Выдающиеся педагогические опыты в обучении письменной речи доклад

Обновлено: 17.05.2024

Творческая письменная речь – особая деятельность, которая характеризуется наличием новых идей, новых образов, нового подхода к рассмотрению проблемы, с одной стороны, и наличием точных экспрессивных слов, разнообразных синтаксических конструкций и стилистических средств эмоционального воздействия, с другой. М. К. Алтухова

Рост требований, предъявляемых к обучению письменной речи сегодня в школе, большой потенциал творческой письменной речи для повышения уровня владения иноязычной речью, отсутствие разработанных в достаточном количестве систем упражнений для обучения творческой письменной речи определяют актуальность данного опыта. Изучением проблемы обучения творческой письменной речи занимались многие отечественные ученые: А. А. Алтухова, И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, К. А. Лазаренко, А. Р. Лурия, Т. В. Медведева, Е. И. Пассов, В своих работах они исследовали лингвистические и психологические особенности письменной речевой деятельности. Целью данного опыта явилось изучение особенностей обучения письму и творческой письменной речи на занятиях по иностранному языку.

Личностно-деятельностный подход предусматривает обучение, основанное на закономерностях процесса порождения письменной речи и учете психолингвистических особенностей письменной речи, учитывает интересы и желания учащихся, их индивидуально-психологические особенности, предусматривает речевую направленность.

Система упражнений в творческой письменной речи 1) Подготовительные упражнения а) лексико-грамматические упражнения б) упражнения в развитии навыков творческой письменной речи в) упражнения направленные на развитие творческих способностей

2) Условно-речевые упражнения а) языковые игры б) упражнения с опорой на текст - трансформационные - имитационные - подстановочные - комбинированные

3) Речевые упражнения а) упражнения в написании поздравительных открыток, писем личного характера в) упражнения в написании различных видов сочинений - сочинения-описания - сочинения-рассуждения - эссе

Уровень успеваемости учащихся 9 класса в написании творческих письменных работ на предэкспериментальном срезе

Уровень успеваемости учащихся 9 класса в написании творческих письменных работ в послеэкспериментальном срезе

Уровень успеваемости учащихся 10 класса в написании творческих письменных работ на предэкспериментальном срезе

Уровень успеваемости учащихся 10 класса в написании творческих письменных работ на послеэкспериментальном срезе

В ходе опыта доказано, что: – при развитии творческих способностей улучшается качество письменной речи; – процесс обучения иноязычной творческой письменной речи на основе личностно-деятельностного подхода является более эффективным, чем традиционный; – использование на уроке иностранного языка творческих письменных упражнений развивает коммуникативность и креативность учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение деловой письменной речи в коррекционной школе"

Коррекционная школа должна подготовить своих выпускников к практической жизни. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению деловому письму. Необходимость составлять различные деловые б.

Обобщение педагогического опыта: "Языковой портфолио как средство рефлексивного обучения иноязычной письменной речи."

Долгое время обучение иноязычной письменной речи в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как сре.


Использование творческих заданий при обучении письменной речи на английском языке в общеобразовательной школе

Данная работа рассматривает понятие письменной речи и творческих заданий для обучения письменной речи. Целью данной работы является проанализировать серию творческих заданий для обучения ан.

Методическая статья "Обучение творческой письменной речи на иностранном языке в современной школе".

В статье представлены описание и анализ обучения иностранной письменной речи на уроках немецкого языка, использование творческих заданий при обучении письменной речи.


Методика обучения творческой письменной речи учащихся 5 классов школ с углублённым изучением английского языка

Методика обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением английского языка по сути своей мало отличается от методик, используемых в средних школах. Здесь можно увидеть и фундаментальную (.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

В статье рассматриваются различные методы, приемы и подходы к обучению иноязычной письменной речи на старшем этапе. Обучение написанию творческих произведений обеспечивает коммуникативность в учебной.

В начальной школе полезно обучать детей литературному творчеству. Надо их научить не только читать, но и пользоваться письменной речью.

11.2. Обучение письменной речи

На это важное умение, к сожалению, не обращается достаточного внимания. Специальные исследования, проведенные В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ, показали, что наиболее успешно овладение письменной речью идет в условиях продуктивной (творческой) деятельности учащегося. При этом необходимо организовать деятельность учащихся как сотрудничество с учителем и другими учениками. Учитель активно включается в творческий процесс, выполняя наиболее трудные действия на пути получения продукта.

Авторы, разрабатывая методику обучения детей письменной речи в условиях творческого сотрудничества их с учителем, использовали опыт таких выдающихся педагогов, как Л. Толстой, М. Монтессори, С. Френе, В. Сухомлинский, Я. Корчак и др.

На основе проведенного исследования авторы выделили ряд важных методических принципов. Во-первых, использование не репродуктивной, а творческой деятельности, которая заканчивается получением продукта. Это означает, что предпочтение надо отдавать не диктанту, а сочинению. Во-вторых, сотрудничество между учениками и между учителем и учениками. При этом сотрудничество должно быть основано на уважении ребенка, доверии к нему, протекать в атмосфере непринужденности и раскованности, без чего творческой деятельности не может быть. В-третьих, необходимо создать условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности учащихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. В-четвертых, письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. В школе единство не соблюдается. В силу этого работа над словом выступает как не имеющая для ученика жизненного смысла.

М. Монтессори, создавая игровые ситуации, использовала письменную речь как средство общения: дети писали короткие тексты на карточках. Содержание текстов было весьма разнообразным, но соответствовало возрасту детей. Собеседники при этом были пространственно разделены, что и создавало естественность использования письменной речи. Так обеспечивалась мотивация детей, перед ними раскрывался смысл освоения нового средства общения.

Л.Н. Толстой, как известно, для развития письменной речи предлагал детям писать различные сочинения. При этом он подчеркивал, что темы этих сочинений должны быть серьезными. В процессе обучения Лев Николаевич брал вначале на себя наиболее трудные действия, и только постепенно дети научались самостоятельно и успешно пользоваться письменной речью для написания оригинальных сочинений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Зинатуллина Альбина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: Зинатуллина Альбина

Выполнила: Зинатуллина Альбина

Л. Н. Толстой решил проблему с помощью интересных тем для сочинения. необход.

Л. Н. Толстой решил проблему с помощью интересных тем для сочинения. необходимо предоставить ребенку большой выбор тем; они должны быть серьезными; следует заинтересовать самого учителя, который пишет вместе с учениками.

Для преодоления затруднений при письме Л. Н. Толстой использовал оригинальный.

Для преодоления затруднений при письме Л. Н. Толстой использовал оригинальный педагогический прием – реализацию отдельных операций, наиболее трудных для ребенка, или еще не сформированных, он брал на себя, работая по принципу раздельного действия. По мере овладения нужными операциями ребенок начинал писать тексты самостоятельно.

Дети в школе Л. Н. Толстого в атмосфере полной раскованности и непринужденно.

Дети в школе Л. Н. Толстого в атмосфере полной раскованности и непринужденности сочиняли совместно: предлагали факты, выдумывали события, отбирали из них подходящие, размещали их в канве повествования, писали.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 609 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.11.2019 326
  • PPTX 2 мбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зинатуллина Альбина Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.

1. Актуальность и перспективность опыта.

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием собственного интеллекта.
Одна из актуальных проблем формирования школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня владения навыками устной и письменной речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Моя задача - научить детей не только правильно говорить и грамотно писать, но и донести до них много нового о своей родине, научить понимать величие и красоту родной природы, чувств овать свою сопричастность к проблемам своей страны, республики, района, села и иметь страстное желание их решать.

Необходимо формировать у школьников прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся, вырабатывать у детей не только умение, но и потребность связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Концептуальность опыта.

Новизна и своеобразие опыта заключается в мотивировании учащихся на творческую и познавательную деятельность. Моя работа способствует речевому, интеллектуальному нравственному развитию учащихся на уроках русского языка и литературы, а также проявлению эмоциональности и воли ребёнка, повышению мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям, следовательно, формированию коммуникативной компетенции учащихся.

В своей работе использую разнообразные методы и формы; большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Знания ученики добывают сами в процессе работы на уроке, анализируя и рассуждая. Стремлюсь к новым эффективным формам и методам работы с учащимися.

3. Наличие теоретической базы.

Уроки языка и литературы для меня и моих учеников – поиск, диалог и совместный труд. Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является самой значимой задачей. Ведь именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс обучения продуктивным и привлекательным.

Каждый учитель формирует интерес к своему учебному предмету в значительной степени благодаря грамотной, творческой организации учебной деятельности, вызывающей у учеников положительные эмоции. В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся к изучению языка и литературы через использование информационных технологий, межпредметных связей, использование разных форм уроков.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся

В результате использования на уроках развития речи ИКТ , формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. Для лучшего понимания художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.

Мной разработаны поурочные планы – конспекты уроков, большое количество дидактического материала, презентации к урокам, тестовые задания, карточки с дифференцированными и индивидуальными заданиями, перфокарты. Широко использую таблицы, картины, рисунки.
Для подготовки к ГИА я использую КИМ, сама составляю тестовые задания.

Провожу следующие виды контрольных работ: тесты, контрольные диктанты, словарные диктанты, творческие диктанты, объяснительные диктанты, графические диктанты, предупредительные диктанты, письмо по памяти, комментируемое письмо.

При проведении контрольных диктантов обязательно включаю грамматические задания (полный синтаксический разбор предложения, морфемный разбор слова, словообразовательный разбор, фонетический разбор слова, лексический разбор, морфологический разбор).

Часто использую на уроках орфографические и синтаксические пятиминутки. Большой интерес у детей вызывают такие виды заданий, где надо найти ошибки в тексте. Эти задания развивают внимание учащихся, учат анализировать, делать выводы, объяснять правописание каждой найденной ошибки.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Работа в парах ребятам очень нравится. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

На уроках развития речи провожу изложения и сочинения. Учащиеся пишут мини - изложения, подробные изложения, выборочные, сжатые, контрольные, изложения с творческим заданием (с элементами сочинения); сочинения по картине, сочинения – рассуждения, описания, повествования, размышления, отзывы.

Уроки развития речи рассчитаны на развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, грамотности, (орфографической зоркости), совершенствование навыков по изучаемой теме, умение использовать знания в заданиях творческого характера.

Обязательно провожу анализ проверочных работ, который позволяет выявить ошибки в работе и организовать работу по их предупреждению и исправлению.

Большое внимание на уроках уделяю индивидуальной работе с детьми. На уроках литературы решаю задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, разучивание наизусть стихотворений, отрывков из текстов. Обращаю внимание на выразительность, правильность чтения текста, понимание смысла прочитанного, умение ответить на вопросы по содержанию и сформулировать их самим. Уделяю внимание заданиям на понимание темы, идеи, основной мысли текста. Веду работу по умению пересказывать текст подробно, выборочно, сжато, выделяя главное. Учу ставить проблемные вопросы и отвечать на них. Учу детей работать с текстом, составлять сравнительные характеристики, сопоставлять, анализировать. Добиваюсь, чтобы дети давали свою оценку изучаемому произведению. Обращаю

Внимание на решение задач нравственного воспитания учащихся, воспитания правовой культуры.

Провожу работу по теории литературы. После изучения творчества писателей провожу уроки – семинары, викторины, обобщающие уроки,. Также проводятся уроки внеклассного чтения. На примере литературных героев учу детей быть гуманными, милосердными, добрыми, честными, справедливыми, отзывчивыми, правдивыми.

И по русскому языку, и по литературе большое значение придаю закрепляющим и обобщающим урокам. При их проведении ставлю целью не только закрепление пройденного материала, но и систематизацию знаний, умений и навыков учащихся.

Я понимаю, что успешное обучение детей находится в прямой зависимости от тщательной подготовки учителя к уроку, от элементов творчества.

Постоянно работаю над повышением самообразования: анализирую, использую в своей работе новинки методической литературы, читаю методическую литературу, составляю тестовые задания, презентации, доклады.

4. Педагогическая идея.

Реализовывать свою проблему я начала с повышения эффективности уроков.

Стараюсь вести уроки на таком уровне, чтобы материал был доступен и понятен каждому ученику, был интересен и заставлял думать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

5. Результативность опыта.

Я убедилась, что работа по развитию речи на уроках русского языка и литературы дает высокие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Благодаря урокам развития речи закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают в ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.

Читайте также: