Жизненный цикл организации доклад и презентация

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " 1 Тема 5. Жизненный цикл организации Вопросы: 1.Различные концепции жизненного цикла организации 2.Этапы и стадии развития организации в бизнесе 3.Связь." — Транскрипт:

1 1 Тема 5. Жизненный цикл организации Вопросы: 1.Различные концепции жизненного цикла организации 2.Этапы и стадии развития организации в бизнесе 3.Связь методов управления со стадиями развития организации

2 Жизненный цикл организации – это историческая эволюция, которую претерпевает компания, взаимодействуя с внешней средой

4 Модели развития организаций

7 Дж. Гриббин (1981) Фаза 1 – рождение организации Фаза 2 – детство и юность Фаза 3 – зрелость Фаза 4 – старение организации Фаза 5 – возрождение организации

8 8 Стадии жизненного цикла организации СтадияОписание Рождение Выявляются неудовлетворенные требования потребителя. Целеустремленность, способность рисковать и преданность делу. Директивный метод руководства. Детство Задача – быстрый успех. Цели – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой. Отрочество Рост организации осуществляется, как правило, несистематично; организация набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль. Ранняя зрелость Экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявлять себя тенденции бюрократизма, борьбы за власть.

10 10 Схема этапов жизненного цикла организации

11 11 Характеристики стадий жизненного цикла организации

13 13 Этапы ЖЦО по И. Адизесу (1979г.) Характеристика стадии ЖЦОЧерты кризиса стадии 1Стадия предпринимательства Рождение организации. Акцент на создание продукта и выживание на рынке. Основатели кампании сами занимаются вопросами производства и сбыта. Организация неформальна и небюрократична. Основная черта – творчество. Потребность в руководстве. 2Стадия коллективизма Выработка четких целей, определение направления своей деятельности. Подразделения выстраиваются в соответствии с властной иерархией, спецификой деятельности и начинающимся разделением труда. Сотрудники идентифицируют себя с миссией организации, стараются добиться ее успеха. Коммуникация и контроль по большей части неформальны. Основная цель- рост. Потребность в делегировании полномочий. Новый менеджмент успешен, рядовые сотрудники постепенно начинают ощущать потребность в большей самостоятельности. Встает задача найти механизм контроля и координации работы подразделений без прямого надзора сверху.

14 14 Этапы ЖЦО по И. Адизесу (окончание) Характеристика стадии ЖЦОЧерты кризиса стадии 3Стадия формализации Начинают действовать правила, процедуры и системы контроля. Коммуникации становятся более редкими и формальными. Высшее руководство начинают занимать такие проблемы, как стратегия и планирование. Контроль передается на средний уровень управления. Цель- стабильность и расширение рынка. Необходимость расширения бюрократии. Организация становиться слишком большой и сложной, чтобы ею можно было управлять посредством формальных программ. 4 Стадия совершенствования Компания становится большой и бюрократизированной, с экстенсивными системами контроля, правилами и процедурами. По-новому рассматривается сотрудничество и командная работа. Усиливается социальный контроль и самодисциплина. Формальные процедуры могут быть упрощены и переданы командам менеджеров и рабочим группам. Команды часто формируются из представителей разных подразделений. Возможно деление организации на множество подразделений. Приобретают статус и репутация организации. Менеджеры могут наступать на бюрократию или пытаться ее модернизировать. Потребность в управлении. Достигнув стадии зрелости организация может пережить временный упадок. Кампания перестает соответствовать требованиям окружающей среды. Необходимы инновации.

16 Этапы и стадии развития организации в бизнесе

17 Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации.

19 Деятельность организации внутри каждого цикла проходит ряд стадий: 1)формирование 2)рост 3)стабилизация 4)кризис

20 Стадии развития организации – это периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства

21 Внутри каждого цикла менеджмент, как правило, использует одну и ту же структуру управляющих воздействий

22 На одноименных стадиях разных циклов развития поведение работников определяется схожими побудительными мотивами, персонал имеет одинаковые характеристики

23 Структура методов управления персоналом должна соответствовать стадии жизненного цикла организации

24 Стадия становления признаки Особенности персонала Динамичность структуры деятельности, некоторая неопределенность в организации, устные договоры между руководителем и работником Энтузиазм, новаторство, коммуникабельность, работоспособность, готовность к риску, взаимовыручка, коллективизм, чувствительность к меняющимся условиям Предпочтительны организационно-распорядительные методы управления

25 Стадия роста признаки Особенности персонала Изменение структуры деятельности, увеличение объема и качества продукции (услуг), привлечение дополнительных ресурсов, изменение организационной структуры Увеличение количества сотрудников, организационная закрепленность, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация, появление конфликтов Предпочтительны социально-психологические методы управления

26 Стадия стабилизации признаки Особенности персонала Стабильность организационной структуры, устойчивость функционирования, отсутствие развития организации Наличие четких целей, норм и правил, обладание необходимыми навыками, готовность к обучению, отсутствие инициативы и творчества, отдельные конфликты Предпочтительны экономические методы управления

27 Стадия кризиса признаки Особенности персонала Недопустимо низкий уровень эффективности организации, снижение объемов, неуклонное снижение прибыли, дефицит финансов Уменьшение приверженности фирме, повторяющиеся межличностные и межфункциональные конфликты, снижение трудовой активности Предпочтительны организационно-распорядительные методы управления

28 Спасибо за внимание! 28

29 29 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Жизненный цикл организации, слайд №1
Жизненный цикл организации, слайд №2
Жизненный цикл организации, слайд №3
Жизненный цикл организации, слайд №4
Жизненный цикл организации, слайд №5
Жизненный цикл организации, слайд №6
Жизненный цикл организации, слайд №7
Жизненный цикл организации, слайд №8
Жизненный цикл организации, слайд №9
Жизненный цикл организации, слайд №10
Жизненный цикл организации, слайд №11
Жизненный цикл организации, слайд №12
Жизненный цикл организации, слайд №13
Жизненный цикл организации, слайд №14
Жизненный цикл организации, слайд №15
Жизненный цикл организации, слайд №16
Жизненный цикл организации, слайд №17
Жизненный цикл организации, слайд №18
Жизненный цикл организации, слайд №19
Жизненный цикл организации, слайд №20
Жизненный цикл организации, слайд №21
Жизненный цикл организации, слайд №22
Жизненный цикл организации, слайд №23
Жизненный цикл организации, слайд №24
Жизненный цикл организации, слайд №25

 Жизненный цикл организации И. Адизес

Слайд 1

 Основная идея Чтобы понимать, нормально происходящее или нет, нужно понимать, как именно происходит развитие

Слайд 2

Основная идея Чтобы понимать, нормально происходящее или нет, нужно понимать, как именно происходит развитие

 Ицхак Адизес Доктор Ицхак Калдерон Адизес — один из непревзойденных бизнес-консультантов мира, блестящий специалист в области эффективного управления бизнес-процессами.

Слайд 3

Ицхак Адизес Доктор Ицхак Калдерон Адизес — один из непревзойденных бизнес-консультантов мира, блестящий специалист в области эффективного управления бизнес-процессами.

 Жизненный цикл

Слайд 5

 Зарождение (Courtship)

Слайд 6

 Младенчество (Infancy)

Слайд 7

 Младенчество (Infancy) Компании на ранней стадии развития требуют высокого внимания и сильной управленческой руки. Руководитель компании должен на своем примере показывать вовлеченность в работу и нацеленность на результат, выступать гарантом ясности, определенности и устойчивости для наемного персонала.

Слайд 8

Младенчество (Infancy) Компании на ранней стадии развития требуют высокого внимания и сильной управленческой руки. Руководитель компании должен на своем примере показывать вовлеченность в работу и нацеленность на результат, выступать гарантом ясности, определенности и устойчивости для наемного персонала.

 Стадия высокой активности (Go-Go)

Слайд 10

 Family Trap Часто ловушка основателя возникает в семейном бизнесе (family trap). В такой ситуации основные должности в компании занимают члены одной семьи, но они очень часто не имеют нужного опыта и компетенций для решения задач в соответствии с приоритетами своей должности.

Слайд 11

Family Trap Часто ловушка основателя возникает в семейном бизнесе (family trap). В такой ситуации основные должности в компании занимают члены одной семьи, но они очень часто не имеют нужного опыта и компетенций для решения задач в соответствии с приоритетами своей должности.

 Стадия высокой активности (Go-Go) Гибкость — самый важный элемент стратегии в управлении компанией на стадии высокой активности. Руководитель компании должен определить основные приоритеты работы и отклонить все неприоритетные вопросы.

Слайд 12

Стадия высокой активности (Go-Go) Гибкость — самый важный элемент стратегии в управлении компанией на стадии высокой активности. Руководитель компании должен определить основные приоритеты работы и отклонить все неприоритетные вопросы.

 Стадия высокой активности (Go-Go) Делегирование становится особо важным навыком в компании. Так как руководители не обладают нужным опытом в области делегирования функций рекомендуется начинать делегирование не одному человеку, а группе людей. Поощрение коллективной работы помогает укрепить корпоративный дух и создать сплоченную команду в компании.

Слайд 13

Стадия высокой активности (Go-Go) Делегирование становится особо важным навыком в компании. Так как руководители не обладают нужным опытом в области делегирования функций рекомендуется начинать делегирование не одному человеку, а группе людей. Поощрение коллективной работы помогает укрепить корпоративный дух и создать сплоченную команду в компании.

 Стадия юности (Adolescence) На стадии юности по Адизесу компания переживает свое второе рождение. Данный этап характеризуется децентрализацией власти, переходом от предпринимательства к профессиональному управлению и определением четкого фокуса компании. На стадии юности наиболее яркой проблемой становится рождение внутренних конфликтов в компании, которые (при отсутствии их решения) могут привести к преждевременному старению бизнеса или к потере авторитета руководства. На стадии юности культура управления компанией должна трансформироваться из абсолютной монархии в конституционную монархию. По факту должна произойти децентрализация власти, так как в компании уже существуют сотрудники, способные взять на себя решение отдельных вопросов. Но руководители бизнеса опасаются новых ошибок и проблем, которые может вызвать децентрализация управления по причине отсутствия правильных процессов в организации. Такой страх часто провоцирует создание дополнительных институтов управления.

Слайд 14

Стадия юности (Adolescence) На стадии юности по Адизесу компания переживает свое второе рождение. Данный этап характеризуется децентрализацией власти, переходом от предпринимательства к профессиональному управлению и определением четкого фокуса компании. На стадии юности наиболее яркой проблемой становится рождение внутренних конфликтов в компании, которые (при отсутствии их решения) могут привести к преждевременному старению бизнеса или к потере авторитета руководства. На стадии юности культура управления компанией должна трансформироваться из абсолютной монархии в конституционную монархию. По факту должна произойти децентрализация власти, так как в компании уже существуют сотрудники, способные взять на себя решение отдельных вопросов. Но руководители бизнеса опасаются новых ошибок и проблем, которые может вызвать децентрализация управления по причине отсутствия правильных процессов в организации. Такой страх часто провоцирует создание дополнительных институтов управления.

 Стадия юности (Adolescence)

Слайд 15

 Стадия расцвета бизнеса (Prime) Этап расцвета представляет собой золотой век для бизнеса. Компания занимает оптимальное положение на кривой жизненного цикла и достигает определенного баланса между гибкостью и жестким контролем в управлении. У компании установлены четкие цели, каждый отдел имеет четкие приоритеты и все сотрудники последовательно, упорно и четко выполняют свои задачи. В компании приведены в соответствие миссия, стратегия, структура, процессы управления информацией, распределение ресурсов и система вознаграждений. Компания работает отлажено, как единый механизм.

Слайд 17

Стадия расцвета бизнеса (Prime) Этап расцвета представляет собой золотой век для бизнеса. Компания занимает оптимальное положение на кривой жизненного цикла и достигает определенного баланса между гибкостью и жестким контролем в управлении. У компании установлены четкие цели, каждый отдел имеет четкие приоритеты и все сотрудники последовательно, упорно и четко выполняют свои задачи. В компании приведены в соответствие миссия, стратегия, структура, процессы управления информацией, распределение ресурсов и система вознаграждений. Компания работает отлажено, как единый механизм.

 Стадии стареющей компании по Адизесу Стадия стабильности бизнеса (Stable) Этап стабильности бизнеса — это первый шаг к старению компании. На этапе стабильности продажи уже не растут, но еще и не начинают снижаться, и компания чувствует себя уверенно и спокойно. Руководство компании умиротворенно следит за успехами бизнеса и полностью перестает следить за изменяющимися потребности клиентов. Компания практически утрачивает связь с внешним миром и перестает прислушиваться к рекомендациям и тенденциям внешнего рынка. Часто стареющей компанией является достаточно крупная организация, которая теряет гибкость и начинает медленно отвечать рыночным изменениям. В компании начинают преобладать краткосрочные цели и задачи. Долгосрочные проекты останавливаются, инвестиции в исследования и разработку сокращаются.

Слайд 20

Стадии стареющей компании по Адизесу Стадия стабильности бизнеса (Stable) Этап стабильности бизнеса — это первый шаг к старению компании. На этапе стабильности продажи уже не растут, но еще и не начинают снижаться, и компания чувствует себя уверенно и спокойно. Руководство компании умиротворенно следит за успехами бизнеса и полностью перестает следить за изменяющимися потребности клиентов. Компания практически утрачивает связь с внешним миром и перестает прислушиваться к рекомендациям и тенденциям внешнего рынка. Часто стареющей компанией является достаточно крупная организация, которая теряет гибкость и начинает медленно отвечать рыночным изменениям. В компании начинают преобладать краткосрочные цели и задачи. Долгосрочные проекты останавливаются, инвестиции в исследования и разработку сокращаются.

 Стадии стареющей компании по Адизесу Бюрократизация (Bureaucracy) Если компания не начинает активную реорганизацию бизнеса после прохождения этапа ранней бюрократии и проведения чистки управленческого персонала, бизнес переходит в стадию бюрократизации. Хаос и неопределенность, возникшие на этапе ранней бюрократии, приводят к необходимости разработки более жестких правил и норм контроля для мониторинга ситуации и принятия решения. Новые нормы и формат работы снижают корпоративный дух, приводят к появлению дополнительных контролирующих подразделений. Затраты бизнеса на контроль растут, а мобильность и способность реагировать на изменения рынка значимо снижаются. Компания приобретает определенную инерцию, которую невозможно преодолеть или изменить. Бюрократизированный бизнес держится на плаву исключительно благодаря субсидированию из внешних источников, сам по себе он абсолютно неэффективен. При потере субсидирования компания может начать реорганизацию, сократить размер и оптимизировать внутренние процессы, либо закончить свою деятельность на рынке.

Слайд 23

Стадии стареющей компании по Адизесу Бюрократизация (Bureaucracy) Если компания не начинает активную реорганизацию бизнеса после прохождения этапа ранней бюрократии и проведения чистки управленческого персонала, бизнес переходит в стадию бюрократизации. Хаос и неопределенность, возникшие на этапе ранней бюрократии, приводят к необходимости разработки более жестких правил и норм контроля для мониторинга ситуации и принятия решения. Новые нормы и формат работы снижают корпоративный дух, приводят к появлению дополнительных контролирующих подразделений. Затраты бизнеса на контроль растут, а мобильность и способность реагировать на изменения рынка значимо снижаются. Компания приобретает определенную инерцию, которую невозможно преодолеть или изменить. Бюрократизированный бизнес держится на плаву исключительно благодаря субсидированию из внешних источников, сам по себе он абсолютно неэффективен. При потере субсидирования компания может начать реорганизацию, сократить размер и оптимизировать внутренние процессы, либо закончить свою деятельность на рынке.

 Стадии стареющей компании по Адизесу Смерть компании (Death) Завершение работы организации на рынке — длительный процесс, характеризующийся медленным выводом инвестиций.

Слайд 24

Стадии стареющей компании по Адизесу Смерть компании (Death) Завершение работы организации на рынке — длительный процесс, характеризующийся медленным выводом инвестиций.

 Что дальше? В идеале – бесконечное поступательное развитие

Слайд 25

Жизненный цикл организации.


Жизненный цикл организации.


Цель: Целью нашей Презентации будет рассмотрение основных подходов к пониманию организационного развития.


Руководитель должен знать Актуальность о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации.


Глоссарий. Жизненный цикл изделия (продукции) — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.


Иера рхия — порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в централизованных структурах. Ситуативно подчиненность может возникать по горизонтальному принципу, это качество гибкости системы управления. Делегирование - использование объектом другого объекта для реализации тех или иных функций.


Тенденция - стремление, намерение свойственное кому-либо или чему- либо; направленность во взглядах или действиях. Ротация – чередование. Организация — это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определенные планы.


Жизненный цикл организации Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие.


Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.


Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции – временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени.


Следует различать: полный жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями


При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи – обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации.


Каждая организация, независимо от ее размера, базируется на формально и точно определенных взаимоотношениях между ее членами. Эта формальная структура представлена организационной схемой (структурой). Такая схема содержит некоторую основную информацию об организационной структуре и природе ее функционирования. Она демонстрирует управленческую иерархию, начиная с руководителя: кто отчитывается перед кем и кто за что отвечает.


Как только на предприятии начинают действовать люди, появляются разрывы между тем, что должно быть, и тем, что происходит в действительности. Неформальная структура организации не менее реальна, чем формальная, и руководитель, который хочет добиться успеха, должен научиться управлять и ею.


Вильям Дж. Скотт идентифицирует четыре основных фактора, на которых строится классическая организация: 1. разделение труда, или специализация; 1. скалярные (линейные) и функциональные процессы, или цепочка команд; 2. диапазон контроля, или диапазон управления; 3. структура.


Расширение зоны труда - идея, прямо противоположная разделению труда. Она представляет собой попытку так структурировать различные задания, чтобы работник имел возможность выполнять разные операции. Должностная ротация - процесс перемещения отдельного человека от одной должностной позиции к другой.


Организационная схема - это скелет организации. Организационные схемы используются широко и предназначаются для установления принципов работы в организации. Это способ понять взаимосвязи, от которых зависит прогресс в организации. Делегирование. Управляющий делегирует обязанности, устанавливает ответственность (но никогда не ответственность за конечный результат) и обеспечивает права. Обязанности определяют, что работник должен делать. Ответственность есть обязательство давать отчет за выполнение работы


В идеальной цепочке команд каждый член организации отчитывается перед одним и только одним руководителем. Соблюдение этого принципа (единоначалия) позволяет предохраняться от проблем, возникающих при распространении вниз по цепи. Если работающий получает указания только от одного руководителя, конфликты и неувязки сведены к минимуму. Такова теория


Теодор Рузвельт однажды сказал: "Лучший руководитель - это тот, у кого достаточно здравого смысла, чтобы найти подходящих людей, способных сделать то, что он хочет, и достаточно самообладания, чтобы не вмешиваться, когда они это делают. "


Жизнь организации не должна состоять из ожидания скольжения вниз или из попыток повернуть события вспять. Современная ситуация на рынке такова, что организации должны уметь работать одно временно на двух кривых: на настоящее и будущее.


Вопросы: Что должен знать руководитель организации о законе циклического развития? Как можно предвидеть системное поведение организации?


Благодарю за внимание!

Тема 6. Теории жизненного цикла организации

№ слайда 1

Тема 6. Теории жизненного цикла организации

План лекции Различные концепции жизненного цикла организации Этапы и стадии разв

№ слайда 2

План лекции Различные концепции жизненного цикла организации Этапы и стадии развития организации в бизнесе Связь методов управления со стадиями развития организации

Жизненный цикл организации – это историческая эволюция, которую претерпевает ком

№ слайда 3

Жизненный цикл организации – это историческая эволюция, которую претерпевает компания, взаимодействуя с внешней средой

Стадии развития организации – это периоды жизни организации в рамках однотипных

№ слайда 4

Стадии развития организации – это периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства

Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, наз

№ слайда 5

Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации.

Модели развития организаций

№ слайда 6

Модели развития организаций

Дж. Гриббин (1981) Фаза 1 – рождение организации Фаза 2 – детство и юность Фаза

№ слайда 9

Дж. Гриббин (1981) Фаза 1 – рождение организации Фаза 2 – детство и юность Фаза 3 – зрелость Фаза 4 – старение организации Фаза 5 – возрождение организации

Этапы и стадии развития организации в бизнесе

№ слайда 10

Этапы и стадии развития организации в бизнесе

Деятельность организации внутри каждого цикла проходит ряд стадий: формирование

№ слайда 12

Деятельность организации внутри каждого цикла проходит ряд стадий: формирование рост стабилизация кризис

Внутри каждого цикла менеджмент, как правило, использует одну и ту же структуру

№ слайда 13

Внутри каждого цикла менеджмент, как правило, использует одну и ту же структуру управляющих воздействий

На одноименных стадиях разных циклов развития поведение работников определяется

№ слайда 14

На одноименных стадиях разных циклов развития поведение работников определяется схожими побудительными мотивами, персонал имеет одинаковые характеристики

Структура методов управления персоналом должна соответствовать стадии жизненного

№ слайда 15

Структура методов управления персоналом должна соответствовать стадии жизненного цикла организации


№ слайда 16


№ слайда 17


№ слайда 18


№ слайда 19

Спасибо за внимание!

№ слайда 20

Спасибо за внимание!

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).

Читайте также: