Ахроматические цвета конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата: 20.05.14
Предмет: Изобразительное искусство
Учитель: Садварий Жанна Владиславовна
Руководитель практики: Копылова Татьяна Георгиевна
Тема: Пятно как средство выразительности. Хроматические и ахроматические цвета.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить с первичными представлениями о выразительных средствах
Задачи урока:
Образовательная- совершенствовать графические навыки при работе с материалами
Развивающая- развивать логическое мышление учащихся (умение делать сравнения, обобщения, выводы); развивать творческое воображение учащихся.
Воспитательная- воспитывать эстетические чувства, аккуратность и трудолюбие.
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ.
Метапредметные:
Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и работу; принимать и сохранять учебную задачу; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в рисунках;
Личностные: формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению; определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания.
- Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
-Меня зовут Наталья Вячеславовна и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.
-Проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на столах: альбом, всё для работы цветом.
Настраиваются на урок.
Проверяют свою готовность к уроку.
2. Актуализация знаний
- Для чего нам нужен цвет? (передать чувства, эмоции, мысли, настроение)
-Что такое цвет? (средство выражения)
-Какие бывают цвета? ( теплые - холодные, основные- составные)
- Что выражают тёплые цвета? (радость, веселье, счастье).
-А холодные? (тревогу, загадочность, грусть, таинственность, печаль)
Отвечают на вопросы учителя.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
- Чем отличаются цветные краски от черной и белой?
-Мы привыкли, что у нас изображения получаются чаще всего цветными. Через цвет мы можем передать радость, грусть, печаль.
-Как вы думаете, можно ли в изобразительном искусстве использовать только черные, белые и серые краски? (можно)
-Есть особые художники, которые обычно используют эти краски. Такие художники называются графики. Изображения у этих художников чаще всего чёрно-белые. При этом художник использует не цвет, чёрный и белый, а использует тональное пятно.
Тональное пятно- силуэтное изображение объекта.
-Мы с вами видим, что у художников графиков есть свои выразительные средства, они используют тональные пятна. Поэтому выразительным средством может быть не только цвет, но и тональное пятно.
Отвечают на вопросы учителя.
Внимательно слушают учителя.
Шеей крутим осторожно-
Голова кружиться может.
Так, и вправо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево)
Вверх потянемся, пройдемся
(Потягивания-руки вверх, ходьба на месте)
И на место вновь вернемся.
4.Самостоятельная работа с самопроверкой
-Сегодня мы с вами будем рисовать ограниченными цветами - это чёрной, серой и белой краской.
-Покройте половину листа чёрным цветом.
-Мы будем рисовать тёмным на светлом фоне и светлым на тёмном фоне.
-Чтобы сделать такой рисунок чёрный фон должен быть высохшим.
-Рисовать нужно аккуратно, чтобы краска не растекалась.
-А теперь возьмите кисточки и приступайте к работе.
Хожу по классу и проверяю все ли справляются
-А теперь поиграем в художников- искусствоведов.
-Выходит одна команда с рисунками, а из другой команды искусствовед, который должен объяснить с чем справились, а с чем нет.
Тема: "Хроматические и ахроматические цвета". Цель занятия: повторение пройденного материала, ознакомление с понятием хроматические и ахроматические цвета, изучение использования ахроматических цветов для создания новых оттенков.
Предварительный просмотр:
Цель занятия: повторение пройденного материала, ознакомление с понятием хроматические и ахроматические цвета.
- дать понятие об ахроматических цветах;
- научить использовать ахроматические цвета для создания новых оттенков;
-закрепить знания об основных понятиях цетоведения.
- развивать творческую индивидуальность, воображение, умение высказывать свое мнение ;
- развивать у учащихся чувство цвета, чтобы добиться большей выразительности в рисунке.
-содействовать формированию эстетического отношения к действительности.
Оборудование: 1) схема последовательности изображения (на доске).
2) для учащихся – бумага формата А3, простой карандаш, ластик, кисти, гуашь, палитра.
- Организационный момент, проверка готовности к занятию.
- Актуализация знаний.
Вместе с учащимися идет повторение пройденного материала. Дети отвечают на вопросы о цветоведении.
Упр.№1. смешайте все известные цвета с белилами. Дайте им названия. Кто сделает это быстрее и правильнее?
Белый цвет, соединяясь с основными цветами, дает начало пастельному цветовому ряду (розовый, голубой, салатовый, персиковый …). Пастель – мелки. Дайте этим цветам характеристику.? ( мягкие, светлые, чистые…)
Эти цвета редко используются в быту и творчестве, так как эмоционально тяжело воспринимаются человеком. В живописи их используют осторожно, в основном для передачи глубокой тени.
В средневековье белый и черный противоположны как прекрасное и безобразное. В описании красоты мы встречаем сравнение: кожа, белая как снег; волосы, черные как вороново крыло; белый как полотно; черный как смола; черный как смоль.
3. Творческая практическая работа.
Сегодня мы с вами нарисуем черного кота.
- Кто напомнит, с чего начинаем рисовать? (С расположения листа)
Изображаемый объект не должен быть маленьким, нам необходимо нарисовать его на весь лист бумаги.
Последовательность выполнения работы:
1. Изобразить фигуру кота, правильно располагая на листе;
2.Создание карандашного наброска, исправление характерных ошибок.
3. Динамическая минутка.
4. Продолжение работы над композицией в цвете, по принципу от общего к частному, с постепенным уточнением деталей.
5. Завершение занятия, подведение итогов. Готовые работы выкладываются в ряд, дети рассматривают и анализируют свои работы. Отмечаются самые удачные и выразительные работы. Объявляется тема следующего занятия.
Цель: познакомить учащихся с ахроматическими цветами. Совершенствовать знания учащихся о различных техниках работы в живописи.
Обучающая - знакомить с ахроматическими цветами.
Развивающая - развивать творческие способности; формировать умения и навыки в смешивании красок как на палитре, так и непосредственно на работе; способствовать обогащению словарного запаса.
Воспитательная - формировать художественное воображение и творческое мышление; воспитывать чувство прекрасного; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование для учителя: таблица; бумага формата А3; кисти; палитра; краски гуашь черная и белая; вода; салфетка; иллюстрации или работы учащихся.
Оборудование для учащихся: бумага формата 3; кисти; палитра; краски гуашь черная и белая; вода; салфетка.
Ход занятия:
Организационная часть
Готовность и дисциплина.
Объяснение нового материала
Вводная часть
Я хочу начать сегодня занятие с анекдота. Один мужик приходит к другому и говорит:
-ты говорил, что продаешь мне цветной телевизор, я дома его включил, а он черно-белый.
-да нет же, он цветной, пойдем у прохожих спросим.
Идут вместе первых встречных спрашивают:
-а черный — это цвет?
- да, это тоже цвет.
- ну вот, я же тебе говорил, что телевизор цветной!
3. Объяснение темы.
Как вы уже поняли, разговор пойдет о белой и черной красках. Все цвета делятся на две группы: хроматические - цветные краски и ахроматические - бесцветные (нейтральные).
К ахроматическим цветам относят черная и белая краски и их смешение (все оттенки серого).
Человеческий глаз способен отличить 300 переходных оттенков от черного до белого. В нашем случае мы выделим всего 5.
Работа с таблицей
Обратить внимание на таблицу. Дать возможность учащимся назвать 5 градаций (черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый), от чего они зависят (от количества взятой краски) и чем отличаются друг от друга (по светлоте).
Символика черного и белого?
Все цвета имеют свою символику. Мы их называть не будем, коснемся только черной и белой краски.
Белый цвет - символ ………… (чистоты, невинность, свет) привести пример ……………. (невеста)
Черный цвет - символ ………… (траур, связывает сознание с мраком и тьмой) А на востоке, белый является цветом траура. привести пример ……………. (отрицательные герои сказок: кощей бессмертный, смерть с косой, пиратский флаг).
Символика знаков
Фен шуй (изобразить знак равновесия инь и янь)
Крылатые выражения
Преподаватель начинает - дети заканчивают:
Дела - ……………. (черные. магия, колдовство)
Кожа белая, как - …………… (снег или полотно)
Волосы черные, как - ………… (смоль, ночь, крыло ворона)
Влияние цвета на нервную систему человека.
Белый - нейтральное воздействие, успокаивает нервную систему человека (палата в психиатрической больнице).
Черный - помогает сосредоточиться, понижает давление. если черного много, то ухудшается душевное состояние (карцер, камера в тюрьме).
Сочетание белого и черного (юбка, брюки, блузка, рубашка) … характерны для …………. (торжественных мероприятий).
Белая одежда - летом, черная - в холодное время года. Почему? (белый отталкивает солнечные лучи, черный - притягивает).
Техника живописи "Гризаиль"
Итак, черная и белая краски. если художник выполняет работу двумя красками, при этом использует разнообразие смешанных тонов, называется техника - Гризаиль. сущность техники - рядом с темным будет всегда светлая краска.
"О серой вороне", "сова и ворон", " серый кот", "заячья семья", "кот сметанный рот" при необходимости закончить сказку "серый кот"
Выполнить работу в технике "Гризаиль"
Практическая работа
Релаксация. Закрыть глаза, представить героев, как они выглядят, представить их действия, особенности строения, обстановку, приступить к работе.
- во время выполнения работы следить за правильностью осанки, кисти не оставлять в воде, пользоваться салфеткой, вовремя мыть кисть и стараться не пачкать белую краску.
Завершающий этап
Выполненные работы разместить на доске, навести порядок на рабочем месте.
Дети самостоятельно ищут достоинства и недостатки в работах и дают оценки первая - за композицию, вторая - за технику выполнения и законченность по пяти бальной системе за каждый пункт.
Уборка класса дежурными.
Задвинуть стулья, помыть раковину, сложить салфетки, кисти, палитры, стаканчики по местам
Вид занятия
Сказка "Серый кот".
Жили - были дед и баба. Была у них курочка ряба… вы все прекрасно знаете эту сказку. Финал сказки тоже помните. Но …
У бабушки и дедушки была не одна мышка. И как только наступал вечер, со всех сторон выползали грызуны в поисках пропитания. Ничего не оставалось бабке с дедом, как завести кота. Хороший был кот Василий, красавец: ушки-черные, глаза-огромные, в темноте светятся, на лапках носочки белые, спинка в полоску, а хвост - то, а хвост - гордость нашего Васьки, пушистый - как у лисы, а сам дымчатого цвета. Начал Васька охотится за серыми мышами. Только успевали они разбегаться по темным углам. Сильно любили дед и баба Ваську. Кормили его хорошо. Стал кот толстеть, лень ему мышей гонять. Стало ему вдруг попадать от деда с бабкой. Стал кот тогда думать, что сделать, чтобы всем было хорошо:
Познакомить учащихся с ахроматическими цветами. Совершенствовать знания учащихся о различных техниках работы в живописи.
Задачи
Обучающая
Знакомить с ахроматическими цветами.
Развивающая
Развивать творческие способности;формировать умения и навыки в смешивании красок как на палитре, так и непосредственно на работе;
способствовать обогащению словарного запаса.
Воспитательная
Формировать художественное воображение и творческое мышление;
воспитывать чувство прекрасного;воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование для учителя
Таблица;Бумага формата А3;Кисти;Палитра;Краски гуашь черная и белая;Вода;Салфетка;Иллюстрации или работы учащихся.
Оборудование для учащихся
Бумага формата 3;Кисти;Палитра;Краски гуашь черная и белая;Вода;Салфетка.
Организационная часть
Готовность и дисциплина.
Объяснение нового материала
Вводная часть
Я хочу начать сегодня урок с анекдота.Один мужик приходит к другому и говорит:
-ты говорил, что продаешь мне цветной телевизор, я дома его включил, а он черно-белый.
-да нет же, он цветной, пойдем у прохожих спросим.
Идут вместе первых встречных спрашивают:-белый-это цвет?
-а черный – это цвет?
- да, это тоже цвет.
- ну вот, я же тебе говорил, что телевизор цветной!
Объяснение темы.
Как вы уже поняли, разговор пойдет о белой и черной красках. все цвета делятся на две группы: хроматические – цветные краски и
ахроматические – бесцветные (нейтральные)
к ахроматическим цветам относят черная и белая краски и их смешение (все оттенки серого).
Человеческий глаз способен отличить 300 переходных оттенков от черного до белого. В нашем случае мы выделим всего 5.
Работа с таблицей
Обратить внимание на таблицу. Дать возможность учащимся назвать 5 градаций (черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый), от чего они зависят(от количества взятой краски) и чем отличаются друг от друга (по светлоте)
Символика черного и белого
Все цвета имеют свою символику. Мы их называть не будем, коснемся только черной и белой краски.
Белый цвет – символ ………… (чистоты, невинность, свет) привести пример …………….. (невеста)
Черный цвет - символ ………… (траур, связывает сознание с мраком и тьмой) А на востоке, белый является цветом траура.привести пример …………….. (отрицательные герои сказок: кощей бессмертный, смерть с косой, пиратский флаг)
Символика знаков
Фен шуй (изобразить знак равновесия инь и янь)
Крылатые выражения
Преподаватель начинает – дети заканчивают:
Дела - ……………. (черные. магия, колдовство)
Кожа белая, как - …………… (снег или полотно)
Волосы черные, как - ………….(смоль, ночь, крыло ворона)
Влияние цвета на нервную систему человека.
Белый – нейтральное воздействие, успокаивает нервную систему человека (палата в психиатрической больнице)
Черный – помогает сосредоточиться, понижает давление. если черного много, то ухудшается душевное состояние (карцер, камера в тюрьме).
В одежде
Сочетание белого и черного (юбка, брюки, блузка, рубашка)…. характерны для ………….. (торжественных мероприятий)
Белая одежда – летом, черная – в холодное время года. Почему? (белый отталкивает солнечные лучи, черный – притягивает)
Итак, черная и белая краски. если художник выполняет работу двумя красками, при этом использует разнообразие смешанных тонов, называется техника – Гризаиль. сущность техники – рядом с темным будет всегда светлая краска.
Сказка
Задание
Практическая работа
Релаксация. Закрыть глаза, представить героев, как они выглядят, представить их действия, особенности строения, обстановку, приступить к работе.
- во время выполнения работы следить за правильностью осанки, кисти не оставлять в воде, пользоваться салфеткой, вовремя мыть кисть и стараться не пачкать белую краску.
Завершающий этап
Выполненные работы разместить на доске, навести порядок на рабочем месте.
Дети самостоятельно ищут достоинства и недостатки в работах и дают оценки первая - за композицию, вторая – за технику выполнения и законченность по пяти бальной системе за каждый пункт.
Уборка класса дежурными.
Задвинуть стулья, помыть раковину, сложить салфетки, кисти, палитры, стаканчики по местам
Вид занятия
Жили - были дед и баба. Была у них курочка ряба… вы все прекрасно знаете эту сказку. Финал сказки тоже помните. Но …
У бабушки и дедушки была не одна мышка. И как только наступал вечер, со всех сторон выползали грызуны в поисках пропитания. Ничего не оставалось бабке с дедом, как завести кота. Хороший был кот Василий, красавец: ушки-черные, глаза-огромные, в темноте светятся, на лапках носочки белые, спинка в полоску, а хвост- то, а хвост- гордость нашего Васьки, пушистый- как у лисы, а сам дымчатого цвета. Начал Васька охотится за серыми мышами. Только успевали они разбегаться по темным углам. Сильно любили дед и баба Ваську. Кормили его хорошо. Стал кот толстеть, лень ему мышей гонять. Стало ему вдруг попадать от деда с бабкой. Стал кот тогда думать, что сделать, чтобы всем было хорошо:
Во время урока дети знакомятся с понятием ахроматические цвета, рассматривают палитру от белого до черного. Далее ставится проблема и дети самостоятельно получают серый цвет.
Никитина Лариса Александровна, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Катав-Ивановска
Описание разработки
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к искусству, умение работать в группе.
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определение цели учебной деятельности, плана выполнения заданий, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать своё задание, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Этапы занятия.
1. Мотивационный этап.
- настрой на рабочий лад, проверка своего рабочего места.
2. Этап актуализации знаний.
С какими цветами мы сегодня будем знакомиться на занятии? А только ли черные и белые цвета на картинках?
Просмотр галереи не наводит ли вас на мысль о том какая будет тема занятия?
- А всегда ли серый цвет одинаковый? Сколько оттенков серого цвета вы можете назвать? Можно ли сказать, что все они похожи?
Мы знаем, что все цвета делятся на две большие группы, В каждой из них совершенно разные цвета. Какие? (Схема: Ахроматические и хроматические цвета)
В цветоведении белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими, т. е. бесцветными.
Попробуйте поставить цель перед собой.
Что бы вы хотели узнать на этом занятии?
3. Этап открытий новых знаний.
Белый цвет положительный , он заряжает энергией и очищает.
Черный цвет противоположность белого, он уравновешивает белый цвет
Мы с вами говорим о скучных цветах, а теперь давайте вернемся к ярким, веселым цветам.
Физкультминутка.
Вы отдохнули, зарядились энергией, а теперь послушайте сказку
Жили –были мама кошка, папа кот и котята.
Кошка была красавица, белая вся, пушистая, (вывешиваем на доску белую кошку) а кот наоборот был весь черный, гладкий, блестящий (на доске черный кот). А вот котята у них были все серенькие, совершенно одинаковые. Ни чем друг от друга не отличались, прямо как капельки воды.
А до чего хитрые и шаловливые были эти котята. Только и норовят над мамой кошкой пошутить.
Мама кошка намоет одного котенка, берет следующего, А он говорит, что уже мытый. И приходилось маме кошке мыть котят по нескольку раз, но все равно кто- нибудь так и оставался грязным. То же самое и с едой. Покормит мама кошка одного котенка, второго, а потом совсем запутают ее котят, а кто кушал а кто нет. Плачет мама кошка, совсем котята ее запутали. Стали они с папой котом думать, что же сделать такое что бы котят различать ? Думали-думали да так и не придумали.
4. Постановка проблемы.
У кошечек возникла проблема. Какая? Можем ли мы помочь?
У вас в конце работы должен получиться результат – какой?
Мы сейчас проведем небольшой творческий эксперимент. Он будет состоять из двух этапов. 1 этап – опыт. 2 этап – решение проблемы на основе полученных результатов опыта.
Перед вами лежит палитра с белой краской, черная краска в баночке. Как вы думаете, что нам предстоит сделать?
Попробуйте сформулировать проблему, которая возникла перед вами.
5. Решение проблемы.
Для того, чтобы решить эту проблему, внимательно послушайте мое задание. В каждый из белых цветов поочередно добавьте различное количество черной краски.
Дайте посмотрим, к какому итогу мы пришли в результате опыта?
А теперь, имея различные оттенки серого цвета, я предлагаю вам помочь маме-кошке сделать котят непохожими друг на друга.
Кувыркаются на крыше
Очень разные котята:
Черно-белый, просто серый,
Своих маленьких котят
Мамы красит не хотят
Что за радость, если детки
Будут все одной расцветки?!
Весь материал - в архиве.
-75%
Читайте также: