Береги природу 2 класс внеурочное занятие конспект

Обновлено: 05.07.2024

- воспитывать чувство коллективизма и уважения друг к другу .

Оборудование:

Ход занятия:

Слушаем звуки леса, пение птиц – аудиозапись.

Сюжетная линия:

- Ребята, ответим на вопрос: «Зачем человеку выполнять различные задания, зачем решать ребусы и отгадывать загадки? (Ответы детей: это интересно, занимательно, развивает логическое мышление, внимание, память …)

Определение Темы игры.

-Посмотрите на экран и решите ребусы.

Сорока тянет руку.

-У нашей Сороки есть вопрос.

-Поможем сороке разобраться (ответы детей)

Земля - наш дом, где мы живем.

Слайд: ЭКОЛОГИЯ – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

- О чем мы сегодня будем говорить? (О том, что нужно беречь планету, об охране окружающей среды…)

Учитель: «Посмотрите на экран и отгадайте еще один ребус.

Кто помнит поговорку про сороку?

-Мы все любим праздники.

Охрана природы включает систему общественных мероприятий, дающих возможность поддерживать природу.

Вдруг Сорока рассыпает блестящие обертки и фантики от конфет.

-Ой, Сорока, что ты делаешь?

Сорока: Как мусором?

-А так! Ребята, что Сорока натворила? (насорила, намусорила).

- Ну, ничего страшного. Здесь собрались очень аккуратные ребята, и они помогут тебе все собрать. Ребята, кто поможет Сороке? Несколько человек собирают фантики в корзину под музыку.

-Существуют различные природоохранные организации.

-Кто может назвать? (Ответы детей).

- Посмотрите на логотипы некоторых природоохранных экологических организаций, работа которых проводится в различных странах и способствует достижению гармонии человека с природой:

СЛАЙД: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы, Всероссийское общество охраны природы, GREENPEACE и др.

Сорока: Совершенно верно ( переворачивает табличку и показывает написанное слово).

-Нужно рассчитывать природные богатства и использовать их рационально.

СЛАЙД: Беречь природу обязан каждый человек.

-Необходимо помнить и соблюдать правила поведения на природе – СЛАЙДЫ:

1)Очень важно не мусорить.

После отдыха на природе нужно убирать отходы, бутылки и коробки, стаканчики и пробки.

2)Важно аккуратно обращаться с огнем и правильно тушить костер.

Чтобы не бояться пламени огня, Потушите его вовремя, друзья.

3)Нельзя ломать деревья, сдирать кору, так как после этого дерево погибнет.

Березку родную Ты отблагодари – После сбора сока Ранку залепи.

4) Нельзя бросать в водоемы различные предметы, чтобы вода не заражалась, а оставалась чистой и прозрачной.

Чистой водицей приятно умыться.

5) Нельзя шуметь в лесу.

Когда мы ходим в лес гулять, То разговариваем тише. За это птицы нас благодарят: Их песни чудные мы слышим.

6)Необходимо помогать зимующим птицам.

Мы подкармливаем птиц: Соек, воробьев, синиц. И теперь они нас знают, Очень часто навещают.

7) Не нужно обрывать растения напрасно, а срывая, важно не повредить их корневую систему. Нектаром разных растений питаются птицы и насекомые.

К цветку я наклонюсь не для того, чтобы сорвать. Оставлю его здесь всех радовать, благоухать.

-Ответим на вопросы викторины.

Сорока показывает карточки с картинками (Мандарины, нектарины, перины, балерины, именины…)

Молодцы. Теперь ответьте на вопросы викторина (СЛАЙДЫ):

-Кого называют санитаром леса? (дятел)

-Кого считают природным пожарным? (носорог)

-Какое животное моет пищу перед едой? (енот)

-Как звали крокодила, который очистил речку? (Гена)

- Ты, сорока, совершенно правильно заметила, что очистка водоемов – дело не из легких, а как это удалось мультипликационному герою, мы сейчас увидим.

Физминутка (проводит Сорока)

Мои друзья лебеди летают над водой (взмахи руками), Не могут удержаться – на воду садятся (приседают). Сели, посидели и снова полетели (взмахи руками).

Появляется Панда (Ребенок в костюме) .

-Здравствуйте. Узнали меня?

Выходят ребята с карточками (с буквами)

-Какое слово получилось? (ЭКОЛОГИЯ).

1) Кто взрослым будет помогать, дубки, березоньки сажать?

2) Кто природе помогает – за собою убирает?

3) Кто планету обожает, кустики и деревца сажает?

5) Кто природу любит и ее не губит.

-Прочитайте слоги в обратном порядке. Какое слово получилось? СЛАЙД : Макулатура.

-Для чего собирают макулатуру? (Чтобы отдать на переработку … и не губить деревья…)

Собираем мы бумагу. Это чудо из чудес: Отдадим в переработку – сохраним деревья, лес.

16 сентября мы принимали участие в акции сбора макулатуры. Посмотрим, как это было.

-Кто знает о Красной книге?

-Не только… Красная книга – это список редких, находящихся под угрозой исчезновения, животных и растений. Закон запрещает их уничтожать…

2017 год объявлен Годом Экологии.

-Ребята, Что своим рисунком хотела сказать Маша? Ответы детей.

Итог занятия.

Какой вывод вы можете сделать в заключении? (Ответы детей: беречь природу, охранять, не мусорить, соблюдать правила поведения на природе…)

- Ребята, поднимите двусторонние дощечки и покажите, понравилось вам занятие . Если да - покажите красную сторону, если нет – синюю.

- Понравилась вам своя деятельность, свои ответы? Ребята поднимают дощечки.

- Что особенно запомнилось? (отвечают дети).

-Предлагаю вам (КАЖДОЙ ГРУППЕ) разобрать карточки с буквами и, посовещавшись, встать по порядку в соответствии со сложенным из букв словом и показать предложение из этих слов, чтобы можно было его прочитать.

ВСЕ – МОЛОДЦЫ. Похлопаем друг другу (Ритуально: на раз-два-три дети хлопают сначала в ладоши, затем на раз с одноклассниками из группы поочередно).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у детей понятие о взаимосвязи человека с природой и закрепить знания о правилах поведения на природе.

Планируемые результаты:

Предметные: ученики будут знать правила поведения на природе, развивать ответственное отношение к природе.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на занятии и следовать им.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал, наглядные пособия (картинки)

Ход занятия:

1 этап. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята, меня зовут Вероника Геннадьевна. Сегодня внеурочное занятие проведу у вас я. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки. Итак, ребята, мы начинаем наше занятие.

2 этап. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд. Слушаем внимательно, отвечаем по поднятой руке.

1.Ранним утром ей не спится, очень хочется трудиться,

Вот и меду принесла, работящая…. (Пчела)

2. Кто растет в лесу у дорожки, есть у него и шляпка, и ножка? (гРиб)

3. Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы: одним словом это…. (птИцы)

4. Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки (деРево)

5. Чем мы дышим, но его не видим? (вОздух)

6. После дождя бывает, полнеба закрывает,

Дуга, красивая, цветная, появится, а затем растает (раДуга)

7. Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? (водА)

(Ответы записываем на ватман)

Учитель: Какое слово получилось в рамке?

Учащиеся: В рамке получилось слово природа.

Учитель: Как вы думаете, что такое природа?

Учащиеся: Отвечают.

Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте, что хотел сказать нам автор

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Е. Евтушенко

Учащиеся: Отвечают.

3 этап. Определение темы занятия

Учитель: вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии. Сформулируем тему занятия.

Учащиеся: отвечают.

Учитель: Верно, сегодня поговорим с вами о природе, о бережном отношении к ней.

Учитель: Кто может поставить цели к нашему занятию исходя из темы?

Учащиеся: Ответы

Учитель: Выяснить, как должен поступать человек по отношению к природе.

А знаете ли вы, ребята, люди какой профессии занимаются данной проблемой? (экологи). А в чем заключается их работа? (ответы)

Они отправляются в различные экспедиции по всему свету и изучают жизнь растений и животных в разных условиях, помогают понять нашу планету и её законы и влияние человека на Землю - на сколько, мы портим или наоборот, улучшаем жизнь родной планеты.

4 этап: Работа по теме

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Прогулка

Мы приехали на речку

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят,

Загорают и едят.

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там — пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли —

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо..

— Эй, ребята! — крикнул Дима.

— Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли —

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки,

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Вопросы для обсуждения:

Учитель: Наблюдали ли вы такую картину? Что ребята сделали неправильно?

Учитель: Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть

со мной в игру. Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы должны продолжить её, так чтобы в конце цепочки был человек.

Например: если люди уничтожат все цветы на Земле . погибнут многие

насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1)На городских пляжах перестанут убирать территорию …

2) Вырубят все леса на земле …

3)Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…

4)Загрязнят все ручьи…

Учитель: Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит не зря природа бьет тревогу и, обращаясь к нам просит вас о разумном с ней обращении.

На сегодняшний день это серьёзная проблема. С целью привлечения внимания общества к проблеме, к вопросам сохранения животных и растений и окружающей среды, объявляются года экологии, проходят множество акций по защите природы.

Попробуем составить правила поведения на природе и подумаем, чего нельзя делать. (Устно)

Учитель: Ребята, а теперь давайте разделимся на группы и нарисуем от каждой группы свой экологический знак, знаки, отображающие то, чего нельзя делать на природе (разбрасывать мусор, разжигать костры и т.д.). После этого вы расскажете, что обозначает этот знак и для чего он нужен.

Знаки, которые вы нарисуете, мы повесим на доску.( приклеиваем на плакат по защите природы)

Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

Учитель: Какой вывод мы сделаем? Что нового для себя открыли? Как должен относиться человек к природе? Кем быть для неё?

Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. К сожалению, многие люди забывают об этом.

Я предлагаю вам раскрасить планету. Если у вас хорошее настроение и вам понравилось наше занятие, раскрасьте ее яркими цветами. Если не понравилось- серым.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКОУ СОШ Чехов-7

у учителя Кириличевой Людмилы Юрьевны

студента НК-32 группы

Петрова Егор Игоревича

Тема: Береги природу.

Цель: Формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

- личностные: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, необходимость приобретения новых знаний ;

- регулятивные : понимание учебной задачи внеурочного занятия, осуществление решения учебной задачи под руководством учителя, определение цели занятия, контролирование своих действий в процессе его выполнения ;

- познавательные: формирование у учащихся правильного отношения к природе ;

- коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, высказывание собственное мнение.

Форма проведения: беседа

- для учителя – конспект, презентация, компьютер, проектор, экран, доска, магниты.

- для учащихся – чистые листочки, письменные принадлежности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Егор Игоревич, сегодня я проведу у вас внеурочное занятие.

Проверьте, пожалуйста, свою готовность к занятию, на столах у вас должны быть письменные принадлежности и листочки. Поднимите руку, если у кого-то чего-то не хватает.

Приветствуют учителя, садятся на места, проверяют готовность.

Р: понимание учебной задачи внеурочного занятия, осуществление решения учебной задачи под руководством учителя.

Все мы являемся частью природы. Всё чаще люди безжалостно относятся к ней: вырубают леса, осушают болота, распахивают степи. Не задумываясь, что, делая благо одному, причиняют вред другому. Мы просто обязаны бережно относиться к окружающей нас природе. Только от нас с вами зависит, какая будет наша планета. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия? (Береги природу) Какие цели мы поставим перед собой? (Узнать, как сохранить природу, замотивировать других тоже сохранять окружающую природу)

Слушают учителя, определяют тему и ставят цели.

Р: понимание учебной задачи внеурочного занятия, осуществление решения учебной задачи под руководством учителя, определение цели внеурочного занятия, контролирование своих действий в процессе его выполнения

П: формирование у учащихся правильного отношения к природе .

К: умение слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение.

3. Вводная беседа

Каков мир природы? (Мир природы красив, многообразен, полон тайн, богат растительностью и животным миром. Он просто чудесный!)

Какие чувства он вызывает? (Когда приходишь в лес, хочется петь. Хочется играть в игры. Бегать по поляне. А мне хочется водить хороводы. Хочется лечь в траву, полежать, посмотреть в далекое небо. А мне всегда хочется слушать птиц. В лесу можно услышать крик животных. Люблю сидеть на берегу реки. Нравится собирать полевые цветы и т.д.)

П: формирование у учащихся правильного отношения к природе .

4. Беседа по содержанию

Ребята, а как называется наша планета? (Земля)

Какая наша Земля? (Ответы детей)

Задумайтесь, все ли у нас благополучно с реками, озерами, морями. Всегда ли мы дышим свежим воздухом? Запишите на листочках причины загрязнения природы. ( Фабрики и заводы отравляют отходами реки и моря. В реках оставляют вырубленный лес, который гниет. Частые пожары загрязняют воздух. Различные комбинаты (например, мясокомбинат) делают выбросы в атмосферу. В каждом городе десятки тысяч машин выхлопными газами влияют не только людей, но и растений)

Давайте прочитаем, что вы написали.

Теперь давайте рассмотрим одно понятие.

Можете ли вы объяснить эти слова и выражения. ( Жизнь природы и человека связаны между собой. Когда эта связь нарушается, возникают проблемы. Все в природе взаимосвязано: загрязняя воду, погибает рыба. Необходимо беречь окружающую нас природу и окружающую среду. Каждый человек должен следить за своими поступками, не наносить вред растительному миру, беречь чистоту воздуха. Тем самым сохранять свое здоровье. Таким образом, сохранять наш прекрасный мир природы.)

Выставка работ.

Ребята, а вас на партах лежат памятки по тому, как сохранить природу, сохраните их и старайтесь выполнять эти правила.

Беседуют с учителем, выполняют задания.

К: умение слушать и слышать собеседника, высказывание собственное мнение.

П: формирование у учащихся правильного отношения к природе .

Л: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, необходимость приобретения новых знаний;

Нажмите, чтобы узнать подробности

• познакомить детей с Красной книгой Орловской области.

Планируемые результаты:

Знания: понимание необходимости защиты окружающей среды.

Умения: знание и применение основных правил поведения в природе

Метапредметные

• формировать устойчивый познавательный интерес;

• развитие умений работать с разными видами информации.

• формировать умение планировать свою деятельность;

• формировать умения использовать свои знания и умения.

• Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• кратко отвечать на вопросы, задавать их;

• выражение своего мнения и уважительное восприятие других точек зрения.

• формировать ценностные ориентиры;

• формировать нравственно – этическую ориентацию.

Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть этой природы. Люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, бережном обращении.

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь.
И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

Отгадайте загадку

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле ,речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром ,туманы и роса,
Человек и время года-
Это всё вокруг …(природа)

-Молодцы!
-Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?

В лесу нас радует красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка и, чтобы ее сохранить, нужно знать и соблюдать некоторые правила. С ними мы сейчас познакомимся.

1.Посмотрите на картинки и попробуйте догадаться, какое правило она обозначает!(Картинки см. в приложении)

Нельзя разорять муравейники.

Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Нельзя брать яйца из гнезд.

Не разводите костер в лесу.

Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

К сожалению, не все соблюдают эти правила и некоторые животные и растения занесены в Красную книгу.

Ребята, может кто-то из вас знает, что такое Красная книга и почему ее назвали красной?

В Красную книгу занесены растения и животные, которые находятся на грани исчезновения или которых уже нет в природе.

Красная Книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.


2.Я раздам вам карточки найдите для этих случаев такие решения, которые загладят всю вину человека

-Соотнесите столбики (работа в группах)

(карточки)

Вырубка леса – посадка нового.

Браконьерство – создание заповедников.

Загрязнение воды и воздуха – установка очистителей.

Отдых на природе – уборка территории.

Развитие науки и техники – соблюдение правил пользования природными ресурсами.

-Сделайте вывод, какое отношение должно быть у человека к природе, чтобы она не умирала, а расцветала?

3.А сейчас давайте познакомимся с некоторыми растениями и животные, которые занесены в Красную книгу нашего города Орла.

Он ходит в рыжей шубке,
Как пилка, остры зубки.
Прожорливый зверек –
Гроза мышей – …
(Хорек)

Небольшой грызун, имеет длинное тело и короткие лапки. Обитает преимущественно на юге Орловской области, на побережье рек.
Одна из особенностей проживания степного хорька заключается в том, что он не роет собственные норы, а занимает чужие.

Он занесен в Красную книгу Орловской области, как сокращающийся в численности, он нуждается в дополнительном присмотре.

Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.( Журавль)

Серый журавль – крупная птица, достигающая в высоту 110-130 см, и весящая от 3 до 6 кг. Птица имеет оперение сине – серого цвета. Спина темнее брюха. Передняя часть головы и шеи покрыта чёрными перьями, задняя часть шеи и бока белые. На верхней части головы перьев нет, там имеется кожа красного цвета

Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает. (Бабочка)

Бабочка Махаон — одна из самых красивых дневных бабочек в нашей области. Яркий окрас и крупные размеры придают бабочкам уникальность.

Размер тела достигает 10 сантиметров. Размах крыльев от 6 до 10 сантиметров. На задних крыльях вытянутые хвостики, не прилегающие к брюшку.

Продолжительность жизни составляет до 24 дней.

Он на солнце поглядел,
В мае бусинки надел,
Белоснежна кисть цветка,
Гроздь изящна и легка,
Наслаждайся и дыши,
Распустились …(Ландыши)

На его верхушке кистью зацветают маленькие, приятно пахнущие белые цветки. Соцветие может содержать от 5 до 20 цветочков, напоминающих колокольчики.

Плоды созревают в июле. Они похожи на небольшую ягоду.


На пруду большой цветок,
С жёлтой седцевинкой
На воде растёт, цветёт
Белая … (Кувшинка)

Белая кувшинка имеет еще и другие названия— водяная лилия. Все листья и цветок закреплены на упругом стебле, который тянется от подводного корня до поверхности воды.

-Как же человек может помочь природе?

-Как он должен к ней относиться?

-Если сегодняшнее занятие вам принесло полезную информацию и вы активно работали , поднимите зеленый листочек.

-Если вы сомневаетесь в своих знаниях и работали не очень активно, то поднимите желтый расточек.

-Если занятие не принесло вам полезных знания и вы не проявляли активность , то поднимите красный огонечек.


запомните ребята!

Природу нужно беречь и охранять, чтобы мы могли дышать свежим воздухом, пить и купаться в чистой воде, наслаждаться красотой полей, лугов, лесов. Мы должны беречь её не только для себя, но и для следующих поколений, для зверей, птиц, насекомых и рыб, живущих на нашей планете

Читайте также: