Задачи и функции ис доклад

Обновлено: 17.05.2024

Перед вами актуальная и полная информация об информационных системах. Мы постарались опустить ненужные подробности. А то что осталось, описали простым языком. Так чтобы каждый мог разобраться в теме. Приятного изучения!

Что такое информационная система: определение

Сначала обсудим, что такое Система.

Под системой подразумевают любые объекты, которые могут быть рассмотрены и как единое целое, и как совокупность разнообразных элементов, объединенных для достижения поставленной цели. Системы могут отличаться между собой как по целям, так и по своему составу.

Система — это объект сложного типа. Он включает в себя разнородные элементы, взаимосвязанные между собой и существующие как единый объект.

Подсистема — это отдельный объект, входящий в состав системы, и сам состоящий из других разнородных элементов.

Чтобы лучше понять суть этого определения, приведем примеры нескольких систем, их целей и элементов.

  • сбор информации;
  • ее хранение;
  • ее обработка;
  • поиск данных;
  • выдача информации.

Все это касается информации, которая нужна для принятия решений в тех или иных областях деятельности. Например, это пригождается при анализе проблем и при создании новых продуктов.

Вот какое определение дает Википедия:

Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015).

ИС предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.

Современные информационные системы в качестве основного элемента своего функционирования используют компьютер. Также активно задействуется периферийное оборудование и сервера.

Нужно понимать, что между ИС и компьютерами есть разница. Компьютеры оснащаются специализированным программным обеспечением, вместе с которым являются технической базой ИС. Немыслима информационная система и без сотрудников, которые взаимодействуют с телекоммуникациями и компьютерами.

Структура информационной системы

Подсистема — это часть системы, которую можно выделить по каким-либо признакам.

Независимо от того, в какой сфере деятельности применяется информационная система, ее общая структура может быть рассмотрена как совокупность подсистем. Это значит, что существует так называемый структурный признак классификации. А сами подсистемы являются обеспечивающими. Поэтому можно дать такое определение:

Структура информационной системы — это совокупность ее обеспечивающих подсистем.

Информационная система - основные понятия и определения

Как видно из рисунка выше, обеспечивающие подсистемы могут быть:

  • техническая;
  • математическая;
  • программная;
  • информационная;
  • организационная;
  • правовая.

Рассмотрим каждый этот тип подробнее.

Техническое обеспечение ИС

Техническая подсистема — это совокупность имеющихся технических средств, обеспечивающих работоспособность ИС, а также технологические процессы и документация.

Информационная система - основные понятия и определения

В состав технического обеспечения входят:

  • компьютеры;
  • технические устройства для хранения, обработки, вывода, сбора и передачи информации;
  • линии связи;
  • оборудование для передачи данных;
  • оргтехника;
  • другое…

С помощью документации оформляют выбор оборудования, прописывают принципы организации его эксплуатации, процесса обработки данных. Документация делится на 3 типа:

  1. Нормативно-справочная: которая используется для расчетов за техническое обеспечение.
  2. Специализированная: которая включает в себя описание методик по каждому из этапов разработки технического обеспечения;
  3. Общесистемная, которая состоит из отраслевых и государственных стандартов, касающихся технического обеспечения.

В настоящее время активно используются две главные формы организации технического обеспечения:

  • Децентрализованная. Каждая подсистема на компьютерах реализуется прямо на рабочих местах.
  • Централизованная. Все подсистемы работают на специальных вычислительных центрах и больших ЭВМ.
  • Частично децентрализованная. Часть подсистем базируются непосредственно на персональных компьютерах, а другая часть — в вычислительных центрах.

Частично децентрализованная система судя по всему является наиболее перспективным типом, сочетая в себе преимущества работы отдельных элементов на персональных компьютерах и общей базы данных а также общих функциональных подсистем на отдельной большой ЭВМ. Взаимодействие всего этого осуществляется по внутренней сети предприятия или через интернет.

Математическое и программное обеспечение ИС

Математическое и программное обеспечение информационной системы — это комплекс математических моделей, методов, программ и алгоритмов, предназначенных для осуществления задач и целей ИС, а также для полноценного функционирования подсистемы технического обеспечения.

Информационная система - основные понятия и определения

В состав математического обеспечения входят:

  • типовые задачи;
  • инструменты для моделирования;
  • методы математической статистики и программирования, а также теории массового обслуживания и пр.

К средствам программного обеспечения относятся:

  • Специальное ПО — совокупность программных средств, разработанных в процессе создания конкретной ИС. Это ППП (пакеты прикладных программ), созданные для реализации разработанных моделей функционирования реального объекта.
  • Общесистемное ПО — комплекс программных средств, предназначенных для осуществления типовых действий пользователями, работающими в разных информационных системах. Они позволяют расширить стандартный набор функций персональных компьютеров, контролировать и управлять процессами работы с данными.
  • Техническая документация на создание программных средств, включающая в себя описание целей, ТЗ на алгоритмизацию, математическо-экономическую модель и контрольные примеры.

Информационное обеспечение ИС

Информационное обеспечение ИС необходимо для формирования и выдачи актуальной информации, позволяющей принимать эффективные управленческие решения.

Информационное обеспечение — это комплекс подсистем: кодирование и классификация данных, системы документации, схемы циркулирующих в предприятии информационных потоков, методы проектирования баз данных.

Информационная система - основные понятия и определения

Унифицированные системы документации

Формируются на региональном, отраслевом или государственном уровнях. Главное предназначение — обеспечить сопоставимость показателей из разных сфер производства. Существуют стандарты, которые предъявляют требования к:

  • системам документации;
  • к формам документов;
  • к структуре и составу показателей и реквизитов;
  • к методам регистрации, ведения и внедрения документационных форм.

К примеру, у медицинских работников есть свои требования к оформлению документации. А у преподавателей вузов свои.

Но несмотря на то, что существует унифицированная система документации, большинство предприятий регулярно сталкиваются с типичными проблемами:

  • приходится очень много документов обрабатывать вручную;
  • в разных документах дублируются одни и те же показатели;
  • специалистам приходится отвлекаться от своих главных задач на работу с большим объемом документации;
  • существуют показатели, которые не используются на практике.

Информационное обеспечение как раз и нужно для того, чтобы устранить все эти и подобные им недостатки.

Схемы информационных потоков

Они содержат в себе маршруты потоков информации и ее размеры, а также места где возникает первичная информация и используются результатная информация. Если проанализировать структуру этих схем, можно значительно усовершенствовать всю систему управления.

Вот два простейших примера:

движение служебной записки
запись в базу данных информации о приеме на работу нового сотрудника

Такие схемы строятся для того, чтобы определить объем информации, которая используется в процессе работы организации, а также обеспечить:

  • исключение неиспользуемых данных;
  • исключения дублирующих данных;
  • классификацию данных;
  • рациональное представление данных.

Создание информационного обеспечения

Чтобы создать ИО, нужно пройти следующие этапы:

  • сформулировать функции, задачи и цели всей системы;
  • выявить потоки движения данных от момента их возникновения до их использования;
  • представить данные об информационных потоках для анализа в виде схем;
  • создать и использовать систему кодирования и классификацию;
  • овладеть методологией разработки логических информационных концептуальных моделей, которые будут отражать связь разных данных;
  • создать массивы и базы данных с помощью современных технических средств.

Организационное обеспечение ИС

Организационное обеспечение — это комплекс средств и методов, которые регламентируют взаимодействие сотрудников друг с другом и их работу с техническими средствами во время создания и использования информационной системы.

Информационная система - основные понятия и определения

Эта подсистема ИС нужна для реализации следующих задач:

  • анализировать имеющуюся системы управления предприятием, в котором планируется внедрить информационную систему;
  • выявить задачи, которые подлежат автоматизации;
  • подготовить эти задачи к решению на ПК: создать ТЗ на проектирование информационной системы, обосновать ее техническую и экономическую эффективность;
  • разработать управленческие решения, направленные на повышение эффективности управленческой системы.

Правовое обеспечение ИС

Правовое обеспечение — это комплекс нормативных актов, регламентирующих процесс создания информации, а также ее юридический статус, функционирование ИС, получение, трансформации, передачи и использования данных.

Информационная система - основные понятия и определения

Главное предназначение правового обеспечения заключается в том, чтобы обеспечить законность всех процессов.

В его состав входят все нормативные акты государственной власти федерального, местного и локального значения.

В правовом обеспечении выделяется:

  • локальная составляющая регламентирующая функционирование данной информационной системы;
  • общая составляющая, регламентирующая функционирование любой системы.

Правовое обеспечение содержит в себе:

  • статус ИС;
  • ответственность, обязанности и права сотрудников предприятия;
  • нормативные акты, касающиеся отдельных видов управленческих процессов;
  • правила создания информации и ее использования.

Классификации информационных систем

По признаку структурирования задач

Когда создаются или классифицируются информационные системы, обязательно возникают сложности, которые связаны с алгоритмическим и математическим описанием задач, которые решает система. От того, насколько тщательно разработана формализация, зависит эффективность функционирования всей системы. Также это влияет и на уровень ее автоматизации — степень невовлеченности человека в принятие решений на основе используемой информации.

Чем более точным будет математическое описание задачи, тем больше возможностей автоматизировать процесс обработки данных, а значит снизить степень участия человека в процессе решения этой задачи.

Можно выделить три типа задач, для которых разрабатываются ИС:

  1. Формализуемая (структурированная) задача— это задача, в которой известен каждый ее элемент и то как они взаимосвязаны между собой.
    В структурированных задачах получается использовать математическую модель для выражения ее содержания. Это позволяет использовать точные алгоритмы ее решения. Как правило, это рутинные задачи, которые приходится выполнять множество раз. Цель ИС в этом случае — автоматизировать решение рутинной работы так, чтобы свести деятельность человека в ней к нулю.
  2. Неформализуемая (неструктурированная) задача — это задача, в которой не получается выделить элементы и указать какая между ними существует связь.
    Решение неформализуемых задач с помощью методов автоматизации практически невозможно. Поэтому в них информационная система практически не используется. Решения должен принимать человек, опираясь на собственный опыт и понимание.
  3. Частично формализованная задача — это наиболее распространенный тип задач. В большинстве случаев можно частично структурировать процесс, а другую часть передать человеку.

По степени автоматизации

В зависимости от того, в какой степени автоматизированы информационные процессы, можно выделить три вида ИС:

  1. Ручные
    Ручные информационные системы не обладают техническими возможностями решения задач, поэтому в них все операции выполняются людьми.
  2. Автоматические
    Автоматические ИС выполняют все операции по созданию и взаимодействию с информацией без помощи людей.
  3. Автоматизированные
    Автоматизированные ИС подразумевают участие и человека, и информационных технологий в процессе. Причем главная роль здесь отведена компьютеру. Сегодня именно такие системы являются наиболее распространенными.

По характеру использования

В зависимости от того, что именно делает с информацией та или иная ИС, ее можно отнести к одному из следующих типов:

  1. Информационно-поисковые включают в себя следующие задачи:
    — ввод данных;
    — систематизация;
    — хранению;
    — выдаче данных при запросах пользователей.
    В них не используется сложных преобразований данных. В качестве примеров можно привести поисковые системы Яндекс и Гугл или же ИС в библиотеке, в сервисах по продаже билетов.
  2. Информационно-решающие включают в себя следующие задачи:
    — переработка информации.
    В них все операции по работе с данными выполняются согласно определенному алгоритму.

Информационно-решающие ИС, в свою очередь, можно разделить на два типа:

  1. Управляющие
    Предоставляют данные, на основе которых человек может принимать решения. Обычно это различного вида расчеты, а также обработка больших массивов данных. Например, бухучет.
  2. Советующие
    Предоставляют информацию, которые человек принимает к сведению, но не превращает немедленно в конкретные решения. Обычно это высокоинтеллектуальные системы, которые способны обрабатывать знания, а не просто данные. Например, информационные системы, работающие в медицинских учреждения. Они не выдают конкретные решения. Врач лишь принимает к сведению полученные данные. Но решения принимает он сам. Хотя может воспользоваться и с рекомендованным системой.

По сфере применения

В зависимости от того, в каких сферах используются ИС, их можно разделить на следующие типы:

Информационной системой (ИС) назовем систему, предназначенную для сбора, обработки и распространения информации.

Цель функционирования ИС - информационное обслуживание или обеспечение основной деятельности системы информационного обмена.

Функционирование ИС предполагает наличие исходных, промежуточных и конечных информационных продуктов, технологических процессов и ресурсов. Необходимой составляющей ИС является подсистема управления, обеспечивающая ее эффективное функционирование (необходимое разнообразие, объем и качество выходных информационных продуктов). В отличие от системы обмена в ИС не включены как поставщики (источники), так и потребители (приемники) информации ИС объединяет элементы, только преобразующие информацию, т. е. ввода, обработки, хранения, поиска, вывода и распространения информации соответствии с общей теорией систем, информационную систему можно определить как совокупность информационных элементов ввода, обработки, переработки, хранения, поиска, вывода и распространения информации, находящихся в отношениях и связях между собой и составляющих определенную целостность, единство. Если рассматривать ИС как подсистему ОС, то вторую часть этого определения целесообразно расшифровать указанием роли и места ИС как подсистемы более общей системы (ОС), которые и обеспечивают ее "целостность" и "единство".

ИС - это взаимосвязанная совокупность элементов ввода, обработки, переработки, хранения, поиска, вывода и распространения информации, цель функционирования которой состоит в информационном обеспечении эффективной деятельности организационной системы, подсистемой которой она является. Как система ИС естественно обладает основными свойствами систем, такими как иерархичность, централизация и децентрализация, целостность и независимость.

Выделение ИС из системы обмена, как самостоятельной системы является следствием организационного обособления основной и информационной деятельности. Существующие автоматизированные документальные и фактографические информационно-поисковые системы (ИПС), АСУ, банки данных (БД), отделы научно-технической информации (ОНТИ), системы НТИ в целом организационно обособлены. Возникает вопрос, как рассматривать поставщиков и потребителей этих систем: как элементы собственно систем или как элементы внешней среды? Этот вопрос в настоящее время решается по-разному. Рассматривают даже внешних и внутренних потребителей этих систем, внешних и внутренних поставщиков информации.

Если считать, что потребители информации являются элементами систем НТИ, АСУ, БД и т. д., то необходимо предположить, что данные системы могут управлять их информационными потребностями. В действительности это не так. Системы могут только изучать эти потребности и приспосабливаться к ним. Функции управления по отношению к потребителям реализует система более высокого уровня - система информационного обмена. Для системы существенно взаимодействие ее элементов для достижения общей цели. Если этого взаимодействия нет, то нет и системы. С другой стороны, потребители ОНТИ, БТИ (бюро технической информации), АСУ, БД и т. д. организационно не принадлежат этим системам. Возникает вопрос: как можно эффективно управлять функционированием системы, имеющей элементы, организационно не принадлежащие ей? Ответ может быть только один - рассматривать эти элементы как элементы внешней среды. То же можно сказать и в отношении поставщиков информации.

Для решения поставленных задач ИС должна выполнить следующие функции:

- ввод информации в ИС;

- хранение информации в памяти ИС, ее актуализация и поддержание целостности;

- обработка, поиск и выдача информации в соответствии с заданными СОД требованиями. Обработка может включать и подготовку вариантов решения пользовательских прикладных задач по соответствующим алгоритмам/программам.

Классификация информационных систем: фактографические и документальные, ручные, автоматические, автоматизированные, поисковые. Функции ИС: контроль и регулирование, учет и анализ, планирование, бухгалтерский учет, управление и экономические задачи.

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 16.02.2015
Размер файла 17,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Классификация ИС

Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.

Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.

Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (классов).

По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия "информационная система".

В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.)

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие.

Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета.)

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. (Например, экспертные системы.)

В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС.

Информационные системы организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.).

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.

Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

В таблице 1. приведен перечень наиболее популярных в настоящее время программных продуктов для реализации ИС организационного управления различных классов.

ИС - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, служат технической базой и инструментом для информационных систем.

Другими словами под ИС понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Задачи и функции ИС

При организационном обособлении ИС решают две группы задач:

1. группа задач информационного обеспечения:

· поиск и выдача информации субъекту основной деятельности. (С заранее заданной полнотой, точностью и оперативностью в наиболее приемлемой для систем обработки данных форме).

2. группа задач, связанных с обработкой полученной информации в соответствии с теми или иными алгоритмами или программами с целью подготовки решения задач, стоящих перед субъектом основной деятельности (так называемых “пользовательских” задач).

Для решения таких задач ИС должна обладать необходимой информацией о предметной области (ПО) субъекта основной деятельности, стоящих перед ним проблемах, должна уметь использовать существующие модели решения задач средствами обработки данных или самостоятельно строить такие модели, а также обладать определенным искусственным или естественным интеллектом.

Предварительное определение. Предметная область – это множество объектов и отношений между ними, ограниченное потребностями конкретного субъекта основной деятельности.

Для решения поставленных задач ИС должна выполнять следующие основные функции:

· ввод информации в ИС;

· хранение информации в памяти, ее актуализация и поддержание целостности;

· обработка, поиск и выдача информации в соответствии с заданными субъектом основной деятельности требованиями. ( Обработка может включать и подготовку вариантов решения пользовательских прикладных задача по соответствующим алгоритмам (программам)).

Состав и структура ИС, основные элементы, порядок функционирования

Структура ИС - это взаимосвязанная совокупность ее частей, называемых обеспечивающими подсистемами.

Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Основные обеспечивающие подсистемы

· информационное обеспечение,

· техническое обеспечение,

· математическое обеспечение,

· программное обеспечение,

· организационное обеспечение,

· правовое обеспечение.

Основные элементы, порядок функционирования ИС.

Основными процессами преобразования информации являются следующие процессы :

• сбор информации;

• комплектование информации;

• поиск и выдача сведений для абонентов системы;

поддержание целостности, актуальности и сохранности информации.

Этипроцессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков :

· ввод информации из внешних или внутренних источников;

· обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

· вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

· обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Поэтому для реализации функций ИС, указанных выше выделяют три самостоятельные функциональные подсистемы :

1. Организационно-технологическая подсистема сбора информации обеспечивает отбор и накопление данных в информационную систему и включает совокупность источников информации, организационно-технологические цепочки отбора информации для накопления в системе. Без правильно организованной, оперативно и эффективно действующей организационно-технологической подсистемы сбора информации невозможна эффективная организация функционирования всей ИС в целом.

ИС может обрабатывать (перерабатывать) только ту информацию, которая в нее введена. При этом качество работы ИС определяется не только ее способностью находить и перерабатывать нужную информацию в собственном массиве и выдавать ее пользователю, но и способностью отбирать релевантную информацию из внешней среды.

Такой отбор и осуществляет данная подсистема, которая накапливает данные об информационных потребностях пользователей ИС (внутренних и внешних), анализирует и упорядочивает эти данные, образуя информационный профиль ИС. Алгоритм отбора информации осуществляет преобразование входных потоков в информационный массив ИС.

2. Подсистема представления и обработки информации составляет ядро ИС и является отражением представления разработчиками и абонентами системы структуры и картины предметной области, сведения о которой должна отражать ИС.

Подсистема представления и обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при разработке ИС.

Эта подсистемаосуществляет преобразование входной информации и запросов, организацию их хранения и переработки с целью удовлетворения информационной потребности абонента ИС.

Реализация функций данной подсистемы предполагает наличие:

· аппарата описания информации, а именно информационно - поискового языка, систем кодирования и языка описания данных;

· организации и ведения информации (логическая и физическая организация, процедуры ведения и защиты информации и т.д.);

· аппарата обработки и переработки информации (алгоритмы, модели и т.д.).

Все три указанные составляющие определяются двумя параметрами ИС: характером обработки информации и функциями ИС.

3. Нормативно-функциональная подсистема подготовки и выдачи информацииопределяет пользователей, или иначе абонентов, системы.

Даннаяподсистема непосредственно реализует удовлетворение информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей ИС. Для выполнения этой задачи подсистема проводит изучение и анализ информационных потребностей, определяет формы и методы их удовлетворения, оптимальный состав и структуру выходных информационных продуктов, организует сам процесс информационного обеспечения и сопровождения.

Для выполнения этих функций требуется:

· аппарат описания и анализа информационных потребностей и их выражения на языке ИС;

· аппарат непосредственно информационного обеспечения (процедуры поиска и выдачи информации, языки манипулирования данными и т.д.).

При одинаковости выполнения функций этой подсистемойв ИС разных типов они существенно отличаются между собой. Особенно это заметно при сравнении документальных и фактографических ИС, которые будут подробно рассматриваться позже.

Информационным ядром подсистемы представления и обработки информации ИС (внутренним носителем знаний о предметной области) является база данных (БД). Понятие базы данных является центральным в сфере технологий автоматизированных информационных систем.

Определение 1 База данных — совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ.

Определение 2. (ГОСТ): Система управления базами данных (СУБД) - совокупность программ и языковых средств, предназначенных для управления данными в базе данных, ведения базы данных и обеспечения взаимодействия ее с прикладными программами.

Информационным ядром подсистемы представления и обработки информации ИС высшего уровня является банк данных (БНД), или автоматизированный банк данных (АБД) – совокупность следующих компонентов:

· БД,

· СУБД,

· прикладные компоненты ИС (набор входных и выходных форм, типовых запросов для решения информационно-технологических задач в конкретной предметной области),

· комплекс технических средств, на которых они реализованы.

Классификация ИС

1. По назначению:

· справочные ИС,

· системы информационного обеспечения,

· справочно-информационные системы, имеющие самостоятельное целевое назначение.

2. По количеству пользователей и территориальному признаку

· однопользовательские (например, ИС, использующая в качестве ПО приложение Excel),

· многопользовательские низкого уровня (например, ИСпостроенная наприложении Access),

· многопользовательские высокого уровня - ИС уровня предприятия (распределённые, очень большие, сверхбольшие).

3. По оперативности обработки информации

· система реального времени,

· система оперативной обработки трансакций,

· система пакетной обработки.

4. По функциональному признаку и уровням управления

· производственные системы;

· системы маркетинга;

· финансовые и учетные системы;

· системы кадров (человеческих ресурсов);

5. По степени автоматизации

· ручные,

· автоматические,

· автоматизированные.

6. По характеру использования информации

· информационно-поисковые системы,

· информационно-решающие системы:

o управляющие ИС,

o советующие ИС.

7. По сфере применения

· ИС организационного управления,

· ИС управления технологическими процессами (ТП),

· ИС автоматизированного проектирования (САПР),

· Интегрированные (корпоративные) ИС,

· Вычислительные ИС.

8. По составу перерабатываемой информации, предъявляющие жесткие требования к аппарату ее описания, организации и поиска

· документальные ИС (слабо структурируемая информация);

· фактографические ИС (жестко структурируемая информация);

27 ИС управления качеством. Цикл Деминга. 14 пунктов программы качества

- качество определяется продуктом

-качество определяется пользователем

-качество определяется процессами

-качество отражает ценность

Методология PDCA (методология деминга) представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей.

  1. планирование
  2. сам процесс, процесс выполнения
  3. проверка (оценка, анализ)
  4. корректировка

14 принципов для построения системы менеджмента качества:

  1. постоянство цели (это улучшении продукции и обслуживания
  2. новая философия для нового экономического периода, путем познания менеджеров- своих обязанностей и принять на себя лидерства на пути к переменам
  3. покончить с зависимостью от массового контроля достижения качества, исключить необходимость в массовом контроле
  4. покончить с практику закупок по самой дешевой цене, вместо этого минимизировать общие затраты
  5. улучшить каждый процесс
  6. ввести в практику подготовку и переподготовку кадров
  7. учреждение лидерства
  8. изгонять страхи, чтобы все могли эффективно работать для предприятия
  9. разгружать барьеры между подразделениями
  10. отказаться от пустых лозунгов и призывов
  11. устранить произвольно установленные задания и количественные нормы
  12. дайте возможность работником гордится своим трудом (поощрение)
  13. поощрять стремление к образованию и совершенствованию
  14. необходимость приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства.

План действия Деминга:

  1. руководство опираясь на 14 пунктов борется с недугами и болезнями производства
  2. руководство настраивается на движение в новом направлении
  3. руководство объясняет сотрудникам почему нужны перемены
  4. вся деятельность предприятия (компании) разбивается на этапы (стадии)
  5. строится организационная структура, которая будет работать на повышения качества
  6. каждый работник может принять участие в совершенствовании работы на существующем этапе
  7. строится система качества (деминг считает что для этого требуется участие специалистов)

28. ИС управления знаниями. Семь особенностей инновационной фирмы

Знания – проверенные общественной практикой полезные сведения, которые м. многократно использоваться людьми для решения задач.

Значение знаний в бизнесе : -для принятия решений, -для осущ-я контроля, -для определения целей компании, - для обеспечения конкурентоспособности.

Управление знаниями -процесс выделения, создания, сбора, организации, распространения, повторн использования и упорядочивания стратегических знаний, необх для такого способа функционирования предприятия/котрое создает конкурентные преимущества.

Этапы перехода инф в сист управления знаниями : 1накопление 2извлечение 3обработка/анализ 4программн реализация 5обслуживание (обновление, добавление)

Система управления знаниями включает:

- Информацию. – Людей (корпоративный портал, документооборот) - Система навигации (Где найти нужную информацию? Где найти экспертов? Куда поместить вновь поступивший документ?).

Прикладная система компании:

  1. Единое инф хранилище
  2. Ср-ва интеллектуальногопоиска
  3. Сист электронного документооборота
  4. Ср-ва доступа к данным и коллективная работа (корпорат портал, эл почта, аська, инет сообщества)
  5. Сист дистанционного обучения.

Инновация — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека.

Инновационный проект(ИП) - частная форма организации и управления инновационным процессом, результатом которой служит конкретная инновация.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

1. Идея ИП должна иметь основу в форме научных и маркетинговых исследований, подстраиваться под потребителя и опираться на научные разработки.

2. Сложность прогнозирования результатов и как итог - повышенные риски. Вероятность получения положительных от 5 до 95%.

3. Необходима личная заинтересованность и энтузиазм исполнителей при

разработке и внедрению ИП (не только деньги).

4. Организация работы участников проекта. Мотивация работников.Грамотное руководство.

5. Отсутствие привычных стандартов для инновационного проекта. Даже самая четкая концепция проекта может претерпеть серьезные изменения в процессе разработки.

29 Имитационное моделирование. Понятие, этапы построения. Метод Монте-Карло и его связь с имитационным моделированием

Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).

Например, MathLab и Simulink , GPSS

Этапы процесса построения математической модели сложной системы:

  1. Формулир основные вопросы о поведении сложной системы
  2. Осуществляется декомпозиция системы на более простые части-блоки.
  3. Формулир законы и гипотезы относительно поведения системы и ее частей.
  4. вопросов вводится системное время, моделирующее ход времени в реальной системе.
  5. Формализованным образом задаются необходимые феноменологические свойства системы и отдельных ее частей.
  6. Случайным параметрам, фигурирующим в модели, сопоставляются некоторые их реализации, сохраняющиеся постоянными в течение одного или нескольких тактов системного времени. Далее отыскиваются новые реализации.

Метод Монте-Карло - общее название группы численных методов, основанных на получении большого числа реализаций стохастического (случайного) процесса, который формируется таким образом, чтобы его вероятностные характеристики совпадали с аналогичными величинами решаемой задачи.

Сущность метода Монте-Карло состоит в следующем: требуется найти значение а некоторой изучаемой величины. Для этого выбирают такую случайную величину Х, математическое ожидание которой равно а: М(Х)=а.

Практически же поступают так: производят n испытаний, в результате которых получают n возможных значений Х; вычисляют их среднее арифметическое x ^= сумма( xi )/ n и принимают x в качестве оценки (приближённого значения) a * искомого числа a : a = a *= x ^

Поскольку метод Монте-Карло требует проведения большого числа испытаний, его часто называют методом статистических испытаний. Теория этого метода указывает, как наиболее целесообразно выбрать случайную величину Х, как найти её возможные значения. В частности, разрабатываются способы уменьшения дисперсии используемых случайных величин, в результате чего уменьшается ошибка, допускаемая при замене искомого математического ожидания а его оценкой а * .

30 Принципы построения системы информационной безопасности. Стандарты информационной безопасности

Построение системы безопасности информации и ее функционирование должны осуществляться в соответствии со следующими принципами:
1 - законность: осуществление защитных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
2 - системность: учет всех взаимосвязанных элементов, условий и факторов, существенно значимых для понимания и решения проблемы обеспечения безопасности информации.
3 - комплексность: согласованное применение разнородных средств при построении целостной системы защиты, защита должна строиться эшелонировано.
4 - непрерывность защиты: непрерывный, целенаправленный процесс, предполагающий принятие соответствующих мер.
5 - своевременность: упреждающий характер мер для обеспечения безопасности информации.
6 - преемственность и совершенствование: постоянное совершенствование мер и средств защиты информации.
7 - экономическая целесообразность: соответствие уровня затрат на обеспечение безопасности информации ценности информационных ресурсов и величине возможного ущерба.
8 - персональная ответственность: предполагает возложение ответственности за обеспечение безопасности информации и системы ее обработки на каждого сотрудника в пределах его полномочий.
9 - принцип минимизации полномочий: означает предоставление пользователям минимальных прав доступа в соответствии с производственной необходимостью.
10 - взаимодействие и сотрудничество; предполагает создание благоприятной атмосферы в коллективах подразделений.
11 - гибкость системы защиты: для обеспечения возможности варьирования уровня защищенности средства защиты должны обладать определенной гибкостью.
12 - открытость алгоритмов и механизмов защиты: знание алгоритмов работы системы защиты не должно давать возможности ее преодоления (даже авторам), однако это не означает, что информация о конкретной системе защиты должна быть общедоступна.

13 - простота применения средств защиты: механизм защиты должны быть интуитивно понятен и прост в использовании, без значительных дополнительных трудозатрат.
14 - научная обоснованность и техническая реализуемость: средства и меры защиты информации должны быть реализованы на современном уровне развития науки и техники, научно обоснованы с точки зрения достижения заданного уровня безопасности информации.

15 - специализация и профессионализм: реализация административных мер и эксплуатация средств защиты должна осуществляться профессионально подготовленными специалистами.
16 - обязательность контроля: предполагает обязательность и своевременность выявления и пресечения попыток нарушения установленных правил безопасности.

Стандарты, существующие в нашей стране:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9594-9-95 - Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Справочник. Часть 9. Дублирование.

ГОСТ Р 50739-95 - "Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа
к информации. Общие технические требования".

ГОСТ 28147-89 - Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования.

ГОСТ Р 34.10-94 - Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма.

ГОСТ Р 34.11-94 - Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция
хэширования.

Читайте также: