Выбери гласную в суффиксе причастия готов щий доклад от глагола

Обновлено: 05.07.2024

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

1. Правописание личных окончаний глаголов

· Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола.

· Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является

его личное окончание.

· Для этого следует поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и

посмотреть, какая гласная отчетливо слышится:

· Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол первого спряжения: плыть -

· Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол второго спряжения: лететь -

· Если глагол с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.

1. Глаголы-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,

2. Все глаголы, оканчивающиеся в начальной форме не на -ИТЬ (кроме глаголов ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ)

ЗАПОМНИТЬ: СЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ, ТAЯТЬ, ЛАЯТЬ, КАЯТЬСЯ, РЕЯТЬ, БЛЕЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАШЛЯТЬ, ЧУЯТЬ, НАДЕЯТЬСЯ (данные глаголы нередко ошибочно классифицируются как глаголы II спряжения, потому что при их произношении ять звучит как ить).

1. Глаголы, оканчивающиеся в начальной

форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ,

СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ - они относятся к I

2. Глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,

· Если мы определили, что глагол относится к I спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся гласные буквы Е, У, Ю:

I СПРЯЖЕНИЕ

3 лицо (он, она, оно) -ЕТ

· Если мы определили, что глагол относится ко II спряжению, в его безударных личных

окончаниях пишутся гласные буквы И, А, Я:

II СПРЯЖЕНИЕ

3 лицо (он, она, оно) -ИТ

v глагол КРИЧАТЬ имеет ударное окончание, в котором отчетливо слышится буква И (он кричИТ), следовательно, это глагол второго спряжения, в окончаниях которого пишутся гласные И, А.

v БОРОТЬСЯ - этот глагол с безударным личным окончанием (В 3-ем лице единственного числа неотчетливо слышится, какую гласную букву следует писать в его окончании: Е или И). Выбрать правильное написание позволит знание спряжения этого глагола.

Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по начальной

форме. Что делать? - бороться, оканчивается не на ИТЬ, не входит в число глаголов- исключений второго спряжения (ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ), поэтому этот глагол первого спряжения, в безударных личных окончаниях которого

пишутся гласные буквы Е, У, Ю : борешься, борется, боремся, боретесь, борются.

v Глагол КЛЕИТЬ - этот глагол с безударным личным окончанием (в 3-м лице единственного числа неотчетливо слышится, какую гласную букву следует писать в его окончании: Е или И). Выбрать правильное написание позволит знание спряжения этого глагола. Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по начальной форме. Что делать? - клеить, оканчивается на -ИТЬ. Поэтому этот глагол второго спряжения, в безударных личных окончаниях которого пишутся гласные буквы И, Я (вспомним слово-пароль для глаголов второго спряжения - ослика ИА): клеишь,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ правописание суффиксов причастий (задание 12_ЕГЭ).ppt

Правописание суффиксов причастий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Правописание суффиксов причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Классификация орфограмм суффиксов причастий, представляющих трудности для нап.

Классификация орфограмм суффиксов причастий, представляющих трудности для написания Правописание суффиксов причастий, зависящих от спряжения глаголов, от которых они образованы. Правописание перед суффиксами причастий прошедшего времени гласной, которая зависит от суффикса неопределенной формы глагола. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Выбор суффиксов причастий УЩ .ЮЩ.АЩ.ЯЩ .ЕМ.ИМ зависит от спряжения глагола За.

Выбор суффиксов причастий УЩ .ЮЩ.АЩ.ЯЩ .ЕМ.ИМ зависит от спряжения глагола Запомните: спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяем по неопределенной форме глагола. 2 спряжение И…, АТ, ЯТ1 спряжение Е…, УТ, ЮТ Все глаголы на ИТЬ 4 глагола на АТЬ 7 глаголов на ЕТЬБРИТЬ. СТЕЛИТЬ Плюс все остальные глаголы Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и еще дышать, смотретьБлеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, сеять, надеяться, реять, чаять, таять, хаять

Правило суффикс Пишите примеры УЩ, ЮЩ, ЕМ в причастиях, образованных от глаго.

Правило суффиксПишитепримеры УЩ, ЮЩ, ЕМв причастиях, образованных от глаголов 1 спряженияборЮщийся оберегаЕмый АЩ, ЯЩ, ИМ в причастиях, образованных от глаголов 2 спряженияклеИмый слышАщий

Алгоритм правописания суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола Шаг.

Алгоритм правописания суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ бОр…..щийся клЕ……мый Шаг 2: ВЫДЕЛЯЮ СУФФИКС Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ бороться 1 клеить 2 Шаг 3: ПИШУ УЩ.ЮЩ В ПРИЧАСТИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ 1 СПРЯЖЕНИЯ, И АЩ, ЯЩ – ОТ ГЛАГОЛОВ 2 СПРЯЖЕНИЯ борЮщийся клеИмый

1.1.Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте орфограмму.

1.1.Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте орфограмму. От некоторых глаголов можно образовать разные причастия. Красить, слышать, читать, видеть, сеять, лелеять, мучить, дарить, строить, зажигать, гнать. инфинитивС помощью суффиксов 1 спр -ущ- (-ющ-), 2спр -ащ- (-ящ)с помощью суффиксов 1 спр -ем-(-ом-), 2 спр -им- отправлЯть(1спр)отправля-Ющ-ийотправля-Ем-ый

1.2.Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание. Неж. щийс.

1.2.Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание. Неж. щийся на солнце, часто организу…мый, слыш. мый шорох, сыпл. щийся с потолка, подгоня. мые, ветром, терп. щий боль, изгоня…мый из общества, стел..щийся по земле, хлопоч. щая хозяйка, кле. щии карандаш, хвал. щий спектакль, мол. щий о пощаде, бор. щийся с пургой, шепч. щий на ухо, плач. щий малыш, знач. мое событие, слав. щийся делами, реж. щий инструмент, ла. щая свора, Объяснениеправописание слова красИть, 2 спр.красЯщий рекламы

1.3.Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Колыш..щийся.

1.3.Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Колыш..щийся на крыше, исследу..мый об(?)ект, ран..щий словом, грохоч..щий гру-зовик, та. щий на солнце, слабо дыш..щий, колебл. мый ветром, (не)навид..мый всеми, вполне ра(з/с)реша..мый. двига..мый жела-нием, дремл..щии на лекции, плохо вид..мый, завис..щий от отца, ма..щийся зубами, больно жал..щий, много знач..щий, всеми ува-жа..мый, сж..га..мый страст(?)ю, стро..щийся район, хол..щий жеребенка.

Ключ к 1.3. КолышУщийся (1спр) на крыше, исследуЕмый (1спр) объект, ранЯщий(2.

Ключ к 1.3. КолышУщийся (1спр) на крыше, исследуЕмый (1спр) объект, ранЯщий(2спр) словом, грохо-чУщий (1спр) грузовик, таЮщий (1спр) на солнце,слабо дышАщий(2спр),колеблЕмый (1спр) ветром, ненавидИмый(2спр, нет сл.без НЕ) все-ми, вполне разрешаЕмый(1спр),дремлЮщий (1спр) на лекции, плохо видИмый (2спр), зави-сЯщий(2спр) от отца, маЮщийся (1спр) зуба-ми,больно жалЯщий(2спр),много значАщий (2спр), всеми уважаЕмый (1спр), сЖИГаЕмый (1спр) страстью, строЯщийся (2спр) район, холЯщий(2спр) жеребенка.

1.4.Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя с.

1.4.Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Буд. щий по утрам, аккуратно бре..мый, кра-с..щий волосы, всеми совету..мый, стро-га..мые доски, редактиру..мый мной, пле-щ..щиеся ребятишки, ре..щие знамена, зна-ч..щийся в списках, поддержива..мый дру-гом,бел..щий стены, пол..щий грядки, се..мый весной, точ. щий косу, ра(с/з)ст..ла..мый на полу, незабыва. мое событие, кол. щий дрова, ро. щие канаву, едва замеча..мый, терп. щий бедствие.

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени –.

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени – ВШ - Шаг 1: Ставлю ударение стро…..вший та…..вший Шаг 2: выделяю суффикс ВШ Шаг 3:Образую инфинитив глагола и подчеркиваю гласную перед ТЬ строИть таЯть Шаг 4: Пишу слово с той же гласной перед вш , что и в инфинитиве строИвший таЯвший стро..- вш - ий та.. – вш - ий

Правописание гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, Ш (- .

Правописание гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, Ш (- ?гл-ВШ-,-Ш-) СуффиксПишитепримеры инфинитивпричастиеперед суффиксами ВШ,Ш ту же гласную, что и в инфинитиве глаголаслышАвший(слышАть), таЯвший (таЯть), видЕвший- видЕть, строИвший (строИть) А ВШ Ш Я Е И

Правописание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени НН (?гл-НН-.

Правописание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени НН (?гл-НН-(-Н-) СуффиксПишитепримеры инфинитивпричастиеперед суффиксами НН и Н ту же гласную, что и в инфинитиве глагола увенчАнный - увенчАть, увидЕнный – увидЕть, выменЯнный - выменЯть А Я ЕНН Н ИЕНН ЕНТолько гласная И меняется на ЕподпилЕнный - подпилИть

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий НН и Н Шаг 1: ВЫДЕЛЯЮ.

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий НН и Н Шаг 1: ВЫДЕЛЯЮ НН,Н Увенч.. – НН - ый Постро…- НН - ый Шаг 2: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ПОДЧЕРКИВАЮ ГЛАСНУЮ ПЕРЕД ТЬ увенчА- ть построИ -ть Шаг 3: Пишу слово с гласнОЙ А, Я, Е, как и в инфинитиве, перед суффиксом причастий НН или Н. . Гласная - И - в инфинитиве становится суффиксом -ЕН - или -ЕНН - в причастии увенчАнный построЕнный

2.1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно.

2.1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутреннее поле. Обид. вший друзей, наде. вшийся на чудо, кле. вший обои, полностью выздоров…вший, больно жал. вший, слабо слыш. вший, обе(з/с)сил..вший от голода, посе. вший подозрение, вид. вшая фильм, зате. вший ссору, та. вшии в сумке, ра(з/с)ка. вшийся во зле, рано с(о/а)стар…вшийся, (не)навид. вший ложь, ра(з/с)се. вший с(о/а)мнения, (не)ча. вший увидеть, ре. вший над крышей, леле. вший ребенка, забле. вший ягненок, опостыл. вшая работа. объяснениеправописание слова лелеЯ -тьлелеЯ-вш-ий

Представленный материал поможет ученикам подготовиться к заданию 12 ЕГЭ по теме "Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий", а также будет полезен учителям русского языка в старших классах. Опроный конспект основан на систематизации знаний программы школьного курса русского языка, состоит из:

1) Правил, собранных по теме задания

2) Опорных и вспомогательных схем

3) Алгоритма выполнения задания

4) Блока тренировочных заданий

5) Блока контрольных заданий

ВложениеРазмер
zadanie_12_ege.doc 149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тырина Ольга Дмитриевна ГБОУ СОШ № 241 Адмиралтейского района

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ, СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

  1. Правописание гласных в окончаниях глаголов
  2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  3. Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени
  4. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  5. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях прошедшего времени.

Написание зависит от спряжения глагола.
Чтобы определить спряжение глагола, ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)
Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы на -ИТЬ, КРОМЕ брить, стелить, зиждиться и все производные от них)
К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, КРОМЕ гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть и все производные от них.
В личных формах глаголы I спряжения имеют в окончаниях буквы У, Ю, Е.
В личных формах глаголы II спряжения имеют в окончаниях буквы И, А, Я.

- глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть изменяются по I спряжению: выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют .
- в неопределенной форме и прошедшем времени глаголов баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не следует путать с глаголом таить ), хаять, чаять, чуять пишется суффикс -ять, поэтому они изменяются по I спряжению: таешь (но: таи'шь от таи'ть ), тает, таем, таете, тают .
-от глагола мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат . Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать .
- глагол мерить и производные от него домерить, померить, замерить и др. - изменяются по II спряжению: мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят ; формы меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют образуются от просторечного глагола мерять и считаются нелитературными.
- у многих глаголов приставка вы- принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: выговорят - говорят ( выговорить - говорить ), выспишься - спишь ( выспаться - спать ), выстрижешь - стрижёшь ( выстричь - стричь ).

- глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, т. е. они имеют окончания I и II спряжений. Так, глагол хотеть в единственном числе изменяется по I спряжению ( хочешь, хочет ), а во множественном числе - по II (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут ( бегут ), в остальных -- окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите ; глагол брезжить имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа - брезжит (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа - брезжут (I спряжение).

  1. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

-ущ- (-ющ-) , если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор-ющ-ийся (борются), клокоч-ущ-ий (клокочут), колыш-ущ-ийся (колышутся), мел-ющ-ий (мелют), пол-ющ-ий (полют), стел-ющ-ийся (стелются), та-ющ-ий (тают).

-ащ- (-ящ-) , если причастия образованы от глаголов II спряжения: дыш-ащ-ий (дышат), жал-ящ-ий (жалят), завис-ящ-ий (зависят), кле-ящ-ий (клеят), мол-ящ-ий (молят), хвал-ящ-ий (хвалят).

Примечание: глаголы брезжить и зиждиться имеют причастия брезжущий и зиждущийся .
От глаголов мучить и мерить образуются две формы: мучащий, мерящий (нейтр.) и мучающий, меряющий (разг.)

  1. Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом -ть в инфинитиве): клеи-вш-ий (клеи-л, клеи-ть), лелеявший (лелеял, лелеять), надеявшийся (надеялся, надеяться) .

Примечание: причастия от глаголов типа обессилеть - обессилить отличаются гласными е , и перед суффиксом -вш-; ср.: обессилевший ('потерявший силы') и обессиливший ('лишивший кого-либо силы')

  1. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:

-ем- (реже -ом- ), если причастия образованы от глаголов I спряжения : организу-ем-ый (организуют), колебл-ем-ый (колеблют), проверя-ем-ый (проверяют), вед-ом-ый (ведут), влек-ом-ый (влекут), нес-ом-ый (несут);

-им- , если причастия образованы от глаголов II спряжения : вид-им-ый (видят), завис-им-ый (зависят), кле-им-ый (клеят), слыш-им-ый (слышат)
Примечание: причастие движимый образовано от устаревшего глагола движити .

  1. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях прошедшего времени.

В страдательных причастиях прошедшего времени пишется:

- анн(ый)/-янн(ый ) , если соответствующий глагол оканчивается в неопределенной форме на -ать/-ять : напис анн ый ← напис ать ; разве янн ый ← разве ять ; насто янн ый ← насто ять .

- енн(ый)/-ённ(ый) , если глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть , -ить , -ти (после согласной), -чь : вид енн ый ← вид еть ; застрел енн ый ← застрел ить ; спас ённ ый ← спас ти ; сбереж ённ ый ← сбере чь .

ковры для просушки развешаны [← развешать ] во дворе

продукты в магазине заблаговременно развешены [← развесить ]

обвешанные [← обвешать ] минами бойцы

обвешенные [← обвесить ] продавцом покупатели

замешанные [← замешать ] в преступлении взяточники

густо замешенное [← замесить ] тесто

много картин навешано [← навешать ] на стендах

дверь навешена [← навесить ]

расстрелянные [← расстрелять ] фашистами партизаны

подстреленные [← подстрелить ] охотником утки

пристрелянное [← пристрелять ] орудие

пристреленный [← пристрелить ] волк

выкачанная [← выкачать] из бака нефть

выкаченная [← выкатить] из подвала бочка.

Примечание: от глаголов мерять, мучать (разговорные формы) страдательные причастия прошедшего времени образуются с суффиксом -енн- : мер енн ый, муч енн ый (как от литературных форм мерить, мучить ) .

От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Спряжение глаголов

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Закончим с примерами из начала статьи:

  • клеЯщий, клеИмый;
  • стелЮщийся;
  • слышАщийся, слышИмый.

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Когда буква НЕ зависит от спряжения

Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

Цель уроков: ознакомление со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее. Работа по развитию речи: предупреждение ошибок в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок.

Повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов, окончаний прилагательных, причастий; переходность глаголов.

I. Индивидуальные задания.

К а р т о ч к а

(Записывается на доске, проверяется коллективно.)

Надписать сверху спряжение глаголов. Вставить гласные в окончания глаголов 3-го лица мн. ч. настоящего и будущего времени. Выделить окончания.

(Они) полощ..т, ре..т, кле..т, кол..т, выдержива..т, пол..т, чу..т, слуша..т, гон..тся, исправля..т, стро..т, ропщ..т, вылет..т, услыш..т, брезж..т, стел..т, дыш..т, бре..т, ве..т, исправ..т, пляш..т, вид..т, завис..т, гон..тся, леч..т, реша..т, проявля..т, расхвал..т, отвеча..т, вступа..т, раздел..т, укрепля..т, се..т, заправ..т, зате..т, дремл..т.

1. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание -ят.

1) Они увид..т, дыш..т, гон..тся, завис..т.

2) Они распил..т, слыш..т, скач..т, гре..т.

3) Они гон..тся, вылет..т, объяв..т, провер..т.

4) Они увид..т, услыш..т. слуша..т, дыш..т.

2. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание -ют.

1) Они стел..т, кле..т, бре..т, та..т.

2) Они стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т.

3) Они слуша..т, дремл..т, гоня..т, леле..т.

4) Они жал..т, кол..т, пол..т, вод..т.

II. Проверка домашнего задания.

У доски один ученик из домашнего упражнения выписывает слова, в которых надо было вставить пропущенные буквы в суффиксах и окончаниях; другой — слова с орфограммой в корне. (Обратить внимание на графическое объяснение орфограмм.) Третий выписывает причастные обороты с действительными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными); четвертый — причастные обороты со страдательными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными).

Опрос: как определить, перед нами действительное или страдательное причастие? Привести примеры. Как определить переходность и непереходность глаголов? Привести примеры.

III. Контрольный словарный диктант. (Диктуется сразу два слова — одно для учащихся первого варианта, другое — второго.)

I вариант II вариант

1. ресница черноволосый

2. продолговатый реальный

3. истинный выправка

4. величественный истинный

5. царственный великий

6. подлинный калитка

7. отразить приключение

8. возникать начинаться

9. рождаться появляться

10. могучий отразить

11. будьте представьте

12. преодолеть препятствие

13. бирюзовый парашют

14. присутствовать побагроветь

15. парашют гирлянда

16. калитка бирюзовый

17. как будто как-нибудь

18. правильный серебряный

19. препятствие каких-то

20. где-то подлинный

21. искусство искусный

22. исказить поразить

23. сразить копошиться

I V . Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение, графически объясняют постановку знаков препинания, дают его характеристику, определяют роль причастного оборота в предложении.

Покрытая морозною росою,

Шуршит в аллее под моей ногою.

— Какие средства выразительности использованы поэтом? Устно переделайте предложение, заменив причастный оборот придаточным предложением. Сравните, какое из предложений более яркое, динамичное. За счет чего? (Обращаем внимание школьников на то, то способность причастий передавать признак предмета по действию также является выразительным средством в художественном тексте.)

V . Орфографическая диктовка.

Учащиеся записывают примеры, объясняют графически написание безударных личных окончаний глаголов, определяют их переходность, вид.

Строят дом, борются за мир, лечат людей, сеют рожь, видят насквозь, тревожат людей, ненавидят ложь.

V I. Объяснение нового материала методом наблюдения на с. 42 учебника.

Вот как будет в итоге выглядеть таблица.

Вопросы, подводящие итог наблюдений.

1. От каких глаголов образуются действительные причастия? (От переходных и непереходных.)

2. От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?

Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени. Например: ( стро ить , II спр.) (§ 16).

Запись в словарь:

V II. Упражнения на закрепление материала.

Колющая лед; спеющая ягода; машущая крыльями; борющийся за первенство строящийся стадион; беспокоящаяся о здоровье сына мать; пишущий письмо; дремлющий в тиши; клеящиеся обои; виднеющиеся вдали; пенящиеся струи фонтана; чувствующий холод; лечащий врач; на тающем снегу; бушующего моря; колеблющиеся языки пламени; чинящие сети рыбаки; прекращающийся ливень; видящие во тьме; слышащие шум; плачущая девочка.

— Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов победить, прочитать, появиться, появляться ? Почему? (Все они совершенного вида, кроме глагола появляться , поэтому только от него можно образовать действительные причастия настоящего времени.)

Материал для индивидуальных карточек.

Графически объяснить выбор орфограммы в суффиксе причастий; расставить знаки препинания.

1. Хвал..щийся своими успехами; та..щий на солнце снег; реж..щий металл станок; числ..щиеся по списку ученики; колонны держ..щие балкон; беспоко..щаяся о здоровье ребенка мать; по обстоятельствам не завис..щим от нас; знач..щееся по списку количество книг; се..щий раздор между людьми; дежур..щий милиционер; огни маяч..щие во тьме; школьники готов..щие выступление; ветер колыш..щий тростник; косынка трепещ..щаяся на ветру; решение завис..щее от друзей; зверек меч..щийся от испуга; кле..щие игрушки дети; кол..щий дрова сосед.

2. Пограничники охраня..щие границы; пряч..щийся в кустах зверек; широко стел..щиеся растения; знамена ре..щие на ветру; плещ..щееся у ног море; дождь хлещ..щий в окна; бор..щиеся за независимость народы; колыш..щийся на волнах плот; птицы щебеч..щие под окном; пил..щий дрова дед; лепеч..щий малыш; щенок ла..щий на прохожих; кол..щая в боку боль; се..щий хлеб фермер; тяжело дыш..щий больной, плохо вид..щий старик; держ..щий знамя.

Домашнее задание: § 16; упр. 91, 93.

У р о к 26. Действительные причастия

Цель урока: познакомить учащихся с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени; отработка навыков написания гласных перед суффиксами причастий.

Работа по развитию речи: конструирование предложений с причастными оборотами; работа над правильным ударением в причастиях.

Повторение: написание глаголов в прошедшем времени.

I . Проверка домашнего упражнения методом самопроверки; через графопроектор проецируется выполненное учеником на пленке упражнение, остальные сверяют с написанным дома. Анализ ошибок.

II. Работа по карточкам.

Учащиеся должны списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы: объяснить графически условия выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий.

К а р т о ч к а № 1

Руб..щие лес, слыш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, держ..щий знамя, чуть плещ..щие волны, грохоч..щие автомобили, завис..щие от погоды, та..щий снег, рокоч..щая вдали.

К а р т о ч к а № 2

Грохоч..щие вдали, стро..щиеся на окраине, трепещ..щая в неводе рыба, расстила..щаяся перед путешественниками, хлопоч..щая у плиты хозяйка, слыш..щийся издали ропот, смотр..щие спектакль дети.

К а р т о ч к а № 3

Кол..щая лед машина, та..щий на солнце снег, реж..щий металл станок, се..щийся над горами дождь, стро..щийся дом, не завис..щие от нас обстоятельства, бор..щиеся за выход в финал, маш..щие крыльями птицы, колебл..щийся тростник, пен..щиеся волны, клокоч..щий водопад.

III. Подберите и запишите причастия, строение которых соответствует схемам:

1. (например: лежащего ).

2. (например: расстилающегося ).

Учащиеся должны составить с ними словосочетания, затем предложения, чтобы причастные обороты стояли до и после определяемого слова.

I V . Словарная диктовка.

Учащиеся записывают в два столбика глаголы, объясняя графически написание гласной перед суффиксом -л- прошедшего времени, оставляя место для третьего столбика, куда после объяснения нового материала (§ 17) записываются действительные причастия прошедшего времени. Запись будет выглядеть так:

Засеял поле, зависел от обстоятельств, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу, заклеил конверт.

Делается вывод: написание гласной в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- и в действительном причастии прошедшего времени не определяется спряжением глагола, а зависит от того, какая гласная стоит в неопределенной форме перед -ть .

V . Объяснение нового материала (§ 17).

Работа по составлению таблицы (см. уроки 24—25).

1. Упр. 95 (устно) выполняется под руководством учителя.

2. Запишите словосочетания, графически объяснив написание гласной перед суффиксом -вш- в действительных причастиях прошедшего времени.

Бесследно растаявшие тучи, слышавший шорох, правивший конями, обидевший ребенка, растаявший снег, увидевший паука, направивший пешехода, построивший дом, ужалившего девочку, лаявшей собаки, об оттаявшей земле, зависевший от обстоятельств, ненавидевший врагов, встретившийся с другом, рассеявший сомнения.

С двумя-тремя словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Домашнее задание: § 17; упр. 99; выписать в словарь и выучить слова из рамочек (с. 44, 46).

У р о к 27. Развитие речи. Изложение

Похожие документы:

Урок русского языка в 10 классе

. Урок русского языка в 10 классе Повторим орфографию Слитное, раздельное и дефисное написание слов Слайд Цель урока . земная, живуч. Изучайте русский язык! В нем былинное волшебство . вашему мнению, появились в русском языке в последние десятилетия? ( .

Урок русского языка в 5 классе (2)

Урок русского языка в 5 классе Графика. Алфавит. Лехнер Анна Валерьевна Цели урока: Обучающие: рассказать об истории . интерес к изучению русского языка. Оборудование: Компьютер Мультивидеопроектор Раздаточный материал. Ход урока: 1. Организационный .

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ . , КРАТКОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. ХОД УРОКА. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга . анализ текста Презентация 1 слайд. Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ .

Читайте также: