А с пушкин октябрь уж наступил конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.

Урок литературного чтения

Портрет А.С. Пушкина, художник Тропинин;Аудиозаписи: П.И. Чайковский “Октябрь” (из цикла “Времена года”) А.С. Пушкин “Октябрь уж наступил …” (в исполнении профессионального артиста);Иллюстрации с осенними пейзажами;Словарик настроений и чувствХод урока.

I. Организационный момент

Учитель: Я хочу пригласить вас в одно царство.

Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек лёгкая стая, С замираньем летит на звезду.И в душе, и в долине прохладаСиний сумрак – как стадо овецЗа калиткою смокшего сада Прозвенит и замрёт бубенец.(С.А. Есенин)

– Как вы думаете, о чём мы будем читать? Кто скажет тему нашего урока?

- Осени посвящали свои работы и художники( На доске репродукции картин), и музыканты .

Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года”.

- Какие чувства возникли при прослушивании?

- Какую картину увидели?

- Какая музыка, какое настроение она у вас вызвала?

- Некоторые из вас были близки к точке зрения автора, потому что П.И. Чайковский своей музыкой нарисовал осенний месяц октябрь. Музыка осени звучит у нас на уроке неслучайно. Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи.

- Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, определить ритм стихотворения, рассмотреть рифму и узнать закон “конца строки”. Да, закон “конца строки” помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы – их тоже нужно немного выделять голосом. Но много и других авторских “секретов” знают профессиональные чтецы, актёры. Мы тоже их открываем один за другим. Попробуем сегодня открыть для себя новые “секреты”, которые помогут нам выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина.

III. Подготовка к первичному восприятию стихотворения

- Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету )

- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Задумчивым и сосредоточенным изобразил его современник поэта художник Тропинин. Этот портрет знают все. Как хорошо, что Тропинин запечатлел для нас облик дорогого для всех человека. Этот портрет бережно хранят в Третьяковской галерее. Вы уже узнали много нового о жизни и творчестве поэта, услышали новые для вас стихи, сказки. А, сегодня, в осенний день, поговорим о том, как любил это время года Александр Сергеевич. Он сам об этом говорил так: “Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов”.

Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, - осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца.

Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, в том числе на Москву, Московскую, Владимирскую области, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино три месяца.

Пушкин это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин”.

Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.

(На доске открываются иллюстрации с осенними пейзажами ).

Заранее подготовленные ученики читают поочерёдно стихи.

Роняет лес багряный свой убор,Сребрит мороз увянувшее поле,Проглянет день как будто поневолеИ скроется за край окружный гор…

… Уж осени холодною рукоюГлавы берёз и лип обнажены,Она шумит в дубравах опустелых;Там день и ночь кружится жёлтый лист,Стоит туман на волнах охладелых,И слышится мгновенный ветра свист…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

- Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

- Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.

Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте ещё одно из них.

IV. Первичное восприятие стихотворения

Послушайте такие стихотворные строчки:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.Так нелюбимое дитя в семье роднойК себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,Из годовых времён я рад лишь ей одной,В ней много доброго; любовник

Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной…

V. Проверка качества первичного восприятия

-Поделитесь своими впечатлениями?

- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали? ( обратимся к словарику)

- Захотелось ли перечитать?

VI. Вторичное восприятие стихотворения

- Давайте перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину поздней осени.

- Какие слова и выражения вам не понятны?

VII. Анализ произведения

-Как Пушкин относился к осени? Зачитайте.

- А за что поэт её любит?

- Какими литературными приёмами пользуется поэт? (олицетворение, эпитеты)

- С кем он сравнивает осень? Почему?

VIII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

1). Настроение стихотворения.

- Какое по настроению это стихотворение ? ( словарь настроений и чувств)

- Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющее его настроение? Такие слова мы называем ключевыми. ( мне она мила)

Обратите внимание на то, что это стихотворение представляет собой большое предложение.

- Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?

- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо.)

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте.

Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:

- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;

- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;

- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.

Раз, два, три, четыре

После прочтения заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

Знакомство с таблицей 2.

3) Графическая работа

- Смог (ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроение рассказчика?

- Поделитесь своими впечатлениями

- Какие картины вы представили?

XI. Повторное восприятие

1.- Прочтите отрывок из стихотворения

2.- словарная работа

- Какие непонятные слова и выражения вам встретились?

. –Как изменилась жизнь с наступлением осени? Зачитайте

3.Отметьте паузы и логические ударения.

4. выразительное чтение.

- Смог (ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроение рассказчика?

- С какими произведениями познакомились?

- Какому времени года посвящены произведения?

- Что нового узнали?

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учить выразительному чтению лирического стихотворения, способствовать пониманию учащимися текста лирического произведения;

развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.

Оборудование:

Портрет А.С. Пушкина, художник Тропинин;

Аудиозаписи:
П.И. Чайковский “Октябрь” (из цикла “Времена года”)
А.С. Пушкин “Октябрь уж наступил …” (в исполнении профессионального артиста);

Иллюстрации с осенними пейзажами;

Словарик настроений и чувств

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель: Я хочу пригласить вас в одно царство.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая,
С замираньем летит на звезду.
И в душе, и в долине прохлада
Синий сумрак – как стадо овец
За калиткою смокшего сада
Прозвенит и замрёт бубенец.
(С.А. Есенин)

– Как вы думаете, о чём мы будем читать? Кто скажет тему нашего урока?

- Осени посвящали свои работы и художники( На доске репродукции картин), и музыканты .

Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года”.

- Какие чувства возникли при прослушивании?

- Какую картину увидели?

- Какая музыка, какое настроение она у вас вызвала?

- Некоторые из вас были близки к точке зрения автора, потому что П.И. Чайковский своей музыкой нарисовал осенний месяц октябрь. Музыка осени звучит у нас на уроке неслучайно. Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи.

- Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, определить ритм стихотворения, рассмотреть рифму и узнать закон “конца строки”. Да, закон “конца строки” помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы – их тоже нужно немного выделять голосом. Но много и других авторских “секретов” знают профессиональные чтецы, актёры. Мы тоже их открываем один за другим. Попробуем сегодня открыть для себя новые “секреты”, которые помогут нам выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина.

III. Подготовка к первичному восприятию стихотворения

- Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету )

http://festival.1september.ru/articles/571567/img1.JPG

- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Задумчивым и сосредоточенным изобразил его современник поэта художник Тропинин. Этот портрет знают все. Как хорошо, что Тропинин запечатлел для нас облик дорогого для всех человека. Этот портрет бережно хранят в Третьяковской галерее. Вы уже узнали много нового о жизни и творчестве поэта, услышали новые для вас стихи, сказки. А, сегодня, в осенний день, поговорим о том, как любил это время года Александр Сергеевич. Он сам об этом говорил так: “Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов”.

Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, - осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца.

Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, в том числе на Москву, Московскую, Владимирскую области, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино три месяца.

Пушкин это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин”.

Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.

(На доске открываются иллюстрации с осенними пейзажами ).

Заранее подготовленные ученики читают поочерёдно стихи.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружный гор…

… Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

- Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

- Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.

Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте ещё одно из них.

IV. Первичное восприятие стихотворения

Послушайте такие стихотворные строчки:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник

Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной …

V. Проверка качества первичного восприятия

-Поделитесь своими впечатлениями?

- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали? ( обратимся к словарику)

- Захотелось ли перечитать?

VI. Вторичное восприятие стихотворения

- Давайте перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину поздней осени.

- Какие слова и выражения вам не понятны?

VII. Анализ произведения

-Как Пушкин относился к осени? Зачитайте.

- А за что поэт её любит?

- Какими литературными приёмами пользуется поэт? (олицетворение, эпитеты)

- С кем он сравнивает осень? Почему?

VIII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

1). Настроение стихотворения.

- Какое по настроению это стихотворение ? ( словарь настроений и чувств)

- Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющее его настроение? Такие слова мы называем ключевыми. ( мне она мила)

Обратите внимание на то, что это стихотворение представляет собой большое предложение.

- Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?

- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо.)

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте.

Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:

- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;

- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;

- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.


В рамках данного урока учащиеся знакомятся с изменениями, которые происходят в живой и неживой природе с приходом октября, знакомятся с народными приметами этого месяца. Используются различные методы развивающего обучения. в основе урока лежит деятельностный подход.

Содержимое разработки

Конспект открытого урока окружающего мира по теме:

Учитель: Зизевская Т.А.

…Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности педагога:

создать условия для уточнения и обобщения представлений о наиболее характерных признаках, по которым определяют наступление осени; ознакомления с понятиями зимующие птицы, перелётные птицы; по способу питания: насекомоядные, всеядные

способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умению сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления;

воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся описывать характерные признаки, по которым человек узнаёт о наступлении осени; устанавливать зависимость между изменениями в живой и неживой природе, определять понятия зимующие и перелётные птицы; насекомоядные и всеядные

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий- УУД):

Регулятивные: планирование-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;целеполагание-преобразовывать практическую задачу в познавательную. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: общеучебные- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;предметные-наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия зимующие птицы (всеядные), перелётные птицы (насекомоядные); логические - уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени.

Коммуникативные: управление коммуникацией-аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; планирование учебного сотрудничества-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнёром.

Личностные-нравственно-этическая ориентация –проявляют любовь к животным и чувство ответственности

Ход урока

I. Организационный момент

В классе нашем красота,

Гости к нам пришли сюда,

Их улыбками встречаем

Улыбаясь, обещаем:

Будем мы внимательны

Отзывчивы, старательны.

2. Актуализация полученных знаний

Ветки голые стучат,

Галки черные кричат

В тучах редкая просинь,

Льдинка хрустит тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты

Ветер листья носит,

-Молодцы, ребята, вы правильно назвали. Это слово – осень.

-Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- О каком осеннем месяце говорится в загадке?

-Все мрачней лицо природы почернели огороды

Оголяются леса молкнут птичьи голоса

Мишка в спячку завалился что за месяц к нам явился? (октябрь)

-О тайнах какого месяца мы сегодня узнаем? (о тайнах октября)

-Какие изменения в природе вы наблюдали с приходом октября?

-Если в первую половину октября деревья еще радуют нас своим ярким нарядом, то во второй половине октября быстро опадают листья, часто идут дожди, земля становится сырой и грязной.

-Давайте познакомимся с народными приметами в октябре:

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме

Большие муравьиные кучи с осени -на суровую зиму.

Морозный иней на траве -к дождю.

Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

4. Практическая работа

У детей – листья.

- Вы узнали с какого дерева эти листья. Я вам помогу. Это дерево весной радует нас своим белоснежным цветением и ароматом, а осенью на нем появляются маленькие плоды-ранетки. Это яблоня.

Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона?

Покажите друг другу изнанку? Лицевую сторону?

- А сейчас давайте еще раз проиллюстрируем нашу народную примету. А вы мне будете показывать.

Задание 1. По дороге домой посмотреть, как легли листья.

-Отгадайте загадки.

Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Ппчела)

Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся. (Муха)

Чёрный лобик,
Белый зобик
Чёрненькая спинка,
Белая брюшинка,
Ловкая ухватка,
Хвостик – как рогатка. (Ласточка)

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец)

– На какие группы можно разделить этих животных? (Насекомые, птицы)

– А как насекомые и птицы связаны между собой? (Многие птицы питаются насекомыми и этим приносят большую пользу)

6. Физминутка

7. Работа с Листами наблюдений

1 группа Лист наблюдений Рассмотрите насекомых подчеркните названия тех, которые вы видели в октябре

2 группа Лист наблюдений Рассмотрите птиц. Подчеркните тех, которые вы видели в октябре

3 группа Учебник с 36

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП

1 гр. (МУХУ, пчелу)

-Почему мы не видим жука, бабочку, комара.

2гр. (воробей, ворона, синица, голубь)

– Почему мы не увидели в октябре ласточку и скворца?
– Как называют птиц, которые улетают от нас в тёплые края? (Перелетные)

-Почему птицы от нас улетают? (Птицам нечем питаться, так как они насекомоядные. А насекомые с приходом зимы прячутся под кору деревьев)

– А как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами? ЗИМУЮЩИЕ

-Почему они не улетают? (Они могут есть все: остатки пищи, зерна, ягоды – всеядные)
3группа:.Учебник с 36

-Почему последними улетают гуси и лебеди? (водоемы замерзают, а они питаются обитателями водоема и растениями, которые растут на водоеме)

8. ФИЗ. МИНУТКА для глаз

Прямым фронтом улетают (кулики, цапли, утки).

Косяком улетают (гуси).

Стаей улетают (скворцы, мелкие кулики).

Клином улетают (журавли, лебеди)

-Давайте послушаем стихотворение.

- Как ни хороши заморские страны, но птицы все таки тоскуют по родным местам. Когда закончится зима, они снова вернутся на родную землю.

-Чем мы с вами можем помочь зимующим птицам? (Сделать кормушки и подкармливать их в холода)

А весной когда прилетят к нам из заморских стран перелетные птицы, чем мы их можем порадовать? (Сделать для них домики-скворечники)

- Чем занимаются звери в октябре. Об этом мы узнаем прочитав статью из учебника на с.38.

-А что происходит с теми животными, которые не ложатся в спячку? (Они меняют цвет своей шерсти).

-Для чего? (Чтобы спасаться от хищников)

- К чему призывает нас просмотренный вами видео сюжет? (Беречь и охранять природу)

11. Рефлексия

-О каких тайнах октября вы сегодня узнали?

-Какие открытия для себя сделали?

-Покажите мне, какая иллюстрация подходит к вашему настроению (тучка или солнышко)

-Давайте поделимся своим хорошим настроением с нашими гостями, подарим им наши солнышки. Пусть у них тоже будет хорошее настроение!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ОПОР 1.1.1 Соответствие заявленной в проекте цели полученному результату

ОПОР 1.1.2 Соблюдение технологической последовательности алгоритма проекта

Проводить учебные занятия.

ОПОР 1.2.1 Соблюдение этапов реализации урока заявленным целям и задачам

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ОПОР 1.3.1 Использование педагогического контроля для оценивания процесса и результата обучения

Анализировать учебные занятия.

ОПОР 1.4.1 Соблюдение требований, предъявляемых к анализу урока.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

ОПОР 1.5.1 Соблюдение требований к структуре портфолио

ОПОР 1.5.2 Соблюдение требований к планированию урока

1. Образовательная – Научить детей сравнивать произведения живописи и литературы, находить сходства и различия.

2. Развивающая – развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

3. Воспитательная – воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.

Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

1. Предметные

- определять в изучаемом лирическом тексте средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет);

- сравнивать произведение литературы и произведение живописи (тема, настроение).

2. Личностные

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

- формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

3. Метапредметные: - уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, делать выводы из изученного материала, слушать собеседника, овладения навыками смыслового чтения текста.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Уметь осознавать тему, цели и задачи урока;

2. Уметь планировать способы достижения намеченной цели;

Познавательные

1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

2. Осмысленно слушать, извлекать из текста необходимую информацию, осознанно строить речевые высказывания.

Коммуникативные

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.

Читайте также: