Запрещение рабства и принудительного труда доклад

Обновлено: 18.05.2024

Европейские стандарты в области прав человека: теория и практика функционирования Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.


ГЛАВА IV. ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПРАВО В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД.

3. Запрещение рабства и принудительного труда (статья 4).


При этом рабство предполагает, что одно лицо находится в полной юридической собственности другого лица. В свою очередь, подневольное состояние предполагает менее далекоидущие ограничения и касается, например, общих условий труда и/или обязательства выполнять работу или оказывать услуги, от которых соответствующее лицо не может уклониться и которые оно не может изменить.


В свою очередь, состояние принудительного или обязательного труда не касается общего состояния лица как такового, а относится исключительно к недобровольному характеру выполняемой работы или оказываемых услуг, которые могут (и именно так оно обычно и бывает) носят временный и случайный характер.


Что же касается исключений из общих правил, упомянутых в пункте 3 статьи 4, то здесь хотелось бы сделать следующие замечания. Согласно пункту 3, закрепленный в статье запрет на принудительный или обязательный труд не распространяется на:


Исключение, содержащееся в подпункте (а) и относящееся к заключенным и условно освобожденным лицам, сформулировано в достаточно общем виде и, в отличие от статьи 2 (2) (с) Конвенции МОТ № 29, не исключает выполнения работ для частных предприятий и фондов. Поэтому петиции в отношении такого рода работ признавались Европейской Комиссией неприемлемыми 188. Вместе с тем, в тех странах, которые ратифицировали Конвенцию МОТ № 29 и где положения международных договоров применяются напрямую, национальные суды обязаны будут учитывать данное ограничение при рассмотрении подобных дел. Следует также заметить, что содержащееся в подпункте (а) исключение применяется не только к осужденным (как в случае с Конвенцией МОТ № 29) или к лицам, чье заключение основано на решении суда (как в случае со статьей 8 Международного пакта о гражданских и политических правах), но ко всем случаям правомерного лишения свободы, как это определено в первом пункте статьи 5 Европейской конвенции.


Исключение, сформулированное в подпункте (b) пункта 3 статьи 4 также отличается от соответствующих положений Конвенции МОТ № 29. Из текста подпункта (b) Европейская Комиссия по правам человека сделала вывод о том, что он распространяется как на случаи обязательной, так и добровольной службы 189. Вместе с тем, учитывая смысл и цель положения подпункта (b), как это явствует из самого упоминания альтернативной службы вместо обязательной военной службы, такое применение подпункта оправдано только в случаях, когда добровольная военная служба заменяет обязательную военную службу.


В соответствии с положением пункта 2 статьи 15 не допускаются никакие отступления от права, закрепленного в пункте 1 статьи 4. Отступление же от пункта 2 (кроме случаев, уже упомянутых в пункте 3) допускается только при соблюдении условий и ограничений, упомянутых в статье 15.


184 См., в частности, ссылку на Конвенцию МОТ № 29 в решении Европейского Суда от 23 ноября 1983 года по делу Van der Mussele , Series A : Judgments and Decisions , Volume 70 (1983). P.16-17.


185 Application 7641/76, X and Y vs. Federal Republic of Germany, Decisions and Reports, Volume 10 (1978). P. 224.


186 Application 4653/70, X vs. Federal Republic of Germany, Yearbook XVII (1974), P. 148. В том же смысле см .: Application 8410/78, X vs. Federal Republic of Germany, Decisions and Reports, Volume 18 (1980), P. 216; а также : Application 9322/81, X vs. the Netherlands, Decisions and Reports, Volume 32 (1983), P. 180.


187 Следует заметить, что данную точку зрения не всегда разделял Европейский Суд по правам человека. В частности, в своем решении по делу Van der Mussele от 23 ноября 1983 года Суд не признал решающего значения за фактом дачи согласия.


Данная статья посвящена одной из самых острых социальных проблем современного мира — рабства и принудительного труда. В статье приводятся данные Международной организации труда, касающиеся лиц, ставших жертвами таких преступлений, рассматриваются история начала противодействия рабству и принудительному труду, международные и внутригосударственные правовые акты, направленные на борьбу с рабством и принудительным трудом, а также выдвигаются предложения по совершенствованию мер, направленных на противодействие рабства и принудительного труда.

Рабство и принудительный труд являются социальными и правовыми проблемами, которые присутствовали в течение всей истории развития человечества. Согласно данным Международной Организации Труда на сегодняшний день более 21 миллиона человек являются жертвами рабства или принудительного труда: среди них 11,5 миллионов — женского пола, 9,5 миллионов — мужского. Зачастую, они становятся жертвами эксплуатации частными лицами, корпорациями либо незаконными формированиями. Наиболее распространенными сферами, в которых используется рабский или принудительный труд, являются сельское хозяйство, строительство, промышленность и предоставление услуг. [10] С экономической точки зрения ежегодные потери от использования рабского труда оцениваются в 150 миллиардов долларов, а среди наиболее уязвимых лиц называют трудовых мигрантов. Первые упоминания рабства, как состояния человека, в отношении которого осуществляются идентичные с правами собственности полномочия, встречаются еще среди первобытных народов. Лишь с начала 19 века международное сообщество пришло к осознанию полноты проблемы существования таких явлений как рабство и принудительный труд. Именно в этот период было положено начало работы по разработке и принятию многочисленных международно-правовых документов и внутригосударственных актов, направленных на борьбу с рабством. Несмотря на предпринятые шаги по борьбе с принудительным трудом и рабством, они официально признавались вплоть до конца 20 века в отдельных африканских странах, и продолжают существовать в настоящее время.

Несмотря на то, что основополагающим принципом взаимодействия государств друг с другом, а также с международными организациями в сфере защиты прав и свобод человека является первоочередность использования всех существующих внутринациональных механизмов [8], борьба с рабством и принудительным трудом оказалась настолько необходимой и привела к необходимости предпринять незамедлительные меры на международном уровне. Первым международным правовым документом, запретившим работорговлю, стала Декларация о запрещении торговли рабами и их перевозки 1815 года, в дальнейшем в ходе Аахенского конгресса 1818 года такая деятельность была объявлена преступной. В целях реализации данных норм в 1841 году правительства стран России, Англии, Франции, Австрии и Пруссии заключили договор о запрете перевозок рабов. Однако основополагающим документом в сфере запрета рабства стала Конвенция относительно рабства 1926 года. Ее положения были развиты во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года [1] и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года [3]. В 1956 году была также принята Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов, и обычаев, сходных с рабством. Кроме того, для борьбы с данной проблемой принимались и региональные акты, например, Европейская Конвенция о правах человека 1950 года [2] и Африканская хартия прав человека и народов 1981 года [4].

На сегодняшний день, основную работу по борьбе с рабством осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы, к примеру, Международная Организация Труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, а также Комиссия по правам человека ООН, Отдел ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию и другие. Так, деятельность Комиссии по правам человека ООН выглядит следующим образом: она назначает специального докладчика или рабочую группу для проведения соответствующего расследования и предоставления доклада по факту нарушения прав человека в том или ином государстве. МОТ разработала механизм другого рода, в соответствии с которым правительства государств-участников обязуется периодически представлять доклады по реализации, защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и интересов личности [5]. При этом МОТ, используя накопившийся международный опыт, предусмотрел возможность проведения расследований в конкретном государстве-участнике в случае, если другое государство-участник обратиться в Организацию с заявлением о несоблюдении принятых на себя обязательств [9].

Более того, сами государства-члены ООН стремятся искоренить такое явление как рабство и для этого имплементируют нормы международного права в сфере борьбы с рабством в национальное законодательство и обеспечивают правовые механизмы их реализации. К примеру, статья 127 1 Уголовного Кодекса России запрещает торговлю людьми, а статья 127 2 данного Кодекса запрещает использование рабского труда [6]. Помимо этого, Трудовой Кодекс РФ определяет и запрещает принудительный труд статьей 4 [7]. Стремление государств не только лишь к признанию существования проблем и угроз рабства и принудительного труда для человеческого сообщества на уровне международного права, но и обеспечение эффективных внутригосударственных механизмов защиты прав человека, восстановления нарушенных прав, а также предупреждения возможного нарушения таких прав отражает значимость создания правовой, социальной и экономической базы предупреждения рабства и принудительного труда для государства и общества.

Кроме того, помимо реализации обязательства по преобразованию внутригосударственного права, государства принимают на себя дополнительную ответственность по своевременному реагированию на совершаемые общественно-опасные деяния в контексте борьбы с данными социально-правовыми явлениями. К примеру, признавая недопустимость рабства и принудительного труда, осознавая характер и тяжесть таких преступлений, российский законодатель причислил данные деяния к группе преступлений, в отношении которых предусмотрен публичный порядок уголовного преследования и обвинения [6]. Тем самым, российским национальным правом установлено, что в случае обнаружения всех признаков состава данного преступления уполномоченными на то должностными лицами будет возбуждено производство по делу и осуществлено уголовное преследование вне зависимости от наличия заявления потерпевшего лица. Такое положение демонстрирует непосредственную заинтересованность государства в ликвидации рабства и принудительного труда, представляющих угрозу для личности и общества.

Однако, несмотря на существование таких норм, за последнее десятилетие было выявлено лишь 17 подобных преступлений, лишь 4 человека понесли наказание. В то же время, по данным различных правозащитных организаций количество рабов в России превышает 1 миллион человек. Представляется, что вопреки предпринятым мерам по предотвращению и устранению рабства и принудительного труда существуют отдельные обстоятельства, создающие препятствия на пути преодоления указанных угроз. Среди них, в первую очередь, выделяется проблема неосведомленности общества распространенностью таких явлений, так как посредством массовой культуры создается образ, при котором рабство и принудительный труд представляются проблемами прошлого времени, устраненными в современном мире. Во-вторых, существуют пробелы в международно-правовых механизмах сотрудничества государств по вопросам рабства и принудительного труда, несмотря на то, что данные преступления носят международный характер. В-третьих, существует проблема неоцененности рассматриваемых деяний на уровне внутринационального права, что приводит к установлению относительно мягких условий наказания за их совершение и формирует представление о возможном пренебрежении нормами права, тем самым создаются условия, при которых совершение общественно опасного деяния становится потенциально возможным.

В целях преодоления существующих преград в борьбе с существующими проявлениями рабства и принудительного труда необходимо предпринять как меры социального, просветительского, так и правового характера. К примеру, важным представляется установление более строго наказания за совершения такого рода противоправных деяний, исключив в уголовном законодательстве Российской Федерации наказание в виде привлечения к выполнению принудительных работ и изменив срок возможного лишения свободы с 5 до 10 лет. Помимо этого, необходимо информировать население о трудовых правах человека и гражданина посредством разработки специальных учебных курсов в рамках среднего общего, а также высшего образования. К тому же, для эффективной борьбы с рабством и эффективным трудом необходимо создать внутригосударственные фонды помощи жертвам данных социально-правовых явлений. И, конечно же, основополагающим направлением, которое нуждается в реформировании, является миграционное законодательство, в частности трудовые права мигрантов.

Таким образом, несмотря на наличие международных правовых и внутригосударственных норм, направленных на борьбу с рабством, данное социально-правовое явление все еще существует. С ростом численности населения земного шара, изменением социально-экономических условий в отельных регионах, возникают условия, которые способствуют распространению рабства и принудительного труда. Однако ценность человеческой жизни, неотъемлемые права и свободы остаются неизменными. Именно поэтому в целях реальной борьбы с ним необходимо универсализировать определение понятие рабства, ужесточить ответственность лиц, содействующих рабству и работорговле, а также просвещать население в области их прав и свобод и повышать уровень сотрудничества правоохранительных органов государств.

Основные термины (генерируются автоматически): принудительный труд, рабство, борьба, Международная Организация Труда, данные, проблема, рабский труд, современный мир, уголовное преследование, человек ООН.

Читайте также: