Анализ эпизода прощание катерины с тихоном конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
создать условия, способствующие раскрытию образа главной героини; содействовать работе, направленной на раскрытие конфликта драмы; разобраться в специфике жанра;
развивать аналитические способности, умения применять теоретические сведения при исследовании эпического произведения; использовать знания символики как средства глубокого познания текста и обобщения мыслительной деятельности учеников;
воспитывать истинные человеческие чувства; понимание, уважение к ближним, сопереживание.
создание характеристики героини
сопоставление оценок образа Катерины в русской критике
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала: наблюдения и сбора
Вид урока : Урок практических работ с элементами анализа ситуаций
Структура урока : Актуализация прежних знаний и формирование умений и навыков.
Технология: интерактивное обучение
2.Чтение учителем стихотворения
Загадочная русская душа.
Сложна, как смена красок при рассветах.
Усилья институтов и разведок
Ее понять — не стоят ни гроша.
Где воедино запад и восток
И где их разделенье и слиянье?
Где северное сходится сиянье
И солнечный энергии исток?
Загадочная русская душа.
Коль вы друзья, скажу вам по секрету:
Вся тайна в том, что тайны вовсе нету,
Открытостью она и хороша.
Тот, кто возвел неискренность и ложь
В ранг добродетелей, понять бессилен,
Что прямота всегда мудрей извилин.
Где нет замков — ключей не подберешь.
И для блуждающих во мгле закатной,
Опавших листьев золотом шурша,
Пусть навсегда останется загадкой
Рассвет в апреле —
-обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.
-Какие вопросы вы хотели бы обсудить, исходя из темы занятия?
хочу узнать
историю жизни Катерины
в чем трагизм положения Катерины, понять её психологическое состояние
Нравы Калинова
Так случайна ли её гибель или неизбежна?
Слово преподавателя: Жизнь Катерины проходит в волжском городе Калинове, там разыгрывается и трагедия. На прошлом занятии мы говорили о жизни города, его обитателей. Сформулируйте выводы, к которым мы пришли ?
Предполагаемый ответ : основная тема пьесы «Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, к стремлению к равноправию, к свободе личности. Основной конфликт пьесы «Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми.
Слово преподавателя : Представление человека начинается с имени. Что означает имя, отчество нашей героини?
Слово преподавателя : расскажите о детских годах героини и о формировании её характера?
Она хочет свободы. И полёт в данном смысле - это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая. ( Чтение отрывка: Почему люди не летают. )
Слово преподавателя : Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог ?
Предполагаемый ответ : Мечтательность, поэтичность, тянется ко всему прекрасному; глубоко религиозна - монолог 1 д. Уже в детстве мы видим в ней возможность протеста ( случай с лодкой), не безропотная, слабая натура, она терпелива до поры до времени.
Слово преподавателя - Что происходит с героиней, когда она попадает в домостроевское общество?
Предполагаемый ответ : Подобно цветам - засыхает, погибает изнутри, происходит медленная душевная гибель. Взамен свободе , радости навязывается страх, повиновение..
Слово преподавателя: Заполним таблицу:
В детстве
В семье Кабановых
"Точно птичка на воле"; "маменька души не чаяла"; "работать не принуждала".
"Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи".
Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.
Атмосфера дома - страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).
Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.
Вывод . Для Катерины главное - жить согласно своей душе.
Вывод . Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему.
Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.
Слово преподавателя : Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?
Предполагаемый ответ : Катерина чувствует потребность любить - быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях .На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.
Слово преподавателя - Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?
Предполагаемый ответ : Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.
Слово преподавателя - Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?
Предполагаемый ответ : Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.
Слово преподавателя : Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.
Слово преподавателя : Но обретает ли Катерина свободу ?
Слово преподавателя - Почему же кается Катерина? (д. явл. 6) Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?
Слово преподавателя : К покаянию её привел голос сердца, а что ещё?
Предполагаемый ответ : Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его. В христианстве покаяние очищение. Люди ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение.
Слово преподавателя : Приходит ли очищение к Катерине?
Предполагаемый ответ : Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче — не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.
Слово преподавателя : А как ведёт себя Борис?
Слово преподавателя : Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. явл.) Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.
Предполагаемый ответ : Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её - забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.
Слово преподавателя Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми? Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход? При том обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство — самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?
Предполагаемый ответ : Смерть героини - это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства - стать безвольным существом .
Преподаватель : Как оценили пьесу и образ Катерины в русской критике.
Цель: - развитие мыслительных способностей учащихся;
- развитие навыков сравнительно-сопоставительного анализа;
Рассматривает драму как подтверждение зарождающихся в России революционных сил, что приводит к некоторой
2. Оценка образа Катерины
- выработка собственной позиции по изучаемой теме. Оценка образа Катерины в русской критике.
Подобная таблица в качестве дидактического материала представлена представлена на столах. В сильных классах можно предложить самостоятельно заполнить таблицу, а затем сверить с информацией на слайде.
Вывод: Определите, оценка какого критика вам ближе и почему?
- С двумя героями связана Катерина: с одним - долгом, с другим — чувством. Речь пойдет о Тихоне и Борисе.
(Катерина: Возьми меня с собой отсюда
Тихон: нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!
Борис: Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает. )
Учитель: Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было её избежать?( Организация дебатов. Представители групп высказывают свою точку зрения. )
Позитивные стороны
Негативные стороны
3. «Мою любовь у меня никто не
6. «Сколько радости принесут
Учитель:- Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу?
Вывод: прежде всего - это выражение протеста домостроевским социально- бытовым принципам. Конфликт Катерины и её мужа с окружающим миром не разрешается. Единственный выход для свободной личности - не примирение с устоями и деспотизмом. В этом обществе она не может быть счастливой. Счастье было только в душе, но за него она заплатила слишком дорогой ценой - своей жизнью.
Изменилась ли ваша точка зрения на героиню?
Ваши прилагательные, раскрывающие главную черту характера героини, после нашей беседы. Назовите их.
Луч света в темном царстве.
А луч? Резкий длинный свет, беспощадно высвечивающий, холодный;
режущий, вызывающий желание закрыться. Разве это Катерина? Вспомните!
Борис: Как она молится! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица - то будто светится.
Свет идет изнутри! Нет, это не луч. Свеча. Трепетная, беззащитная. А от нее свет. Рассеивающийся, теплый, живой свет. К нему потянулись - каждый за своим. От этого - то дыхания многих и погасла свеча.
9 Оцените степень самостоятельности своих суждений, их оригинальность. Самооценка.
Цель: - развитие у учащихся культуры письменной речи; - развитие умения
аргументированно отстаивать свою позицию в письменном виде.
Тематика письменных работ на выбор:
В заключении я хочу вам прочесть стихотворение (Сережа Мельник)
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к драме.
Вот красота-то куда ведет… в самый омут.
Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения “Среди долины ровныя”.
Учитель: Эту песню поет Кулигин в начале 1 действия 1 явления. Там всего две строчки. Вообще в песне говорится о дубе, который одиноко растет среди ровной долины на “гладкой” высоте. Этот дуб сравнивается с молодцем, которому тоже скучно и одиноко жить без любимой, без семейного очага. Вроде все есть, но это все ничего не стоит, когда:
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне:
Не ластится любезная
Подруженька ко мне.
Учитель: Случайно ли такое начало в пьесе? (Тема одиночества в песне перекликается с темой одиночества и неприкаянности в драме. Катерина, как и герой песни, попала в чужую семью, с чуждыми ей порядками.)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о Катерине – не просто перечислять и обобщать факты из ее жизни. Мы должны проводить ее в последний путь. А в таких случаях всегда говорят хорошее. Так принято. Во время уроков по изучению этого произведения мы испытывали к Катерине разные чувства. И все же, давайте найдем для нее хорошие слова. (Запись темы в тетради.)
Ученица читает монолог из V действия 2 явление “Нет, нигде нет!”
Учитель: Случайно ли автор выделил этот монолог в отдельное явление? (Островский заставил нас сосредоточиться на ключевом моменте пьесы. Сейчас принимается последнее решение.)
Учитель: Обратим внимание на действие 3 явления V.Последний раз встречается Катерина с Борисом. Минуты отделяют ее от последнего шага. Героиня Островского готова к этому. А пока она еще живой человек. Найдите три фразы Катерины, в которых она будто выплеснет три душевных надрыва. Эти фразы имеют восклицательную интонацию. Какие они? (“Ну, прости меня!”, “Возьми меня с собой отсюда!”, “Поезжай с Богом!”)
Учитель: Что вы видите за словами Кати “Прости меня!”? (Ей не нужно сейчас прощение Бориса. Этим восклицанием она подчеркивает тот факт, что все равно призналась бы в своем грехе и мужу, и свекрови. И мы понимаем ту осознанную жертвенность, на которую обрекла себя Катерина ради протеста против ДЕСПОТИЗМА Кабановой.)
Учитель: А что мы чувствуем во второй фразе “Возьми меня с собой отсюда!”? (Борис уезжает. А если уехать с ним? Как бы появляется шанс спастись. Она виновна, призналась в грехе, но появился путь спасения – и за него ухватилась.)
Учитель: В ваших ответах прозвучало словосочетание “деспотизм Кабановой”. Давайте вспомним 3 явление П действия. Это сцена проводов Тихона.
(Просмотр заранее подготовленной инсценировки.)
– Каково значение этой сцены в развитии дальнейших событий?
(– Здесь обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабановой, выясняется полная неспособность Тихона защитить Катерину.
– Эта сцена объясняет решение Кати пойти на свидание с Борисом.
– Тихон понимает, что он унижает сейчас жену, но ослушаться матери не смеет, хотя и пытается смягчить ее требования. Цель Кабановой – привести к полной покорности и прежде всего СВОЕНРАВНУЮ Катерину.)
Учитель: Итак, Катерина оскорблена. Тихон – орудие в руках матери. Но чем больше ее (Катерину) унижают, тем сильнее в ее душе стремление к свободе, любви, счастью. И вот в руках Катерины ключ. Ключ ей дала Варвара. (Попутно вспоминаем, что это – завязка конфликта.)
Там, в саду, Катерину ждет Борис, которого она, непонятая, униженная и оскорбленная дома, действительно полюбила.(Монолог с ключом действие II явление 10.)
Поделитесь своими мыслями после прослушивания этого монолога. Обратите внимание на речь героини. В этой сцене видна победа чувств Кати над домостроевскими понятиями. Сначала она в смятении, ключ жжет ей руки. Речь Кати состоит из отрывистых предложений. Затем идут раздумья о жизни в неволе. Речь уже более сдержанная. В конце монолога проявляются сильные чувства. Последние фразы – страстный гимн любви. Героиня будто сжигает мосты за собой. Она решается навсегда уйти из ненавистного дома, зная, что пощады ей уже не будет. Это ее вызов. Этот ключ – от ее судьбы. Она открыла калитку. На это надо было решиться. Сразу такие поступки не совершаются. И наша героиня не оступилась, доказала “темным силам”, что сама не слаба.
Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене ПОКАЯНИЯ (действие !V “Ах, умираю!”) отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катей норм религиозной нравственности. Можно ли считать ее покаяние слабостью? Нет. Если бы она научилась обманывать, скрывать свои чувства к Борису, мы бы сказали, что она приспособилась к окружающему миру, примирилась с его нравственными устоями. Это объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против того обмана, который вошел в ее жизнь. Наверное, во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, нравственно очиститься.(Помечаем: покаяние – это первая кульминация. Вторая кульминация – прощание с жизнью, ее монолог “Друг мой, прощай!” (действие V явление 4)
Учитель: А что будет развязкой в драме? (Развязка – самоубийство Кати, потрясшее всех жителей. Действие V явление 7)
Учитель: Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли иной выход? (Узы брака считались нерасторжимыми. Варвара говорит Катерине: “Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена”. Сама Варвара бежит из дома матери – так она не замужем. Положение Катерины сложнее. Она уходит из дома. Но дороги дальше нет. Последняя попытка – найти поддержку у любимого. Но он ее не берет с собой. “Нельзя мне, Катя, не по своей воле еду. Дядя посылает”.)
Учитель: Таким образом, для Катерины осталось лишь 2 пути: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В ее поведении есть и сильные, и слабые стороны. Она рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе. Вернемся к словам Кати “Поезжайте с Богом!”.Что заключено в них? (Надежда Катерины утрачена. Это значит, что теперь все кончено. Героине осталось жить всего несколько минут. Своей смертью героиня освобождается и от гнета, и от терзающих ее внутренних противоречий. Под пером А.Н.Островского социально-бытовая драма из жизни купеческого сословия превращается в трагедию. Вернемся к эпиграфу. Красота разве привела в омут? Нет. Условия жизни в доме Кабановых.)
До урока оформить на доске:
ДЕСПОТИЗМ – власть одного лица, не считающегося с волей других; принуждение других подчиняться своей воле.
СВОЕНРАВНЫЙ – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.
1) добровольное признание в совершенном проступке;
2) исповедь, признание верующими своих грехов.
Учитель: И в конце нашего разговора хочу обратить ваше внимание на ЭТИМОЛОГИЮ ЛИЧНОГО ИМЕНИ – это авторский прием для более полной характеристики персонажей.
Цель урока:-проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
- выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
- учить проводить исследовательскую работу по тексту.
- учить высказывать свое мнение.
Форма урока: диспут.
Методические приемы:беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_piese_grosa_ostrovskogo.zip | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.
Методическая разработка урока литературы
Аудитория: 2 курс профессионального училища
Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33
Адрес домашний: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9
Рабочий 8 (48 231) 2-02-85
Домашний 8 (48 231) 5-50-60
Цель урока: -проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
- выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
- учить проводить исследовательскую работу по тексту.
- учить высказывать свое мнение.
Форма урока : диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций .
Организация группы к работе, отметить отсутствующих.
Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.
- О какой любви поется в романсе ? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).
-Как вы понимаете эти слова?
Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.
Учащиеся читают вопрос и отвечают устно на него
1) Черты характера Катерины.
-Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)- неспособность лицемерить , прямота.
Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.
-Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме)
Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье. (зачитать отрывок) Работа с текстом : чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл. 7)
Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.
В доме родителей:
В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.
В доме Кабанихи:
В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.
Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
А) Осознание своей обреченности
Б) Замкнутость , разочарованность в семейной жизни.
В) Страстное стремление к свободе, любви , счастью.
Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?
Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи
Независимость - отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
Религиозность - религиозное лицемерие
Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта , бескорыстие - грубость и брань
Честность , непосредственность – обман
Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.
Ваше мнение по вопросу : Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)
Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)
2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?
Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь ? Определение по словарю Ожегова ( Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)
1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.
2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей
и о любви как высоком духовном чувстве.)
3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.
Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?
Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен .
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит ,
Душа не хочет перемен.
Можно сделать вывод , что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли , порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.
Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.
Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )
- Кого полюбила Катерина?
- Почему Варвара догадывается о любви Катерины?
-Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?
(Чтение по ролям)
-Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?
- Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
( В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
- Как ведет себя Тихон перед отъездом?
Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10 .
Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
Чтение монолога.( читает учащийся)
- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?
( Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.
Любовный выбор обрекает Катерину на мучения . Она встречается с Борисом.
- В чем сложность внутреннего состояния Катерины?
- Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)
- В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)
Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся )
- Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу , она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)
- В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?
(Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.
Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и
правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)
Гроза в природе – освежает
Гроза в душе –очищает
Гроза в обществе –просвещает.
- Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)
- Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)
-В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?
Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?
(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)
- Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы с Катериной , если бы она не раскаялась?
( Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать , продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)
- Чем объясняется раскаяние Катерины?
- могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)
Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)
-Какой можно сделать вывод?
Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.
-Докажите, что смерть Катерины – это протест.
(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)
- Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?
Ты разрушаешь очаг.
Синий огонь кипит
В отчаянных очах.
Воительница в любви,
Что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом,
Чтобы построить храм.
Героиня пьесы , разрушая семью , шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.
-Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)
Роль Катерины играли многие актрисы, все по-разному подходили к интерпретации этого образа
Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины?
Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?
6 .Критики о пьесе.
- критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины
-В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.
-Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.
- Катерина – это «полоумная мечтательница
-Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий
-- Она постоянно кидается из одной крайности в другую
- Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других
-Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
- увидел в Катерине поэзию народной жизни
Т естовое задание.
Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока
Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)
Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.
Главные действующие лица в эпизоде - Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во-первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и её тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены. Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается, и даже не пытается скрыть желания сбежать от семьи, неволи, а жена будет ему только помехой.
Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чём свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.
Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет - она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.
В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Читайте также: