Внутриклассная дифференциация гузик н п доклад и презентация

Обновлено: 19.05.2024

Оценить 927 0

Технологии уровневой дифференциации

Гузик Н.П.

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств 'гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Классификационные параметры

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: информационная, 1) ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая.

По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: все виды.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

• Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

- региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

- внутришколъную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, по токи);

- в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

- межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик)

Гузик Николай Петрович - заслуженный учитель РФ, директор школы и учитель химии (Украина, Крым).

Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: первый - уроки общего разбора темы (их называют лекциями); второй -комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти); третий - уроки обобщения и сиетематизации знаний (так называемые тематические зачеты); четвертый - уроки межпредметного обобщения материала (их называют уроками защиты тематических заданий); пятый - уроки-практикумы.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, ни всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);

б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) - заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

Смешанная дифференциация (модель сводных групп)

Объединенной формой двух видов дифференциации обучения - по интересам и по уровню развития является модель сводных групп по параллелям (модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы.

Дети, интересующиеся данным учебным предметом (например, математикой) и имеющие в этом направлении достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу (временный гомогенный класс) продвинутого уровня. Из остальных учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации (группа базового стандарта и группа усиленной педагогической поддержки) формируются еще две сводные группы.

Состав основных классных коллективов при таком разделении остается неизменным, а состав групп меняется в зависимости от предметов дифференциации. По остальным предметам занятия ведутся по единым программам базового стандарта.

Таким образом, учебный процесс в течение дня организуется так: первые три-четыре урока идут по классам, на четвертом-пятом уроках классы распадаются -учащиеся в соответствии с выбранными ими направлениями переходят в сводные группы, где занятия ведут одновременно разные учителя по разноуровневым программам. Реализуется идея о форме дифференциации, которая не ущемляет достоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в коллективах.

Модель сводных групп, объединяющая два вида дифференциации - по уровню достижений и по интересам, действует в параллелях V-IX классов. Переформирование групп проводится по результатам итогового годового контроля. Возможны переходы учащихся из группы в группу и в середине учебного года. Для распределения детей между разными направлениями учебы применяются различные виды диагностики, в том числе интеллектуальные тесты.

Развитие умения распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы и правильно их употреблять.

1. Способствовать формированию навыка распознавать части речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление.

3. Воспитывать любовь к красоте родной природы.

РАБОТА В ТЕТРАДИ

- Запишите слова из таблицы в тетрадь, распределив их на три группы.

Дети выполняют письменное задание в тетради по уровням:

1 уровень – выписывает прилагательные и существительные; 2 уровень – глаголы

Дети зачитывают записанные слова в тетради и называют, какой частью речи они выражены.

Домашнее задание: добавь слово.

1). Ветер на море гуляет и кораблик …

2). Ель растет перед …, а под ней хрустальный дом.

3). Белка песенки …, да орешки все грызет.

4). А орешки не простые, все скорлупки …

1 уровень – вставить пропущенные слова, обозначить части речи;

2 уровень – вставить пропущенное слово и определить, к какой части речи относится это слово.

- упражнять в распознавании падежей по вопросу через работу со словосочетаниями.

развивать речь через составление предложений, текста;

коррекция зрительного восприятия;

воспитывать положительную мотивацию к учению.

Самостоятельная работа. Работа с карточками (карточки по уровням)

1 уровень – 4 словосочетания (определяют падеж)

2 уровень – 4 словосочетания (определяют падеж, пользуясь вопросами, которые у них записаны)

падают на землю

стоят без листьев

скрипит под ногами

падают (на что?) на землю

стоят (без чего?) без листьев

скрипит (под чем?) под ногами

лежит (на чём?) на реках

Проверка: ученик (М/м)

1 уровень составляет предложения о зиме с 4 словосочетаниями

2 уровень – с 2 новыми словосочетаниями.

Проверка. (сначала читают дети 1 уровня, затем 2)

Карточка для д/з: Списать текст, найти существительные и определить падеж (1 уровень), определить падеж с помощью вопросов (2 уровень)

Пришла холодная зима. Ударил сильный мороз. Снег покрыл землю белым ковром. Деревья стоят в зимнем уборе. Дети радуются зиме.

Пришла холодная (что?) зима. Ударил сильный (что?) мороз. Снег покрыл землю белым (чем?) ковром. Деревья стоят в зимнем (в чём?) уборе. Дети радуются (чему?) зиме.

Впишите существительные по смыслу, ставя в нужном падеже:
Ухаживали (за кем?) . Кормили (кого?) . . Полюбили (кого?). . Понравилось (кому?).

Впишите существительные в нужном падеже:
Ухаживали (за кем?) . (лосенок). Кормили (чем?). (молоко). Полюбили (кого?). (лосенок). Понравилось (кому?) . (лосенок).

Допишите окончания существительных:
Ухаживали (за кем?) за лосенк. . Кормили (чем?) молок. . Полюбили (кого?) лосенк. . Понравилось (кому?) лосенк. .

При выполнении письменной работы учащихся по изложению текста.

Самостоятельно. Учитель оказывает помощь по мере необходимости.

Можно пользоваться словами и составленными предложениями.

Вставить нужные слова в основу рассказа:
Однажды ребята нашли (кого?) . и принесли его (куда?). . Ребята назвали его. . Дети (что делали?). за лосенк. . Красавчик полюбил (кого?). . Дети тоже полюбили (кого?). и не хотели с ним . .

Для II группы: Найди лишнее существительное ночь, дочь, мышь, кирпич.

Для I группы: Найди лишнее существительное конь, рожь, мышь, тишь.

Нужно найти существительное второго склонения, в задании для более слабых учащихся его отыскать легче.

Например, использование на уроке загадок, игр.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Технологии уровневой дифференциации

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Технологии уровневой дифференциации

Технологии уровневой дифференциации

Дифференциация обучения Дифференциация в переводе с латинского означает разде.

Дифференциация обучения Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение — это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференцированный подход в обучении Дифференциация обучения (дифференцирован.

Дифференцированный подход в обучении Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп для учёта особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психодого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Технология дифференцированного обучения Технология дифференцированного обучен.

Технология дифференцированного обучения Технология дифференцированного обучения - это совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация: по воз.

В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация: по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно-: возрастные группы); по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы); по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы); по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.); по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.); по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения,; слуха, больничные классы).

По особенностям организации гомогенных групп выделяют: а) внешнюю дифференциа.

По особенностям организации гомогенных групп выделяют: а) внешнюю дифференциацию: региональную, по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы); внутригикольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.); межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы); б) внутреннюю дифференциацию: внутриклассную, внутрипредметную (группы в составе класса).

Положительные и отрицательные аспекты Положительные аспекты Отрицательные асп.

Положительные и отрицательные аспекты Положительные аспекты Отрицательные аспекты Исключается усреднение детей У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять вниманиесильному Отсутствие в классе отстающихобучающихся Реализация желания сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании Сильные дети могут развивать свои способности Слабые дети получают возможность испытывать учебный успех Повышается уровень учебноймотивации в сильных группах В группе, где собраны дети с одинаковым уровнем знаний, прощеи продуктивнее учиться Деление детей по уровню развития негуманно Подчеркивается неравенство детей в классе Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети В сильных группах возникает иллюзия исключительности В слабых группах у детей снижается уровень самооценки, появляется установка на провал, понижается уровень мотивации к обучению Перекомплектованиеразрушает классные коллективы

Модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации (Н.П. Гузик) Автор на.

Модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации (Н.П. Гузик) Выделяют.

Модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации (Н.П. Гузик) Задания.

Модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации (Н.П. Гузик) Выбор пр.

Модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации (Н.П. Гузик) Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

Примеры заданий

Примеры заданий Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется.

Примеры заданий Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учениками общим для всех уровнем образовательного стандарта.

Модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации (Н.П. Гузик) использу.


Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фи.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фи.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фи.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фи.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Данная технология предусматривает: наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый; система результатов, которых должен достичь ребенок, должна быть открыта (т. е. ученик знает, что от него требуют) наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки. Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову-систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации пересдачи зачётов.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фи.


Педагогическая технология В.М.Монахова В технологии В. М. Монахова определены.

Педагогическая технология В.М.Монахова В технологии В. М. Монахова определены три главных объекта проектирования учебного процесса: - Технологическая карта (ТК); - Информационная карта развития учащихся (ИКРУ); - Информационная карта урока (ИКУ)

Педагогическая технология В.М.Монахова Третье правило: Общий вид самостоятель.

Педагогическая технология В.М.Монахова Система оценок успехов обучающихся: -.

Педагогическая технология В.М.Монахова 3.Дозирование домашнего задания (внеау.

Педагогическая технология В.М.Монахова 3.Дозирование домашнего задания (внеаудиторная самостоятельная деятельность учащихся). Цель данного блока - гарантированно подготовить обучающегося через самостоятельное выполнение определённого объёма системы упражнений к диагностике, преодоление перегрузки обучающихся. 4.Логическая структура учебного процесса – цепочка уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей, соответствующих главным вопросам темы. Заканчивается каждый отрезок выполнением самостоятельной работы.

Педагогическая технология В.М.Монахова 5.Коррекция рассчитана на обучающихся.

Педагогическая технология В.М.Монахова Информационная карта урока даёт конкре.

Педагогическая технология В.М.Монахова Информационная карта урока даёт конкретную информацию о каком – либо уроке. Она имеет следующую структуру : - Задачи урока; - Содержание урока; - Методический инструктаж; - Результаты. Информационная карта развития учащегося подразумевает задачи развития, содержание учебно- познавательного процесса, методический инструментарий учителя, ориентиры развития.

Педагогическая технология В.М.Монахова Главное достоинство педагогической сис.

Педагогическая технология В.М.Монахова Главное достоинство педагогической системы В.М.Монахова заключается в том, что она гарантирует достижение конечного результата обучения, рассматривает школьника как равноправного участника учебного процесса, учитывает его возрастные и индивидуальные особенности.

Итог: Во всех случаях смысл уровневой дифференциации сводится к тому, чтобы а.

Итог: Во всех случаях смысл уровневой дифференциации сводится к тому, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, методы и формы обучения.

Гузик Николай Петрович (род. 1941 г.) - заслуженный учитель РФ, директор школы и учитель химии (Украина, Крым).

Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: первый - уроки общего разбора темы (их называют лекциями); второй - комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти); третий - уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты); четвертый - уроки межпредметного обобщения материала (их называют уроками защиты тематических заданий); пятый - уроки-практикумы.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);

б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) - заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.




Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения, ведет к снижению уровня требований, процентомании.

Особенности концептуала

v Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.

v При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику (принцип открытости обязательных требований).

v Мотивация, а не констатация.

v Предупредить, а не наказать незнание.

v Признание права ученика на выбор уровня обучения.

v Ученик должен испытывать учебный успех.

Особенности содержания

Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из 2 уровней требований:

1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся,

2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

– наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;

– базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

– базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

– система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

– наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Особенности методики

Особенностями методики преподавания являются:

• блочная подача материала;

• работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;

• наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.

Оценивание знаний

– полнота проверки обязательного уровня подготовки;

– открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

– оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);

– двоичность в оценке обязательного уровня (зачет-незачет);

– повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;

– кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).

Зачеты проводятся в учебное время, при этом:

– предусматривается резерв времени для доработки;

– возможна помощь учителя во время зачета;

– на каждого ведется лист учета и контроля;

Доклад на тему:

Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для…

Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для…

Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2)…

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2)…

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения

Принцип дифференциации обучения

Принцип дифференциации обучения

Педагогический процесс строится как дифференцированный.
Один из основных видов дифференциации - индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения: совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса

Технология дифференцированного обучения: совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса

Технология дифференцированного обучения:

совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: - по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); -…

По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: - по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); -…

По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-хими-ческие и другие группы, направления, отделения, школы);
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

Дифференцированный подход в обучении

Дифференцированный подход в обучении

Дифференцированный подход в обучении

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Особенности дифференциации по уровню умственного развития

Особенности дифференциации по уровню умственного развития

Особенности дифференциации по уровню умственного развития

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются, наряду с положительными, и некоторые отрицательные аспекты.

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны.

Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны.

Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны.

Деление детей по уровню развития негуманно.
Высвечивается социально - экономическое неравенство.
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны.

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны.

Повышается уровень Я - концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
Перекомплектование разрушает классные коллективы.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию: региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны,…

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию: региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны,…

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д.);
межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Внутриклассную дифференциацию называют еще "внутренней", в отличие от всех других видов "внешней" дифференциации.

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация по

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация по

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация по Н. П. Гузику

Уроки по каждой учебной теме составляют 5 типов, которые следуют друг за другом: уроки общего разбора темы (их называют лекциями); комбинированные семинарские занятия с углубляющейся…

Уроки по каждой учебной теме составляют 5 типов, которые следуют друг за другом: уроки общего разбора темы (их называют лекциями); комбинированные семинарские занятия с углубляющейся…

Уроки по каждой учебной теме составляют 5 типов, которые следуют друг за другом:

уроки общего разбора темы (их называют лекциями);
комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти);
третий - уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты);
уроки межпредметного обобщения материала (их называют уроками защиты тематических заданий);
уроки-практикумы.

Выделяется 3 типа дифференцированных программ: "А", "В", "С", разной степени сложности

Выделяется 3 типа дифференцированных программ:

Выделяется 3 типа дифференцированных программ: "А", "В", "С", разной степени сложности.

Дифференцированные программы (именно "программы", а не "задания") предусматривают 2 важнейших аспекта:
а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);
б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т. д. - до полной самостоятельности).

Задания программы "С" зафиксированы как базовый стандарт

Задания программы

Задания программы "С"

зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания и т. д. Поэтому в содержание программы "С" вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т. д.
Задания программы "С" должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе (а лучше сказать, по следующей за ней программе).

Программа "В" обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение

Программа

Программа "В" обеспечивает

овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение программы "А" поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний

Выполнение программы

Выполнение программы "А"

поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Это уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.

Выделяются 3 варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) - заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося)

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося)

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).

По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой "полного усвоения". Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся.
Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т. п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе "зачет-незачет".

Литература Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения /

Литература Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения /

Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н. Н. Баранова // Начальная школа. - 2016. - № 2 - С. 46-49.
Иванова, И. Ю. Приемы дифференцированного обучения математике / И. Ю. Иванова // Начальная школа. - 2016. - № 5 - С. 33-36.
Суворова, Г. Ф. Дифференцированное обучение: как обеспечить профилактику трудных ситуаций у детей? / Галина Федоровна Суворова // Школьное планирование. - 2015. - № 5/6 - С. 50-58.
. Суворова, Г. Ф. Как продуктивно использовать дифференцированное обучение / Г.Ф. Суворова // Народное образование. - 2015. - № 5 - С. 164-171.
Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994.

Читайте также: