Законы преступного мира молодежи доклад

Обновлено: 05.07.2024

В обособившейся группе несовершеннолетних и молодежи (будь то законопослушные или правонарушители) существуют свои правила поведения, разрешения и запреты (табу), без которых группа как единое целое существовать не может. Конечно, жизнь любой группы проходит по своим законам. Однако, в отличие от норм и правил групп законопослушных в "законах" криминальной субкультуры отражаются особые ее черты. Вот что показал контент-анализ периодической печати за 1990–1993 г., характеризующий "законы" и правила подростковой криминальной субкультуры (см таблицу 7).

Таблица 7
Характеристика "законов" и правил криминальной субкультуры несовершеннолетних и молодежи

Если свести предложенную терминологию в группы, то в криминальной субкультуре можно выделить следующие черты:
1. Жестокость(бесчеловечность, антигуманность, садизм, озлобленность, жестокосердие, безжалостность, беспощадность, бессердечие, изуверство) по отношению к слабым и беззащитным, отсутствие чувства сострадания к ним.
2. Нечестность(лицемерие, двурушничество, обман, мошенничество) в отношении с посторонними для. группы лицами, а также в отношениях "верхов" к "низам".
3. Освященный традициями уголовной среды паразитизм, стремление жить за счет других (как чужих, так и членов своей группы, стоящих на низших ступенях иерархии, путем вымогательства и поборов).
4. Вандализм— склонность к бессмысленным разрушениям материальных ценностей.
Основным средством (методом) реализации жестокостиявляется избиение, истязание жертв ("чужих" и "своих") во всех видах воспитательно-трудовых учреждений и учебных заведений, а также в уличных асоциальных (криминальных) группах.
Л.Гадышев рассказывает о буднях Одлянской колонии и о том, как там встречали и били новичков: "Роги и бугры, кто избивал парней, сменились. Они устали бить. Да ведь и другим надо поработать. Свежие принялись обхаживать парней. Но у ребят уже не было сил. Они часто падали. Вставали медленно. Новый удар палкой валил их обратно на землю. Парни были в грязи.
Но вот коренастый Миша не смог подняться. В толпе спорили, кто же первый из них не выдержит. Все думали, что долговязый Игорь должен упасть первым. Но он оказался выносливее. Теперь били его одного. А Миша, бездыханный, лежал навзничь. Глаза у него были закрыты. Его не трогали. ДПНК (дежурный помощник начальника колонии — В.П.) поднял руку и сказал:
— Все, хватит.
Бугры и роги перестали бить Игоря. Но толпа яро орала:
— Еще, еще! Пусть тоже упадет"!
Не случайно многие убеждены: "Если попадешь туда(в колонию) — конец. Может и останешься жив, но перестанешь существовать как личность: сломают, растопчут, изнасилуют, парашу заставят лизать. Или превратишься в зверя, способного глотки зубами рвать и глаза пальцами выдавливать". Подонки применят изуверские методы: положат камень в валенок и лупят жертву — боль страшная, а следов практически нет".
Эта жестокость присуща не только среде молодежи и несовершеннолетних в колониях, но и в специальных ПТУ и школах. Вот, что пишет в объяснительной записке на имя директора В.А.Штаерта учащийся Московской спецшколы Андрей М. (орфография и пунктуация сохраняются):
"7.09. я убежал по причине что меня здесь били. Я не могу учиться в этой школе прижиться я здесь не могу. Мне честно говоря надоело жить такой жизнью. Виктор Антонович я надеюсь вы видели что я всегда помогаю в столовой. Вот, а почему я там помогаю да потому что чтоб меня не били ребята. Я надеюсь Виктор Антонович вы прекрасно понимаете меня. Мне досталась плохая доля. У меня умерла мать. А ей было всего 28 лет. Отец -которому я не нужен а вам Виктор Антонович скажу честно я каждый день ухожу в учебный корпус или куда-нибудь и начинаю плакать от такой жизни. Конечно ребята которые здесь прижились им хорошо они ищут себе шестерок. А я не собираюсь быть здесь шестеркой. Вы вспомните когда я ходил в 7-ом классе бывшем 5"б" классе с каким разбитым лицом я ходил. У меня все лицо было в синяках. Они у меня не успевали проходить, как появлялись новые. Я не хочу жить такой жизнью. Я жил уже 7 лет в интернате и меня честно говоря в интернате так не били как здесь в этой проклятой спецшколе. Когда я был в 5-ом классе я хотел спрыгнуть с крыши учебного корпуса. Потому что надоело мне так жить. Мне и так досталась плохая жизнь, а мне ее дальше здесь портят. Когда я говорил директору нашего интерната у нее на глазах были слезы и она жалела почто отправили меня сюда. ВСЕ БОЛЬШЕ У МЕНЯ НИЧЕГО НЕТ. 7.09.89 Подпись".
Избиение, садизм, глумление над личностью стали главными средствами выяснения отношений в территориальных и функциональных преступных группах. Вот пример межличностных "разборок" в обычной средней школе. "Он (лидер — В.П.) и его "друзья" били за все. За косой взгляд, за невыполненный приказ, за неудачное слово. Били тех, чьи родители выступали на собрании против него, били тех, кто проговорился о его прогулах. Бил и Он. Беспрестанно. Бил, бил, бил. Бил аккуратно, со знанием дела, как учили в секции, и "друзья" его, вошедшие в курс дела, делали то же самое, не в состоянии остановиться".
Те же явления жестокости, глумления над личностью наблюдаются в армейских условиях. Мать солдата Д.Николаева из Саратова пишет: "Старший сын вернулся из армии инвалидом: у него были отбиты почки, мучают сильные головные боли. Все это произошло в результате зверских избиений(курсив мой — В.П.) в казарме. Скоро в армию моему младшему. Не могу, не отдам". Ежегодно в армии гибнут сотни солдат от неуставных взаимоотношений, а попросту — из-за битья. Волчьи законы действуют и в "свободных" асоциальных группах. Так "Черные следопыты", рыскающие по местам боевых действий в поисках крестов и регалий третьего рейха, убивают члена своей шайки, подорвавшегося на мине, вместо того, чтобы оказать ему помощь и доставить в больницу.
Ученые пришли к выводу, что брутализм, "жестокость преступной субкультуры — зеркальное отражение общества в целом, в котором упала ценность человеческой личности как таковой". Жестокость становится самоцелью, средством воплощения преступных замыслов и в насильственных преступлениях. Читая работы дореволюционных криминологов и тюрьмоведов сегодня, как диковину воспринимаешь гуманизм определенных профессиональных групп преступников. Так, у большинства корыстных преступников (майданников, домушников, мошенников) существовал четкий принцип — совершать преступления "без мокрухи", т.е. не убивать жертву преступного посягательства. В современных условиях такая грань размывается, исчезает. Криминальная субкультура все больше ожесточается.
Для многих преступников мало убить человека, надо еще и поиздеваться над ним перед смертью, подвергнуть его изощренным пыткам.
Нечестность(лицемерие, двурушничество, обман) как важнейшее свойство преступной деятельности изначально присуща лицам, включенным в криминальную субкультуру. В тоталитарном обществе, построенном на официальном обмане, приписках, фальсификациях, обман зеркально отразился и в криминальной субкультуре. Не может быть в обществе, пронизанном обманом, двурушничеством, "честного" преступника, типа известного Деточкина.
Принцип "не обманешь — не проживешь" теперь часто усваивается с раннего детства, со школьной скамьи, (процентомания в школе), а может быть и раньше, когда ребенок видит, наблюдает действия своих родителей, например современных богатых, новых хозяев жизни, ищущих развлечений на Багамских островах.
Преступность по своей сущности — паразитический нарост на теле общественного организма. Паразитизмосвящен уголовными традициями. По "законам" криминальной среды вор не должен работать. Он должен обеспечивать свою жизнь преступным промыслом. Но когда мы говорим о такой черте криминальной субкультуры, как паразитизм, то следует иметь в виду способность преступников паразитировать не только на честных людях, но и на других преступниках. Здесь налицо двойной паразитизм. Яркий пример — рэкет, когда одни преступные группы вымогают деньги у других. Двойной паразитизм свойственен и самой преступной группе, в которой "низы" платят "дань" верхам".
В современных условиях криминальная субкультура характеризуется крайним вандализмом— бессмысленным разрушением и уничтожение труда других людей, материальных ценностей, памятников культуры, экологических объектов и т.п.
Теории отечественного вандализма пока нет. И все же можно утверждать, что его причины и истоки надо искать прежде всего в обесценивании в обществе результатов труда, сформировавшемся у людей за годы советской власти; в отсутствии чувства собственности у человека (все было государственным, "ничейным"). Есть и теоретическая основа вандализма советского — большевистская идея разрушить "до основания" старый мир, а затем на его развалинах строить светлое будущее. И разрушали — дворцы и помещичьи усадьбы, крепкие крестьянские хозяйства в годы коллективизации; уничтожают и сейчас жилища, коммуникации, промышленные объекты в развернувшейся гражданской войне за "суверенитет" республик. Можно сказать, что вандализм стал одним из слагаемых "советского образа жизни".
Распространению вандализма среди подростков и молодежи способствуют и их возрастные психологические особенности: избыток энергии, апломб, возрастной экстремизм. Особенно легко проявляются вандальные наклонности в "стаях" ("скопе"), на "тусовках" (например, разрушение подвижного состава на железных дорогах, как это показано в фильме "Легко ли быть молодым?"), в возбужденной толпе (например, эпопея сноса памятников в ряде городов после путча, подогреваемая экстремистами, разгром колонии при массовых беспорядках заключенных и т.п.).
Проявлениям группового и массового вандализма в молодежной среде способствуют:
асоциальный энтузиазм, возникающий по механизмам психического подражания и заражения в "скопе", "стае";
повышенная внушаемость и комфортность толпы (группы и массы), чрезвычайная доверчивость лидерам;
анонимность членов группы и участников толпы и превалирующее у них чувство безнаказанности.
Под влиянием указанных особенностей и формируются правила, ценности криминальной субкультуры. Они возникают по известным социально-психологическим механизмам.
Первый путь— это насаждение подобных норм более сильными людьми ("элитой"). Свои требования они выдают за общеуголовные. Нередко такие требования навязываются группе подростков взрослыми преступниками, выдаются за "воровской закон", освященный уголовными традициями, который представляет собой устойчивый свод норм поведения (высший кодекс), применяемый и изменяемый на воровских сходках и распространяемый на весь уголовный мир, или "наказ" (ниже рангом, чем закон) — новое правило, оперативно созданное группой "авторитетов" -"воров в законе" (не менее трех лиц) в результате компромисса между конфликтующими группировками или в качестве ответа на новую акцию властей и правоохранительных органов.
Но нас больше интересуют "правила", относимые к нормам "местного самоуправления", принимаемые конкретной группой ("семьей ", "командой", "бригадой" и т.п.) на основе "закона" и "наказов" и регулирующие поведение ее членов. Здесь используется второй путь— усреднение норм криминальной среды в результате внутригруппового взаимодействия несовершеннолетних и молодежи. Каждый подросток вступая в криминальную группу, особенно новую (или попадая в закрытое воспитательное или исправительное учреждение), приносит с собой нормы той среды, которая сделала его правонарушителем. Он пытается и в новой обстановке, в новом окружении следовать этим нормам, но сталкивается с нормами и правилами, насаждаемыми другими. Возникает коллизия норм. В результате одни нормы новой группой принимаются, другие корреагируются, третьи — отвергаются.
Третий путь— результат проявления игровых ситуаций в жизни криминальной группы. Игровые ситуации особенно свойственны несовершеннолетним и молодежи. Организуя игру, они прежде всего думают об установлении определенных правил. Игра "не по правилам" вызывает протест у членов группы, обращение к "арбитру" (наиболее уважаемому или сильному подростку). Элементы игры переносятся и на повседневное общение, в котором принятые правила должны неукоснительно соблюдаться.
Четвертый путь— путь прецедента. Если подросток добровольно или по принуждению один раз выполнил определенные обязанности и группу это удовлетворило, то она и дальше будет ожидать от него то же. Если кто-то однажды оказался, например, в роли шута, то эта роль закрепляется за ним. Если подросток "нечисто" прошел "прописку", он оказывается внизу иерархической лестницы. Группа может навязать ему правила поведения в дальнейшем. Потом эти нормы будут преломляться и автоматически переноситься на других новичков, вступающих в группу.
Таким образом, если проанализировать нормы подростковых и молодежных групп, независимо от их направленности (законопослушных, асоциальных, криминогенных, криминальных) станет ясно, что нормы ("законы") в них идентичны по структуре:наличие диспозиции(что разрешается, а что запрещается в поступках и поведении), экспектации(ожидания) — система требований относительно норм исполнения социальных ролей индивидом (какое поведение конкретного индивида приемлемо для группы, что она от него ждет) и санкции(одобрение, поддержка поведения, соответствующего ожиданиям группы; порицание, наказание за поведение не соответствующее ожиданиям группы).
Групповые нормы (диспозиции, экспектации и санкции) упорядочивают систему отношений и взаимодействия в группе. В отличие от официальных предписаний (уголовного, административного, гражданского и других видов законодательства), ведомственных и должностных инструкций и других регуляторов поведения (идеологических установок, уставов различных организаций и т.п.) нормы в группе носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер.
Неформализованность не означает снижения требований к члену группы или их расплывчатости по сравнению с официальными требованиями. Наоборот, в подростковой и молодежной среде свойственно детально "расписывать" поведение членов группы и держать это в сознании каждого.
Выделяются две стороны неформальных норм — право ожидатьот окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанностьвести себя соответственно ожиданиям других людей. Формальные и неформальные нормы отличаются друг от друга не по структуре, а по содержанию этих норм. Так, нормы законопослушных подростков разрешают социально приемлемое поведение и запрещают поведение, нарушающее официальные нормы человеческого общежития, нормы принятой в обществе морали. Содержание норм криминогенных или криминальных групп направлено на консолидацию и обеспечение соответствующего данным нормам криминального поведения. Поэтому то, что препятствует асоциальному и криминальному поведению группы, не одобряются ею, наказывается, а поощряется только то, что благоприятствует такому поведению.
Эмпирические материалы, собранные в спецшколах, спецПТУ, ВТК и других подобного типа учреждениях ряда регионов страны, а также литературные источники позволяют охарактеризовать и классифицировать нормы криминальных групп несовершеннолетних и молодежи, с которыми могут встретиться инженерно-педагогические работники, сотрудники правоохранительных органов (см. схему 3).

Схема 3
Классификация норм криминальных сообществ несовершеннолетних и молодежи


Нормы криминальных групп по способу регулированияделятся на: запрещающие (запрещают участнику группы выдавать ее тайны, обманывать своих, оказывать помощь правоохранительным органам, властям или администрации воспитательных и исправительных учреждений; выдавать соучастников, особенно взрослых и "вожаков"; укрывать предметы и вещи общего пользования, просить администрацию о переводе в другой коллектив без согласия группы и т.п.) и обязывающие (обязывают учить и знать уголовный жаргон, "честно" играть в карты, наносить татуировки согласно определенному группой статусу, никогда не оспаривать свой статус, признавать власть "авторитетов", быть верным слову, данному группе, защищать интересы группы от "чужих" и т.п.).
В зависимости от степени общности,т.е. от того, на кого они распространяются и чье поведение регулируют, можно выделить нормы, которые обязаны исполнять все, и нормы, распространяющиеся только на конкретные иерархические группы. Так, существуют нормы, регулирующие поведение "верхов" ("бугров", "паханов", "шишек" и т.п.), поведение середнячков ("нормально живущих", "пацанов" и т.п.), "новичков", и конечно же "низов", "чушек" ("обиженных", "петухов", "козлов" и т.п.).
Например, в спецшколе, спецПТУ, в ВТК "бугру" ("рогу" зоны, "блатному"), а в армии "деду" запрещается участвовать в "грязных" работах (убирать туалеты, спальни, мастерские, мыть полы, чистить овощи, стирать свои носки и др.). Он обязан лишь следить за исполнением правил и "законов" другими членами группы, проводить "прописку" новичков, разрешать конфликты между членами группы, толковать "законы" группы, вершить "правосудие" и т.п.
"Пацаны" ("середняки") обязаны точно выполнять "кодекс пацана", то ест вести себя так, чтобы иметь возможность подняться вверх по иерархической лестнице. В противном случае их могут "опустить" в "чушки". Они должны своевременно исполнять распоряжения "бугра", контролировать поведение "низов", предъявлять им требования от имени "бугра". Чаще всего "пацаны" используются "элитой" в качестве "мальчиков на побегушках" ("шестерок"). В армии роль "пацанов" выполняют "вороны" (на флоте — "караси") — рядовые, прослужившие 6 месяцев и не запятнавшие себя, успешно прошедшие "прописку".
"Низы" никаких прав не имеют. Обязанностей у них много. Они должны выполнять всю грязную работу, особенно в туалетах и на кухне; есть только из своей (меченой) посуды, спать только в отведенных им "буграми" местах; последними мыться в бане и т.п. Им запрещается участвовать в групповых играх, оспаривать распоряжения лиц из вышестоящих иерархических групп ("каст"); телесно контактировать с вышестоящими, например, подавать руку вышестоящим для рукопожатия и др.
Сравним это положение с "дедовщиной" в армии, групповой стратификацией и действующими там "нормами". Согласно "дедовской" неуставной системе военнослужащие делятся на шесть категорий. К первой относятся только что призванные солдаты, не принявшие присяги. Их именуют "чайниками", "черепами", "духами ", "мамонтами". У них нет ни прав, ни обязанностей. Их полностью игнорируют. Солдат после присяги (это вторая группа — В.П.) называют "бичами", "салабонами", "самцами", "молодыми", "сынками", "зелеными". Здесь происходит автоматическое определение обязанностей (права по прежнему отсутствуют).

Преступность вообще, и молодежная преступность в частности, - это объективный закономерный общественный процесс. Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга. Верно замечено, что преступники - часть общества, порождены обществом, проблему преступности бессмысленно изучать в отрыве от других социальных проблем, да и жизнь общества в целом надо изучать, помня о преступности. Преступный мир имеет свои ценности, нормы, законы. Исследуя субкультуру сообщества, мы можем более глубоко понять внутреннюю сущность преступного мира.

Ведь нельзя совершить преступление ни с того, ни с сего. Часто вынашиваются планы, выдвигаются цели преступления. Человек внутренне психологически готовит себя к тому, чтобы переступить запретную черту, стараясь заглушить голос совести, оправдать свои действия, отыскать в себе и ближайшем окружении некую точку опоры. Без этого невозможно само существование преступного мира, его объединение в определенную систему, его организованность и сплоченность. Ведь перед совершением преступления необходимо убедить себя в том, что преступление не есть преступление, и получить моральную поддержку ближайшего окружения.

Организованная основа преступного мира не может существовать без уголовных традиций, норм, ценностей, атрибутов, подчиняющих поведение людей, втянутых в преступную деятельность, своим законам. Игнорировать криминальную субкультуру, считая, что единственной целью для людей, совершающих преступления, является жажда обогащения - не только заблуждение, но и опасная ошибка. В этом заключается актуальность рассматриваемой проблемы.

В работе идет речь и о криминальных сообществах подростков и молодежи, не отягощенных преступными традициями, создающих свои нормы и ценности, исходя из потребностей сегодняшнего дня.

Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений. В условиях всеобщей неудовлетворенности жизнью приобщение к криминальной субкультуре проходит сравнительно быстро и является способом компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, ПТУ, армии, в трудовом коллективе.

Деление людей на иерархические группы (стратификация) существует в обществе в целом и внутри разных сообществ. Основания, по которым стратифицируются люди различны: социальное происхождение (деление людей на классы), возраст (возрастная классификация), образование, профессия и т.п.

Деление на касты встречается не только в преступных группах на свободе, но и в местах социальной изоляции. Здесь оно особенно четко проявляется. Деление людей на иерархические группы имеет место в исправительных и воспитательных заведениях для несовершеннолетних в странах с разными социальными системами. Это свидетельствует о наличии общих черт субкультуры преступного мира.

Стратификация несовершеннолетних и молодежи в криминальной субкультуре, налагающая отпечаток на психологию личности, обладает следующими свойствами:

Однако наше исследование свидетельствует о том, что существует более широкий круг факторов, так или иначе влияющих на статус несовершеннолетнего и молодого человека, его положение в групповой иерархии. В среде несовершеннолетних и молодых правонарушителей высоко ценятся категория и квалификация криминогенной группы, стаж криминальной деятельности или количество приводов в милицию (задержаний); поведение в правоохранительных органах (инспекциях по делам несовершеннолетних, на следствии, в суде, в комиссиях по делам несовершеннолетних); соучастие в прошлых правонарушениях и преступлениях. В связи с разгулом национализма в стране резко возросло значение фактора национальной принадлежности.

Чтобы самоутвердиться в криминальной среде, несовершеннолетний и молодой человек должен обладать определенными качествами (быть в своем роде незаурядной личностью). Лидеры криминальных групп, как показывают исследования, имеют обычно хорошие организаторские способности, умеют быстро оценивать ситуацию, принимать решение, распределять обязанности между членами группы, у них достаточно сильно развита воля. Они умеют властвовать над другими, подчинять их своему влиянию.

В борьбе за лидерство в преступной группе важное значение приобретает физическая сила. Ведь с ее помощью можно лично самому добиться господства над сверстниками. Однако при взаимной поддержке в криминальных группах, борющихся с противостоящими криминальными и позитивно настроенными группировками, а также с официальным активом, фактор личной физической силы может компенсироваться сплоченностью группы, ее вооруженностью.

Большое влияние на статус и роль подростка и молодого человека в криминальной среде оказывают социально-групповые факторы: возраст, социальная, региональная и национальная принадлежность.

Важную роль в процессе самоутверждения несовершеннолетних и молодежи играет возраст . В криминогенной и криминальной среде значимость возраста видна особенно ясно. Если взять средние возрастные показатели, то самый низкий статус в общеобразовательной школе имеют 7-10-летние, в специальной - 11-12-летние, в среднем и специальном ПТУ и ВТК - 14-15-летние подростки. Высокий статус при всех прочих благоприятных условиях имеют в общеобразовательных школах, средних ПТУ, спецПТУ и ВТК 15-17-летние, а в специальных школах 14-15-летние подростки.

Возрастные различия влияют на самоутверждение и в среде совершеннолетней молодежи, например, в армейских условиях, о чем говорилось выше. Все это требует дифференциации воспитательной и профилактической работы, а также руководства межличностными отношениями с учетом возраста несовершеннолетних и молодежи.

Национальный (земляческий) фактор приобрел особую остроту в последние годы в связи с курсом республик на самостоятельность, государственную независимость. Однако возрождение национального самосознания и суверенитета дало, к сожалению, вредное побочное явление - всплеск ярого национализма, национал-шовинизма, нигилистическое отношение к другим нациям.

Важное значение для самоутверждения подростка и молодого человека в криминальной среде имеет длительность нахождения в группе , в закрытом заведении (спецПТУ, ВТК и т.п.).

Подросток и молодой человек может обеспечить себе высокое положение в асоциальной среде, если заручиться поддержкой тех, кто его здесь знает и может за него поручиться.

Таким образом, факторы национальной принадлежности, землячества, соучастия в прошлых правонарушениях и преступлениях тесно связаны между собой, поскольку их роль в процессе самоутверждения в криминальной группе одна - обеспечить поручительство за вступающего в группу новичка.

Таким образом, криминологические факторы позволяют высветить личность с позиций глубины ее криминального заражения и асоциального опыта.

Изучение криминальной субкультуры несовершеннолетних и молодежи позволяет сделать вывод, что она представляет собой вполне реальное и объективное явление, находящееся в сложной взаимосвязи с культурой общества, социальными процессами, происходящими в нем, динамикой преступности в стране, изменением ее характера и основных криминологических показателей.

Криминальная субкультура непосредственно связана с общностями несовершеннолетних и молодежи, имеющими криминальную направленность и занятыми преступной деятельностью. Криминальная субкультура выступает условием живучести, целостности и сплоченности криминальных сообществ, эффективности их преступной деятельности. В то же время нормы и ценности криминальной субкультуры являются мощными регуляторами индивидуального поведения несовершеннолетних и молодых правонарушителей и преступных групп, обладают высочайшей степенью референтности в силу действия механизмов психического заражения, подражания, и особенно прессинга, постоянно создающих для подростка и молодого человека ситуацию фрустрации и психической травмы.

Криминальная субкультура имеет место не только в закрытых воспитательных и исправительных заведениях, но и в преступных группах на свободе. Вступление подростка и молодого человека в криминальную группу связано с принятием ее норм, ценностей и установок.

- обесценивание результатов труда людей, крайнее неуважение к частной и государственной собственности и как результат - развитие стяжательских тенденций у подростков и молодежи, следствием чего является рост корыстных преступлений и крайних проявлений вандализма;

- обесценивание человеческой жизни и как результат - рост насильственных преступлений, а также агрессивности и уровня жестокости по отношению к жертве.

В связи с расширением сферы преступных проявлений, выходом преступности на межнациональную и международную арену криминальная субкультура утратила свою былую целостность как общая субкультура воровского мира. Она все больше превращается в систему взаимосвязанных субкультур преступных сообществ, специализирующихся в разных сферах криминальной деятельности. Наибольшее развитие наряду с традиционной воровской субкультурой получили тюремная субкультура, субкультура рэкетиров, бомжей, мошенников, наперсточников, представителей теневого бизнеса, мира проституток и сутенеров, фарцовщиков и спекулянтов, вульгарных преступников (беспределыциков).

Признание реальности криминальной субкультуры не означает, что с ее существованием надо мириться. Существенно уменьшить вред криминальной субкультуры вполне вероятно.

1. Гернет М.Н. Социальные факторы преступности.

2. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность.

3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 1997

4. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973

5. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – М., 2001

6. Почепцов Г.Г. Психологические войны. - Москва - Киев: "Рефл-бук", 2000

Пирожков Виктор Федорович

ЗАКОНЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА МОЛОДЕЖИ

Над этой книгой автор работал многие годы. Ее публикация неоднократно запрещалась под тем предлогом, что в нашей стране рассмотренных в ней явлений быть не может, ибо у нас нет профессиональной и организованной преступности. Первая попытка публикации части материалов увенчалась успехом в "застойное" время — в 1979 году с грифом "Для служебного пользования". В 1988 году основной материал был издан в виде брошюры под названием "Профилактика и преодоление социально-негативных явлений среди учащихся специальных ПТУ", к сожалению, малым тиражом и с ограниченным грифом, который был снят в 1989 году. Автору с трудом удалось часть материалов напечатать в виде статей, тезисов, интервью, выступлений в средствах массовой информации и т.п. "по частным поводам". В 1982 году значительная часть материала в виде брошюры была сдана во ВНИИ МВД СССР. Однако через 3 года публикация появилась под другими фамилиями, под служебным грифом.

Непосвященный человек не обратит на это внимание. Но специалистов все это настораживает, ибо чаще всего это тревожный сигнал о неблагополучии, свидетельство того, что в данном учебном заведении существует криминогенная обстановка. Может быть уже действуют криминальные сообщества со своими нормами, ценностями и атрибутами. В науке это называется асоциальной или криминальной субкультурой[1]. Следовательно, любая субкультура — это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от нее. Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминальной субкультуре.

В социологии термин "субкультура" используется давно, но об асоциальной и, тем более, криминальной субкультуре в нашем обществе заговорили совсем недавно.

Надо признать, что у многих психологов интерес автора этой книги к криминальной субкультуре вызывал недоумение. Они рассуждали так: 'Конечно, читать об этом интересно, но какие-то воровские законы, нормы атрибуты — все это в прошлом (ведь партия поставила задачу — ликвидировать преступность), и серьезный ученый не должен тратить на это время. А между тем за рубежом в это время одна за другой выходят монографии, брошюры, статьи, посвященные рассматриваемой проблеме. Не говоря уже о художественных произведениях, мемуарах, бывших политзаключенных, воспоминаниях реабилитированных — А.Солженицына, В.Шаламова, Л.Габышева, А.Мирека, Л. Разгона, А.Марченко и др.

Преступность вообще, и молодежная преступность в частности, — это объективный закономерный общественный процесс. Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга. Верно замечено, что "Преступники — часть общества, порождены обществом, проблему преступности бессмысленно изучать в отрыве от других социальных проблем, да и жизнь общества в целом надо изучать, помня о преступности". Преступный мир имеет свои ценности, нормы, законы. Исследуя субкультуру сообщества, мы можем более глубоко понять внутреннюю сущность преступного мира.

Ведь нельзя совершить преступление ни с того, ни с сего. Часто вынашиваются планы, выдвигаются цели преступления. Человек внутренне психологически готовит себя к тому, чтобы переступить запретную черту, стараясь заглушить голос совести, оправдать свои действия, отыскать в себе и ближайшем окружении некую точку опоры. Без этого невозможно само существование преступного мира, его объединение в определенную систему, его организованность и сплоченность. Ведь перед совершением преступления необходимо убедить себя в том, что преступление не есть преступление, и получить моральную поддержку ближайшего окружения.

Организованная основа преступного мира не может существовать без уголовных традиций, норм, ценностей, атрибутов, подчиняющих поведение людей, втянутых в преступную деятельность, своим законам. Игнорировать криминальную субкультуру, считая, что единственной целью для людей, совершающих преступления, является жажда обогащения — не только заблуждение, но и опасная ошибка. В этом, по мнению автора актуальность рассматриваемой проблемы.

Главная идея книги в том, что криминальная субкультура — объективная реальность, которую необходимо изучать и знать. Это позволит разрушить привычные стереотипы нашего мышления при изучении подростковой и молодежной преступности, понять внутренние законы воспроизводства преступности подростков и молодежи в обществе.

Книга не претендует на всестороннее освещение проблем криминальной субкультуры, однако, к сожалению, можно утверждать, что в настоящее время в стране мало работ, которые исследуют закономерности возникновения и функционирования криминальной субкультуры. Превалирует фактологический или бытоописательский подход, который, конечно, также нужен, но на определенном этапе, когда необходим сбор материала.

Наша же цель — раскрыть механизмы возникновения и закономерности функционирования криминальной субкультуры. Дотошный читатель скажет: "Ну хорошо, специалистам, например, работникам правоохранительных органов, спецшкол, спецПТУ, воспитательно-трудовых колоний, следственных изоляторов или приемников-распределителей эти знания необходимы Но зачем они мастерам производственного обучения, воспитателям обще житий, учителям, классным руководителям общеобразовательных школ и профтехучилищ, командирам армии и флота?" Для того, чтобы увидеть раннюю стадию "сорняков культуры", осознать их опасность и понять, как" с ними бороться.

Много говорилось и писалось о "дедовщине" в армии и на флоте которой криминальная субкультура выступает в концентрированном виде, прикрываясь как фиговым листком, законами армейской секретности. А меры не принимались. И гибнут молодые воины не на поле боя, a в казарме от произвола дедов. Когда же восстают против этого насилия "униженные и оскорбленные", то картина бывает еще ужаснее. Всю страну потрясли события на южнокурильской заставе "Панфильева", когда пограничники стреляли друг в друга. Если бы руководители пограничников знали эти внутренние процессы в солдатской среде и предприняли соответствующие меры, не было бы этих шести трупов .

Данное исследование продолжалось около 30 лет. Его направления и задачи конкретизировались и уточнялись. Автор стремился понять, с чем имеет дело — с ожившими воровскими законами или с феноменом. Для этого необходимо было выявить и сопоставить традиционную и современную стратификацию и положение подростков и молодежи в групповой иерархии криминальных сообществ, типичные нормы и ценности, групповые установки современных нетрадиционных криминальных сообществ и их отличие от традиционных "воровских"; особенности современной и традиционной знаково-опознавательных систем (кличек, татуировок, жаргона и т.п.). Нужно было понять, каковы взгляды и ценности традиционалистов и реформистов преступного мира молодежи, насколько сильно они захватывают подростково-юношескую популяцию в обществе.

В этих целях по пролонгированной системе обследованию подвергались учащиеся специальных ПТУ и воспитательно-трудовых колоний в возрасте — от 14 до 18, а в ВТК — до 20 лет. Для сопоставления (в качестве контрольных) использовались материалы обследования подростков, находящихся в специальных школах для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, детских домах, а также учащихся средних школ, профтехучилищ и армейской молодежи.

Современная проблема детско-юношеской преступности. Криминальная субкультура молодежи как образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы. Причины возникновения и развития криминальной субкультуры, ее признаки.

Рубрика Психология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 05.01.2013
Размер файла 16,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ

криминальная субкультура молодежь

В последнее время все более остро встает проблема детско-юношеской преступности. В современном обществе наблюдается тенденция деформации нравственных и социальных норм общества, культивирование асоциальных установок и стереотипов в молодежной среде, формирование особой девиантной и криминальной субкультуры молодежного общества.

Субкультура -- свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура -- суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура -- это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Криминальная субкультура молодежи -- это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы. Она является основным механизмом криминализации молодежной среды и от обычной подростково-юношеской субкультуры отличается асоциальным и криминальным содержанием; ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей; закрытостью от педагогов и взрослых; наличием строгой криминальной морали и санкций; упорядоченностью и систематизацией статусно-ролевого поведения ее участников.

В основе возникновения и развития криминальной субкультуры лежит комплекс многоуровневых причин и условий:

- дегуманизация в межличностных и межгрупповых отношениях, нарушение принципов демократии, социальной справедливости, крушение социальных идеалов молодежи;

- появление новых видов преступлений вследствие экономических неурядиц и наличия теневой экономики;

- отсутствие ясной и общепринятой идеологии в обществе, засилье криминальных философии и стереотипов, тиражируемых в СМИ и неформальных объединениях молодежи, дезориентация молодежи относительно моральных ценностей;

- нарастание алкоголизации населения, распространение традиций алкогольных застолий со своими атрибутами;

- отсутствие достаточных возможностей, способностей, а в ряде случаев -- стремления официальных властей, в том числе и командования воинских частей, противостоять негативному влиянию на молодежь асоциальных элементов, формализм в воспитательной работе, правовая, психолого-педагогическая некомпетентность должностных лиц;

- наличие многочисленных неформальных объединений молодежи, характеризующихся размытостью моральных норм, правовым нигилизмом.

На образование криминальной субкультуры оказывают воздействие два механизма:

- механизм поиска личностью психологической и физической защиты в новой среде, в том числе защиты от враждебных молодежных группировок и администрации закрытого учреждения (на свободе -- от правоохранительных органов);

- механизм взаимной агрессии членов сообществ, взаимного наказания и притеснения слабых ради собственного удовлетворения и возвышения.

К эмпирическим признакам наличия криминальной субкультуры в среде подростков и молодежи в данных организациях относятся:

- наличие враждующих группировок;

- жесткая групповая стратификация;

- появление меченых столов, посуды, одежды и других предметов;

- наличие кличек у членов групп;

- распространенность азартных игр в группах, уголовного жаргона;

- факты вымогательства денег, пищи, личных вещей;

- отказ, уклонение от определенного вида хозяйственных работ,

- участия в работе актива и общественных организаций и пр.

Как и человеческая культура в целом, криминальная субкультура молодежи имеет свою структуру. Она включает не только предметные результаты деятельности преступных сообществ и их членов, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в процессе криминальной деятельности (знания и умения, профессионально-преступные навыки и привычки, уровень интеллектуального развития правонарушителей, эстетические потребности, формы общения, способы управления преступными сообществами и пр.).

Элементы криминальной субкультуры классифицируют следующим образом.

2. Коммуникативные атрибуты -- татуировки, знаки, клички, уголовный жаргон, выступающие как средство общения, межличностного и межгруппового взаимодействия.

4. Сексуально-эротические ценности -- особое отношение к лицам противоположного пола, половые извращения, проституция, порнография, эротика, гомосексуализм.

5. Особое отношение к своему здоровью -- от симуляции болезней, самоповреждений как способов достижения определенных выгод до занятий спортом, накачкой мышц, строгого соблюдения режима жизни и питания.

Стратификация молодежи обладает следующими свойствами:

- затрудненность мобильности вверх при одновременной облегченности мобильности вниз;

Основные социально-психологические меры профилактики криминальной субкультуры:

- создание надежной психологической защиты для каждого подростка и молодого человека, включение его в общественно одобряемые виды деятельности, повышение его правовой и психологической компетентности;

- формирование во всех учебных и воспитательных заведениях социально ценных традиций, гуманизация межличностных отношений между командованием и подчиненными, администрацией и подростково-юношеским контингентом;

- показ негативных последствий участия молодого человека в криминогенной группе, развенчание криминальных авторитетов, создание барьеров для свободного переноса традиций и норм уголовного мира в подростково-юношескую среду и др.

Подобные документы

Теоретико-методологические основания анализа субкультурных явлений российской молодежи, концептуальные основы субкультуры. Методологический инструментарий в социологическом исследовании субкультурных явлений. Японская культура в российском пространстве.

курсовая работа [113,4 K], добавлен 19.05.2011

Изучение психологии представителей криминальной среды сотрудниками органов внутренних дел; ее роль в системе детерминации преступности. Проявление криминальной субкультуры и ее атрибутов среди членов преступной группировки и в местах лишения свободы.

контрольная работа [28,5 K], добавлен 30.08.2012

Структура криминальной субкультуры и ее функции. Организованная преступность – основная угроза благополучию общества. Типология криминальной агрессии. Татуировки в системе ценностей асоциальной субкультуры. Аддитивный тип девиантного поведения.

курсовая работа [57,7 K], добавлен 01.05.2011

Исследование и интерпретация понятия "образ мира" в психологии. Сравнительный анализ психологических особенностей образа мира у молодежи и людей пенсионного возраста по показателям жизнедеятельности, личностным характеристикам, функциональным механизмам.

дипломная работа [119,0 K], добавлен 07.08.2010

Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность. Психологическая характеристика основных показателей преступности несовершеннолетних. Закономерности динамики ее роста и условий совершения нарушений. Криминальные группы и склонности.

Читайте также: