Война как предмет философского анализа доклад

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность реферата определяется как проблемностью исторического этапа в развитии техногенной цивилизации в начале XXI века - война в Югославии, контртеррористическая операция в Чечне, обострение палестино-израильского кризиса, война в Ираке, так и проблемностью социально-психологического этапа в развитии самосознания человечества – конфликт Западной и Восточной культур, цивилизаций, мировоззрений.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

2.1 Толковый словарь В. Даля.

3. От физической к психологической войне. Эволюция форм войны в процессе развития цивилизации.

3.1 Физическая (первобытная) война.

3.2 Экономическая война.

3.3 Психологическая война.

4.Война и Мир – парадокс или диалектическое единство?

6.1 Частный характер войны

6.2 Преодоление рациональной установки в понимании природы войны

6.3 Немирный характер мира

6.4 Война против войны.

Что есть война? Какое место она занимает в истории Человечества и Человека. Каким образом в мировоззрении народов, наций, сообщностей homo sapiens представлена сила, толкающая к уничтожению себе подобных. Каковы корни этого феномена человечности. Именно человечности так как способность к войне черта ярко выделяющая человечество из спектра форм жизни на нашей планете но не противопоставляющего его им а скорее носящая парадоксальный характер – сочетающее в себе как древние инстинктивные проявления, так и сверх рациональные действия человека разумного.

  1. как возможна война применительно к человеческой природе, его естеству
  2. как возможно эволюционирование форм войны
  3. как она возможна для общности,
  4. как она возможна для государства, как представлена война в повседневности.

Актуальность реферата определяется как проблемностью исторического этапа в развитии техногенной цивилизации в начале XXI века - война в Югославии, контртеррористическая операция в Чечне, обострение палестино-израильского кризиса, война в Ираке, так и проблемностью социально-психологического этапа в развитии самосознания человечества – конфликт Западной и Восточной культур, цивилизаций, мировоззрений.

2.1 Толковый словарь В. Даля:

ВОЙНА ж. ( , воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная , когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего. междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собою оружием. сухопутная, морская, битва на материке, на море. подземная, подкопы разн. родов, при осаде, с той и с другой стороны. Малая , аванпостная служба, занятия и обязанности сторожевой части войска. Партизанская , действия отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки ему средств сообщены и подвоза. Народная , в которой весь народ принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие. Чернильная , перебранка на письме. Легко про слушать, да тяжело (страшно) ее видеть. Хорошо про слышать, да не дай Бог ее видеть. Хороша за горами, в мор намрутся, в налгутся, нахвастаются. да огнем не шути. Всякая от супостата, не от Бога. И я б шел на , да жаль покинуть жену. Собирались грибы на идти, из песни. Волки воют под жильем, к морозу или к . Воевать кого, что, с кем, кого; воеваться с кем, стар. и арх. идти на кого , идти с войском на бой, наступая или обороняясь, вести , ополчиться и ратовать оружием. Воевать народ, землю, государя, идти наступательно, для завоеваний. Воюют, так воруют, т. е. плутуют. Кто силен да богат, тому хорошо воевать. В доме то у них, словно Мамай воевал, велик беспорядок. Знал бы, так и не воевал бы. И еще бы воевал, да воевало потерял. И ратоваль, и воевал, да ничто взял. Воевать тебе на печи с тараканами. Нужда горюет, нужда воюет.

ВОЙНА - насильственное средство разрешения межгосударственных конфликтов. В итоге длительного исторического развития и трагического опыта двух мировых войн в настоящее время война осуждена и запрещена международным правом, что нашло свое отражение и в современном конституционном праве. Конституции некоторых государств, принятые после второй мировой войны, содержат так называемые мирные статьи, провозглашающие безоговорочный отказ от войны как средства государственной политики. Наиболее известна в этом плане статья 9 Конституции Японии 1947 г., гласящая, что японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации; право на ведение государством войны не признается. Однако отсутствие таких формул в ряде действующих конституций не означает, что страна не стоит на позициях отказа от войны как средства своей внешней политики. Так, Конституция РФ не предусматривает традиционного для многих зарубежных конституций и Конституции бывшего СССР института права объявления войны. Ни один высший государственный орган Российской Федерации, включая ее Президента, таким правом не наделен. Президент имеет лишь право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии ввести военное положение. Это означает, что Конституция исходит из возможности лишь оборонительной войны. Понимаемые таким образом вопросы войны и мира, обороны и безопасности Конституция РФ относит к исключительному ведению федерации. Россия не относится ни к одному государству как к своему противнику, уважает общепризнанные принципы международного права, содействует усилиям мирового сообщества по предотвращению войны. Война как силовой межгосударственный конфликт — редкое явление во второй половине XX в. Однако бедствием этого периода стали внутригосударственные, как правило межнациональные, конфликты.

3. От физической к психологической войне. Эволюция форм войны в процессе развития цивилизации.

3.1Физическая (первобытная) война.

Постепенно люди стали использовать подвернувшиеся палки и камни не только как орудие труда, но и как орудие убийства себе подобных. Несомненно, революционное значение имело изобретение дистанционных средств поражения противника — копья, пращи, лука. Это полностью перечеркнуло незыблемый постулат природы — побеждает сильнейший, так как слабый воин теперь мог на расстоянии поразить более сильного врага. Наступил эпохальный перелом. Наряду с состязанием в силе появилась необходимость в состязании ума.

Дальнейшее совершенствование орудий убийства и появление конницы, кораблей, пушек, самолетов, танков, ракет, атомных бомб, смертоносных газов, лучей и т.п. не изменило главных принципов первобытной войны — убить соперника, а уже после этого завладеть его ресурсами, оставшихся в живых обратить в рабство, поддерживая их численность, интеллект и физическое здоровье на уровне, необходимом завоевателю. Такая форма войны, которую логично назвать физической, господствовала тысячелетиями. Однако уже в древности в недрах ее начал зарождаться новый тип войны — войны экономической.

3.2 Экономическая война.

По мере эволюции интеллекта и возникновения государств люди постепенно стали осознавать, что истребление врагов не всегда выгодно. Выгоднее расставить незаметно экономические ловушки и капканы, сплести паутину экономической зависимости и, присосавшись к ресурсам противника, заставить его работать на себя.

Главный принцип экономической войны — это установление ростовщических экономических отношений, а в случае сопротивления — включение физических форм воздействия: государственного давления и вымогательства под угрозой оружия.

Возникновение неравных экономических отношений, как между отдельными людьми, так и между государствами, как и все в природе, имеет объективные причины. Одной из главных таких причин стал. технический прогресс. Существует наивное представление, что появление машин повысило производительность труда и высвободило человеку время для творчества. Вспомним, как в школе нас учили, что один комбайн заменяет труд сорока косцов. Это миф. Если машины освободили человека от рутинной работы, то почему одни процветают, а другие нищенствуют? Почему наряду с техническим прогрессом нарастает духовная деградация в развитых странах? Почему развитые и экономически благополучные страны захлебываются в потоке дикой преступности, убийств, психических заболеваний и наркомании? Ответ на эти вопросы есть.

Итак, один комбайн заменяет труд сорока косцов. Но на создание комбайна идет труд сорока одного человека. Если появится более совершенный комбайн, заменяющий труд 41 человека, то на создание его сложных механизмов понадобится уже 43 человека. Вспомните элементарный закон физики — любая машина всегда больше потребляет, чем производит, и что она нужна лишь для преобразования энергии или движения. Чем больше машин в технической цепочке, тем, естественно, ниже их КПД. В целом технически оснащенная экономика отдельного государства работает как двигатель внутреннего сгорания: она всегда больше потребляет, чем производит. Вечного двигателя не бывает.

По этой причине в любом индустриальном и постиндустриальном государстве возникает проблема внешней подпитки. Например, когда сорок человек создают комбайн (или компьютер — не имеет значения) в одной стране, а этот комбайн потом работает в другой стране, высвобождая там 40 ее жителей. При этом вторая страна платит только четверть стоимости комбайна, а чтобы в первой стране не возмущались, вторая страна организовывает из своих освободившихся граждан 2-3 человек, вооружает их за недоплаченные деньги производителей и усмиряет их же. Остальные из освободившихся от рутинного труда занимаются обустройством своей страны или пребывают в творческом безделье. Некоторые распространяют опыт неравных экономических отношений по всему миру под видом борцов за чистоту природы, защиты прав человека, ежей и т.п.


Таким образом, становится совершенно очевидным, почему индустриальные и постиндустриальные государства стремятся присоединиться к ресурсам других стран, запускают незаметно корни к чужому воздуху, воде, земле, интеллекту. Без этого индустрия существовать не может. Машины пожирают чужую землю, чтобы переработать ее для своих хозяев. Чтобы процесс этот был непрерывным, нужно устрашение доноров, а для этого и армия. Вот почему индустриализации всегда сопутствовала милитаризация. Индустриальное общество всегда гипертрофирует силовые, разведывательные, идеологические, психологические и т.п. структуры.

Из сказанного выше можно увидеть, что самодостаточного индустриального или постиндустриального государства быть не может. Механизация и автоматизация — не причина благосостояния, а его следствие.

Однако физическая и экономическая война имеют один крупный недостаток: рано или поздно они порождают организованное сопротивление. Не существуют такие военные силы, или экономические путы, которые могли бы удержать голодный разъяренный народ. Это подтверждает последовательный распад всех колониальных империй, основанных на силе и экономической зависимости.

По этой причине для сокрытия истинных механизмов своего богатства, его ростовщической сущности, экономически развитые страны вынуждены изобретать мифы о фантастической работоспособности своих народов, о гигантской производительности их труда. Это чушь. Нигде так тяжело и много не работают, как в экономически отсталых странах. Но не процветают. Значит, одного упорного труда мало для процветания.

Таким образом, техническая революция и увеличение числа машин потребовало дополнительных ресурсов и привело к их поиску за пределами страны. Это привело к колониальной экспансии и разделило мир на страны-потребители и страны-доноры. Экономические войны породили ростовщичество, которое необходимо скрывать. Сокрытие же причин процветания одних и нищеты других породило необходимость создания индустрии лжи. Появилась историческая необходимость нового типа войны — войны психологической.


Ученые говорят, что одна из наименее разработанных тем философии - война.

В большинстве работ, посвященных этой проблеме, авторы, как правило, не заходят дальше моральной оценки данного явления. В статье будет рассмотрена история изучения философии войны.

Актуальность темы

Еще древние философы говорили о том факте, что человечество большую часть своего существования находится в состоянии военного конфликта. В 19-м веке исследователи опубликовали статистику, подтверждающую изречения античных мудрецов. В качестве временного отрезка для изучения был выбран период, начиная с первого тысячелетия до нашей эры и заканчивая девятнадцатым веком от Рождества Христова.

Исследователи пришли к выводу, что за три тысячелетия истории только три с лишним сотни лет приходятся на мирное время. Говоря более точно, на каждый спокойный год выходит двенадцать лет вооруженных конфликтов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что около 90 % истории человечества прошли в атмосфере чрезвычайной обстановки.

война в истории философии

Позитивное и негативное видение проблемы

Война в истории философии оценивалась как положительно, так и отрицательно различными мыслителями. Так, Жан Жак Руссо, Махатма Ганди, Лев Николаевич Толстой, Николай Рерих и многие другие говорили об этом явлении как о величайшем пороке человечества. Эти мыслители утверждали, что война есть одна из самых бессмысленных и трагических событий в жизни людей.

Некоторые из них даже строили утопические концепции того, как можно преодолеть этот общественный недуг и жить в вечном мире и согласии. Другие мыслители, например Фридрих Ницше и Владимир Соловьев, утверждали, что поскольку война продолжается почти непрерывно с момента возникновения государственности и до сегодняшнего дня, то в ней, безусловно, есть определенный смысл.

Две разные точки зрения

Видный итальянский философ 20-го века Юлиус Эвола был склонен к видению войны в несколько романтизированном свете. Он строил свое учение на идее о том, что поскольку во время вооруженных конфликтов человек постоянно находится на грани жизни и смерти, то он пребывает в соприкосновении с духовным, нематериальным миром. По мнению этого автора, именно в такие минуты люди способны осознать смысл своего земного существования.

Русский философ и религиозный писатель Владимир Соловьев суть войны и философию ее тоже рассматривал через призму религии. Однако его мнение в корне отличалось от точки зрения его итальянского коллеги.

Он утверждал, что война, сама по себе, является негативным событием. Ее причина – природа человека, испорченная вследствие грехопадения первых людей. Однако случается она, как и все происходящее, по воле Божьей. Согласно этой точки зрения, смысл вооруженных конфликтов заключается в том, чтобы показать человечеству, как сильно оно погрязло в грехах. После такого осознания у каждого появляется возможность покаяться. Поэтому даже такое ужасное явление может послужить на пользу искренне верующим людям.

Философия войны по Толстому

философия истории война и мир

Автор говорит о том, что, по его мнению, тот смысл, который вкладывают мыслители в некоторые события, является видимым и надуманным. На самом же деле истинная суть вещей всегда остается скрытой от человеческого сознания. И только небесным силам дано видеть и знать всю реально взаимосвязь событий и явлений в истории человечества.

философия войны в романе

Подобного мнения он придерживается и относительно роли отдельных личностей в ходе мировой истории. По словам Льва Николаевича Толстого, то влияние на судьбы, которое переписывается отдельным политическим деятелем, является на самом деле чистой выдумкой ученых и политиков, которые таким образом стараются найти смысл некоторых событий и оправдать факт их существования.

Новый теоретик военного дела

Война 1812 года в философии вдохновила еще одного мыслителя на создание достаточно капитального труда про вооруженные конфликты и способы их ведения. Этим автором был австрийский офицер Фон Клаузевиц, который воевал на стороне России.

Карл фон Клаузевиц

Этот участник легендарных событий спустя два десятилетия после победы опубликовал свою книгу, содержащую новую методику ведения военных действий. Это произведение отличается своим простым и доступным языком.

Например, Фон Клаузевиц так осмысливает цель вступления страны в вооруженный конфликт: главное - подчинить противника своей воле. Писатель предлагает вести сражение до того момента, пока враг не будет целиком уничтожен, то есть государство - противник окажется полностью стертым с лица земли. Фон Клаузевиц говорит о том, что борьбу нужно вести не только на поле сражения, также необходимо уничтожать культурные ценности, существующие на неприятельской территории. По его мнению, такие действия приведут к полной деморализации войск противника.

Последователи теории

Год 1812 для философии войны стал знаковым, поскольку этот вооруженный конфликт вдохновил одного из самых известных теоретиков управления армией на создание труда, которым руководствовались многие европейские военачальники, и который стал программным во многих вузах соответствующего профиля во всем мире.

Именно такой беспощадной стратегии придерживались немецкие полководцы в Первую и Вторую мировые войны. Такая философия войны была нова для европейской мысли.

Во многом именно по этой причине многие западные государства оказались неспособными противостоять бесчеловечной агрессии немецких войск.

Философия войны до Клаузевица

Чтобы понять, какие радикально новые идеи содержались в книге австрийского офицера, следует проследить развитие философии войны с глубокой древности до нового времени.

Итак, самые первые силовые столкновения, которые случились в истории человечества, происходили по причине того, что один народ, испытывавший продовольственный кризис, стремился разграбить богатства, накопленные соседними странами. Как видно из этого тезиса, в этом походе не содержалось никакой политической подоплеки. Поэтому, как только воины армии-агрессора захватывали достаточное количество материальных благ, они немедленно покидали чужую страну, оставляя ее народ в покое.

Разделение сфер влияния

По мере появления и все большего развития мощных высокоцивилизованных государств, война перестала быть инструментом для добычи пропитания и приобрела новые, политические цели. Более сильные страны стремились подчинить своему влиянию мелкие и слабые. Победители, как правило, не хотели добиться ничего иного, кроме возможности собирать дань с проигравших.

Подобные вооруженные конфликты обычно не заканчивались полным уничтожением государства, потерпевшего поражение. Полководцы также не желали истребить какие-либо ценности, принадлежавшие противнику. Напротив, победившая сторона часто старалась зарекомендовать себя весьма развитой с точки зрения духовной жизни и эстетического воспитания ее граждан. Поэтому в древней Европе, как и во многих странах Востока, существовала традиция с почтением относиться к обычаям других народов. Известно, что великий монгольский полководец и правитель Чингисхан, покоривший себе большинство известных в то время государств земного шара, с большим почтением относился к религии и культуре покоренных территорий. Многие историки писали о том, что он нередко отмечал праздники, существовавшие в тех странах, которые должны были платить ему дань. Подобной внешней политики придерживались и потомки выдающегося правителя. Летописи свидетельствуют о том, что ханы Золотой Орды почти никогда не отдавали приказаний разрушать русские православные церкви. С большим уважением относились монголы к разного рода ремесленникам, искусно владевшим своей профессией.

Кодекс чести русских солдат

Таким образом, можно утверждать, что методика воздействия на врага всеми возможными способами, вплоть до его окончательного уничтожения полностью противоречила европейской военной культуре, сложившейся к 19-му веку. Рекомендации Фон Клаузевица не получили отклика и среди отечественных военных. Несмотря на то что эта книга была написана человеком, воевавшим на стороне России, мысли, высказанные в ней, вступали в резкое противоречие с христианской православной моралью и поэтому не были одобрены отечественным высшим командным составом.

В уставе, использовавшемся до конца 19-го столетия, было сказано о том, что воевать следует не для того, чтобы убивать, а с единственной целью - побеждать. Высокие моральные качества русских офицеров и солдат особенно ярко проявились, когда наша армия вошла в Париж, во время Отечественной Войны 1812 года.

В отличие от французов, которые, на пути к столице Российского государства грабили население, офицеры российской армии вели себя с подобающим достоинством даже на захваченной ими территории неприятеля. Известны случаи, когда они, отмечая свою победу во французских ресторанах, полностью расплачивались по счетам, а когда деньги заканчивались, то брали у заведений кредит. Французы в течение долгого времени вспоминали о щедрости и великодушии русских людей.

Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет

В отличие от некоторых западных конфессий, прежде всего протестантизма, а также и ряда восточных религий, например буддизма, русская православная церковь никогда не проповедовала абсолютный пацифизм. Многие выдающиеся воины в России прославлены в лике святых. Среди них можно называть таких выдающихся полководцев, как Александр Невский, Михаил Ушаков, и многих других.

Первый из названных был почитаем не только в царской России среди верующих людей, но и после Великой Октябрьской революции. Знаменитые слова этого государственного деятеля и полководца, послужившие названием этой главе, стали своеобразным девизом всей отечественной армии. Из этого можно сделать вывод о том, что на Руси всегда высоко ценились защитники родной земли.

Влияние православия

А это, в свою очередь, указывает на православную религию. Именно эта конфессия проповедует необходимость раскаяния в грехах для того, чтобы заслужить помилование у Всевышнего.

Поэтому, можно утверждать, что философия войны в нашей стране, опирается на те же самые принципы. Неслучайно в числе самых почитаемых святых на Руси всегда был Георгий Победоносец.

Георгий Победоносец

Этот праведный воин изображен и на металлических денежных знаках России - копейках.

Информационная война

В настоящее время значимость информационных технологий достигла небывалой силы. Социологи и политологи утверждают, что на данном этапе своего развития общество вступило в новую эпоху. Она в свою очередь пришла на смену так называемому индустриальному обществу. Важнейшей сферой деятельности человека в данный период является хранение и переработка информации.

Это обстоятельство повлияло на все стороны жизни. Неслучайно в новом образовательном стандарте Российской Федерации говорится о необходимости воспитания следующего поколения с учетом постоянно ускоряющего свои темпы технического прогресса. Поэтому и армия, с точки зрения философии современного периода должна иметь в своем арсенале и активно использовать все достижения науки и техники.

Сражения на другом уровне

Философия войны и значение ее в настоящее время легче всего проиллюстрировать на примере тех реформ, которые проводятся в оборонной сфере Соединенных Штатов Америки.

информационная война

В 1998 году он приобрел четкое общепринятое определение. Согласно ему, информационная война - это воздействие на противника с помощью различных каналов, по которым к нему поступают новые сведения о различных сторонах жизни.

Следуя подобной военной философии, нужно влиять на общественное сознание населения страны противника не только в момент боевых действий, но и в мирный период. Таким образом, граждане вражеской страны, сами о том не подозревая, будут постепенно приобретать мировоззрение, усваивать идеи, выгодные для государства-агрессора.

Также вооруженные силы могут воздействовать и на настроения, царящие на собственной территории. В некоторых случаях это требуется для поднятия боевого духа населения, привития патриотических чувств, и солидарности с политикой, проводящейся в данный момент. Примером могут быть американские операции в горных массивах Афганистана, с целью уничтожения Усамы бен Ладена и его сподвижников.

Известно, что эти действия проводились исключительно в ночное время. С точки зрения военной науки этому дать логического объяснения нельзя. Такие операции было бы намного удобнее осуществлять в светлое время суток. В данном случае причина кроется не в особой стратегии ведения воздушных ударов по точкам, где предположительно располагаются боевики. Дело в том, что географическое расположение США и Афганистана таково, что когда в азиатской стране ночь, в Америке - день. Соответственно, прямые телевизионные трансляции с места событий могут увидеть гораздо больше телезрителей, если они будут транслироваться, когда подавляющее число людей бодрствует.

Причины войны

В этой главе будут рассмотрены причины войны, какими их видели различные мыслители от приверженцев языческой религии античности до теории войны Толстого. Самые древние греческие и римские представления о сущности межнациональных конфликтов были основаны на мифологическом мировоззрении человека того времени. Олимпийские боги, которым поклонялись жители этих стран, представлялись людям существами, не отличающимися от их самих ничем, кроме своего всемогущества.

Все страсти и грехи, присущие обычному смертному, не были чуждыми и для небожителей. Боги Олимпа нередко ссорились друг с другом, а эта вражда, согласно религиозному учению, приводила к столкновению разных народов. Существовали также и отдельные боги, целью которых было создание конфликтных ситуаций между разными странами и разжигание конфликтов. Одним из таких высших существ, покровительствовавших людям военного сословия и устраивавших многочисленные сражения, была Артемида.

Более поздние античные философы о войне придерживались более реалистических взглядов. Сократ и Платон говорили о ее причинах исходя из экономических и политических соображений. Поэтому же пути пошли Карл Маркс и Фридрих Энгельс. По их мнению, большинство вооруженных конфликтов в истории человечества произошли из-за разногласий между классами общества.

Например, известный российский философ, художник и общественный деятель Николай Рерих утверждал, что корень зла, порождающего вооруженные столкновения, является жестокость.

Николай Рерих

А она, в свою очередь, есть не что иное, как материализовавшееся невежество. Это качество человеческой личности можно описать как сумму незнания, бескультурья и сквернословия. А соответственно, для установления на земле вечного мира нужно преодолеть все перечисленные ниже пороки человечества. Невежественный человек, с точки зрения Рериха, не обладает способностью к творчеству. Поэтому, чтобы реализовать свою потенциальную энергию, он не создает, а стремится разрушить.

Мистический подход

В истории философии войны наряду с прочими существовали и концепции, которые отличались своим чрезмерным мистицизмом. Одним из авторов подобного учения был писатель, мыслитель и этнограф Карлос Кастанеда.

Христианская точка зрения

Здесь, в отличие от философии Рериха, говорится не об отдельных злодеяниях, а о греховности как таковой.

Человек не может без Божьей помощи избавиться от множества злодеяний, среди которых зависть, осуждение ближних, сквернословие, корыстолюбие и так далее. Именно это свойство души и лежит в основе мелких и крупных конфликтов между людьми.

Необходимо добавить, что та же самая причина кроется в основе появления законов, государств и так далее. Еще в глубокой древности, осознав свою греховность, люди стали бояться друг друга, а нередко и самих себя. Поэтому они изобрели инструмент защиты от неблаговидных поступков своих собратьев.

Однако, как уже говорилось в этой статье, защита собственной страны и себя от врагов в православии всегда рассматривалось как благодеяние, поскольку в данном случае такое применение силы воспринимается как борьба со злом. Бездействие в подобных ситуациях может быть приравнено ко греху.

Однако православие не склонно излишне идеализировать профессию военных. Так, один святой отец в письме к своему духовному ученику укоряет последнего за то, что его сын, имея способности к точным и гуманитарным наукам, выбрал для себя армейскую службу.

Также в православной религии священникам запрещено совмещать их служение церкви с военной карьерой.

Православным воинам и полководцам многие святые отцы рекомендовали совершать молитву перед началом битвы, а также по ее завершении.

Православные воины

Заключение

Данная статья была посвящена теме войны с точки зрения философии.

В ней представлена история обращения к этой проблеме, начиная с глубокой древности и до сегодняшнего времени. Рассмотрены точки зрения таких мыслителей, как Николай Рерих, Лев Николаевич Толстой и другие. Значительную часть материала занимает тема о романе "Война и мир" и философии войны 1812 года.


Вопрос философского осмысления войны, как одного из неотъемлемых качеств человеческого общества, имеет достаточно древнюю историю, однако как таковой полной и стройной системы рассмотрения войны с позиции именно философии нет. Так или иначе, вопрос войны в своих работах затрагивали многие философы, однако детальных попыток разработать полноценную систему практически не предпринималось. Во многом, в отличии к примеру от философии права или философии познания, военные действия за своим изменчивым внешним выражением, которое определяется прогрессом, буквально скрывают онтологические основы самой войны, которую можно рассматривать и сквозь призму этики и сквозь призму философской антропологии. В нижеприведенном кратком обзоре, мы сконцентрируем свое внимание на изменении принципов философии войны вплоть до современной эпохи.

Другой тип философии войны, имел место быть в США во Вторую Мировую, когда война подчинялась интересам капитализма, но была сильно зависима от мнения внутреннего электората, и его категорий ценностей. Так бессмысленная жестокость, которую проявили США, сбросив ядерные бомбы на два города Японии, в которых не находилось сил и армий противника, и бомбардировав Дрезден в 1944 году, вполне оправдывается с позиции философии военных действий, в которой во главу угла ставится политический эффект и интересы крупного капитала.

2. Ю.Эвола, Метафизика войны / Пер.с англ. — Тамбов, 2008. — 168 с.

4. Философия войны. А. А. Керсновский, Издательство Московской Патриархии — 2010.

5. Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1934.

Основные термины (генерируются автоматически): война, философия войны, PSYOP, информационная война, MISO, жизнь народов, информация, США, философская антропология, человеческий организм.

Похожие статьи

Современные информационные войны и политика. Обзор

Следовательно, информационная война — война нового типа, её объект — сознание людей.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, украинский конфликт, Европа, Украина, СМИ, США, Британия, Беларусь, ВВС, информация.

Информационно-сетевые войны как угроза информационной.

сеть, информация, Россия, США, война. Современные информационные войны и политика. Обзор. «Войны могут выигрываться на поле боя, а проигрываться в сознании людей.

Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн

Ключевые слова:информационные войны, информационная операция, украинский конфликт. 4. Война проходит посредством передачи информации.

США: от нейтралитета до вступления во Вторую мировую войну.

Эволюция войны как политического процесса | Статья в журнале.

Философия войны: история и современность | Статья в сборнике.

Информационная война в Интернете (на примере текстов. ) Так, поражение в холодной информационной войне стоило жизни такому государству, как Советский Союз.

Информационная война в социальных сетях | Статья в журнале.

Информационная война в социальных сетях. Автор: Могилевская Галина Исаевна.

Основные термины (генерируются автоматически): сеть, информация, Россия, США, война, современный человек, реальная связь, практическое отсутствие, большая мера, социальная сеть.

Информация в глобальном мире: особенности и перспективы

Важной особенностью глобального мира является обострение информационной войн.

Необходимо отметить, что каждый этап развития человеческого общества вызывает к жизни термины, обозначающие наиболее значимые для него явления.

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

Бердяев Н.А. Судьбы России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1918.

Конфликт в динамике противоречия мира и войны

Автор: Павленко Ива Александровна. Рубрика: Философия.

(изучение комплексного характера информационной войны) [5]. А также

Так и гражданское общество влияет на поведение народа в самоорганизационных процессах миротворчества и творения войны для.

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее.

Такие философские течения, как постмодерн, постмарксизм, гендерная философия

Мир стал другим — об этом говорят все средства передачи информации, явления природы и события в жизни социума

В период войны человек проявляет свои качества в полном мире.

Похожие статьи

Современные информационные войны и политика. Обзор

Следовательно, информационная война — война нового типа, её объект — сознание людей.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, украинский конфликт, Европа, Украина, СМИ, США, Британия, Беларусь, ВВС, информация.

Информационно-сетевые войны как угроза информационной.

сеть, информация, Россия, США, война. Современные информационные войны и политика. Обзор. «Войны могут выигрываться на поле боя, а проигрываться в сознании людей.

Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн

Ключевые слова:информационные войны, информационная операция, украинский конфликт. 4. Война проходит посредством передачи информации.

США: от нейтралитета до вступления во Вторую мировую войну.

Эволюция войны как политического процесса | Статья в журнале.

Философия войны: история и современность | Статья в сборнике.

Информационная война в Интернете (на примере текстов. ) Так, поражение в холодной информационной войне стоило жизни такому государству, как Советский Союз.

Информационная война в социальных сетях | Статья в журнале.

Информационная война в социальных сетях. Автор: Могилевская Галина Исаевна.

Основные термины (генерируются автоматически): сеть, информация, Россия, США, война, современный человек, реальная связь, практическое отсутствие, большая мера, социальная сеть.

Информация в глобальном мире: особенности и перспективы

Важной особенностью глобального мира является обострение информационной войн.

Необходимо отметить, что каждый этап развития человеческого общества вызывает к жизни термины, обозначающие наиболее значимые для него явления.

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

Бердяев Н.А. Судьбы России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1918.

Конфликт в динамике противоречия мира и войны

Автор: Павленко Ива Александровна. Рубрика: Философия.

(изучение комплексного характера информационной войны) [5]. А также

Так и гражданское общество влияет на поведение народа в самоорганизационных процессах миротворчества и творения войны для.

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее.

Такие философские течения, как постмодерн, постмарксизм, гендерная философия

Мир стал другим — об этом говорят все средства передачи информации, явления природы и события в жизни социума

В период войны человек проявляет свои качества в полном мире.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

XVIII региональная научно-практическая конференция

Исследовательская работа

Философия современной войны

Иктисанов Богдан Анатольевич

Хикматуллин Камиль Рустемович

Искакова Гульжиян Рафаэльевна

учитель истории и обществознания

высшей кв. категории

Глава 1. Развитие философии войны в истории человечества……………… 3

1. Войны Античности и Средневековья…………………………. 3

Глава 2. Философия войны в современности…………………………………4

Список использованной литературы……………………………. 8

Глава 1. Развитие философии войны в истории человечества

1.Войны Античности и Средневековья

Важно отметить, что греческое понимание войны было связано с разделением, с дихотомией войны на правильную и неправильную. я. Раздвоенность войны, с которой мы начали, была характерна и для философских представлений греков о войне, когда появляются образы правильной и справедливой войны у Аристотеля или Платона. Это война, которая направлена против варваров, против тех, кто по природе своей призван жить в подчинении. Против них не позорно воевать и даже полезно в восстановлении естественной справедливости. Неправильная война велась греками с другими греками. Платон называет такую войну хворью, поразившей Элладу. В такой войне нужно было действовать с наибольшими ограничениями и отказываться от насилия как можно старательнее.

С определенными уточнениями можно сказать, что подобное представление о войне было характерно и для Рима. Но уже на закате Западной Римской империи, когда война все чаще перемещалась в пределы римского государства, происходит переосмысление войны, которая начинает восприниматься как обуза, а сами солдаты из доблестных и героических защитников отечества превращаются в грабителей и насильников.

В следующую эпоху, Средние века, с установлением феодального строя связана серьезнейшая децентрализация властных отношений. Появляется множество субъектов, которые равным образом претендуют на право использовать насилие, в том числе и военное. Это будут сами землевладельцы, феодалы, короли, римский престол и впоследствии император, свободные города, банды бедных рыцарей. Средневековая война — это набег, который имеет целью разграбление деревни твоего соперника, может быть, похищение его поселян. Большая удача, если удается захватить рыцаря, которого потом можно продать или обменять на выкуп. Большая, крупномасштабная война для средневекового мира редкость.

Другое явление, характерное именно для эпохи Средневековья, — это появление церкви как равноправного участника международных отношений.

Развивается концепция священной войны, которая обосновывала возможность оборонять христианство как таковое [4].

Те образы войны, тот способ отношения к войне, который появляется в то время, нами сейчас в XXI веке, когда мы рассуждаем о войнах.

2.Теория Карла фон Клаузефица о войне

Глава 2. Философия войны в современности

3.Информационная война

Современные информационные войны ведутся не только государствами, но и крупными корпорациями, общественными организациями, религиозными сектами и даже частными лицами.

Обычно подобные атаки сопровождаются работой с частью политической элиты страны, которая начинает сотрудничать с агрессором. Через СМИ и интернет транслируются призывы к демонстрациям, забастовкам и другим акциям неповиновения, которые еще больше расшатывают ситуацию. Проведение такого комплекса действий (в случае его успеха, конечно) приводит к потере управляемости в стране, экономическому спаду, а нередко и к гражданской войне [1].

2. Информационно-сетевая война

Сетевая война – это конфликт социетального (общества в целом) уровня, проходящий с помощью интернет коммуникаций. Технологии такого рода войны напрямую связаны с геополитикой и понимаются как новейшие средства захвата и подчинения территории без использования традиционного вооружения, но с помощью влияния на мысли и поведение. Субъектами воздействия оказываются отдельно взятые личности, которые в своей совокупности составляют гражданское общество. С помощью социальных сетей и socket pappet-технологий сначала создаются граничные условия и подготавливается общественное мнение Обычно это достигается путем создания большого количества виртуальных аккаунтов, ботов с помощью которых насаждается одна и та же точка зрения, единое мнение, которое должно настроить массы на определенный лад: пользователи Интернета, заходя в сети, видят, что повсюду, во всех блогах транслируется одно и то же мнение, одно и то же настроение, которое они начинают воспринимать как общее место. С помощью этого формируется так называемое "настроение в средах" - пользователи Интернета начинают думать, что повсюду пишут, думают одно и то же, разделяют заданную точку зрения [1].

Включается механизм социального психоза, представитель масс стремится быть сопричастным к тому, что исповедует большинство и тоже стремится подключиться к этому мнению, к этому настроению. Но на самом деле это является позицией не большинства, а определенного центра, который инструментально формирует эту самую "позицию большинства".

Одним из примеров эффективной тактики ведения информационной войны является вытеснение деструктивного контента. Обусловлено это тем, что внимание пользователя сетей ограничено - человек не может прочесть и усвоить информацию больше, чем ему позволяют его физические возможности. Сегодня распространяется еще и другой вид войны сетецентричный. В отличие от сетевых войн, это сугубо военная концепция, прошедшая длительный путь от интеллектуальных разработок и мозговых штурмов через эксперименты и симуляции к практическим действиям, повлиявшим на изменение военной стратегии США и, соответственно, инфраструктуру Пентагона. Она во многом стала возможной благодаря инфокоммуникационной эпохе и инфокоммуникационным технологиям [3]. Таким образом, формы и способы ве­дения информационной войны за сравнительно недолгий срок претерпели качественные изме­нения. Роль информационных техно­логий и средств массовой информации многократно возросла – они сделались ключевым средством достижения во­енно-политических целей государств.

Мир — это общечеловеческая ценность, и достигнута она может быть только общими усилиями всех народов

4. Керсновский А.А. Философия войны, Издательство Московской Патриархии — 2010.

Война как социальное явление

Среди участников войн увеличивается число негосударственных, нерегулярных вооружённых формирований: войны в Чечне, Афганистане, Ливане не являются межгосударственными военными конфликтами.

феномен войны, невозможно опираться только на обыденные

представления, необходимы всесторонние исследования в этой сфере.

Война - во всех смыслах явление уникальное. В каждую

историческую эпоху, в каждом государстве и в каждой культуре война ft

имеет свои особые, присущие только ей характеристики. Война

присутствует в нашей жизни и в виде образов. Содержание образов войны,

другой - особенностями субъектов восприятия, сплетением общественного

и индивидуального сознаний, смешением психологического и

идеологического элементов. Наряду с имплицитным конструированием

> приготовленных ориентации, характеристик и образов войны,

разработанных идеологами и системой пропаганды.

Таким образом, актуальность проблемы войны как социального явления всегда привлекала внимание исследователей. Войну рассматривали как совокупность исторических фактов, либо давали её инструментальную характеристику, обходя тем самым проблему

оснований войны. Основания войны: её причины, поводы, цели, роль случайности, наличие закономерностей - сложны для выявления и понимания. Основания войны всегда ноуменальны, скрыты, в то время как образы войны лежат на поверхности. Образы войн - прошлого, настоящего или будущего - представлены через СМИ, в воспоминаниях участников военных социальных практик. Образы войны интегрированы в языковую картину мира. Образ каждой отдельно взятой войны синтезирует образы других войн, и, в свою очередь, сам выступает в роли одного из образных конструктов. Образ войны - это всегда единство универсального и уникального. В динамике образов войны можно обнаружить динамику самого явления войны. Таким образом, события войны неотделимы от её со-бытия, представлены в образном ряде и актуализированы социальной практикой.

Степень разработанности проблемы. Проблеме войны, важнейшей для человечества, посвящено множество исследований. Влияние войны - непосредственное и опосредованное - распространяется на все области человеческого бытия. Целостное представление о феномене войны можно получить только с учётом комплекса знаний, накопленных в философии, социологии, политологии, культурологи, психологии, истории.

Философская традиция осмысления феномена войны, как правило, связана с изучением войны на фоне общефилософских проблем. Древнегреческие философы (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель) сделали значительный шаг в анализе социальной природы войны. Для Гераклита, война выступает в качестве отца и царя всего сущего. Демокрит одним из первых поставил вопрос о происхождении войны, отметив среди её причин имущественное неравенство людей, внутригосударственный произвол и увеличение бедности граждан. Сократ в ряду причин войны называл: несовершенство человека; невозможность людей разобраться в смысле добра и зла; нарушение законности в государстве по воле правителей. Платон определил войну как «часть искусства

Вплоть до XX века исследователи разрабатывали либо практические вопросы ведения войны, либо сосредоточивались на осмыслении духовно-нравственных проблем, связанных с феноменом войны.

1 См. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М., 1999; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях
и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

2 См. Образцов И.Б. Военная социология: проблема исторического пути и методология // СоЦис. - М.,
1993. -№12.-С. 4-19

внимание также акцентируется на рассмотрении практических моментов вооружённой борьбы.

Тем не менее, как самостоятельная научная проблема, война начинает активно изучаться с сер. XX в. Можно выделить несколько наиболее значимых для данного исследования подходов, которые мы обозначим как структурно-функциональный подход.

Структурно-функциональный подход (Г. Бутуль, Р. Арон, П. Аснер, В. Шнирельман) предполагает рассмотрение войны как некоторой целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.

В рамках формационного подхода к изучению войны, сложившегося под влиянием работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, война рассматривается как общественно-политическое явление, присущее только классовым общественно-экономическим формациям. Социальная сущность войны, её классовое содержание, с точки зрения представителей этого подхода, определяются характером той политики, во имя которой ведётся война (В. Серебрянников, Е. Рыбкин, С. Тюшкевич, Д. Волкогонов, Д. Пачкория).

Социокультурный подход характеризуется тем, что рассматривает войну в тесной связи с развитием социальных и культурных отношений между социальными группами, цивилизациями, религиозными сообществами и т. п. (П. Сорокин, К. Райт, С. Хантингтон, А. Тойнби).

Культурологический подход (Л. Уайт, Й. Хёйзинга, Т. Шеллинг, X. Хофмайстер) предполагает взгляд на явление войны как феномена культуры. С позиций культурологического подхода война предстаёт как важное средство социализации, выработки новых моделей поведения, трансформации культурных ориентиров. Сторонники психологического подхода (3. Фрейд, К. Лоренц, Г. Зиммель) видели источник войны в человеческой психике, в агрессивности человеческого интеллекта и массовых психозах, которые возникают в результате подавления обществом человеческих инстинктов.

Ряд важных для данного исследования аспектов рассматривается в рамках социологии войны в работах И. Образцова, Л. Бургановой, П. Корнилова, В. Ксенофонтова, А. Соловьёва, А. Беляева, В. Конышева, Н. Тимашева.

Таким образом, при достаточно высокой степени разработанности проблемы, сама универсальность и уникальность феномена войны постоянно требует всё нового и нового осмысления.

Объектом диссертационного исследования является война как социальное явление,

Предметом - анализ оснований и образов войны.

Целью исследования является анализ войны как социального явления и деконструкция образов войны. Достижение цели потребовало решения следующих задач:

выявить эвристические возможности основных подходов в исследовании войны как социального явления;

осуществить философский анализ оснований войны как социального явления;

- выявить функциональные связи образов войны с войной как
социальным явлением.

Методологические основы диссертационного исследования.
! Феномен войны не может быть адекватно исследован, исходя из какого-

либо одного методологического принципа, т. к. это - феномен полифункциональный и многофакторный. Использование системного подхода, расширяет, на наш взгляд, исследовательские возможности.

Ведущим методом исследования любых социальных проблем, в том числе и проблемы войны, мы считаем метод интерпретации, который позволяет по разному взглянуть, оценить такие сложные социальные явления как война и образы войны.

Всестороннее рассмотрение феномена войны требует привлечения социологических, политологических, социально-психологических, культурологических и исторических данных. Поэтому в анализе войны как социального явления существенно необходимыми оказываются

частнонаучные методы и принципы исследования, используемые в социологическом и историческом познании: принцип целостности, принцип социокультурной детерминации явлений, принцип формализации. Сложность объекта исследования предполагает использование принципов неклассической эпистемологии: принцип деконструкции, принцип доверия субъекту, принцип социальной ответственности исследователя.

Сама уникальность и универсальность объекта исследования война делает возможным соединение методологических приёмов и принципов классической и неклассической эпистемологии.

Научная новизна диссертационного исследования:

- показано, что основаниями войны как социального феномена
является взаимодействие причин, поводов, целей, случайных факторов и
объективных закономерностей;

выявлены и проанализированы основные подходы к анализу войны как социального явления: структурно-функциональный, формационный, социокультурный, культурологический;

показано, что актуализация войны не всегда детерминирована её очевидными причинами, война становится действительностью в результате действия не только рациональных, но и внерациональных факторов и обстоятельств (активно эксплуатируемый образ врага, искусственно созданный образ конфликтной ситуации);

проанализированы различные аспекты (социальный, политический, психологический) формирования и интерсубъективации образов войны, показана взаимосвязь между социальными отношениями и особенностями репрезентации феномена войны;

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблем феномена войны и связанных с ним состояний общественного сознания. Диссертационный материал может быть использован при подготовке спецкурсов по социальной философии, социальной психологии, политологии, истории.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения и двух глав.

Для понимания феномена войны существенно, что война является лишь одним из многочисленных видов вооруженных конфликтов и насилия. Иногда бывает трудно ограничить войну от иных видов вооруженных конфликтов (межэтнических столкновений, военных экспедиций и набегов, приграничных инцидентов, межобщинных стычек, погромов, массовых беспорядков, терроризма, восстаний и других форм вооруженной борьбы), поэтому специалисты, изучающие различные аспекты войн, уделяют особое внимание определению этого понятия. Вполне понятно, что исследователи различных дисциплинарных традиций (феномен войны изучается не только военными специалистами, но и социологами, антропологами, политологами, историками, философами, а также географами, демографами и экономистами; война входит в число центральных понятий теории международных отношений, международного права, геостратегии) предлагают разные подходы к определению войны.

Война как социальное явление: методологический анализ основных подходов

Различие в подходах к анализу войны обусловлено различием взглядов исследователей на природу, причины и последствия войны. В целом, вплоть до XX века, исследователи обращали основное внимание на нравственную оценку войны, что выразилось в противостоянии двух представлений о войне: как социальном зле и как необходимой для общества функции.

Большое внимание проблеме политики и войны уделял Платон, рассматривавший военное искусство как часть политического искусства . Войну Платон считал естественным состоянием общества, узаконенным способом приобретения рабов и захвата чужих территорий. Исходя из того, что законы, существующие в животном мире, присущи и человеческому обществу и главным принципом социального развития является право сильного над слабым, Платон делает вывод: войны непрерывны, вечны, неустранимы. Одной из существенных социально-политических причин возникновения войн он считал несовершенство установленных форм государства (нестабильна и чревата войной, например, демократия, так как она чрезмерно стремится к свободе; олигархия поддерживается на страхе применения вооружённой силы, так как в ней никогда не соединятся интересы богачей и бедняков; тирания постоянно стремится втянуть граждан в пучину войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе). Среди других причин войн Платон выделял стремление людей бороться за свободу, нежелание граждан подчиняться действующим законам, нравственные пороки, этнические противопоставления и непримиримость между социальными слоями общества.

Аристотель считал, что причина войн в том, насколько организованно то общество, в котором живут люди. В связи с этим, он выделил следующие причины: существование государств, в которых большинство людей находится в подчинении у горстки властолюбцев; нарушение необходимого равновесия в политической структуре общественного устройства; нарушение или отсутствие политических прав граждан; усиление единовластия в условиях аристократии; тяга к демагогическим формам отношений между правителями и гражданами в демократическом государстве1.

Г. В. Ф. Гегель полагал, что войны вызываются природой вещей и именно на это указывают повторения истории.

Проблема содержания и формирования образа войны

Война, из-за её развёрнутости и разделённости в социальном пространстве-времени, воспринимается, не только на уровне фактов непосредственной действительности, но и в виде абстрагированного, идеализированного образа - образа войны. Образ войны, в какой-то мере, представляет собой специфическое социальное бытие войны. Условием его возникновения является создание субъектом искусственного мира, который, с одной стороны, формируется, изменяется и сохраняется субъектом, а, с другой стороны, субъект выступает частью этого мира, т.к. его деятельность детерминирована последним.

Читайте также: