Язык древнерусского искусства доклад
Обновлено: 15.05.2024
Древнерусская культура находилась в общем русле европейской культуры и характеризовалась высоким уровнем развития, о чём свидетельствует множество фольклорных, письменных и материальных памятников, сохранившихся до наших дней. Это объясняется тем, что на том этапе социально-экономическое развитие Руси, её социальная структура в целом мало чем отличались от других стран Европы. Свою роль сыграла и христианизация, во многом определившая магистральное направление культурного развития.
Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён. Она также испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Культурный синтез достижений восточных славян и Византии способствовал созданию уникальной культуры Древней Руси.
Традиционность жизненного уклада средневекового человека определяла весь его жизненный путь. Уже при рождении он имел определённый сословный статус, изменить который у него возможности практически не было. Исходя из сословной принадлежности человек получал и профессию, даже не задумываясь о её смене в будущем. Мальчиков, родившихся в крестьянских семьях, уже с малых лет брали на полевые работы, приучая к тяжёлому повседневному труду. Девочек обучали ведению домашнего хозяйства. В то же время сын ремесленника перенимал у отца секреты его ремесла, а отпрыск боярина или дружинника с детства обучался ратному делу.
Традиционные семейные отношения на Руси исключали конфликты отцов и детей. Наоборот, каждое следующее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения и почтения к старшим, послушания родителям. Даже когда дети создавали собственные семьи, они перед совершением какого-либо важного поступка должны были обращаться за родительским благословением, что создавало прочную религиозно-нравственную основу взаимоотношений между поколениями. Именно на том этапе были заложены фундаментальные основы общинной психологии русского крестьянства, определившие его развитие на многие столетия вперёд.
Тем не менее, нельзя говорить о полном бесправии женщин на Руси. Они были наделены правом собственности: боярыни владели сёлами, крестьянки — своим приданым. Женщины могли требовать развода в случае, если уличат мужей в краже, пьянстве или насильственном принуждении к вступлению с ними в интимные отношения.
Многолетние наблюдения за окружающей природой привели к созданию народного календаря, имевшего неразрывную связь с сезонными работами крестьян: жатвой, посевом, сенокосом, сбором овощей и др. Эти же наблюдения стимулировали развитие народной медицины, основанной на знании о лекарственных свойствах многих трав и растений. Тем не менее, знание природы, бережное к ней отношение в большинстве случаев не спасало современников Древней Руси от последствий стихийных бедствий, голодных лет или эпидемий. Об архаичности их мышления свидетельствует и наличие огромного количества суеверий, не поддающихся рациональным объяснениям.
Письменность и летописание
Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.
Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) — славянские просветители и проповедники христианства IX в., создатели славянской азбуки. Возведены в ранг святых как Православной, так и Римско-католической церковью.
Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.
О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.
В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.
Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.
Литература
Архитектура
При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве. Городские и сельские жители обитали в полуземлянках с земляным полом или деревянных избах. Князья и бояре жили в теремах.
Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому вскоре после крещения Руси начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуне, и возведённая в 996 г. двадцатипятиглавая Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время монгольского нашествия.
Со временем древнерусская культура строительства стала всё больше отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.
Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор в Киеве — возведён в 1037 г., согласно преданию, на месте, где состоялся окончательный разгром печенегов. Он уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.
Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены также в годы княжения Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода (1050-е) и Полоцка, Спасо- Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.
Живопись
Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Богатым на сохранившиеся фрески оказался храм Святой Софии в Киеве. На них изображены дети Ярослава Мудрого, сценки бытового характера, княжеская охота. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.
Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Первым древнерусским иконописцем, имя которого сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров.
Алипий Печерский (1065-1114) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Первый древнерусский живописец из названных по имени.
Фольклор
Важной составляющей древнерусской культуры являлся фольклор — устное народное творчество, отражавшее повседневный быт и разнообразные представления средневекового человека об окружающем мире. К фольклору относят обрядовые действия, характеризовавшие взаимоотношения человека с природой. Среди его жанров: песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович — богатыри, стоявшие на страже родной земли. В свадебных, застольных, похоронных песнях (плачах) отражены уклад и особенности жизни людей того времени. Фольклор являлся важным элементом передачи жизненного опыта от поколения к поколению.
Ремесло
Славилась Древняя Русь и своими ремёслами. По подсчётам историков, в домонгольский период ремесленниками было уже освоено свыше 60 различных специализаций. В домах горожан нередко располагались кожевенные, ювелирные, ткацкие и прочие мастерские. Во всей Европе пользовались спросом изделия русских кузнецов: замки, самозатачивающиеся ножи и др. Также ремесленники занимались литьём колоколов, изготовлением стекла. С середины X в. получило широкое распространение производство кирпича — плинфы, пользовалась популярностью многоцветная керамика, совершенствовалась обработка дерева и кожи. Славились древнерусские ремесленники и как высококлассные мастера по изготовлению оружия (мечи, сабли, копья) и доспехов (кольчуги, шлемы, щиты). В XII в. оружейники уже освоили производство арбалетов с гранёными стрелами.
Христианская культура и языческие традиции
Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. С принятием Русью христианства новая религия стала претендовать на изменение мировоззрения людей, восприятия окружающей действительности, а значит, и представления о красоте, эстетике, художественном творчестве. Тем не менее, оказав огромное воздействие на древнерусскую культуру, христианство всё же не смогло полностью искоренить её языческих истоков, которые органично вписывались в новую культурную реальность.
Ключевые даты
Основные понятия
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Укажите факторы, оказавшие, на ваш взгляд, наибольшее влияние на формирование культурного пространства Древней Руси.
Ответ. Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён, стоявших у истоков древнерусского государства. Она так же испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Большое значение имело принятие христианства.
Автором какого произведения древнерусской литературы является киевский князь Владимир Мономах?
Запишите термин, о котором идёт речь.
Художественное изображение, получаемое путём компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и прочих материалов.
Зрительный ряд: Слайдовая программа "Древнерусское искусство".
Музыкальное сопровождение: Бах - Сюита №3; Шуберт - Аве Мария; Альбиони - Адажио.
Основные понятия: Символ. Крест. Нимб. Голубь. Рыба. Агнец. Икона. Цвет. Святой преподобный иконописец Андрей Рублев. Икона "Троица".
Христианское искусство изначально было символичным. В период гонений на христиан молчаливость символа придавала искусству скрытность, делала его потаённым сокровищем. Разгадать тайну символа - значит стать причастным к великому и загадочному.
В одном из залов Третьяковской галереи находится икона "Успение Богоматери" (успение - усыпание, смерть).
Написана икона в XIV в. Феофаном Греком. Человеку, несведущему в древнерусской живописи, многое в этой иконе покажется непонятным.
Познакомьтесь с иконой. Какие вопросы у вас возникают?
Кто те люди, которые собрались вокруг ложа Богоматери?
Что за золотые круги над их головами?
Кого держит Христос на руках?
Вопросов возникает множество, и на них мы должны найти ответы.
Символы христианской культуры. Символы условно передают содержание основных положений (догматов) христианской религии.
Один из важнейших символов христианства - крест. Он венчает собой купол каждого христианского храма. Он является напоминанием христианину о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, принесенной для спасения (искупления) людей. С тех пор орудие смерти стало для христиан символом будущего воскресения и вечной жизни. Крест, установленный на христианской могиле, обозначает упование христиан на вечную жизнь в Царстве Небесном.
Вопрос о форме креста имеет важное значение для Русской православной церкви. Православная Церковь допускает использование восьмиконечного, шестиконечного и четырехконечного крестов.
Короткая верхняя поперечина обозначает дощечку с надписью: "Иисус Назарянин Царь Иудейский", прибитую над головой распятого Христа, а нижний (наклонный) брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины) - нераскаявшийся грешник, душа которого попала в ад. Считается, что крест Иисуса Христа был составлен из разных пород дерева: продольный брус - из кипариса, поперечный - из финикового дерева, подножие - из кедра, а дощечка с надписью - из масличного дерева.
Помимо восьмиконечного креста на русских православных храмах устанавливались четырехконечные кресты разнообразной формы: трилистника, якоря, а иногда и оба креста, совмещенные в одном. Крест в виде трилистника является символом Святой Троицы, а "якорный" крест с основанием в форме полумесяца символизирует надежду на спасение. Полумесяц означает евхаристическую чашу с Кровью Христа, стекающей с креста.
Христианский храм символизирует вселенную: мир земной и мир Небесный. Вместе с христианством Русь переняла у Византийцев крестово-купольную конструкцию храма.
Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида (полукруглая часть храма, где размещается алтарь) и верхняя часть стен - Святую землю (земной рай); купол - небо. Количество куполов имеет символический смысл. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе, три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять - как Христос и четыре евангелиста, тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов.
По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру горнему. Нартекс (помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм) или притвор, как его стали называть на Руси, где размещалась крестильная купель, должен напоминать о реке Иордан - месте Крещения Христа; пространство храма - видимое небо для верующих; алтарь - царство чистого духа.
Иконы изобразительными средствами рассказывают о содержании христианской веры.
Голубь. Одна из трех ипостасей (сущностей) Бога, это - Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Любимый символический знак римских катакомб - голубь с оливковой ветвью. Голубь - птица, часто упоминаемая в Священном писании. Она отличается чистотой, кротким характером. Иисус Христос заповедовал своим последователям: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.
Кроме того, голубь - символ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при крещении.
Голубь с оливковой ветвью - вечно живое учение, несущее человеку дух света и правды.
РЫБА. Символ рыбы, знаменующий самого Христа. Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.
НИМБ. На иконах и фресках вокруг голов святых изображают сияющий круг - нимб, который символизирует святость, принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать с IV века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.
АГНЕЦ. В раннехристианском искусстве изображение Христа нередко заменял один из его символов, например, "агнец Божий". Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется е Нему как к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца Божьего.
На иконах до конца VII в. изображали Агнца, на которого указывает Иоанн Предтеча. Трулльский собор в 82-м правиле повелел писать "вместо ветхого Агнца" Христа в человеческом образе.
Мы спрашиваем себя, наконец, что делает в мире русская душа. Мы обращаемся к ее созданьям и открываем, что это одна из самых широких и простых душ мира, что она чает без корысти, созерцает сочувственно: людей - скорбно, природу - ясно, небо - радостно. (В. Щепкин)
1 Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл
2 Христианская религиозная культура является великим художественным наследием отечественной и мировой культуры Христианский символ условное обозначение духовных реальностей христианской веры. Крест древний знак обозначающий Бога, Всевышнего, Творца миров, самый простой и легко запоминающийся символ, обозначающий жизнь как всеобщую связь всего и вся. Ико́на в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания. Иконы изобразительными средствами рассказывают о содержании христианской веры. Голубь одна из трех ипостасей (сущностей) Бога, это - Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Голубь - птица, часто упоминаемая в Священном писании. Голубь с оливковой ветвью - вечно живое учение, несущее человеку дух света и правды. Нимб на иконах и фресках вокруг голов святых изображают сияющий круг - нимб, который символизирует святость, принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать с IV века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.
3 Рыба символ рыбы, знаменующий самого Христа. Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Агнец в раннехристианском искусстве изображение Христа нередко заменял один из его символов. Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется к Нему как к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца Божьего.
6 Казанская икона Божией Матери Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.
7 Онуфрий Великий Ону́фрий Вели́кий раннехристианский святой, египетский пустынник IV века. Почитается в лике преподобных в Православной (память 12 июня по юлианскому календарю)
8 Сергий Радонежский Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 (дата условная) 25 сентября 1392) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице- Сергиева лавра)
11 Повторим изученное Что такое христианский символ? Что такое икона? Какие иконы Вы знаете? Расскажите о значении известных символов христианского искусства. Что такое крест? Крест есть, как символ только в христианстве ? Почему на храмах разное количество куполов? Что вы узнали о Николае Чудотворце?
Слайд 1
Слайд 2
Разгадать тайну символа — значит стать причастным к великому и загадочному. Для того, чтобы понять смысл произведений православного искусства, надо знать язык ее образов и символов… Символ – знак какой либо идеи. Христианский символ – условное обозначение духовных реальностей христианской веры.
Слайд 3
Один из важнейших символов христианства — крест. Он является напоминанием христианину о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, принесенной для спасения (искупления) людей. С тех пор орудие смерти стало для христиан символом будущего воскресения и вечной жизни. Крест, установленный на христианской могиле, обозначает упование христиан на вечную жизнь в Царстве Небесном. Он венчает собой купол каждого христианского храма
Слайд 4
Считается, что крест Иисуса Христа был составлен из разных пород дерева: продольный брус — из кипариса, поперечный — из финикового дерева, подножие — из кедра, а дощечка с надписью — из масличного дерева. Короткая верхняя поперечина обозначает дощечку с надписью: "Иисус Назарянин Царь Иудейский", прибитую над головой распятого Христа, а нижний (наклонный) брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины) - нераскаявшийся грешник, душа которого попала в ад.
Слайд 5
Слайд 6
Христианский храм символизирует вселенную: мир земной и мир Небесный. Вместе с христианством Русь переняла у Византийцев крестово-купольную конструкцию храма.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 10
Одна из трех ипостасей (сущностей) Бога, это - Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Любимый символический знак римских катакомб - голубь с оливковой ветвью (несущий учение). Голубь - птица, часто упоминаемая в Священном писании.
Слайд 12
Нимб. На иконах и фресках вокруг голов святых изображают сияющий круг - нимб, который символизирует святость, принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать с 4 века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.
Слайд 13
Агнец. Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется к Нему как к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца Божьего.
Слайд 14
Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.
Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.
Основные периоды искусства Древней Руси
Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.
Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.
После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.
Особенности искусства Древней Руси
Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:
Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).
Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.
В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:
- Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
- Софийский собор в Великом Новгороде;
- Успенский собор во Владимире;
- Рождественский собор в Суздале;
- Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.
Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.
В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.
Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.
Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.
С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:
- священных христианских текстов;
- былинных сюжетов;
- фольклорных народных произведений.
Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.
Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.
Читайте также: