Затопление бостона патокой доклад

Обновлено: 07.07.2024

Почти столетие назад в пределах размещенного в США города Бостон имела место одна из наиболее необычных катастроф, которая закончилась смертью мирных граждан. Часть населенного пункта, включая порт, в январе 1919 года оказалась затоплена сладкой патокой, которая вырвалась из резервуаров местного алкогольного завода. До реализации в пределах США “сухого закона” каждая фирма всячески старалась продать как можно больше алкоголя, в том числе и Purity Distilling Company в Бостоне. День в преддверии катастрофы выдался очень теплым и, очевидно, заклепки резервуара, вмещающего ферментированную мелассу, не выдержали давления и разошлись. Местные жители слышали оглушающие хлопки и звук падения чего-то большого, а потом за считанные секунды часть города была затоплена значительным количеством сахаросодержащей жидкости. Меласса стремительно пронеслась непосредственно по улицам со скоростью порядка 60 км/ч, а ее давление оказалось в тот момент настолько высоко, что буквально сдвинуло массивный грузовой состав. Люди и кареты с лошадьми попросту не смогли убежать от волны и 21 человек скончался от удушья в вязкой жидкости. Здания после такого наводнения оказались затоплены, местами на метровую высоту, а некоторые из строений и вовсе обрушились. Лошади, которым посчастливилось выжить, настолько сильно застывали в жидкости, что принималось решение застрелить животных. Ради спасательной операции в Бостон прибыло подразделение ВМС США, а также в населенном пункте развернули передвижной госпиталь “Красного креста”. Больше 150 граждан после случившегося получили травмы и оказались в больницах, а сама операция продолжалась почти в течение четырех дней. В процессе очистки завалов и поиске возможных жертв принимали участие сотни спасателей и волонтеров. Больше тысячи граждан города долгое время чистили улицы от застывающей патоки, а также страдали от атаковавшего их кашля. Местные граждане вскоре направили судебный иск на владельца резервуара, а тот со своей стороны предпринял попытку обвинить в случившемся анархистов, которые якобы взорвали мелассу. Однако им все же удалось добиться компенсации в размере $600 тысяч, а на месте резервуара в современности разместилась бейсбольная площадка. Граждане Бостона отмечают, что в особенно жаркие дни от старых конструкций по-прежнему пахнет карамелью.




Утро 15 января выдалось не по-зимнему теплое — солнечная погода выманила на улицу сотни жителей северного Бостона. Большинство из них были выходцами из Ирландии и Италии. Вдруг над городом прогремел низкий грохот — лопнула чугунная цистерна компании Purity Distilling.
На фото: предприятие до аварии.




Через мгновение после аварии на бостонскую улицу Commercial Street обрушилась волна черной сырой патоки высотой в два этажа. Все это происходило во время постепенной реализации сухого закона. Ферментированная меласса в то время широко использовалась для получения этанола. Накануне введения полного запрета владельцы, соответственно, стремились изготовить и реализовать как можно большее количество продукции…



Необычный поток захлестнул и соседние с портом районы. Уйти от такой быстрой волны было не под силу ни прохожим, ни даже конным упряжкам. Волна сахаросодержащей жидкости неслась по улицам города со скоростью около 60 км/ч.


Несмотря на некоторую комичность ситуации, последствия катастрофы оказались более чем печальными:
На улицы города хлынула волна патоки высотой от 2,5 до 4,5 м. Давление патоки было настолько велико, что сдвинуло с путей грузовой состав. Близлежащие здания были затоплены на метровую высоту, некоторые из них обрушились…
…волна сахаросодержащей жидкости пронеслась по улицам города со скоростью около 60 км/ч.

21 человек погиб, около 150 попали в больницы. Тела погибших опознать было практически невозможно. На протяжении нескольких месяцев после бедствия местные жители страдали от кашля и приступов удушья.


Пожарные, автомобиль которых застрял в липкой массе, метровым сло­ем покрывавшей улицу, ничего не смогли сделать, усилия храбрых полицейских и самоотверженных медсестёр, которые бросились в коричневую жижу в поисках пострадавших, тоже оказались совершен­но бесполезным геройством. Не сделав и трёх шагов, они увязли в остывающем си­ропе, который приклеивал к дороге по­дошвы сапог, тянулся бесчисленными нитями и не давал идти.

В Норт-Энде, старинном районе Босто­на, взрывная волна снесла много домов, на их месте остались одни фундаменты. Крупные металлические обломки обруши­ли надземную железную дорогу, и поезд сошёл с рельсов. В 2004 году писатель Сти­вен Пулео в исторической реконструкции Dark Tide описал, как в течение несколь­ких дней в тёмной липкой массе постепен­но обнаруживали различные предметы и тела — бесформенные, неопределённые. Никто не мог с первого взгляда опреде­лить, человек это или животное. После взрыва в панике все отчаянно старались вырваться из тягучей жижи и с каждым движением только глубже увязали.
Посмотреть на хаос собрались и любопытные горожане, которые тут же испачкались в липкой жиже. Стоит ли удивляться тому, что патока вскоре разнеслась по всему городу.



Черная волна разрушила даже ряд зданий и обрушила эстакаду железной дороги. Несколько лошадей, которые не захлебнулись в патоке, оказались настолько сильно застрявшими в ней, что их пришлось застрелить.



Спасательная операция продолжалась четыре дня.



Для ликвидации последствий в город вошло подразделение ВМС США, а чтобы очистить улицы города от патоки, понадобилось 87 тысяч человеко-часов. Долгое время местные жители страдали от удушья и кашля.
Порт Бостона еще полгода после аварии сохранял коричневый цвет.

Сложно поверить, но некоторые жители Бостона утверждают, что до сих пор от старых зданий в городе в жаркие дни исходит запах карамели.

ВОПЛИ, ПРИГЛУШЁННЫЕ ЛИПКОЙ ПАТОКОЙ

В 1919 году меласса пользовалась в США высоким спросом как ценное сырьё. Вязкая тёмно-бурая непрозрачная жидкость, кото­рая является отходом производства сахара, применяется для различных целей. Прежде всего, мелассу использовали (и используют до сих пор) в пищевой промышленности: на кондитерских фабриках, на консервных за­водах для производства тушёной фасоли, в качестве загустителя кормов для крупно­го рогатого скота, даже при производстве боеприпасов. Но в то время в США мелассу, прежде всего, применяли при производстве рома.

Сотрудник ком­пании Артур Джел дежурил в этот день на предприятии, он осуществлял осмотр ре­зервуаров и обход территории. Он, по-види­мому, не слишком добросовестно отнёсся к исполнению своих обязанностей и не про­верил герметичность металлических конс­трукций. Утечку мелассы из резервуара он, пожалуй, не мог сразу заметить, поскольку металлические стенки были выкрашены сна­ружи в тёмно-коричневый цвет. Подтёки ко­ричневой патоки были на коричневом фоне почти не заметны. Хранилище переполни­лось, возможно, из-за погодных условий. С 14 января температура неожиданно резко повысилась с -14 до +5°С. Давление на стен­ки резервуара значительно возросло.

Государственное предприятие упор­но отвергало все об­винения, ссылаясь на то, что их хранилище якобы взорвали ди­намитом анархисты

Маленький Энтони ди Стасио шёл в это время домой из школы вместе с одноклассниками. Волна патоки накатила на него, под­хватила, поволокла и сомкнулась над его головой. Когда мальчика выбросило волной наверх, он услышал голос матери совсем ря­дом, но не мог ответить, потому что липкая масса полностью заткнула ему глотку. Ребё­нок потерял сознание.

Гигантские ёмкости для хранения мелассы находились именно в Бостоне, который был в то время одним из главных центров производства алкогольных напитков в США

Когда он очнулся, он увидел искажённые ужасом лица своих старших сестёр. Сестры узнали его, приподняв простыню, закры­вавшую лицо, и, конечно, не надеялись, что брат жив. Мальчик, бесчувственное тело ко­торого вытащили из патоки, лежал в наспех устроенном временном морге рядом с дву­мя десятками трупов погибших от последс­твий аварии людей.

РЕЗЕРВУАР С МЕЛАССОЙ ВЗОРВАН ДИНАМИТОМ

Только через несколько дней после взрыва горожане и городские власти смог­ли примерно оценить размеры ущерба, нанесённого городу техногенной катастро­фой. В первую очередь бросались в глаза разрушенные дома, уничтоженные авто­мобили и сильно повреждённый участок надземной железной дороги. Но к этим убыткам прибавились ещё расходы на ра­боту полицейских и сотрудников Красного Креста, а на это тоже ушли огромные сум­мы. Пожарные расчёты на причалах порта закачивали солёную морскую воду в свои цистерны и смывали под напором мелас­су, поскольку пресная вода не годилась для таких целей. На очистку улиц и зданий от загустевшей липкой массы потрачено 600 тысяч долларов, что на современные де­ньги составляет более шести миллионов долларов.

Только через несколько дней после взрыва горожане и городские власти смог­ли примерно оценить размеры ущерба


Мировая история знает немало крупных и не очень техногенных катастроф. Как правило, событие такого порядка ассоциируется, например, с трагедией на Чернобыльской АЭС или взрывом химического завода в индийском Бхопале. Но происходили и другие инциденты. Иногда, даже немного комичные и гротескные. Например, затопление патокой (да-да, сладкой и вязкой) нескольких городских кварталов, произошедшее в американском Бостоне в январе 1919 года.

Все дело в температуре

К 20-м годам прошлого столетия Соединенные Штаты можно было назвать развитым индустриальным государством. Уже тогда просторы страны окутали сети разнообразных производств, фабрик, заводов, конвейеров. Одним из таких стало бостонское предприятие Purity Distilling Company, которое специализировалось на производстве этанола. Последний, в свою очередь, использовался в изготовлении алкогольных напитков и даже боеприпасов. Сам же этанол получали из патоки путем ферментации.

Для хранения патоки компания использовала цистерну на одной из городских улиц около гавани. От нее непосредственно к предприятию шел трубопровод. Емкость была внушительных размеров: высота достигала 15, а диаметр — 27 метров. Таким образом, в цистерне одновременно могло храниться до 8,7 млн литров жидкости.


Цистерна до аварии


Так цистерна выглядела после инцидента

Стечение обстоятельств привело к тому, что более старая патока (которую загрузили при холодных температурах) начала расширяться. Когда места в резервуаре не осталось, он просто-напросто лопнул, и несколько миллионов литров патоки устремились на городские улицы.

Ситуация усугублялась тем, что из-за излишней плотности масса обладала высокой потенциальной энергией. По сведениям газет того времени, высота патоки достигала четырёх метров, а скорость — почти 60 километров в час.


Покореженные от патоки дома

Сохранились и другие воспоминания очевидцев. Так, школьника Энтони ди Стазио, возвращавшегося с учебы, подхватила волна. По его словам, ему пришлось кувыркаться, словно серфингисту. После приземления, волна патоки начала затягивать его обратно. Однако Энтони повезло: несмотря на потерю сознания, его быстро нашли и вытащили сестры и мать.


Первая полоса одной из городских газет после потопа

Еще горожане жаловались на приторный запах, от которого у многих случались приступы кашля и удушья. В целом же, несмотря на разрушительную способность массы, количество жертв было небольшим — погиб 21 человек. Пострадало еще полторы сотни.

Первыми на ликвидацию последствий катастрофы бросили курсантов морской школы. А вскоре прибыли полиция, Красный крест и военные.

Задача была простой — вытащить выживших и не дать любопытствующим зевакам оказаться в сладкой ловушке. Доставать людей, к слову, было сложно. Из-за достаточно холодной погоды масса быстро твердела.


Во время спасательной операции

Спасательная операция длилась четыре дня, однако найти всех, к сожалению, не удалось. Некоторых бедолаг не могли опознать — настолько плотным слоем патока приставала к телам.


Разрушенные городские постройки

Спасательную операцию службы провели в целом хорошо. Однако перед муниципалитетом стояла другая, не менее сложная задача — очистить несколько кварталов от застывшей массы. Выход нашли элегантный и простой. Патоку убирали с помощью пожарного катера, который подавал соленую воду. Чистить приходилось буквально все: сиденья в трамваях, телефонные будки, дома… Позже спасатели вспоминали, что буквально все, к чему прикасались в те дни бостонцы, было липким.

Причины и коллективный иск

Про фактор температуры мы уже рассказали. Впрочем, по выводам следствия, было еще несколько причин, приведших к катастрофе. Так, на остатках резервуара обнаружили характерную трещину, которая свидетельствовала о так называемой усталости металла. Кроме того, руководство предприятия раз за разом закрывало глаза на утечки из цистерны. Подверглось критике и качество комплектующих материалов.

В частности, клепки, которые крепили цистерну, оказались дефектными. К тому же, толщина стали была вдвое меньше необходимого. Совокупность этих факторов, включая резкое повышение температуры, обусловило трагедию.

Этот кейс интересен и с судебной точки зрения. Многочисленные горожане, родственники погибших и пострадавших подали коллективный иск против Промышленной алкогольной компании США, которой принадлежала Purity Distilling Company. Это был один из первых подобных исков в США.


После потопа долгое время не работали магазины

Общественный аспект и запах карамели

Сейчас на месте, где 101 год назад располагался резервуар, практически не осталось следов катастрофы. О трагедии напоминает лишь мемориальная доска. Сама же местность изменилась до неузнаваемости. Сегодня там находится один из крупнейших бостонских рекреационных комплексов с полями для бейсбола, детскими площадками и кортами.


Мемориальная табличка на месте трагедии

Так или иначе, трагедия стала неотъемлемой частью культурного кода бостонцев. И дело не только в самом факте происшествия. Долгие десятилетия сладкий запах патоки, который так и не смогли перебить ничем другим, оставался отличительной особенностью города. В своих песнях потоп упоминают многие американские музыкальные группы.

Кроме того, трагедия поспособствовала внесению изменений во многие законы и постановления, регулирующие строительство. Усилились и требования к техническому надзору. В любом случае, бостонский потоп из патоки, как любая другая трагедия, подстегнула людей к улучшению техники безопасности.

Поговаривают, что даже в наши дни при знойной погоде от старых бостонских домов можно уловить аромат карамели.

Затопление Бостона патокой случилось 15 января 1919 г. после того, как в бостонском районе Норт-энд взорвался гигантский резервуар с мелассой, и волна сахаросодержащей жидкости пронеслась по улицам города со скоростью около 60 км/час. Жертвами затопления стал 21 человек, ещё 150 попали в больницы.

День выдался необычайно тёплый. Видимо, из-за усталости металла в переполненном резервуаре с 8700 тыс. литров патоки (диаметром 27 метров, высотой 15 метров) разошлись соединённые заклёпками листы металла. Очевидцы слышали громкие хлопки, напоминающие пулемётные очереди. Земля дрогнула, как будто прошёл поезд. [1]

На улицы города хлынула волна патоки высотой от 2,5 до 4,5 метров. [2] Давление патоки было настолько велико, что сдвинуло с путей грузовой состав. Близлежащие здания были затоплены на метровую высоту, некоторые из них обрушились. Люди, лошади гибли от асфиксии, будучи неспособными выбраться из вязкого вещества.

Местные жители подали иск на владельцев резервуара. Хотя последние винили в организации взрыва анархистов, [3] пострадавшие добились выплат общей суммой в 600 тысяч долларов, что по тем временам было солидной суммой. Резервуар восстанавливать не стали, сейчас на его месте находится бейсбольная площадка. По словам бостонцев, даже сейчас в знойные дни от старых домов исходит запах карамели. [4] .

Puleo, Stephen, Dark Tide: The Great Boston Molasses Flood of 1919 . Beacon Press, 2004, ISBN 0-8070-5021-0

Great Molasses Flood. Massachusetts foundation for the Humanities.

The Great Molasses Flood of 1919. The Ooze.

What caused the great Boston Molasses Flood?. The Massachusetts Historical Society.

Eric Postpischil’s Molasses Disaster Pages, Smithsonian Article

Похожие страницы:

Усні теми з англійської мови

Сражение у восточных Соломоновых островов

НАТО (3)

. очагах поражения и зонах катастрофического затопления. Своё предназначение гражданская оборона стран . , Сан-Хосе, Сан-Франциско, Бостон. Административное деление: 50 штатов и . транспорт. Порты: Анкоридж, Балтимор, Бостон, Чарлстон, Чикаго, Хэмптон Роудс, .

Лекции по Безопасности жизнедеятельности

. самолет, пролетавший над предместьем г. Бостона (США), врезался в стаю скворцов . цунами, ливнями, наводнениями, затоплениями, землетрясениями, оползнями, селевыми потоками . заражения и районах катастрофических затоплений;- проведение аварийно-спасательных и .

Экология Украины (2)

. Металлические контейнерыб используемые для затопления радиоактивных отходов,разрушаются в . Металлические контейнеры, используемые для затопления радиоактивных отходов, разрушаются в . слившиеся города. Таковы Вашингтон-Бостон и Лос-Анжелес-Сан-Франциско .

Читайте также: