11 класс русский язык 1 урок конспект

Обновлено: 05.07.2024

Интегрированный урок позволяет сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Результативность урока определяется умением обучающихся использовать разные способы аргументации для построения текста-рассуждения на основе исходного текста.



Уроки по русскому языку 11 класс и другие полезные материалы для учителя русского языка, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Конспект урока по русскому языку. Тема: "Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородн


Уроки

Тема: Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях.


Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме «Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания


Уроки


ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель куль


Уроки


ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Знаки препинания в простом осложненном предложении


Уроки

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Знаки препинания в простом осложненном предложении. 8 КЛ


Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к Е


Уроки


Конспект урока развития речи в 11 классе Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. Комплексный анализ


Уроки

Конспект урока развития речи в 11 классе Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста.



Уроки


Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс


Уроки


Конспект урока русского языка "Что такое литературный язык?"


Уроки

Конспект урока разработан для учащихся 11 класса. В ходе урока учащиеся знакомятся с мнением российских лингвистов о процессах, происходящих в русском


Конспект урока в 11 классе "Общие сведения о языке. Из истории языкознания"


Уроки

Предлагаемый материал - методическая разработка - конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Общие сведения о языке. Из истории языкознан

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.




Онлайн-репетиторы профессионально помогут в сложных вопросах по русскому языку и другим дисциплинам. С помощью квалифицированных педагогов каждый сможет успешно сдать любой экзамен.

"Радионяня"



Видеословарь



Посмотрите наш видеословарь, в котором представлены сложные слова, возможно, узнаете, что-то для себя новое и интересное. Напишите свой отзыв, комментарий, пожелание или предложение, что вам интересно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащися старших классах. Главная его задача: пробудить уважение к русскому литературнму яыку, стремление рабоать над собственной речью.

Конспект урока русского языка в 11 классе

Тема урока: Что такое литературный язык?

Цели урока: 1. Формирование понятия о литературном языке, о процессах, происходящих в современном языке.

2. Развитие коммуникационных навыков, навыков ведения дискуссии, умения обобщать и систематизировать материал.

3. Формирование навыков культуры речи, воспитание уважения к родному языку и культуре речи.

Вступительное слово. Мы живем в мире, в котором все стремительно меняется. Меняется ли язык, на котором мы говорим? Безусловно, и он подвергается существенным изменениям. Сегодня, читая различные газетные публикации, слушая выступления известных политиков, руководителей разного уровня, мы замечаем большое количество ошибок.

Задание (на карточках)

Найдите в данных предложениях ошибки, отредактируйте предложения.

Этот факт позволил повысить демографическую ситуацию.

Основную функцию в тексте играют существительные.

Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.

Писатель тщательно изучил и рассказал об этом факте.

Я сегодня одела теплый костюм, потому что похолодало.

В этом поступке проявились его гордость и упрямость.

Военоначальник оказался ужасный интригант.

Слово представлено директору школы.

Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.

Менее пятиста лет прошло со времен этого знаменательного события.

В двух тысяча двенадцатом году произошло очень важное для нашей страны событие.

- О чем говорят эти, к сожалению, нередко встречающиеся ошибки?

- (О недостаточном владении русским языком, его нормами).

- А как принято называть язык, владение которым требует прочных знаний?

- Что такое литературный язык? Попробуйте сформулировать понятие.

(Литературный язык – это общенародный язык, воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Обладает строгими нормами, которые охватывают его письменную и устную формы.)

- Как связаны понятия литературный язык и функциональные стили?

- Каким разновидностям национального языка противопоставлен литературный язык?

(Можно ответы представить в виде схемы или таблицы)

Внелитературные формы языка

Литературный язык

Функциональные стили: научный

Признаки литературного языка

Закрепленность в научной и учебной литературе, справочниках, словарях.

Закрепленность в лучших образцах литературных произведений.

Наличие функциональных стилей

Относительная устойчивость (стабильность)

- Одним из признаков литературного языка является устойчивость, стабильность. Но это понятие является относительным, а это значит, что изменения в языке происходят всегда.

- Как вы считаете, какие процессы, происходят в современном языке?

(Выслушать мнения учащихся, обобщить их в виде таблицы или схемы)

Позитивные процессы

(развитие языка)

Негативные процессы

(разрушение языка)

Либерализация и демократизация языка

Расшатывание литературных норм

Вульгаризация, варваризация языка

Пополнение лексического состава языка

Словотворчество не всегда удачно

Неоправданное количество заимствований

Закрепление в речи штампов

- А что думают современные ученые-лингвисты, писатели о процессах, происходящих в нашем языке?

Работа с отрывками из статей (работа в группах)

Во фрагментах текстов, которые вы прочитаете ниже, изложены разные взгляды на состояние современного русского языка.

Кратко сформулируйте основную мысль каждого высказывания. Подберите аргументы, подтверждающие эту мысль.

В.Г. Гак, Е.Н. Ширяев, М.А. Кронгауз, В.Г. Костомаров – современные лингвисты

М.Задорнов - писатель

Язык – это душа народа. Поганить его – плевать себе в душу.

Выводы и наблюдения могут быть представлены в виде такой таблицы:

Отмечается некоторое расшатывание нормы, но это свойственно всем современным языкам

в силу известной демократизации жизни, отношение к нарушениям нормы также изменилось.

Никакого упадка, оскудения и вырождения русского языка не происходит.

Падает культура владения языком

Наряду с чрезвычайно недоброкачественными текстами во всех функциональных разновидностях, и в письменной, и в устной реализации, существуют и множатся, особенно в публицистике образцовые тексты

М. А. Кронгауз резко увеличился поток заимствований из английского языка. заимствовав слово, наш язык не стал менее русским. В подобных сферах заимствования вполне целесообразны и никакой угрозы для языка не представляют

В ситуации отсутствия слова для нового понятия это слово может создаваться из старых средств, а может просто заимствоваться. Русский язык в целом пошёл по второму пути.

А.Г.Битов. Умирают слова, прекрасные, русские, за неупотребимостью. но никак не умирает русская речь,

Беднеет словарь с утратой и исчезновением тех разностей, для которых когда-то язык находил достойные их слова, но еще хуже, если утрачивается сама способность понимать и постигать написанное, когда обедненный язык начинает идти в поводу им же воспитанного читателя.

Н.Задорнов Любому иностранному слову в русском языке можно найти не просто достойную, а гораздо более объемную и образную замену.

Коллективное обсуждение

- Что объединяет эти тексты?

- Какое различие обнаружили?

- Почему, по мнению одних лингвистов, язык разрушается, а по мнению других – нет?

(Это объясняется тем, что происходящие изменения затронули не систему языка, а языковую ситауцию. Язык не стал хуже, нормы не исчезли. Не исчезла наша великая литература. Литература жива и сегодня, современные авторы продолжают традиции своих предшественников. Негативные изменения коснулись, главным образом, разговорной речи. И эти изменения проникают в язык публичных выступлений..)

- Чем объясняется снижение языковой культуры?

(Состояние языка – это отражение культуры народа. А культура падает, в этом и заключается причина снижения языковой культуры.)

- Нуждается ли русский язык в защите? Ваши рекомендации: как защитить родной язык от разрушения? Над чем нужно работать?

(Работать нужно над собственной речевой культурой, изучать родной язык, в государственных масштабах – передачи на ТВ, посвященные культуре речи и т.д.)

Работа с отрывками из статей.

Во фрагментах текстов, которые вы прочитаете ниже, изложены разные взгляды на состояние современного русского языка.

Кратко сформулируйте основную мысль каждого высказывания. Подберите аргументы, подтверждающие эту мысль.

А.Г.Битов: Слова умирают, слова замирают. Говорить же надо в прозе естественным, органичным, сегодняшним языком, но говорить смыслы не ниже тех, что были сказаны и в древности, но – современные, то есть никем до сего дня не выраженные смыслы. Умирают слова, прекрасные, русские, за неупотребимостью. но никак не умирает русская речь, ее течение, ее способ выражать и осмыслять явление. Беднеет словарь с утратой и исчезновением тех разностей, для которых когда-то язык находил достойные их слова, но еще хуже, если утрачивается сама способность понимать и постигать написанное, когда обедненный язык начинает идти в поводу им же воспитанного читателя.

Язык – это душа народа. Поганить его – плевать себе в душу.

Земская Е. А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века //Русская речь 1998, №7.

Из речи политиков:

На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться.

Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе.

Моя специальность и жизнь прошли в атмосфере нефти и газа.

Рекламные слоганы:

Не тормози – не сникерсни!

Ю.А. Бельчиков, доктор филологических наук, профессор МГУ им. .М.В.Ломоносова

М.М.Дунаев, доктор филологических наук

Сегодня языку угрожает еще одна явная опасность, о которой говорится уже немало. В последнее время в наш язык хлынул поток уродливых чужеродных слов. Речь идет вовсе не о том, разумеется, чтобы отвергать все заимствования – процесс ассимиляции иноязычной лексики характерен для всех языков. Опасность в другом: вместо живого и богатого языка обществу, особенно молодежи, активно навязывается обезличенный и убогий воляпюк.

. Какие процессы, происходящие в современном языке, нашли отражение в этих текстах? Что затрудняет понимание содержания этих текстов?

1) Заимствование лексики: брейк, брифинг, брокер, бутик, винчестер, гамбургер, джостик, диск-жокей, дисплей, имидж, импичмент, кикбоксинг, ламбада, леггинсы, лизинг, маркетинг, парламент, плейер, презентация, пресс-релиз, префект, риэлтор, саммит, секвестр, спичрайтер, файл, фристайл, эксклюзивный и т.д. Безусловно, это лишь малая толика того, чем сейчас заполнена, а часто и захламлена, русская речь.

2) Переосмысление значения существующих в языке слов: озвучить, подсесть на что-либо.

Читайте также: