Ахматова перед весной бывают дни такие конспект 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическая цель: выявление особенностей пейзажной лирики в стихотворении А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие. "

1. Формирование представления об особенностях лирики АА. Ахматовой.

2. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, речи и аргументации.

4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в группах.

Результат: обучающиеся находят особенности пейзажной лирики в стихотворении.

Оборудование: учебник "Литература" В.П. Полухина, В.Я. Коровина, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Основные понятия: пейзажная лирика, художественные средства выразительности, особенности пейзажной лирики А.А. Ахматовой.

Межпредметные связи: искусство, музыка, окружающий мир.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Слайд 1. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня мы вместе проведём урок литературы.

- Предлагаю вам послушать звуковой фрагмент, а вы постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на уроке. (Окружающая природа. Красота природы. Время года – весна. Рождение нового.)

(Прослушивание звукового фрагмента.)

- Какому времени года свойственны услышанные нами звуки? (Весна.)

- Какие чувства вы испытали? (Радость, восторг.)

- Когда я слушала звуки, у меня в голове возник образ - небольшой росток, из которого мы постараемся к концу урока вырастить растение.

(Учитель рисует мелом на доске росток.)

- Во время прослушивания звуков стали ли мы с природой единым целым? (Да.)

- В чём проявилось наше единение? (Наши переживания и чувства были связаны с состоянием природы, звуки которой мы услышали.)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Возможны разные ответы.)

- Сейчас мы получили совершенно разные ответы: к единому мнению не пришли. Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

- С помощью чего человек может показать состояние природы? (Ответы ребят.)

(Учитель подводит итог ответам.)

- Очень хорошо понимают язык природы и умеют ярко передать ее красоту:

(слайд 3) в музыке - это музыкальные произведения, например: цикл "Времена года" Петра Ильича Чайковского;

(слайд 4) в живописи - это полотна художников;

(слайд 5) в литературе - это произведения поэтов и писателей.

- Поскольку у нас урок литературы, мы обращаемся к художественным произведениям. В каком жанре литературы ярче раскрываются состояние природы и внутреннее состояние человека? (В стихотворениях.)

- Все произведения о природе – это рассказ о человеке, о его чувствах и мыслях.

- Итак, начинаем встречу с настоящей поэзией.

III. Постановка учебной задачи.

Слайд 6. Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту - так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу?

Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.

В автобиографии "Коротко о себе" А. Ахматова пишет:

"Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я "не сообразив", что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом". Настоящая фамилия у Анны Андреевны - Горенко.

Слайд 7.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением "Перед весной бывают дни такие. " А.А.Ахматовой. Расскажите о чувствах, которые вы испытаете, услышав стихотворение.

(Учитель читает или рассказывает стихотворение).

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

- Какие же чувства вы испытали, услышав это стихотворение. (Возможны разные ответы.)

- Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

- Представьте, что вы журналисты. Ваша задача: написать в газету статью об особенностях лирики Анны Андреевны. Что нам нужно для этого сделать? (Проанализировать стихотворение и найти его особенности)

Я предлагаю поработать вам в парах. Ваша задача: выполнить задание в парах. У вас на партах лежат листы:

- лист № 2 - информационный материал. Изучите материал листа № 2 и внесите свои ответы в лист заданий № 1. На выполнение задания - 6 минут, в течение которых будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского из цикла "Времена года". Окончание музыки послужит сигналом завершения работы в парах.

Поскольку мы работаем в парах, нам необходимо помнить правила сотрудничества: слушать друг друга, уметь уступать и договариваться, распределять роли в паре при работе и ответе.

- Принимаемся за работу.

VI. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

(Звучит музыка П.И.Чайковского "Март. Апрель. Май" 6 минут.)

(В ходе анализа стихотворения учитель на доске дорисовывает листочки к ростку и записывает на них выявленные особенности лирики А.А.Ахматовой.)

Эпитеты: "под плотным снегом", "деревья весело-сухие", "теплый ветер".

Анафора: 3 строчки начинаются с союза "и" (одинаковое начало строк играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.)

Аллитерация: "Шумят деревья весело – сухие". Вывод: использование средств художественной выразительности - еще одна особенность лирики Ахматовой.

Через картины природы открывается внутренний мир человека.

Главным становится не только передача мыслей и чувств человека при виде картин природы, а наполнение этих картин философскими размышлениями о вечном обновлении природы и единении человека с природой, которая дает ему ощутить свою прочную связь с космосом, с мирозданьем.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

VIII. Рефлексия деятельности.

- Обратимся к вопросу, который звучал в начале урока. Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Порывы души, которые находят свой выход в произведениях) музыкальных, художественных, полотнах художников.)

- Обратите внимание на то, что в процессе работы из ростка выросло большое растение, также как из небольшой задумки, порыва души вырастает произведение, которым восхищаются люди.

- Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока? Каким образом? (Стихотворения помогает нам по-новому взглянуть на окружающий нас мир.)

- Образ взрослого растения, которое выросло благодаря нашим стараниям, останется нам напоминанием того, что "окружающая природа - это мы с вами", а А.А.Ахматова, как многие творческие люди, является связующим звеном между природой и людьми.

1. Не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки;

2. Возникновение ощущения доверительного разговора;

3. Сдержанно-радостная интонация пейзажной лирики;

4. Наполнение картин природы философским смыслом: размышлениями о жизни и смерти, о прошлом и будущем.

- Мне понравилась ваша работа. Сегодня вы работали в парах. Те, кому понравилось работать в парах, возьмитесь друг друга за руки и поднимите их вверх.

- Кто считает, что получил полезную информацию на уроке, улыбнитесь друг другу.

- Молодцы, вы справились с работой.

IX. Домашнее задание.

- Домашним заданием для вас является написать стихотворение по первой строке "Перед весной бывают дни такие. " или сочинение-миниатюру об особенностях лирики А.А.Ахматовой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока по Ахматовой.doc

Тема: Постижение красоты. А.А.Ахматова.

Учебная: повторить понятия теории литературы, учить применять их на практике.

Развивающая: развивать ассоциативное и логическое мышление, развивать устную и письменную речь;

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к слову.

1. Сегодня у нас необычный урок. Необычность его в том, что работать мы будем по опорным конспектам, которые находятся у каждого из вас на парте. В этих конспектах есть как необходимые подсказки, так и задания, которые мы будем выполнять. Это во-первых. Во-вторых, тема нашего урока – постижение красоты. А как ее можно постигать? (Читая стихотворения, любуясь природой, посещая музеи, выставки…). Поэтому задачу нашего урока я вижу в том, чтобы учить и учиться постигать красоту во всем, умению видеть прекрасное, и поможет нам в этом, конечно, поэзия, а именно стихотворение Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966), которое поэтесса написала, когда ей было 26 лет. Поэтесса прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

2. Дома вы должны были выучить стихотворение наизусть, и мне бы очень хотелось, чтобы за время урока содержание стихотворения открылось для вас своей новой гранью, то есть будем пытаться в привычном, знакомом искать что-то новое, особенное.

3. Чтение стихотворения наизусть ученицей.

4. О чем это стихотворение? Какова его тема? (Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной) Какова идея стихотворения, что хотел сказать автор? (Весной все изменяется, обновляется, выглядит другим. Это касается как изменений в природе, так и перемен в душе человека)

5. Вы уже знаете, что такое композиция, изобразительно-выразительные средства, звукопись. Напомните определения знакомых понятий. (Учитель прикрепляет на доску таблички, ученики проговаривают определения)

Композиция – построение.

Метафора – скрытое сравнение.

Эпитет – образное определение.

Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живых.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим при помощи союзов как, будто, словно, как будто, точно.

Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков.

Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.

6. Я даю вам время, чтобы вы вгляделись в стихотворение и поискали какой-либо ключ к его истолкованию, можете применить названные понятия…

- состоит из 2 предложений (композиция), в одном речь о природе, в другом - о человеке и его душе;

7. А теперь проведем несколько наблюдений вместе. Если бы я попросила вас нарисовать иллюстрацию к стихотворению, какие слова помогли бы вам? (Луг, снег, деревья, дом, ветер) Это весна? (Нет) А откуда же в стихотворении такое сильное ощущение весны, ожидание перемен? (В стихотворении передаются чувства. Здесь много движения) Назовите слова, содержащие движение. (Шумят, ветер, дивится, волнение, поешь). Вот теперь весна чувствуется.

9. Морфология. Заглянем в мастерскую поэтессы. Проведем небольшой эксперимент, посчитаем использование поэтессой слов разных частей речи. Глаголов – 7, существительных – 10, прилагательных - 7. Служебные части речи: союзов – 6, предлогов – 3.

Всего 8 строк и 6 союзов. Это много или мало? Много. Причем союзы всегда соединяют, связывают. Что соединяют союзы в рассматриваемом стихотворении? Жизнь природы и жизнь человека

10. Ассоциации. Посмотрите на свои опорные конспекты и прочитайте определение ассоциации. Представим, что стихотворение – это картина, живописное полотно. Художник работает при помощи кисти и красок, он создает образы, рисуя линии, фигуры и используя определенные цвета. По ассоциативным связям предположите, какими деталями или образами на картине могут стать союзы, учитывая их функцию – соединение. (Дорогами, реками – они тоже соединяют) Это небольшое открытие помогло сделать нам стихотворение А.А.Ахматовой.

11. Выберите пейзаж к стихотворению, объясните свой выбор.

13. Пунктуация. Мы знаем, что в стихотворении нет ничего случайного. Понаблюдаем за знаками препинания. Мы не увидим разнообразия. Есть (.), (,), (:), вовсе нет (!),(?),(-).В этом и есть гениальное мастерство Ахматовой, когда все обыкновенное: слова, предметы, знаки препинания… и в то же время необыкновенное.

17. Все и просто и сложно одновременно. Одно переходит в другое: зима в весну, ночь в утро, - все находится в движении. Найдите в стихотворении главное слово, способствующее движению, изменению. (Волнение) Нарисуйте в своих опорных конспектах волнение. (Учащиеся могут нарисовать волну, могут цветок…) Волнение предшествует переменам.

19. Еще раз сделаем вывод. С помощью природы, описания пейзажа передаются чувства и переживания человека. Прочитаем стихотворение еще раз.

2 – написать свое стихотворение или несколько прозаических предложений об ожидании весны и чувствах, связанных с этим ожиданием;

3 - ответить на вопросы, которые помещены в табличке ваших опорных конспектов, рассказав о стихотворении А.А.Ахматовой, которое мы рассматривали на уроке.

Вместо пасмурных деньков

Осветить, согреть снега, землю и деревья.

Души наши растопить

Ждем весны прихода мы-

Она не за горами.

21. Домашнее задание: рассказать о стихотворении Ахматовой по таблице-подсказке письменно.

Таблица-подсказка

1. Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

В стихотворении (автор, название) говорится о … В стихотворении (название) …(фамилия поэта) описывает…

2. Настроение стихотворения

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение пронизано … настроением.

3. Как выражается настроение в стихотворении?

а) как оно построено?

б) как звучит стихотворение? (размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы)

в) какие приемы использует автор? (метафоры, олицетворения, звукопись, повторы, употребление слов определенной части речи, использование предложений определенной конструкции)

Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на … части, так как … Композиционно стихотворение делится на … части, потому что…

Звучание стихотворения создает …ритм. Короткие (длинные) строки стихотворения подчеркивают… В стихотворении мы словно слышим звуки… Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…

Для создания настроения автор использует… С помощью … поэт дает нам возможность увидеть (услышать)… Используя…, поэт создает образ…

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Лирика – один из трёх основных родов литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь.: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2018. 64 c.
  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М. : Паритет, 2007. 320 с.
  3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. – М. : Просвещение, 2018. 288 c.
  4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М. : Просвещение, 2018. 255 c.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М. : ВАКО, 2002. 400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М. : Вербум-М., 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2016. 239 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

Так начинается стихотворение поэтессы.

Так, ранней весной 1915 года, в имении Слепнёво, и родилось это стихотворение.

Ахматова не передаёт, как природа влияет на настроение лирической героини, а наоборот, это чувства, которыми полна девушка, влияют, на её взгляд, на окружающий мир.

Так что и в пейзажной лирике у Ахматовой первичен не пейзаж, а чувства.

И ожидание весны для героини – это предвкушение любви и встречи с любимым человеком.

Какими средствами поэтесса передаёт настроение в стихотворении?

Метафоры у Ахматовой необычные.

Шумят деревья весело-сухие…

Эта метафора построена на двух совершенно разных по смыслу прилагательных. Весёлый – это эмоциональное состояние человека.

А сухой – это физическое состояние предмета.

Поэтесса здесь использует приём, который сочетает в себе и человеческие качества и предметные.

Рассмотрим другую строку:

И тёплый ветер нежен и упруг.

Нежность и упругость – это качества, присущие человеку, человеческому телу. Такой приём называется олицетворением.

Ахматова использует олицетворение для того, чтобы ещё раз сделать акцент на чувства и эмоции, а не только на описание природы:

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь…

Тут поэтесса напрямую говорит о своих чувствах, но это не только чувстве человека, наблюдающего за пробуждением всего живого, ожидающего весну и обновление.

В стихах Ахматовой человек и природа едины. Они неразрывны, как актёр и декорация в спектакле, причём декорация никогда не лжёт и не лукавит:

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

Весной даже то, что уже надоело и к чему привык человек, кажется новым и необычным. Волнение, присущее соприкосновению с чем-то новым, поэт переносит на соприкосновение с весенним обновлением природы.

Весна для поэтов всегда символизировала новую жизнь, новые эмоции, новые ощущения, ощущение пробуждения и счастья.

В своих стихах поэтесса всегда уделяла особое внимание внутренним переживаниям героя. Всё происходящее вокруг она пропускала через себя, отражая это в своих стихах.

Теоретический материал для углублённого изучения

Из воспоминаний А. А. Ахматовой:

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в таблице

такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг…(А. Ахматова).

образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными.

Шумят деревья весело-сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг. (А.Ахматова)

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить определение художественных средств.

Например, если неодушевлённые предметы наделяются признаками одушевлённых, иначе можно сказать олицетворяются, то, конечно, это называют олицетворением.

Под плотным снегом отдыхает луг… – луг –неодушевлённый предмет, а отдыхает он, как человек , то есть одушевлённый предмет.

Вспомним также, что определением, чаще всего выраженным прилагательным, является эпитет.

Деревья весело-сухие, тёплый ветер – это эпитеты.

Зачеркивание элементов

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить алгоритм определения стихотворного размера из предыдущих уроков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Цели урока:

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы, фронтальный опрос, синквейн.

Читайте также: