Воинские должности специального назначения доклад

Обновлено: 05.07.2024

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.

1. Командные воинские должности

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п.

Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

2. Операторские воинские должности

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.


Рис. Оператору необходимо иметь способность к длительной концентрации внимания

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

3. Воинские должности связи и наблюдения

Связь — основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную(*), тропосферную(**), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

4. Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

К исходным водительским обязанностям можно отнести следующие умения:

  • водить самодвижущуюся военную технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
  • соблюдать установленные правила движения;
  • своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
  • управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закалённым и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

  • высокой нервно-психической устойчивостью;
  • развитой зрительной и слуховой памятью;
  • быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
  • умением сохранять работоспособность;
  • нормальным цветоощущением.

5. Воинские должности специального назначения

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях почти всегда осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

  • безошибочно выполнять должностные обязанности;
  • в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
  • в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;
  • мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
  • действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.

Выводы

  1. Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов - это командные воинские должности.
  2. Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.
  3. Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.
  4. Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.

Вопросы

Задание

Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.

Дополнительные материалы к § 35

Технические воинские должности

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует большое количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны: уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.


Рис. Специалисты, имеющие технические специальности, осуществляют ремонт и настройку механизмов

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техникой.

Прочие воинские должности

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатомётчиков и пулемётчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатомётчики и пулемётчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

(*) Радиосвязь по линии, образованной цепочкой приёмопередающих радиостанций-ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах.

(**) Радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой.

Должен уметь: Организовать себя и других для выполнения задания. Быстро принимать решение, адекватное сложившейся ситуации. Анализировать факты и конъюнктуру с целью предвидения возможной опасности. Сосредотачивать свое внимание на необходимом объекте нужное количество времени. Прогнозировать дальнейшее развитие обстановки. Контролировать свое эмоциональное состояние. Представлять свое подразделение во время официальных мероприятий.

Области применения: Имеющий данную специальность работает в военных организациях, гарнизонах, частях, подразделениях, миротворческих войсках, в органах юстиции, суда, прокуратуры, внутренних дел, таможни, на стройках, стратегических объектах, на предприятиях. Может работать в научно-исследовательских и учебных институтах, академиях в качестве ученого и преподавателя.

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Ответственность. Честность. Принципиальность. Исполнительность. Дисциплинированность. Грамотная, четкая, логичная устная и письменная речь. Умение убеждать, доказывать свою точку зрения. Организованность. Сильная воля. Аналитические, вербальные, коммуникативные способности. Высоко развитое дедуктивное мышление (от общего к частному). Быстрота реакции. Физическая и психическая выносливость. Инициативность. Хорошая интуиция. Патриотизм. Справедливость. Умение хранить тайну. Чувство долга.

Возможность продолжения образования, карьерный рост: Обучение в академии. Ординатура. Выслуга лет. Повышение в звании. Получение наград. Работа по родственным специальностям.

Командные воинские должности

Командные воинские должности

Среди воинских должностей особо выделяются должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т.п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Каждая командная воинская должность содержит обязанности организатора, воспитателя и специалиста.

По обязанностям, правам, ответственности и требованиям к начальникам, организаторам и воспитателям подчиненных все командные воинские должности схожи между собой. Вместе с тем по обязанностям специалистов они существенно отличаются друг от друга. Командные воинские должности есть у операторов и связистов, у водителей и технологов, в подразделениях специального назначения и прочих. Так, должность командира мотострелкового отделения отличается от должности командира отделения гидроакустикой подводной лодки.

Все командные воинские должности схожи по общим обязанностям и ответственности командира отделения.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации указывается, что командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он является непосредственным начальником личного состава отделения.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): администратор, воспитатель, воспитатель профессионально-технического учебного заведения, дежурный по вокзалу, диспетчер, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта, инспектор военизированной охраны, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, мастер производственного обучения, менеджер, методист внешкольного

учреждения, распределитель работ, руководитель кружка, тренер и т. п.

Операторские воинские должности

Операторские воинские должности

Современное вооружение и военная техника представляют собой совокупность разнообразных человеко-машинных систем, функционирующих при участии человека, под его контролем и руководством.

Нормальная работа человеко-машинных систем обеспечивается выполнением человеком операторских обязанностей. В этом состоит главное предназначение воинских операторских должностей. Без строгого, четкого и профессионального выполнения военнослужащим операторских обязанностей управление современным вооружением и военной техникой при их применении по предназначению становится неэффективным.

Деятельность операторов в различных образцах вооружения и военной техники различна. Но каждый ее вид обязательно включает в себя следующие стадии (операции): прием, оценку и переработку информации; принятие на основе этого соответствующих решений; действия по реализации этих решений; контроль результативности исполнения решений.

Операторская деятельность отличается от других видов труда тем, что оператор решает задачи управления, контроля, передачи или преобразования информации, взаимодействует с техникой, оружием или внешней средой не непосредственно, а опосредованно — с использованием средств отображения информации и органов управления.

В зависимости от содержания и характера выполняемых операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-диспетчеры, операторы-исследователи (операторы-наблюдатели, операторы ввода информации), операторы-технологи и др.

Операторы должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: точностью и быстротой зрительного (слухового) восприятия, точным глазомером, устойчивостью и концентрацией внимания, развитой оперативной памятью, быстротой мышления, умением выделить в информации главное, координацией движений руками, ответственностью и аккуратностью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): геодезист, гидрометнаблюдатель, гравер, градуировщик, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационного диспетчерского) пункта, измеритель электрических параметров радиодеталей, испытатель электрических машин, аппаратов и приборов, корректор, наборщик вручную, наборщик на машинах, наладчик геофизической аппаратуры, оператор передвижной сейсмической установки, оператор станков с программным управлением, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, оптик, оптик-механик, планиметрист, приборист, программист, радиометрист, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, радиооператор, радиотехник, радист-радиолокаторщик, сейсмолог, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра, техник-геодезист, техник-маркшейдер, техник по радионавигации, радиолокации и связи, техник-программист, топограф, фотограф, художник, чертежник, чертежник-конструктор, ювелир-монтировщик, юстировщик и т. п.

Водительские воинские должности

Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии, позволяющей ей успешно выполнять свое предназначение, является высокая мобильность войск (сил), т.е. их способность к быстрому передвижению до начала и в ходе боевых действий, к быстрому развертыванию в боевой (предбоевой) порядок. Обеспечить мобильность войск (сил) призваны машины, непосредственное управление движением которых осуществляют водители.

В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные транспортные средства, предназначенные для перевозки личного состава и военных грузов, транспортировки вооружения и военной техники, буксировки прицепов и полуприцепов различного назначения.

Деятельность водителей преимущественно мыслительно-двигательная, осуществляется на основе приобретенных умений и навыков в процессе управления подвижным объектом.

Примеры родственных гражданских профессий: водитель автомобиля, водитель вездехода, водитель-испытатель, водитель погрузчика, водитель транспортно-уборочной машины, водитель троллейбуса, матрос, машинист автогрейдера, машинист бульдозера, машинист крана автомобильного, машинист крана (крановщик), машинист крана металлургического производства, машинист скрепера, машинист трубоукладчика, машинист экскаватора, машинист экскаватора одноковшового, машинист экскаватора роторного, рулевой (кормщик), тракторист, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, трелевщик и т. п.

Воинские должности специального назначения

Воинские должности специального назначения

Среди классов основных сходных воинских должностей выделяются должности специального назначения. Их отличие заключается в том, что деятельность военнослужащих на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто экстремальных условиях.

Воинские должности этого класса предназначены для решения особо ответственных боевых и учебно-боевых задач в условиях чрезвычайной напряженности и риска для жизни. Они преобладают в воздушно-десантных войсках, морской пехоте, разведывательных подразделениях, имеются в войсках радиационной, химической и биологической защиты.

Военная служба на должностях специального назначения, связанная с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками, предъявляет к солдатам, матросам, сержантам и старшинам повышенные требования.

Они должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: координацией движений, ловкостью, физической силой и выносливостью, решительностью, самообладанием, сообразительностью, смелостью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): взрывник на лесных работах, водолаз, водолазный специалист, газоспасатель, егерь, инкассатор, инструктор авиа пожарной команды, инструктор водолазного дела, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, мастер водолазных работ, охотник промысловый, парашютист-спасатель, парашютист-укладчик парашютов, спасатель, топограф и т. п.

Технологические воинские должности

Поддержание готовности и работоспособности образцов вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, осуществляющие их обслуживание и ремонт.

Обслуживание образцов вооружения и военной техники проводится в принудительном порядке через установленный промежуток времени, а ремонт – по необходимости.

Обслуживание техники представляет собой комплекс мероприятий профилактического характера, направленных на создание наиболее благоприятных условий работы ее узлов и отдельных деталей, а также на выявление дефектов и предупреждение неисправностей.

Деятельность военнослужащих на технологических должностях осуществляется индивидуально или в составе небольших групп при значительных физических и динамических нагрузках.

Военнослужащие для успешной военной службы на этих воинских должностях должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: развитым наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, общеобразовательной и технической грамотностью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): авиационный механик (техник) по планеру и двигателям, авиационный механик (техник) по приборам и электрооборудованию, авиационный механик (техник) по радиооборудованию, аккумуляторщик, аппаратчик концентрирования кислот, газовщик, дезактиваторщик, лаборант, машинист паровых турбин, машинист электростанции передвижной, моторист (машинист), наладчик автоматов и полуавтоматов, наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, оператор заправочных станций, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, радиотехник, сборщик электроизмерительных приборов, слесарь-механик по ремонту авиационных приборов, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, слесарь-механик электромеханических приборов и систем, слесарь-монтажник приборного оборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, слесарь-ремонтник, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, слесарь-электромонтажник, токарь, фрезеровщик, электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования, электромонтажник-наладчик, электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию, электромонтажник по электрическим машинам, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и т. п.

Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования

В качестве кандидатов для зачисления курсантами в военные образовательные учреждения профессионального образования могут рассматриваться граждане Российской Федерации, окончившие образовательные учреждения среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, из числа:

  • граждан, не проходивших военную службу, — в возрасте от 16 до 22 лет;
  • граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — до достижения ими возраста 24 лет;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), — по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет.
  • Кандидаты, поступающие:
  • в Военный институт физической культуры, должны иметь спортивные звания или спортивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта;
  • на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, должны иметь навыки игры на одном из инструментов духового оркестра.

На Военно-ветеринарный факультет при Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии для продолжения обучения принимаются граждане Российской Федерации из числа студентов, окончивших четыре курса ветеринарных университетов, институтов (факультетов) в возрасте не старше 27 лет.

Лица из числа гражданской молодежи, желающие поступить в военные образовательные уреждения профессионального образования, подают заявления в военный комиссариат района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального образования) по месту жительства до 20 апреля 2012 года поступления.

В заявлении указываются: фамилия, имя и отчество, год, число и месяц рождения, адрес местожительства, наименование военного образовательного учреждения профессионального образования и специальность, по которой кандидат желает обучаться.

К заявлению прилагаются: автобиография, характеристика с места учебы или работы, копия документа о среднем образовании (учащиеся представляют справку о текущей успеваемости), четыре фотографии (без головного убора, размером 4,5 / 6 см); копия табеля первого полугодия (для выпускников).

Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и подлинный документ о среднем образовании представляются кандидатом в приемную комиссию военного образовательного учреждения профессионального образования по прибытии; копия свидетельства о рождении; справку о семейно-имущественном положении (состав семьи).

Поступать могут лица годные к военной службе без ограничений по состоянию здоровья.

Предварительный отбор кандидатов из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, проводится призывными комиссиями военных комиссариатов районов до 15 мая года поступления на учебу и включает определение их соответствия.

Куда идти учиться будущему военному?

ВОУВПО МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД

  • Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России
    Адрес: 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ– Камышенское плато, д. 6/2.
  • Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
    Адрес: 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
  • Пермский военный институт внутренних войск МВД России
    Адрес: 614108, г. Пермь, ул. Гремячий лог, 1.

ВУЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИИ

  • Академия федеральной службы охраны России (г. Орел)
    Адрес: 302034, г. Орел, ул. Приборостроительная, 35.
  • Воронежский институт правительственной связи (филиал) академии федеральной службы охраны России
    Адрес: 394042, г. Воронеж, ул. Минская, д. 2.

ВУЗЫ МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РОССИИ

  • Академия гражданской защиты МЧС (г. Химки)
    Адрес: 141435, г.о. Химки, мкрн. Новогорск, Московская область.

ВУЗЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

  • Филиал военного учебно-научного центра сухопутных войск (г. Москва)
    Адрес: 109380, г. Москва, Ж-380, ул. Головачева, 2
  • Филиал военного учебно-научного центра сухопутных войск (г. Рязань)
    Адрес: 390031, г. Рязань, площадь им. генерала армии В.Ф. Маргелова, 1.
  • Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил (г. Краснодар)
    Адрес: 350005, г. Краснодар-5, ул. Дзержинского, 135.
  • Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург)
    Адрес: 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, 13.
  • Военно-технический университет при федеральном агентстве специального строительства РФ (г. Балашиха)
    Адрес: 143900, Московская область, г. Балашиха, ул. Карбышева, 8.

По вопросам поступления обращаться: г. Абинск, Военный комиссариат, ул. Нефтепромысловая, 55

Составитель: О.Н. Легачева

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ urok_35-trebovanija_k_individualnym_kachestvam_spe.doc

Цель: рассмотреть требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям; познакомиться с содержанием подготовки граждан по военно-учётным специальностям.

Оборудование: учебники, компьютер, проектор, презентация урока.

Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Актуализация знаний.

Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?

На какие периоды можно условно разделить обязательную подготовку граждан к военной службе?

По каким направлениям должна проходить обязательная подготовка к военной службе до первоначальной постановки на воинский учёт?

На какие элементы обязательной подготовки к военной службе после постановки на воинский учёт следует обратить внимание, исходя из ваших психологических и физических возможностей?

Работа над новым материалом.

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.

Командные воинские должности.

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Воинские должности связи и наблюдения.

Связь – основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную, тропосферную, космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащими необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

К исходным водительским обязанностям можно отнести следующие умения:

водить самодвижущуюся технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;

соблюдать установленные правила движения;

своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;

управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закалённым и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

высокой нервно-психической устойчивостью;

развитой зрительной и слуховой памятью;

быстрой реакцией и хорошей координацией движений;

умением сохранять работоспособность;

Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связна с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

безошибочно выполнять должностные обязанности;

в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;

в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;

мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;

действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.

Одной из составляющих подготовки граждан Российской Федерации к военной службе является подготовка по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных организациях (объединениях) и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Вооружённые Силы Российской Федерации являются неотъемлемым элементом государственности, который, как и все сферы нашего общества, находится в процессе модернизации. Успех этого сложнейшего процесса и само функционирование армейского механизма непосредственно зависят от эффективности каждого его элемента.

Вооружённые Силы – это институт государства, который сохранил традиции воспитания и развития личности и к которому большинство населения страны относится с доверием.

Служить в Вооружённых Силах всегда было непросто. Но к службе можно подготовиться, чтобы военное дело давалось легче.

Данная подготовка предусматривается для граждан мужского пола, достигших 17-летнего возраста, подлежащих призыву на военную службу и годных к военной службе по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню. При отборе граждан учитывается их гражданская специальность.

Напомним, что отбор для подготовки по военно-учётным специальностям осуществляется военными комиссариатами районов совместно с представителями образовательных учреждений в период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учёт.

Гражданин, овладевший сложной военно-учётной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооружённых Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учётом реальной потребности в таких специалистах.

Ежегодно в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проходят подготовку более 100 тыс. юношей по 33 военно-учётным специальностям, основными из которых являются:

водители колёсных бронетранспортёров;

механики-водители плавающих гусеничных тягачей МТ-ЛБ;

водители автомобильных и пневмоколёсных кранов;

водители автомобилей категорий A , B и C ;

специалисты радиостанций малой и средней мощности и ряд других.

Одной из ведущих организаций, осуществляющих подготовку специалистов, является РОСТО (ДОСААФ) – Российская оборонно-спортивная техническая организация. На её базе ежегодно проходят обучение более 85% граждан, направляемых военными комиссариатами для подготовки по военно-учётным специальностям. В системе РОСТО (ДОСААФ) функционирует свыше 400 школ различного профиля (303 автомобильные, 89 объединённых технических, 15 технических, 3 радиотехнические и 6 морских), около 1200 центральных и региональных спортивно-технических клубов, оснащённых необходимой учебной материально-технической базой и укомплектованных подготовленными преподавательскими кадрами.

По всем интересующим вопросам, связанным с допризывной подготовкой, гражданин может обратиться в военный комиссариат (2-е отделение), где ему помогут определиться с выбором военно-учётной специальности.

Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов – это командные воинские должности.

Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.

Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.

Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.

Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?

Какие профессиональные требования предъявляются к военнослужащим, исполняющим водительские воинские должности?

Каким общим требованиям должны отвечать военнослужащие, исполняющие технические воинские должности?

Вооружённые Силы, другие войска, воинские формирования и органы по-прежнему являются школой мужества для большинства молодёжи, пройти которую должен каждый мужчина.

В общественных организациях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится подготовка по военно-учётным специальностям.

Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.

Окончание урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: рассмотреть требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям; познакомиться с содержанием подготовки граждан по военно-учётным специальностям.

Развивающая - развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности

Воспитательная - проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.

Тип урока: освоение нового материала

Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Актуализация знаний.

Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?

На какие периоды можно условно разделить обязательную подготовку граждан к военной службе?

По каким направлениям должна проходить обязательная подготовка к военной службе до первоначальной постановки на воинский учёт?

На какие элементы обязательной подготовки к военной службе после постановки на воинский учёт следует обратить внимание, исходя из ваших психологических и физических возможностей?

Работа над новым материалом.

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.

Командные воинские должности.

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Воинские должности связи и наблюдения.

Связь – основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную, тропосферную, космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащими необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

К исходным водительским обязанностям можно отнести следующие умения:

водить самодвижущуюся технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;

соблюдать установленные правила движения;

своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;

управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закалённым и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

высокой нервно-психической устойчивостью;

развитой зрительной и слуховой памятью;

быстрой реакцией и хорошей координацией движений;

умением сохранять работоспособность;

Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связна с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

безошибочно выполнять должностные обязанности;

в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;

в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;

мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;

действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.

Одной из составляющих подготовки граждан Российской Федерации к военной службе является подготовка по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных организациях (объединениях) и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Вооружённые Силы Российской Федерации являются неотъемлемым элементом государственности, который, как и все сферы нашего общества, находится в процессе модернизации. Успех этого сложнейшего процесса и само функционирование армейского механизма непосредственно зависят от эффективности каждого его элемента.

Вооружённые Силы – это институт государства, который сохранил традиции воспитания и развития личности и к которому большинство населения страны относится с доверием.

Служить в Вооружённых Силах всегда было непросто. Но к службе можно подготовиться, чтобы военное дело давалось легче.

Данная подготовка предусматривается для граждан мужского пола, достигших 17-летнего возраста, подлежащих призыву на военную службу и годных к военной службе по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню. При отборе граждан учитывается их гражданская специальность.

Напомним, что отбор для подготовки по военно-учётным специальностям осуществляется военными комиссариатами районов совместно с представителями образовательных учреждений в период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учёт.

Гражданин, овладевший сложной военно-учётной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооружённых Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учётом реальной потребности в таких специалистах.

Ежегодно в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проходят подготовку более 100 тыс. юношей по 33 военно-учётным специальностям, основными из которых являются:

водители колёсных бронетранспортёров;

механики-водители плавающих гусеничных тягачей МТ-ЛБ;

водители автомобильных и пневмоколёсных кранов;

водители автомобилей категорий A, B и C;

специалисты радиостанций малой и средней мощности и ряд других.

Одной из ведущих организаций, осуществляющих подготовку специалистов, является РОСТО (ДОСААФ) – Российская оборонно-спортивная техническая организация. На её базе ежегодно проходят обучение более 85% граждан, направляемых военными комиссариатами для подготовки по военно-учётным специальностям. В системе РОСТО (ДОСААФ) функционирует свыше 400 школ различного профиля (303 автомобильные, 89 объединённых технических, 15 технических, 3 радиотехнические и 6 морских), около 1200 центральных и региональных спортивно-технических клубов, оснащённых необходимой учебной материально-технической базой и укомплектованных подготовленными преподавательскими кадрами.

По всем интересующим вопросам, связанным с допризывной подготовкой, гражданин может обратиться в военный комиссариат (2-е отделение), где ему помогут определиться с выбором военно-учётной специальности.

Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов – это командные воинские должности.

Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.

Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.

Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.

Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?

Какие профессиональные требования предъявляются к военнослужащим, исполняющим водительские воинские должности?

Каким общим требованиям должны отвечать военнослужащие, исполняющие технические воинские должности?

Вооружённые Силы, другие войска, воинские формирования и органы по-прежнему являются школой мужества для большинства молодёжи, пройти которую должен каждый мужчина.

В общественных организациях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится подготовка по военно-учётным специальностям.

Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.

Окончание урока.

Читайте также: