Автоматизация звука ж конспект фронтального занятия

Обновлено: 06.07.2024

  • научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов;
  • совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;
  • упражнять детей в деления слов на слоги;
  • упражнять в составлении предложений;
  • развивать фонематический слух, слуховое внимание;
  • развивать дыхание, общую и артикуляционную моторику;
  • развивать творческие способности;
  • тренировать мелкую моторику руки.
  • воспитывать умение выполнять игровые правила;
  • учить доводить начатое дело до конца.

Ход занятия.

Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза.)

Объявление темы занятия:

Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня заглянул в гости?

Логопед: Да, это пчелка по имени Жужа.

Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье, как дела?

Все тружжжжусь и все жжужжжу!
Я на месте не сижжжжу!

Логопед: А как вы думаете, какой любимый звук у Жужи?

Логопед: Верно, с этим звуком мы сегодня и познакомимся, и помогать нам будет Жужа, она приготовила для вас интересные задания.

Основная часть.

Уточнение артикуляции, характеристика звука:

Логопед: Возьмите зеркала. Давайте произнесем звук Ж. Как должны быть губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук Ж?

Логопед: Какой он?

Дети: Согласный, твердый, звонкий.

Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Ребята, пчелка Жужа предлагает нам сделать гимнастику для язычка. Вы готовы?

Развитие фонематического слуха.

Логопед: А еще Жужа хочет узнать, кто у нас самый внимательный. Она будет называть слова, вы хлопайте каждый раз, когда услышите в словах звук [ж].

Жужа: сила, жила, уши, ужи, зайка, лужайка, дар, жар, лук, жук, Луша, лужа, панама, пижама, омлет, жакет.

Логопед: молодцы, ребятки.

Автоматизация звука в словах, предложениях и тексте.

Логопед: А вот и следующее задание Жужи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я от радости жуж-ж-жу!
Чудо соты я слож-ж-жу,
Вам картинки покаж-ж-жу.

Логопед: Какую же картинку нам приготовила Жужа? (На доске выставляется фигурка жука.) Кто это?

Логопед: Верно, это жук. Выложим звуковую схему этого слова при помощи фишек. Сколько в этом слове гласных? Сколько согласных? Какие это согласные, мягкие или твердые?

Логопед: Вот и следующая картинка Жужи. (На доске фигурка жабы). Кто же это?

Дети: жаба, лягушка.

Логопед: Позовем Жужу повеселиться и отдохнуть?

Звучит веселая музыка.

Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз — росой они умылись (умываются)
Два — изящно покружились (кружатся)
Три — нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).

Логопед: Ребята, это еще не все картинки Жужи. Давайте посмотрим следующие картинки. (На доске выставляются предметные картинки ежик, лыжи, ножи, пижама, ужи, жеребенок, жираф, журнал.) Пчелка просит показать, как мы умеем дружить слова (составлять предложения.)

Дети составляют предложения.

- Какие вы молодцы! Вот видишь Жужа, наши ребятки со всем твоими заданиями справляются.

Жук жужжит: — Я шёл и шёл,
Жёлтый камешек нашёл,
- Это жёлудь! Ты не прав,
- Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук.
- Говорит жирафу жук.

Дети: жук, жираф, желтый, желудь, жужжит.

Жужа: Ребята, мне так понравилось у вас в гостях. Вы очень умные и веселые!

Дети составляют фигурку пчелы по желанию или по данной схеме, обводят и раскрашивают.

- Вот, Жужа, прими от нас подарки!

Жужа: Ой, какая красота спасибо вам ребята!

Итог занятия.

Жужа: Мне пора возвращаться домой, до свидания!

Дети: До свидания!

Логопед: До свидания, Жужа! Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? С каким звуком мы познакомились? Какой он? Какие слова вы запомнили с этим звуком?

Звук Ж. Фронтальное занятие в подготовительной группе.

ВложениеРазмер
zanyatie_zvuk_zh.docx 20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по теме: Звук Ж

Оборудование: зеркала, наборы для составления схем, предметные картинки с изображением насекомых, таблица акустико-артикуляционной характеристики звука.

Какой звук чаще всего слышится7

Жук отважный однажды, Жужжа, ожидал ужин важный.

Должен он был за ужином Обслуживать жужелиц дюжину.

  1. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса .

Жук ползет по ветке

Дети ползут по положенной на пол узкой доске.

Жук падает с ветки на землю, болтает лапками,

Припадают на пол, болтают руками и ногами

затем переворачивается, встает и летит.

3. Развитие мелкой моторики.

Я весёлый майский жук,

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу

А зовут меня Жу-жу.

Не кусай, комарик злой,

Я уже бегу домой.

По общим правилам.

После массажа любуемся собой: возмутились, рассердились, нахмурились, удивились, обрадовались.

В магазин жуки ходили

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать,

Будут шариком играть.

Раздувайся, наш шар,

Оставайся такой и не лопайся!

Контроль за движением брюшной стенки.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Логопед : «Проверьте, правильно ли у вас работают губы, язык. Губы вытяните бубликом, рупором; кончик языка поднимайте за верхние зубы; боковые края языка прижимайте к верхним коренным зубам; язык должен принять форму чашечки; превратитесь в жука и пожужжите так, как на лугу жужжат настоящие жуки. Приложите руку к горлу, почувствуйте, как работают ваши голосовые связки.

Украсить дерево игрушками, в названиях которых имеется соответствующий звук.

Эта буква широка И похожа на жука И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С. Маршак)

По бокам себя пошлепаем!

Можем хлопать за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо машем! Влево машем!

И крест- на-крест Руки сложим.

V, Упражнения по развитию лексико-граммати- ческой стороны речи.

Логопед : «Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны и поиграем в игру:

Бабочка порхает, а бабочки. (порхают). Пчела мед собирает, а пчелы мед. (собирают). Оса жалит, а осы. (жалят). Жук жужжит, а жуки. (жужжат).

Комар звенит, а комары. (звенят). Стрекоза стрекочет, а стрекозы. (стрекочут).

Муха в дом залетает, а мухи. (залетают). Кузнечик прыгает, а кузнечики. (прыгают). Паук паутину ткет, а пауки. (ткут). Муравой муравейник строит, а муравьи. (строят).

Итог занятия и оценка работы детей.

В какой стране мы сегодня побывали? Кто там главный правитель? Какой звук он издает? Кто его подданные?

Литература С. Гомзяк "Говорим правильно в 6-7 лет" . Конспекты фронтальных занятий. III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ТНР

конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения с элементами обучения грамоте "Поля и Боря". Занятие посвящено дифференциации звуков п-б.

Конспект фронтального занятия для подготовительной группы

Тема занятия: "Путешествие в страну звуков" Цель: приобретение знаний о звуках и буквах, о соотношении звука и буквы.


Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква ы.

Цели: Коррекционно образовательные : Коррекционно- развивающие Коррекционно- воспитательные.


Конспект фронтального занятия в подготовительной группе .Звук и буква Б и Бь.

занятие по обучению грамоте.


Конспект фронтального занятия в подготовительной группе "Путешествие в Играй-городок"

Дети отправляются в путешествие в "Играй-городок" в замок Королевы знаний на паровозике. Во время путешествия дети совместно с родителями выполняют задания на станциях " Звукознай-ка", "Слогознай-ка".


Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи Моторина А.С., воспитатель, д/с №73. Г. Тюмень. Тема: Дифференциация звуков Ч-Щ.

Цель: учить детей различать звуки Ч-Щ, изолированно, в словах, предложениях.

- познакомить детей со звуком [ж] и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику у детей;

- развивать фонематические процессы;

- развивать умение выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов;

- закреплять правильное произношение звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, во фразах.

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности;

- воспитание самоконтроля за правильным произношением звука [ж].

Предшествующая работа: постановка и автоматизация звуков [ш], [ж].

Звуковая разминка : "Образуйте словечко" - игра с мячом (дети стоят в кругу)

Логопед называет звуки, бросает ребёнку мяч, ребёнок соединяет звуки в слово, возвращает мяч логопеду :

Затем игра проводится наоборот.

2. Массаж ладоней массажными мячами

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

3. Артикуляционная гимнастика

5. Изолированное произношение звука хором, индивидуально, наблюдение за артикуляцией в зеркале, артикуляционная и акустическая характеристика звука [ж] - твёрдый согласный, звонкий.

6. Закрепление произношения звука [ж] в слогах.

7. Закрепление произношения звука [ж] в словах.

7. Закрепление произношения звука [ж] во фразе

ближний лужок дюжина ежей

жареный пирожок желе из ежевики

железная пружина жёлтый флажок

Женина пижама жидкий жир

жужжание жука кожаный жакет

нижний этаж южная жара

Руки вверх мы поднимаем-

Раз, примерно, целых пять

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

То направо, то налево.

8. Развитие фонематического слуха: выделение звука [ж] на слух

- из предложений (по картинкам) :

Жанна и Женя лепят снежную бабу

Ёжики живут дружно

Жирафы пасутся на лугу

Над мёдом жужжит пчела

-из текста (по картинкам) :

Жора играл на лужайке. На лужайке он поймал жука. Жора положил жука в коробочку. Жук громко жужжал. Жора пожалел жука. Он открыл коробочку и жук улетел.

Кто к нам сегодня прилетал?

Какой звук принёс нам жук?

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Звук Г, буква Г.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Звук Г, буква Г. Цель: автоматизация звука Г в слогах, словах, знакомство с буквой Г. Задачи: - Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Автоматизация звука [Ж]

(фронтальное занятие по звукопроизношению).

Цели: Уточнить произношение звука Ж, закрепить навык чёткого произношения звука Ж изолированно, в слогах, словах и фразах.

Коррекционно - образовательные:

уточнение артикуляции звука [ Ж ] ;

автоматизация звука [Ж] в слогах, словах;

учить согласованию количественных числительных с существительными;

учить образованию уменьшительно-ласкательных существительных;

закреплять звуко-слоговой анализ слова;

упражнять в преобразовании слов, в пересказе текста, работать над предложением;

упражнение в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов;

формирование навыка самоконтроля за собственной речью.

Коррекционно - развивающие:

развитие интонационной окраски речи;

развитие фонематического слуха;

развитие целенаправленной воздушной струи;

продолжение работы над развитием мелкой моторики, внимания, памяти.

Коррекционно - воспитательные:

воспитывать стремление говорить правильно, чётко проговаривая звуки;

воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности в течение всего занятия;

воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Приветствие, психологический настрой детей.

- Чему учимся на логопедических занятиях? (Чётко говорить, без ошибок читать и писать).

К знаниям стремиться - …

На вопросы отвечать - …

Соседу по парте мешать - …

Если трудно ему – помогать …

Хихикать, без дела болтать - …

Слушать, смотреть, размышлять - …

Значит наши главные действия на занятии:

-Послушайте загадку: Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я на ветке сижу, все жужжу и жужжу.

2. Произношение изолированного звука

- С каким звуком дружит жук? (Ж)

- Давайте с вами пожужжим с жуком. Жук жужжит тихо, громко, протяжно, отрывисто.

- Очень хорошо. Вместе с нашим жуком мы отправимся в удивительный и волшебный мир звука Ж.

3. Речевая разминка.

Мы умеем улыбаться.

Мы умеем чистить зубки.

Суп сварили, вот дела,

Ведь нам чашечка нужно.

Чашку к зубкам поднимаем,

Губки тянем, округляем.

Голос звонкий подключаем,

Дружно громко выдыхаем.

"Ж - Ж" протяжный получаем.

4. Уточнение артикуляции, характеристика звука.

- А теперь возьмите зеркала. Давайте ещё раз произнесём звук Ж.

- Что делают губки? (губки вытягиваются вперёд).

- А язычок где у нас (наверху, образует чашечку).

- Воздушная струйка какая? (тёплая), а горлышко работает? (Да).

- Звук Ж значит какой? Он согласный или гласный? Есть преграда, мы можем его пропеть?

- Он согласный. Горлышко работает, значит, он какой?

- Звонкий. Звук Ж всегда твёрдый.

- Давайте теперь всё объединим, какой звук Ж? (согласный, звонкий, твердый)

Ж

5. Развитие фонематического слуха

- Если вы услышите звук Ж, встаньте и похлопайте крылышками как жуки, вот так.

(Л, Ш, Ж, С, Ж, М, Жа, Со, Жо, Ка, Жу, Жук, Сало, Сук, Жара, кошка, ежик, прыжок, жираф, миска, ножницы.)

-Молодцы, возвращаемся теперь на место.

6. Развитие целенаправленной воздушной струи.

- Хорошо. А сейчас я вам подарю по маленькому жучку. Возьмите его за верёвочку и давайте подуем на него, чтобы он улетел.

- Жук прилетел на поляну, здесь растёт много цветов, а наш жук выбрал самый большой и красивый цветок. А лепестках написаны песенки. Давайте споём эти песенки вместе с жуком.(ромашка)

(жа-жа-жа, жо-жо-жо, жи-жи-жи, жа-жо-жу, жа-жа-жо-жо, жо-жу-жо-жу…)

hello_html_30d4d3b3.jpg

- А теперь жук хочет с вами поиграть. Слушайте и повторяйте за ним.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа жили-были два ежа

жу-жу-жу,жу-жу-жу я на двух ежей гляжу

жи-жи-жи,жи-жи-жи убежади прочь ежи

жу-жу-жу, жу-жу-жу я жилет вяжу

жа-жа-жа, жа-жа-жа мы видели ужа

жо-жо-жо, жо-жо-жо нарисуй большой кружок

жу-жу-жу, жу-жу-жу там жужжит огромный жук

же-же-же, же-же-же вижу желудь на еже

жа-жа-жа испугали мы ежа.

8. Автоматизация звука в словах.

- А пока мы играли, к нам в гости пришёл Женя. Здесь много вещей. А Женя говорит, что не знает какие его вещи. Давайте поможем ему, найдем вещи, в названии которых есть звук Ж. (выбрать картинки со звуком Ж: пальто, мешок, совок, галстук, пижама, журнал, бумажник, лыжи, пиджак, ножницы. Все картинки выставляются на доску.)

Загадки. Звуковой анализ слова

- А теперь Женя хочет загадать нам загадки:

Под сугробом он растёт снеговую воду пьёт (подснежник)

Он высокий и пятнистый с длинной - длинной шеей,

И питается он листьями, листьями деревьев. (жираф)

Ползун ползёт иголки везёт (ёжик)

В золотой клубочек спрятался дубочек (жёлудь)

- Давайте теперь возьмем звуковички и выложим схемы слов.

- В каком слове звуков меньше, чем звуков? Почему?

- А в каком слове букв больше, чем звуков? Почему?

- Молодцы, отложим звуковички на край стола.

Согласование количественных числительных с существительными

- А сейчас мы будем считать. 1, 2, 5. ёж, жаба, баклажан, журавль, жеребёнок, медвежонок, жук, журнал, жираф. (в лесу живёт.. (ёж), к нам прилетел.. (журавль), Жора жарил.. (баклажан), На болоте живёт..(жаба)…)

Преобразование слов

- А на поляне мы встретили Жар-Птицу. Она очень любит превращать одни слова в другие. Давайте поиграем вместе с ней. Она нам предлагает в словах 1 звук заменить на звук Ж. Слушайте внимательно: лук, сало, лучок, мир, баба, билет, бетон.

hello_html_m5e27746b.jpg

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

-А ещё волшебство звука Ж состоит в том, что он из большого предмета может сделать маленький. (флаг, снег, друг, сапог, пирог, утюг, круг, творог).

9. Автоматизация звука в предложениях.

- А теперь жук полетел дальше и встретил по дороге медвежонка. Он перепутал все слова в предложении. Поможем ему навести порядок.

(Карточки со словами на доске)

У, ёж, ежата; жаба, болото, в, жить; жеребёнок, лужайка, по, бежать; Женя, покупать, одежда; жук, жужжать, жасмин, около; пожарные, пожар, ушить; жираф, Африка, в, жить; Серёжа, увидеть, дорожка, на, уж; Женя, ежонок, бежать, за.

10. Автоматизация в тексте. Составление пересказа.

- Хорошо мы справились с заданием. Жук предлагает нам послушать рассказ. А потом вы перескажете его и придумаете название рассказу.

(По ходу рассказа выставляются картинки.)

11. Итог занятия.

- Молодцы. Какой мы звук изучали? Какой он. Какие слова вы запомнили со звуком Ж?

Дерево чувств.

Дерево, прикреплённое на доске, и яблоки разных цветов.

Если занятие прошло успешно, с хорошим настроением и всё было понятно, ребёнок вешает яблоко зелёного цвета. Если были проблемы — красного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте.

Подготовила учитель –логопед

Тропина Ольга Сергеевна

МКОУ Отрокская СОШ,

Идринского района,

Красноярского края.

Логопедическое занятие по теме:

Создание условий для автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте.

Ход занятия:

I. Психологический настрой.

Сегодня мы снова начинаем путешествие в удивительный мир компьютера. На предыдущих занятиях мы с вами уже путешествовали и знаем, что много нового, интересного мы узнаем из компьютера. О чём же он расскажет нам сейчас?

Какой звук чаще встречается в тексте?

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж всё твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Какой звук встречается чаще в тексте?

III. Объявление темы занятия.

Вместе с нашим гостем жуком мы отправимся в удивительный и волшебный мир звука [Ж]. В этом нам поможет компьютер.

IV. Артикуляционная гимнастика ( для губ, языка)

Воздушная струя – тёплая, слабая.

V. Правильная артикуляция звука.

В каком положении находятся губы? (разомкнуты)

В каком положении находятся зубы? (сближены)

В каком положении находится язык? (за нижними зубами, спинка языка поднята к нёбу)

Голосовые связки работают.

Характеристика звука: согласный, звонкий, всегда твёрдый

VI. Автоматизация в слогах.

Жи –жи –жи – живут в лесу ежи

Жа –жа –жа – ты нашел в лесу ежа

Жу –жу –жу – я с тобой дружу

В домике Жужжалочки живут разные жители. Одни ложатся спать рано, другие поздно ночью. Давай узнаем, кто уже спит, а кто нет. Прочитай все слоги в окошках. В окошках, где живут слоги ЖА, еще горит свет, раскрась эти окошки желтым цветом. А остальные окошки раскрась се­рым цветом, потому что в этих квартирах все легли спать, там темно.



VII. Автоматизация в словах.

1.Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: ква-ква. (Жаба)

2. В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (Жираф)

4. Лучше синица в руках, чем … в небе. (Журавль)

5. Эта перелётная певчая птица одна из первых прилетает к нам с юга. (Жаворонок)

Давайте вместе ещё раз прочитаем слова, выделяя голосом звук [Ж].

Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи. (Сжимание и разжимание пальцев)

Сели птички. Посидели.

Опять полетели. (Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха)

Выйду на крылечко,

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке. (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)

Домики Жужжалочки

Жужжалочка построила дома для слов, в которых есть звук Ж.

Тебе нужно помочь ей расселить эти слова в разные дома.

Слова с одним слогом — в одноэтажный дом, с двумя слога­ми—в двухэтажный дом, с тремя — в трехэтажный дом. Назови слова, скажи, сколько в них слогов, проведи от них стрелочку к нужному дому.



VIII. Игры со словами.

Волшебство буквы Ж состоит ещё и в том, что она из большого предмета может сделать маленький.

С помощью буквы Ж можно создать новое слово. Замените первый звук в словах на звук [Ж], чтобы получилось новое и объясните значение.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

У Жужжалочки тоже есть своя буква Ж. Буква Ж собралась к Ш в гости и решила подарить ей в подарок желтые кружочки. Желтые кружочки есть только у буквы Ж. Найди все буквы Ж, назови их и раскрась кружочки рядом с ними желтым цветом.



IX. Автоматизация в предложении.

В компьютере перепутались слова в предложении. Давайте восстановим порядок слов в предложении.

Жука, увидели, Жора, и, Женя.

Запишите свой вариант в тетрадях.

Женя и Жора увидели жука.

Составьте схему этого предложения.

.












А какое предложение получилось у компьютера?

X. Автоматизация в тексте.

Какая удивительная песенка есть про жука. Но в этой песенке потерялись некоторые слова. Давайте восстановим текст по смыслу.

Я весёлый майский … .

Знаю все сады вокруг.

Почему зовут Жу-жу?

Слова для текста: жук, кружу, Жу-жу, жужжу.

Посмотрите: как много в природе есть жуков. (показать разнообразие видов жуков в природе)

Мы сегодня с вами заглянули в удивительный и волшебный мир звука [Ж]. А почему он волшебный?

Читайте также: