Знания как экономический ресурс доклад

Обновлено: 01.05.2024

Знания - это совокупность сведений в различных областях. Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов.

В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни - это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во время своей учебы и работы, а предприятия - в ходе приобретения новых технологий.

В настоящее время новым фактором производства (ресурсом) становится информация. Информация - это процесс сбора, обработки и распространения знаний, необходимые для производства и реализации экономических благ, для ведения бизнеса. Ни одна из сторон жизни человека не может обойтись без этой информации. Поэтому все страны значительные средства тратят на развитие информационных систем. В огромном объеме информации выделяют информацию о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Производство

Производство - это регулируемый людьми процесс создания продуктов (изделий, энергии, услуг). Производство предполагает использование ресурсов (рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг). Оно требует соблюдения технических условий и правил, а также учета социально-этических норм. Теория производства как раздел науки о народном хозяйстве и экономике предприятия изучает функциональные связи между затратами ресурсов и выходом продукции.

Процесс производства материальных и нематериальных благ и услуг является основой развития экономического субъекта, в частности, и нации в целом.

Производство - это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ и услуг. Но исходный только в рамках той очевидной истины, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т.д. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться только тогда, когда сфера обмена даст производителю соответствующий ценовой сигнал.

Созданные в процессе производства блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. И в первобытной общине, и в рабовладельческом обществе, и при феодализме потребление является целью производства.

Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью является не потребление, а получение прибыли.

Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют факторы производства - труд, капитал, земля и предпринимательство. Факторы производства (ресурсы) необходимы для создания потребительских благ для удовлетворения потребностей субъектов.

Поскольку потребности растут количественно, изменяются качественно и структурно, то ресурсов для их удовлетворения требуется все больше и больше. Однако в единицу времени может быть использовано ограниченное количество ресурсов, поскольку время - самый ограниченный ресурс.

Таким образом, в экономической деятельности разным по количеству, качеству и структуре изменяющихся потребностей противостоят ограниченные по количеству и разнообразию ресурсы (естественные и создаваемые трудом), необходимые для удовлетворения потребностей субъектов и нации в целом.

Выбор путей использования ограниченных ресурсов рационален в том случае, если он обеспечивает минимизацию затрат и максимизацию полезного эффекта. Только тогда будет обеспечено оптимальное функционирование экономики.

Первые человеческие знания появились еще в древности. Наши первобытные предки изучали мир, основываясь на чувственном опыте, а затем передавали их сородичам.

По мере развития общества знаний становилось все больше. Зародились науки, которые систематизировали и обобщили ряд положений. С помощью научной деятельности социальный прогресс пошел семимильными шагами. Но еще быстрее развитие стало происходить на рубеже 20-21 веков. Этот период связывают с научно-технической революцией и становлением информационного общества.

В конце 20 века информация стала одним из важнейших факторов производства. Благодаря стремительно процветающим информационным технологиям, усилился экономический рост. Кроме того, новые знания существенно облегчили жизнь членов социума, сделав ее более насыщенной и интересной.

Информация

Понятие

Под информацией подразумевают набор каких-либо знаний, фактов, сведений об окружающем мире и происходящих процессах.

Информация – это один из пяти ведущих факторов, используемых в создании благ. Необходимое условие для решения трудностей, стоящих перед субъектами экономики – обладание и своевременное получение достоверной информации.

Главные источники получения информации

В современном мире существует несколько способов узнавать что-либо:

  1. Научные открытия. По-прежнему наука не стоит на месте. В ее различных областях сейчас создается много нового. Приоритет отводится информационным технологиям, техническим и естественно-научным разработкам.
  2. Образование. В условиях рынка уровень образованности человека, его квалификация служат залогом высокой зарплаты и уважения в обществе. Учитывая постоянные перемены, происходящие в обществе, учиться и переучиваться предстоит на протяжении всей трудовой деятельности. Поэтому общий уровень развития индивида и его способность к обучению нынче в цене.

Роль информации в производстве

В производстве информация играет важную роль. Своевременный анализ ситуации на рынке, изучение спроса, отслеживание действий конкурентов – необходимые элементы в работе любой компании. Предприниматель должен учиться сам и обучать своих работников, внедрять новые технологии. Это сделает предприятие более выгодным и конкурентоспособным, позволит сократить издержки и получить большую прибыль.

Знания играют важную роль в развитии любой сферы жизни. Знания — это значимый ресурс для производства материальных благ, который способствует развитию экономики. А почему знания являются экономическим ресурсом, и как оно влияет на экономику государства? Этому способствует несколько причин.

Во-первых знания — это информация. Информация является главным компонентом во всех сферах жизни. Она способствует достижению поставленных целей и помогает избежать множества ошибок. Она помогает сделать выгодные вложения. Возьмем, к примеру рынок недвижимости. Человек, хорошо осведомленный в данной области сможет купить определенный участок за одну цену, а по мере роста цен на жилье, продать по более высокой. В общем, не зря говорят: “Кто владеет информацией — тот владеет миром” Ведь информация приносит пользу благодаря осведомленности риска в определенной ситуации и поиска наилучшего пути.

Во-вторых, знания способствуют развитию науки и инноваций. Ни для кого не секрет, что умственные способности и навыки в наше время более востребованы, нежели физические. Это обусловлено тем, что на нынешних производствах ручной труд постепенно вытесняется новыми технологиями. Научно-техническое развитие ускоряет экономический рост государства. Оно способствует увеличению комфорта, улучшению в области медицины и образования, повышению уровня жизни, благодаря чему в свою очередь повысилась продолжительность жизни. На сегодняшний день трудно представить жизнь без достижений научно-технического прогресса, которые максимально удовлетворяют наши потребности , облегчив и разнообразив наше существование.

Под конец хотелось бы отметить, что знания связаны со всеми экономическими ресурсами, а так же дополняют их.

4 важных факторов определяющих развитие менеджмента.

Зарождение менеджмента началось уже в древнем периоде, когда произошел переход от человеческого стада к племени. В каждом племени был вождь, который распределял обязанности в людей в данном племени. И именно с тех пор началось постепенное развитие менеджмента, которое продолжается, по сей день. На сегодня методы управления достигли довольно высокого уровня, и этому способствует множество факторов, несколько из них я приведу в пример.

  1. Психологический подход. На мой взгляд, на развитие менеджмента, влияет учет потребностей и психологических особенностей работников. Это повышает работоспособность всего коллектива.
  2. Развитие новых технологий. В 21 веке увеличился поток информации, стремительно растет научно-технический прогресс , благодаря чему наиболее востребованными стали умственные способности.
  3. Доверительные отношения между начальником и подчиненным. Работник должен воспринимается не как раб, а как личность. Ведь у каждого человека есть свое эго, и хорошее обращение с подчиненным, увеличит желание выполнить указания с максимальной ответственностью. Хорошим примером здесь является Швейцарская модель управления, где устанавливаются, можно так сказать, равные , компромиссные отношения менеджера и работников, что является главным плюсом данной модели. В общем, отношения работодателя и работника, построенные на уважении и доверии, дают наибольший результат.
  4. Мотивация. Помимо хороших условий и доверительных отношений работники должны стремиться к определенной, единой цели.

Идеальный Менеджер

В будущем, после окончания ВУЗа, я представляю себя в качестве менеджера в одной из успешных компаний нашей страны. Но я понимаю, что для этого нужно очень много трудиться. Я так часто задаюсь вопросами: А что значит для меня быть менеджером? Какими качествами я должна обладать? Что я должна делать?

Менеджер- это управляющий, дипломат, лидер, учитель, инноватор, оратор и, конечно, просто хороший человек.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2) Быть настоящим лидером. Обладать уважением и доверием своей команды.

3) Находить нестандартные решения.

4) Находить, подбирать нужный кадр. Собирать команду.

5) Осуществлять творческий подход к делу.

6) Грамотно распределять работу в любой сложившейся ситуации.

1) Высококомпетентным, эрудированным.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2) Общительным, объективным, воспитанным.

3) Находчивым, целеустремленным.


Знание приобретает значение самостоятельного экономического ресурса. Обладание им — залог высокой конкурентоспособности человека, компании, региона.

Общее утверждение о важности роли знания в экономике не выглядит чем-то новым, ведь производство всегда было основано на различных формах знания. Очевидно также, что традиционные факторы производства содержат в себе знание в виде как интеллектуального, так и информационного ресурсов.

Пока еще экономика многих стран ориентирована на производство материальных благ. Цены на нефть, газ, черные и цветные металлы растут. Однако будущее экономики — это производство знаний. Сегодня сила воздействия знания на экономику возрастает до такой степени, что знание становится самостоятельным и ключевым фактором производства, источником роста. По расчетам Всемирного банка, уже сегодня ежегодный оборот высоких технологий и наукоемкой продукции на мировом рынке в 4–5 раз превышает оборот сырья.

Особая роль знания в экономическом развитии объясняется тем, что в современных условиях необходимо стремительно реагировать на изменения: быстрые перемены постоянно подталкивают к созданию нового знания и являются его результатом. Именно оно необходимо для поддержания конкурентных преимуществ. Приоритетной становится не ценовая конкуренция, а конкуренция за людей, за их знания.

Не следует считать такое сотрудничество самоочевидным, оно напрямую вытекает из специфики знания как ресурса. Его легче передавать лицом к лицу, чем через длинные каналы связи. Собственно говоря, именно так происходит передача знаний в учебных аудиториях университетов, в центрах повышения квалификации. Однако объем знаний, которые появляются в ходе межличностных контактов вне университетских аудиторий, сегодня весьма значителен. Процессы его получения вполне могут рассматриваться как обучающие, локализованные процессы, требующие соответствующей поддержки.

Такое знание в сочетании с современными методами получения знаний в университетах, с особенностями и уникальностью продукции, управлением производством, финансовым менеджментом становится непременной составляющей конкурентоспособности. Фирмы, которые могут это обеспечить, преуспевают, опережая своих конкурентов.

Главное здесь в том, что накопление информационных и коммуникационных способностей или, как сегодня говорят, компетенций делает конкурентоспособными самих работников.

Чтобы обеспечить появление нового знания в таком формате, должны создаваться условия, которые формируют среду для взаимодействия между разными субъектами экономики. Наиболее вероятной представляется территориальная региональная логика решения вопроса, когда субъекты региона понимают, что они заинтересованы в его развитии, так как получают обратные положительные эффекты от взаимодействия с другими субъектами.

Создание таких условий по существу означает развитие новых форм партнерства на региональном уровне в рамках программ конкурентного развития Пермского края. Например, для эффективного использования университетского потенциала региона необходимо, чтобы университеты встраивались в локальные сети, в которых происходит формирование стержневых компетенций региона по предметным направлениям.

Для этого в свою очередь необходимо расширение спектра участия университетских специалистов в решении практических проблем региона, а также спектра взаимодействия университетов с властью. И то и другое — суть предпосылки получения новых знаний о регионе. Чтобы усилить мультиплицирующий эффект экономических знаний, следовало бы подумать о создании в Перми собственного экономического технопарка, который бы объединил усилия академических и университетских экономистов в решении региональных проблем. Необходимы импульсы краевой власти для решения всего комплекса возникающих проблем, что вполне возможно ожидать от нового краевого Министерства промышленности, науки и инноваций.

Текст: Юрий Перский, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики ПГУ

Читайте также: