Язык древнерусского искусства доклад

Обновлено: 15.05.2024

Древнерусская культура находилась в общем русле европейской культуры и характеризовалась высоким уровнем развития, о чём свидетельствует множество фольклорных, письменных и материальных памятников, сохранившихся до наших дней. Это объясняется тем, что на том этапе социально-экономическое развитие Руси, её социальная структура в целом мало чем отличались от других стран Европы. Свою роль сыграла и христианизация, во многом определившая магистральное направление культурного развития.

Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён. Она также испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Культурный синтез достижений восточных славян и Византии способствовал созданию уникальной культуры Древней Руси.

Традиционность жизненного уклада средневекового человека определяла весь его жизненный путь. Уже при рождении он имел определённый сословный статус, изменить который у него возможности практически не было. Исходя из сословной принадлежности человек получал и профессию, даже не задумываясь о её смене в будущем. Мальчиков, родившихся в крестьянских семьях, уже с малых лет брали на полевые работы, приучая к тяжёлому повседневному труду. Девочек обучали ведению домашнего хозяйства. В то же время сын ремесленника перенимал у отца секреты его ремесла, а отпрыск боярина или дружинника с детства обучался ратному делу.

Традиционные семейные отношения на Руси исключали конфликты отцов и детей. Наоборот, каждое следующее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения и почтения к старшим, послушания родителям. Даже когда дети создавали собственные семьи, они перед совершением какого-либо важного поступка должны были обращаться за родительским благословением, что создавало прочную религиозно-нравственную основу взаимоотношений между поколениями. Именно на том этапе были заложены фундаментальные основы общинной психологии русского крестьянства, определившие его развитие на многие столетия вперёд.

Тем не менее, нельзя говорить о полном бесправии женщин на Руси. Они были наделены правом собственности: боярыни владели сёлами, крестьянки — своим приданым. Женщины могли требовать развода в случае, если уличат мужей в краже, пьянстве или насильственном принуждении к вступлению с ними в интимные отношения.

Многолетние наблюдения за окружающей природой привели к созданию народного календаря, имевшего неразрывную связь с сезонными работами крестьян: жатвой, посевом, сенокосом, сбором овощей и др. Эти же наблюдения стимулировали развитие народной медицины, основанной на знании о лекарственных свойствах многих трав и растений. Тем не менее, знание природы, бережное к ней отношение в большинстве случаев не спасало современников Древней Руси от последствий стихийных бедствий, голодных лет или эпидемий. Об архаичности их мышления свидетельствует и наличие огромного количества суеверий, не поддающихся рациональным объяснениям.

Письменность и летописание

Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.

Кирилл и Мефодий

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) — славянские просветители и проповедники христианства IX в., создатели славянской азбуки. Возведены в ранг святых как Православной, так и Римско-католической церковью.

Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.

О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.

В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.

Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.

Нестор

Литература

Архитектура

При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве. Городские и сельские жители обитали в полуземлянках с земляным полом или деревянных избах. Князья и бояре жили в теремах.

Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому вскоре после крещения Руси начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуне, и возведённая в 996 г. двадцатипятиглавая Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время монгольского нашествия.

Со временем древнерусская культура строительства стала всё больше отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.

Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор в Киеве — возведён в 1037 г., согласно преданию, на месте, где состоялся окончательный разгром печенегов. Он уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.

Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены также в годы княжения Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода (1050-е) и Полоцка, Спасо- Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Живопись

Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Богатым на сохранившиеся фрески оказался храм Святой Софии в Киеве. На них изображены дети Ярослава Мудрого, сценки бытового характера, княжеская охота. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.

Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Первым древнерусским иконописцем, имя которого сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров.

Алипий Печерский

Алипий Печерский (1065-1114) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Первый древнерусский живописец из названных по имени.

Фольклор

Важной составляющей древнерусской культуры являлся фольклор — устное народное творчество, отражавшее повседневный быт и разнообразные представления средневекового человека об окружающем мире. К фольклору относят обрядовые действия, характеризовавшие взаимоотношения человека с природой. Среди его жанров: песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович — богатыри, стоявшие на страже родной земли. В свадебных, застольных, похоронных песнях (плачах) отражены уклад и особенности жизни людей того времени. Фольклор являлся важным элементом передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Ремесло

Славилась Древняя Русь и своими ремёслами. По подсчётам историков, в домонгольский период ремесленниками было уже освоено свыше 60 различных специализаций. В домах горожан нередко располагались кожевенные, ювелирные, ткацкие и прочие мастерские. Во всей Европе пользовались спросом изделия русских кузнецов: замки, самозатачивающиеся ножи и др. Также ремесленники занимались литьём колоколов, изготовлением стекла. С середины X в. получило широкое распространение производство кирпича — плинфы, пользовалась популярностью многоцветная керамика, совершенствовалась обработка дерева и кожи. Славились древнерусские ремесленники и как высококлассные мастера по изготовлению оружия (мечи, сабли, копья) и доспехов (кольчуги, шлемы, щиты). В XII в. оружейники уже освоили производство арбалетов с гранёными стрелами.

Христианская культура и языческие традиции

Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. С принятием Русью христианства новая религия стала претендовать на изменение мировоззрения людей, восприятия окружающей действительности, а значит, и представления о красоте, эстетике, художественном творчестве. Тем не менее, оказав огромное воздействие на древнерусскую культуру, христианство всё же не смогло полностью искоренить её языческих истоков, которые органично вписывались в новую культурную реальность.

Ключевые даты

Основные понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите факторы, оказавшие, на ваш взгляд, наибольшее влияние на формирование культурного пространства Древней Руси.

Ответ. Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён, стоявших у истоков древнерусского государства. Она так же испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Большое значение имело принятие христианства.

Автором какого произведения древнерусской литературы является киевский князь Владимир Мономах?

Запишите термин, о котором идёт речь.

Художественное изображение, получаемое путём компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и прочих материалов.

Зрительный ряд: Слайдовая программа "Древнерусское искусство".

Музыкальное сопровождение: Бах - Сюита №3; Шуберт - Аве Мария; Альбиони - Адажио.

Основные понятия: Символ. Крест. Нимб. Голубь. Рыба. Агнец. Икона. Цвет. Святой преподобный иконописец Андрей Рублев. Икона "Троица".

Христианское искусство изначально было символичным. В период гонений на христиан молчаливость символа придавала искусству скрытность, делала его потаённым сокровищем. Разгадать тайну символа - значит стать причастным к великому и загадочному.

В одном из залов Третьяковской галереи находится икона "Успение Богоматери" (успение - усыпание, смерть).

Написана икона в XIV в. Феофаном Греком. Человеку, несведущему в древнерусской живописи, многое в этой иконе покажется непонятным.

Познакомьтесь с иконой. Какие вопросы у вас возникают?

Кто те люди, которые собрались вокруг ложа Богоматери?

Что за золотые круги над их головами?

Кого держит Христос на руках?

Вопросов возникает множество, и на них мы должны найти ответы.

Символы христианской культуры. Символы условно передают содержание основных положений (догматов) христианской религии.

Один из важнейших символов христианства - крест. Он венчает собой купол каждого христианского храма. Он является напоминанием христианину о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, принесенной для спасения (искупления) людей. С тех пор орудие смерти стало для христиан символом будущего воскресения и вечной жизни. Крест, установленный на христианской могиле, обозначает упование христиан на вечную жизнь в Царстве Небесном.

Вопрос о форме креста имеет важное значение для Русской православной церкви. Православная Церковь допускает использование восьмиконечного, шестиконечного и четырехконечного крестов.

Короткая верхняя поперечина обозначает дощечку с надписью: "Иисус Назарянин Царь Иудейский", прибитую над головой распятого Христа, а нижний (наклонный) брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины) - нераскаявшийся грешник, душа которого попала в ад. Считается, что крест Иисуса Христа был составлен из разных пород дерева: продольный брус - из кипариса, поперечный - из финикового дерева, подножие - из кедра, а дощечка с надписью - из масличного дерева.

Помимо восьмиконечного креста на русских православных храмах устанавливались четырехконечные кресты разнообразной формы: трилистника, якоря, а иногда и оба креста, совмещенные в одном. Крест в виде трилистника является символом Святой Троицы, а "якорный" крест с основанием в форме полумесяца символизирует надежду на спасение. Полумесяц означает евхаристическую чашу с Кровью Христа, стекающей с креста.

Христианский храм символизирует вселенную: мир земной и мир Небесный. Вместе с христианством Русь переняла у Византийцев крестово-купольную конструкцию храма.

Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида (полукруглая часть храма, где размещается алтарь) и верхняя часть стен - Святую землю (земной рай); купол - небо. Количество куполов имеет символический смысл. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе, три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять - как Христос и четыре евангелиста, тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов.

По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру горнему. Нартекс (помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм) или притвор, как его стали называть на Руси, где размещалась крестильная купель, должен напоминать о реке Иордан - месте Крещения Христа; пространство храма - видимое небо для верующих; алтарь - царство чистого духа.

Иконы изобразительными средствами рассказывают о содержании христианской веры.

Голубь. Одна из трех ипостасей (сущностей) Бога, это - Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Любимый символический знак римских катакомб - голубь с оливковой ветвью. Голубь - птица, часто упоминаемая в Священном писании. Она отличается чистотой, кротким характером. Иисус Христос заповедовал своим последователям: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.

Кроме того, голубь - символ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при крещении.

Голубь с оливковой ветвью - вечно живое учение, несущее человеку дух света и правды.

РЫБА. Символ рыбы, знаменующий самого Христа. Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

НИМБ. На иконах и фресках вокруг голов святых изображают сияющий круг - нимб, который символизирует святость, принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать с IV века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.

АГНЕЦ. В раннехристианском искусстве изображение Христа нередко заменял один из его символов, например, "агнец Божий". Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется е Нему как к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца Божьего.

На иконах до конца VII в. изображали Агнца, на которого указывает Иоанн Предтеча. Трулльский собор в 82-м правиле повелел писать "вместо ветхого Агнца" Христа в человеческом образе.

Мы спрашиваем себя, наконец, что делает в мире русская душа. Мы обращаемся к ее созданьям и открываем, что это одна из самых широких и простых душ мира, что она чает без корысти, созерцает сочувственно: людей - скорбно, природу - ясно, небо - радостно. (В. Щепкин)

1 Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл

2 Христианская религиозная культура является великим художественным наследием отечественной и мировой культуры Христианский символ условное обозначение духовных реальностей христианской веры. Крест древний знак обозначающий Бога, Всевышнего, Творца миров, самый простой и легко запоминающийся символ, обозначающий жизнь как всеобщую связь всего и вся. Ико́на в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания. Иконы изобразительными средствами рассказывают о содержании христианской веры. Голубь одна из трех ипостасей (сущностей) Бога, это - Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Голубь - птица, часто упоминаемая в Священном писании. Голубь с оливковой ветвью - вечно живое учение, несущее человеку дух света и правды. Нимб на иконах и фресках вокруг голов святых изображают сияющий круг - нимб, который символизирует святость, принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать с IV века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.

3 Рыба символ рыбы, знаменующий самого Христа. Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Агнец в раннехристианском искусстве изображение Христа нередко заменял один из его символов. Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется к Нему как к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца Божьего.

6 Казанская икона Божией Матери Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.

7 Онуфрий Великий Ону́фрий Вели́кий раннехристианский святой, египетский пустынник IV века. Почитается в лике преподобных в Православной (память 12 июня по юлианскому календарю)

8 Сергий Радонежский Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 (дата условная) 25 сентября 1392) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице- Сергиева лавра)

11 Повторим изученное Что такое христианский символ? Что такое икона? Какие иконы Вы знаете? Расскажите о значении известных символов христианского искусства. Что такое крест? Крест есть, как символ только в христианстве ? Почему на храмах разное количество куполов? Что вы узнали о Николае Чудотворце?

Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №1
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №2
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №3
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №4
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №5
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №6
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №7
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №8
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №9
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №10
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №11
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №12
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №13
Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №14

 Язык древнерусского искусства. Символы Христианской культуры

Слайд 1

 Разгадать тайну символа — значит стать причастным к великому и загадочному. Для того, чтобы понять смысл произведений православного искусства, надо знать язык ее образов и символов… Символ – знак какой либо идеи. Христианский символ – условное обозначение духовных реальностей христианской веры.

Слайд 2

Разгадать тайну символа — значит стать причастным к великому и загадочному. Для того, чтобы понять смысл произведений православного искусства, надо знать язык ее образов и символов… Символ – знак какой либо идеи. Христианский символ – условное обозначение духовных реальностей христианской веры.

 Один из важнейших символов христианства — крест. Он является напоминанием христианину о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, принесенной для спасения (искупления) людей. С тех пор орудие смерти стало для христиан символом будущего воскресения и вечной жизни. Крест, установленный на христианской могиле, обозначает упование христиан на вечную жизнь в Царстве Небесном. Он венчает собой купол каждого христианского храма

Слайд 3

Один из важнейших символов христианства — крест. Он является напоминанием христианину о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, принесенной для спасения (искупления) людей. С тех пор орудие смерти стало для христиан символом будущего воскресения и вечной жизни. Крест, установленный на христианской могиле, обозначает упование христиан на вечную жизнь в Царстве Небесном. Он венчает собой купол каждого христианского храма

 Считается, что крест Иисуса Христа был составлен из разных пород дерева: продольный брус — из кипариса, поперечный — из финикового дерева, подножие — из кедра, а дощечка с надписью — из масличного дерева. Короткая верхняя поперечина обозначает дощечку с надписью:

Слайд 4

Считается, что крест Иисуса Христа был составлен из разных пород дерева: продольный брус — из кипариса, поперечный — из финикового дерева, подножие — из кедра, а дощечка с надписью — из масличного дерева. Короткая верхняя поперечина обозначает дощечку с надписью: "Иисус Назарянин Царь Иудейский", прибитую над головой распятого Христа, а нижний (наклонный) брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины) - нераскаявшийся грешник, душа которого попала в ад.

Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №5

Слайд 5

 Христианский храм символизирует вселенную: мир земной и мир Небесный. Вместе с христианством Русь переняла у Византийцев крестово-купольную конструкцию храма.

Слайд 6

Христианский храм символизирует вселенную: мир земной и мир Небесный. Вместе с христианством Русь переняла у Византийцев крестово-купольную конструкцию храма.

Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №7

Слайд 7

 Икона Иконы своими изобразительными средствами рассказывают о содержании христианской веры.

Слайд 8

 Одна из трех ипостасей (сущностей) Бога, это - Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Любимый символический знак римских катакомб - голубь с оливковой ветвью (несущий учение). Голубь - птица, часто упоминаемая в Священном писании.

Слайд 10

Одна из трех ипостасей (сущностей) Бога, это - Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Любимый символический знак римских катакомб - голубь с оливковой ветвью (несущий учение). Голубь - птица, часто упоминаемая в Священном писании.

 Нимб. На иконах и фресках вокруг голов святых изображают сияющий круг - нимб, который символизирует святость, принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать с 4 века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.

Слайд 12

Нимб. На иконах и фресках вокруг голов святых изображают сияющий круг - нимб, который символизирует святость, принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать с 4 века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.

 Агнец. Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется к Нему как к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца Божьего.

Слайд 13

Агнец. Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется к Нему как к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца Божьего.

Язык древнерусского искусства. Символы христианской культуры, слайд №14

Слайд 14

Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.

Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.

Искусство Древней Руси. Височные кольца вятичей, XII век

Основные периоды искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.

Искусство Древней Руси. Софийский собор в Новгороде, XI век

Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.

Искусство Древней Руси. Золотые ворота в Киеве (современная реконструкция), XI век

После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.

Искусство Древней Руси. Икона святых Петра и Павла, XI век

Особенности искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:

Искусство Древней Руси. Ювелирные украшения из Вищинского клада, начало XIII века

Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).

Искусство Древней Руси. Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.

Искусство Древней Руси. Киевский Софийский собор, XI век

В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:

  • Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
  • Софийский собор в Великом Новгороде;
  • Успенский собор во Владимире;
  • Рождественский собор в Суздале;
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Искусство Древней Руси. Церковь Покрова на Нерли, XII век

Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.

Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.

Искусство Древней Руси. Збручский идол, X век

В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.

Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.

Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.

С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:

  • священных христианских текстов;
  • былинных сюжетов;
  • фольклорных народных произведений.

Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.

Искусство Древней Руси. Колты с изображениями птиц по сторонам древа жизни и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов XII век

Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.

Читайте также: