Юридическое образование в англии и сша доклад

Обновлено: 17.06.2024

В последнее время у нас в стране прослеживается рост популярности такой профессии как юрист. Возможно, сказывается возросшая роль правового регулирования жизни общества, а может быть люди заинтересованы в получении высокой заработной платы как во многих развитых странах Европы и Америки. Поэтому в этой связи, на наш взгляд, было интересно проследить, что понимается под профессией юриста в Соединенных Штатах Америки и как обучаются будущие специалисты в области юриспруденции.

В США насчитывается около 986 тысяч юристов, имеющих патент адвоката, что является необходимым условием для любой формы практической деятельности. Хотя для научно-преподавательской работы нет необходимости в этом, но многие юристы-учёные в начале своей карьеры предпочитают пройти процедуру допуска в адвокатуру на случай перехода на практическую работу.

Всех американских юристов условно можно поделить на три класса юристы-практики, занимающиеся работой, непосредственно связанной с правом; лица с дипломом юриста, выполняющие функции, непосредственно с правом не связанные и юристы, занимающиеся научно-преподавательской деятельностью.

Из первого класса юристов выделяется наиболее крупная профессиональная группа – это частнопрактикующие адвокаты; их в США более 700 тысяч человек.

Юрисконсульты корпораций являются штатными сотрудниками юридических служб, предпринимательских фирм также обладают всеми полномочиями адвокатов. Они составляют более 10 % от общего числа юристов. Своих юристов имеют и многие общественные организации со статусом корпорации.

Сотрудники полиции и органов расследования, несмотря на то, что имеют диплом юриста, по принятым в американском юридическом сословии стандартам, не считаются юристами, а вот работники их юридических служб (в ФБР, например, есть собственный юрисконсультский отдел) считаются таковыми. Крупнейшей государственной "юридической фирмой" является министерство юстиции.

Глава этого министерства – генеральный прокурор США. На государственной службе состоят юристы, составляющие 15 % от всего числа юристов, имеющих патент и полномочия адвоката.

Судьи составляют особую группу внутри юристов-практиков. Судьями могут стать юристы, обладающие практическим опытом работы в адвокатуре, бизнесе, юридических службах государственных ведомств, органах государственного обвинения, или из числа опытных и авторитетных профессоров права. В США имеется 1200 федеральных судей и около 30 тысяч судей штатов.

Второй класс юристов – это лица, отошедшие от юридической практики или науки, так как избрали своей деятельностью политику или крупный бизнес. По данным современных социологических исследований, обладатели диплома юриста в США играли и играют главные социально–политической роли в жизни США. Так из 42-х президентов США 25 были юристами; в частности, адвокатами по профессии были А. Линкольн, Ф.Д. Рузвельт, Г. Трумэн, Р. Никсон, Б. Клинтон. 2/3 сенаторов и почти половина членов палаты представителей Конгресса США – юристы. Обладателями диплома юриста являются половина губернаторов штатов и 40 % дипломатов. Около 45 % лиц, занимавших с 1960–х годов высшие посты в правительстве, были юристами, а более 25 % пришли в государственный аппарат непосредственно из адвокатских контор [2].

Третий класс юристов – это лица, занимающиеся научно–преподавательской работой. Число преподавателей права, работающих в 181 официально признанном учебном заведении, составляет 5395 человек. Кроме того, по совместительству преподают правовые дисциплины 4000 юристов.

Лицо, окончившее юридическое учебное заведение, обычно начинает работу в адвокатуре или в суде в должности клерка (референта, помощника) судьи, или в аппарате юридических служб, органов обвинения на младших должностях.

Для юридического сословия США характерны высокая ротация и мобильность. Переход от частной адвокатской практики на государственную службу и обратно – явление распространённое. Довольно часто на государственную работу привлекаются юристы–учёные. Судьи обычно подбираются из числа политически активных и опытных адвокатов. Многие обвинители становятся судьями, хотя практика показывает, что должности окружных прокуроров юристы рассматривают как трамплин в политику. Юристы корпораций нередко посвящают себя целиком предпринимательской деятельности. Всё больше американских корпораций выдвигают на руководящие посты своих юристов; во многих корпорациях главные юрисконсульты по должности являются исполнительными вице-президентами.

Среди людей, имеющих юридическое образование, наиболее престижной считается работа судьи (особенно федерального, который избирается на пожизненный срок); далее, с точки зрения социального престижа, располагаются адвокаты корпораций и юристы–учёные (профессора права); затем идут юристы, работающие в административных ведомствах, и сотрудники государственных прокурорских служб. Группа юристов–политиков занимает определенную нишу. Престиж этой группы измеряется политическим успехом отдельных деятелей, которые достигли определенных успехов в политике [3].

Итак, профессия юриста в США – это синоним престижа высокого заработка. У нас в стране эта профессия тоже очень популярна. Поэтому, на наш взгляд, будет интересно и полезно затронуть такой вопрос, как специфика получение юридического образования в Соединенных Штатах Америки.

По состоянию на 1998 год в США насчитывалось примерно 220 высших (частных или государственных) юридических учебных заведений: юридические школы или колледжи, входящие в состав университетов (по сути, юридических факультетов), либо самостоятельно функционирующие юридические школы или колледжи. Из общего числа юридических вузов 181 является официально признанным Американской Ассоциацией Юристов (ААЮ). ААЮ – организация, в полномочия которой входят вопросы, связанные с официальным признанием статуса юридического вуза.

Однако существуют и юридические вузы, которые не попали в список официально признанных. Это, как правило, небольшие частные юридические школы, ориентированные на студентов из числа местных жителей или на вечернее образование. Качество обучения в них ниже, а выдаваемые ими дипломы дают право выпускнику претендовать на допуск к адвокатской практике лишь в некоторых штатах.

В США сложилась особая система образования, в которой высшее образование двухступенчато. Получив среднее образование, выпускник может получить общее высшее образование в колледже. По окончании колледжа (3–4 года обучения) выпускник колледжа получает диплом бакалавра. Высшее специальное (профессиональное) образование получают в специализированных школах или колледжах университетов только по окончании общеобразовательного колледжа. Таким образом, для поступления в юридический вуз (юридическую школу или юридический колледж) наличие диплома общеобразовательного колледжа является, как правило, обязательным условием.

Срок обучения, как правило, три года. Обязательные учебные дисциплины существуют только на первом курсе; к ним обычно относятся договорное, имущественное, деликатное, уголовное и административное право, профессия юриста, философия права и др. На втором и третьем году обучения обязательных предметов нет, однако устанавливается определённое минимальное их число, которое надлежит изучить студенту. Устанавливается также и обязательное минимальное количество учебных часов в неделю.

Метод обучения в юридических вузах основан преимущественно на анализе прецедентов и решений апелляционных судов; законодательный и административно-правовой материал привлекается постольку, поскольку он помогает анализу прецедента.

В юридическом образовании главным является развитие аналитических способностей студента, а не заучивание нормативного текста. Отсюда – практическое отсутствие лекций как таковых; занятие превращается в активное собеседование преподавателя с аудиторией студентов (так называемый метод Сократа). Наиболее интенсивными в этом смысле являются семинары. Довольно часто преподаватели устраивают разбирательство дела – гипотетического или из реальной практики, во время которого студенты должны полностью воспроизвести функции участников процесса: предъявить и исследовать доказательства, заявить процессуальные ходатайства, представить аргументы и т.п. Обычно по окончании первого курса устраивают показательный инсценированный судебный процесс (для этого в юридических школах есть, как правило, помещение оборудованное, как зал суда).

По завершении обучения пишется дипломная работа, и выпускник получает диплом и степень доктора юриспруденции, что необходимо и достаточно для занятия юридической практикой [1].

Желающие посвятить себя научно-преподавательской деятельности могут продолжить обучение на степень магистра права (год занятий по углублённой программе и представление соответствующей диссертации) или более высокую степень – доктора юридических наук (2 года занятий и представление соответствующей диссертации). Во многих университетах практикуется обучение по индивидуальной объединённой программе одновременно в двух специальных профессиональных школах: по окончанию учёбы выпускник получает два диплома – доктора юриспруденции и бакалавра или магистра в другой отрасли знаний (например, экономике, бизнесе, политологии).

Американское юридическое образование считается одним из лучших в мире. Оно популярно не только в пределах своей страны, но и далеко за ее пределами. Прежде всего, это объясняется практической направленностью подготовки юристов в США, а не академичность, как в Великобритании и России.

В теории государства и права, в сравнительном праве различают правовые системы: континентальной Европы как романо-германскую и англо-саксонскую или англо-американскую. И ту, и другую мы считаем правовыми системами юридического типа, отличающимися от идеологических правовых систем, рассмотрение которых только что закончили. Юридические правовые системы созданы народами христианской веры (католической, православной, протестантской) и перенесены ими как в Америку, так и на юг Африки, в Австралию, Азию. Христианами считают себя примерно 33% жителей Земли. Современный вид юридическое образование во всех этих странах начинает обретать лишь в XIX в. Сегодня оно претендует на универсальную применимость и в той или иной степени, как мы видели, заимствуется народами иных культурно-исторических типов цивилизованности.

Российская правовая система вполне очевидно тяготеет к романо-германскому типу и само юридическое образование в нашей стране создавалось на немецкий лад. Поэтому для нас представляет особый интерес, как готовят юристов в Германии сегодня.

Отсылая тех, кто особенно заинтересовался этой темой к специальной литературе[43], выделим только минимально необходимое для понимания сути дела. Стандартный срок обучения юриста в Германии – 6 лет. Из них 3,5 года – аудиторное обучение в университете, 2,5 года – практическое обучение. Каждый этап завершается государственной аттестацией.

Аудиторные занятия в течение первых двух лет обучения проводятся по дисциплинам основной части программы и обязательны для всех студентов. Этот раздел включает шесть циклов дисциплин:

- по гражданско-правовому изучаются курсы общей теории гражданского права, вещного и обязательственного права, семейного права, наследственного права, торгового права, права, регулирующего деятельность компаний и оборот ценных бумаг и т.п.

- по уголовно-правовому изучаются курсы по общей части и особенной части Уголовного кодекса и т.п.

- по публично-правовому изучаются курсы государственного права и теории государства, международного и европейского права, общего административного и административно-процессуального права, коммунального права, полицейского права, строительного права и др.

- по циклу трудового и социального права – курсы по праву, регулирующему трудовые отношения, принципы оформления коллективных договоров, права социального обеспечения и т.п.

- по процессуально-правовому изучаются курсы о принципах гражданского процесса, включая проблематику принудительного исполнения решений, курс регулирования отношений кредитора и несостоятельного должника, по основам уголовного и административного процессов, по разбирательству трудовых споров, основам судоустройства и пр.

- по циклу основ и методологии права изучаются курсы по принципам теории права, юридической социологии, философии права, истории права и конституции и т.п.

Занятия, как уже сказано, длятся два года, поделенных на четыре семестра. Семестровые экзамены не предусмотрены, контроль усвоения учебной программы осуществляется на семинарских занятиях, а также через выполнение студентами письменных работ. Эти сведения позволяют определить возможность дальнейшего обучения.

Следующие полтора года, т.е. еще три семестра, занятия проводятся по дополнительной части учебной программы, которая делится на шесть специализаций, из которых студент выбирает ту, которая его больше устраивает.

Во-первых, гражданское правосудие. По этому циклу изучаются семейное и наследственное право, международное частное право, гражданский процесс, арбитражный процесс и др.

Во-вторых, уголовное правосудие. По этому циклу изучаются криминология, уголовное право, уголовный процесс, преступность в экономике, преступность несовершеннолетних, административные нарушения, исполнение приговоров и др.

В-третьих, экономика и налоги. По этому циклу изучаются право, регулирующее деятельность компаний, включая право на участие в управлении предприятиями, право, регулирующее конкуренцию и антимонопольное право, налоговое право и др.

В-четвертых, труд и социальные отношения. По этому циклу изучаются право коллективных договоров, организации предприятий, права чиновников и служащих, участие в управлении предприятиями, гарантирующее занятость, право социального страхования и др.

В-пятых, государство и управление. По этому циклу изучаются хозяйственно-административное право, защита окружающей среды, принципы европейского права, теория административного права и др.

В-шестых, международные отношения. По этому циклу изучаются международное частное право, сравнительное правоведение, международное и европейское право и др.

Успешное прохождение государственной аттестации дает возможность продолжить обучение уже на практике, т.е. стажером по специальности 2,5 года. За это время студент должен обязательно проработать по три месяца в четырех юридических ведомствах: в суде первой инстанции по гражданским делам; в суде по уголовным делам или прокуратуре; в каком-либо административном учреждении; в адвокатуре; и еще по своему выбору не менее шести месяцев на любой юридической должности. Практикой руководят специально приглашаемые на эту роль наставники из опытных практикующих юристов, которые одновременно ведут со стажерами семинарские занятия, обеспечивающие не только закрепление профессиональных навыков, но и подготовку к последнему государственному экзамену.

Итоговый государственный экзамен держат те студенты, которые выполнили все требования учебной программы как по ее аудиторной, так и практической части. Этот экзамен тоже состоит из защиты предварительно подготовленной письменной работы и собеседования по экзаменационным вопросам из всех основных дисциплин, изучавшихся в университете. Устный экзамен проводится в три-четыре этапа.

Учитывая многоступенчатость подготовки, обилие письменных работ, подробность устных собеседований (экзаменов), студенты заканчивают свое образование обычно в 27-летнем возрасте, т.е. нормативный шестилетний срок обучения обычно заметно превышается. Нужно сказать, что обучение по юриспруденции в немецких университетах на 90% финансируется государством, остальные средства находит сам обучающийся.

Свои высшие юридические школы имеют почти все крупные университеты США. Смысл обучения в такой школе заключается в большой личной заинтересованности учащегося стать юристом. Поэтому поступающие в юридические школы проходят серьезные тестовые испытания, сами оплачивают свое обучение и в действительности учатся больше трех лет. Стоимость обучения существенно зависит от престижа школы и может колебаться от 3 до 25 тыс. дол. в год. Вузовское образование в США отличается от немецкого тем, что здесь государство финансирует только 50% затрат на обучение, причем это не касается послевузовского, к которому относится и юридическое, целиком существующего на частные средства.

В качестве примера программы подготовки американского юриста, мы обратимся к Школе права Техасского университета в г. Остин, столице штата Техас[44]. Как и в других университетах, программа рассчитана на три года обучения, поделенных на шесть семестров (от 1 до 6). Сам учебный план представляет собой персональный документ, составляемый из 10 обязательных видов подготовки и нескольких других по выбору из предлагаемых университетом 109.

Перечень обязательных для изучения дисциплин включает: контрактные соглашения (2, 3, 4, 6 семестры); уголовное право ч.I (3 семестр); косвенные правонарушения контрактных соглашений (2, 3, 5 семестры); собственность (2, 3, 5 семестры); исследовательская работа в области права (1, 2, 3 семестры); гражданское процессуальное право (2, 3, 5 семестры); конституционное право, ч. I (3, 4 семестры); конституционное право, ч. II (1, 2, 3, 4 семестры); профессиональная ответственность (2, 3 семестры); судебная практика (1, 2, 3, 4, 5 семестры).

Количество дисциплин, выбираемых студентом для изучения самостоятельно, ограничено только предлагаемым перечнем и лимитами учебного времени. Это может быть – антимонопольное законодательство, банкротство, история американского права, международные споры или дискриминация в сфере занятости, введение в мексиканское право, дети и право и пр.

Занятия проводятся, как правило, в небольших группах, напоминающих по форме не столько лекции, сколько семинары, на которых преподаватель ставит общие вопросы, рекомендует литературу, ведет развернутую беседу со студентами и пр. Студенты преимущественно самостоятельно работают с литературой и выполняют много письменных работ. Вместе с тем порядок таков, что неудовлетворительная оценка на семестровом экзамене может быть исправлена только после повторного изучения курса в том же объеме. Нет ничего удивительного, что некоторые студенты учатся по несколько лет. Впрочем для американцев долгая учеба вполне привычна: само среднее образование здесь 12-летнее, так что продолжать образование дальше они начинают, как правило, уже 17-летними либо в колледжах университетов (еще 4 года), либо в технических институтах (не меньше 3 лет), поэтому учатся в юридической школе взрослые (начиная с 21 года).

Специфичность американской правовой системы такова, что подготовленные в европейских странах юристы практиковать здесь успешно не могут. Крупнейшие светила юридической мысли, такие как немец Г. Кельзен (1881-1973), нашедший в США приют от нацистских гонений, жили прошлым багажом, издавая свои труды в переводе на английский или, как русский эмигрант Н. С. Тимашев (1886-1970), спасшись здесь от коммунистического террора, консультировали правительство, а то и полностью меняли профессию, как П. А. Сорокин (1889-1968), ставший президентом Американской социологической ассоциации.

Заключая этот раздел, скажем, что даже в однотипных пределах любая национальная правовая система весьма и весьма герметична. Она работает сама на себя и сама себя воспроизводит кадрово. Если, скажем, врач или финансист, подготовленный в другой стране при определенных усилиях может найти себя на чужбине, то юрист – никогда. Вне пределов своего государства, за редчайшими исключениями, как специалист он никому не нужен. Причем это касается не только судьбы немца во Франции или француза в Германии, но и говорящих на одном языке американца в Англии или англичанина в Америке.

Почти во всех странах юриспруденция очень уважаемая и высокооплачиваемая профессия. Однако в США работа юристов возведена на совершенно иной уровень. Американское образование в сфере права одно из самых дорогих в мире, но, как следствие, одно из самых престижных и уникальных.

Особенности бакалавриата по юриспруденции в США

Как стать юристом в этой стране? Для начала получить диплом по другой специальности. В Америке, действительно, особый взгляд на юриспруденцию. Профессионал в этой области должен иметь не только университетское образование, но и реальный жизненный опыт. По этой причине в Соединённых штатах нет степени бакалавра по праву. Обучение на юриста начинается только спустя 4 года, после окончания университета или колледжа.

Получить бакалаврский диплом вы можете в любой сфере. Некоторые правовые школы учитывают предыдущую специальность, поэтому степень по экономике, статистике, политологии или социологии может стать преимуществом при поступлении в эти учебные заведения.

Для других школ прошлая квалификация совершенно не важна. Так что выбирать факультет надо на основе предпочтений конкретных школ, а ещё лучше, на основе своих личных интересов. Юриспруденция – многопрофильная профессия, любое знание вы можете вплести в вашу будущую специализацию. Например, с бакалаврским диплом по музыке или искусствоведению стать юристом по защите интеллектуальной собственности.

Juris Doctor (JD)

По окончании бакалавриата студенты поступают на программу Juris Doctor. Получить первую юридическую степень в США можно в течение трёх лет, обучаясь в школах права.

Эти школы могут быть частными и работать автономно, или государственными и находиться в структуре университета. Весь курс сочетает в себе предметы общего и специализированного профилей. Сама программа рассчитана на тех, кто только начинает обучение в сфере права, но в последнее время иностранцы, которые уже имеют юридический диплом, приезжая в Америку, сначала поступают на базовую JD.

Это связано с тем, что программа Juris Doctor сфокусирована на американском праве, и помогает быстрее освоиться в местной законодательной и судебной системах.

Дверной знак юриста в США

Master of Laws (LLM)

Master of Laws – одногодичная программа, на которую поступают студенты, уже имеющие степень по юриспруденции. LL.M. предполагает узкую специализацию – студенты изучают конкретную область права и не затрагивают дисциплин общего профиля.

Курс пользуется большой популярностью среди юристов-иностранцев. Во-первых, он короче, чем JD. Во-вторых, он в большей степени ориентирован на иностранное, а не на американское право.

Doctor of Juridical Science (SJD)

Докторскую степень по праву даёт программа Doctor of Juridical Science. Она длится от 2 до 5 лет в зависимости от специальности и школы. В продолжение учёбы студенты проводят своё исследование и пишут диссертацию. SJD носит академический характер, после неё вы можете начать карьеру учёного или преподавателя в области права.

Особенности обучения в юридических школах

Изучать юриспруденцию в Америке, значит изучать конкретную область знаний: административное право, коммерческое право, закон о правах человека, экологическое право, международное право, закон об IT и СМИ, преподавательская деятельность, история права и другое.

Самым насыщенным по количеству общеобразовательных и базовых правовых дисциплин считается первый год JD. Уже с третьего семестра студентам начинают преподавать их специализацию.

Как поступить в лучшие вузы мира


Руководство от экспертов

Предметы общего образования – философия, история, этика, психология – переходят в разряд факультативных предметов, а их изучение зависит только от желания самого студента.

Юридическое образование в США также отличает сильный уклон в практику. Занятия не делят чётко на лекции и семинары. Преподаватели и студенты взаимодействуют постоянно: дискутируют, разбирают конкретные дела, разыгрывают судебные процессы. Ученикам не указывают, как правильно надо говорить, строить свою речь и какие приёмы использовать. Они учатся этому буквально на ходу, во время занятий, вместе с тем вырабатывая свой индивидуальный стиль и личные методы ведения дела.

Юрист в офисе

Поступление на юридический факультет в США

Условия поступления в правовые школы сильно рознятся с условиями поступления в другие американские учебные заведения. Абитуриенты должны ответственно подходить к каждому требованию, учитывать все особенности и предпочтения отдельных школ.

Основные условия поступления

LSAT (Law School Admission Test). Особый тест, который сдают все абитуриенты, поступающие на юридическую специальность. Он оценивает общий уровень интеллекта студента: его критическое мышление, способность верно анализировать ситуацию и делать логические выводы

TOEFL или IELTS (стандартизированные тесты на знание английского языка)

Рекомендательные письма преподавателей

Интервью, опыт работ, вступительные экзамены и др.

В каждом вузе могут быть собственные дополнительные вступительные требования или испытания, перечень которых необходимо узнать перед поступлением.

Стоимость обучения на юриста

Юридическое образование одно из самых дорогих в США. Обучение в самых престижных школах потребует 50-70 тыс. долларов в год. Год учёбы в менее известных вузах стоит дешевле, но вряд ли будет ниже 40 тыс. долларов.

Поэтому будущие юристы вынуждены брать образовательные кредиты. В некоторых школах США в долг учатся до 90% студентов. Работа юриста в Америке очень высоко оплачивается, значит выпускник сможет быстро вернуть свой долг.

Как стать юристом с помощью Allterra Education

Чтобы поступить в правовую школу в США, надо обладать недюжинными аналитическими способностями, во всех деталях знать правила, условия, сроки, возможные отсрочки и нормы оформления документов. Юридическое образование в стране очень престижно, что ведёт к повышенной требовательности к абитуриентам и жёсткой конкуренции среди них.

Увеличить свои шансы на поступление, продумать каждый шаг, выбрать подходящую по цене и специализации юридическую школу вам помогут специалисты Allterra Education.

Если у вас есть вопросы, как вам получить юридическое образование в США, задайте их на бесплатной консультации.


Юридическое образование в настоящее время подвергается критике и изменениям практически во всем мире. Наблюдается избыток юристов на рынке труда, и вместе с тем сохраняется высокая стоимость юридического образования, что снижает его доступность.

Отмечается также, что навыки, которые приобретаются студентами в рамках традиционных учебных программ высшего образования, не удовлетворяют требованиям работодателей. Кроме того, программы ВУЗов не успевают оперативно реагировать на изменения в экономике и политике.

Поэтому глобальной тенденцией стала ориентация юридического образования на практику, чтобы соответствовать запросу рынка юридических услуг.

Указанные проблемы характерны в том числе и для Российского образования. Поэтому представляют интерес тенденции на международном рынке юридического образования, опыт решения подобных проблем в профессиональной подготовке юристов.

Целью статьи является освещение и анализ тенденций английской системы подготовки юристов, которая зарекомендовала себя как одна из самых эффективных в мире.

Так, в рейтинге 100 лучших университетов мира QS 2014–2015–19 университетов Великобритании, из них в топ-3 два университета (в порядке рейтинга): University of Cambridge и Imperial College London.

Юридическое образование в Англии находится на распутье. Это вызвано тем, что степень бакалавра в сочетании с практикой теряет привлекательность в мире. В настоящее время широко экспортируется американская модель, особенно в развивающиеся страны, такие как Китай и Индия.

Есть критические взгляды, которые говорят, что бакалавры являются слишком незрелыми, чтобы понять всю полноту правового образования. Если говорить о Европе, то часть ее находит, что модель юридического образования Великобритании подходит для их рынка юридических услуг, в то время как есть и значительное движение в сторону американского стиля получения степеней.

Поэтому, как отмечают исследователи, Великобритания сама не застрахована от Американизации правового образования. [2, c. 21]

Вместе с тем, согласно данных доклада LETR в профессиональной юридической среде Англии актуальны вопросы о доступности, стоимости и разнообразии юридического образования, а также качества [3, c. 46].

Как отмечается учеными, сформировалось пять показателей, по которым можно судить о слабых и сильных сторонах юридического образования: качество; последовательность уровней; мобильность и карьерный рост; доступность и стоимость и, наконец, эффективность.

Главный показатель, о котором заботятся при проведении реформ — качество юридического образования.

При этом одним из важнейших вопросов является вопрос о влиянии глобализации на юридическую профессию.

Большое внимание уделяется обсуждению вопросов о содержании учебных программ для глобализации юридических знаний, и пока меньшее внимание уделено вопросу, как сами структуры и процессы юридического образования взаимодействуют и изменяются в процессе глобализации.

Несмотря на то, что принципиально признается необходимость пересмотра основных предметов, среди ученых Англии идут дискуссии о содержании такого пересмотра. Подчеркивается, что важно еще больше не перегрузить и без того перегруженное юридическое образование. Кроме того, негативную оценку получает риск ограничения свободы вузов разрабатывать собственные академические интересы за пределами основных предметов, таких как история права, Римское право.

При этом важно чтобы университетские знания прошли через ученичество дополнив друг друга. То есть, и университет и внеуниверситетское юридическое образование должно развивать профессиональные навыки более полно. Имеются виду такие темы, как профессиональная этика, общение с клиентами, бизнес и финансы, понимание того, как работают такие институты, например, как полиция и тюрьмы и как им противостоять.

Предлагается уже в университетах разрабатывать практические навыки в рамках учебной программы. Такие навыки потом будут отточены в течение практики LPC и BPTC.

Расширение сотрудничества между наукой и практикой будет способствовать обмену идеями между академическими и практическими аспектами права. В Английских университетах уже действуют различные модификации клинических образовательных программ (в том числе и виртуальных), которые предлагается расширить. Такие программы помогут студентам ознакомиться с практической реальностью судебной системы, процессуального права и встроить навыки ведения переговоров, навыки составления документов и практические навыки решения задач в систему правовых исследовательских навыков.

Важным аспектом университетского образования является развитие учащихся как личности. Предлагается ввести эти вопросы на более ранних сроках обучения как обязательный этап, чтобы научить профессиональной этике и ценностям, которые необходимы в юридической профессии. Обучение этим навыкам через клинические программы, позволит студентам оценить последствия их профессиональных решений и этические проблемы, которые будут возникать на практике, а также даст непосредственное, глубокое понимание общественного значения правовой работы.

Данные исследования LETR показывают, что есть области когнитивной экспертизы, не охватываемые должным образом, в том числе профессиональная этика и ценности. Этика, ценности и профессионализм входит в рейтинг наиболее важных областей знаний, поэтому одной из рекомендаций LETR является необходимость пересмотреть отношение к этике и профессионализму в пределах образовательных программ и практик.

Еще одной тенденцией является озвучивание проблемы разнородности (доступности) юридического образования. В настоящее время юридическое образование доступно более привилегированным социальным слоям населения. Они несоразмерно представлены в университетах, на профессиональных курсах повышения квалификации, на стажировках и в качестве младших барристеров и солиситоров. Поэтому звучат призывы поощрять и принимать менее привилегированные слои. Однако звучит и критика этой позиции из опасения, что это отразится на качестве образования, что недопустимо в условиях жесткой конкуренции и глобализации [1, c. 17]

Наметилась тенденция и в формулировании цели профессионального юридического образования — целью является, в первую очередь, обеспечение уровня производительности труда. Университет должен заверить потребителей в том, что те, к кому они обращаются за юридической помощью, являются грамотными и профессиональными юристами. Таким образом, можно говорить об ориентированности на социальные нужды, публичные интересы.

Имеются и критические замечания о выявлении диссонанса между учебной деятельностью и тем, что происходит на практике. Это уменьшает ценность обучения в глазах профессионалов и студентов. Возможно, это стало следствием упрощения практических заданий для учебных целей. Решением этой проблемы является увеличение количества специалистов-практиков, вовлеченных в обучение, которые привнесут в обучение свой аутентичный опыт.

В рамках статьи я смогла осветить только некоторые публикации английских ученых, которые отражают тенденции развития юридического образования. Можно сказать, что ни одна система юридического образования не является идеальной, ей приходится подстраиваться под меняющиеся условия. Основным фактором изменений в юридическом образовании сегодня является глобализация.

В связи с тем, что этот фактор влияет и на юридическое образование в России, изучение тенденций развития юридического образования в Англии представляет практический интерес. Практико-ориентированный подход, направленность на улучшение качества образования, индивидуальный подход к отбору содержания образовательных программ можно использовать для разработки национальных учебных программ, творчески их переработав.

Основные термины (генерируются автоматически): юридическое образование, LETR, Англия, правовое образование, программа, профессиональная этика, BPTC, LPC, профессиональное юридическое образование, юридическая профессия.

Читайте также: