Алгоритмизация и программирование конспект урока

Обновлено: 24.07.2024

Перед публикацией материала внимательно проверьте все данные, указанные в вашем профиле. Информация из профиля будет использована при оформлении документов. В случае неполного или неправильного заполнения профиля свидетельства, сертификаты и другие дополнительные документы будут сформированы некорректно.
Проверить личные данные можно здесь

Оценить 368 0

Киян Ирина Владимировна

Обоснование урока:

Реальные учебные возможности класса – средний уровень интеллекта -60% , высокий – 40%

Место урока в теме – 1 урок, в разделе – первая тема, в курсе – ключевая по программированию. Какие навыки будут приобретены при составлении алгоритмов, такие и применяться при составлении программ на языках программирования.

Связь с предыдущими – Алгоритм – ключевое понятие (уроки математики, жизненные ситуации).

Работа темы на последующие – языки программирования.

Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация новых знаний, применение знаний и умений на практике.)

Главная задача – самостоятельность, не шаблон, а мыслительный процесс.

Особенности класса учтены, у данных детей средний потенциал.

Выбранная структура урока отвечает теме, решает главную задачу, подводит учеников к решаемой проблеме, вопросы вписываются в урок как переходный этап между объяснением нового материала и контролем знаний.

По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.

По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Развивающая: развить логическое мышление; понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе алгоритмических процессов; совершенствовать умения систематизировать знания по данной теме

Воспитательная: воспитывать культуру программирования; прививать интерес к предмету

Задачи учителя:

Ввести понятие алгоритма на основе собственного опыта учащихся

Показать необходимость алгоритмов в различных сферах деятельности человека

Рассмотреть свойства алгоритмов

Закрепить умения через практическую деятельность при составлении алгоритмов и изображении их в виде блок-схем

Оценить знания и умения учащихся по изученной теме

Опорные понятия: алгоритм, исполнитель, системы команд исполнителя, программа

Оборудование:

Визуальные: ПК, карточки (практические задания; задания для домашней работы),

Организационный момент (1-2 мин)

Актуализация опорных знаний (5 мин)

Минута релаксации (1мин)

Практическая работа (13-14 мин)

Комментирование домашнего задания (1-2 мин)

Итог урока (3мин)

Этапы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Создание организованности, готовности к уроку

- Здравствуйте, садитесь. (проверка готовность рабочего место школьников к уроку.)

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей для работы на уроке

Создан психологически благоприятный для работы климат

2. Мотивация и целеполагание

Создание эмоционального настроя, мотивирующего деятельностью каждого ученика, включение чувств, формирование личностного отношения к предмету обсуждения.

- В своей жизни мы встречаемся с различными практическими задачами: например, приготовление супа, решение уравнения, покупка продуктов и т.д. Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Значит, при решении любой задачи человек выполняет некоторую последовательность действий. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом двери. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия, и порядок их выполнения. Составьте в тетради такой план для малыша?

Выполняют задание: 1. Достать ключ из кармана. 2. Вставить ключ в замочную скважину. 3. Повернуть ключ в замочной скважине 4. Вынуть ключ.

Учащиеся внимательно слушают, идет настрой на рабочий лад, появляется интерес и желание работать дальше

Четко и быстро выполняют задание. Без труда составляю план открытия ключом двери.

3. Изучение нового материала.

в) система команд исполнителя

д) свойства алгоритмов

е) способы записи алгоритмов

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации

Способствовать формированию у школьников умения анализировать свои мысли, знания.

Развивать умения учащихся, соотносить свою деятельность с деятельностью остальных.

Формировать у учащихся умений анализировать и делать выводы.

Способствовать созданию учащимися своих гипотез, проектов и решений

Развивать умения работать с информацией, анализировать делать выводы, приводить примеры.

Формировать умения, использовать имеющиеся знания для работы с новым материалом.

Формировать понятие: в зависимости от исполнителя алгоритм может записываться в различной форме.

- Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов, которые мы с вами постоянно выполняем. Давайте вспомним, где вы уже встречались с алгоритмами?

- Запишем следующее определение.

- Подумайте, приведенные вами примеры алгоритмов сможет выполнить любой человек?

-Какой можно сделать вывод?

-Таким образом, мы видим, что алгоритм не имеет смысла, если неизвестны или не учитываются возможности того, кто будет исполнять этот алгоритм, то есть возможности исполнителя. Поэтому нам потребуется еще одно определениеСистема Команд Исполнителя, запишем:

- Как вы думаете, кто может служить исполнителем алгоритма?

- Как вы поняли, каждый алгоритм должен быть понятен исполнителю, поэтому алгоритм должен быть записан на понятном для исполнителя языке и эта запись называется программой. Запишем:

- Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Давайте теперь подумаем, какими свойствами обладает алгоритм.

- Хорошо, первое свойство алгоритмов это дискретность ( от лат.discretus – разделенный, прерывистый). Давайте запишем. Учитель диктует.

- Кроме того, исполнитель переходит к выполнению следующей команды, только выполнив предыдущую. Попробуем переставить в первом примере второе и третье действие. Вы, конечно, сможете выполнить и этот алгоритм, но дверь вряд ли откроется.

- Как вы думаете, каким еще должен быть алгоритм?

- Это свойство получило название детерминированность (от лат.determinate – определенность, точность) Запишем:

- Приведите пример алгоритма, в котором прослеживается свойство – детерминированность

- Какое свойство так же присуще алгоритму, к чему он всегда должен приводить?

- Хорошо, это свойство называется – результативность и требует, чтобы в алгоритме не было ошибок. Давайте запишем:

-Следующие свойство алгоритма это массовость. Это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными. Зафиксируем это свойство в тетради.

- Примером может служить алгоритм приготовления бутерброда. Составьте алгоритм так, чтобы он обладал свойством – массовость.

-Попробуйте назвать последнее свойство алгоритмов

Пятое свойство – конечность. В приведенных нами примерах каждое описанное действие реально, может быть выполнено. Поэтому и алгоритм имеет предел, то есть конечен. Запишем:

- Хорошо. Все эти свойства с другой стороны можно рассматривать, как требования к построению алгоритма, то есть когда вы будете строить алгоритм решения задачи вы должны следовать этим требованиям.

- Вспомним какими способами можно записать алгоритм?

- Совершенно верно. Но кроме этого, алгоритм можно еще записать на алгоритмическом языке. Давайте запишем (Приложение 1.)

Записывают тему урока. Слушают историческую справку.

Записывают: Алгоритм – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

На информатике (этапы решения задач), на математике (решение уравнения) и т.д.

Пишут: Исполнитель объект, который выполняет алгоритм.

- Нет, алгоритм решения кв. уравнения не сможет выполнить млад. школьник.

- Алгоритм может выполнить тот, кто понимает все его команды и может их выполнить.

- Система командисполнителя – совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.

- Человек, автомат, компьютер, машина и т.д.

-Программа - запись алгоритма на языке исполнителя.

- Должны быть отдельные шаги.

Свойства: 1. Дискретность – процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов

2.Детерминированность- любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае. Алгоритм не должен содержать команды, смысл которой может восприниматься неоднозначно.

Пример 1: если к остановке подходит автобус разных маршрутов, то в алгоритме должен быть указан конкретный номер маршрута – 5. Кроме того, необходимо указать точное количество остановок. – Пример 2: робот не поймет команды положить 2-3 ложки песка.

3.Результативность- процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи.

4. Массовость. По одному алгоритму можно решать однотипные задачи.

1. Отрезать ломтик хлеба 2. Намазать маслом 3. Отрезать кусок любого другого пищевого продукта (колбасы, сыра, мяса…) 4. Наложить отрезанный кусок на хлеб.

- Алгоритм должен иметь завершение.

5. Конечность. Каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения

- С помощью блок-схем, с помощью слов и на компьютере

Способы записи алгоритмов:

1. алгоритмический язык 2. графический способ (блок-схемы).

Расширение кругозора учащихся. Формирование научных мировоззрений.

Формирование основных понятий.

Присутствие атмосферы сотрудничества, взаимопонимания.

Накопление знаний, усвоение нового материала.

Самостоятельно делают выводы.

Накопление знаний, расширение кругозора.

Самостоятельно (учитель только направляет) выводят свойства, которыми обладает любой алгоритм.

Приводят большое количество примеров, что говорит об интересе и актуальности изучаемой темы.

Анализ предложенных учащимися способов записи алгоритмов. Выбор более удобной записи (сейчас, на этом уроке)

4. Минута релаксации

Снять напряжение, подготовить учащихся к дальнейшей работе.

Прошу вас стать исполнителями, выполнить следующий алгоритм (Приложение 2)

Побуждать учащихся к углублению в проблему, развивать умения работать с новым материалом, с литературными источниками.

Дать возможность выбора заданий и вида деятельности, стимулировать деятельность. При наличии времени рассмотрение альтернативных вариантов решения и их анализа.

-Мы рассмотрели свойства алгоритмов, давайте, еще раз их перечислим: (Приложения 3)

- Хорошо, а теперь давайте решим одну задачку: (запись в тетради) Исполнитель должен заменяя в слове одну букву, (причем только один раз) на любую другую получать осмысленное слово. Составьте алгоритм для преобразования слова РОЙ в слово МАК.

- Хорошо, займемся решением задач. Получите карточку с заданиями (Приложение 4) Анализ предложенных учащимися алгоритмов и рекомендации по написанию алгоритма в случае затруднений.

- Дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость

- РОЙ – РАЙ - МАЙ- МАК

Выбирают задание, анализируют условие, создают модель алгоритма. Самостоятельно пишут алгоритм на основе созданной модели. Выносят решение на доску

Выявить степень усвоение нового материала

Альтернативные варианты решения и их анализ.

Каждый выбирает задание по своим возможностям и интересам.

За достаточно правильные решения ставится оценка.

Домашние задания дает возможность выбора способа решения задач: в виде графической схемы или записи на алгоритмическом языке.

Повторение материала урока, знать свойства алгоритма и формы записи. Предлагается решить задачи на выбор. ( Приложение 5)

Выбирают задания, записывают их в тетрадь.

Учащиеся выбирали задания по своему уровню

7.Подведение итогов урока

Способствовать умению учащихся проводить самоанализ.

Предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке, проанализировать, что получилось, а чего не удалось и почему, что необходимо для улучшения результата.

Пробуют провести самоанализ

Анализ собственных мыслей, чувств, знаний.

Приложение 1

Графическая форма представления алгоритма - блок-схема

Вид стандартного графического объекта

Выполняемое действие записывается внутри прямоугольника

Условие выполнения действий записывается внутри ромба

Счетчик кол-во повторов

Последовательность выполнения действий.

Представление алгоритма на алгоритмическом языке

Алг. - алгоритм

Арг. - аргументы – величины, которые являются данными задачи

Рез. – результаты – величины, являющиеся результатами работы программы

Нач. – начало исполняемой части алгоритма

:= - команда присваивания

Приложение 2.

Закройте глаза. Расслабьте мышцы спины. Представьте зеленое пятно. Нарисуйте мысленно восьмерку, переверните ее, сместите вправо, влево, вверх, вниз. Повторите еще раз. Откройте глаза.

Приложение 3.

Схема доски

Тема: Алгоритм и его свойства.

Свойства

Способы записи алгоритмов:

1.Дискретность. 2.Детерминированность 3.Конечность 4.Результативность. 5.Массовость.

1. алгоритмический язык

2. графический способ (блок-схемы).

Приложение 4.

Практические задания к уроку

1.Написать алгоритм или начертить блок-схему вычисления значений функции, заданной следующим образом:

3 ax – b при 0 ≥ x ≤ 100

ax + b при -100 ≤ x x = 1

2. Составить алгоритм и программу для вычисления выражений:

3. Составить алгоритм и программу для вычисления периметра пятиугольника, если известны его стороны.

4. Найдите все трехзначные числа, сумма цифр которых равна заданному числу.

Приложение 5.

Задания для домашней работы.

5. Составить алгоритм нахождения наименьшего из трех чисел введенных с клавиатуры.

6. Составить алгоритм, суммирующий штрафное время команд при игре в хоккей. Суммарное время должно выводится на экран для обеих команд после любого его изменения.

7. В компьютер вводятся данные о росте учеников класса. Составьте алгоритм, который после каждого нового ввода информации выводил бы на экран среднее значение роста.

Выводы по уроку:

1.Свойства алгоритмов являются необходимым требованием при построении алгоритмов и решении алгоритмических задач.

2.Роль алгоритмов в жизни человека очень велика, так как выполнение практически любого действия требует четкого плана. Строгое выполнение которого, приведет к желаемому результату.

3.Учащиеся могут выполнять задания, используя другие структуры алгоритмов. Если их решение приводит к достижению цели, поставленной в задаче, ошибкой это считаться не будет и оценку можно не снижать, хотя алгоритм может быть несколько несовершенен.

4.Выполняя домашние задания, желательно, чтобы ребята работали самостоятельно, выдвигали свои решения, а не копировали вариант, данный учителем. Но при этом нужно обращать внимание учащихся на то, что решение должно быть рациональным.

5. При подведении итогов урока учащиеся отметили, что и весь урок - это тоже алгоритм, а они сами и учитель являются исполнителями. По шаговое исполнение алгоритма, четкость и конкретность заданий позволили усвоить новый материал.

Тема урока: Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.

р азвивающие : содействовать разви т ию логическо го мышлени я , умение сравнивать и анализировать, умение выполнять (проходить) алгоритм по заданным шагам;

воспитательные : воспитывать бережное отношение к ПК и учебной литературе, усидчивость , культуру, самостоятельность и творческое начало обучающихся .

- знакомство с новыми определениями темы.

- знакомство с формами записи алгоритмов.

- научится записывать алгоритмы разными способами ( словесный, формульно-словестный, графический, язык алгоритма ) .

- научится проходить алгоритм, представленный в различных формах.

- научиться видеть место алгоритмов в обучении и в жизни.

Тип урока: Урок по усвоению новых знаний.

Формы обучения: фронтальная форма обучения, индивидуальная форма, групповая форма.

Планируемые результаты:

личностные: навыки работы с алгоритмами.

предметные: общие представления об типах алгоритмов.

метапредметные : умение работать с учебником; умение работать с рабочей тетрадью .

Используемые интерактивные средства обучения (технические средства): проектор, компьютер для учителя, компьютеры для обещающихся интерактивная доска, презентация ( ПРИЛОЖЕНИЕ А ), карточки ( ПРИЛОЖЕНИЕ Б ).

Этапы урока:

Организационный этап – 1 мин.

Актуализация знаний – 5 мин.

Изучение нового материала – 14 мин.

Физкультминутка – 3 мин.

Рефлексия – 5 мин.

Компьютерный практикум – 15 мин.

Подведение итогов – 1 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Организационный момент

ПРИЛОЖЕНИЕ А Слайд 1. Здравствуйте ребята! Прежде чем мы начнем наш урок, давайте проверим все ли у вас готово к уроку (проверка готовности к уроку проверка наличия всех необходимых школьных принадлежностей).

Слайд 2. Тема сегодняшнего нашего урока: Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.

Актуализация знаний . Проверка Д/З.

Обучающиеся выполняют задания в рабочей тетради для 6 класса.

стр. 142 № 161; стр. 144 № 164; стр. 147 № 168; стр. 152 № 175.

Пока они выполняют задание преподаватель проверяет домашнее задание в рабочей тетради.

стр. 148 № 171; стр. 154 № 177.

Изучение нового материала.

Слайд 4. Давайте вспомним определение алгоритма (один из обучающихся дает определение) : Алгоритм — конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату .

Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом. Мы с вами на нашем уроке будем рассматривать алгоритмы, исполнителем которых будет является человек. Последовательность шагов, которые выполняются человеком при решении некоторой задачи, удобно записывать в виде нумерованного списка (т.е. словесная форма) таблицы или изображать с помощью блок-схемы .


А сейчас давайте сравним какой получился у вас алгоритм с алгоритмом на экране.


Слайд 6. Давайте сейчас рассмотрим геометрические фигуры для обозначения каждого шага алгоритма: (записать в тетрадь).

Обратите внимание! Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

Слайд 7. Алгоритмы бывают трех видов: линейные, алгоритм с ветвлением и алгоритм с повторением. Давайте каждый из видов рассмотрим подробнее.

Слайд 8. В алгоритмах команды записываются друг за другом в определенном порядке. Алгоритм, в котором команды выполняется в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.

Слайд 9. Сейчас мы с вами алгоритм посадки дерева представим с помощью блок-схемы. Данный алгоритм является примеров линейного алгоритма.

Слайд 10. Ситуации, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречаются крайне редко. В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки.

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется ветвлением.

Слайд 11. Я предлагаю вспомнить сказку о Иване Царевиче, когда он приехал к камню и ему пришлось делать выбор поехать направо или налево. Данный пример является примером разветвляющего алгоритма.

Слайд 12. На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.

Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением) .

Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом или алгоритмом с повторениями .

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием .

Обрати внимание! Следует разрабатывать алгоритмы, не допускающие таких ситуаций.

Физкультминутка .

Слайд 15. Обучающимся выдаются карточки с заданиями (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

6. Компьютерный практикум.

7. Подведение итогов.

Выставление оценок за урок.

8. Домашнее задание.

Слайд 17. § 16 - 17 – читать, выучить определения; стр. 110 № 2, стр. 116 № 11 (письменно).


Этот урок посвящён повторению и обобщению материала по теме. В нём рассказывается об основных характеристиках величин, рассматриваются основные структуры программирования и способы записи программ в виде блок-схем, на примерах рассматриваются способы решения задач на языке программирования Pascal, а также способы записи этих задач при помощи блок-схем.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Алгоритмизация и программирование"

На этом уроке мы с вами вспомним основные характеристики величин, рассмотрим основные структуры программирования, запись программы в виде блок-схемы и много другое.

Величины делятся на константы и переменные.

Константа – это неизменная величина, которая представляется в алгоритме собственным значением. Её значение в течение всей программы не изменяется, то есть оно постоянно.

Переменная же может изменять своё значение. Например, в начале программы она была равна трём, а в конце – десяти.


Любая константа или переменная занимают ячейку памяти, а значение этих величин определяется двоичным кодом в этой ячейке.

Переменная имеет три основных свойства: имя, значение и тип.

Имя переменной – это любая отличная от служебных слов последовательность букв, цифр и символов подчёркивания. Следует запомнить, что при задании имени следует использовать латинский алфавит, а имя должно начинаться с буквы или символа подчёркивания. Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Имя не должно совпадать ни с одним служебным словом языка программирования.

Значение переменной – это её числовое представление.

Типы данных делятся на целый, вещественный, логический и символьный.


Типы данных различаются между собой по трём критериям: множество допустимых значение, множество допустимых операций, форма внутреннего представления. Все эти свойства представлены в таблице.

Типы констант определяются по форме записи в тексте, а типы переменных задаются в разделе описания переменных.


Команда присваивания служит для задания или изменения значений переменной.

То есть присваивание – это действие, в результате которого переменная величина получает определённое значение. Существует несколько методов присваивания.

Так, например, в языке программирования Pascal, значение переменной можно присвоить при помощи оператора присваивания, оператора ввода данных и передачи значения через параметры подпрограмм.

Тем не менее, независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм решения любой задачи на компьютере может быть составлен из следующих команд:

· обращение к вспомогательному алгоритму (подпрограмме);

Для описания алгоритмов лучше всего использовать блок-схемы.

Рассмотрим основные алгоритмические структуры и их запись на алгоритмическом языке.

Следование – это линейная последовательность действий.


В данном случае серия – это простой или составной оператор. Составной оператор – это серия, заключённая в операторные скобки. В языке Pascal: begin … end.

Далее рассмотрим ветвление. Ветвление – это алгоритмическая альтернатива. Рассмотрим блок-схему полного ветвления.


Если заданное условие выполняется, то управление передаётся серии 1, а если нет – серии 2. Также вам предоставлено полное ветвление, записанное на алгоритмическом языке.

Условие – это утверждение, которое может быть истинным или ложным. Такое утверждение ещё называют логическим выражением.

Также для записи можно использовать неполную форму ветвления.


В ней, если условие выполняется, управление передаётся серии, а если нет, то программа переходит к выполнению остальных команд, следующих за ветвлением.

Цикл – это повторение некоторой группы действий по условию. Существует 3 типа цикла: цикл с предусловием (цикл-пока), цикл с постусловием (цикл-до), цикл с заданным числом повторений.

При цикле с предусловием серия будет выполняться до тех пор, пока условие истинно.


То есть сначала идёт проверка условия, а затем решается, будет выполняться серия или нет. При использовании данного цикла серия может ни разу не выполниться, так как есть вероятность, что условие будет ложным.

А при цикле с постусловием сначала идёт серия, а затем условие.


Серия будет выполняться до тех пор, пока условие ложно. В данном цикле серия выполнится хотя бы один раз, прежде чем программа приступит к проверке условия.

Цикл с заданным числом повторений используется в том случае, если заранее известно число повторений серии.


При выполнении этого цикла переменная получает начальное значение. Затем выполняется серия, входящая в тело цикла. После этого значение переменной увеличивается на шаг и снова выполняется серия. Так происходит до тех пор, пока значение переменной меньше либо равно конечному значению переменной цикла. Как только значение переменной становится больше своего конечного значения, происходит выход из цикла.

Перейдём к примеру.

Нарисовать блок-схему и написать программу на языке программирования Pascal, которая подсчитывает сумму целых чисел, введённых с клавиатуры. Сумма подсчитывается до тех пор, пока вводятся числа в интервале от -10 до 10.

Начнём с блок-схемы. Она будет выглядеть следующим образом:

Далее идёт блок-процесс, в котором присвоим переменной S значение, равное 0. После него будет идти блок ввода значения для переменной a.

Затем будет идти блок принятия решения, в котором запишем наш интервал для a от -10 до 10. Если условие ложно, то есть введённое число не входит в указанный диапазон, соответственно будет идти блок вывода суммы. Если же условие истинно, то будет идти блок процесса, в котором присвоим переменной S значение суммы, то есть S + a. После чего будет идти снова блок ввода значения для переменной a.

Затем, после получения нового значения переменной a, возвращаемся к проверке нашего условия.

После блока вывода на экран суммы у нас будет идти конец программы.



Запустим её. В результате мы получили данные о трёх учениках, рост которых больше 170. Посмотрим на таблицу, которая была дана по условию задачи.


Действительно, таких учеников всего трое.

Рассмотрим ещё одну задачу.


В лабораторной работе измеряют массу m и ребро a пяти образцов кубической формы. Составить программу на языке программирования Pascal для расчёта плотности вещества. Плотность вычисляется по формуле Данные измерений вводятся с клавиатуры. Результаты измерений и вычислений выводятся в таблицу.

В начале программы нам необходимо объявить два массива m и a, каждый из которых будет содержать по 5 элементов вещественного типа. Также нам понадобится переменная i целого типа, которая будет обозначать порядковый номер массива.

После слова begin попросим пользователя ввести попарно массу в граммах и ребро в сантиметрах.

Организуем цикл, который будет повторяться 5 раз и содержать одну команду – ввод элементов массивов m и a. То есть при запуске сначала будем вводить массу первого элемента, а затем его ребро, после – массу второго элемента и его ребро и т. д.

Для того, чтобы было более понятно, что будет выводиться на экран, выведем поясняющую фразу при помощи операции Writeln.

Снова организуем массив от 1 до 5, который будет содержать операцию вывода на экран. Сначала мы должны вывести порядковый номер элемента – i, далее поставить двоеточие и число 4 для отступов между элементами. После порядкового номера будет идти масса элемента с двумя цифрами после запятой. Третьим будем выводить ребро элемента также с двумя цифрами после запятой. Ну и последний элемент – плотность. Формулу вычисления плотности мы с вами знаем, поэтому запишем следующее: m [i] / (a[i]*a[i]*a[i]), так как объём вычисляется по формуле a 3 . И снова зададим формат вывода: 2 цифры после запятой. Конец программы.


Запустим программу и введём поочерёдно числа, представленные на экране. Программа работает верно.

Пришла пора подвести итоги урока.

Сегодня мы с вами вспомнили основные характеристики констант и переменных. Рассмотрели основные алгоритмические структуры и способы их записи в виде блок-схем. Самостоятельно нарисовали блок-схему, исходя из условия задачи. А также написали несколько программ на языке программирования Паскаль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC, опорные конспекты.

Организационный момент - 1 мин.

Актуализация знаний. Про­верка домашнего задания. Фрон­тальный опрос - 5 мин.

Изучение нового материа­ла - 5 мин.

Закрепление нового мате­риала - 5 мин.

Формирование умений по конструированию разветвляю­щихся алгоритмов - 15 мин.

Самостоятельная работа - 10 мин.

Подведение итогов заня­тия - 2 мин.

Домашнее задание - 2 мин.

Организационный момент (Приветствие).

2. Актуализация знаний. Про­верка домашнего задания. Фрон­тальный опрос.

Проверим выполненное вами домашнее задание. Нужно было написать текст программы следующей задачи на языке Паскаль.

Для украшения новогодней елки используют разноцветные шары. Каждый год на елку вешают разное количество красных шаров. Сколько шаров будет украшать елку в этом году, если известно, что синих шаров всегда на 25 больше, чем красных?

Var a, k: integer;

Writeln (‘введите количество красных шаров’);

Write(‘в этом году елку будет украшать’, k, ‘шаров’);

Один человек решает задачу на доске, остальные отвечают на вопросы.

Вопросы и задания (фронтальный опрос).

Дайте определение линейных алгоритмов.

Перечислите основные структуры линейного алгоритма и в виде чего они обозначаются в блок-схеме.

(Ответ: ввод / вывод данных - в виде параллелограмма, последовательность команд – в виде прямоугольника).

Расскажите порядок выполнения алгоритма для вычисления среднего арифметического и среднего геометрического двух чисел А и В.

(Ответ: Ввести два числа А и В; вычислить среднее арифметическое, вычислить среднее геометрическое; вывести результаты.

Var a, b, c, d: integer;

Writeln (‘введите два числа’);

Переведите на язык программирования следующие команды:

Увеличить А в 20 раз

Уменьшить В в 34 раза

(Ответ: Writeln (‘введите два числа’);

Writeln (‘a=’, a, ‘b=’, b);

3. Изучение нового материа­ла.

В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются одна за другой, конструкция ветвления включает в себя проверку условия.

Графически ветвление можно представить схемой:



По этой схеме, если условие истинно, выполняется серия действий 1, иначе выполняется серия действий 2.

При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор. Его общий вид:

Пример: if ab then x:= a else x:=b;

для записи неполных ветвлений используется неполная форма условного оператора:

Графическая схема простой (неполной) конструкции ветвления:


Здесь при справедливости условия выполняется действие, а если условие нарушено, то сразу переходим к оператору, который следует за условным оператором.

Слова if - then - else переводятся с английского на русский язык как если – то – иначе, что полностью соответствует записи ветвления на алгоритмическом языке.

В качестве условий такого оператора используется значение логического выражения:

простые – записанные с помощью операций отношения;

сложные – записанные с помощью логических операций: OR (или) и AND (и).

Чтобы после ключевых слов then или else могла выполняться последовательность операторов, они должны быть заключены в операторные скобки – ключевые слова Begin и End. Операторные скобки охватывают фрагмент исходного текста программы, который необходимо считать одним оператором. В качестве операторов, используемых в составном операторе, могут использоваться любые операторы, допустимые в Паскале, в том числе условные операторы, а также составные операторы.

Составной оператор:

В качестве оператора после then и else можно использовать условный оператор. Например, возможна следующая конструкция:

при использовании таких сложных конструкций (их ещё называют вложенными ветвлениями) следует иметь в виду, что else всегда относится к ближайшему оператору if.

4. Закрепление нового мате­риала.

Работа с опорным конспектом. Каждое задание выполняется на доске, остальные учащиеся записывают результаты в своих опорных конспектах.

(Ответы на задания опорного конспекта.

Задание №1. Ответ: 3.

Var a, b, min: integer;

Writeln (‘введите два числа a и b’);

If a b then min:=b else min:=a;

Write(‘наименьшее число’, min);

Формирование умений по конструированию разветвляю­щихся алгоритмов.

Читайте также: