Здоровье и хореография доклад

Обновлено: 14.05.2024

Здоровье – понятие многогранное, оно не ограничивается физическим состоянием. Не маловажную роль играет психическое, социальное и духовное благополучие, развитие интеллектуальных способностей. Каждый педагог, пытается решить проблему сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые с одной стороны являются составной частью образовательного процесса, а с другой условием обеспечивающего реализацию образовательных программ. Данный доклад посвящен проблеме сохранения физического и психо-эмоционального здоровья ребенка, занимающегося хореографией. Он может быть полезен преподавателям ДО по хореографии в школах хореографического искусства, хореографических школах, отделениях по хореографии и других активных видов деятельности.

2. Цели и задачи:

Цель:

показать необходимость применения здоровьесберегающих приемов для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей в процессе танцевально-хореографического творчества.

Задачи:

• использовать территорию танцевально-хореографического творчества, как здоровьесберегающую зону;

• способствовать гармоничному физическому и психо-эмоциональному развитию учащихся;

• создать зону психологического комфорта;

• развитие мотивации детей к познанию и творчеству по средством дополнительного образования и их реализация в интересах личности.

3. Функции здоровьесберегающей технологии:

1. Формирующая – осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

2. Информативно-коммуникативная – обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

3. Диагностическая – заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

4. Адаптивная – воспитание у учащихся направленности на полноценное творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию учащихся к социально-значимой деятельности;

5. Рефлексивная – заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении в приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

6. Интегративная – объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

4. Содержание

Наличие активных методов (ученик в роли: учителя, исследователя, в игре, в дискуссии). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки, способствуют активизации познавательной деятельности у учащихся. Здоровьесберегающие приемы позволят сделать процесс творчества и обучения более успешными и безопасными:

I прием – начни с простого. Занятия базируются на изучении от простого к сложному, от самовыражения себя до участия в общем танцевальном коллективе. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность ребенка.

Такое постепенное усложнение готовит к работе мышцы спины и является профилактикой сколиоза. Такой же пример для укрепления стопы, голеностопа и икроножной мышцы. Исполняем движение полу-пальцы в небольшом количестве и в спокойном ритмическом рисунке, затем меняем позиции ног, темп, добавляем работу рук. Переходим на переменное исполнение с одной ноги на другую. Таким образом, стопа готова к прыжкам с двух ног, разножкам во всех направлениях и различных ритмических рисунках.

II прием – средства защиты. Современная медицинская индустрия выпускает огромное количество удобных и практичных средств защиты от травм. Фиксаторы голеностопа, наколенники, налокотники, разогревающие мази и крема, силиконовые вкладыши. Для начала поговорим об индивидуальном коврике для занятий хореографией. Он помогает ребенку избежать случайных ушибов, делает занятия комфортными и гигиеничными. Коврик можно скручивать и класть под голову, поясничный отдел, под икроножную мышцу. В народном и современном танце широко используются наколенники, в классическом – фиксаторы голеностопа и силиконовые вкладыши (для предотвращения потертостей и мозолей).

III прием – методы восстановления. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают учащемуся быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.

Большое значение в процессе восстановления детского организма после физических нагрузок имеет грамотное проведение заключительной части занятия. Здесь используются методы релаксации (эмоционального расслабления, элементы дыхательной гимнастики и физические упражнения направленные на снятие мышечного тонуса.

V прием – тесная связь с родителями. Танцевально-хореографическое творчество предполагает тесное взаимодействие преподавателя и ребенка. Но без участия родителей в процессе творчества, сохранения здоровья, правильного питания, досуга детей и психологической поддержки все становится бессмысленным.

Преподавателем проводится огромная работа по разъяснению техники исполнения упражнений, профилактике травматизма, пропаганде здорового образа жизни, выездов на досуговые мероприятия, индивидуальные перспективы ребенка.

5. Заключение

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка, улучшению психологического климата в классах, коллективе, активно приобщает родителей к работе по укреплению здоровья детей.

Использование здоровьесберегающих технологий, является обязательной частью профессиональной работы преподавателя хореографических дисциплин. Грамотный подход к образовательному процессу и уважительное отношение к ребенку, как личности является залогом физического и психоэмоционального здоровья ребенка.

6. Список используемой литературы

1. Смирнов Н. К. – Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.;

2. Храмова В. Г. – Здоровьесберегающие технологии на уроках хореографии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

педагог доп. образования

Матерова Елена Геннадьевна

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ

Состояние здоровье детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе, и меня, как педагога дополнительного образования. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.

Мои занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию основ самоконтроля, саморегуляции, дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально.

Задачей здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику воспитанника.

Целевые ориентации здоровьесберегающих технологий:

• Формирование культуры здоровья

• Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического и нравственного развития.

В практике мною применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

*Танцевальные движения мощный лечебный фактор. Благодаря им ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения. Они помогает решать проблему адаптации младших школьников через танцевальную психотерапию, снижает у них состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение в группе. Музыка - это неотъемлемая часть хореографии, которая благотворно влияет на детей. Музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор стимулирующего воздействия на детей, обучающихся танцу. Применение музыки способствует успешному усвоению двигательного навыка.

*Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Употребление в партерном экзерсисе элементов йоги помогает выработать правильную осанку. Эта гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. В партере существуют упражнения, активно направленные на развитие разных мышц. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют.

*Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.

Используя во время своих занятий здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу, что установка на здоровье и здоровый образ жизни не появиться у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками. Методы обучения знаниям, умениям и навыкам, привлечение внимания обучающихся к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.

Считается, что хореографы – люди находящиеся все время в движении, которые занимаются спортом и, соответственно, ничего болеть у них не должно.

Я не говорю про банальное ОРВИ, я про другие болезни – профессиональные. Мне кажется на эту тему стоит задуматься.

Елена Дмитриевна Штомпель прислала интересный материал на эту тему, где рассказала свою историю.


“Меня зовут Елена Дмитриевна Штомпель, работаю педагогом дополнительного образования уже 30 лет. И только после того, когда моё здоровье стало заявлять о себе, я начала всерьёз задумываться, что же я делала не так.

Вроде всё время в движении, а позвоночник больной, суставы скрипят, ещё и судороги время от времени беспокоят. И ведь действительно, когда я только начинала работать, даже не задумывалась, сколько раз в день делаю одно и то же движение, правильно ли растягиваю мышцы, правильно ли делаю наклоны.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию статью, с которой, надеюсь, начнётся разговор на тему здоровьесбережения в хореографии. И в следующей публикации мы поговорим о правилах здоровьесбережения на занятиях.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если научить ребенка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы.

Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков, – неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире.

Человек, безусловно, абсолютная ценность общества, а его здоровье – гарантия гармоничного развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто-нибудь может это оспорить. Однако лишь одно признание актуальности данного тезиса недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья.

Существует более 300 определений здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье – состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.

Психологическое здоровье – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности.
Социальное здоровье – система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.

Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Бесспорно, что успешность обучения в школе, да и дальнейшая успешность в жизни определяется уровнем состояния здоровья человека.

Хореография – один из важнейших видов искусства. И, конечно, занятия хореографией способствуют укреплению здоровья и физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей при условии правильно организованного учебно – воспитательного процесса.

Но также как и спорт, хореография является одним из самых травмоопасных видов деятельности, а со временем, нагрузка на организм даёт о себе знать, и появляются нежелательные эффекты: начинают болеть суставы, возникают судороги и многое другое.

Возникает вопрос: как сохранить и укрепить здоровье обучающихся?

Думаю, что каждый хореограф должен способствовать процессу формирования здоровой личности.

Поэтому я для себя определила ряд основных задач:

В своей работе я использую следующие принципы:

Контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся целесообразно проводить с помощью медицинского работника и психолога учреждения по следующим параметрам:

• гигиенические требования;
• организация здоровьесберегающей деятельности;
• организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения;
• эмоционально – психологический климат в коллективе;
• грамотность педагога по вопросам здоровья и его нервно – психическая устойчивость”

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Хореография – здоровый образ жизни!. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель: выявить влияния занятий хореографией на эмоциональное, нравственное и физическое здоровье детей

Хореография – здоровый образ жизни! В настоящие время, когда здоровья подростков находится в опасности, от различных видов СПАЙСОВ , сигарет, алкоголя …мы занимаемся хореографией , которая делает свой весьма существенный вклад в дело оздоровления подрастающего поколения.

Правильная осанка – залог здоровья! На занятиях хореографии очень много времени отводится осанке. Так как по данным науки, возникновения сколиоза у детей служит недостаточная устойчивость. Ведь неправильная осанка, плохая походка, слабый позвоночник не дают правильно дышать, а правильное насыщение кислородом очень важно для хорошего состояния всех внутриних органов. Поэтому на занятия по хореографией большое внимание уделяется развитию подвижности, эластичности и гибкости суставов, мышц.

Хореография – здоровый образ жизни! Хореография касается и опорно-двигательного аппарата, то есть плоскостопия и косолапости стоп и занятия хореографии являются профилактикой данных заболеваний.

Занятия хореографией гармонично развивают ребенка, его творческое мышление, память, воображение, умение выразить чувства, импровизировать и быть современным ребенком.

Хореография – здоровый образ жизни! Современные танцы, которые больше всего интересуют подрастающее поколения, с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Чего нельзя сказать о крутизне курения, распитие спиртных напитков и т.д…

Хореография – здоровый образ жизни! Сегодня мы танцуем самые разнообразные танцы, медленные и быстрые, плавные, лиричные и энергичные, те, которые люди танцуют с давних пор и те, которые вошли в наш репертуар недавно.

Быть красивым и здоровым мечтает каждый человек на Земле. Так бросайте пить, курить и занимайтесь здоровым образом жизни.

Хореография – здоровый образ жизни! Хочется сказать, что каждый урок в хореографическом классе направлен на поддержание ребенка в хорошей физической форме и на формирование у него пожизненной установки на здоровый образ жизни!

Читайте также: