Врачевание в период разложения первобытного общества доклад

Обновлено: 01.05.2024

Эпоха матриархата характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. На этом этапе первобытнообщинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд женщины проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей обнаруживаются болезненные изменения костей, сросшиеся переломы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, периоститы, повреждения позвоночника. Некоторые инфекционные заболевания (например, малярия) были унаследованы человеком от его предков - человекообразных обезьян.

В III- II тысячелетии до н.э., с развитием и распространением пастушеского скотоводства материнский род уступил место отцовскому – патриархальному (патриархат). Отныне счет родства стал вестись по отцовской линии. Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины. В дальнейшем место родовой общины стала занимать сельская община. К этому же времени относятся два обстоятельства, имевшие не малое значение для развития медицины:

1. Возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды, что дало

возможность варить пищу и лечебные снадобья.

2. Использование самородных металлов (медь, олово, свинец, серебро, золо

то) и плавка их в тигле, из которых начинают делать хирургические инст-

Таким образом, характеризуя возникновение и становление медицинских знаний на ранних этапах первобытного строя следует выделить следующие черты:

1. Эмпирические (наблюдения, сравнения, сопоставления) знания о

лечебных свойствах растений.

2. Эмпирические знания о заболеваниях, связанных с растениями,

используемыми для питания.

3. Накопления эмпирических навыков по уходу за больными,

оказания помощи при родах иуходу за ребенком и роженицей..

4. Коллективный характер лечебной помощи, коллективный опыт

общины с преимущественным участием женщин, как первых врачева-

Развивалась инародная гигиена. Умение восстанавливать силы для труда, защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды, закрепленное в обычаях и ритуалах рода (племени), казалось разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д. Расширение площади расселения требовало принятие мер по защите от холода. Строились жилища, в центре которых располагался очаг, на возвышенности, обычно рядом с источником проточной воды. Важное гигиеническое значение имел появившийся у неандертальцев обряд погребения мертвых. Ранее существовал обычай оставлять труп умершего в жилище, что нередко приводило к вспышкам инфекционных заболеваний.

Заключение.

Таким образом, особенности врачебной помощи в период разложения до появления первых цивилизаций состояли в следующем:

1. Расширение показаний для применения лекарственных средств. Появление способов приготовления и длительного хранения лекарств.

2. Совершенствование медицинского инструментария.

3. Применение хирургических методов лечения (ампутации, помощь при ранениях, операции по родовспоможению, кастрация, трепанация).

4. Выделение профессиональных врачевателей.

5. Формирование лечебной магии на фоне эмпирических знаний и практических навыков.

6. Сочетание рациональных и иррациональных способов лечения.

1. Медицина – народная, традиционная, научная.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. Появилось на Земле около 3 тысяч лет назад. В ее основе лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение в котором переплетаются как эмпирический опыт народного врачевания данного этноса, так и традиционный опыт врачевания. Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и государственности. В отличие от народного врачевания носителями традиционной медицины являются профессионалы – люди, осознанно формировавшие элементы системы. Здесь многовековой опыт хранился в кругу посвященных, передавался от учителя к ученику. Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

Союз народной, традиционной и научной медицины открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и предупреждения болезней методами сообразными с природой и не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

Разложение первобытно-общинного строя началось в X-V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно.

Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения – патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии, (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе).

В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III-II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее – у критян, китайцев, майя и других народов.

В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.

К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.

В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно произведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки:

Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины-. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый; банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа.

Выздоровление наступило на одиннадцатый день.

В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.

Это обусловило появление профессиональных служителей культа (рис. 6). Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т. д. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.

Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным – практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели-знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке – куран-дёро, в некоторых районах Бразилии – паже, на западном побережье Африки – нгдмбо, в Центральной Африке – нганга, на севере Африки и в странах Востока – хаким, в Индии – вёдья и хаким, в Бангладеш – кобириз и т. д.

Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.

Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду). В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства и способы их применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни.

В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) ЯВИЛИСЬ одним из Истоков традиционной медицины последующих эпох и в конце концов – современной научной медицины. С другой стороны – иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом.

Разложение первобытно-общинного строя происходило с 10 по 5 тысячелетие до н.э., для этого периода было характерным зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств.

Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах:

* патриархата, когда общественное неравенство формировалось при ведущей роли мужчины

* матриархата, когда сохранялась ведущая роль женщины и материнско-родового культа.

Женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. Об этом свидетельствуют памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей. Археологи называют эти памятники “каменными бабами” (которые у славянских народов получили название “берегиня”, т.е. женщина, оберегающая здоровье рода).

В области врачевания в этот период произошли большие изменения:

* закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы

* расширялся круг лекарственных средств

* изготовлялись металлические инструменты для врачевания из меди,
бронзы и железа

* стала применяться ампутация конечностей

* развивалась лечебная помощь раненым во время войн

* совершенствовалось родовспоможение и даже производилось кесарево сечение.

Один известный путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, которая была успешно проведена в его присутствии в одном из племен Центральной Африки:

Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала банановым вином, а затем водой, оператор, издавший громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней ли
нии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся сгустки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких, хорошо отполированных гвоздиков, которые были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, приготовленная тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся массы в горшок. Поверх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа. Выздоровление наступило на 11-й день.

В период поздней родовой общины продолжала развиваться культовая практика, которая сложилась еще в эпоху расцвета первобытного общества: если раньше она не составляла секрета и простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый, то теперь, в связи с установлением классового неравенства и развитием верований ритуалы усложнились, круг лиц, способных их усвоить, резко сузился и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми членами общины. Таким образом, появились профессиональные служители культа, которые, наряду с совершением религиозных обрядов, занимались лечебной магией и врачеванием.

Нередко врачевание становилось их основным занятием и тогда служители культа превращались в народных врачевателей, которых называли знахарями.

Знахари прекрасно знали флору и фауну окружающей местности, незыблемо хранили законы и обычаи племени, передавали их по наследству. Они были тонкими психологами, артистами и даже фокусниками. Знахари прекрасно понимали своих соплеменников, а соплеменники безраздельно верили им. Пользуясь ловкостью рук, гипнозом и самовнушением, они полностью подчиняли себе суеверное сознание первобытных людей.

Все действия знахарей были направлены на “изгнание злого духа”, который якобы являлся причиной болезни. Работали знахари перед зрителями, среди которых скептиков не было, поэтому простейшими приемами быстро достигали нужных результатов. Они умело создавали атмосферу таинственности и страха. Для этого применялись устрашающие приемы (удары бубна, крики, своеобразная одежда). Иногда больных били, кололи иглами, трясли, не давали пищи и воды до тех пор, пока не изгонялся “злой дух”, вызвавший болезнь.

Особенно сильны были в приемах устрашения шаманы, которые для создания атмосферы страха не останавливались даже перед убийством. Они хранили

свои профессиональные навыки в строжайшей тайне много столетий. Считалось, что шаман обладает сверхъестественной силой, потому что иногда им удавалось достичь потрясающих результатов в лечении самых тяжелых заболеваний.

Подготовка знахарей велась индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или специально избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени, при этом большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки.

Выбор ученика в различных странах проводился по-разному. Например, в Африке мальчиков многократно заставляли до обморока дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним бросался в воду).

В Америке будущий знахарь должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и для этого готовился к своей профессии в отдалении от общины и в полной изоляции от соплеменников.

В Индии ученики с детства изучали природные лекарственные средства, способы их приготовления и применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить зло болезни.

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тыс. лет назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Сохраняются они и в настоящее время у племен аборигенов Австралии, Азии, Америки и островов Океании, а народные врачеватели в этих странах до сих пор используют наследие и опыт древней медицины.

Таким образом, первобытное врачевание возникло как результат тяжелой борьбы человека с могучей и непонятной природой. Оно не было примитивным для своего времени и явилось одним из истоков как традиционной медицины последующих эпох, так и современной научной медицины.

Врачевание. В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарствен­ных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инстру­менты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечеб­ная помощь раненым общинникам во время участившихся войн, стала приме­няться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В синполитеиных племенах описаны ритуальное обрезание во время инициа­ции, ампутации конечностей, и в редких случаях — кесарево сечение.

Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных слу­жителей культа. Сфераих деятельности включала: сохранение и передачу поло­жительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культо­вые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избран­ному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.

Разложение первобытнообщинного строя началось в X-V тыс. до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собствен­ности и частного хозяйства, классов и государств, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования.

4.2. Разложение пер­вобытного общества протекало в двух основных формах: 1) патриархата и 2) матриархата, которые развивались параллельно.

Патриархат был наиболее распространен и возникал там, где обществен­ное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобыт­нообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формиро­валось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. Традиционные признаки матриархата долгое время со­хранялись в крупных рабовладельческих государствах (древний Египет, Хет­тское царство), где на протяжении всейих истории имело место высокое поло­жение женщины, и престол передавался по женскойлинии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестреили дочери — женщине своего рода).

6. Контрольные вопросы:

1. Рассказать о становлении первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)?

2.Как происходило становление человека и человеческого общества?

3. Как формировалась праобщина ,расскажите о зачатках врачевания в этот период?

4. Рассказать о врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — X - V тыс. до н.э.)?

5 Как формировались общественные отношения и врачевание?

6. Рассказать о врачевание в период разложения первобытного общества (с X—V тыс. до н.э.)?

7. Подробно остановитесь на особенностях врачевания и врачевателях данного периода?

8. Что предшествовало развитию формы Матриархата? Подробно расскажите об этом.

9. Что такое Патриархат? Как вы полагает, какая форма наиболее ярко проявлялась в эпоху первобытнообщинного строя?

7. Тестовые задания по теме:

1. Операции, производимые в первобытнообщинном строе:

б) кесарево сечение

в) удаление катаракты

г) пластические операции

2. Средняя продолжительность жизни первобытных людей:

3. Первые хирурги первобытнообщинного строя:

4. Кто использовал муравьев при зашивании ран?

а) Аборигены Африки

в) Аборигены Бразилии

5. Для какой эпохи первобытного общества характерно появление врачевателей?

а) эпоха праобшины

б) эпоха первобытной общины

в) эпоха классообразования

г) эпоха матриархата

6. Как называется вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения?

7. Древнейшими людьми являются:

8. Врачевание в эпоху праобщины было:

г) осуществлялось специалистами

9. Временные границы эпохи зрелости первобытного общества:

а) 2 млн – 40 тыс. лет назад

б) 40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э.

в) 10 тыс. – 5 тыс. лет до н.э.

г) 200 тыс. – 40 тыс. лет назад

10. Наиболее древним из критериев человека является:

а) развитая кисть

в) высокоразвитый мозг

г) общественные отношения

Самостоятельная работа

Принять участие в обсуждении рефератов по теме занятия

УИРС

Подготовить реферат на тему: Исторические источники информации о врачевании.

Список литературы для подготовки к занятию

Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

Сорокина, Т.С.История медицины [Текст]: учебник для медицинских ВУЗов / Т.С.Сорокина.- М.: ПАИМС, 2004.-215 с

Дополнительные литературные источники.

Лисицин, Ю.П.История медицины [Текст]: учебник для медицинских ВУЗов /Ю.П.Лисицин. – М.: Медицина, 2004.- 270 с

Часть первая.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Читайте также: