Александр распопин в природе столько красоты вечером на речке лунная вода лесное утро конспект

Обновлено: 06.07.2024

Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Значимость чтения и изучения родной литературы для

дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

Прогнозирование содержания курса.

Летопись- источник исторических фактов

Ермаке.

выбор героя рассказа.

Сказка или рассказ. Особенности жанра. Анна и Александр Дерюшевы

Наталья Елизарова

«Прекрасная дама из пятого

Герои произведения, их взаимоотношения с

родителями в литературе и в жизни. Позиция автора.

Природа и мы

Образ родной природы в рассказах омских писателей, отношение автора к природе. Мария Юрасова

Гвоздев

Образ малой родины в текстах омских писателей.

Итого:

Наименование разделов, тем

Количество часов

Значимость чтения и изучения родной литературы для

дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни, традиций и культуры своего

Устное народное творчество Омского Прииртышья.Сказки, пословицы, загадки, обрядовый фольклор Омского Прииртышья. Сборник «Устное народное творчество Омской

Стихи омских поэтов о Родине, родном городе, о природе родного края (Т. Белозеров, И. Романча, В.

Новиков, Т. Четверикова,

Поэтическое изображение родной природы в произведениях омских писателей. .М. Юрасов

животных Т Белозерова, Л. Трутнева, М. Юрасова.Б.

Гвоздева

Стихи Т. Белозерова, Т. Четвериковой, В.

Новикова, Г. Шмакова, Н. Разумова, С. Курачо

Конкурс чтецов

Даль В.И.Сказка «Что

Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Значимость чтения и изучения родной литературы для

дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

Прогнозирование содержания курса.

Летопись- источник исторических фактов

Ермаке.

выбор героя рассказа.

Сказка или рассказ. Особенности жанра. Анна и Александр Дерюшевы

Наталья Елизарова

«Прекрасная дама из пятого

Герои произведения, их взаимоотношения с

родителями в литературе и в жизни. Позиция автора.

Природа и мы

Образ родной природы в рассказах омских писателей, отношение автора к природе. Мария Юрасова

Гвоздев

Образ малой родины в текстах омских писателей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель программы: расширение представлений о родной литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родной литературы; формирование познавательного интереса к чтению и изучению произведений писателей и

поэтов Омского Прииртышья, совершенствование умений работать с текстом и коммуникативкных умений.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, малой Родины и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя,

осознáние значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

формирование причастности к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений

участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста

обогащение активного и потенциального словарного запаса,

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Общая характеристика учебного курса

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной форме, грамотного читателя. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с коммуникативной задачей. В третьем- четвертом классах учащиеся на уроках литературного чтения получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. Программой предусмотрено расширение читательских представлений и умений развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников посредством включения в программу произведений писателей и поэтов ОмскогоПрииртышья..

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) писателей и поэтов Омского Прииртышья, произведения русской классики, помогающие школьнику осмыслить еѐ непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы, соответствующие разделам учебников литературное чтение:

Устное народное творчество.

Великие русские писатели

Собирай по ягодке-наберешь кузовок

Летописи. Былины. Жития.

Чудесный мир классики

Делу время- потехе час

Количество часов в неделю

Количество часов в год

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в 4 классе – выразительное чтение

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи);

Виды и формы контроля:

 Устный ответ на вопрос;

 выразительное чтение (чтение наизусть);

 устное сочинение, пересказ текста

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства c произведениями русской литературы;

развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД.: Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

работать по плану,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Ученик получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

основам смыслового восприятия художественных текстов,

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей.

Ученикник получит возможность научиться:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),

владеть диалогической формой коммуникации,

формулировать собственное мнение и позицию

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Особенности организации контроля по литературному чтению

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить в устной форме

Рабочая программа составлена на основе следующей литературы:

1.На солнечной гриве. Антология произведений омских писателей для детей. – Омск, 2011. – 496 с.: ил

Рабочая программа по курсу литературное чтение на родном языке 4 класс

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:

 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

 развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства c произведениями русской литературы;

 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

 потребность в самовыражении через слово. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД. Регулятивные УУД.: Ученик научится:

 принимать и сохранять учебную задачу

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

 работать по плану,

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Ученик получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД: Ученик научится:

 находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

 основам смыслового восприятия художественных текстов,

 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 осуществлять синтез как составление целого из частей.

Ученикник получит возможность научиться:

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

Коммуникативные УУД: Ученик научится:

 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),

 владеть диалогической формой коммуникации,

 формулировать собственное мнение и позицию – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

 осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

 – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.

 читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

 для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.

 распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;

 составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

Рабочая программа по родной литературе для 3-4 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования , авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной

  • Цель программы: расширение представлений о родной литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родной литературы; формирование познавательного интереса к чтению и изучению произведений писателей и поэтов Омского Прииртышья, совершенствование умений работать с текстом и коммуникативкных умений.

Задачи:

  • Знакомство с культурно-историческим наследием России, малой Родины и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя,
  • осознáние значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
  • формирование причастности к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений
  • участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса,

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного

языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной форме, грамотного читателя. Рабочая программа предусматривает

формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в

различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с коммуникативной задачей. В третьем- четвертом классах учащиеся на уроках литературного чтения получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. Программой предусмотрено расширение читательских

представлений и умений развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников посредством включения в программу произведений

писателей и поэтов Омского Прииртышья..

обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) писателей и поэтов Омского Прииртышья, произведения русской классики, помогающие школьнику осмыслить еѐ непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

Читайте также: