Анализ эпизода прощание катерины с тихоном конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

создать условия, способствующие раскрытию образа главной героини; содействовать работе, направленной на раскрытие конфликта драмы; разобраться в специфике жанра;

развивать аналитические способности, умения применять теоретические сведения при исследовании эпического произведения; использовать знания символики как средства глубокого познания текста и обобщения мыслительной деятельности учеников;

воспитывать истинные человеческие чувства; понимание, уважение к ближним, сопереживание.

создание характеристики героини

сопоставление оценок образа Катерины в русской критике

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала: наблюдения и сбора

Вид урока : Урок практических работ с элементами анализа ситуаций

Структура урока : Актуализация прежних знаний и формирование умений и навыков.

Технология: интерактивное обучение

2.Чтение учителем стихотворения

Загадочная русская душа.

Сложна, как смена красок при рассветах.

Усилья институтов и разведок

Ее понять — не стоят ни гроша.

Где воедино запад и восток

И где их разделенье и слиянье?

Где северное сходится сиянье

И солнечный энергии исток?

Загадочная русская душа.

Коль вы друзья, скажу вам по секрету:

Вся тайна в том, что тайны вовсе нету,

Открытостью она и хороша.

Тот, кто возвел неискренность и ложь

В ранг добродетелей, понять бессилен,

Что прямота всегда мудрей извилин.

Где нет замков — ключей не подберешь.

И для блуждающих во мгле закатной,

Опавших листьев золотом шурша,

Пусть навсегда останется загадкой

Рассвет в апреле —

-обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.

-Какие вопросы вы хотели бы обсудить, исходя из темы занятия?

хочу узнать

историю жизни Катерины

в чем трагизм положения Катерины, понять её психологическое состояние

Нравы Калинова

Так случайна ли её гибель или неизбежна?

Слово преподавателя: Жизнь Катерины проходит в волжском городе Калинове, там разыгрывается и трагедия. На прошлом занятии мы говорили о жизни города, его обитателей. Сформулируйте выводы, к которым мы пришли ?

Предполагаемый ответ : основная тема пьесы «Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, к стремлению к равноправию, к свободе личности. Основной конфликт пьесы «Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми.

Слово преподавателя : Представление человека начинается с имени. Что означает имя, отчество нашей героини?

Слово преподавателя : расскажите о детских годах героини и о формировании её характера?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле - это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая. ( Чтение отрывка: Почему люди не летают. )

Слово преподавателя : Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог ?

Предполагаемый ответ : Мечтательность, поэтичность, тянется ко всему прекрасному; глубоко религиозна - монолог 1 д. Уже в детстве мы видим в ней возможность протеста ( случай с лодкой), не безропотная, слабая натура, она терпелива до поры до времени.

Слово преподавателя - Что происходит с героиней, когда она попадает в домостроевское общество?

Предполагаемый ответ : Подобно цветам - засыхает, погибает изнутри, происходит медленная душевная гибель. Взамен свободе , радости навязывается страх, повиновение..

Слово преподавателя: Заполним таблицу:

В детстве

В семье Кабановых

"Точно птичка на воле"; "маменька души не чаяла"; "работать не принуждала".

"Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи".

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

Атмосфера дома - страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Вывод . Для Катерины главное - жить согласно своей душе.

Вывод . Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему.

Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

Слово преподавателя : Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

Предполагаемый ответ : Катерина чувствует потребность любить - быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях .На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Слово преподавателя - Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?

Предполагаемый ответ : Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.

Слово преподавателя - Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

Предполагаемый ответ : Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.

Слово преподавателя : Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.

Слово преподавателя : Но обретает ли Катерина свободу ?

Слово преподавателя - Почему же кается Катерина? (д. явл. 6) Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

Слово преподавателя : К покаянию её привел голос сердца, а что ещё?

Предполагаемый ответ : Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его. В христианстве покаяние очищение. Люди ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение.

Слово преподавателя : Приходит ли очищение к Катерине?

Предполагаемый ответ : Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

Слово преподавателя : А как ведёт себя Борис?

Слово преподавателя : Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. явл.) Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Предполагаемый ответ : Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её - забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Слово преподавателя Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми? Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход? При том обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство — самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Предполагаемый ответ : Смерть героини - это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства - стать безвольным существом .

Преподаватель : Как оценили пьесу и образ Катерины в русской критике.

Цель: - развитие мыслительных способностей учащихся;

- развитие навыков сравнительно-сопоставительного анализа;

Рассматривает драму как подтверждение зарождающихся в России революционных сил, что приводит к некоторой

2. Оценка образа Катерины

- выработка собственной позиции по изучаемой теме. Оценка образа Катерины в русской критике.

Подобная таблица в качестве дидактического материала представлена представлена на столах. В сильных классах можно предложить самостоятельно заполнить таблицу, а затем сверить с информацией на слайде.

Вывод: Определите, оценка какого критика вам ближе и почему?

- С двумя героями связана Катерина: с одним - долгом, с другим чувством. Речь пойдет о Тихоне и Борисе.

(Катерина: Возьми меня с собой отсюда

Тихон: нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Борис: Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает. )

Учитель: Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было её избежать?( Организация дебатов. Представители групп высказывают свою точку зрения. )

Позитивные стороны

Негативные стороны

3. «Мою любовь у меня никто не

6. «Сколько радости принесут

Учитель:- Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу?

Вывод: прежде всего - это выражение протеста домостроевским социально- бытовым принципам. Конфликт Катерины и её мужа с окружающим миром не разрешается. Единственный выход для свободной личности - не примирение с устоями и деспотизмом. В этом обществе она не может быть счастливой. Счастье было только в душе, но за него она заплатила слишком дорогой ценой - своей жизнью.

Изменилась ли ваша точка зрения на героиню?

Ваши прилагательные, раскрывающие главную черту характера героини, после нашей беседы. Назовите их.

Луч света в темном царстве.

А луч? Резкий длинный свет, беспощадно высвечивающий, холодный;

режущий, вызывающий желание закрыться. Разве это Катерина? Вспомните!

Борис: Как она молится! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица - то будто светится.

Свет идет изнутри! Нет, это не луч. Свеча. Трепетная, беззащитная. А от нее свет. Рассеивающийся, теплый, живой свет. К нему потянулись - каждый за своим. От этого - то дыхания многих и погасла свеча.

9 Оцените степень самостоятельности своих суждений, их оригинальность. Самооценка.

Цель: - развитие у учащихся культуры письменной речи; - развитие умения

аргументированно отстаивать свою позицию в письменном виде.

Тематика письменных работ на выбор:

В заключении я хочу вам прочесть стихотворение (Сережа Мельник)

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к драме.

Вот красота-то куда ведет… в самый омут.

Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения “Среди долины ровныя”.

Учитель: Эту песню поет Кулигин в начале 1 действия 1 явления. Там всего две строчки. Вообще в песне говорится о дубе, который одиноко растет среди ровной долины на “гладкой” высоте. Этот дуб сравнивается с молодцем, которому тоже скучно и одиноко жить без любимой, без семейного очага. Вроде все есть, но это все ничего не стоит, когда:

Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне:
Не ластится любезная
Подруженька ко мне.

Учитель: Случайно ли такое начало в пьесе? (Тема одиночества в песне перекликается с темой одиночества и неприкаянности в драме. Катерина, как и герой песни, попала в чужую семью, с чуждыми ей порядками.)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о Катерине – не просто перечислять и обобщать факты из ее жизни. Мы должны проводить ее в последний путь. А в таких случаях всегда говорят хорошее. Так принято. Во время уроков по изучению этого произведения мы испытывали к Катерине разные чувства. И все же, давайте найдем для нее хорошие слова. (Запись темы в тетради.)

Ученица читает монолог из V действия 2 явление “Нет, нигде нет!”

Учитель: Случайно ли автор выделил этот монолог в отдельное явление? (Островский заставил нас сосредоточиться на ключевом моменте пьесы. Сейчас принимается последнее решение.)

Учитель: Обратим внимание на действие 3 явления V.Последний раз встречается Катерина с Борисом. Минуты отделяют ее от последнего шага. Героиня Островского готова к этому. А пока она еще живой человек. Найдите три фразы Катерины, в которых она будто выплеснет три душевных надрыва. Эти фразы имеют восклицательную интонацию. Какие они? (“Ну, прости меня!”, “Возьми меня с собой отсюда!”, “Поезжай с Богом!”)

Учитель: Что вы видите за словами Кати “Прости меня!”? (Ей не нужно сейчас прощение Бориса. Этим восклицанием она подчеркивает тот факт, что все равно призналась бы в своем грехе и мужу, и свекрови. И мы понимаем ту осознанную жертвенность, на которую обрекла себя Катерина ради протеста против ДЕСПОТИЗМА Кабановой.)

Учитель: А что мы чувствуем во второй фразе “Возьми меня с собой отсюда!”? (Борис уезжает. А если уехать с ним? Как бы появляется шанс спастись. Она виновна, призналась в грехе, но появился путь спасения – и за него ухватилась.)

Учитель: В ваших ответах прозвучало словосочетание “деспотизм Кабановой”. Давайте вспомним 3 явление П действия. Это сцена проводов Тихона.

(Просмотр заранее подготовленной инсценировки.)

– Каково значение этой сцены в развитии дальнейших событий?

(– Здесь обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабановой, выясняется полная неспособность Тихона защитить Катерину.

– Эта сцена объясняет решение Кати пойти на свидание с Борисом.

– Тихон понимает, что он унижает сейчас жену, но ослушаться матери не смеет, хотя и пытается смягчить ее требования. Цель Кабановой – привести к полной покорности и прежде всего СВОЕНРАВНУЮ Катерину.)

Учитель: Итак, Катерина оскорблена. Тихон – орудие в руках матери. Но чем больше ее (Катерину) унижают, тем сильнее в ее душе стремление к свободе, любви, счастью. И вот в руках Катерины ключ. Ключ ей дала Варвара. (Попутно вспоминаем, что это – завязка конфликта.)
Там, в саду, Катерину ждет Борис, которого она, непонятая, униженная и оскорбленная дома, действительно полюбила.(Монолог с ключом действие II явление 10.)
Поделитесь своими мыслями после прослушивания этого монолога. Обратите внимание на речь героини. В этой сцене видна победа чувств Кати над домостроевскими понятиями. Сначала она в смятении, ключ жжет ей руки. Речь Кати состоит из отрывистых предложений. Затем идут раздумья о жизни в неволе. Речь уже более сдержанная. В конце монолога проявляются сильные чувства. Последние фразы – страстный гимн любви. Героиня будто сжигает мосты за собой. Она решается навсегда уйти из ненавистного дома, зная, что пощады ей уже не будет. Это ее вызов. Этот ключ – от ее судьбы. Она открыла калитку. На это надо было решиться. Сразу такие поступки не совершаются. И наша героиня не оступилась, доказала “темным силам”, что сама не слаба.
Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене ПОКАЯНИЯ (действие !V “Ах, умираю!”) отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катей норм религиозной нравственности. Можно ли считать ее покаяние слабостью? Нет. Если бы она научилась обманывать, скрывать свои чувства к Борису, мы бы сказали, что она приспособилась к окружающему миру, примирилась с его нравственными устоями. Это объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против того обмана, который вошел в ее жизнь. Наверное, во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, нравственно очиститься.(Помечаем: покаяние – это первая кульминация. Вторая кульминация – прощание с жизнью, ее монолог “Друг мой, прощай!” (действие V явление 4)

Учитель: А что будет развязкой в драме? (Развязка – самоубийство Кати, потрясшее всех жителей. Действие V явление 7)

Учитель: Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли иной выход? (Узы брака считались нерасторжимыми. Варвара говорит Катерине: “Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена”. Сама Варвара бежит из дома матери – так она не замужем. Положение Катерины сложнее. Она уходит из дома. Но дороги дальше нет. Последняя попытка – найти поддержку у любимого. Но он ее не берет с собой. “Нельзя мне, Катя, не по своей воле еду. Дядя посылает”.)

Учитель: Таким образом, для Катерины осталось лишь 2 пути: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В ее поведении есть и сильные, и слабые стороны. Она рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе. Вернемся к словам Кати “Поезжайте с Богом!”.Что заключено в них? (Надежда Катерины утрачена. Это значит, что теперь все кончено. Героине осталось жить всего несколько минут. Своей смертью героиня освобождается и от гнета, и от терзающих ее внутренних противоречий. Под пером А.Н.Островского социально-бытовая драма из жизни купеческого сословия превращается в трагедию. Вернемся к эпиграфу. Красота разве привела в омут? Нет. Условия жизни в доме Кабановых.)

До урока оформить на доске:

ДЕСПОТИЗМ – власть одного лица, не считающегося с волей других; принуждение других подчиняться своей воле.

СВОЕНРАВНЫЙ – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

1) добровольное признание в совершенном проступке;
2) исповедь, признание верующими своих грехов.

Учитель: И в конце нашего разговора хочу обратить ваше внимание на ЭТИМОЛОГИЮ ЛИЧНОГО ИМЕНИ – это авторский прием для более полной характеристики персонажей.

Цель урока:-проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.

- выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.

- учить проводить исследовательскую работу по тексту.

- учить высказывать свое мнение.

Форма урока: диспут.

Методические приемы:беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.

ВложениеРазмер
urok_po_piese_grosa_ostrovskogo.zip 23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.

Методическая разработка урока литературы

Аудитория: 2 курс профессионального училища

Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33

Адрес домашний: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9

Рабочий 8 (48 231) 2-02-85

Домашний 8 (48 231) 5-50-60

Цель урока: -проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.

- выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.

- учить проводить исследовательскую работу по тексту.

- учить высказывать свое мнение.

Форма урока : диспут.

Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций .

Организация группы к работе, отметить отсутствующих.

Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.

- О какой любви поется в романсе ? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).

-Как вы понимаете эти слова?

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.

Учащиеся читают вопрос и отвечают устно на него

1) Черты характера Катерины.

-Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)- неспособность лицемерить , прямота.

Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.

-Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме)

Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье. (зачитать отрывок) Работа с текстом : чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл. 7)

Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.

В доме родителей:

В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.

В доме Кабанихи:

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

А) Осознание своей обреченности

Б) Замкнутость , разочарованность в семейной жизни.

В) Страстное стремление к свободе, любви , счастью.

Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?

Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

Независимость - отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал

Религиозность - религиозное лицемерие

Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта , бескорыстие - грубость и брань

Честность , непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

Ваше мнение по вопросу : Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)

Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)

2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь ? Определение по словарю Ожегова ( Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)

1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.

2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей

и о любви как высоком духовном чувстве.)

3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.

Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен .

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит ,

Душа не хочет перемен.

Можно сделать вывод , что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли , порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.

Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )

- Кого полюбила Катерина?

- Почему Варвара догадывается о любви Катерины?

-Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?

(Чтение по ролям)

-Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

- Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

( В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

- Как ведет себя Тихон перед отъездом?

Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10 .

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

Чтение монолога.( читает учащийся)

- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

( Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

Любовный выбор обрекает Катерину на мучения . Она встречается с Борисом.

- В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

- Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)

- В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)

Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся )

- Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу , она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

- В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

(Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

Гроза в природе – освежает

Гроза в душе –очищает

Гроза в обществе –просвещает.

- Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

- Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)

-В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

- Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы с Катериной , если бы она не раскаялась?

( Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать , продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

- Чем объясняется раскаяние Катерины?

- могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)

Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.

-Докажите, что смерть Катерины – это протест.

(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)

- Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?

Ты разрушаешь очаг.

Синий огонь кипит

В отчаянных очах.

Воительница в любви,

Что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом,

Чтобы построить храм.

Героиня пьесы , разрушая семью , шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.

-Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)

Роль Катерины играли многие актрисы, все по-разному подходили к интерпретации этого образа

Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины?

Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?

6 .Критики о пьесе.

- критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины

-В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.

-Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

- Катерина – это «полоумная мечтательница

-Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий

-- Она постоянно кидается из одной крайности в другую

- Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других

-Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

- увидел в Катерине поэзию народной жизни

Т естовое задание.

Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока

Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)

Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.

Главные действующие лица в эпизоде - Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во-первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и её тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены. Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается, и даже не пытается скрыть желания сбежать от семьи, неволи, а жена будет ему только помехой.

Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чём свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.

Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет - она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.

В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: