Беларусь край мужества и славы план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Мы хотим рассказать вам о партизанском и подпольном движении на территории Беларуси. Беларусь справедливо называют краем мужества и боевой славы.Тяжелые." — Транскрипт:

2 Мы хотим рассказать вам о партизанском и подпольном движении на территории Беларуси. Беларусь справедливо называют краем мужества и боевой славы.Тяжелые испытания выпали на долю Беларуси в годы Великой Отечественной войны. История не знает более масштабного сопротивления завоевателям, чем борьба белорусского народа против германских поработителей, развернувшаяся на всей территории БССР. Население Беларуси не примирилось с агрессорами. Даже не смотря на жесткость оккупационного режима, патриотическое движение против германских захватчиков расширялось с каждым днем, принимало более эффективные организованные формы и использовало разнообразные методы борьбы. С первых дней войны началась борьба населения Беларуси против немецких захватчиков. Она велась в различных формах - от невыполнения мероприятий оккупационных властей до вооруженного сопротивления.

3 Партизан (итал. Partigiano) – добровольный участник вооруженной борьбы на занятой противником территории. Партизанское движение – вооруженная борьба широких слоев населения, объединенного в организованные формирования на оккупированных территориях, против агрессоров за свободу и государственную независимость. В общей сложности, в годы на оккупированной территории СССР действовали 6200 партизанских отрядов и соединений, численность партизан и подпольщиков оценивается в 1 млн чел.

4 К концу 1941 года на оккупированной территории БССР дей ствовало 104 партизанских отря да, 323 организаторские и диверсионные группы общей числен ностью 8307 человек. Число желающих взять в руки оружие росло изо дня в день. Первые партизанские отряды насчитывали человек, состояли из 2 3 групп. Большую часть их составляли солдаты и офицеры Красной Армии, попавшие в окружение. Партизаны были вооружены винтовками, пулеметами, гранатами, собранны ми на местах сражений или захваченными у противника. В числе первых сформированных в Белоруссии на начальном этапе войны были партизанские отряды В.3.Коржа, Т.П.Бумажкова, М.Ф.Шмырева, В.Е.Лобанка, Ф.Г.Маркова и другие.

5 В 1944 году перед партизанами Белоруссии встала новая задача- помешать отступающему врагу превратить оставляемую им территорию в пустыню. В апреле против 17-тысячного соединения Ушачско-Лепельской зоны, которым командовал В.Е Лобанок, немецко- фашистское командование бросило 60 тыс. солдат и офицеров. 25 суток партизаны отражали атаки противника, в ночь на 4 мая соединение прорвало блокаду врага, вывев при этом 15 тыс мирных жителей.К лету 1944 года на оккупированной врагом территории сражались 150 бригад и 49 отдельных отрядов общей численностью 143 тыс человек. Они очистили от оккупантов тысячи сел и деревень, 20 районных центров.

10 Антифашистскую борьбу в нелегальных условиях вели как отдельные патриоты и самостоятельно возникшие группы, так и подполье (развернутая сеть организаций), созданное в сжатые сроки партийными, комсомольскими, советскими органами. Еще до полной оккупации республики в 89 районах Минской, Витебской, Могилевской, Гомельской, Полесской и Пинской областей были организационно оформлены районные подпольные партийные комитеты. Наиболее широкий размах подпольной антифашистской деятельности имел место в Минске. Борьбу против оккупантов возглавлял подпольный горком КП(б)Б, созданный в ноябре 1941 г. на совещании представителей подпольных организаций и групп. В минском подполье сражались 9 тысяч человек. В 1942 г.произошли два провала, когда гитлеровцы арестовали сотни подпольщиков, включая нескольких руководителей городского подполья. В общей сложности было проведено более 1500 диверсий, переправлено к партизанам не менее 2200 военнопленных и несколько тысяч человек гражданского населения.

11 Подпольная борьба – нелегальная деятельность органов и организаций, а также отдельных представителей из числа местного населения, осуществлявшаяся на захваченной врагом территории и направленная на срыв оккупационной политики и восстановление национально-государственной независимости.С первых дней войны создавались боевые антифашистские комсомольско-молодежные подпольные организации и группы.Некоторые организации удалось сформировать заблаговременно, другие после захвата территории войсками вермахта. Подпольная борьба была трудной и вместе с тем ответственной задачей. Трудной в силу новизны, отсутствия кадров, владеющих опытом нелегальной деятельности; ответственной так как партийному подполью предстояло стать непосредственным организатором и руководителем народной борьбы в тылу врага.

12 Василий Иванович Козлов (1903 – 1967) Партийный и государственный деятель БССР. Организатов и руководитель подполья и партизаского движения в Беларуси. Герой Совесткого союза, генерал-майор. Кирилл Трофимович Мазуров (1914 – 1989) Советский партийный и государственный деятель. Герой Социалистического Труда. Организатор и руководитель партизанского движения и комсомольско-молодежного подполья в Беларуси. Петр Миронович Машеров (1918 – 1980) Советский партийный и государственный деятель. Герой Советского Союза, Геой Социалистического Труда. Один из организаторов и руководителей комсомольского подполья и партизанского движения в Беларуси.

13 На весь мир прогремело эхо взрыва в квартире генерального комиссара Белоруссии гауляйтера Вильгельма Кубе.За Вильгельмом Кубе велась усиленная и непрерывная охота. Известно девять самостоятельных групп советских патриотов, ставивших перед собой задачу уничтожить наместника Гитлера в Белоруссии. Кубе, оказывается, хорошо знал об этом.Несколько подпольных групп и партизанских отрядов пытались наладить связь с одной из горничных Кубе Еленой Григорьевной Мазаник, чтобы с ее участием уничтожить гауляйтера.Самым сложным было пронести мину в дом Кубе. Елена Григорьевна положила ее в сумочку, прикрыла носовым платком, а сумочку – в портфель, под чистое белье, мыло, мочалку: дескать, собралась в баню. Мазаник обычно убирала кабинет, а спальню – другая горничная. В коридоре у спальни дежурил офицер.Чтобы отвлечь охранника, Мазаник предложила ему свой завтрак в столовой. Когда тот отлучился, она забежала в спальню и положила мину под матрац, на пружины, проверила, что мина не прощупывается, если на нее лечь, поправила постель и собиралась выйти, как вернулся офицер и набросился на нее: зачем зашла в спальню? Только защита другой горничной, которой офицер симпатизировал, спасла Мазаник от передачи ее в СД.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное учреждение образования

Трагические и героические страницы истории

Великой Отечественной войны для Беларуси

Иванец Константин Анатольевич

Учитель истории, категория высшая

2014 год

«Героические и трагические страницы

Цель : воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви к Родине на примере событий Великой Отечественной войны.

Познакомить детей с героическими подвигами народа в годы Великой Отечественной войны.

Развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о войне.

Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны.

Приобщение учащихся к краеведческой работе, создание условий для знакомства с памятниками и обелисками на Беларуси, героическими страницами Великой Отечественной войны.

Форма классного часа : устный журнал

Ход классного часа:

Вступительное слово классного руководителя:

- Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди длинный, прекрасный день, без взрывов, смертей, голода. Что тебе ничего не угрожает, что все ваши мечты сбудутся, что хорощо быть счастливым. Ваши ровесники в 1941 г. тоже хотели жить и быть счастливыми, но им пришлось пережить тяжёлые испытания войной.

Сегодня, в год 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков наш классный час мы посвящаем трагическим страницам истории Великой Отечественной войны для Беларуси, а значит и для нас с Вами. Постепенно война уходит в прошлое, становится страницей истории, уходят ветераны, которые помнят войну и могут рассказать о ней. Недавно во время экскурсионной поездки в г. Минск мы с вами посетили новое здание Музея истории Великой Отечественной войны. Хотелось бы услышать Ваше мнение о Музее, что Вам запомнилось, что впечатлило, что нового Вы узнали о Великой Отечественной войне? Почему необходимо помнить войну? Когда было открыто новое здание музея?

http://3mv.ru/_pu/121/63461028.jpg

(Слайд № 1)

Учащийся № 1:

- Героическая оборона Брестской крепости стала трагической страницей в истории Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года командование гитлеровских войск планировало полностью овладеть крепостью. В результате внезапного нападения гарнизон Брестской крепости оказался отрезанным от основных частей Красной армии. Однако фашисты встретили яростный отпор ее защитников (Слайд № 2)

Всего 3500 человек – до конца сдерживали натиск врага. Большинство защитников крепости погибли. Советские воины оказывали отчаянное сопротивление, проявляли стойкость и мужество. Насмерть, до последнего патрона, стояли на своих рубежах пограничники. За неделю боев бойцы пограничной заставы лейтенанта Л. Кижеватова, находившиеся в районе Брестской крепости, уничтожили около батальона гитлеровцев. Штаб обороны крепости возглавили капитан И. Зубачев и полковой комиссар Фомин.

Руководителем обороны стал майор П.М.Гаврилов. Защитники крепости продержались около месяца, хотя по планам фашистов на захват крепости отводилось всего несколько часов. Последние дни обороны крепости овеяны легендами. Когда 28 июля 1944 года Брестскую крепость освободили советские войска, на расплавленных кирпичах одного из казематов была найдена надпись ее последнего защитника:

Для устранения последних очагов сопротивления германское верховное командование отдало приказ затопить подвалы крепости водой из реки Западный Буг.

П.М. Гаврилов

Учащийся № 2:

- Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 года под Орлом. В конце 1940-х годов в газетах появились первые статьи об обороне Брестской крепости, основанные исключительно на слухах.

После этого тема обороны Брестской крепости стала важным символом Победы.

http://3mv.ru/_pu/121/66902419.jpg

Холмские ворота

Учащийся № 2

Б.И. Ковзан

Классный руководитель:

Уже в первые часы войны развернулись воздушные бои в небе Беларуси. Около Радошковичей совершили героический подвиг командир эскадрильи капитан

Н. Гастелло и члены его экипажа. С согласия экипажа командир направил пылающий самолет на группу немецких танков и автомашин.

При обороне Гомеля совершил свой первый воздушный таран летчик Б. Ковзан – единственный в мире летчик, совершивший четыре воздушных тарана и оставшийся в живых.

В обороне Минска принимала участие 100-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И. Руссиянова, бойцы которой впервые в годы войны использовали так называемую стеклянную артиллерию – бутылки с горючей смесью для борьбы с танками.

Весьма напряженный характер имели бои в районе Могилева. При обороне города, которая продолжалась 23 дня, отличился стрелковый полк под командованием полковника

С. Кутепова. Только за один день боев его бойцы уничтожили 39 фашистских танков.

Началась оборона Могилева

24 июля в Могилёве продолжились уличные бои. Предложение командира немецкого 7-го армейского корпуса генерала артиллерии В. Фармбахера о капитуляции было отклонено.

В ночь на 26 июля советские войска взорвали мост через Днепр.

На совещании командиров окружённых соединений было решено начать прорыв вечером этого же дня. В ночь на 26 июля остатки 61-го стрелкового корпуса тремя колоннами начали прорыв из окружения в направлении Чаусы. Командир отрезанной от основных сил 172-й стрелковой дивизии генерал-майор М. Т. Романов принял решение выходить из окруженного Могилёва самостоятельно. Было решено прорываться на запад в лесной массив в район деревни Тишовка. Около 12 часов ночи остатки 172-й стрелковой дивизии начали прорыв из окружения.

Заслуживает внимания и оценка тех событий первым секретарем ЦК КПБ П.К. Пономаренко:

К писателю Константину Симонову у могилевчан особое отношение.

ФОТОГРАФИИ.БЕЛАРУСЬ.МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛ. :: Фотографии :: 2-ая Мировая война 1939-1945 гг.

В послевоенные годы он неоднократно приезжал в Могилев и в каждый приезд обязательно бывал на Буйничском поле, которое он считал «своим кусочком земли, который ему вовек не забыть, где он твердо поверил в грядущую Победу.

Константин Симонов завещал развеять его прах на Буйничском поле. После смерти писателя его воля была исполнена. На краю поля у Бобруйского шоссе установлен памятный камень, на котором высечен автограф Константина Симонова.

На Буйничском поле возведен мемориальный комплекс с музеем и часовней. На стенах часовни из светлого мрамора установлены памятные доски с сотнями фамилий воинов и народных ополченцев, погибших при обороне Могилева.

Память о защитниках города священна. Их имена увековечены в названиях городских улиц, в их честь установлены памятники и мемориальные знаки.

Классный руководитель:

http://im2-tub-by.yandex.net/i?id=3b8d656eedc692f5ed546c74c442cfa1-109-144&n=21

- Какая деревня является символом всех сожжённых деревень на Беларуси? Ответ : Хатынь

Учащийся № 3 (слайды 9-12)

- Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор.

Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай.

Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми.

Государственный мемориальный комплекс

Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу.

Семьдесят лет трагедии Хатыни (Логово Белого Волка) / Проза.ру - национальный сервер современной прозы

Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

А. Барановский В. Желобкович

Классный руководитель:

Трагедия Хатыни — один из тысяч фактов, свидетельствующих о

целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации.

Классный руководитель:

- Готовясь к классному часу по данной теме, я просил Вас написать небольшие мысли о том, что такое война, рассказать о ветеранах, о детях войны, что необходимо сделать, чтобы эти трагические события никогда больше не повторились на земле нашей родной Беларуси? Позвольте некоторые я зачитаю.

(Зачитываются некоторые мысли учащихся о войне)

-Сейчас мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны.

Но есть другое поколение, на которое война повлияла еще больше. Это поколение, которому война омрачила детство. Их так и называют - детьми войны.

Кто-то скажет: подумаешь, дети войны! Им ведь не приходилось воевать самим, стрелять из винтовок, сидеть в окопах и под огнем вытаскивать раненых с поле боя. Но жизнь детей войны была не менее трудной, чем у ветеранов. Вместо детских песенок дети войны слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолеты-бомбардировщики. Они росли без красивой одежды и удобной обуви. Хорошо, если была хоть какая-то. У половины этих детей война отняла родителей, бабушек и дедушек, братиков и сестричек. Такое горе не сравнить ни с чем, ни с каким другими лишениями. Что отсутствие каких-то вещей, если потеряны родные люди!

Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было. Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале. Сейчас дети войны уже стали бабушками и дедушками. Я думаю, что они будут помнить войну всегда.

- Казалось бы, те далекие 40-е остаются лишь яркой иллюстрацией на выцветших плакатах нашего сознания. Мы прилежно изучаем историю. Мы, конечно, согласны, что период Второй Мировой Войны – одна из самых ужасных страниц развития человеческого общества, но принимаем все это отстраненно- равнодушно, лишь в канун 9 Мая, как бы вспоминая о ней.

А между тем, мы должны помнить! Не вспоминать изредка, украшая свою страницу в социальной сети георгиевской ленточкой, а помнить!

Помнить всех тех, кто так и не вернулся, помнить о слезах матерей, потерявших своих детей, помнить о тех, кто остался без близких людей, о пытках и голоде, о жестокости и смерти.

В мире, где каждый день СМИ в красках освещают теракты и вооруженные нападения, люди становятся черствыми. Лениво переключая каналы, мы смотрим на происходящее как на очередную постановку; нам уютно на своем большом диване верить, что нас ничто не коснется.

А ведь это не так! Весь мир вооружен до зубов, и одно нажатие кнопки может перевернуть наше теплое уютное болото повседневности.

Война ведь – это не то, что было когда-то и больше не повторится. Война реальна и страшна. Поэтому давайте помнить! Давайте участвовать в этой жизни и менять ее к лучшему! Давайте думать о ближних, уважать старших и преклонять колени перед оставшимися в живых ветеранами не только в Праздник 9 Мая, но и каждый день благодарить и помнить обо всех тех, кто отстоял мир и свободу от фашистов.

Классный руководитель:

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики – стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Эльбу – в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.

Используемые источники

А. Коваленя и др. Великая Отечественная война. Пособие для 11 класса, Минск, БГУ, 2004

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящён Беларуси – краю легенд, сказок и преданий, её атрибутам. Цель: пробуждать интерес к истории и культурному наследию родного края, воспитывать гражданственность, чувство патриотизма, гордость за свою Родину, её социальные и культурные достижения, за свой ​​народ, воспитывать уважительное отношение к традициям и государственной символике Беларуси, к родному языку.

План-конспект классного часа

Классный руководитель Мелеховец С.С.

Цели:

формировать и развивать чувство причастности к местам, где человек родился и вырос;

пробуждать интерес к истории и культурному наследию родного края, воспитывать гражданственность, чувство патриотизма, гордость за свою Родину, её социальные и культурные достижения, за свой ​​народ;

воспитывать уважительное отношение к традициям и государственной символике Беларуси, к родному языку;

формироваць стремление посвящать свой труд, силу и способности расцвету Родины, обороне её свободы и независимости;

создать условия для развития познавательной активности учащихся, для формирования их коммуникативных умений и культуры речи, сознательного представления о богатстве, неповторимости родного слова

Мой чароўны беларускі край,

Бацькаўшчына светлая мая!

Уладзімір Караткевіч

Радзіма ў нас — бязмежная, спякотная і снежная.

Радзіма ў нас — цудоўная, Багаццяў розных поўная.

Артур Вольскі

Беларускія краявіды…Перазвоны азёр і бароў.

Над палеткамі бульбы і жыта – песня велічных курганоў.

Анатоль Грачанікаў

Зямля Беларусі! Вачамі азёраў

Глядзіш ты ў празрыстыя высі нябёс…

Пятрусь Броўка

Ад прадзедаў спакон вякоў нам засталася спадчына…

Янка Купала

О Беларусь, мая калыска, жыццё маё, прытулак мой!

З гарачаю любоўю нізка схіляюся перад табой.

Пімен Панчанка

Организационный момент:

Вступительное слово учителя:

Беларусь – край легенд, сказок и преданий. Земля под белыми крыльями, синеглазая Беларусь – так очень часто называют нашу родную страну. Она славится своими лесами, реками, озерам, трудолюбивыми и честными людьми.

Ученик 1: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

- Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Ученик 2: О Беларусь, мая калыска,

Жыццё маё, прытулак мой!

З гарачаю любоўю нізка

Схіляюся перад табой.

Зямны паклон табе, радзіма,

Тваім палям, тваім лясам,

Тваім заводам з белым дымам,

Тваім гасцінцам і шляхам.

На спелых нівах ураджайных,

Ад краю ў край, ва ўсе канцы,

Махаюць крыламі камбайны,

Спяваюць жнеі і касцы.

Ученик 3: Мяжуе з Польшчай, Украінай,

Расіяй, Латвіяй, Літвой.

Твой родны край, твая Айчына –

Жыццё тваё і гонар твой.

І ты яе запомні імя,

Як неба, сонца і зару.

Твая зямля, твая радзіма

Беларусь мая сінеокая! Какое чудесное название у нашей страны. Беларусь! А ещё мы зовём её – Родина. А ещё – Отечество. Родина – потому что мы здесь родились, потому что она самая родная. Отечество – потому что она досталась нам от наших родителей. А им – от их отцов, нашых дедов. И дальше – от прадедов, от прапрадедов… И так до самых далёких предков.

На нашей белорусской земле много рек,озёр, а во ржи цветут летом голубые васильки. Беларусь – наша Родина. А с чего начинается Родина? С маминой песни, с родного слова.

Ученик 4:

Я - беларус, я нарадзіўся Я - беларус, і хоць сягоння

На гэтай казачнай зямлі. Яшчэ малы, але скажу:

Дзе між лясоў і пушчаў дзікіх “Я родам з племя непакорных

Адвеку прашчуры жылі. І прад бядой не задрыжу.”

Я - беларус, я ганаруся, Высока ў небе вырай кружыць,

Што маю гэтае імя. Ляціць за сіні небакрай.

Аб добрай славе Беларусі Не забывай ніколі, дружа,

У свеце знаюць нездарма. Сваю зямлю, свой родны край!

Я - беларус, і я шчаслівы,

Што маці мову мне дала,

Што родных песень пералівы

І зблізку чую і здалля.

Когда речь заходит о какой-либо стране, в первую очередь мы вспоминаем её атрибуты. Какие атрибуты Республики Беларусь вы знаете? (Ученики отвечают)

Флаг и герб – особые знаки и символы, которые передают своей формой и цветом очень существенную информацию. Издавна флаг показывал принадлежность воина, города, замка, корабля к данному государству. В настоящее время герб и флаг – высшие символы народа.

Ученик 5:

Ливнем вымытые нивы, И к тому же у Дубовки

Осененные рассветом, - Цвет червоный, лист зеленый -

Сочетается счастливо Образ яркий и глубокий,

Цвет зеленый с красным цветом. Вещим сердцем окрыленный.

Полыхание восхода, Дорогого мне поэта

Всходы - полосою узкой, - Мог ли я не вспомнить, если

Соткала сама природа Два его любимых цвета

Флаг державы Белорусской. На полотнище воскресли.

Разве довод мой не весок: И в светающей Отчизне,

На весеннем кругозоре - Осенив родные дали,

И гора, и перелесок, Символами вечной жизни

И березы белокорье - На ветру затрепетали!

Розовый узор и млечный -

Красок радостная спевка -

Как орнамент наш известный

Красно-белый возле древка!

Ученик 6

Государственный флаг РБ представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размещенных цветных полос: верхней - красного цвета в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

Красный цвет символизирует борьбу, сопротивление угнетению, а также кровь, пролитую в борьбе.

Зеленый цвет - цвет священных рощ и дубров, болот и полей, вполне естественен в качестве одного из национальных цветов белорусского народа. Зелень всегда символизировала торжество жизни, весеннее пробуждение природы после долгого зимнего сна.

Белая основа также имеет свое символическое послание: белый цвет символизирует чистоту, непорочность, гостеприимство, согласие, свободу.

Таким образом, три полосы флага и орнамент флага несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли.

Ученик 7:

Увесь, як ёсць, да кроплі сілы

Бацькам, цябе што ўзрасцілі

У дзень пагоды і ў навалу

Зямлі, цябе што ўзгадавала,

Святлейшай у свеце роднай хаце,

Сваёй Радзіме – добрай маці –

І што б ні трапіла з табою,

Ты сцягу, што над галавою, -

Ученик 8:

В Минске есть Площадь Государственного флага Беларуси, в церемонии открытия которой принимал участие Президент Беларуси Александр Лукашенко.
В торжественной обстановке флаг размером 14х7 м был поднят на семидесятиметровый флагшток, установленный в центре площадки. Затем был исполнен гимн, который сопровождали залпы артиллерийского салюта, а в конце небо над столицей украсили огни фейерверка и было выпущено 10 тыс. воздушных шаров цветов государственного флага.
На церемонии также была заложена новая патриотическая традиция принесения клятвы верности Государственному флагу Республики Беларуси - символу и оплоту независимости и государственности. Для этого были приглашены достойные представители белорусского народа, своей доблестью, трудом и талантом прославившие Отечество, а также представители молодежи, идущие им на смену.
Площадь Государственного флага Республики Беларусь расположена в Минске на проспекте Победителей. Она представляет собой круг радиусом 50 м и сообщается с главным фасадом выставочного павильона НВЦ "Белэкспо" лестницей шириной 24 м. Вдоль пешеходной дорожки размещены семь гранитных стел с гербами областей и Минска. Симметрично с двух сторон от лестницы размещаются стелы с текстом Государственного гимна и географической картой Беларуси.
Площадь планируется использовать для проведения праздничных мероприятий в День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, мероприятий гражданско-патриотической направленности, посещения официальными делегациями иностранных государств. Площадь также будет включена в формируемый Минским горисполкомом перечень туристических объектов для посещения гостями столицы.

Герб – свидетельство родовитости князя, царя, главный символ государства.

Ученик 9:

Более тысячи лет назад уже существовали строгие правила создания и ношения гербов – эта наука называется геральдикой.

Её главное правило – каждый герб и каждый флаг должны выражать оригинальную, только им присущую символику. Все флаги и гербы должны различаться и не должны повторять друг друга.

Ученик 10:

В центре герба контур Беларуси, который символизирует территориальную целостность страны. Она не нуждается в чужой земле, но сбережет каждую пядь своей. В этом находят свое отражение самостоятельность нашего народа и его мирный характер.

Живой зеленый контур озарен сиянием золотых солнечных лучей. Это солнце, дающее жизнь, восходит над землей - голубой и земной, какой ее увидели белорусские космонавты П.Климук и В.Коваленок. Символы земли и солнца отражают надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.

Пятиконечная звезда - пентаграмма - древний символ человека как космического существа. Вместе с тем это знак охраны и безопасности, символ верного пути и высоких стремлений. Присутствие звезды в верхней части герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, к которой готов каждый белорусский гражданин.

Венок издревле являлся символом славы, чести, величия, с незапамятных времен также знаком связи между потомками и предками. Недаром именно венками чествуют героев в самых разных странах, венками же провожают в последний путь своих близких и поминают их в День памяти.

Состав венка тоже не случаен. Все символизирует труд и богатство. Рожь является основной зерновой культурой и сегодня. Рожь, клевер и лен - традиционные составляющие нашего сельского хозяйства.

Пятиконечная звезда – символическое изображение человека и человечества, знак мужества и патриотизма.

Звезда в верхней части герба символизирует гуманизм и одновременно, защиту, оборону нашего Отечества.

Контур страны обрамляет венок из колосьев, переплетенных с одной стороны розовыми соцветиями клевера, а с другой – голубыми цветками льна.

Ученик 11:

Алесь Касько

Молат аддалі кавалю

серп – руплівай жняі,

што сее і сёння ля хаты

жыта сваёй маладосці.

і са жменькі чыстага збожжа

чорнага хлеба спяклі для чарнобыльскіх дзетак.

Адзінокую зорку ў зеніце падарылі закаханым,

а сонца над шарам зямным

і над краем сваім пакінулі свяціць.

Ученик 12:

Герб державы белорусской

Излучает он чудесный свет. Хлеб - основа. А для красоты -

У него - высокая судьба, Медоносный клевер, васильки.

И, пожалуй, в целом мире нет Не из них ли - хороши цветы -

Благородней нашего герба. Вьют у нас купальские венки!

Не гривастый лев и не орел, В ярких выразительных тонах -

И не рыцарь, вскинувший клинок, - Колючки, цветы родных полей,

Утреннего солнца ореол, В толстых геральдических тонах

Из колосьев и цветов венок. Нет герба красивей и светлей

Гармонично сочетает герб, И как этот герб, из года в год, -

Воедино сопрягает он Взор лаская, душу веселя, -

Солнце и колосья, свет и хлеб, Пусть цветет, чтоб в счастье жил народ,

Человеком чтимый испокон. Наша белорусская земля!

С 1995 года в нашей стране отмечается День Государственного Герба и Государственного флага нашей страны.

Ученик 13:

Государственный гимн РБ

В соответствии с артикулом 19 Конституции РБ также является символом её государственного суверенитета. Музыка Н. Соколовского, слова М. Климковича, В Каризны.

Гордиться государственными символами, знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны

Каждый житель Беларуси сегодня знает, что первое воскресение сентября особенное, праздничное, потому что именно в этот день мы отмечаем значительное событие в нашей духовной жизни – День белорусской письменности.

Ученик 14:

Традиционными местами его проведения являются города Беларуси. Это закономерно, потому что День белорусской письменности имеет целью сохранение нашего исторического наследия, прославление предков-просветителей, жизнь которых была посвящена развитию и умножению богатства нашего народа, современных творцов родного слова, которые сохраняют славные традиции белорусской письменности.

Сегодняшний урок дал нам возможность еще раз понять, что мы живем в прекрасной и неповторимой стране. И где бы мы ни оказались, куда бы ни забросила нас судьба, в нашей душе, в нашем сердце всегда будет с нами ощущение сильной связи с родным краем, землей наших родителей. Пока мы уважаем своих предков, не забываем своих корней, мы уважаем Родину, мы существуем как народ, как нация.
Любите свой край. Каждый день открывайте для себя неуловимую красоту родного уголка. Замечайте доброту и открытость нашего народа. И вы почувствуете в душе большую гордость за свою Родину.

Цель урока: организовать деятельность учащихся, в результате которой они будут знать о трагических событиях в Волковысском крае в годы Великой Отечественной войны и уметь приводить примеры подвигов своих земляков.

Задачи личностного развития:

  • способствовать развитию памяти, пространственно-образного мышления, совершенствовать умение анализировать и комментировать учебный
    материал;
  • содействовать воспитанию уважения к историческому прошлому родного края, формированию негативного отношения к войне.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают и все … (слышат).
Голова хорошо … (думает).

На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы. Тогда мы начинаем.

Учитель: Сегодня наш волшебный клубочек приглашает нас в…

А куда, попробуйте угадать, послушав разговор своих одноклассников.

Разговор двух учеников:
– Я буду задавать вопросы, а ты на них отвечать.
– Хорошо.
– Это место находится в городе или селе?
– Оно может находиться и в городе, и в селе.
– Там живут или работают?
– Там работают люди, а вот живут – вещи.
– А вещи дорогие?
– Дорогие. Но для сердца и памяти.
– Там бывают гости?
– Да.
– А на какую букву начинается это слово?
– На “м”.
– Это магазин!
– Нет. Вещи там не продаются.
– Почему?
– Потому что они принадлежат всем людям.
– А зачем они людям?
– Чтобы знать свое прошлое, думать, познавать историю нашего края, школы.
– Ничего не понимаю! Ребята, помогите!
(Учащиеся высказывают предположения. Вместе с учителем определяют, что это музей).

Учитель: В музее живут вещи. Дорогие. Но дорогие они не потому, что дорого стоят, а потому, что они дороги сердцу, памяти. Одни из них могут подарить посетителю новые знания, другие просто радуют глаз своей красотой. Третьи заставляют задуматься.

– Скажите пожалуйста, что нужно приобрести, для того чтобы попасть в музей? (Билет).

Учитель: Правильно, но для того, чтобы его получить, нужно выполнить задание, которое мне передал хранитель музея. Оно содержится в этом конверте.

(Учитель открывает конверт и читает задание:

– Давайте подумаем и вместе выполним это задание.

Правила поведения в музее

  1. Перед тем, как войти в зал музея, нужно оставить верхнюю одежду в гардеробе.
  2. По залу следует передвигаться бесшумно (не разговаривать и не смеяться).
  3. Не загораживать собою экспонаты музея и не трогать их руками.
  4. При передвижении по залу музея стараться не мешать окружающим.
  5. Не мусорить.

Учитель: Молодцы, вы блестяще справились с этой задачей и получаете билеты в музей. Теперь вы можете внимательно рассмотреть экспонаты, но помните о правилах поведения в музее.

(Учащиеся проходят к экспонатам, рассматривают их).

Учитель: Прослушайте фрагмент песни и определите тему урока.

(Звучит фрагмент песни “Священная война. Заслушиваются ответы учащихся).

Учитель: Какую книгу я держу в руках? (Ответы учащихся).


Учитель: Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. А что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Ответы учащихся).

Для того, чтобы она раскрыла нам свои тайны, прослушайте выступление учащегося и определите, как пострадал наш город в самом начале войны.

– Когда же был захвачен Волковыск? Такой вопрос возникает довольно часто. Уже спустя несколько дней после начала войны немцы уже были в нашем городе.

Волковыск и многие населенные пункты района подверглись бомбежке. Внезапные удары по мирному городу вызвали пожары и большие разрушения. Город горел. Были нанесены огромные человеческие и материальные потери: уничтожены огнем и разрушены 1650 жилых домов и 1715 иных строений, 19 школ, 4 избы-читальни, уничтожили все медицинские учреждения, в том числе больницу, поликлинику, тубдиспансер.

На западной окраине шли ожесточенные бои. Первыми жертвами стали мирные люди, в том числе старики, женщины, дети, которых война застала врасплох. Перед войной в Волковыске находился штаб 36-й кавалерийской дивизии с одним из своих полков и некоторыми специальными подразделениями. Несмотря на упорное сопротивление, наша армия не смогла противостоять механизированным и бронетанковым частям гитлеровской армии. Город пал. Начались черные дни оккупации.

Учитель: Скажите, как разворачивались трагические события в первые дни войны?


Хранитель музея оставил нам информационную записку, из которой мы сможем узнать о самых страшных и трагических следах немецкой оккупации. Задание хранителя музея: определить их по тексту записки.

– Волковыск был оккупирован 27 июня 1941 года и находился под оккупацией более трех лет. За это время захватчики совершили много преступлений. Сразу после захвата города гитлеровцы ввели в действие режим устрашения и начали ежедневные массовые убийства и избиения евреев. Было создано еврейское гетто на территории еврейского квартала.


– Гетто – это место, куда насильственно переселяли евреев в процессе преследования и уничтожения во время оккупации.


– До войны, в девяти километрах от Волковыска находилась деревня Шауличи.

В ней проживало 366 человек. 7 июля 1943 года сюда нагрянули фашистские каратели. На месте деревни осталось пепелище. Все население, в том числе 120 детей, было уничтожено. Но это не сломило дух наших соотечественников. Они были глубоко убеждены, надо защищать свое Отечество.

– Какие поступки гитлеровцев были самыми жестокими на нашей земле? (Ответы учащихся)

– Что такое еврейское гетто? (Ответы учащихся)

– Какая трагедия произошла в деревне Шауличи? (Ответы учащихся)

Учитель: Наверное, вы немного устали и для того, чтобы поднять ваш боевой дух, давайте выполним упражнения строевой подготовки солдат.

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!


– Прочитайте текст и определите воинское подразделение, освобождавшее наш город и оставившее память о себе в названии одной из улиц города.

Одним из боевых соединений Красной Армии в годы Великой Отечественной войны была 2-я Московская – 129-я Орловская Краснознамённая, ордена Кутузова стрелковая дивизия. Бойцы этой дивизии проявили образцы мужества в боях за освобождение Волковыска, в её честь названа одна из улиц нашего города. Трем воинам этой дивизии было присвоено звание почётных жителей города Волковыска. Солдаты этой дивизии водружали знамя освобождения на дом № 94 по улице Советской.

Учитель: Солдаты какого воинского подразделения освобождали наш город и оставили память о себе в названии одной из улиц города? (Ответы учащихся).

Учитель: Первым отрядом следопытов СШ № 3 Волковыска была проведена работу, направленная на изучение истории освобождения родного города и боевой путь 129-й Орловской ордена Кутузова стрелковой дивизии. Ребята завязали переписку с советом ветеранов в Москве и пионерами 615-й Московской школы. К этой работе подключились и пионеры 620-й школы, решившие создать музей. Наши учащиеся встречались со своими сверстниками и ветеранами 129-й дивизии в Москве. Некоторое время они переписывались, обменивались материалами. Позже связь оборвалась.

В музее хранится письмо ветерана 129-й Орловской дивизии Шевчука В.К. (демонстрация).

Обратите свое внимание на пригласительный билет встречи с ветеранами 129-й Орловской дивизии в 1981 г.

Результатом осуществлённой работы стал обширный материал, собранный об этой дивизии. В нашем музее хранятся фотографии, книги, воспоминания, подарки ветеранов.

Вот дневник – летопись этой славной дивизии, которая прошла путь от Москвы до Берлина (учитель листает страницы летописи).

– Ребята, а задумывались ли вы, откуда у героев этих книг храбрость, позволившая им совершить подвиг? (Ответы учащихся).

Учитель: Верно, они выполняли свой долг, защищая Родину, кроме того, ненавидели врага, были смелыми и отважными.

На кладбище по ул. Советской, расположенном неподалеку от нашей школы, есть могила солдата, за которой ухаживают наши ученики. Что же это за человек?

– Это могила Якова Кирилловича Мудренко. Учащиеся СШ № 3 долгое время поддерживали связь с женой Якова Кирилловича. Вели переписку, собрали обширный биографический материал, объединённый в одноименном альбоме (демонстрация альбома).

Учитель: Посмотрите на фотографию Я.К. Мудренко и предположите, какими чертами характера он обладал? (Ответы учащихся, составление словесного портрета).

– В 1965 г. его жена, Вера Евстафьевна приезжала в Волковыск. Из одного ее письма, с которым мы сейчас познакомимся, вы больше узнаете об этом человеке и сможете сравнить предполагаемые черты характера с поступками Якова Кирилловича.

Чтение отрывка из письма:

Учитель: поменялось ли ваше впечатление о Якове Кирилловиче после чтения письма его жены? Какие поступки этого человека заставили вас так думать?

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с героическим прошлым нашего народа, беспримерной стойкостью его в годы Великой Отечественной войны, с самоотверженностью воинов, смело защищавших свою родную землю от ненавистного врага.

– Подумайте, почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? О ее героях? (Ответы учащихся: потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы).

– Нам осталось выполнить последнее задание хранителя музея: ответить на предложенные вопросы и оставить свои впечатления от экскурсии в музейной книге отзывов.

– В чем особенность сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)

– Каким историческим событиям посвящены музейные экспонаты? (Ответы учащихся)

– Какие экспонаты музея вызвали у вас большую заинтересованность? Почему? (Ответы учащихся)

– Какие моменты урока вам больше запомнились? (Ответы учащихся)

– В чем вы видите пользу своего прихода в музей? (Ответы учащихся). Запись впечатлений в книге отзывов.

Учитель: Мы всегда будем помнить наших героев, всегда будем гордиться их подвигом. Они всегда будут жить в наших сердцах и в этом их бессмертие.

– Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минуту молчания, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет.

Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда,– помните!
Какой ценой завоевано счастье, – заклинаю, –
ПОМНИТЕ!

Учитель: Зажжем в их память свечи и почтим минутой молчания.

(Учащиеся зажигают свечи. Включается негромкая запись колокольного звона).

Учитель: Выразите свое отношение к уроку с помощью знаков, предложенных на экране.

– Поднимите выбранный вами знак.

Комментирование учителем оценивания занятия учащимися.

Читайте также: