Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте конспект

Обновлено: 05.07.2024

Госавтоинспекция обращается к родителям: если в салоне Вашего автомобиля находятся дети:

- воздержитесь от обгона без крайней необходимости;

- избегайте резких разгонов и торможений;

- своевременно подавайте сигналы перед маневрированием;

- выбирайте скоростной режим исходя из ограничений с учетом дорожных и погодных условий;

- выезжайте заранее, чтобы не спешить;

- откажитесь от управления транспортным средством в утомленном состоянии.

Видео ролики по правилам перевозки детей

Безопасная перевозка детей

Госавтоинспекция г.Ревды напоминает о безопасной перевозке детей.

Мы всегда говорим, что дети должны быть защищены. Но иногда сами взрослые не дают ребенку чувствовать себя в безопасности. Некоторые родители сознательно нарушают правила перевозки детей.

Многие родители ошибочно полагают, что смогут удержать маленького ребёнка, а подросшего младшеклассника можно пристегнуть обычным ремнем безопасности.

Это не так! При столкновении, резком торможении или ударе со скоростью 50 км/ч вес пассажира возрастает примерно в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной.

По этой же причине нельзя пристегиваться и одним ремнем с ребенком – при столкновении вы просто раздавите его своим весом. Штатный ремень безопасности рассчитан на взрослого человека. Ребенка, рост которого намного меньше, он не фиксирует правильно, а при дорожно-транспортном происшествии – может нанести ему серьезную травму.

Ответственный родитель не станет подвергать опасности своего ребенка. Он будет перевозить своего сына или дочь в автокресле, так как главная задача автокресла – обеспечить безопасность ребенка в дорожно-транспортных происшествиях, при экстренном торможении или резких маневрах. Его польза очевидна – детское автокресло снижает вероятность смертельной травмы на 75 %.

ГИБДД в очередной раз обращаемся к родителям с убедительной просьбой: будьте внимательны на дороге и во дворе, учите своих детей безопасному поведению. Объясните ребенку, как он должен вести себя в той или иной дорожной ситуации, чтобы избежать опасности.

И главное – не пренебрегайте средствами безопасности. Ведь безопасность вашего ребенка, которого вы перевозите в автомобиле, полностью зависит от вас.

На Портале размещены современные комплекты учебно-методических и наглядных пособий, программ, игр, учебных фильмов, освещающих вопросы безопасности дорожного движения, для обучения различных возрастов.

Дорога и транспорт – места повышенной опасности, независимо от того, сколько пешеходу лет. Но если соблюдать простые правила, можно чувствовать себя уверенно в любых ситуациях.

На этом сайте можно научиться правилам безопасного поведения на дороге: проверить свои силы в занимательной игре, пройти интерактивный учебный курс, увидеть мультипликационные истории или посмотреть видеофильмы. Все эти учебные материалы можно скачать и свободно использовать по назначению.

Видеоролики по безопасности детей на дороге



В преддверии Дня знаний начальник ОГИБДД майор полиции Евгений Федоров поздравил участников дорожного движения с началом нового учебного года

Безопасный маршрут "Дом - школа - дом" - анализ опасных мест на маршруте движения детей к образовательной организации


Рекомендации по разработке и использованию

Безопасный маршрут движения школьника "Дом-Школа-Дом" -это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения школьника из дома в школу и обратно.

Маршрут разрабатывается обучающимся с помощью его родителей.

Цель маршрута:

-повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно;

-обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути

движения в школу и из школы;

-обучить родителей, принимающих участие в составлении маршрута,

ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению типичных

Порядок разработки маршрута:

Родители вместе с детьми проходят путь от дома до школы и обратно и намечают наиболее безопасный (рекомендуемый) вариант, отмечают более опасные (нерекомендуемые) варианты.

При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и безопасные для ребенка:

-Пешеходный переход со светофором более безопасен, чем пешеходный переход без светофора, улица и участки, где не затруднен осмотр проезжей части (нет густых кустов, деревьев, стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопасна, чем улица со стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т.д.

Определить участки повышенной опасности, требующие более подробного описания. Это, как правило, на пути "Дом-Школа":

-выход из дома и первый переход через улицу;

-переход через улицу и перекрестки;

-последний переход через улицу и вход в школу.

На пути "Школа-Дом" участки те же, но определяется выход из территории школы и последний переход улицы и вход в дом, кроме того, выделяются участки повышенной опасности, и объяснить, в чем их опасность и почему они не рекомендуются для прохождения ребѐнку.

Выбрав вариант движения ребенка, родители наносят его на схему расположения улиц от дома до школы и от школы до дома.

Путь движения из школы до дома обозначается сплошной линией СИНЕГО цвета со стрелкой.

На этом же листе ниже нужно написать:

-номер домашнего или мобильного телефона ребѐнка;

-фамилию, имя, отчество и контактные телефоны родителей.

Можно указать примерное время, которое ребенок затрачивает на дорогу от школы до дома;

Порядок использования маршрута:

После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обратно, добиваются практического овладения школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.

Сопровождая ребенка, родители отрабатывают привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.

Крайне важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, сам по себе рассматривался школьниками как сигнал опасности.

Задача родителей при обсуждении безопасного маршрута -не запугать детей, а предупредить их о возможных опасностях. Для особо впечатлительных пугающие истории могут стать источником страхов, нарушить нормальную адаптацию к внешнему миру, вызвать чрезмерную боязливость, тревожность, превратить в неврастеников. Поэтому при проведении бесед на данную тему родители, как и педагог, должны быть внимательны и учитывать индивидуальные психологические особенности каждого ребѐнка.

Профилактика ДДТТ - "Внимание дети!!"(детский дорожно транспортный травматизм)

Правила использования световозвращающих элементов в одежде детей

Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров!

Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке . На первый взгляд световозвращатель выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз! Световозвращатель не боится ни влаги, ни мороза – носить его можно в любую погоду.

Виды светоотражающих элементов

Световозвращающий элемент – изделие, не являющееся предметом одежды и используемое в качестве вспомогательного средства для обеспечения видимости человека.

Подвешиваемый световозвращатель (подвеска) – изделие, подвешиваемое на одежду или часть тела, которое при необходимости можно легко подвешивать и снимать.

Съемный световозвращатель (значок) – изделие, временно прикрепляемое к одежде или надеваемое на какую-либо часть тела и снимаемое без помощи инструментов.

Несъемное световозвращающее изделие (наклейки) – изделие, предназначенное быть постоянно закрепленным.

Гибкое световозвращающее изделие (браслет) – изделие, способное наматываться на стержень в любом направлении без видимой деформации.

Площадь световозвращающего элемента должна составлять не менее 15 – 50 квадратных сантиметров.

Как правильно носить?

Световозвращающие элементы нужно прикрепить к верхней одежде, рюкзакам, сумкам, велосипедам, роликам или детским коляскам таким образом, чтобы при переходе или движении по проезжей части на них попадал свет фар автомобилей. Рекомендуется закреплять световозвращатели с двух сторон объекта, чтобы световозвращатель оставался видимым во всех направлениях к приближающимся.

Теперь о требованиях к световозвращателям: в ПДД таких требований нет. Ни по цвету, ни по форме, ни по размеру, ни по месту размещения. Главное, чтобы световозвращающие элементы присутствовали и были видны водителям.

Обращение к родителям с разъяснением возможных правовых последствий нарушений ими Правил дорожного движения Российской Федерации, допущенных ими при сопровождении несовершеннолетних

Обращение к родителям с разъяснением возможных правовых последствий нарушений ими Правил дорожного движения Российской Федерации допущенных ими при сопровождении несоверш.pdf (скачать) (посмотреть)

Разъяснения требований Правил дорожного движения Российской Федерации для различных категорий участников дорожного движения пешеходов, пассажиров, велосипедистов

Разъяснения требований Правил дорожного движения Российской Федерации для различных категорий участников дорожного движения пешеходов, пассажиров, велосипедистов.docx (скачать)

Опасность велосипедистов Профилактика ПДД

В Свердловской области стартует профилактическая акция, направленная на профилактику дорожного травматизма в период летних каникул. С 29 мая по 10 июня члены общественных советов при территориальных органах внутренних дел совместно с сотрудниками полиции проведут встречи со школьниками и молодежью, на которых напомнят им о Правилах дорожного движения, расскажут о наиболее часто встречающихся нарушениях, допускаемых велосипедистами и ситуациях, в которых они могут получить травмы.

Специально для этой акции Общественным советом подготовлены профилактический видеоролик, плакаты и листовки, с которыми будут ознакомлены участники проводимых встреч.

Организаторы надеются, что проведение масштабной акции, действительно, будет способствовать профилактике нарушений Правил дорожного движения со стороны велосипедистов.

Глобальной Недели безопасности ООН ГИБДД

Организация Объединённых Наций объявила с 17 по 23 мая во всем мире о проведении Шестой Глобальной недели БДД ООН. Основной темой Недели станет снижение скоростного режима в городах.

Скорость является усугубляющим фактором, который повышает тяжесть последствии в результате дорожно-транспортных происшествий. С увеличением средней скорости возрастает и вероятность ДТП, при высокой скорости возрастает риск летального исхода или тяжелых травм. Увеличение средней скорости автомобиля на 1 км/ч влечет за собой рост числа автокатастроф со смертельным исходом на 4-5%. Водитель и пассажиры автомобиля при движении с высокой скоростью подвергаются значительно большей опасности получить травмы как в результате лобового, так и в результате бокового столкновения.

Каждый год в РФ происходит более 4 тысяч ДТП по причине превышения установленной скорости движения, в которых погибают более 1 тысячи человек, еще около 6 тысяч получают серьезные травмы.

Для поддержки Шестой Глобальной недели необходимо:

1. Распечатать плакат Шестой Глобальной недели безопасности дорожного движения.

2. Написать, почему важно соблюдать скоростное ограничение 30 км/час в жилых районах и вблизи образовательных организаций.

3. Сфотографироваться с плакатом или записать короткое видео. (В видео объяснить, почему вы поддерживаете ограничение скорости 30 км/час).

5. Рассказать об акции как можно большему числу людей.

Важно: Обеспечить свою безопасность, когда делаете фото или снимаете видео, соблюдайте ПДД, убедитесь, что другие участники дорожного движения вас видят и ни в ком случае не подвергайте себя и других людей опасности.

Отчёт по результатам целевого профилактического мероприятия "Внимание, каникулы""

Памятка несовершеннолетнему водителю

Комплексные мероприятия по профилактике ДТП с участием детей

В целях профилактики ДТП с участием несовершеннолетних, привития участниками дорожного движения основных навыков по безопасности дорожного движения, а так же обучения детей навыкам безопасного поведения на улице.

Внимание каникулы!!

с 9 марта по 11 апреля 2021 года

Родители! Напомните детям о самых простых правилах безопасного поведения на дороге и во дворе.

Водители! При движении соблюдайте скоростной режим, учитывайте при этом интенсивность движения, снижайте скорость при проезде пешеходных переходов, остановочных комплексов, образовательных организаций, при движении по дворовой территории не забывайте, что маленькие пешеходы не так хорошо ориентируются в окружающем мире.

Среди маленьких участников дорожного движения могут оказаться и ваши дети!

Всегда помните, что знание и соблюдение Правил дорожного движения – гарантия безопасности вашей жизни!

Информация ГИБДД по изменению погодных условий, необходимо разместить во всех источниках для родителей

Госавтоинспекция призывает водителей к неукоснительному соблюдению Правил дорожного движения, быть предельно внимательными и осторожными на дорогах в выходные дни, в связи с изменением температурного режима, возможным образованием гололедицы на проезжей части.
При управлении транспортным средством следует выбирать такую скорость, которая обеспечивала бы безопасность дорожного движения в сложных дорожно-метеорологических условиях, а также воздерживаться от опасных маневров, в особенности, связанных с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Пристегиваться ремнями безопасности и перевозить пассажиров, пристегнутых ими, а также перевозить детей в легковом автомобиле на переднем сиденье до 12 лет, на заднем сиденье до 7 лет с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту.

Кроме того, Госавтоинспекцией г.Ревды на автодорогах федерального и регионального значения будут организованы несения дополнительных нарядов ГИБДД, в том числе с использованием скрытого наблюдения, на выявление и пресечении нарушений, которые являются основными причина ДТП.
Берегите себя и своих близких!

Безопасность на дорогах

Несанкционированные горки – это опасно.

С приходом зимы и появлением снежного покрова возникает вероятность, когда дети, устраивают несанкционированные горки и скаты вблизи проезжей части, которые в дальнейшем используют для катания. В процессе катания с несанкционированных горок дети могут стать участниками дорожно-транспортных происшествий. Ребенок в игре может не заметить приближающийся автомобиль, водитель которого, даже если и успеет среагировать на опасную ситуацию, вряд ли сумеет мгновенно остановить автомобиль в условиях скользкой дороги.

Поэтому зимой родители и взрослые должны обращать особое внимание на ребенка, если он идет гулять на улицу. Очень важно научить ребят, что играть вблизи проезжей части опасно. Объясните своим детям, к чему может привести катание с несанкционированных горок и скатов. Провожая ребенка на улицу, позаботьтесь о том, чтобы одежда его была яркой, имела световозвращающие элементы или аксессуары.

Профилактическое мероприятие "Рождественские каникулы".

С 21 декабря 2020 по 17 января 2021 года на территории городского округа Ревда, городского округа Дегтярск и всей территории Свердловской области пройдет профилактическое мероприятие "Рождественские каникулы".

Повышенное внимание по обеспечению безопасности дорожного движения инспекторы планируют уделять местам массового отдыха несовершеннолетних: ледовым городкам, паркам, скверам и учреждениям культуры, где будут организованы праздничные мероприятия.

Инспектор дорожного надзора проверит и состояние улично-дорожной сети по маршрутам перевозки детей к таким местам.

Накануне зимних каникул инспекторы проводят дистанционные уроки дорожной безопасности, в ходе которых беседуют с несовершеннолетними о безопасном поведении на проезжей части. Напоминают о том, что дорогу разрешается переходить там, где есть пешеходный переход. Перед тем как перейти проезжую часть необходимо остановиться, посмотреть по сторонам, убедиться, что все транспортные средства остановились и только после этого начинать переход. Кроме того, будут проведены сплошные проверки соблюдения водителями автотранспортных средств, в том числе автобусов, задействованных при перевозке организованных групп детей, на предмет безопасной перевозки детей.

ГИБДД настоятельно рекомендует:

- соблюдать правила дорожного движения, в том числе правила безопасного перехода проезжей части в зимний период года;

- выбирать безопасные места для катания при использовании санок, бубликов, снегокатов и иных зимних средств передвижения;

- обязательно носить световозвращающие элементы на верхней одежде и аксессуарах в темное время суток.

Анализ маршрутов, их опасных участков информирует водителя об особенностях условий движения на маршрутах, и что самое важное, способствует созданию установок и формированию навыка предупредительных действий на наиболее вероятные, типичные опасные дорожно-транспортные ситуации. При проведении анализа целесообразно использовать результаты топографического анализа ДТП.

Для этого в районном отделении (городском, областном) ГИБДД необходимо получить данные об аварийности на соответствующих маршрутах и представить эти данные на карте или в виде линейного графика, а также ситуационного плана ДТП.

Протяженность маршрута, интенсивность движения (в том числе в разное время суток), состав транспортного потока, качество и состояние дорожного покрытия, особенности заезда к местам погрузки-разгрузки, остановки общественного транспорта, объемы пассажиропотоков и т.д.

На карте маршрута с привязкой к километровой сетке или более мелким элементам дорожной обстановки приводят дислокацию мест концентрации ДТП, опасных участков, обозначенных предупреждающими знаками, а также необозначенных участков, на которых наблюдается повышенное число конфликтных ситуаций. Проводят ситуационный анализ происшествий и конфликтов типичных для указанных мест и участков на примерах, полученных при служебных расследованиях ДТП, данных, полученных в ГИБДД и по результатам опроса водителей.

3. Рассматривают влияние дорожно-климатических (или иных) факторов на опасность проезда выделенных мест и участков.

Цель обучения: по ситуационным характеристикам типичных участков повышенной опасности -дать водителю, систематизированные знания о типичных ситуациях, характерных для участков повышенной опасности. Такие знания помогут водителю правильно оценивать обстановку в подобных ситуациях, прогнозировать ее развитие и предотвращать ДТП. Схема построения ситуационной характеристики:

1) общая характеристика опасностей участка (создать общую установку обучаемого на повышение внимания при проезде участка);

4) как обеспечить безопасность при проезде участка. Наиболее целесообразно пояснить опасности участка и обосновывать меры по их безопасному проезду на анализе примеров ДТП, реально имевших место на конкретных участках данного типа; для этого составляется ситуационная карта факторов, повышающих уровень опасности участка. Примеры ситуационной характеристики типичного участка повышенной опасности

Уровень опасности пешеходного перехода определяется: наличием пешеходов, могущих начать переход; условиями обзора (кусты, деревья в зоне перехода, поворот дороги, переход расположен сразу же после подъема); интенсивностью движения транспорта (на улицах и дорогах с редким движением транспорта пешеходы ведут себя неосторожно, там же, где движение интенсивно, обзору перехода могут препятствовать другие транспортные средства); шириной проезжей части дороги (на нешироких дорогах пешеходы ведут себя более неосторожно); продольным профилем дороги (при движении под уклон увеличивается путь, возможен занос); условиями видимости (в темное время суток и в ненастную погоду пешехода заметить труднее, возможно ослепление водителя светом фар встречных автомобилей).

Чем больше зафиксировал факторов опасности на переходе, тем больше снижай скорость, будь готов к экстренному торможению!

Увеличить дистанцию: может случиться, что водитель этого автомобиля будет вынужден резко затормозить в случае появления пешехода. Автомобиль впереди в соседнем ряду остановился для пропуска пешеходов.

Немедленно остановись: пешеходы могут начать переходить дорогу сразу же, как только ближайший к ним автомобиль остановился перед переходом.

Подъезжая к переходу, заранее оцени, не перекроют ли попутные автомобили для тебя обзор перехода. Если это уже случилось или должно случиться через какое-то мгновение - обязательно снизь скорость, повысь внимание и готовность к торможению.

Железнодорожные переезды - один из наиболее опасных участков повышенной опасности: ДТП на них хотя и случаются довольно редко, но сопровождаются тяжелыми последствиями. Личного опыта встречи с опасными ситуациями на переезде у водителя, как правило, нет, что приводит к недооценке им угрозы, которую представляет собой переезд. Эта недооценка со временем порождает у него беспечное отношение к движению через переезды.

По данным статистика, неохраняемый железнодорожный переезд в пять раз опаснее охраняемого. Значит, здесь водителю в особенности надо быть внимательным.

Прежде всего - переключись на поисковое наблюдение обстановки в зоне переезда с целью обеспечения безопасного следования через переезд. Это значит:

Осмотр обстановки в зоне переезда в сумерки и ночью затруднен. Бывают случаи, когда главный прожектор локомотива (особенно на подъездных путях станций и предприятий) выключен.

  • - На проезжей части дороги в зоне переезда имеются неровности или дорога идет под уклон.

Проезжать зону переезда надо плавно, заранее перейдя на более низкую передачу. Задача - исключить остановку автомобиля на путях или в опасной близости от них. Если автомобиль, все же остановился -действуй в соответствии с Правилами дорожного движения. Помни, что тормозной путь поезда может превышать 500 м.

Увеличить дистанцию. В любом случае дистанция должна быть не менее длины грузового автомобиля с прицепом (это необходимо во избежание затора на путях). Желательно, чтобы в зоне переезда одновременно находилось не более двух автомобилей.

  • Шлагбаум открыт (охраняемый переезд).
  • Доверяй, но проверяй! Сам зрительно убедись в отсутствии опасности. Световая сигнализация разрешает движение через переезд (неохраняемый переезд). Тоже доверяй, но проверяй.

Очень опасное сочетание факторов! В этих условиях резко повышается вероятность ошибок в действиях персонала, обслуживающего переезд. Проявляй особую бдительность. Остановись и убедись в возможности безопасного движения через переезд.

Анализ маршрутов, их опасных участков информирует водителей об особенностях условий движения на маршрутах, и что самое важное, способствует созданию установок и формированию навыка предупредительных действий на наиболее вероятные, типичные дорожно-транспортные ситуации. При проведении анализа целесообразно использовать результаты топографического анализа ДТП.


Для этого в районном отделении (городском, областном) ГИБДД необходимо получить данные об аварийности на соответствующих маршрутах и представить эти данные на карте или в виде линейного графика, а также ситуационного плана ДТП.

Разбор маршрутов целесообразно проводить в следующей последовательности.

Общая характеристика маршрута.

Протяженность маршрута, интенсивность движения (в том числе в разное время суток), состав транспортного потока, качество и состояние дорожного покрытия, особенности заезда к местам погрузки-разгрузки, остановки общественного транспорта, объемы пассажиропотоков и т.д.

Изучение опасных участков улично-дорожной сети, характеризующихся повышенной концентрацией ДТП, по которым проходят (зона влияния которых распространяется на) регулярные маршруты перевозок конкретной организации.

Разбор вероятных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности на примерах реальных регулярных маршрутов предприятия (с применением знаний, полученных в разделе 2).

Тема 5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств

Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формулирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения, резкие изменения дорожной обстановки. Технические приемы воздействия на органы управления транспортным средством в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

Учебно-тематический план занятий с водителями
(продолжительность занятий - 20 часов)

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

В них учтен опыт их использования в период 1986-2001 гг., а также результаты выполненных в последние годы научных исследований, учитывающих существенные изменения в составе транспортных потоков, рост интенсивности и скоростей движения.

В Рекомендациях излагаются принципы обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах, методы выявления опасных участков дорог, мероприятия по повышению безопасности движения в различных дорожных условиях.

Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников дорожного хозяйства и могут быть использованы при разработке мероприятий по повышению безопасности движения на существующих дорогах, а также проектной документации при реконструкции и строительстве дорог.

Рекомендации разработаны Московским автомобильно-дорожным институтом МАДИ (ГТУ).

В их составлении принимали участие сотрудники МАДИ (ГТУ) доктора техн. наук А.П.Васильев, Е.М.Лобанов и В.В.Сильянов, кандидаты техн. наук О.А.Дивочкин, В.П.Залуга, Ю.В.Кузнецов, П.И.Поспелов, В.И.Пуркин, А.П.Шевяков, инженеры Д.И.Зайцев, Г.А.Менделев, А.А.Шевяков, кандидаты техн. наук И.Ф.Живописцев (РосдорНИИ), В.В.Чванов (Росавтодор), М.М.Девятов и инженер М.В.Катасонов (ИТС ВолгГАСА).

1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

1.1. Общие положения

1.1.1. Одной из важнейших задач дорожного хозяйства является обеспечение безопасности движения и высоких транспортных качеств автомобильных дорог.

1.1.2. При эксплуатации автомобильных дорог, а также при разработке проектов реконструкции существующих или проектов строительства новых дорог необходимо выявлять участки, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности движения, и предусматривать мероприятия по повышению безопасности движения.

1.1.3. Оценка безопасности движения по дороге.

Повышенным количеством происшествий и высокой вероятностью появления заторов чаще всего характеризуются участки:

1) на которых резко уменьшается скорость движения преимущественно в связи с недостаточной видимостью и устойчивостью движения. В этом случае при высокой интенсивности и большой скорости движения возможны наезды на впередиидущие транспортные средства и съезды с дороги. Такие участки, как правило, имеют пониженную пропускную способность;

2) у которых какой-либо элемент дороги не соответствует скоростям движения, обеспечиваемым другими элементами (скользкое покрытие на кривой большого радиуса, узкий мост на длинном прямом горизонтальном участке, кривая малого радиуса в конце затяжного спуска, сужение дороги, скользкие обочины и т.д.). Здесь чаще всего происходит опрокидывание транспортных средств или их съезд с дороги;

3) где из-за погодных условий создается несоответствие между скоростями движения на них и на остальной дороге (заниженное земляное полотно там, где часты туманы, гололед, на дорогах, проходящих по северным склонам гор и холмов или около промышленных предприятий и т.д.);

4) где возможны скорости, которые могут превысить безопасные пределы (длинные затяжные спуски на прямых, прямые участки в открытой степной местности);

5) где у водителя исчезает ориентировка в направлении дороги или возникает неправильное представление о нем (поворот в плане непосредственно за выпуклой кривой, неожиданный поворот в сторону с примыканием второстепенной дороги по прямому направлению);

6) слияния или перекрещивания транспортных потоков на пересечениях дорог, съездах, примыканиях, переходно-скоростных полосах;

7) проходящие через малые населенные пункты или расположенные против пунктов обслуживания, автобусных остановок, площадок отдыха и т.д., где имеется возможность неожиданного появления пешеходов и транспортных средств с придорожной полосы;

8) где однообразный придорожный ландшафт, план и профиль способствуют потере водителем контроля за скоростью движения или вызывают быстрое утомление и сонливость (длинные прямые участки в степи);

9) участки, на которых на обочине и в непосредственной близости от бровки расположены деревья или другие препятствия;

10) участки многополосных дорог без разделительной полосы при высокой интенсивности движения.

1.1.4. Для выявления опасных участков, в пределах которых необходимо в первую очередь предусматривать мероприятия по обеспечению безопасности движения, могут быть использованы следующие методы: метод, основанный на анализе данных о ДТП; метод коэффициентов аварийности; метод коэффициентов безопасности; метод конфликтных ситуаций.

Возможность применения того или иного метода зависит от стадии разработки мероприятий (обоснование мероприятий для существующей дороги, проектирование реконструкции или нового строительства), а также от наличия и полноты данных о ДТП на существующей дороге.

Методы выявления опасных участков на основе данных о ДТП следует применять для оценки безопасности движения на существующих дорогах при наличии достаточно полной и достоверной информации о ДТП за период не менее 3-5 лет. При отсутствии таких данных, а также для оценки проектных решений при проектировании новых и реконструкции существующих дорог должны использоваться метод коэффициентов аварийности, основанный на анализе и обобщении данных статистики ДТП, методы коэффициентов безопасности и конфликтных ситуаций, основанные на анализе графиков изменения скоростей движения по дороге.

1.1.5. Для получения сопоставимых данных при анализе дорожных условий пользуются системой показателей - коэффициентами относительной аварийности или коэффициентами происшествий.

Для длинных и однородных по геометрическим элементам участков коэффициент происшествий определяется по формуле


, (1.1)

где - количество происшествий в год;

- среднегодовая суточная интенсивность движения в обоих направлениях, принимаемая по данным учета движения, авт./сут;

- длина участка дороги, км.

Для коротких участков, резко отличающихся от смежных (мосты, перекрестки), коэффициент определяют по формуле


. (1.2)

Коэффициенты, определяемые по этим формулам, используются для обработки статистических данных об аварийности отдельных участков. Для получения надежной оценки необходимо располагать данными не менее чем за 3-5 лет.

1.2. Метод выявления опасных участков дороги на основе анализа данных о ДТП

1.2.1. Для выявления опасных участков на основе данных о ДТП рекомендуется следующий порядок работ:

1. Проведение предварительных исследований, в состав которых входят: нанесение на схему автомобильной дороги ДТП, зафиксированных ГИБДД; выделение на этой схеме участков, отличающихся повышенной аварийностью, с использованием критериев, изложенных в пп.1.2.3.

2. Проведение детальных исследований на выявленных участках с повышенной аварийностью. Целью является выяснение основных причин ДТП на каждом из участков и разработка мероприятий по их предотвращению.

1.2.2. Детальные исследования включают в себя:

- составление крупномасштабной схемы участка, на который с помощью условных обозначений наносят все ДТП. Анализ полученной диаграммы позволяет выделить однотипные ДТП и определить их причины;

- сбор информации о дорожных условиях и организации движения на исследуемом участке (ширина проезжей части, обочин, разделительных полос, ровность и коэффициент сцепления покрытия, продольные и поперечные уклоны, радиусы кривых в плане, видимость, крутизна откосов насыпи, планировочные решения пересечений, наличие и характеристика застройки, дорожная разметка, знаки, ограждения);

- исследование движения: подсчет интенсивности движения, измерение скоростей автомобилей, их траекторий, фиксирование конфликтных ситуаций;

- разработку мероприятий по повышению безопасности движения.

1.2.3. Участки концентрации ДТП выявляют на основе метода последовательных приближений, обеспечивающего наиболее высокую точность определения таких участков при наличии полной (с точностью до метров) информации о местоположении ДТП и сведений о среднегодовой суточной интенсивности движения. Учитывая, что рассматриваемый метод требует большого объема вычислений, для его применения рекомендуется использовать специальные компьютерные программы.

1.2.4. Для выполнения инженерных расчетов по выявлению участков концентрации ДТП необходимы следующие исходные данные:

- сведения об адресах ДТП, повлекших гибель или ранения людей, совершенных за расчетный период;

- сведения о среднегодовой суточной интенсивности движения за расчетный период;

- данные о фактическом расстоянии между стойками указателей километров на дороге.

1.2.5. Участки концентрации ДТП выявляют на основе следующих стандартных показателей аварийности:

- абсолютного количества ДТП, совершенных на рассматриваемом участке дороги за расчетный период;

- коэффициента относительной аварийности (количества ДТП, приходящегося на 1 млн. авт.-км), вычисляемого по формуле (1.1).

1.2.6. При среднегодовой суточной интенсивности движения свыше 3000 авт./сут к участкам концентрации ДТП относят участки дорог, на которых абсолютное число ДТП за расчетный период не менее значений, приведенных в табл.1.1, а коэффициент относительной аварийности - не менее 0,3.

Интенсивность движения, авт./сут

Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации
при длине участка, м

Читайте также: