Алексин домашний совет конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Познакомить учащихся с именем А.Г.Алексина, нравственной проблематикой его прозы.

Развивая навыки самостоятельного анализа художественного произведения, помочь разобраться в содержании прочитанного, подвести к осознанию нравственного понятия взрослости.

Способствовать развитию эстетического вкуса восьмиклассников, их творческих способностей и воображения, эмпатийной культуры.

Использование приемов работы, направленных на формирование и развитие системы духовно-нравственных ценностей современного школьника.

Средства реализации методической цели

Постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемные ситуации, совместный поиск нравственных истин, индивидуальные творческие задания, метод анализирующего наблюдения, метод духовного контакта.

Тексты повести “А тем временем где-то…”, выставка книг А.Алексина, портрет писателя, выставка рисунков – иллюстраций к прочитанной повести “Наш вернисаж”, мультимедийный проектор, фотогазета “Семья – это крохотная страна”, словарь нравственных понятий.

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Готовясь к сегодняшнему уроку, я вновь перечитала повесть “А тем временем где-то…” А.Г.Алексина, которая, наряду с другими его произведениями, вошла в золотой фонд отечественной прозы. Я вновь волновалась за героев и радовалась встрече с хорошей книгой, как и тридцать лет назад, когда открыла для себя этого удивительного писателя впервые. Очень хочу, чтобы прочитанная повесть стала для вас открытием нравственных истин, заставила посмотреть на себя со стороны и ответить на вопросы: что такое добро и зло, долг совести, какова мера ответственности человека за свои поступки? Могу ли я считать себя по-настоящему взрослым? Пришла пора, дорогие друзья, ставить такие вопросы и искать ответы на них.

Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

2. Объявление темы урока, целей работы.

А.С.Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанной книги, к осмыслению нравственных проблем, которые поднимает писатель. Разбираясь в содержании повести, будьте внимательны к слову!

Работа со словарем нравственных понятий (определение значения слова нравственность).

Знакомство с правилами эффективного учебного взаимодействия (памятка)

Важно не только умение говорить, но и умение слушать;

Необходимо говорить понятно, высказываться по теме, избегая избыточности информации;

Критикуем идеи, а не личности.

Мнения могут быть различными, но не безразличными!

“Бывает так в жизни – вдруг увидишь в обыкновенном самое главное!” – считает писатель Виктор Гончаров. Разделяете ли вы эту точку зрения?

В ходе сегодняшнего урока-размышления мы не раз убедимся в правоте этих слов.

II. Организационно-деятельный этап.

Первая книга Алексина – “Тридцать один день” - издана в 1950 году. С тех пор к читателям пришли десятки алексинских повестей, ставших очень популярными, - “Мой брат играет на кларнете”, “Безумная Евдокия”, “Поздний ребенок”, “Третий в пятом ряду”, “Раздел имущества”, “Сердечная недостаточность”, “Звоните и приезжайте!”

По данным международной прессы, произведения Анатолия Алексина переведены на сорок восемь языков, их тираж в мире превысил сто миллионов экземпляров. Писатель удостоен званий лауреата Международных премий, Государственных премий СССР и России, включен в Международный Почетный список имени Г.-Х.Андерсена. В связи с 200-летием со дня рождения А.С.Пушкина Международное общество пушкинистов присудило А.Алексину Пушкинскую медаль и Почетный диплом. Писателю вручена израильская премия “Сострадание” (за помощь онкологическим больным и в том числе жертвам чернобыльской аварии). Многие повести А.Алексина экранизированы.

Около пятнадцати лет писатель вел по первому каналу Центрального телевидения известную передачу “Лица друзей”.

Сокровища своей души автор, оптимист и жизнелюб, щедро дарит взрослым и детям. Все его повести и рассказы – тонкое и бережное исследование внутреннего мира человека. Главный герой его произведений – семья, о чем свидетельствуют названия его книг (“Домашний совет”, “Поздний ребенок”, “Раздел имущества” и др.)

2. Обращение к эпиграфу урока:

Семья – это крохотная страна,
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!
(Э.Асадов)

Презентация фотогазеты “Семья – это крохотная страна…” (фотографии семей одноклассников)

3. Беседа по содержанию прочитанной книги.

3.1. Выразительное чтение начала и конца повести. Определение композиционных особенностей произведения (Композиционная рамка, рассказ от 1 лица)

3.2/ О чем заставила задуматься прочитанная книга?

Проверка индивидуального творческого задания (Платон утверждал: “Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное”. Поразмышляйте над смыслом сказанного в мини-сочинении на тему “О чем меня заставила задуматься повесть “А тем временем где-то…”)

3.3/ Определение ключевых слов-образов предстоящего полилога

(Последовательно открываются слова на доске: семья, взрослость, ответственность, долг)

3.4. Толкование лексического значения слов: ответственность, взрослость, долг (словарь нравственных понятий, составленный дома)

3.5. Расскажите об “образцовой семье” Емельяновых

(“…отец и мама совершили столько правильного и добросовестного, сколько могло бы быть запланировано на пять или даже целых десять семей”; “Образцовая семья!” - со вздохом и неизменным укором в чей-то адрес говорили соседи,… видя, как мама и отец по утрам в любую погоду совершают пробежку вокруг двора, как они вместе, под руку идут на работу и вместе возвращаются домой”).

3.6.Почему Сергей Емельянов “своим поведением… опрокидывал все законы наследственности?” В чем это проявлялось? (“Мои родители посещали все родительские собрания, а я писал с орфографическими ошибками. Они вовремя расписывались в дневнике, а я сбегал с последних уроков. Они вели в школе спортивный кружок, а я подсказывал другу Антону”)

3.7. Что объединяло “неправильных” бабушку и внука? (Она, “как и я, то и дело опрокидывала законы наследственности”). Можно ли в этот момент считать героя по-настоящему взрослым?

3.8. “До того дня жизнь казалась мне настолько простой и ясной, что я редко в чем-нибудь сомневался”. О каком дне идет речь? Почему Сергей решил защитить “образцовость” своей семьи? Почему у дома Нины Георгиевны он стремился зарядиться “решительностью и гневом”? (“И вот опасность возникла. Я еще не мог разглядеть ясно ее лица, но я предчувствовал ее… Никому не мог я сознаться в том, что отец (мой отец!) был и будет для какой-то неведомой мне женщины самым близким человеком на свете!”).

3.9. Чтение по ролям главы 4 (Первая встреча Нины Георгиевны и Сергея)

3.10 “Я готов был ее защищать!” Как это решение характеризуют юного героя повести? (“Я не хотел, чтобы отец защищал ее, и наврал, что он вернется через полтора года. Но сам-то я мог помочь ей! Вместо отца! Защищать, конечно, труднее, чем “просто выслушать”. Но на защиту не нужно иметь прав: чтобы защитить человека, не надо даже спрашивать его разрешения”).

Сергей находится на рубеже взрослой жизни. Он выбирает правильный путь нравственного взросления: помочь человеку, который нуждается в поддержке. Герой одерживает трудную победу, победу над собой.

3.11.Расскажите о Шурике. Считаете ли вы допустимым добиваться благородных целей неблагородными способами? (“Я ведь люблю ее. И многим обязан…Но если нашлись родители? Я ведь не виноват”).

3.12. Любит ли, по-вашему, Шурик Нину Георгиевну?

Как вы считаете, можно ли “испортить добротой”?

3.13.Можно ли назвать Шурика, который старше Сергея, по-настоящему взрослым человеком? (“Вежливо и ласково спросил”, “его никак нельзя было бы обвинить в нечеткости”, “все его фразы были обдуманными, какими-то чересчур завершенными”. “Значит, я должен исчезнуть из того дома и не напоминать о себе… Если собаке хотят отрубить хвост, это надо делать в один прием… Прощаться с глазу на глаз – это невыносимо”).

3.14. Расскажите о Нине Георгиевне.

Что имел в виду Шурик, называя Нину Георгиевну “странным человеком”, “не от мира сего”? Согласны ли вы с ним?

(“Сознательность на грани фантастики”; “вежлива очень. Даже если не верит, не решается это показать”)

Не очень часто встретишь людей с таким добрым сердцем, самоотверженной душой, как Нина Георгиевна. Очень деликатная, душевно тонкая натура. Дважды простила и оправдала предательство близких людей.

3.15. В чем проявляется исключительная, всепрощающая доброта Нины Георгиевны? Почему рядом с такой женщиной вырос предатель? В чем заключается предательство Шурика?.

Беда таких людей в том, что они сами, обладая исключительным чувством долга, снимают ответственность за свои поступки с окружающих. Если доброта рождена стремлением видеть человека лучше, чем он есть, она должна быть еще и требовательной. Принципиальность, требовательность ничуть не исключают душевной тонкости, чуткости.

3.16. Перескажите близко к тексту содержание главы 8. Как ее содержание дополняет характеристики героев: Шурика, Сергея, Нины Георгиевны?

3.17. “Из моей жизни ушла беспечность”, – говорит Сергей. В чем это проявляется?

(“Казалось, что отец, уйдя из этого дома, доверил мне обязанность защищать Нину Георгиевну. Или, вернее сказать, переложил на меня эту обязанность. И я уже не мог от нее освободиться”). Что заставило Сергея по – новому взглянуть на себя и свои поступки?

3.18. Сергей пытается найти повод, чтобы еще раз прийти в дом к Нине Георгиевне, “подняться на 2 этаж старого желтого домика”. Какое решение он принимает? Почему не решается разыграть больного?

(“… и один из двух собеседников был мне неприятен: этим собеседником был я сам”)

3.19. Согласны ли вы с мнением Нины Георгиевны: “Чтобы уйти от человека, надо иногда придумывать ложные причины. Но чтобы прийти, ничего не нужно придумывать. Надо просто прийти, и все…”

3.20. Какие подобранные вами цитаты из текста можно использовать в качестве эпиграфов к уроку?

3.21. Взрослость. Что, по-вашему, означает это слово? Имеет ли право Сергей считать себя взрослым человеком? Аргументируйте свой ответ.

(“Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости”)

3.22. Как вы поняли смысл названия повести?

Какая фигура речи использована автором в названии? С какой целью? (Умолчание)

3.23. Продолжите фразу “А тем временем где-то…”

3.24. Защита выполненных рисунков к повести. Почему для иллюстрирования выбран именно этот эпизод?

3.25. Сформулируйте нравственные проблемы повести.

III. Рефлексивный этап.

Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанного?

Заключительное слово учителя.

А.Г.Алексин пишет о юных героях, которые находятся на рубеже взрослой жизни. Они не совершают, на первый взгляд, никаких подвигов. Но важно то, что его герои одерживают одну из самых трудных побед – победу над собой. И жизнью, и поведением их писатель убеждает нас в том, что взрослость – понятие не столько возрастное, сколько нравственное. Взрослость определяется поступками и деяниями человека.

Произведения А.Алексина наделены талантом человечности. Писатель пробуждает в людях этот бесценный талант – талант Человеческого участия.

Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен мир, не очутиться.

- познакомить с произведениями А.Алексина; - формировать личностный подход к изучаемому произведению; - развивать навыки эмоционального выразительного чтения; - совершенствовать устную речь учащихся; - воспитание талантливого читателя; - воспитание в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие.

Оборудование: литературная газета о писателе, выставка книг А.Алексина, вопросы для обсуждения, иллюстрации к повести, плакаты с высказываниями, проектор, ноутбук, экран.

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ПОВЕСТИ:

- Где происходит действие повести? - Кто же герои повести? Кто вам понравился? - Какие чувства вы испытали, читая эту повесть ?

– О чем эта повесть?

(О формировании личности человека, о нравственных ценностях, о сложных взаимоотношениях между близнецами, о нравственных и безнравственных поступках).

– Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

(Если вы хотите, чтобы все люд всегда поступали так же, значит этот поступок нравственный, а если нет – значит безнравственный) . – Приведите примеры нравственных и безнравственных поступков. – А что такое зависть? Какой она бывает?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока по рассказу Алексина " Домашнее сочинение" с помощью технологии критического мышления учащиеся получат возможность прогнозировать сюжет рассказа по его названию, корректировать свое представление о содержании рассказа в зависимости от объема прочитанного текста на уроке, формулировать основную мысль произведения

продолжить работу над совершенствованием навыков изучающего чтения;

формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;

способствовать развитию критического мышления;

воспитывать положительные качества личности: сопереживание, уважение к трагедии других людей, историческому прошлому нашей страны

Планируемые результаты:

Ученики научатся:

прогнозировать содержание произведения;

соотносить смысл названия рассказа и его основную мысль рассказа;

Формирование УУД

Личностные УУД

целостное восприятие окружающего мира;

развитие мотивации к учебной деятельности, творческий подход к выполнению заданий;

рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, используя текст художественного произведения;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенном художественном тексте

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других; аргументировать ее

слушать и анализировать речь участников диалога;

вступать в беседу на уроке и в жизни

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока: презентация

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова.

Фамилия писателя Гоберман не настоящая.-

Анатолий Алексин начал печататься еще в школьные годы. +

Во время Великой Отечественной войне работал на стройке и редактором малотиражной заводской газеты. +

После войны поступил в строительный институт. –

Анатолий Алексин снискал славу как лучший писатель для подростков и юношества+

Снимался в кино по своим повестям и рассказам. -

В 1993 году уехал в Израиль, а потом в Люксембург. Там трудился и работал до конца своих дней. +

Что произошло на самом деле?

1. Смысл названия. Идея рассказа

ИДЕЯ: НАДО УЧИТЬ УРОКИ, чтобы не получать плохие отметки.

(Например, мальчик Владимир Платов написал о том, что интересного с ним случится в 1972 году, может, о своих мечтах, которые исполнятся)

ИЛИ: Мальчик невнимательно слушал задание учителя и сделал его неправильно, поэтому после плохой отметки он положил сочинение в энциклопедию и забыл про него

(Мальчик написал письмо девочке Вале, в которую был влюблен. Только это должна была быть повзрослевшая Валя, так как адресату должно быть примерно 46 лет. И она должна быть давно его женой, и работать они должны в одной больнице. То есть Владимир Платов в своем письме спрогнозировал свое и Валино будущее на30 лет вперед. У них счастливая жизнь, в которой уже нет страхов, что девочка любит не его, а одноклассника Лешку Филиппова. А еще у них есть дети: дочка Валя-маленькая и сын Сергей.)

(Например, Дима очень захотел узнать, кто такой Владимир Платов и как его письмо попало в книгу из их домашней библиотеки. Он расспросил о нем у всех домашних и узнал семейную тайну…)

(Владимир Платов погиб в 1945 году на фронте, а Валя вышла замуж за Лешку Филиппова)

(Например, бабушка Димы с грустью расскажет о том, как погиб сын и посетует, что только она сохраняет память о сыне. Заплачет о том, что не сбылось все, о чем мечтал Владимир…И мальчик Дима поймет горе бабушки…)

ИДЕЯ: Мы должны быть благодарны тем, кто защищал нашу Родину. Память о героях- солдатах должна быть всегда в наших сердцах

3.Стадия осмысления. Давайте узнаем, оправдаются ли ваши ожидания. Читать рассказ мы будем по частям.

Первая остановка (стадия осмысления прочитанного фрагмента и

стадия вызова для следующего фрагмента).

Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле

Как вы теперь полагаете, о чём пойдёт рассказ? (На доске и в тетрадях составляется первая колонка предположений)

(Например, мальчик Владимир Платов написал о том, что интересного с ним случится в 1972 году, может, о своих мечтах, которые исполнятся. ИЛИ: Мальчик невнимательно слушал задание учителя и сделал его неправильно, поэтому после плохой отметки он положил сочинение в энциклопедию и забыл про него)

Вторая остановка (стадия осмысления и стадия вызова).

Совпали ваши ожидания с текстом? В чем (если совпадения есть)? В чем не совпали?

(Мальчик написал письмо девочке Вале, в которую был влюблен. Только это должна была быть повзрослевшая Валя, так как адресату должно исполниться примерно 46 лет. Она должна быть давно его женой, и работать они должны в одной больнице. То есть Владимир Платов в своем письме спрогнозировал свое и Валино будущее на 30 лет вперед. В нем счастливая жизнь, в которой уже нет страхов, что девочка любит не его, а одноклассника Лешку Филиппова. А еще у них есть дети: дочка Валя-маленькая и сын Сергей.)

Что вы можете сказать о Владимире Платове из его письма? (любящий, мечтает о счастье с Валей, хочет быть доктором, думает о будущих детях, серьезный, верный, вдумчивый, хотя только девятиклассник)

Как вы теперь полагаете, о чём пойдёт речь в рассказе дальше? (заполнение 1 колонки таблицы)

(Например, Дима очень захотел узнать, кто такой Владимир Платов и как его письмо попало в книгу из их домашней библиотеки. Он расспросил о нем у всех домашних и узнал семейную тайну…)

Третья остановка (стадия осмысления и стадия вызова).

В каком году было написано письмо? (в 1941)

О чем мы еще узнаем из 3 части?

(Владимир Платов погиб в 1945 году на фронте)

Почему письмо было в книге из домашней библиотеки Димы?

Что мы узнаем о матери Владимира? (Мы узнаем, как изменилась мама Владимира после похоронки на него) Какой она была до похоронки? Какой стала после нее?

С помощью каких изобразительных средств описывает маму Владимира автор? (Дети находят эпитеты, метафоры в тексте…)

Зачем автор нам описывает состояние матери после смерти сына? (Ему важно показать, как горе от потери сына отразилось на его матери. Оно оказалось настолько сильным, что мама уже никогда прежней не стала)

Что вы почувствовали, когда узнали о судьбе Вали?

Как вы думаете, о чем дальше пойдет речь?

(Например, бабушка Димы с грустью расскажет о том, как погиб сын и посетует, что только она сохраняет память о сыне. Заплачет о том, что не сбылось все, о чем мечтал Владимир…И мальчик Дима поймет горе бабушки…)

Четвертая я остановка (стадия осмысления и стадия вызова).

Что узнали после прочтения текста?

Кто рассказывает о судьбе Вали мальчику? С каким чувством она отзывается о женщине, которую любил ее сын? Докажите свой ответ. (Уважительно. (Ищем строки из текста))

Почему Дима решил показать письмо Вале? Что он хотел узнать от нее? (Любила ли она Володю Платова? Помнит ли она о нем? )

За что Валя благодарна Владимиру Платову? (За его любовь к ней, за его смелость, за то, что он пошел защищать свою страну, свою мечту, за то, что благодаря миллионам таких же мальчишек спасена была наша Родина, наступил мир, и в этом мире смогла построить свою жизнь и стать счастливой она- Валя)

Давайте вернемся к нашему началу урока, когда мы по названию рассказа пытались определить его сюжет и главную мысль. Оправдались ли наши ожидания? Сформулируйте главную мысль рассказа (Мы должны быть благодарны тем, кто защищал нашу Родину. Память о героях- солдатах должна быть всегда в наших сердцах). Почему вы считаете, что эта мысль является главной.

Формулировка проблем, которые подняты в данном рассказе.

Проблема- это мысль, которая тревожит писателя.

(Проблема исторической памяти о войне и тех, кто погиб, защищая нашу страну.

Проблема благодарности за мир, который достался нам такой дорогой ценой.

Проблема воздействия войны на судьбы всех людей.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Взаимоотношения в семье в повести А.Г.Алексина

Ящук Елена Александровна – учитель русского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №53 города Макеевки"

Цели: ознакомление с произведениями А.Г.Алексина; формирование личностного подхода к изучаемому произведению; развитие навыков эмоционального высказывания, самостоятельного анализа художественного произведения; совершенствование устной речи учащихся; подведение к осознанию нравственного понятия взрослости; воспитание в подростках таких общечеловеческих ценностей, как доброты, порядочности, отзывчивости, милосердия, недопустимости проявления зависти как в семье, так и в обществе.

Задачи: продолжить работу над совершенствованием навыков личностного подхода к произведению; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи; способствовать развитию критического мышления; воспитывать положительные качества личности: любовь и уважение в семье, искренность в отношениях, умение ценить способности других по праву.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Оборудование: выставка книг А.Алексина, вопросы для обсуждения, иллюстрации к повести, проектор, ноутбук, экран.

Тип урока: урок-исследование

Предварительная подготовка к уроку

1. Прочитать повесть А.Г.Алексина “Домашний совет”

3. Определить ключевые слова – образы, которые будут в центре беседы по содержанию прочитанной книги.

4. Подобрать цитаты из текста, которые можно использовать в качестве эпиграфов к уроку.

5. Сформулировать нравственные проблемы повести.

6. Подготовить рассказ о семье Томилкиных.

ӏ. Вступительное слово учителя.

– Дорогие ребята! Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге, радости от совместных действий. Здесь мы можем услышать о себе то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, но здесь нас никогда не разлюбят. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных. Без семьи человек не может жить. Родители – это мостик, объединяющий семью. Именно от них дети получают представление об отношении к материальным и духовным ценностям, системе установок, убеждений. Многие писатели обращались к этой теме, актуальной всегда, в стороне не остался и Анатолий Алексин, произведение которого мы сегодня рассмотрим.

Алексин Анатолий Георгиевич (1924-2017)

Алексин Анатолий Георгиевич - псевдоним; настоящее имя - Анатолий Георгиевич Гоберман - родился в 1924 в Москве.

https://pbs.twimg.com/media/DjqBQI7W4AA2jeS.jpg:large

В одной из книг об Анатолии Алексине есть раздел библиографии - список статей и других публикаций, посвященных его творчеству.

Этих статей в списке - сто восемьдесят четыре. И в каждой из них - без исключения - написано о том, какой хороший писатель Анатолий Алексии. Вчитавшись внимательно, можно узнать, что юмор у него – как у Гоголя, точность фразы - как у Чехова, а детскую литературу он понимает, как Лев Толстой.

https://i.ytimg.com/vi/xlkBi1di4CM/maxresdefault.jpg

https://1.bp.blogspot.com/-iwGbP5sUgtE/XUWIveejoSI/AAAAAAABbLc/5DLoy1bonYMfSfxfhR7EHAiB4Ijm02l-QCLcBGAs/s1600/1.jpg

Здесь, в Москве, и прошло детство будущего писателя, здесь, на даче в Серебряном бору - как пишет один из исследователей, мальчика, причесанного на косой пробор и одетого в нарядный костюмчик, представляют в качестве юного дарования С. Маршаку.

Во время войны, в эвакуации, семнадцатилетний А. Алексин стал редактором заводской многотиражки. После войны закончил один из самых престижных институтов в стране - Московский институт востоковедения. Печататься начал очень рано, в 1945 году. Тиражи его произведений и вправду не слишком уступали тиражам Гоголя и Чехова, а сосчитать читательские конференции и массовые мероприятия, проведенные по этим книгам, попросту, невозможно.

https://pbs.twimg.com/media/Eee-g3BWkAATPcT.jpg:large

Книги Алексина изданы на сорока восьми языках мира (английский, французский, итальянский, испанский, японский, персидский, хинди и т.д.),

тираж которых превысил сто двадцать миллионов экземпляров. Имя писателя включено во многие российские и зарубежные академические издания. Пьесы писателя с большим успехом идут на сценах театров.

Писатель удостоен звания лауреата Государственных премий СССР и РСФСР, он – лауреат премии Ленинского комсомола, награжден двумя орденами и медалями. Также Анатолий Георгиевич удостоен Международного диплома Х.К. Андерсена, включён в Почётный список имени великого датского писателя. В 1982 году Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/158/182476/img5.jpg

С 2011 года жил в Люксембурге.

1 мая 2017 года скончался в Люксембурге, на 93-м году жизни. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище рядом с родителями.

Надгробие на могиле А.Г.Алексина на Кунцевском кладбище (уч. 10). Вид 2. Фото 06.11.2017. Нажмите на левую кнопку мыши, чтобы посмотреть старую фотографию могилы

Дети – венец родителей. Какое же это чудо, когда в семье рождаются близнецы или двойняшки! Но, помимо двойного счастья, появляется и вдвое больше хлопот.

Как вы считаете двое братьев или сестер должны быть во всем одинаковыми?

(Конечно, у близнецов очень много одинакового, но много и разного — ведь не бывает совершенно одинаковых людей).

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ПОВЕСТИ:

– Где происходит действие повести?

– Кто же герои повести?

– О чем эта повесть? (О формировании личности человека, о нравственных ценностях, о сложных взаимоотношениях между близнецами, о нравственных и безнравственных поступках).

– Как отличить нравственный поступок от безнравственного? (Если вы хотите, чтобы все люд всегда поступали так же, значит этот поступок нравственный, а если нет – значит безнравственный. Используйте золотое правило морали).

– Приведите примеры нравственных и безнравственных поступков.

– С какой целью мама Сани и Владика Томилкиных решила учредить домашний совет? (Сделать двух братьев – близнецов братьями, друзьями. Руководствуясь именно этой целью, она решила учредить семейный совет).

Вспомним значение слова совет, обратимся к словарю Ожегова, нас интересуют такие значения:

Совет – совместное обсуждение чего-нибудь, совещание для такого обсуждения. Например, семейный совет.

Совет – согласие, дружба.

– Соответствовал ли совет Томилкиных данному определению? (Да, до определенного момента).

– От какой опасности Валентина Петровна хотела уберечь своих сыновей? (Она боялась, что Саня вырастет эгоистом, потому что он был красивым, умным, добрым, талантливым, а его брат – некрасивым, болезненным, со средними способностями. Мать старалась, чтобы Владик чувствовал себя равным Сане, не завидовал ему).

https://u.livelib.ru/reader/Tin-tinka/o/v9aqszof/o-o.jpg

МИНУТКА ТВОРЧЕСТВА. Работа в паре.

Составить синквейны, характеризующие братьев.

Здоровый, талантливый Болезненный, посредственный

Жертвует, подстраивается, переживает Завидует, пользуется, нарушает

Происходит психологический надлом Становится нравственным уродом

– В чем трагедия семьи Томилкиных? (Самая большая трагедия– семейный разлад, поскольку острее всего ее переживает подросток. Тем самым автор показывает, насколько велико значение семейной гармонии, семейного единства).

– Как вы считаете, что самое главное в семье по Алексину? (По Алексину, жизнь в семье – это постоянное служение друг другу. И если нет этого духовного взаимодействия, семья не может быть счастливой).

– Согласны ли вы с данной точкой зрения? (И да, и нет: нет, потому что взаимодействие должно быть обоюдным, один не должен постоянно подстраиваться под другого, теряя свою индивидуальность; да, потому что нужно ценить друг друга, уважать. Нужно найти золотую середину и не нарушать личное пространство другого. Только тогда семья будет счастливой).

ІV. Рефлексия.

– Над какими проблемами заставляет нас задуматься данное произведение?

-отношения родителей и детей;

-жертвенности и эгоизма;

-верности в семье;

-посредственности и таланта и др.

V. Домашнее задание. Написать письмо одному из героев повести (по выбору).

Всё кратко.ру: краткие содержания и сочинения

Эрик Даниелян

Эрик Даниелян запись закреплена

Не благодарите :)
Анатолий Алексин "Домаший совет"
Жанр - повесть
Год написания - 1980

Читайте также: