одним художником-иллюстратором детских книг Юрием Алексеевичем Васнецовым (выставляет портрет).


Воспитатель: Как изобразил коня художник Ю.А. Васнецов? (Ответы детей).

Да , конь очень красочный, расписан большими кругами, точками.

Как вы думаете, какой лошадкой можно его сравнить? (Дымковской)

Воспитатель: Ю.А. Васнецов очень любил украшать свои рисунки узорами, похожими на дымковскую роспись. Звери на рисунках Ю.А. Васнецова похожи на дымковские игрушки.

«Кот расправил усы,

Посмотрел на часы,

Ткнул усами в молоко –

До обеда далеко.

Для чего же он утром синим

Просыпается чуть свет?

Хоть бы раз его спросили:

«Что готовить на обед?


Видите, у кота дома даже есть часы, и он следит за временем. Как человек пользуется посудой, хочет молоко попробовать из кувшина, а кувшин-то расписан узорами дымковской росписи. И сам кот одет в рубашку, которую завязал красным поясочком, а на шее – бант. И спит кот в кровати, укрывшись одеялом, как человек.

Как вы думаете, кот здесь добрый или злой? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь посмотрим на кота, которую нарисовал Ю.А. Васнецов и на кошку Е.И. Чарушина. Что можно о них сказать? Чем они отличаются? Чем похожи? (Ответы детей)


Воспитатель: Дети, у вас, наверное, дома много книг. Посмотрите и может быть найдете книги с иллюстрацией Ю.А. Васнецова. Принесите их в садик, и мы с вами вместе их рассмотрим, полюбуемся с чудесными рисунками.



Цель: Уточнение знаний о библиотеке.
Задачи:
1. Дать представление детям о библиотеке, правилах ее посещения;
2. Формировать знания о профессии библиотекарь;
3. Продолжать воспитывать бережное отношение с книгами.

Воспитатель: Мы с вами пойдем в детскую библиотеку. Там очень много разных книг. Что вы знаете о книгах? Какие они бывают?

Ответы детей.

Воспитатель: В библиотеке есть энциклопедии, сказки, словари, учебники, журналы, газеты, сборники писателей, поэтов, книжки с картинками и без картинок. Книги бывают большие и маленькие, толстые и тонкие.


Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужны книги?
Ответы детей.
Воспитатель: Энциклопедии нужны для того, чтобы узнавать новое, художественная литература нужна для чтения интересных рассказов и стихотворений. Сказки нужны , чтобы успокаивать и радовать детей, воспитывать в них доброту, трудолюбие, уважение к старшим. И не только для этого. Книги очень важны в жизни человека, они во многом ему помогают. А вы любите книги? Какая книга у вас самая любимая?

Ответы детей.

Воспитатель: А кто работает в библиотеке?
Дети: Библиотекарь.
Воспитатель: Правильно. Библиотекарь – это очень интересная и почетная профессия. Он помогает выбрать или найти нужную книгу. А можно ли книгу взять домой навсегда?

Ответы детей.


Воспитатель: Давайте вспомним правила обращения с книгой.
1. Книгу нельзя рвать;
2. Книгу нельзя бросать;
3. В книге нельзя рисовать;
4. Нельзя брать книгу грязными руками;
5. Переворачивать страницу нужно аккуратно сверху, не смачивая палец;
6. Нельзя загибать листы;
7. Пользоваться закладкой;
8. Нельзя читать во время еды, чтобы не запачкать книгу;
9. Книгу нужно оборачивать в обложку.

Воспитатель: Книги нужно беречь, ведь книга очень важна в жизни человека. О книгах есть много пословиц и поговорок, давайте их вспомним.
- Книга растит человека;
- Книга мала, да ума придала;
- Книга твой друг, без нее как без рук;
- Кто много читает, тот много знает;
- Книга – кладовая мудрости;
- Книга поможет в труде, выручит в беде;
- Чтение – лучшее учение.

Воспитатель проводит обсуждение по каждой пословице.

Воспитатель: Теперь мы с вами можем смело отправляться на экскурсию в библиотеку.

Читайте также: