Автоматизация перевода в табличном процессоре 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Материал направлен на освоение технологии проектирования электронных таблиц при заданной постановке задачи и исходных данных, а также освоения технологии автоматизированного расчета ежемесячной оплаты за расход электроэнергии.

Оценить 11 0

Нетрусова Анжелика Алексеевна

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: восьмой

Формирование универсальных учебных действий на уроке

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Выявление значения полученного знания

Самопроверка по эталону, коррекция

Анализ постановки задачи

Умение четко выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации

Целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Самостоятельное решение задачи творческого и поискового характера

Задачи урока:

освоение технологии проектирования электронных таблиц при заданной постановке задачи и исходных данных;

освоение технологии автоматизированного расчета при решении экономических задач;

развитие способности к анализу постановки задачи и исходных данных;

развитие самостоятельности, внимательности, аккуратности, умения работать индивидуально по заданной теме.

Материалы к уроку:

табличный процессор Microsoft Excel ;

тест (в электронном виде);

материал к задаче (в печатном виде)

I . Самоопределение к деятельности

Вы уже знаете, что программа Excel широко применяется в самых различных областях благодаря мощному инструментарию, позволяющему автоматизировать сложные вычисления.

Какой спектр задач мы решали с использованием программы Excel ?(математические задачи, финансовые задачи, статистические задачи).

II . Актуализация знаний

Вопрос № 1. Какиематематические задачи мы с вами брали, и какие средства, инструменты Excel использовали для их решения?

Учащиеся отвечают на вопрос и перечисляют задачи и инструменты:

Вопрос №2. Какиестатистические задачи мы с вами брали, и какие средства, инструменты Excel использовали для их решения?

Учащиеся отвечают на вопрос и перечисляют задачи и инструменты:

Вопрос № 3. Давайте обратимся к финансовымзадачам.Какие финансовые задачи мы решали, и какие средства, инструменты Excel использовали?

Учащиеся отвечают на вопрос и перечисляют задачи и инструменты:

Задание, направленное на развитие регулятивного УУД: самопроверка по эталону, коррекция.

Сейчас я вам предлагаю перейти к выполнению электронного теста на компьютерах.

Учащиеся приступают к выполнению электронного теста. Тест – 10 минут. Далее – проверка по эталону. Самооценка. Приложение 3.

III . Определение темы и цели урока

Вы получили материал к выполнению зачетной практической работы.

Давайте познакомимся с постановкой задачи и с тем, что от нас требуется.

Произведя денежный расчет, каждый абонент получает Квитанцию, в которой указана общая сумма к оплате. Необходимо оплачивать потребленную электроэнергию до 10 числа каждого месяца, следующего за расчетным. Пени(т.е. штрафыза неуплату в срок)начисляются, начиная с 41 –го дня с момента осуществления предыдущего платежа в размере 1% от начисленной суммы платежа.

Исходные данные:

Квитанция, по которой осуществляется расчет платы за расход электроэнергии (показания счетчика, расход электроэнергии, тариф, начисленная сумма к оплате, пеня, общая сумма к оплате и т.д).

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: анализ постановки задачи, самостоятельное решение задачи творческого и поискового характера.

Проанализировав постановку задачи и исходные данные,автоматизировать расчет ежемесячной оплаты за расход электроэнергии, для этого:

используя формулы Excel ,составить расчет ежемесячного начисления оплаты за расход электроэнергии;

используя логические функции Excel ,составить расчет начисления пеней, если платеж осуществлялся не в срок ирассчитать ежемесячную общую суммы к оплате (с учетом начисленной оплаты и пеней)

используя Мастер диаграмм Excel , построить столбчатую диаграмму, отражающую ежемесячную общую суммы к оплате за расход электроэнергии;

Задание, направленное на развитие регулятивного УУД: целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Как вы думаете, можно ли эту задачу отнести к ранее изученным: математическим, финансовым, статистическим?

В чем вы видите существенное отличие данной задачи от решенных ранее?

Как бы вы назвали данный вид задач? (подсказка, если затрудняются: экономическая задача. Задачи, решаемые в процессе экономического анализа, планирования, проектирования, связанные с определением искомых неизвестных величин на основе исходных данных. В отличие от математических, экономические задачи не всегда удается формализовать, свести только к расчету Их решение сопровождается поиском недостающих данных, экспертными оценками, обсуждением, принятием решений).

Итак, подведем черту: определите тему нашего урока? Следовательно, какова будет цель нашего урока? Какими способами мы будем достигать поставленной цели?

IV . Формирование новых знаний и умений через выполнение практической работы

Учащиеся приступают к выполнению практической работы на компьютерах.

V . Презентация итогов работы учащихся

Задание, направленное на развитие коммуникативного УУД: умение четко выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации

Учащиеся представляют на мультимедийном проекторе свои проекты расчетов, защищают их, отвечая на вопросы учителя и учащихся. После всех выступлений учитель демонстрирует свой проект расчетов к поставленной задаче. Приложение 4.

VI . Рефлексия деятельности на уроке

Учащиеся с педагогом подводят итоги урока.

Задание, направленное на развитие регулятивного УУД: оценка деятельности

Какова была цель нашего урока? Реализована ли она?

Каким способом мы достигли поставленной цели?

Какие новые способы оплаты электроэнергии вы узнали?

Почему этот способ, с твоей точки зрения, наиболее эффективен при решении данного вида задач?

Задание, направленное на развитие личностного УУД: выявление значения полученного знания


Лабораторная работа поможет изучить способы перевода чисел из одной системы счисления в другую с помощью электронных таблиц и программирования.

Описание разработки

Цель работы:

Изучить способы перевода чисел из одной системы счисления в другую с помощью электронных таблиц и программирования.

Задачи лабораторной работы

После выполнения работы ученик должен знать и уметь:

знать правило перевода из десятичной системы счисления в n - ую систему счисления;

знать правило перевода из n - ой системы счисления в десятичную систему счисления;

уметь работать с электронными таблицами;

уметь переводить с помощью электронных таблиц из десятичной системы счисления в n - ую систему счисления и наоборот;

уметь переводить с помощью электронных таблиц из десятичной системы счисления дробные числа в n - ую систему счисления и наоборот;

уметь писать программы на Паскале, по которой происходит перевод целого недесятичного числа в десятичную систему счисления.

Перечень обеспечивающих средств

Для обеспечения выполнения работы необходимо иметь методические указания по выполнению работы.

Используя электронную таблицу OpenOffice. org Calce перевести в десятичную систему счисления следующие числа:

Перевести число из 2011, 13 в десятичную систему счисления с помощью электронной таблицы:

в ячейку основание системы вносим любое основание по условию задачи;

в ячейку разряды вводим разряды числа, не забывая при этом, что отчет начинается справа налево увеличивая разряд на единицу (справа после запятой указываем отрицательные разряды);

в ячейку число вводим данное число;

в ячейке перевод не забываем про формулу перевода из n - ой системы

счисления в десятичную систему счисления

и используем абсолютную ссылку для ячейки B2, так как данное значение (основание) должно оставаться во время вычислений неизменным.

в конце, после того как вы переведете каждое число, посчитаете общую сумму (Итог) и в результате получите десятичное число.

Используя электронную таблицу OpenOffice. org Calce перевести следующие числа из десятичной системы счисления в:

0, 673103 (с точностью до пяти знаков после запятой)

0, 347102(с точностью до восьми знаков после запятой)

Перевести число 0, 2463 из десятичной системы счисления в пятеричную систему счисления с помощью электронной таблицы:

в ячейку основание системы вносим любое основание по условию задачи;

в ячейку число вводим данное число;

вспоминаем правило перевода десятичных чисел в n - ую систему счисления:

Правило перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

Последовательно выполнять умножение исходного числа и получаемых дробные части на q до тех пор, пока дробная часть не станет равна нулю или не достигнем требуемую точность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ обще ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Автоматизация перевода

в табличном процессоре

Попкова Оксана Александровна

201 8 год

Тема: Автоматизация перевода в табличном процессоре

систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “ Математические основы информатики ” и табличного процессора Microsoft Excel;

рассказать о реализации функций табличного процессора Microsoft Excel для математических вычислений;

развивать логическое мышление учащихся в области информатики;

воспитывать творческие и исследовательские качества в сфере информатики.

Тип урока : комбинированный урок.

Программно -дидактическое обеспечение: ПК, программное обеспечение Microsoft Excel.

Межпредметные связи : информатика, математика.

Оргмомент (2-3 мин)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Актуализация опорных знаний.

Защита учащимися проектов в виде презентаций по предыдущей теме. Ребята, давай вначале проверим, как подготовились наши учащиеся по проектам, по тем темам, которые были выбраны ими на прошлом уроке.

(Выступление учащихся с проектами)

После представления проектов учащимся задаются вопросы:

1. Двоичная система счисления:

Как осуществить перевод из десятичной системы в двоичную?

2. Восьмеричная система счисления:

Какое основание имеет восьмеричная система?

Как осуществить перевод из десятичной системы в восьмеричную систему?

Шестнадцатеричная система счисления:

Какие символы присутствуют в шестнадцатеричной системе?

3. Как осуществить перевод из десятичной системы в шестнадцатеричную систему?

После того, как учащиеся ответили на вопросы, переходим к изучению новой темы.

Постановка целей и задач.

Ребята, на сегодняшнем уроке, мы с вами рассмотрим основные функции Microsoft Excel , которые можно использовать, чтобы перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы и обратно, попробуем применить эти функции на практике, используя программу Microsoft Excel .

Ребята, на прошлых уроках мы с вами изучили возможности табличного процессора Microsoft Excel. Я предлагаю вам сейчас их назвать.

Учащиеся отвечают:

1. Работа с таблицами.

2. Работа с формулами и функциями.

3. Построение диаграмм и графиков.

В программ е Microsoft Excel существуют определённые функции, которые позволяют произвести перевод чисел из одной системы в другую. Давайте сейчас их рассмотрим.

Учащиеся смотрят презентацию и записывают в тетрадь основные функции.

Функция =ДЕС.В.ДВ позволяет перевести число из десятичной системы в двоичную систему счисления. В этой функции, такой аргумент, как Число является обязательным аргументом, это целое число в десятичной системе, которое требуется преобразовать, а аргумент Разрядность необходим для того, чтобы добавить нули вначале полученного результата. Разрядность не является обязательным аргументом функции. (слайд 3)

Ребята, а теперь давайте посмотрим, как эта функция используется в программе Microsoft Excel (демонстрация на экране).

Выбираем вкладку Формулы- Другие функции– Инженерные.

Далее выбираем функцию =ДЕС.В.ДВ , в появившемся диалоговом окне Аргументы функции, вводим десятичное число 3, указываем разрядность 6 и, как видите, впереди числа были добавлены нули, так как указана разрядность и получаем двоичное число 000011.

hello_html_m5203b2a0.jpg

Функция =ДВ.В.ДЕС позволяет осуществить обратный перевод числа из двоичной системы счисления в десятичную.

В этой функции, такой аргумент, как Число является обязательным аргументом, это число в двоичной системе счисления, которое требуется перевести в десятичную систему.

А теперь давайте посмотрим, как эта функция используется в программе Microsoft Excel (демонстрация на экране).

Выбираем вкладку Формулы- Другие функции– Инженерные.

Далее выбираем встроенную функцию = ДВ.В.ДЕС , в появившемся диалоговом окне Аргументы функции , вводим двоичное число 101011, получаем результат - десятичное число 43.

hello_html_416075b9.jpg

Функция = ДЕС.В.ВОСЬМ позволяет перевести число из десятичной системы в восьмеричную систему счисления.

В этой функции, такой аргумент, как Число является обязательным аргументом, это число в десятичной системе счисления, которое требуется преобразовать , а аргумент Разрядность необходим для того, чтобы добавить нули вначале полученного результата. (слайд 7)

Ребята, а теперь давайте посмотрим, как эта функция используется в программе Microsoft Excel (демонстрация на экране).

Опять, выбираем вкладку Формулы- Другие функции– Инженерные.

Далее выбираем встроенную функцию = ДЕС.В.ВОСЬМ , в появившемся диалоговом окне Аргументы функции , вводим десятичное число 67, указываем разрядность 4 и, как видите, впереди числа добавляется нуль, так как указана разрядность и получаем результат в восьмеричной системе счисления - 0103.

hello_html_4c6e9fe4.jpg

Функция =ВОСЬМ.В.ДЕС позволяет осуществить обратный перевод восьмеричного числа в десятичное.

В этой функции, такой аргумент, как Число является обязательным, это число в восьмеричной системе счисления, которое требуется перевести в десятичную систему.

А теперь давайте посмотрим, как эта функция используется в программе Microsoft Excel (демонстрация на экране).

Опять, выбираем вкладку Формулы- Другие функции– Инженерные.

Далее выбираем встроенную функцию = ВОСЬМ.В.ДЕС , в появившемся диалоговом окне Аргументы функции , вводим восьмеричное число 157, и получаем значение 111 в десятичной системе счисления.

hello_html_m7a3d5dc5.jpg

Функция =ДЕС.В.ШЕСТН позволяет перевести число из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления.

В этой функции, такой аргумент, как Число является обязательным аргументом, это число в десятичной системе счисления, которое требуется преобразовать , а аргумент Разрядность необходим для того, чтобы добавить нули вначале полученного результата. (слайд 9)

Ребята, а теперь давайте посмотрим, как эта функция используется в программе Microsoft Excel (демонстрация на экране).

Опять, выбираем вкладку Формулы- Другие функции– Инженерные.

Далее выбираем встроенную функцию = ДЕС.В.ШЕСТН , в появившемся диалоговом окне Аргументы функции , вводим десятичное число 253, указываем разрядность 5 и, как видите, впереди числа добавляются нули, так как указана разрядность и получаем результат в шестнадцатеричной системе счисления - 000 FD .

hello_html_6fd0f69a.jpg

Функция =ШЕСТН.В.ДЕС позволяет осуществить обратный перевод числа из шестнадцатеричной системы в десятичную.

В этой функции, такой аргумент, как Число является обязательным аргументом и заключается в кавычки, это число в шестнадцатеричной системе счисления, которое требуется перевести в десятичную систему.

А теперь давайте посмотрим, как эта функция используется в программе Microsoft Excel (демонстрация на экране).

Опять, выбираем вкладку Формулы- Другие функции– Инженерные.

Далее выбираем встроенную функцию = ШЕСТН.В.ДЕС , в появившемся диалоговом окне Аргументы функции , вводим число в шестнадцатеричной системе счисления “ A 2”, и получаем число 162 в десятичной системе счисления.

Ребята, обратите внимание, что число вводится в кавычках, это является обязательным критерием для этой функции. Если не указать число в кавычках, получите неправильный результат.

hello_html_m265bb804.jpg

Практическая работа.

Ребята, прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила по технике безопасности (учащиеся называют основные правила при работе с компьютерной техникой).

А теперь, я вам предлагаю, сесть за компьютер.

Учащиеся занимают места за компьютерами.

Ребята, вам необходимо перевести числа, используя функции, которые были рассмотрены в презентации и все ответы запишите в тетрадь.

1.Откройте программу MS Excel.

Выберите вкладку Формулы- Другие функции– Инженерные.

В таблице указаны числа, которые необходимо перевести. (учащиеся заполняют таблицу, используя функции Microsoft Excel )

После практической работы, учащиеся комментируют получившиеся ответы.

6.Домашнее задание

Ребята, я вам предлагаю дома, попробовать самостоятельно перевести из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления, числа: 752, 641, 361. Из двоичной системы, число – 1001011 перевести в десятичную; из восьмеричной системы, число – 148 перевести в десятичную систему счисления и число 6 FA – из шестнадцатеричной системы в десятичную систему. Для перевода чисел используйте функции Microsoft Excel .

А на следующем уроке, мы разберем ваши ответы.

7.Подведение итогов . Заключительное слово учителя.

Ребята, а теперь прошу вас ответить на вопросы:

- Какие трудности были в использовании функций Microsoft Excel ?

- Что на уроке у вас получилось лучше всего?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Как вы считаете, что проще: использовать функции Microsoft Excel для перевода чисел в различные системы счисления или переводить их математически.

Учебник: Угринович Н.Д. Информатики и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.

  • освоить основные приемы обработки числовой информации в табличном процессоре Excel;
  • закрепить умения и навыки работы созданием таблиц в Excel.
  • развивать умения рационально организовать свою деятельность.
  • воспитывать уважение к своему и чужому труду;
  • формирование самостоятельности и ответственности при работе с компьютером;
  • прививать интерес к изучаемому предмету.

Оснащение и методическое обеспечение урока:

  • проектор, презентация;
  • компьютерный класс, табличный процессор Microsoft Excel;
  • карточки с заданиями.

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

  • фронтальная беседа;
  • лекция;
  • самостоятельная практическая работа за компьютером;

I. Организационный момент (1 мин). Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

II. Актуализация знаний (2 мин). Учитель задает вопросы, чтобы подвести учащихся к теме урока.

  1. С какими видами информации работают известные вам программные средства?
  2. Какие программные средства используются для работы с текстом?
  3. Перечислите известные Вам текстовые редакторы?
  4. Какие программные средства используются для работы с графическими объектами?
  5. Какие программные средства используются для работы с музыкой?
  6. Знакомы ли Вы с программой, которая предназначена для работы с числовой информацией?

III. Теоретическая часть урока (15 мин).

Для работы с числовой информацией (данными) используют специальную программу, называемую электронной таблицей или табличным процессором. В пакете прикладных программ MS Office табличный процессор называется Microsoft Excel.

Давайте рассмотрим таблицу:

Например, посмотрите на эту таблицу :

Расчет стоимости продуктов

Вы наверняка изучали MS Word и без труда с его помощью смогли создать эту таблицу. По этой таблице мы видим сколько стоит на тот или иной продукт, а так же их суммарную стоимость. Но если вместо 2 кг яблок нам понадобится 2,5 кг, то все придется пересчитывать и заполнять таблицу заново. Это неудобно.

Поэтому, для проведения вычислений в таблице удобнее использовать программу MS Excel.

Запишите определение электронных таблиц:

Электронные таблицы – это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

Электронная таблица состоит из столбцов и строк. На пересечении строки и столбца находится ячейка, которая имеет индивидуальный адрес. Адрес ячейки электронной таблицы состоит из заголовка столбца и заголовка строки. Ячейка с которой производятся какие-либо действия называется активной.

В процессе работы с электронными таблицами достаточно часто требуется работать с несколькими ячейками. Эти ячейки образуют диапазон, который задается адресами ячеек верхней и нижней границ диапазона, разделенных двоеточием.

Задание . Запишите имя активной ячейки и имена выделенных диапазонов

Основные типы и форматы данных.

В работе с электронными таблицами можно выделить три основных типа данных: числа, текст и формулы.

В Excel всем данным хранящимся в ячейке можно присвоить формат. Основные форматы: Числовой, Процентный, Денежный, Текстовый, Дата, Время.

Учитель показывает как выглядит тот или иной формат и показывает как его задать.

Иногда в таблице некоторые данные нужно размножить. Для этого используется копирование и автозаполнение.

Теперь мы знаем как вводить и представлять данные, посмотрим как их обрабатывать. Для обработки данных существуют формулы. Формула должна начинаться со знака равенства и может включать в себя числа, имена ячеек (ссылки на адреса ячеек), функции и знаки математических операций.

Давайте рассмотрим на примере. Учитель показывает как работать с формулами.

Для придания таблице другого внешнего вида можно изменять цвет ячеек, цвет и стиль линий, различно форматировать текст в ячейке.

Учитель показывает как это делать.

IV. Практическая часть урока (20 мин).

А теперь давайте вспомним таблицу которая была в начале урока и попробуем создать ее с помощью MS Excel. Прошу вас всех сесть за компьютеры, я раздам вам карточки с таблицей и описанием хода работы.

Для тех кто закончил создание первой таблицы, дополнительное задание.

V. Рефлексия (2 мин). Учитель задает вопросы, чтобы выяснить как учащиеся усвоили новый материал.

Практическая работа по информатике к учебнику И.Г Семакина с углубленным изучением для 10 класса.

Содержимое разработки

Требуется создать электронную таблицу, с помощью которой будет происходить автоматический перевод недесятичного числа из любой системы счисления, основание которой меньшей десяти, в десятичную систему.


В среде электронной таблицы создать автоматически заполняемую таблицу умножения для восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления.

Примечание: используйте две стандартные функции электронных таблиц
ЦЕЛОЕ(число)

ОСТАТ(число; делитель)


Доработайте программу на Паскале, по которой происходит перевод целого недесятичного числа в десятичную.

Program number_p_10;

Var N10, Np, k : longint;

write (‘Введите основание системы p = ’); readln ( p );

write (‘ N ’ , p , ‘=’); readln ( Np );

while ( ) do

N 10:= N 10+( Np mod 10)* k ;

writeln (‘N10=’, __________ )


Заполнить таблицу трассировки для двоичного числа

Читайте также: