Вред компьютеров и гаджетов для школьников доклад

Обновлено: 04.07.2024

Компьютер с точки зрения влияния на здоровье человека: электромагнитное излучение, мерцание и яркость экрана, неправильное положение тела, влияние на эмоциональное состояние человека. Решение основных проблем взаимоотношения школьника и компьютера.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.05.2016
Размер файла 13,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Реферат по ОБЖ на тему:

Компьютер и его влияние на современного школьника

1. Компьютер с точки зрения влияния на здоровье человека

2. Современный школьник и компьютер

3. Польза и вред компьютера

4. Решение проблемы взаимоотношения школьника и компьютера

Цель моей работы - выяснить, почему компьютер может быть опасным для здоровья школьника. Найти оптимальное решение проблемы взаимоотношения современного школьника и компьютера.

1. Дать определение компьютера, как источника влияния на здоровье человека;

2. Узнать, почему в современном мире школьник больше нуждается в информационных технологиях;

3. Раскрыть положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на человека;

4. Найти варианты безопасного для здоровья школьника общения с компьютером.

1. Компьютер с точки зрения влияния на здоровье человека

Рассмотрим основные факторы влияния компьютера на здоровье человека:

1) каждый прибор, работающий на электроэнергии, излучает электромагнитное излучение, в том числе и компьютер;

2) слишком сильное мерцание и яркость экрана (монитора) компьютера;

3) неправильное положение при работе с компьютером;

4) компьютер является источником пагубного влияния на эмоциональное состояние человека.

Таким образом, компьютер излучает электромагнитное излучение, пагубно влияет на зрение, при работе с ним, человек часто принимает неправильное положение, а также компьютер портит психику человека.

2. Современный школьник и компьютер

компьютер здоровье школьник

Некоторые школьники используют компьютер как средство развлечения. Они играют в компьютерные игры (пагубное влияние на психику), злоупотребляют общением в социальных сетях и т. д..

Компьютер стал неотъемлемой частью жизни так и взрослого человека, так и школьника. В образовательных учреждениях всё чаще требуют писать доклады, рефераты, проекты и т. д.. Раньше для этого использовались бумажные носители информации, но компьютер значительно упрощает задачу. Также в школах стали появляться электронные учебники, интерактивные доски, цифровые лаборатории, электронные планшеты для рисования и т. п..

Таким образом, школьник не может полностью отказаться от общения с компьютером, даже если будет использовать бумажные носители информации, так как это будет отнимать очень много времени, потеряется оперативность, концентрация, а с помощью компьютера это можно сделать легко и быстро.

3. Польза и вред компьютера

Несомненно, компьютер даёт человеку возможность расширять его знания (конечно, при правильном использовании!). С помощью компьютера человек может получить сведения о любом предмете (причём очень точные), оказаться на любой точке планеты, совершать покупки не выходя из дома и т. д..

Но есть и отрицательная сторона влияния компьютера на человека (в частности на здоровье).

Как мы уже говорили, компьютер излучает электромагнитное излучение. Оно может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы и аномалии в процессе беременности и соответственно пагубное воздействие на плод. Также компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.

Из-за мерцания монитора компьютер оказывает очень высокое напряжение для глаз. Мышцы, которые фокусируют глаза на определённом предмете, очень устают. Чрезмерное увлечение компьютером оказывает негативное влияние на эти мышцы, и вскоре ухудшается зрение. Если не предпринимать мер, то человек ослепнет, и будет видеть, как через запотевшее стекло.

Неправильное положение при работе с компьютером также оказывает негативное влияние на здоровье. Может онеметь шея, появиться боль в плечах, пояснице, спине. Также покалывание в ногах, защемление нерва в запястном канале. Неправильное положение при работе с компьютером может быть признаком развития серьёзных заболеваний, таких как: остеохондроз, грыжи межпозвонковых дисков, сколиоз, лордоз, кифоз и т. д..

Помимо этого, компьютер является источником постоянного раздражения. Наверное, нет такого человека, у которого никогда не зависал бы компьютер, не было бы проблем с какими либо программами и т.д.. Не секрет, что общение с компьютером, а особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает, своеобразный, эмоциональный стресс. Вскоре появляется зависимость.

Как мы видим, вреда от компьютера гораздо больше, чем пользы. Поэтому постоянное общение с компьютером может привести к очень серьёзным, порой даже неизлечимым заболеваниям.

4. Решение проблемы взаимоотношения школьника и компьютера

Давайте рассмотрим некоторые правила работы за компьютером:

1) отрегулируйте стул таким образом, чтобы вы могли сидеть ровно, но комфортно;

2) ваша спина должна слегка опираться на спинку стула;

3) чтобы избежать излишнего напряжения плеч, шеи и поясницы, поднимите сиденье стула таким образом, чтобы ваши локти были согнуты под углом в 90 градусов, а запястья комфортно лежали на столешнице;

4) монитор и клавиатуру расположите прямо перед собой. При работе на клавиатуре, расположите ее так, чтобы она была прямо перед вами. При работе с цифрами, расположите клавиатуру так, чтобы панель цифр была перед вашей рабочей рукой. Ваш корпус должен располагаться на расстоянии 20 см. от клавиатуры;

5) ваши локти должны быть согнуты и удобно расположены на подлокотниках кресла или же на столешнице;

6) расположите компьютерную мышку таким образом, чтобы вы могли управлять ей, держа локоть согнутым и лежащим на подлокотнике кресла или столешнице. При этом ваше запястье должно быть расслаблено и направлено вперед. Для удобства вы можете подложить под него специальную эргономическую подушечку;

7) расположите предметы на своем рабочем столе так, чтобы вы могли дотянуться до нужных вещей, не разгибая локтя. Вещи, которые вы не используете, рекомендуется убрать со стола.

8) Распрямите ноги и удобно поставьте их на твердую поверхность (пол или специальную подставку), но не располагайте их согнутыми под стулом;

9) вытяните руку перед собой: если вы не можете дотянуться до верхнего края экрана кончиками пальцев, подвиньте его ближе к себе;

10) верхняя часть экрана должна располагаться на уровне ваших глаз. Если вы носите очки, то наклоните экран примерно под тем же углом, под которым вы обычно читаете книгу в очках;

11) подростку можно работать на компьютере не более 30 минут в день;

12) Каждые 7-10 минут необходимо делать перерывы, выполняя простейшие физические упражнения.

Таким образом, соблюдение этих правил может значительно уменьшить риск развития серьёзных заболеваний. Причём как раз школьнику удобнее всего соблюдать эти правила, так как он может ограничить свой доступ к компьютеру, нежели работник-экономист, программист и т. д., нужно только иметь способность к самовоспитанию.

Компьютер действительно является очень опасным для здоровья человека (в частности школьника). Благодаря соблюдению простейших правил безопасной работы за компьютером, школьнику доступна возможность уберечь себя от вредного воздействия компьютера и опасных заболеваний. Нужно только стремиться к этому.

Подобные документы

Факторы риска, которыми сопровождается влияние компьютера на организм человека. Вред: для зрения, для детей, иммунитета, мышц и костей, зависимость от виртуальной реальности. Условия, сводящие к минимуму пагубное влияние электромагнитного излучения.

реферат [37,2 K], добавлен 23.02.2011

Влияние компьютера на здоровье человека, основные аспекты длительной работы за компьютером. Ультрафиолетовое излучение, благоприятное влияние излучения на организм, воздействие ультрафиолета на кожу, на глаза м иммунную систему. Влияние шума на здоровье.

реферат [22,4 K], добавлен 20.03.2010

Виды электромагнитных излучений. Влияние излучений монитора компьютера и экрана телевизора на человека. Биологическое действие электромагнитных излучений на организм человека. Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером и телевизором.

реферат [161,4 K], добавлен 28.05.2012

Рассмотрение основных способов влияния компьютера на здоровье. Изучение последствий длительного сидячего положения, нагрузки на зрение, кисти рук и пальцы, влияния на нервную систему и психику. Воздействие пыли и грязи машины на организм человека.

презентация [893,6 K], добавлен 01.02.2015

Негативные факторы воздействия персонального компьютера на здоровье человека: излучение, проблемы, связанные с мышцами и суставами, компьютерный зрительный синдром, компьютерный стресс. Система взаимодействия человека, машины и окружающей среды.

презентация [67,8 K], добавлен 10.06.2011

Влияние персонального компьютера на здоровье человека. Классификация опасностей для человека при работе за компьютером Рекомендации по уменьшению вредного воздействия компьютера на человека. Уровень излучения мобильных телефонов и способы борьбы с ним.

контрольная работа [38,7 K], добавлен 24.02.2010

Вредные излучения при работе компьютера, ионизирующее (рентгеновское) и электромагнитное излучения, электростатическое поле. Причины специфического зрительного утомления у пользователей дисплеев. Синдром длительной статической нагрузки, его профилактика.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Влияние гаджетов на детей и подростков..docx

Доклад

Тема: Влияние гаджетов на детей и подростков.

Докладчик: учитель истории и обществознания Сопов А. И.

Влияние гаджетов на детей и подростков.

Что такое гаджет?

Плюсы использования гаджетов и ПК

Минусы использования гаджетов и ПК

Гаджеты и успеваемость

Гаджеты и Русский язык

Влияние на здоровье

Симптомы зависимости

Правила использования компьютеров и гаджетов детьми

Как предотвратить зависимость

Что такое гаджет?

Но так ли это на самом деле? Действительно ли гаджеты совершенствуют нашу жизнь? Конечно, в их использовании можно найти не только минусы, но и плюсы. Но для того, чтобы справедливо оценить влияние гаджетов, давайте рассмотрим все стороны.

Плюсы использования гаджетов и ПК

ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:

Развитие мелкой моторики. Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и тачскрином (сенсорным экраном) позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику. А слежение за движением компьютерной мыши на экране позволяет тренировать внимание малыша.

Обучение младших школьников. Происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, анализируя исходные данные, занимаясь поисковой и исследовательской активностью. Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т.д.

Возможность развиваться и совершенствоваться. Включить обучающую лекцию, просмотреть урок на ю-тубе, прочитать книгу можно везде и в любой момент. Это удобно для тех, кто по несколько часов в день тратит на дорогу или что еще хуже, постоянно застревает в пробках. Можно найти книгу, которой нет в библиотеке.

Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации. Наиболее активно данное умение формируется в подростковом возрасте. Обилие различных информационных сайтов ставит школьника перед необходимостью анализировать все получаемые сведения и отбирать из них достоверные. Помимо навыков поиска и фильтрации информации это развивает также способность к критическому мышлению.

Возможность зафиксировать определенный момент . Сфотографировать или снять на камеру. Сейчас все современные гаджеты снабжены встроенной фотокамерой. На самом деле это очень удобно;

Связь с одноклассниками и учителями. Очень хороши специальные блоги и группы в соцсетях, создаваемые для учеников определенного класса. Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения.

Выполнение заданий. Учитель может выдавать дистанционно задания ученикам и они их могут выполнять, как лично, так и совместно. Совместная подготовка проектов, рефератов и других заданий.

Минусы использования гаджетов и ПК

Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:

1. Уход от реальности. В современном мире людей окутывает такое множество страхов, внутренних комплексов и тревог, что они буквально не могут оставаться наедине с самим собой. Чувство страха заставляет их бежать от реальности, отвлекаясь с помощью гаджетов. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает заглушить свой внутренний голос и создать самому себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке;

2. Зависимость. Зависимость от использования гаджетов прослеживается у большинства их пользователей. Пролистнуть новостную ленту социальных сетей, просмотреть фотографии в Инстаграмме, поставить лайки, написать комментарии. Или же наоборот, выставить очередную фотографию себя любимого где-нибудь, а потом заходить через каждую минуту и смотреть, не появился ли к ней новый комментарий.

3. Жизнь в виртуальном мире . Пообщаться с друзьями не при личной встрече, а по скайпу. Перекинуться смс-ками , познакомиться на сайте знакомств. Поддерживать статус своей страницы в социальных сетях, редактировать новые и новые фотографии для своего профиля. Виртуальный мир полностью захватил все наше время.

4. Гонка за новинками. Создатели гаджетов извлекают из такого массового помешательства свою выгоду, выпуская все новые и новые модели. Более удобные, совершенные, функциональные. А стоят они совсем не дешево. Устаревшие модели выходят из моды, снимаются с продаж, а по телевизору нам показывают все преимущества новых технологий. И мы загораемся, тратим ценное время своей жизни ради того, чтобы на последние деньги купить более совершенный гаджет.

Гаджеты и успеваемость

Многие родители стараются как можно раньше приобрести для своего ребенка персональный компьютер, который, по их мнению, является первоочередным помощником в учебе. Однако ученые утверждают, что наличие дома компьютера оказывает отрицательный эффект на школьную успеваемость

В 2010-2015 гг. проведены исследования 150 тыс. школьников в возрасте от 10 до 14 лет, в которых изучали информацию о владельцах компьютеров и сравнивали годовые отметки по основным дисциплинам до и после покупки домашнего компьютера. В результате установлен умеренный, но вполне заметный отрицательный эффект, вызванный доступностью компьютера.

Причина такого положения объясняется тем, что в основном школьники компьютер используют для игровой и коммуникативной деятельности посредством Интернета, и лишь немногие используют его для поиска полезной информации.

Чрезмерное увлечение тинэйджеров гаджетами и глобальной сетью, безусловно, влияет на успеваемость. Гаджеты ухудшают внимательность учащихся и не позволяют им концентрироваться на том, что происходит на уроке, говорят эксперты. Таким образом, педагоги, психологи и исследователи во всем мире все чаще говорят о пагубном влиянии социальных сетей и Интернета в целом на сознание и успеваемость школьников.

Гаджеты и Русский язык

Влияние на здоровье

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Ученые и психологи отмечают:

во-первых , у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.

Во-вторых , постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

В-третьих , регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.

в-четвертых , постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к ухудшению кровоснабжения головного мозга, воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.

Симптомы зависимости

Специалисты выделяют следующие симптомы компьютерной, гаджет- или интернет-зависимости:

Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит)

Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером, зайти в Интернет и т.д.

Отсутствие других интересов, целей и стремлений – школьник забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройством

Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними

Возникновение проблем в школе (проблемы с поведением, прогулы, плохие отметки и т.д.)

Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройством

Конечно, у школьников настоящая зависимость от гаджетов формируется достаточно редко. Но если появился хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, то это уже является тревожным звоночком для родителей. В этом случае необходимо срочно отвлечь ребенка от пагубного воздействия ПК или гаджета.

Правила использования компьютеров и гаджетов детьми

Чтобы избежать ненужных проблем от слишком частого или неправильного использования ПК и гаджетов, необходимо помнить, что:

В раннем возрасте работа должна протекать под контролем родителей

Расстояние от глаз до дисплея устройства должно составлять 50-70 см

Яркость дисплея должна быть низкой

При использовании устройства локти ребенка не должны висеть – необходима опора

Под компьютерным столом рекомендуется установить подставку для ног, чтобы предотвратить негативное воздействие на них длительного сидения

При работе с устройством спина школьника должна быть прямой

Родителям стоит строго ограничивать время ребенка, которое он проводит за современными мультимедийными гаджетами. Необходимо больше акцентировать внимание ребят на подвижных играх, на времяпровождении на природе и занятиях спортом.

Стоит помнить, что ребенок не должен постоянно сидеть в виртуальном мире. Время на компьютер должно ограничиваться родителем и составлять в 6-8 лет – не более часа; в 9-16 лет – не более 2-3 часов в день для школьников. Этого времени достаточно, чтобы чадо не отстало в технических знаниях от сверстников, но и не сформировало у себя компьютерную зависимость. Также особое внимание стоит обратить на то, что конкретно делает ребенок на компьютере. Обращайте внимание на возрастные ограничения.

В особо сложных случая, когда ребенок ведет себя совсем неадекватно при запрете планшета лучше всего обратиться к помощи специалиста – детского психолога.

Как предотвратить зависимость

Для того чтобы увлечение устройством не переросло в настоящую тягу или для того чтобы скорректировать уже начавшуюся формироваться зависимость, необходимо:

Найти для ребенка другие интересы. Попробуйте увлечь его чем то не связанным с электронными устройствами. Это могут быть прогулки, катание на велосипеде, чтение книг, плетение из бисера и многое другое. Посмотрите, что вызывает у Вашего ребенка наибольший интерес и культивируйте это.

Стараться больше времени проводить с ребенком. Совместные прогулки, игры, беседы, обсуждения интересных вопросов (книг, фильмов, музыки, истории и т.д.) помогут ребенку не только избежать зависимости от гаджета, но и улучшат Ваши отношения, и позволят малышу почувствовать свою значимость.

Компьютеры и гаджеты – весьма полезные в обучении устройства. Однако они могут стать злом, если неправильно или слишком часто использовать их, если на них сосредоточены все интересы. Чтобы избежать этого, родителям необходимо больше внимания уделять детям и при необходимости контролировать использование устройств.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Влияние электронных гаджетов на здоровье детей и подростков




Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ходе анализа источников информации, результатов проведенного анкетного социологического опроса, визуального наблюдения за учащимися нашей школы, мы увидели, что гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Их используют дети и взрослые. И никто, практически, не задумывается о последствиях.

Мы считаем нашу тему исследования актуальной потому, что ученые, врачи, психологи, учителя и многие родители обеспокоены проблемой негативного влияния гаджетов на здоровье детей и подростков.

Эта проблема требует незамедлительной организации продуктивной работы по профилактике зависимости среди детей и подростков от электронных гаджетов. Ведь нам известно, что зависимость - это путь к нарушению физического, нравственного и психического здоровья.

Гипотеза: систематическое, нерегламентированное использование электронных гаджетов является одним из факторов ухудшения здоровья детей и подростков.

Цель: выявить и обосновать степень воздействия электронных гаджетов на здоровье детей и подростков и предложить пути решения этой проблемы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.

2. Провести классификацию используемых гаджетов.

4. Провести эксперименты с целью определения влияния электронных гаджетов на сердечно-сосудистую систему школьников.

5. Разработать рекомендации для учащихся и родителей по снижению неблагоприятного воздействия электронных гаджетов на здоровье детей и подростков.

7. Провести профилактические беседы среди учащихся своей параллели.

Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, метод формирования гипотезы, продуцирование идей; логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; математические: математические расчеты, статистические методы, метод визуализации данных; эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

Теоретическая часть

1.Что такое гаджеты

Средний вес типичных гаджетов не превышает 300 граммов, а размеры позволяют им умещаться в карманах одежды.

Примеры гаджетов: планшет, iPod, MP3-плеер, электронная книга, цифровой фотоаппарат, смартфон, коммуникатор, USB-гаджеты. [2].

Без гаджетов жить было бы не так интересно. Человечество постоянно стремится к новому и более совершенному, к тому, что могло бы облегчить ему жизнь, тем самым, двигая вперед новые технологии. Но на столько ли они безобидны мы и попробуем выяснить в рамках проекта.

2. Влияние гаджетов на здоровье детей и подростков

Ученые всего мира в настоящее время сильно заинтересованы изучением влияния гаджетов на здоровье людей и, в частности, детей и подростков.

Известно, что дети с самого раннего возраста приобщаются к использованию гаджетов. Цифровые технологии окружают детей с первых месяцев жизни. Иногда малыши знакомятся с гаджетами до того, как научатся говорить или держать карандаш. Согласно докладу Американской академии педиатрии 2016 года, в США большинство детей ежедневно пользуются смартфонами с двух лет. [4]. В России, например, к 10 годам 9 из 10 детей имеют собственный планшет или телефон либо оба устройства сразу. [5]. Похожей аналитики по Казахстану найти не удалось, но мы не на много отличаемся от России.

2.1. Влияние гаджетов на мозг детей

Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. Так, например, в 2018 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков. В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.

Исследование продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день.

Изменения коснулись внешнего участка мозга, отвечающего за обработку информации от пяти чувств. Обычно это происходит с человеком в зрелом возрасте. Причины и последствия изменений ещё предстоит определить. Также, согласно отчёту [6], дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами.

К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет. Группа американских ученых решила проверить действительно ли гаджеты влияют на мозг детей. Их исследования опирались не просто на статистические данные, но и на результаты магнитно-резонансной томографии (МРТ) - сканирование головного мозга. Полученные данные подтвердили, что гаджеты оказывают влияние на детский мозг.

Доктор Брэй провела MPT-исследования на другой группе детей и заметила, что чем больше ребенок проводит времени за использованием гаджетов, тем больше у него проявляются симптомы СДВГ (синдромы дефицита внимания и гиперактивности).

Таким образом, учёные экспериментально доказали негативное влияние электронных гаджетов на головной мозг детей.

2.2. Влияние гаджетов на слух

Каждый десятый пользователь плейеров, наушников со времени теряет слух и нуждается в слуховом аппарате, к такому выводу пришли специалисты научного комитета ЕС. Всё дело в особых волосковых клетках, которые расположены во внутреннем ухе. Эти клетки делятся на группы и каждая группа отвечает за преобразование звуков из внешней среды в импульсы, которые передаются в кору головного мозга. Если какая-то группа поражена, то человек перестаёт слышать шелест листьев, шепот, тихую мелодию и т.д. А поражаются клетки из-за превышения допустимого уровня шума. Средняя громкость обычного разговора около 60 децибел, а громкость музыки в наушниках почти в два раза выше. Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) утверждают, что воздействие шума такой силы даже на протяжении часа в день, способно стать причиной глухоты в ближайшие 2- 3 года [3].

2.3. Влияние гаджетов на зрение

Зрение человека, сформированное в течение длительной эволюции, в 21 веке оказалось мало приспособлено для работы с компьютерным изображением. Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отражённая. В результате нарушается перефокусировка взгляда с ближних предметов на дальние и обратно (аккомодация), значительно снижается острота зрения. Те, кто регулярно работает за компьютером, и при этом находит время по 5 часов день смотреть на экран гаджетов, через 10 лет могут потерять зрение вообще. При использовании гаджетов глаза детей напрягаются, перестают моргать, глазные яблоки пересыхают от недостатка смачивающих их при моргании жидкостей.

В результате у ребенка начинают болеть глаза, голова, он становится нервным, раздражительным, наблюдаются перепады настроения [3,4].

В век компьютеризации зрение казахстанских школьников катастрофически падает, и если не принять мер, то из сегодняшних учеников вырастет целое поколение молодых людей с офтальмологическими патологиями и высоким процентом инвалидности.

Статистика уже сейчас выглядит просто устрашающе - из 100 процентов детей с хорошим зрением, приходящих в первые классы, к выпускным классам лишь 20-30 процентов школьников сохраняют его. А у 70-80 процентов школьников наблюдаются различные нарушения зрительной системы и прежде всего близорукость [7]. В условиях дистанционного обучения во время карантина школьники по пол дня сидят у экраном компьютеров, планетов, сотовых телефонов. В офтальмологии даже появились новые диагнозы, вызванные пристрастием к компьютерам, планшетам и смартфонам, например, "компьютерный зрительный синдром".

Эта проблема характерна не только для Казахстана, но и для многих других стран мира. Близорукость, или миопия, вообще самое распространенное нарушение зрения на планете, которым сейчас страдает порядка одной четвертой населения. Поэтому использование гаджетов детьми должно быть дозировано.

3. Вред здоровью от сотового телефона

Ученые из Великобритании провели обследование полторы тысячи человек заболеванием рака мозга. Также были проверены 3500 здоровых людей, причем каждый десятый из них, пользовался сотовым телефоном более 10 лет. Исследователи пришли к выводу, разговаривать по мобильному телефону следует не более двух раз в день, иначе существует риск заработать через 5-10 лет опухоль головного мозга.

Воздействие сотовых телефонов исследовалось на моделях человека, которые имитировали строение его скелета и мягких тканей, тепло и

электрофизические параметры (теплоемкость и электропроводность, диэлектрическую проницаемость и др.).

На математических моделях изучалось воздействие целиком на тело и на отдельные органы, кровь и даже клетки.

• Выяснилось, что радиоизлучение способно изменять структуру белка у червя и вызывать сбои в работе сердца лягушки;

• Временно и незначительно повышать артериальное давление у человека, а также вызывать у него ощущения головокружения и сонливости;

• Ухудшать память у крыс, но в то же время улучшать интеллектуальные способности у человека. В общем, результаты часто были противоречивы. Ощутимого влияния на организм обнаружить не удалось, но не удалось доказать и обратное.

По словам ученых Российского центра электромагнитной безопасности, последствия до конца не ясны, но точно известно, что электромагнитные излучения влияют на головной мозг по нарастающей.

4. Экспериментальная часть.

Изучение влияния гаджетов на здоровье подростков

В течение января-февраля 2020 года нами было проведено единовременное статистическое наблюдение среди учащихся 3,7,8 классов нашей школы, которое проводилось в форме анкетного социологического опроса. Вопросы анкеты представлены в Приложении 1.

На основе результатов статистического наблюдения было установлено, что проблема влияния гаджетов на здоровье детей и подростков очень актуально. Всего было опрошено 21 человек. Из опрошенных школьников 19 отвечали на вопросы, а 2 человека сдали анкеты незаполненными.

Результаты анализа анкет:

И з диаграммы видно, что телефоны используются для разных целей практически одинаковым количеством детей (21,1%), затрачивая от 30 мин. до 3 часов в день, а 36,8% детей телефоны не используют.

Чаще всего телефоны используются детьми для игр (26,3%) и для просмотра видеороликов на YouTube и Like (21,1%).

В компьютерные игры с использованием гаджетов играют более половины опрошенных детей (52,8%).

На компьютерные игры одинаковое количество опрошенных детей затрачивают от 30 мин. до 5 и более часов в неделю. Только 15,8% из опрошенных детей не играют в компьютерные игры.

При использовании смартфонов дети испытывают самые разные недомогания: боль в глазах, слезливость, головные боли и головокружение и т.д. Некоторые плохо засыпают или, напротив, испытывают сонливость.

Таким образом, анкетирование показало, что основная масса детей и подростков используют гаджеты, не обращая внимание на неблагоприятное воздействие их на здоровье. В связи с этим необходимо проводить разъяснительную работу о необходимости правильного использования гаджетов. В первую очередь необходимо ограничить время, используемое на электронные игры.

4.2. Изучение влияния использования гаджетов на состояние сердечно – сосудистой системы школьников младших классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал "Польза и вред. Гаджеты для школьников" может быть использована классными руководителями для подготовки выступления на родительском собрании. Тема использования гаджетов современна и актуальна.

Польза или вред. Гаджеты для школьников.

Гаджеты и небольшие электронные устройства вошли в жизнь современного школьника. Смартфон, компьютер, планшет, плеер и электронная книга обладают полезными функциями, делающими жизнь комфортной. С их помощью ученики: находят информацию; общаются; держат связь с родителями; заполняют досуг.

Польза гаджетов для школьников очевидна, если ими правильно пользоваться. Рассмотрим, чем же гаджеты полезны в процессе обучения.

Гаджеты доступны в любое время. Если у ребенка возник вопрос, он сразу найдет ответ, используя поиск в Интернете.

Использование электронных обучающих программ увеличивает результативность обучения. Постоянное пользование гаджетами развивает логическое мышление, вырабатывает внимание, быстроту реакции, зрительное и слуховое восприятие.

Работа с мышкой, печатание на клавиатуре и сенсорном экране требует сноровки – происходит развитие мелкой моторики рук.

Пользуясь гаджетами, ребенок быстро адаптируется к цифровому миру и легко осваивает технологические новинки.

Но! Насколько часто нашим детям гаджеты помогают в учебе? Далеко не все дети их используют с пользой для своего образования.

Чаще и продуктивнее гаджеты служат для заполнения досуга ребенка.

В Интернете много развивающих игр, рассчитанных на разные возрастные группы. Они развивают память и интеллект, умение решать сложные задачи в несколько этапов и расширяют кругозор. Круг общения не имеет территориальных границ. Виртуальный собеседник может находиться в любой точке мира и говорить на любом языке. Школьник получает навыки устной и письменной речи родного и иностранного языка, и учится выстраивать коммуникацию.

Без посещения кинотеатра полезным времяпровождением становится просмотр мультиков и фильмов, виртуальные экскурсии по музеям, картинным галереям городов и стран.

При помощи гаджетов дети приобщаются к музыке, слушая произведения через наушники во время занятий спортом и выполнения домашних дел.

Кроме того, гаджеты помогают родителям в любое время и в любом месте быть на связи с ребенком, проконтролировать его занятия, напомнить о тренировке или дать поручение. Для родителей гаджеты становятся незаменимыми помощниками в обучении детей и организации их досуга. Дав детям в руки планшет, они спокойно занимаются своими делами.

Но при неправильном использовании вред гаджетов для школьников очевиден.

Использование гаджетов происходит постоянно и занимает до 8 часов в день. Повальное увлечение электронными игрушками среди детей вызывает обеспокоенность родителей, педагогов, психологов и врачей.

Зависимость от гаджетов у детей ведет к неспособности выпустить их из рук даже во время уроков или приема пищи. Лишенный общения с электронными игрушками, ребенок не знает, как и чем заняться и чувствует себя некомфортно.

Возникают психологические проблемы.

В гаджетах нет места для развития фантазии и творчества ребенка – там все уже придумано и запрограммировано. Нужно действовать по шаблону, многократно повторяя одни и те же действия. Школьник пассивно потребляет информацию, не принимает решений и не выстраивает ассоциации. Развитие навыков и способностей носит однобокий характер. Психологи говорят о клиповом мышлении, где запоминание поверхностно.

Появляются трудности в общении с друзьями, неумение наладить живой контакт и вступить в игру, потому что в реальную жизнь переносятся виртуальные принципы.

Эмоциональные переживания, вызываемые играми с захватывающим сюжетом, становятся источником стресса. Длительное общение с гаджетами вызывает агрессивность, истерики, из-за перевозбуждения нервной системы нарушается сон.

Тревогу вызывают и физиологические проблемы.

Основной нагрузке подвергаются глаза. Постоянное пользование экраном, особенно маленьким, нарушает фокусировку взгляда с ближних предметов на дальние и обратно, а также негативно влияет на зрение. Концентрация внимания на монитор снижает количество морганий, из-за этого слёзная пленка высыхает и появляется ощущение сухости. Врачи называют эту проблему синдромом сухого глаза.

Сидение за компьютером в неудобной статичной позе приводит к нарушению кровообращения в мышцах и искривлению позвоночника. Малоподвижный образ – причина гиподинамии, слабости мышечного тонуса и появления лишнего веса.

Влияние электромагнитных волн до конца не изучено, но установлено, что снижается работоспособность, ухудшается общее самочувствие подростков и появляются головные боли. Использование наушников ведет к проблемам со слухом.

Как же получить пользу и минимизировать вред.

Запретить школьникам гаджеты невозможно и бессмысленно. Чтобы они стали помощниками, а не вредителями, родители должны найти баланс.

-Контролируйте в соответствии с возрастом ребенка время нахождения за компьютером и другими устройствами, проявляя твёрдость, не поддаваясь на уговоры.

-Не перекладывайте на электронных нянек заботу о ребенке, находите время поиграть с ним, пообщаться, вовлечь в свою деятельность.

-Сочетайте компьютерные игры с настольными, ролевыми, рисованием, чтением, прогулками на свежем воздухе, кружками, секциями, общением со сверстниками и походами в театр.

-Покажите, что есть полезные функции гаджетов, научив печатать на принтере, фотографировать, снимать и монтировать видео.

-Направляйте использование смартфона как средство связи и поиска действительно нужной информации.

-Станьте для ребенка примером для подражания – контроль использования гаджетов начать с себя.

Врач офтальмолог А.Г. Бутько для снятия неизбежно возникающего при работе за компьютером напряжения в глазах, рекомендует делать перерыв младшим школьникам и подросткам через каждые 15 минут. Старшеклассникам – через каждые 30 минут. Для сохранения остроты зрения показан комплекс упражнений для глаз.

(попеременное чередование с ближних предметов на дальние, закрывание глаз; горизонтальные, вертикальные и вращательные движения глазами;

активные сжимания и разжимания глаз; частое моргание; сведение глаз к переносице0.

При работе с электронными устройствами вполне актуальны те же правила, что и при работе с бумажными носителями информации, книгами. Это размер шрифта - 4 мм, расстояние от глаз до экрана устройства – не менее 30 см под углом в 45 градусов, использование его в сидячем, а не лежачем положении, а так же работа в спокойном месте, а не, например, в транспорте.

Не дожидаясь проблем, сразу необходимо помочь ребенку выстроить правильные взаимоотношения с электронными друзьями. Никто из подрастающего поколения не сможет избежать сетей Всемирной паутины. А значит, надо учиться с ними правильно взаимодействовать!

Читайте также: