Звук и фонема доклад

Обновлено: 24.04.2024

Фонема (обобщенная фонетическая единица вне ее реализации в речи) - аллофон (вариант фонемы - типовая звуковая единица/звукотип, зависит от дистрибуции) - фон (собственно реализация фонемы в речи в конкретной позиции во множестве словоформ). Расположены в порядке убывания абстрактности

Звук речи (фон) – членораздельный элемент произносимой осмысленной речи, образующийся в том или ином месте речевого аппарата в результате работы его определенных органов и служащий для различения значимых единиц.

Аллофон – множество звуков речи, близких друг к другу в артикуляционно-акустических отношении, определяемые говорящим и слушающим как тождество.

– звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих

Фонема – минимальная, далее неделимая, единица фонетического уровня языка, в которой обобщается определенная совокупность релевантных (существенных, значимых) признаков множества звуков речи и которая служит для отождествления и различения значимых единиц, морфем и слов, а также их строения.

Фонема реализуется в аллофонах.

Фонема (Тимоша) – минимальный член фонологической транскрипции

Любой звук имеет совокупность признаков. Они бывают:

➢ Релевантные (существенные) - такие признаки, которые имеют значение при противопоставлении данного звука другому звуку

➢ Нерелевантные (несущественные) - такие признаки, которые не участвуют в противопоставлении данного звука другому звуку

➢ Интегральные - общие для какой-либо группы фонем признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем языка

➢ Дифференциальные - любая акустико-артикуляционная характеристика звука, которая может служить противопоставлению хотя бы двух фонологических единиц

Четыре правила, выведенные Н. С. Трубецким для отличия фонем от вариантов фонем:

  1. Свободное варьирование (одна фонема) – если в том или ином языке два звука встречаются в одной и той же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова

Ex: rot (неважно, как произносится r, смысл понятен)

  1. Фонологическая оппозиция (разные фонемы) – если два звука встречаются в одной и той же позиции и не могут при этом заменить друг друга без того, чтобы изменить значение слова или исказить его до неузнаваемости

Ex: т-к, ток, кок, кот, тот

  1. Дополнительная дистрибуция (одна фонема) – если два акустически родственных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции

Ex: j и i никогда не встречаются в одной позиции

  1. Косвенная фонологическая оппозиция (разные фонемы) – два звука, во всём удовлетворяющие условиям третьего правила, нельзя тем не менее считать вариантами одной фонемы, если они в данном языке могут следовать друг за другом как члены звукосочетания, притом в таком положении, в каком может встречаться один из этих звуков без сопровождения другого.

Ex: n всегда начальный - ղ не встречается в начальном; из общ пр только “согласные”

Так, например, в английском языке г может находиться

только в положении перед гласными, аэ- только в положении

перед согласными; так как г произносится без шума трения (или

взрыва), аэ-с довольно неопределенной степенью раскрытия и

довольно неопределенной окраской, то данные два звука можно

было бы рассматривать как комбинаторные варианты одной и той

же фонемы. Это, однако, невозможно, поскольку в таких словах,

как profession (произносится [prafesn]), звуки гиэ следуют друг за

другом, тогда как в других словах, как, например, в слове perfection

(произносится [psfeksn]), в том же положении встречается только

один из этих звуков, а именно э.

Фонемы выполняют две основные функции:

  1. делимитативная – обозначение границы между двумя последовательными единицами: морфемами и словами
  2. дистинктивная – различение звуковых оболочек слов и морфем; включает в себя:
    1. перцептивную функцию (опознавательную, отождествительную) — доведение звуков речи до восприятия;
    2. сигнификативную (смыслоразличительную, различительную, дифференциальную) — различение значимых элементов языка: морфем и слов.

    Теория фонемы по МФШ и ЛФШ

    Московская фонологическая школа (Аванесов, Кузнецов, Реформатский, Панов, Трубецкой)

    Название работы: Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ

    Предметная область: Иностранные языки, филология и лингвистика

    Описание: В языке действует строгий закон: отождествляются звуки различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки это разные звуки но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них и [з˙] одна языковая еденица. В словах бар бор бур звуки [а] [о] [у]. Все звуки находящиеся в пределах этой зоны отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук.

    Дата добавления: 2013-09-20

    Размер файла: 32.5 KB

    Работу скачали: 38 чел.

    Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ.

    Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства. Два основные аспекта фонетики: фонема и звук речи.

    Фонема как единица языка: сущность, функции.

    ФОНЕМА (от греч. phoneoma — голос, звук, речь) — совокупность определенных признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от других фонем. Ф. — это различительная единица звукового строя языка. Акустический образ Ф. возникает как обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая — глухой, твердая — мягкой и т. д. Дифференциальные признаки Ф. выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются благодаря пониманию слов, различению их лексических значений.

    В языке действует строгий закон: отождествляются звуки, различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки [з] и [з˙], [ж] [ж˙] и [с] [с˙] – это разные звуки, но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них [з] и [з˙] – одна языковая еденица. Она называется фонемой .У фонем в языке важное назначение – различать разные слова, разные морфемы. Слова дом, ком, ром различаются начальными звуками [д], [к], [р]. В словах бар, бор, бур звуки [а], [о], [у]. Эта функция фонемы называется смыслоразличительной. Другое назначение фонем – способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем. Эта функция морфемы называется перцептивной. В словах лез и лес разные корни, потому что у них разные значения. В словах лез и залез корень один и тот же потому что имеет одно и тоже значение. Фонема – это кротчайшая линейно выделяемая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

    Звук как единица речи. Соотношение фонемы и звука

    Различия между звуками настолько тонкие, что находятся за пределами человеческого восприятия. В нашем языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания. Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук. Звук речи – это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Обычно нельзя воспроизвести в точности один и тот же звук: это будет уже другой звук речи. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве . Редукция - изменение звучания гласной фонемы в бездарном положении (сокращение). Звуки, выступающие в одной и той же позиции, относятся к разным фонемам. В одну фонему могут объединяться разные звуки, выступающие в разных позициях. В русском языке [и] бывает только под ударением, [иэ] – только без ударения . Следовательно, не степень акустической или артикуляционной близости звуков определяет, к одной или разным фонемам они относятся. Фонему определяет все множество чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями. Р и Р’ – 1 фонема, разные звуки.

    В РЯ фонемы делятся на гласные и согласные. Гласные (6шт.) - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума. Ряд: пер. (и, е), сред. (ы, а), зад. (у, о). Подъём: верх. (и, ы, у), сред. (е, о), нижн. (а). Подъём языка к небу - способ образования, ряд - место образования (место подъёма языка).

    Гласные: ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные).

    Согласные звуки (37 шт.) - при произнесении воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

    От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на: 1. сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м'], [н'), [л'], [р], [j]; 2. шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б'] [в'] [г'] [д'] [з']; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч'], [п'], [ф'], [к'], [х']. [т'],[с'].

    Согласные делятся на твёрдые и мягкие, могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ. Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'],[j'], глухие звуки [х], [ц], [ч'], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч'], [щ'], [j'].

    Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] - свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

    Позиции звуков: сильные (чётко произносится) и слабые. Глас.: сильные – под ударением, слабые – без. Согл.: сильные – перед глас., слабай – в конце слова, позиция перед звонким и глухим.

    В языкознании принят системно-структурный подход к изучению языка и его явлений. Под структурой понимается наличие в объекте дискретных, то есть отдельных четко выделяемых элементов, составляющих строение этого объекта. Система обозначает связи и отношения, которыми связаны эти компоненты между собой. Под системой понимается язык в целом, так как он характеризуется упорядоченной совокупностью своих единиц, в то время как структура – этостроение системы. Другими словами, системность – это свойство языка, а структурность – это свойство системыязыка. Таким образом, язык это системно-структурное образование. В самом деле, он состоит из элементов (единиц), которые однозначно выделяются как относительно самостоятельные единицы, обладающие своими собственными свойствами и функциями.

    Уровни языка

    Уровни языка-ярусы общей языковой системы.

    Виды языковых уровней:

    · Фонемный уровень изучают следующие дисциплины:

    - фонетика (звуки речи во всем их многообразии, описание их артикуляционных и акустических характеристик и правил употребления в языке

    - фонология ( звуковой строй языка с функциональной и системной точек зрения)

    - морфонология (фонема как часть морфемы)

    · Лексический уровень представлен следующими науками:

    - лексикология ( раздел языкознания, который изучает словарный состав языка и слово как основную его единицу, структура лексического состава языка, способы его пополнения и развития, характер отношений внутри разных групп лексики и между ними

    - семасиология (исследует лексическую семантику, соотнесенность слова с обозначаемым предметом действительности и выражаемым им понятием

    - ономасиология (вопросы, связанные с техникой называния в языке, с членением мира в ходе познания его человеком)

    - морфология ( изучает структуру слова, его морфемный состав и формы словоизменения)

    - словообразование (строение слова, средства и способы образования новых слов)

    · Синтаксический уровень изучается синтаксисом. Это раздел языкознания ,описывающий механизмы языка, которые способствуют формированию речи

    -способы соединения слов и словоформ в словосочетании и предложении

    -типы синтаксических связей слов и предложений

    Синтагматические и парадигматические отношения между единицами языка.

    Синтагматические отношения между элементами языка - это отношения единиц в линейной последовательности. Иначе эти отношения называют комбинаторные. Связи между единицами называют горизонтальными.

    Парадигматические – группировки единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств. То есть парадигматические отношения никогда не характеризуются отношением реального взаимодействия. Это отношения вертикального характера

    Вопрос 11. Фонетика. Единицы фонетического уровня. Классификация звуков

    Фонетика

    - раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка ( звуковые единицы; их акустические и артикуляционные свойства; законы, по которым они образуются; правила функционирования

    Единицы фонетического уровня


    Единицы фонетического уровня – фонема, ударение, интонация

    1) выполняют смыслоразличительную функцию;

    2) выполняют строительную функцию – служат строительным материалом для единиц других уровней языка.

    Но основной единицей фонетического уровня является звук( акустическое явление, которое используется в качестве строительного материала для человеческого языка).

    Классификация звуков

    Существует международная классификация фонем

    Все фонемы делятся

    *по отсутствию или наличию преграды в языковой полости на гласные и согласные

    *гласные по количеству составляющих элементов делятся на монофтонги и дифтонги

    *гласные по месту образования их образования в ротовой полости и по степени подъема делятся на гласные переднего,заднего,среднего ряда

    *согласные по участию голоса подразделяются на звонкие и глухие

    * согласные по активному органу речи делятся на губные, губно0зубные, переднеязычные, средне/заднеязычные

    Таким образом,каждый звук получает свое место в классификационной таблице в соответствии со способом его произнесения и вытекающими отсюда качественными характеристиками.

    Вопрос 12. Фонетика. Звук и фонема. Взаимодействие звуков и речи

    Фоне́тика — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

    Предмет фонтики . К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческихдисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов ипредложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику ифонологию.

    Звук и фонема

    Лингвистическая сущность звука прежде всего рассматривается в лингвистике, которая заключается в способности звука различать слова. По сути, в лингвистике рассматривается не звук, а тип, модель звука, которая называется фонемой.

    Фонема – наименьшая звуковая единица фонетического уровня.

    Звук речи – речевая единица языка, в которой реализуется фонема.
    Фонема в речи представлена конкретным звуком речи


    Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.

    Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:

    • Артикуляционная. Изучает то, как звук создается: какие органы артикуляционного аппарата задействованы в создании того или иного звука.
    • Акустическая. Рассматривает характеристики звука или сочетания звуков: долгота, вибрация, амплитуда и т.д.
    • Фонологическая. То, что преимущественно изучается в первом классе в разделе фонетики – фонемы и функционал звука в языке и речи.
    • Перцептивная. Рассматривает восприятие звукового строя слушателем, соотносит произнесенные звуки и услышанные, устанавливает между ними разницу, фиксирует различия.

    Единицы и средства, используемые в фонетике

    Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:

    • Слог – самая маленькая единица звуковой цепи.
    • Звук – наименьшая единица в фонетике.
    • Ударение – выделение с помощью интенсивности, интонации речи определенного звука в слове, единой фонетической организации.
    • Тон – эмоциональный фон речи, который создается с помощью ритмической организации звука.
    • Темп – скорость речевого потока, которая создается с помощью произнесения определенного количества звуков за фрагмент времени.

    Классификация звуков

    В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.

    Звуки русского языка

    Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.

    Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.

    Гласные звуки по уровню подъема языка

    Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:

    • Верхний передний: и
    • Верхний средний: ы
    • Средний передний: э
    • Верхний задний: у
    • Средний задний: о
    • Нижний средний: а.

    Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.

    Согласные звуки

    Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).

    Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.

    Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.

    Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.

    Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.

    Твердые и мягкие согласные

    Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:

    • Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: [б’]елый, [м]елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как [э]: менеджер, мерчендайзер.
    • Если согласный смягчается мягким знаком: пе[н’]ь.

    Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:

    • Всегда твердые: ж, ш, ц.
    • Всегда мягкие: ч, й, щ.

    По месту образования согласные бывают:

    • Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
    • Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
    • Зубные смычные: т, т’, д, д’
    • Зубные слитные: ц
    • Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
    • Небно-зубные слитные: ч
    • Зубные щелевые: с, с’, з, з’
    • Зубные смычно-проходные: н, н’
    • Небно-зубные щелевые: ш, щ, ж
    • Небно-зубные дрожащие: р, р’
    • Среднеязычные щелевые: й
    • Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
    • Заднеязычные щелевые: х, х’

    Позиция звука в фонетике

    Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.

    В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:

    У согласных эти две позиции различаются следующим образом.

    По глухости/звонкости:

    Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).

    У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.

    Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:

    Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.

    Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.

    Читайте также: