Баруздин стихи о человеке и его словах конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока по литературному чтению, который позволит создать условия для выявления авторской точки зрения, высказывания своей точки зрения, учить сравнивать произведения о детях.

Оценить 2734 0

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Учитель: Егорова Т. М.

Студент: Синовац А.Д.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для выявления авторской точки зрения, высказывания своей точки зрения, учить сравнивать произведения о детях.

•развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

•формирование эстетического отношения к слову и умение понимать художественное произведение;

•обогащение нравственного опыта младших школьников.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

-Здравствуйте. Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Анна Дмитриевна.

Работа над новым материалом

Этап подготовки к восприятию произведения

- А сегодня мы с вами будем знакомиться с новым разделом учебника. Откройте учебники на странице 36 и прочитайте название раздела.

- Как вы думаете, о чем и о ком мы будем читать?

Слово о писателе

- С одним из авторов, писавших такие произведения мы сегодня познакомимся. Это Агния Львовна Барто.

Ярче всего талант поэта проявился в весёлых стихах. Барто прекрасно понимала, что смех — самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. Весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на время забыть свою серьёзность.

Смешно — и смеёшься, частенько не замечая, что смеёшься-то над собой. Таково свойство колючих строчек Агнии Барто, которая, даже подшучивая над своими героями, их любит и понимает. Точно так же она всегда любила и понимала своих читателей. И те платили ей взаимностью.

- Мы будем читать стихотворения, в которых рассказывается о жизни детей и написаны стихотворения специально для них.

Этап самостоятельного восприятия произведения

Чтение стихотворения учителем

Вопросы на восприятие

- О ком это стихотворение?

- Назовите героев стихотворения.

Постановка учебной задачи

- Как называется стихотворение?

- Давайте с вами разберемся, почему автор посвящает стихотворение девочке Кате, когда есть еще другие герои. И для этого мы начнем перечитывать 2 раз.

- О бездельнице Кате.

- Бабушка с внучкой, Катя.

Работа над текстом

Этап повторного восприятия

Этап анализа текста

Разложение образа на части: чтение по строфам

-Читаем 1 строфу.

- Что делала бабушка с внучкой?

- Читаем следующую часть.

- Чем занимались дальше бабушка с внучкой?

- А что делала в это время Катя?

- Чем начали заниматься бабушка с внучкой после того, как посадили рассаду?

- А что делает Катя в это время?

- После того как бабушка с внучкой посадили рассаду, выпололи сорняки, что они стали делать? Давайте прочитаем.

- А что делает Катя?

- А что она могла бы делать вместо этого?

-Читаем следующую строфу.

- А вы как считаете, правильно поступала Катя или нет, хотелось бы вам быть на нее похожими?

Собирание образа: словесное рисование картин

- Какой вы представили Катю? Расскажите о ней.

- Каким герой показан в произведении?

- Как автор относится к этой девочке?

Работа над иллюстрацией.

Отработка выразительного чтения

- Давайте теперь прочитаем это стихотворение выразительно.

- Целое утро возились с ростками, каждый росток сажали своими руками.

- А Катя гуляла с подругой по саду.

- Они стали полоть выросшие сорняки вручную.

- Они стали таскать полные лейки, чтобы полить грядки.

- Сидит в саду на скамейке.

- Помогать бабушке, поливать, полоть, сажать.

-Нет, я считаю, что Катя поступала неправильно, нужно помогать старшим людям, трудиться.

-Катя ленивая девочка, не хочет работать. Гуляет с подружками, сидит на скамейке, ждет, когда можно будет полакомиться плодами чужого труда.

- Катя показана в стихотворении ленивой бездельницей.

- Автор Катю осуждает, она поступает неправильно.

-«Таскали мы с бабушкой полные лейки,

- А. Барто рассказала нам с вами о ленивой Кате, чтобы мы представили себе эту девочку.

Этап подготовки к восприятию произведения

- Девочка Катя ждет урожая, ничего при этом не делая. О человеке можно судить по тому, как и что он говорит. И следующее стихотворение нас этому научит.

1.Слово о писателе

Баруздин Сергей Алексеевич - русский писатель, редактор. (Слайд)

2.Чтение стихотворения учителем

3.Вопросы на восприятие

-Понравилось вам стихотворение? Почему?

- Какие чувства вызвало?

4.Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, не зря авторы учебников поместили эти 2 стихотворения рядом?

- Прочитав стихотворение еще раз, мы постараемся выявить причину этого.

-Да, потому что это поучительное стихотворение, которое говорит, что человек должен слово подкреплять делом.

-Это стихотворение заставляет нас задуматься о том, какие мы слова произносим.

III.Работа над текстом

Этап повторного восприятия

Этап анализа текста

Разложение образа на части: чтение по строфам

- Итак, прочитаем первые 4 строчки.

- Что говорится о словах?

- Что значит ясные, твердые, мягкие?

- Прочитаем следующие строчки.

- Давайте прочитаем следующую строфу.

- Как вы можете объяснить эту строфу?

- Зачитаем последние 4 строчки.

- Когда так говорят о человеке?

Работа над пословицей

- Подходит ли она к стихотворению?

- Слова бывают разные: ясные твердые мягкие.

- Ясные слова, которые могут помочь человеку. Твердые- могут применять в серьезных ситуациях. А мягкие слова-слова утешения.

- Каждое слово нужно подкреплять делом.

- Каждый день на свете говорится много слов и делается много дел, но если человек много говорит, но ничего из сказанного не делает, то такие слова пустые и ничего не значат.

- Если человек не трудится, не делает никакие дела, то словам такого человека нельзя верить. По поступкам можно судить о человеке и его словах.

- Да, т.к. о дереве судят по тому, какие на нем плоды, а о человеке - какие он дела делает, и насколько его дела совпадают со словами.

Этап обобщения

- Ребята, давайте подумаем, почему эти два стихотворения поместили рядом?

- Бездельница Катя дождется урожая, если дальше так и будет сидеть на скамейке?

- В первом стихотворении А. Барто рассказывает о девочке, которая ничего не делая, хотела получить урожай. А С. Баруздин учит нас тому, что слово ничего не значит, если его не подкрепить делом.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Предварительный просмотр:

Дата: 24.04.21 ФИО учителя: Егорова Т.А.

Школа: 104 (ф) ФИ студента: Ерушина А.Ф.

Класс: 2 ФИО методиста: Солопова Т.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введение нравственных понятий раздела, а также ознакомление с биографией С. Баруздина, развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

знать: нравственные понятия раздела, биографию С. Баруздина;

уметь: прогнозировать содержание раздела.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014., презентация, карточки.

Методы и приемы

Этап самоопределения к деятельности

- Ребята, давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

Настраиваться на работу.

К : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: демонстрация слайдов

Разминка речевого аппарата.

- Прочитайте стихотворение, которое вы видите на слайде очень медленно.

Как тебя не похвалить!

Вдела ты в иголку нить,

Аккуратно и красиво

К платью пуговку пришила!

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте с раздражением.

Читать медленно, ускоряя темп.

Читать быстро, замедляя темп.

Читать с раздражением.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Постановка учебной задачи

фронтальный опрос, беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

- О чем это стихотворение?

- Как вы думаете, от чьего имени написано это стихотворение?

- Прочитайте, что здесь написано:

АЛЕД ЕЫРБОД АН АНАД ЬНЗИЖ

- Да, правильно: жизнь дана на добрые дела.

- Как вы думаете, что это за предложение?

- Совершенно верно. Исходя из этого сформулируйте тему урока.

- Какие цели поставим?

- Совершенно верно, давайте приступим.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Это название раздела, который мы начинаем изучать.

- Познакомиться с новым разделом, узнать, какие произведения в дальнейшем мы будем читать.

П: выбор оснований для классификаций объектов.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Открытие детьми нового знания

Словесный: индивидуальный опрос

Введение в раздел.

- Как вы понимаете название раздела?

- Какие произведения могут быть помещены в этот раздел?

- Откройте учебник на с. 122. Прочитайте, с какими понятиями мы встретимся в этом разделе.

- Как вы их понимаете?

Работа над пониманием содержания раздела

- Давайте вместе подумаем над тем, что такое добрые дела.

- Прочитайте диалог Вани и Ани. О чем они говорят?

- Согласны ли вы с ребятами? Почему?

- Прочитайте, о чем нам сообщает профессор Самоваров.

- Как он объясняет, что такое добрые дела?

- Что мы приносим людям, помогая близким и заботясь о них?

- А теперь давайте посмотрим на стр. 123, и прочитаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

- Но перед тем, как мы начнем его читать, мы познакомимся с биографией автора этого стихотворения – Сергеем Баруздиным.

Сергей Алексеевич Баруздин (1926—1991) — писатель.

Родился в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Баруздину было пятнадцать лет. Сергей оставил школу и устроился подсобным рабочим в одну из московских типографий, а в семнадцать лет ушел добровольцем на фронт.

В 1958 г. Баруздин окончил Литературный институт им. М. Горького.

Большое место в творчестве Баруздина занимают рассказы о животных. Читая их, ребенок познает красоту и многообразие мира природы.

Сергей Алексеевич интересовался проблемами литературы и журналистики, издал книгу о ведущих детских писателях. В своих книгах он отстаивал принципы гуманизма, идеалы добра и нравственности.

- Теперь давайте прочитаем его стихотворение.

- Этот раздел будет побуждать нас на добрые дела.

- О добрых поступках.

- Взаимопомощь, трудолюбие, честность.

- Взаимопомощь – всегда приходить на помощь другу, если поможешь, то и тебе помогут в следующий раз.

- Трудолюбие – не лениться, а делать что-то полезное.

- Честность – быть правдивым, честным по отношению к другим.

- Помощь тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, если это требуется.

— Я вчера книгу прочитал. Пуговицы пришил на форме.

— Учительница сказала, что я сделала доброе дело — первая помирилась с подружкой.

- Да, мы согласны, ребята действительно сделали добрые дела, Ваня сам пришил пуговицы пришил без чьей-либо помощи. Аня первая сделала шаг к примирению с подружкой.

Добрые дела — это не только трудолюбие, но и помощь близким, забота о них. Мы можем принести другим

людям радость, добро и счастье.

- Это трудолюбие, забота о близких, приносить людям радость, добро и счастье – это всё добрые дела.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Учить работать с текстом;

• Формировать навык работать с учебником, как с методическим материалом;

• Познакомиться с новым произведением.

II. Знакомство с новым материалом.

Как вы понимаете пословицу:

(Самостоятельные размыш­ления учеников).

Подходит ли пословица к стихотворению

С. Баруздина? Объясните.

(Самостоятельные размыш­ления учеников).

III. Работа с учебником.

Ясные, твердые, мягкие, смелые, упрямые, суровые.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Сергей Алексеевич Баруз­дин.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 303 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.02.2018 1775
  • DOCX 36 кбайт
  • 34 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Соколова Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Планируемые результаты

Предметные: выделяют
в тексте пословицы; сравнивают произведения разных жанров; определяют главную мысль произведения

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют сравнение произведений; делают выводы;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;

коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать коллективно

Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами
и авторитетным мнением; уважают мнение других

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

I. Организация начала урока

Итак, друзья, внимание.

Начнем же наш урок

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Проверка домашнего

– С какими произведениями мы познакомились
вчера?

– Какая была девочка Катя? Кто хочет быть похожим на нее?

– Катя была ленивая девочка: она не помогала работать в саду, гуляла в то время,
когда все трудились, сидела на скамейке, ждала урожая, не понимая того, что его нужно вырастить. Я не хочу быть похожей на эту девочку

Формулируют ответы
на вопросы

III. Изучение нового материала.

– Сегодня познакомимся с еще одним автором, который писал свои произведения о детях и для детей. Это Сергей Алексеевич Баруздин.

– Сегодня на уроке мы прочитаем два произведения С. Баруздина и сравним их по жанру и теме

Внимательно слушают учителя.

Выделяют существенную информацию
из текста

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

2. Первичное чтение и вос-приятие
текста

– Прочитайте фамилию автора, название и текст стихотворения.

– Понравилось ли вам произведение?

– Какие чувства вызвало стихотворение?

– Что больше всего понравилось, запомнилось?

Осуществляет проверку восприятия.

– О чем стихотворение?

– Какие слова понравились?

– Какова главная мысль произведения?

– Что хотел сказать нам автор?

Читают молча стихотворение.

Самостоятельно читают фамилию автора, название.

Осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме; осуществляют анализ, синтез, сравнение; рассуждают.

Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного произведения

Формулируют ответы
на вопросы.

Делают выводы в результате работы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

3. Работа
с пословицей

– Как понимаете смысл пословицы? Почему так говорят?

– Слово может согреть, как солнце

Физкультминутка

Встанем, глубоко вздохнем!

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустить,

Всем улыбки подарить

И к работе приступить

Сопровождают слова учителя соответствующими действиями

Действуют согласно инструкции

4. Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения

Читает стихотворение.

– Какие бывают слова?

– Какие слова вам понравились?

Находят в тексте стихотворения ответ
на вопрос учителя.

– Слова бывают упрямые, твердые, мягкие…

– Мягкие слова, потому что они ласковые, добрые (мама, радость, тепло, солнце).

Вариант ответа: Смелые слова,
потому что я хочу быть военным (вперед, за Родину, защитник)

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

5. Групповая работа

– Предлагаю поработать в группах и подобрать слова, которые вы считаете:

Работают в группах

6. Работа
в тетради

Работают в тетрадях на с. 16

7. Выразительное чтение

Организует работу обучающихся

8. Определение главной мысли стихо-творения

9. Работа
с пословицами (в парах)

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Дерево смотри в плодах, а человека – в делах

Умный не тот, кто может говорить, а тот,
кто много знает

10. Аналитическое чтение

Подготовительная работа: упражнение на развитие четкости произношения слов.

Человек без дела – человек без слова.

– Знакомы ли вам эти слова?

– Найдите эти слова в тексте. Прочитайте повторно стихотворение. Подчеркните данные слова
в тексте

– Да, эти слова нам встречались в стихотворении

IV. Итог
урока. Рефлексия

– С произведениями какого автора мы сегодня познакомились?

– Сравните жанры этих произведений.

• Сегодня на уроке я узнал…

• Новые знания мне пригодятся…

– Мы работали с произведениями С. Баруздина.

– Жанры произведений: стихотворение и рассказ.

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников

Умеют проводить
самооценку на основе критерия учебной деятельности

Подготовить выразительное чтение (учебник,
с. 36). По желанию выучить стихотворение наизусть. Выполнить задания в тетради на с. 16–17.
Подобрать подходящие по смыслу пословицы

Читайте также: