5 глава конституции рф кратко конспект

Обновлено: 22.07.2024

Вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по следующим телефонам горячей линии ежедневно с 9:00 до 21:00.

Для жителей Санкт-Петербурга и ЛО:
8 (812) 467-95-28

Бесплатный многоканальный номер для всех регионов РФ:

Также вы можете заказать обратный звонок и вам перезвонит юрист-консультант.

Опубликованные комментарии взяты из находящихся в свободном доступе открытых источниках сети Интернет, размещены в образовательных целях и могут быть удалены по просьбе автора.

Конституция РФ — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

Конституция имеет высшую юридическую силу и определяет основы политической, экономической и правовой систем государства. Соответственно, все законы и другие правовые акты, которые принимаются в стране, не должны противоречить Конституции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Далее были изданы четыре советские версии Конституции: 1918 год — Конституция РСФСР, 1924 год — Конституция СССР, 1936 год — Конституция Сталина, 1977 год — Конституция Брежнева.

После распада СССР всенародным голосованием 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Она считается первой Конституцией демократической России.

Позже были внесены поправки в Конституцию. Новая редакция вступила в силу 3 июля 2020 года.

Структура Конституции

Группировка происходит по принципу схожести однородных элементов.

Конституция РФ состоит из следующих частей:

  • преамбула;
  • раздел 1;
  • раздел 2.

Преамбула

Преамбула — вводная часть некоторого документа. В случае с Конституцией в ней описываются цель, условия, мотивы принятия.

Положения преамбулы не являются конституционными нормами и принципами, при этом они служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей. В ней закрепляются общие обязанности государства перед гражданами.

Преамбула важна для тех случаев, когда в Конституции есть пробелы, противоречия, а также при необходимости внести в нее поправки.

Краткое содержание Конституции РФ по статьям

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1–16)

1. В первой статье дается определение сущности российского государства. РФ — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Определяется значимость прав и свобод человека, их приоритет перед остальными нормами Конституции, а также обязанность государства признавать и защищать их.

3. Развивается идея о демократии. Народ признается носителем суверенитета и единственным источником власти, а высшим выражением этой власти — референдум и свободные выборы.

4. Обозначается государственный суверенитет, он действует на всей территории страны. Государство обязано обеспечивать целостность российской территории.

5. Утверждается федеративный характер государства и основные принципы: автономия субъектов Федерации, разделение предметов ведения между Федерацией и субъектом, целостность государства и виды субъектов.

6. Говорится о российском гражданстве, оно распространяется на всю территорию страны. Все граждане равны в своих правах, свободах и обязанностях. Гражданин России не может быть выдан другому государству.

7. Описывается социальность государства. Утверждается обязанность государства в обеспечении охраны труда и здоровья, минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, инвалидов, пожилых людей, а также государственных пенсий и системы социальных служб.

8. Характеризуются принципы рыночной экономики и свободы экономической деятельности: единство экономического пространства, конкуренция как основа рыночной экономики, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности.

9. Устанавливается многообразие форм собственности на землю, а также охрана природных богатств государством.

10. Закрепляется принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, а также их самостоятельность. Это является одним из основных принципов демократического государства.

11. Утверждается республиканская форма правления, а также власть, которую осуществляют Президент России, Федеральное Собрание, Правительство, федеральные суды.

12. Говорится о местном самоуправлении. Государством признается самостоятельность органов местного самоуправления.

13. Обозначается идеологическое многообразие и многопартийность и их равенство между собой. Отсутствие обязательной идеологии и запрет на создание партии или другого объединения, которое направлено на насильственное свержение конституционного строя.

14. Принципы светского государства, отсутствие официальной религии или атеизма. Церковь отделена от государства.

15. Устанавливается верховенство Конституции по отношению к другим нормам и актам. Обязательность к публикации законов.

16. Закрепляются все принципы, описанные в первой главе. Они являются основой конституционного строя, ни одна норма Конституции не должна им противоречить.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17–64)

17. Утверждается гарантия и неотчуждаемость прав и свобод человека.

18. Права и свободы человека определяют деятельность власти и обеспечиваются правосудием.

19. Гарантируется равенство всех граждан вне зависимости от пола, расы, языка и других демографических признаков.

20. Утверждается право на жизнь всех граждан. Также говорится о том, что смертная казнь может устанавливаться федеральным законом.

21. Закрепляется охрана личности государством, никто не может подвергнут никакому жестокому обращению.

22. Право на неприкосновенность личности. Предусматривается возможность задержания на срок не более 48 часов.

23. Предусматривается защита личной, частной, семейной тайны и защита чести личности.

24. Запрет на использование и распространение чужой личной информации.

25. Устанавливается неприкосновенности жилища и запрет на проникновение в него против воли проживающих.

26. Каждый имеет право на национальное самоопределение, а также на свободный выбор языка, воспитания, обучения и так далее.

27. Свобода передвижения по территории РФ и свободный выезд за пределы страны.

28. Предусматривается свобода совести и вероисповедания.

29. Гарантируется свобода мысли, слова, а также свобода массовой информации и запрет цензуры. Свобода на поиск, получение и передачу информации.

30. Утверждается право на свободу деятельности общественных объединений.

31. Говорится о свободе мирных собраний.

32. Равные возможности по участию в управлении делами государства.

33. Право по обращению в государственные органы.

34. Возможность свободного использования своих способностей и имущества. Запрет на монополизацию.

35. Гарантия наследования и охраны частной собственности.

36. Устанавливается право на владение землей и другими природными ресурсами.

37. Обозначается свобода труда и безопасных условий, отдыха и запрет на принудительный труд.

38. Защита материнства и детства. Забота о детях — обязанность родителей, о нетрудоспособных родителях — трудоспособных детей.

39. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, болезни, потери кормильца и при других обстоятельствах.

40. Право на жилище и предоставление жилища малоимущим.

41. Гарантия на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

42. Предусматривается право на благоприятную окружающую среду, а также информацию о ее состоянии.

43. Граждане имеют право на общедоступное и бесплатное образование. Также устанавливается обязательность основного общего образования.

44. Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности, сохранение исторического и культурного наследия.

45. Гарантия защиты прав и свобод человека.

46–48. Утверждается обязательная судебная защита прав и свобод.

49. Утверждение презумпции невиновности.

48–51. Особенности проведения следственных и судебных мероприятий.

52–53. Право на получение компенсации и возмещение вреда.

54. Закон не имеет обратной силы.

55. Издаваемые законы не могут отменять или умалять права и свободы человека.

56. Описываются условия, при которых могут быть введены ограничения на некоторые права и свободы граждан, а также дается перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению.

57. Устанавливается обязанность платить налоги и сборы.

58. Обязанность сохранять природу и окружающую среду.

59. Оговаривается обязанность осуществлять военную службу.

60. Говорится о самостоятельном осуществлении своих прав и свобод с 18 лет.

61. Защита граждан как на территории своей страны, так и за ее пределами.

62. Характеризуются виды гражданства, а также их права и обязанности.

63. Описываются условия предоставления политического убежища.

64. Утверждаются принципы, описанные во второй главе.

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65–79)

65. Дается перечень субъектов, входящих в состав РФ, а также условия присоединения новых.

66. Условия предоставления того или иного статуса для субъектов РФ.

67. Обеспечение целостности территории и защиты суверенитета государства, возможность изменения внутренних границ. В статье 67 1 * идет ссылка к культурному и историческому прошлому РФ.

68. Утверждение русского языка в качестве государственного. Предусматривается возможность республикам устанавливать свои государственные языки. Право для всех народов на сохранение родного языка.

69. Защита культуры и общностей всех народов РФ, а также поддержка соотечественников, проживающих за рубежом.

70. Устанавливается государственные флаг, герб и гимн РФ, а также город Москва как столица.

71. Дается перечисление аспектов, которые находятся в ведении РФ.

72. Дается перечисление аспектов, которые находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

73. Утверждается власть субъектов РФ вне пределов ведения РФ.

74. Запрещается установка границ, пошлин и других препятствий к свободному перемещению по территории РФ.

75. Обозначается рубль в качестве денежной единицы, а также характеризуются условия его защиты и оплата труда и пенсий граждан.

76. Характеристика федеральных законов, условий их принятия.

77. Описывается специфика системы органов государственной власти, а также высшее должностное лицо.

78. Говорится о полномочиях органов исполнительной власти.

79. Возможность вхождения РФ в межгосударственные объединения.

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80–93)

80. Президент определяется как глава государства.

81. Дается описание гражданина РФ, который может быть избран на пост президента. Президент избирается сроком на шесть лет путем тайного голосования. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

82. Дается текст присяги Президента и условия, в которых она приносится.

83–90. Описываются полномочия Президента РФ.

91. Утверждается неприкосновенность Президента.

92. Условия начала и окончания исполнения полномочий Президента, в том числе и досрочного.

93. Говорится об условиях отрешения Президента от должности. Оно принимается на основании выдвижения обвинения Государственной Думой, а также итоговым решением Совета Федерации об отрешении.

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94–109)

94. Федеральное собрание — парламент РФ.

95. Характеризуется структура Совета Федерации, сенаторы РФ.

96. Государственная Дума избирается на пять лет.

97. Описание гражданина, который может быть депутатом Государственной Думы.

98. Говорится о том, что сенаторы и депутаты обладают неприкосновенностью.

99–100. Федеральное собрание — постоянно действующий орган. Описываются Условия и сроки заседания Государственной думы и Совета Федерации.

101. Описывается последовательность избрания председателей и заместителей Совета Федерации и Государственной Думы.

102. Описываются полномочия Совета Федерации, в том числе назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения внутренних границ.

103. Характеризуются полномочия Государственной Думы, в том числе решение вопроса о доверии Правительству РФ, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ.

104. Правом законодательной инициативы обладает Президент РФ, Совет Федерации, сенаторы и депутаты, Правительство РФ, законодательные органы, а также Конституционный и Верховный суды.

105. Устанавливаются условия принятия закона.

106. Приводится перечень законов, рассмотрение которых обязательно Государственной Думой.

107–108. Порядок и условия принятия/ непринятия федерального закона.

109. Утверждается порядок роспуска Государственной думы.

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110–117)

110. Описывается структура Правительства РФ и описание гражданина, который может быть его Председателем.

111–112. Говорится об условиях утверждения гражданина на должность Председателя Правительства РФ, а также его заместителей.

113. Ответственность Председателя Правительства РФ.

114. Приводятся функции и полномочия Правительства РФ, в том числе разработка федерального бюджета, управление федеральной собственностью, развитие предпринимательства, волонтерской деятельности, принимает меры по обеспечению обороны страны.

115. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению.

116. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает полномочия.

117. Описываются возможности и условия отставки Правительства РФ.

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118–129)

118. Правосудие осуществляется только судом.

119. Описание гражданина, который может быть судьей.

120. Утверждается независимость судей, а также их подчинение Конституции и закону.

121–122. Говорится о неприкосновении и несменяемости судей.

123. Описываются условия проведения судопроизводства. Так, разбирательство дел открытое, не допускается заочное разбирательство дел.

124. Суды финансируются только из федерального бюджета.

125. Конституционный суд — высший судебный орган по конституционным делам. Также описываются дела, которые он разрешает.

126. Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам.

127. Исключена поправкой к Конституции.

128. Условия назначения Председателя и заместителей судей федеральных судов, а также их полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов.

129. Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституции и законов РФ.

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130–133)

130. Местное самоуправление осуществляется путем волеизъявления граждан.

131–132. Описываются полномочия органов местного самоуправления. Например, назначение и освобождение от должностей лиц местного самоуправления, самостоятельное управление бюджетом, муниципальной собственностью.

133. Утверждение прав местного самоуправления.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134–137)

134. Перечень должностных лиц, которые могут вносить предложения о поправках в Конституцию: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума и так далее.

135–137. Описывается порядок и условия принятия поправок в Конституцию.

Раздел второй

Второй раздел состоит из заключительных и переходных положений. Так, в нем утверждается дата принятия Конституции РФ — 12 декабря 1993 года. Также в этом разделе закрепляются основные положения из первой главы (о законах, Президенте РФ, судах, Государственной Думе и так далее).

Раздел ЕГЭ: 5.4. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации

Законы регламентируют все сферы жизни правового государства. Свод правил, лежащих в основе законодательства, записан в конституции.

Конституция — основной закон государства, который обладает высшей юридической силой и определяет основы государственного строя, взаимоотношения между гражданином и государством, а также организацию государственной власти.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С 1917 г. она является пятой по счёту. Конституции Российской Федерации подчинены все субъекты федерации.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Главный закон страны имеет отличительные черты, которые выделяют его среди остальных нормативных правовых актов.

  • Вся жизнь государства регулируется Конституцией.
  • Конституция является основополагающим документом. Она определяет права и обязанности граждан, государственное и территориальное устройство, очерчивает деятельность государственной власти, а также устанавливает правопорядок, законность и основные принципы жизнедеятельности государства.
  • Конституция наделена высшей юридической силой. Новые нормативно-правовые акты создаются с опорой на Конституцию и не должны противоречить ей.
  • Конституция является верховным законом. Ей подчиняется вся территория государства, его население, организации, органы власти.
  • Конституция имеет прямое воздействие. Для претворения в жизнь конституционных норм не нужно утверждение каких-либо органов государственной власти или должностных лиц.
  • Конституция принимается и изменяется особым порядком. Поскольку она является главным законом страны, утвердить или изменить её можно только через сложную процедуру, отличающуюся от других законов.
  • Конституция особо защищается государством. Президент РФ и Конституционный суд РФ обеспечивают исполнение норм Конституции, поскольку они регулируют всю деятельность государственного механизма.
  • Конституция принимается народом или от его имени.
  • Конституция может выступать прямым основанием для защиты в суде.
  • Конституция определяет виды и иерархию всех остальных законов и нормативных документов.
  • Конституция стабильна и предусматривает строго установленный порядок пересмотра и принятия в неё поправок (обычно посредством референдума).

Правопорядок — порядок отношений, принятый в обществе, который основывается на точном исполнении законов и их требований.

Законность — подчинение всех государственных органов, должностных и иных лиц требованиям закона и других нормативных правовых актов.

СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ

Как и любой другой нормативный документ, Конституция имеет чётко обозначенные элементы.

  • ПРЕАМБУЛА ⇒ Вступительная часть.
  • РАЗДЕЛ 1 ⇒ Главы, статьи
  • РАЗДЕЛ 2 ⇒ Заключительная часть

Основная часть Конституции содержит главы, каждая из которых занимает определённые статьи.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

Конституция определяет государственное устройство страны, регламентирует права и обязанности власти и граждан.

Конституционный строй РФ — система общественных отношений, установленных и охраняемых Конституцией РФ и иными правовыми актами РФ.

Особенности конституционного строя:

  • Всесторонность. Охват всех сфер жизни государства, общества, определение прав и свобод граждан страны.
  • Неизменность. Конституционный строй невозможно отменить или пересмотреть во время действия Конституции РФ.
  • Базовость. Существующий конституционный строй выступает основой для самой Конституции РФ и, соответственно, для всей правовой системы РФ.

Принципы конституционного строя:

  • Демократия (ст. 1). Обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.
  • Федерализм (ст. 1). Общая власть для РФ действует в союзе с субъектами РФ и органами местного самоуправления, которые также имеют свои властные полномочия.
  • Гуманизм (ст. 2). Человек и его права — наивысшая ценность, поэтому главной обязанностью государства является их соблюдение и защита.
  • Республиканская форма правления (ст. 1). Разграничение деятельности и полномочий органов власти, высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок.
  • Правовое государство (ст. 2). Закон стоит в основе всех действий внутри государства. Государство поддерживает соблюдение закона, прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией.
  • Равенство россиян (ст. 2). Все граждане РФ вне зависимости от места их рождения, проживания и приобретения гражданства равны перед законом и имеют одинаковые права.
  • Суверенитет народа (ст. 3, ч. 1). Народ является единственным источником власти, способным на неё влиять и осуществлять её. Осуществление власти может происходить двумя путями: непосредственно (выборы и референдумы) и опосредованно (местное самоуправление, органы государственной власти).
  • Многообразие и равноправие форм собственности (ст. 8, ч. 2). Каждая форма собственности защищается равнозначно (государственная, частная и др.).
  • Идеологическое многообразие (плюрализм) (ст. 13, ч. 3). В государстве не может быть принята одна официальная идеология, подавляющая все другие.
  • Социальность (ст. 7). Обеспечение достойной жизни населения государства путём создания достойных экономических и юридических условий. Поддержка неимущего населения.
  • Разделение властей (ст. 10). Ветви власти разграничены между друг другом, каждая имеет свои особые полномочия и не зависит от двух других.
  • Многопартийность (ст. 13, ч. 3). В связи с существованием разных идеологий возможно соседство различных политических мнений, которые ведут к определённым действиям, в том числе к созданию и деятельности партий.
  • Светскость (ст. 14). Признание равноправия всех религий. Государство не отдаёт приоритет ни одной из них и не может признать какое-либо вероучение обязательным или предпочтительным.

Международное право приоритетно. Внутреннее законодательство имеет меньший вес, чем подписанные и утверждённые РФ международные договоры. Правовая система РФ изначально включает в себя общепризнанные нормы международных прав и договоров.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

4. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

6. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.

7. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.*

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.*

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации;

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации;*

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации;*

д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;*

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;*

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.*

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.*

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Читайте также: