Юмор ирония сарказм доклад по риторике

Обновлено: 18.05.2024

Для подтверждения своей точки зрения и опровержения мнения оппонента участники спора используют различные полемические приемы.

Многие риторы применяют такие средства, как

юмор, ирония, сарказм.

Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо.

Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Сарказм – язвительная насмешка, злая ирония. Шутливое, ироническое замечание может смутить оппонента в споре, поставить его в затруднительное положение, а иногда разрушить и тщательно построенное доказательство.

В некоторых случаях юмор бывает неуместен. Например, в судебных спорах. В данной ситуации могут оказаться полезными ирония и сарказм, направленные на разрушение представленного доказательства, на создание образного представления о преступлении, на воздействие на присяжных и судей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Универсальные приемы

Приемы ловли

Приемы самообороны

Приемы самообороны Если ты видишь намерение другого человека напасть на тебя, то попробуй с ним поговорить. Возможно, таким образом тебе удастся предотвратить совершаемое против тебя преступление. Если это не остановило нападающего, то ты можешь воспользоваться

Дворцовые приемы

Дворцовые приемы Дворцовый церемониал во всех его проявлениях был подробно прописан и задокументирован. При этом соответствующие документы периодически корректировались в соответствии с духом времени и сценарием власти очередного монарха. Главным регламентирующим

Приемы ловли

Приемы ловли Опытный спиннингист четко представляет план своих действий в случаях, когда рыба клюет плохо или вообще не клюет.– Рыболов осуществляет равномерную проводку приманки, подбирая интересующую хищника скорость вращения лепестка (чем меньше активен хищник, тем

Приемы ловли

Приемы ловли

Приемы ловли Продетый под жабру живец с выпущенным из пасти тройником может жить от одного до нескольких дней, в зависимости от кислородного режима водоема. Если живец опущен в воду, а удочка лежит возле лунки, то снасть вполне можно рассматривать как портативную

Приемы ловли

Приемы ловли

Приемы ловли Ход полуторограммового балансира колеблется от 3 до 5 см при правильном микроподъеме. Пауза 1–3 секунды. Игра приманки, несмотря на габариты, довольно цикличная, без разворота, то есть преобладает маятниковое движение вперед-назад.Игру выполняют кистью руки,

2. Официальные приемы

2. Официальные приемы роме вышеописанных неофициальных приемов, вы можете также быть приглашены на официальные мероприятия. От неофициальных визитов они отличаются прежде всего торжественностью, и как следствие, большей строгостью в соблюдении правил этикета.Если на

19. ДОМАШНИЕ ПРИЕМЫ

19. ДОМАШНИЕ ПРИЕМЫ Первое, что вам следует принять во внимание при организации приема у себя дома, это пространство, на котором вы можете себе позволить принимать гостей, а также степень официальности приема, который вы собираетесь проводить. Тому, кто живет в небольшом

Эффективным средством считается применение юмора, иронии, сарказма.

Эти художественные приемы являются обязательными психологическими элементами публичного выступления. Эти средства усили­вают полемический тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обста­новку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов, помогают полемистам добиться успеха в споре.

-Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относи­тесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Се­вера?

Кандидаты засмеялись. Глеб терпеливо ждал, ког­да кандидаты отсмеются.

- Можно, конечно, сделать вид, что такой про­блемы нету. Я с удовольствием тоже посмеюсь вмес­те с вами. - Глеб иронически улыбнулся. - Но от этого проблема как таковая не перестанет существо­вать. Верно.

- Да нет такой проблемы, - сплеча рубанул кан­дидат.

Теперь засмеялся Глеб. И подытожил:

Ну, на нет и суда нет! Баба с возу – коню легче, - добавил Глеб. - Проблемы нету, а эти. - Глеб что-то показал руками замысловатое, - танцу­ют, звенят бубенчиками. Да? Но при желании. - Глеб повторил: - При же-ла-нии - их как бы нету. Потому что если. Хорошо! Еще один вопрос…

Ироническое или шутливое замечание может смутить оппонента, поставить его в затруднительное положение, а порой даже разрушить тщательно построенное доказательство, хотя само по себе это замечание далеко не всегда имеет прямое отношение к предмету спора. Поэтому не надо теряться. Лучше всего вести себя естественным образом. Если смешно, можно noсмеяться со всеми, а затем обязательно вернуться к обсуждению существа проблемы.

Мы - люди, господа присяжные заседатели, будем же и судить по-человечески! - сказал между прочим защитник. - Прежде чем предстать перед
вами, этот человек выстрадал шестимесячное предва­рительное заключение. В продолжение шести меся­цев жена лишена была горячо любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмот­рели на этих детей! Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубо­ко несчастны. Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося вас возвратить им их отца!

И… пошли плясать нервы N…ской публики! По­слышались всхлипывания, кого-то уже вынесли из зала, защитник продолжал говорить:

Знать его душу - значит знать особый, отдель­ный мир, полный движений. Я изучил этот мир. Изучая его, я, признаюсь, впервые изучил человека. Я понял человека. Каждое движение его души говорит за то, что в своем клиенте я имею честь видеть идеального человека….




Теперь уже все члены суда полезли в карман за платками. И даже «прокурор, этот камень, этот бесчувственнейший из организмов, беспокойно завертелся на кресле, покраснел и стал глядеть под стол. Слезы засверкали сквозь его очки.

А защитник все продолжал дрожащим голосом

- Взгляните на его глаза! . Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступ­ление? О, нет! Они, эти глаза, плачут! Под этими калмыцкими скулами скрываются тонкие нервы! Под этой грубой, уродливой грудью бьется далеко не
преступное сердце! И вы, люди, дерзнете сказать, что он виноват?

Тут не вынес и сам подсудимый. Пришла и его пора заплакать. Он замигал глазами, заплакал и 6еспокойно задвигался.

Виноват! - заговорил он.

Подсудимый во всем сознался. Его осудили.

Подбирая аргументы

И логические звенья

И ссылаясь на ученых,

Вес которых - вне сомненья,
Хочет каждый ad absurdum

Привести слова другого.

Суть этого приема - показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

Блестяще использовал этот прием в одном из своих выступлений на суде Ф.Н. Плевако, замечательный, русский адвокат, обладавший удивительным даром речи.

Страстный и взволнованный голос Ф.Н. Плевако захватывал и покорял слушателей, надолго оставался в их памяти. По воспоминаниям В.В. Вересаева, он выступил в защиту старушки, укравшей жестяной чай­ник стоимостью 50 копеек. В обвинительной речи про­курор отметил, что кража незначительная, что на пре­ступление бедную старушку толкнула горькая нужда, что подсудимаявызывает не негодование, а только жалость. Но несмотря на это, подчеркнул он, старушка должна быть осуждена, т.к. она посягнула на собственность, а собственность священна, все гражданское благоустройство держится на собственности, и если позволить людям покушаться на нее, страна погибнет. После нero выступил защитник Плевако. Он сказал так:

И суд оправдал старушку.

Эффективным средством считается применение юмора, иронии, сарказма.

Эти художественные приемы являются обязательными психологическими элементами публичного выступления. Эти средства усили­вают полемический тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обста­новку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов, помогают полемистам добиться успеха в споре.

-Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относи­тесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Се­вера?

Кандидаты засмеялись. Глеб терпеливо ждал, ког­да кандидаты отсмеются.

- Можно, конечно, сделать вид, что такой про­блемы нету. Я с удовольствием тоже посмеюсь вмес­те с вами. - Глеб иронически улыбнулся. - Но от этого проблема как таковая не перестанет существо­вать. Верно.

- Да нет такой проблемы, - сплеча рубанул кан­дидат.

Теперь засмеялся Глеб. И подытожил:

Ну, на нет и суда нет! Баба с возу – коню легче, - добавил Глеб. - Проблемы нету, а эти. - Глеб что-то показал руками замысловатое, - танцу­ют, звенят бубенчиками. Да? Но при желании. - Глеб повторил: - При же-ла-нии - их как бы нету. Потому что если. Хорошо! Еще один вопрос…

Ироническое или шутливое замечание может смутить оппонента, поставить его в затруднительное положение, а порой даже разрушить тщательно построенное доказательство, хотя само по себе это замечание далеко не всегда имеет прямое отношение к предмету спора. Поэтому не надо теряться. Лучше всего вести себя естественным образом. Если смешно, можно noсмеяться со всеми, а затем обязательно вернуться к обсуждению существа проблемы.

Мы - люди, господа присяжные заседатели, будем же и судить по-человечески! - сказал между прочим защитник. - Прежде чем предстать перед
вами, этот человек выстрадал шестимесячное предва­рительное заключение. В продолжение шести меся­цев жена лишена была горячо любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмот­рели на этих детей! Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубо­ко несчастны. Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося вас возвратить им их отца!

И… пошли плясать нервы N…ской публики! По­слышались всхлипывания, кого-то уже вынесли из зала, защитник продолжал говорить:

Знать его душу - значит знать особый, отдель­ный мир, полный движений. Я изучил этот мир. Изучая его, я, признаюсь, впервые изучил человека. Я понял человека. Каждое движение его души говорит за то, что в своем клиенте я имею честь видеть идеального человека….

Теперь уже все члены суда полезли в карман за платками. И даже «прокурор, этот камень, этот бесчувственнейший из организмов, беспокойно завертелся на кресле, покраснел и стал глядеть под стол. Слезы засверкали сквозь его очки.

А защитник все продолжал дрожащим голосом

- Взгляните на его глаза! . Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступ­ление? О, нет! Они, эти глаза, плачут! Под этими калмыцкими скулами скрываются тонкие нервы! Под этой грубой, уродливой грудью бьется далеко не
преступное сердце! И вы, люди, дерзнете сказать, что он виноват?

Тут не вынес и сам подсудимый. Пришла и его пора заплакать. Он замигал глазами, заплакал и 6еспокойно задвигался.

Виноват! - заговорил он.

Подсудимый во всем сознался. Его осудили.

Подбирая аргументы

И логические звенья

И ссылаясь на ученых,

Вес которых - вне сомненья,
Хочет каждый ad absurdum

Привести слова другого.

Суть этого приема - показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

Блестяще использовал этот прием в одном из своих выступлений на суде Ф.Н. Плевако, замечательный, русский адвокат, обладавший удивительным даром речи.

Страстный и взволнованный голос Ф.Н. Плевако захватывал и покорял слушателей, надолго оставался в их памяти. По воспоминаниям В.В. Вересаева, он выступил в защиту старушки, укравшей жестяной чай­ник стоимостью 50 копеек. В обвинительной речи про­курор отметил, что кража незначительная, что на пре­ступление бедную старушку толкнула горькая нужда, что подсудимаявызывает не негодование, а только жалость. Но несмотря на это, подчеркнул он, старушка должна быть осуждена, т.к. она посягнула на собственность, а собственность священна, все гражданское благоустройство держится на собственности, и если позволить людям покушаться на нее, страна погибнет. После нero выступил защитник Плевако. Он сказал так:

КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komikos – весёлый, смешной) — смешное, вызывающее смех, веселье; средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния.

Основные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.

В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы.

Это несоответствие может быть на языковом уровне (нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная речь), на уровне сюжетной ситуации (недоразумение, одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия), на уровне характера (противоречие между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным и т. д.).

Наиболее древние, долитературные формы комического – игровые. Люди получают свободу смеяться надо всем, т.к. они как бы не являются сами собой, выполняя какую-то роль в игре. Начала этого связаны с греческими дионисийскими празднествами (ko-mos, от которого произошло слово ko-mikos, – ватага ряженых), где смех вызывало переодевание людей в гротескные, уродливые маски и их действия – не от своего имени, а от имени персонажей, которых они играют.

Эта традиция получила продолжение в европейских средневековых карнавалах. Мир на карнавале как бы превращался в собственную противоположность – больше не действовали законы и установления, можно было смеяться над церковью, вышестоящими и пр. Вне карнавала это право сохраняли шуты при королевских дворах – только они могли говорить правду о короле и его правлении, маскируя её под шутку.

На протяжении истории человечества комическое воплощается в разных видах и формах.

Наиболее грубая форма комического – фарс, краткая сценка, которую обычно показывали в балаганах на ярмарках.

Смех в фарсе вызывают падения людей, драки и пр. Фарсовые приёмы сохранились вплоть до эпохи кинематографа – на них построен комизм фильмов Ч. Чаплина

Приёмы, создающие комическое, разнообразны.

Их можно разделить на две группы.

Первая – приёмы, основанные на несоответствии между ожидаемым и реальным.

Так, комизм фарса создаётся за счёт неожиданных падений, ошибок, нелепостей.

Другая группа приёмов, создающих комическое, – сближение далёких понятий.

Рассмотрим более подробно виды комического, названные выше.

Юмор

ЮМОР — особый вид комического, изображение героев в смешном виде.

В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

Юмор — это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый. Выявляя сущность явления, он стремиться его совершенствовать, очистить от недостатков, помогая полнее раскрыться общественно-ценному. Юмор видит в своем объекте какие-то стороны, соответствующие идеалу.

Объект юмора, заслуживая критики, все же в целом сохраняет свою привлекательность.

Специфической особенностью юмора является наличие в нем определенной нравственной позиции и моральных качеств, как со стороны юмориста, так и со стороны воспринимающего юмор. При этом поразительный эффект юмора заключается в том, что смеясь над другим, мы порой не замечаем, что смеемся одновременно и над самими собой.

Юмор занимает огромное место в жизни, он сопутствует во всех наших делах. Это показатель нравственного здоровья человека, показатель его способности все остро подмечать и реагировать на событие в окружающем мире.

Юмор в самых различных функциях и оттенках присущ Ф. М. Достоевскому, А. Н. Островскому.

Юмором пронизаны рассказы и пьесы А. П. Чехова. Замечательные образцы различных видов юмора в советской литературе — у И. Э. Бабеля, М. М. Зощенко, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина.

Ирония

ИРОНИЯ — особый вид комического, осмеяние, насмешка.

При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.

(Ф. И. Тютчев "Вы не родились поляком...")

И сбылось, по воле Божией,
Предсказанье моей матушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет нарядней Калистратушки!

В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки!

А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается –
Носит лапти с подковыркою!

Ирония – троп, при котором слово или высказывание приобретают в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению, либо отрицающий его (хотя бы) ставящий его под сомнение.

Намек на иронический подтекст может содержаться не в самом слове или высказывании, а в контексте, интонации, а в прозе – даже в ситуации, с которой связаны слово или высказывание.

Изображая отрицательное явление в положительном виде, ирония противопоставляет таким образом то, что должно быть, — тому, что есть, осмеивает данное с точки зрения должного. В этой функции иронии — ее сходство с юмором, тоже подобно иронии вскрывающим недостатки различных явлений, сопоставляя два плана — данного и должного. Подобно иронии и в юморе основанием, сигналом для сопоставления двух планов — данного и должного — служит откровенно, подчеркнуто демонстрируемое притворство говорящего, как бы предупреждающего, что его слов нельзя понимать всерьез. Однако если ирония притворно изображает должное в качестве данного, то юмор, наоборот, притворно изображает данное в качестве должного.

И в иронии, и в юморе даются два отношения автора к изображаемому: одно притворное, другое — подлинное, и в иронии, и в юморе интонация противополагается буквальному смыслу высказывания, но в иронии интонация несет в себе подлинное дискредитирующее отношение, в юморе — притворное уважительное отношение.

Различимые теоретически, ирония и юмор часто переходят друг в друга и до неразличимости переплетаются в художественной практике, чему способствует не только наличие общих элементов, общность функций, но и общая интеллектуалистическая природа этих двух методов художественного дискредитирования: игра со смысловыми контрастами, противопоставление логически противоположных понятий требуют четкости мысли в процессе своего создания и к ней же апеллируют в процессе читательского восприятия.

Ведя к дискредитированию явления, т. е. выражая акт оценки, юмор лишь подсказывает эту оценку при помощи группировки фактов, заставляет факты говорить за себя, — ирония же высказывает оценку, передает в интонации отношение говорящего.

Ирония не только подчеркивает недостатки , т. е. служит целям дискредитирования, но также обладает возможностью высмеивать, разоблачать неосновательные претензии, придавая самим этим претензиям иронический смысл, как бы заставляя высмеиваемое явление иронизировать само над собой.

Естественно поэтому, что с древних времен и до наших дней ирония выполняет по преимуществу полемическую функцию, служит одним из излюбленных средств в борьбе на идеологическом фронте.

В своем стилистическом осуществлении ирония пользуется целым рядом форм, охватывающих самый разнообразный по объему и характеру материал, — то локализирующихся в отдельном слове, то проникающих все произведение в целом.

Из форм, которыми пользуется ирония, самой распространенной и самой элементарной представляется антифраза — употребление слова в значении, прямо противоположном его обычному смыслу .

Например: Хорош, нечего сказать.

Контраст между данным и должным может быть еще больше подчеркнут при помощи гиперболы, доводящей иронически утверждаемое явление до в высшей степени преувеличенных, с целью большей выразительности, размеров.

Например: вместо того чтобы маленький предмет иронически назвать большим, его называют огромным, гигантским, колоссальным .

Все указанные только что формы иронии обладают тем общим признаком, что они основываются на особом словоупотреблении, касаются словесной семантики, построены на игре смыслов отдельных слов и выражений, т. е. дают ироническое называние предмета.

Однако называние предмета — лишь элементарнейший способ изображения, так сказать, минимальное изображение. Поэтому ирония может проявиться не только в словесном обозначении предмета, но и в характере его показа, даже при отсутствии иронического словоупотребления в обрисовке характера, в ситуации.

Например: слова Хлестакова о посланных за ним из департамента тридцати пяти тысячах курьеров произносятся им конечно не иронически, но вся ситуация, созданная этими словами, развертывается Гоголем как ироническая.

Простейший вид такой объективированной иронии заключается в инсценировке иронического суждения: она вкладывается в уста действующего лица и произносится им в своем первоначальном, прямом неироническом смысле, а ироническое отношение автора вытекает из всего контекста. Так построена ирония в приписываемой Пушкину эпиграмме:

Для того, чтобы объективироваться в ситуации, в обрисовке характера и т. п., ирония требует прежде всего объективации авторского отношения к изображаемому. Это авторское отношение, иронический тон может быть иногда с необходимостью выведен из сообщенных автором особенностей изображаемого, не допускающих иного толкования, кроме иронического. Сообщенные Гоголем сведения не допускают никакой другой трактовки, кроме иронической, по отношению к рассказам Хлестакова об его петербургских успехах. Таким же способом подсказать ироническое отношение к явлению служат карикатура, гротеск и т. п.

В указанных приемах иронической стилизации можно обнаружить уже зачатки пародии. Не только эпизодическое пародирование стиля, но и пародия как литературный жанр может целиком выполнять ироническую функцию.

Характерно, что эпохи расцвета иронии совпадают с эпохами расцвета пародии — дискредитирование изжившей себя классовой идеологии совпадает с деканонизацией изживших себя форм классового искусства.

Определяемая в социально-художественной своей целеустремленности тенденцией дискредитировать — разоблачить и изобличить изображаемое явление и осуществляя ее через приведение к абсурду, подчеркивание нелепости, игру противоречиями и несуразностями, ирония, естественно, находит особенно широкое применение в двух жанрах:

1. сатире, — жанре, использующем прием иронического дискредитирования как один из самых острых приемов идеологической борьбы, и
2. комедии, использующей для создания комического положения, для возбуждения смеха заключенную в иронию игру противоречиями и несуразностями. Комбинирует изобличительные и комические возможности иронии в особенности так называемая комедия высокого стиля, иначе сатирическая комедия, а также комедия бытовая.

Виды смеха и их отличия

В нашем случае речь пойдёт о видах смеха вроде юмора, иронии, сатиры и т.п. Часто такие виды называют литературными, поскольку они произошли именно оттуда, но и в реальной жизни такие виды не исключены и пользуются огромной популярностью.

Виды смеха и их отличия описываются ниже каждый по отдельности, также к ним даются хорошие примеры, чтобы было понятно каждому. Представлены такие виды смеха, как: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск и др.

Ирония – улыбка над сложностями или недостатками, но добрая и не унижающая. Иными словами, тонкая насмешка над какой-либо проблемой, вызывающая улыбку. Но всё-таки ирония – это не к добру, поскольку антипод иронии – это радость и восхищение. Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. но всё же! Ирония – хоть это и злая насмешка, но всё-таки и она тоже конструктивна и мотивирует на успех.

Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами, злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления, например насмешка над технической неисправностью в кинотеатре, из-за чего сеанс показа пришлось завершить раньше времени. В более жёсткой форме – насмешка над катастрофой, в которой пострадали люди. Иногда сатира проявляется даже над гибелью людей… А вообще сатира – это любое унизительное обличение явлений при помощи различных неблагоприятных насмешек вроде: иронии, сарказма, пародии, гротеска и др. То есть сатирой можно называть и сарказм, и иронию и всё, что не к добру.

Сарказм – это когда язвительно говорят одно, а подразумевают другое. Обычно нашмешка или замечание над недостатком одного только человека, предмета человека или какого-либо явления, не имеющая никаких обид или сочувствия, действующая кому-либо специально на зло. Злая ирония, короче говоря. Предмет бессовестного и бессердечного человека. Как и сатира, сарказм – это едкая и издевательская насмешка.

Стоит человек на солнечной жаре уже 3 часа, а у него спрашивают, мол, не жарко ли тебе… – Нет, блин, замёрз!!

Кощунство – тот же самый сарказм, только в этом случае он идёт против церкви, божьей веры и всего святого. Вот, собственно, и всё. А примеры проводить не буду, иначе Бог меня накажет… :)

Кентавр – это тоже гротеск! :)

И напоследок насчёт иронии и сарказма. Есть у них общая черта: в обоих понятиях выражается антипод, но и отличия у них конечно же есть. Как обычно говорят, мол, сарказм – это злая ирония, а ирония – добрый сарказм! )))

  • Понятие иронии
  • Способы выражения в тексте
  • Отличие от сарказма
  • Основные виды и формы
  • В русской литературе
  • У зарубежных писателей Нового времени
  • Новейшее время
  • Примеры из произведений
  • Способ научиться писать иронично

Что такое ирония в литературе

Понятие иронии

Ирония для древних мудрецов

Ирония для древних мудрецов стала глотком свежего воздуха. Она помогла противостоять самовольству и ограниченности обыденного сознания личности, получила развитие в античных комедиях и литературе. Во времена Средневековья прием использовали в народной смеховой культуре, причем люди смеялись над собой. В эпоху Возрождения иронию использовали в народной и праздничной культуре. Не обходили ее вниманием королевские шуты, которым нравилось обсуждать пороки королей в завуалированной форме.

В период барокко иронисты научились сопоставлять несопоставимое, что было важно для дальнейшего развития направления. В XIX веке ирония с трудом выдержала натиск научно-технического прогресса. В литературе это выражалось вялостью и неестественностью, что стало следствием разрушения привычных основ и простых человеческих ценностей.

Итак, ирония в литературе — сатирический прием, с помощью которого писатель дает оценку высмеиваемому предмету. Это одна из форм отрицания, отличительным признаком которой выступает двойной смысл. Истина заключается не в высказывании, а в противоположном ему значении. Нередко осмеивается не только сущность объекта, но и его отдельные черты и особенности. В первом случае это имеет уничтожающее значение, а во втором — корректирующее, совершенствующее.

Способы выражения в тексте

Способы выражения в тексте

Художественные произведения, где представлено межличностное общение автора и публики, дополнены ремарками, кавычками, цитациями, курсивом. Выражать иронию могут и метафоры — выражения, передаваемые в переносном значении на основе сходства с каким-либо соотношением предметов, явлений. Распространены следующие типы выражения иронии:

    — иносказание, которое передает под маской поверхностного содержания глубокий смысл;
  • эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, богатая ироничными намеками;
  • аллюзия — употребление слова, цитаты или фразы в качестве намека на общеизвестный факт (хорошо там, где мы есть);
  • притча — назидательный рассказ в иносказательной форме;
  • цитация — смешение признаков косвенной и прямой речи;
  • перифраз — непрямое описание объекта путем выделения его определенного качества (ночное солнце — луна, голубая планета — Земля).

Отличие от сарказма

Ирония — это тонкая, скрытая насмешка в литературе, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. Сарказм — тоже насмешка, однако между этими понятиями есть разница. Цель сарказма — обидеть, унизить, причинить человеку боль. Он несет негатив и злость, подчеркивает превосходство над окружающими. С язвительным сарказмом следует быть осторожным при написании текстов или эссе. Лучше использовать легкую иронию и добрый юмор. Они конструктивны и мотивируют на успех.

Распознать сарказм можно по таким признакам, как язвительность и некоторая доля беспощадности. Людей, которые используют сарказм и иронию в повседневной жизни и переносят свои мысли на бумагу, не так много. Умение тонко высмеивать людские пороки и разные события — признак неординарного ума.

Примеры из литературных источников:

Основные виды и формы

В зависимости от контекста выделяют такие виды иронии: прикрытая и открытая. Прикрытую характеризует преобладание разума над чувствами. Она осмотрительна, придерживается узкого контекста и понятна немногим читателям. В произведениях с открытой иронией над разумом преобладают чувства. Здесь писатель не скрывает своей оценки, подвергает сомнению возможность исправления недостатков высмеиваемого объекта, иногда использует сарказм.

В литературе рассматривают следующие формы иронии:

Формы иронии

В русской литературе

Ирония используется там, где требуется изобразить персонажи и явления в юмористических или сатирических тонах. Особенно много узнать о ней можно при изучении русских литературных произведений XIX — начала XX века (стихи, басни, проза). Наглядные примеры:

Нередко ирония выполняет композиционную функцию, демонстрируя нелепость происходящего. Примеры — сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, проза М. А. Булгакова, лирика В. В. Маяковского.

У зарубежных писателей Нового времени

У авторов Нового времени (Ф. Кеведо, М, Сервантес) ирония была исходной позицией повествования, что на рубеже XVIII — XIX веков привело к формированию романтической иронии. Это направление противопоставляет реальному миру гибкий идеал — поэтический вымысел, в котором проигнорированы реальные события и связи. Оно является основой для творчества романтиков, которые воплощали свои литературные фантазии без ограничений.

Романтическую иронию неоднократно подвергали критике. Например, датский философ С. Кьеркегор трактовал ее с точки зрения отношения к личности и миру. Его критический взгляд поддержали экзистенциалисты (О.Ф. Больнов, К. Ясперс), которые отрицали любые истины, кроме субъективных знаний о жизни.

Новейшее время

Примеры из произведений

В своих произведениях писатели иронисты тонко и тактично насмехаются над персонажами и несуразными ситуациями. Они делают это естественно и легко, что дарит удовольствие от чтения и вызывает улыбку. Ирония (примеры из литературы):

Способ научиться писать иронично

Люди, которые обладают острым умом и тонким чутьем, легко приспосабливаются к миру и быстро завоевывают симпатии окружающих. Если этого дара нет, можно научиться иронизировать и даже попробовать самостоятельно написать юмористическое произведение. В этом помогут три важных правила:

Много читать, воспитывать эстетический вкус.

Применяя тропы, следует учитывать культурные традиции и менталитет страны, возраст и пол читательской аудитории. То, что смешно для одних, у других может вызвать скуку, недоумение и даже обиду.

Читайте также: