Законы правила и приемы общения доклад

Обновлено: 19.04.2024

Общение – это особый вид связи, который заключается в обмене информацией и организации совместной деятельности. Тяга к взаимодействию друг с другом заложена в человека природой и является неотъемлемой частью его бытия, ведь это самая важная составляющая жизни в обществе.

Почему коммуникация требует мастерства?

Поддержание зрительного контакта

Очень важно во время разговора создать вокруг собеседника доверительную обстановку и ощущение заинтересованности в контакте. Оглядки по сторонам будут свидетельствовать о неуверенности. А лицо, с которым ведется диалог, вряд ли раскроется для активной беседы, и ни о каком искусстве общения в данном случае не может быть и речи.

Проявление интереса

Владеющий искусством общения с людьми всегда уделяет личности своего собеседника живое внимание. Без этого успешная коммуникация невозможна. Даже если заинтересованность в разговоре пока что не получается выразить должным образом, нужно всецело пытаться это сделать. Со временем вы отточите мастерство общения, и задавать собеседнику правильные вопросы о нем самом и о тех вещах, которые для него важны, будет намного легче.

Учиться проявлять интерес к своему визави нужно еще и потому, что всегда очень тяжело слушать монотонные речи одной личности. А потому стоит попытаться преобразовывать подобные монологи в диалоги: удивляться высказываниям собеседника, играть с эмоциями, задавать вопросы. В общем, оттачивать свое искусство коммуникации, делая все для того, чтобы общение развивалось и становилось все более непринужденным, а контактирующие лица чувствовали себя комфортно.

Работа над речью

Для того чтобы диалог был приятным, и собеседникам было удобно друг друга слушать, очень важно наблюдать за своей речью, развивать красноречие. Тот, кто пользуется односложными фразами, не сможет занять активную позицию в беседе. Напротив, тот, кто владеет искусством успешного общения, грамотно излагает свои мысли, разбавляя речь различными конструкциями, оборотами и средствами выразительности, будет всегда приятен людям, популярен в обществе. Чтение, слушание, говорение – вот ключи к стремительному обогащению языка и завоеванию внимания остальных участников дискуссии.

Применение зеркального эффекта

Но при этом не стоит перегибать палку. Ведь если собеседник заметит, что данный прием был использован намеренно, он может заподозрить своего визави в склонности к манипулированию. И тогда обстановка существенно ухудшится – по крайней мере, подписать деловой контракт станет сложнее.

Развитие уверенности

Чаще всего уверенные люди привлекают к себе внимание окружающих своей харизмой. Искусство успешного общения во многом определяется именно наличием высокой самооценки. Таких людей всегда замечают в толпе. Они яркие, и другие видят в них то, чего им самим не хватает. Естественно, искусство общения таким личностям дается проще некуда. Ведь всем своим видом они внушают людям доверие, а также являются примером надежности. Развитие в себе уверенности – это путь к оставлению о себе хороших впечатлений у собеседников.

Практические методы развития уверенности

Каким же образом можно стать более уверенным в себе человеком? Основные способы, рекомендуемые многими психологами, заключаются в следующем:

  1. Контроль мыслей. В день человека посещают порядка 65 000 мыслей. Но 80-90 процентов из них являются негативными – это или заботы, или тревоги, или предостережения. Психологи подчеркивают, что данные опасения делают человека более осмотрительным, а потому не могут однозначно оцениваться в негативном ключе. Но современная жизнь человека по большей части не таит опасностей. Осознав, что это всего лишь тревожные мысли, можно стать намного увереннее.
  2. Иметь цель. Уверенный в себе человек всегда знает, чего он хочет от жизни. Осознание своего предназначения – ключ к успеху.
  3. Начинать утро с благодарности. Это позволит настроиться на позитивный лад. Если начать день с благодарности, то до самого вечера можно сохранить хорошее настроение.
  4. Покидать зону комфорта. Общение действительно может вызывать у человека страх. Чаще всего такая реакция обусловлена прошлым опытом. Но чтобы стать увереннее, необходимо сформировать в себе новую установку: осознать, что коммуникация могла быть неприятной и опасной в прошлом, а в теперешней ситуации бояться совершенно нечего. Это можно сделать, только принимая вызов и вступая в диалог даже тогда, когда не особенно хочется этого делать.
  5. Заняться спортом. Язык общения – искусство, которое включает в себя не только вербальную коммуникацию. Немаловажно в построении диалога и то, как ведет себя человек, какая у него осанка, каким образом он себя преподносит. Физические упражнения и спорт позволяют ощущать себя намного бодрее, что не может не сказаться на уверенности.
  6. Правильно выбирать окружение. Если постоянно находиться рядом с теми людьми, которые вас обесценивают, скорее всего, это скажется на самооценке самым негативным образом. Считается, что каждая личность – это среднее арифметическое 5 окружающих ее людей. Поэтому необходимо отнестись к своему окружению внимательно.
  7. Ощущение открытости. Открытость свидетельствует о честности, а честные люди всегда создают вокруг себя ореол правильности и благородства, внушают доверие. Открытость также приемлема, когда собеседники достаточно сблизились, и разговор следует упростить, чтобы участники беседы раскрылись друг перед другом и чувствовали себя еще более комфортно. Однако этот совет стоит применять только в том случае, когда люди готовы к обмену личной информацией и вызывают доверие. Не нужно делиться сокровенным с малознакомыми людьми. Иначе это произведет обратный эффект, оттолкнет окружающих. И даже если шансы на хорошее знакомство были велики, то при излишней откровенности на начальных этапах общения можно загубить потенциальную дружескую связь.

Другие приемы

  1. Самое начало коммуникации должно быть всегда позитивным. Это задаст тон всему разговору.
  2. Если кто-то соврал или сказал неприятную вещь, не стоит спорить. Можно просто с выражением посмотреть человеку в глаза, и он вынужден будет продолжить беседу.
  3. Во время знакомства постарайтесь рассмотреть цвет глаз человека. Это позволит сконцентрироваться на собеседнике.
  4. Выражая искреннюю радость при встрече, можно получить в ответ такие же положительные эмоции.
  5. Во время сильного волнения можно жевать жвачку. Это вызывает в мозгу ассоциации с приемом пищи - а значит, и покоем.

В ходе развития человечество наблюдало за своими действиями и сформировало науку, которая способна их объяснить и предугадать - психологию.

Современная теория коммуникации исходит из того, что в общении действуют определенные законы. Эти законы связаны в равной мере как с закономерностями процесса самой коммуникации, так и с психологическими особенностями говорящих людей.

Законы общения (коммуникативные законы) - это особые законы. Это не такие законы, как законы физики, химии или математики.

Во-вторых, коммуникативные законы не передаются человеку при рождении, они не достаются ему по наследству, а усваиваются человеком в процессе коммуникативной практики.

В-третьих, законы общения могут со временем видоизменяться.

В-четвертых, законы общения, хотя в основном и носят общечеловеческий характер, частично имеют определенную национальную окраску. Всех указанных особенностей лишены законы природы.

Правила общения - это сложившиеся в обществе рекомендации по общению. Правила общения отражают сложившиеся в обществе представления о том, как надо вести общение в той или иной коммуникативной ситуации. Эти правила вырабатываются обществом и отражают коммуникативные традиции, сложившиеся в обществе на данный момент. Они поддерживаются социально-культурной традицией, усваиваются как путем подражания, так и путем целенаправленного обучения; они реализуются в общении преимущественно автоматически. Многие из них отражены в пословицах, поговорках, афоризмах (Знай боле, да говори мене; Слово серебро, молчание золото; Умей пошутить, умей и перестать; Шумом праву не быть; Мало говоря, больше услышишь, Языком не торопись, а делом не ленись и др.).

Правила, как и законы, имеют общечеловеческий характер и определенную национальную окраску, причем национальная специфика правил общения значительно выше, чем национальная специфика коммуникативных законов.

Правила общения подразделяются на нормативные правила и правила речевого воздействия.

Но есть и общие правила, которые носят универсальный характер. Общие правила помогают эффективному общению со всеми типами собеседников во всех или почти во всех ситуациях. Наиболее общие правила универсального характера называют принципами. Под принципами общения понимаются наиболее общие, глобальные правила, следование которым в том или ином обществе привычно или необходимо и обеспечивает эффективность как общения вообще, так и речевого воздействия. Можно назвать принцип кооперации П.Грайса, принцип гармонизирующего общения (А.К.Михальская), принципы общения Д.Карнеги.

Принципы общения конкретизируются правилами, имеющими форму рекомендаций по общению, а конкретные способы реализации правил общения - это приемы речевого воздействия на собеседника.

Выявление принципов эффективного общения - итог изучения законов, правил и приемов эффективной коммуникации, наиболее высокий уровень обобщения результатов подобного исследования.

Кратко рассмотрим некоторые наиболее важные законы общения.

Закон зеркального развития общения

Сущность его может быть сформулирована следующим образом: собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника. Это делается человеком автоматическим, практически без контроля сознания.

К примеру, если в общем разговоре кто-то вдруг начинает говорить шепотом, то все общающиеся непроизвольно обращают на это внимание и снижают громкость своего голоса – отзеркаливают. Если кто-то начинает кричать, его собеседник, да и все окружающие испытывают огромное искушение тоже повысить голос.

Наиболее часто и легко отзеркаливаются громкость речи, эмоциональность, темп речи, жесты, шаг, частота дыхания собеседника.

В человеческом обществе часто отзеркаливается тематика общения, ср.:

- Я сегодня что-то плохо себя чувствую. - Вы знаете, и я неважно себя чувствую. Как голова болит! – Вы знаете, у меня тоже.

Тематическое отзеркаливание (как, впрочем, и отзеркаливание позы, ритма дыхания, ритма движения собеседника и др.) позволяет установить и поддержать хорошие отношения с собеседником, это эффективный прием сохранения доброжелательного контакта с собеседником, один из важнейших принципов бесконфликтного общения.

Закон зависимости эффективности общения

от объема коммуникативных усилий

Этот закон может быть сформулирован так: чем больше коммуникативных усилий затрачено говорящим, тем выше эффективность его речевого воздействия.

В общении надо применять весь арсенал вербальных и невербальных средств, соблюдать законы и правила общения, применять приемы речевого воздействия, соблюдать нормативные правила общения, нормы этикета и т. д., то есть необходимо увеличивать затраты.

Таким образом, эффективность коммуникации прямо пропорциональна объему затраченных коммуникативных усилий.

Закон прогрессирующего нетерпения слушателей

Данный закон формулируется так: чем дольше говорит человек, тем большее невнимание и нетерпение проявляют его слушатели.

Как бы ни был интересен оратор или рассказчик, как бы ни были расположены к нему слушатели или собеседники – чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать.

По данным исследователей, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длинней первой, а последние десять минут – втрое длинней первых десяти.

Из сказанного следует важный вывод: эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за пределы 10 минут. А будет еще короче – будет еще лучше.

Закон падения интеллекта аудитории

с увеличением ее размера

Данное явление связано с тем, что в большой массе человек начинает хуже мыслить логически, в его умственной деятельности начинает доминировать правое эмоциональное полушарие. Человек в толпе и просто среди большой массы людей менее внимателен к смыслу слов, хуже понимает обращенную к нему речь, с трудом понимает сложные предложения, с большим трудом способен продуктивно решать сколько-нибудь сложные интеллектуальные задачи.

Закон первичного отторжения новой идеи

Закон формулируется следующим образом: новая, непривычная идея, сообщенная собеседнику, в первый момент им отвергается.

Закон действует на бессознательном уровне. Другими словами, если человек вдруг получает информацию, которая противоречит сложившемуся у него на данный момент мнению или представлению, то первая мысль, которая приходит ему в голову: эта информация ошибочна, сообщивший ее не прав, эта идея вредна, ее надо отвергнуть.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в силу действия этого закона нельзя без подготовки выпаливать новые идеи, нужно собеседника к ним подготовить. Всегда нужны аргументы, которые собеседник мог бы проанализировать в спокойной обстановке; нельзя требовать от собеседника немедленного принятия высказанной вами новой, неожиданной для собеседника идеи – даже если он под вашим нажимом сразу согласится, через какое-то время он все равно может изменить свое решение.

Закон ритма общения

Данный закон отражает соотношение говорения и молчания в человеческом общении. Он гласит: соотношение говорения и молчания в речи каждого человека – величина постоянная. Это значит, что каждому человеку в день необходимо определенное время говорить и определенное время молчать.

На существование определенного соотношения между говорением и молчанием в речи отдельного человека впервые указал американский исследователь Элиот Чаппл. Норма соотношения говорения и молчания в общении – индивидуальная величина для каждого из нас. Есть приблизительные данные, полученные венгерскими учеными: они подсчитали, что за 70 лет жизни человек говорит примерно 2,5 года, что, соответствует примерно 51 минуте в день.

Закон ритма общения действует в человеческой жизни очень четко. Человеку необходимо соблюдать сложившийся, привычный для него ритм общения – иначе он начинает ощущать психическое беспокойство, возникает стресс, ухудшается настроение, общее состояния здоровья. При этом в равной мере для человека важно соблюдать как норму говорения, так и норму молчания.

Люди, которые в силу тех или иных причин не могут набрать требуемую их психикой норму говорения, также чувствуют себя часто крайне плохо. У них ухудшается настроение, обостряются болезни, развивается мнительность. Часто в одиночестве оказываются пожилые люди. Они везде ищут общения, стараются заговаривать с незнакомыми людьми, ведут беседы по телефону и т.п.

Ритм общения у людей зависит от пола – женщины обычно испытывают бóльшую потребность в говорении, чем мужчины; темперамента, профессии; возраста, у детей и молодежи огромная потребность в общении, у людей среднего возраста она уменьшается, а в пожилом возрасте опять возрастает; люди, живущие вместе долгое время, разговаривают друг с другом меньше, чем в молодости, когда начинали совместную жизнь.

Закон речевого самовоздействия

Словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею или эмоцию у говорящего.

Выражая мысль в словах, человек укрепляется в этой мысли, окончательно уясняет ее для себя. Вербальная констатация своего чувства (проговаривание его словами) позволяет говорящему утвердиться в этом чувстве.

Известно из специальных исследований, что в счастливых семьях выше уровень так называемой вербальной любви, то есть в таких семьях больше говорят о любви друг к другу. Говоришь о любви – и больше любишь; говоришь, что зол, что ненавидишь – и больше ненавидишь; убеждаешь кого-либо в чем-то – и больше убеждаешься в этом сам. Таким образом, вербальная констатация идеи позволяет говорящему утвердиться в этой идее.

Закон отторжения публичной критики

Человек отторгает публичную критику в свой адрес.

Любой человек имеет высокую внутреннюю самооценку. Поэтому любое поучение, критика, замечание, непрошенный совет данный в процессе общения мы воспринимаем настороженно как покушение на нашу самостоятельность, сомнение в нашей компетентности, в способности принимать решения. А если критика осуществляется в присутствии других людей, то она отвергается почти в 100% случаев.

В то же время публичная похвала воспринимается человеком положительно и стимулирует его к совершенствованию, хорошей работе.

Закон доверия к простым словам (коммуникативной простоты)

Чем проще твои мысли и слова, тем лучше тебя понимают и охотнее тебе верят.

Люди лучше воспринимают простые истины, потому что эти истины им более понятны и привычны. Интерес к вечным и простым истинам у людей постоянен.

Закон притяжения критики

Чем больше вы выделяетесь из окружающих, тем больше о вас злословят и тем больше людей подвергает критике ваши действия.

Этот закон объясняет, почему завидуют людям, которые чего-либо достигли или выделяются из своего окружения. Эти люди своими достижениями дают повод поговорить о себе, а так как другие этими достижениями похвалиться не могут, возникает почва для неприязни, и они пытаются обязательно найти что-то негативное, чтобы показать, что успех незаслужен, достигнут предосудительными приемами и т.д. Эта критика поднимает критикующих в собственных глазах.

Закон коммуникативных замечаний

Этот закон конкурирует с законом отзеркаливания.

Закон ускоренного распространения негативной информации

Негативная, пугающая, способная повлечь изменения в статусе людей информация имеет тенденцию к более быстрому распространению в группах общения, нежели информация позитивного характера.

Это связано с повышенным вниманием людей к отрицательным фактам в силу того, что положительное быстро принимается людьми за норму и перестает обсуждаться. Люди интенсивнее обсуждают негативные факты, так как испытывают страх за свое положение, будущее, здоровье и т.д.

Любая передаваемая информация искажается в процессе передачи в степени, прямо пропорциональной числу передающих лиц.

Искажение происходит вследствие субъективной интерпретации информации, ее комментирования, оценивания. Искажение вызвано также нашим неумением слушать собеседника.

Руководителю особенно важно понятно объяснить задачу и проверить правильность ее понимания подчиненными. В связи с этим письменные задания и распоряжения позволяют снизить риск искажения директивной информации.

Закон детального обсуждения мелочей

Люди охотнее сосредоточиваются на обсуждении незначительных вопросов и готовы уделять этому больше времени, чем обсуждению важных проблем.

Детальное обсуждение мелочей связано с тем, что именно по мелочам люди имеют собственное и вполне определенное мнение, в то время как в решении глобальных вопросов многие являются неспециалистами в соответствующих сферах и полагаются на мнения специалистов или авторитетов.

Следствие: необходимо тщательнее готовить обсуждение сложных вопросов, а при обсуждении мелочей предлагать готовое решение на утверждение.

Закон речевого поглощения эмоции

Выраженное в связном рассказе переживание, например, горе, будучи рассказанным и выслушанным, исчезает вместе со словами, которые были использованы для рассказа. Слова как бы впитывают, поглощают эмоцию, забирая ее у человека. При этом рассказ должен быть сочувственно выслушан.

Функция поглощения эмоции – одна из важнейших функций инвективной (бранной) лексики.

В то же время, если человек рассказывает о своей радости, то она тоже постепенно уходит.

Закон эмоционального подавления логики

В эмоциональном состоянии человек теряет логичность и аргументированность речи и плохо понимает обращенную к нему речь.

Современная теория коммуникации исходит из того, что в общении действуют определенные законы. Эти законы связаны в равной мере как с закономерностями процесса самой коммуникации, так и с психологическими особенностями говорящих людей.

Законы общения (коммуникативные законы) - это особые законы. Это не такие законы, как законы физики, химии или математики.

Во-вторых, коммуникативные законы не передаются человеку при рождении, они не достаются ему по наследству, а усваиваются человеком в процессе коммуникативной практики.

В-третьих, законы общения могут со временем видоизменяться.

В-четвертых, законы общения, хотя в основном и носят общечеловеческий характер, частично имеют определенную национальную окраску, то есть существует специфика их реализации у разных народов. Всех указанных особенностей лишены законы природы.

Правила общения - это сложившиеся в обществе рекомендации по общению. Правила общения отражают сложившиеся в обществе представления о том, как надо вести общение в той или иной коммуникативной ситуации. Эти правила вырабатываются обществом и отражают коммуникативные традиции, сложившиеся в обществе на данный момент. Они поддерживаются социально-культурной традицией, усваиваются как путем подражания, так и путем целенаправленного обучения; они реализуются в общении преимущественно автоматически. Многие из них отражены в пословицах, поговорках, афоризмах (Знай боле, да говори мене; Слово серебро, молчание золото; Умей пошутить, умей и перестать; Шумом праву не быть; Мало говоря, больше услышишь, Языком не торопись, а делом не ленись и др.).

Правила, как и законы, имеют общечеловеческий характер и определенную национальную окраску, причем национальная специфика правил общения значительно выше, чем национальная специфика коммуникативных законов.

Правила общения подразделяются на нормативные правила и правила речевого воздействия.

Но есть и общие правила, которые носят универсальный характер. Общие правила помогают эффективному общению со всеми типами собеседников во всех или почти во всех ситуациях. Наиболее общие правила универсального характера называют принципами. Под принципами общения понимаются наиболее общие, глобальные правила, следование которым в том или ином обществе привычно или необходимо и обеспечивает эффективность как общения вообще, так и речевого воздействия. Можно назвать принцип кооперации П.Грайса, принцип гармонизирующего общения (А.К.Михальская), принципы общения Д.Карнеги.

Принципы общения конкретизируются правилами, имеющими форму рекомендаций по общению, а конкретные способы реализации правил общения - это приемы речевого воздействия на собеседника.

Выявление принципов эффективного общения - итог изучения законов, правил и приемов эффективной коммуникации, наиболее высокий уровень обобщения результатов подобного исследования.

Необходимо разграничивать общие законы общения и правила общения.

Правила общения - это сложившиеся в обществе рекомендации по общению. Многие из них отражены в пословицах, поговорках, афоризмах (Знай боле, да говори мене; Слово серебро, молчание золото; Умей пошутить, умей и перестать; Шумом праву не быть; Мало говоря, больше услышишь и др.) Правила общения отражают сложившиеся в обществе представления о том, как надо вести общение в той или иной коммуникативной ситуации, как лучше вести общение. Правила общения вырабатываются обществом и поддерживаются социально-культурной традицией этого общества. Они усваиваются людьми путем наблюдения и подражания окружающим, а также путем целенаправленного обучения. Правила, которые хорошо и давно усвоены людьми, реализуются ими в общении практически автоматически, без контроля сознания. Изучив те или иные правила, можно применять их сознательно, чтобы достичь определенной цели в общении, и это дает большое преимущество в общении тому, кто эти правила знает.

Итак, вот основные правила:

1) Общение на равных, без грубости и подобострастия.

2) Уважение личного мнения собеседника.

3) Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.

4) Общение на уровне просьб, а не приказов.

5) Поиск компромиссных решений.

6) Умение ценить решение другого.

7) Умение принимать опыт других.

Если человек не знает, как вступить в разговор, то следует выбрать любую интересную тему для беседы и время, когда человек, к которому обращаются, не занят какой-нибудь работой. Всегда следует помнить, что другой человек - не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи его глазами, особенно в конфликтных ситуациях.

Приемы общения

Выделяют также приемы общения, или приемы речевого воздействия. Это конкретные рекомендации для увеличения эффективности общения. Например, правило "Приближение к собеседнику повышает эффективность речевого воздействия на него" реализуется в практике общения в виде следующих приемов: "Подходите ближе!", "Вторгайтесь в персональное пространство собеседника!", "Дотрагивайтесь до собеседника!".

Следующие приемы способствуют установлению отношений взаимопонимания:

1. визуальный контакт, а также улыбка и другие средства невербального общения. Улыбайтесь искренне и избегайте применять жесты, устанавливающие барьеры (не сидите в позе нога за ногу, не скрещивайте руки, не отворачивайтесь от собеседника);

3. вербальное приветствие. Ваше приветствие должно соответствовать ситуации, в которой вы встречаетесь для осуществления намерений. Можете обращаться к партнеру по имени, если это соответствует ситуации. В России принято называть партнера по имени и отчеству;

5. ваше отношение. Будьте искренне заинтересованы во взаимодействии. Ваше отношение обеспечит хорошее общение, если вы проявите искренний интерес и уважение к партнеру;

6. ваше поведение. Задавайте открытые вопросы. Внимательно слушайте. Частично используйте ответы партнера для постановки следующих вопросов. Дайте партнеру важную или нужную информацию о себе. Попросите партнера высказать свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы. Используйте ситуативно уместный юмор;

8. адекватность и темп. При хороших сбалансированных отношениях партнеров существует регулярное чередование ответственности за установку темпа. Попытайтесь соответствовать своему партнеру по скорости речи, интонациям, ритму дыхания, жестам, позам

9. установление доверия. Самым эффективным способом формирования доверительных отношений является ваша честность; будьте честны в отношении ваших страхов, слабых мест, мотивов. Если есть такого рода информация, то лучше поделиться ею с партнером, чем он узнает о ней из других источников

Человеку необходимо быть коммуникативно грамотным и знать приведенные выше законы и правила. Эффективному общению, культуре общения надо учиться как основам грамоты, как умению читать и писать. Потому что это - действительно грамотность, необходимая каждому: мы все допускаем ежедневно множество грубейших ошибок, которые делают нашу жизнь, и без того нелегкую, еще сложнее. Мы все время делаем замечания незнакомым, даем советы тем, кто нас не просит, критикуем людей при свидетелях и делаем еще много такого, что категорически нельзя делать по законам общения в цивилизованном обществе. Все это мешает нам достигать результатов на работе, это мешает нам нормально жить в семье, общаться с детьми, близким и не очень близкими людьми, ведет к повышенной конфликтности общения.

Установлено, что наши деловые контакты будут успешными в 7 случаях из 10, если мы владеем еще и правилами делового общения.

Читайте также: